Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании «Программы по хирургическим болезням для студентов ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ медицинских высших учебных заведени...полностью>>
'Документ'
1.1. Цели дисциплины: изучение объективных закономерностей и специфических особенностей размещения и территориальной организации хозяйства страны и е...полностью>>
'Реферат'
Ртуть (англ. Mercury, франц. Mercure, нем. Quecksilber) была известна по крайней мере за 1500 лет до н.э., уже тогда ее умели получать из киновари. С...полностью>>
'Справочник'
В электронной библиотеке Вы можете бесплатно скачать книги, справочники, журналы и словари в электронном виде. Для удобства навигации кроме алфавитног...полностью>>

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 удк 338. 24(075. 8) Ббк 65. 290-2я73

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Нижегородский филиал

А.А. Городнова

ОТ ЭССЕ И РЕФЕРАТА К КУРСОВОЙ, ОТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ К ДИССЕРТАЦИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород 2010

УДК 338.24(075.8)

ББК 65.290-2я73

Г 70

Рецензент: Макарова Л.Г., доктор экономических наук, профессор

Городнова, А.А. От эссе и реферата к курсовой, от выпускной квалификационной работы к диссертации: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 144 с.

ISBN 978-5-85152-863-7

В учебном пособии представлена информация, связанная с выполнением письменных работ в вузах, аспирантурах – эссе, реферата, курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работ, диссертации.

В нем содержатся рекомендации по подготовке, написанию и оформлению рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, диссертаций в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов.

Особое внимание уделяется методике работы над рукописью различных видов работ, представления текстового и иллюстративного материала. В качестве приложений даются нормативные документы, а также образцы оформления отдельных элементов научных работ, необходимый справочный материал.

Учебное пособие предназначено студентам всех форм обучения, а также аспирантам и преподавателям.

ISBN 978-5-85152-863-7 УДК 338.24(075.8)

ББК 65.290-2я73

© Городнова Анфиса Алексеевна

©Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ 7

1.1. Понятие, основные функции и структура реферата 7

1.2. Виды рефератов 9

1.3. Основные этапы работы над рефератом 13

2. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ УЧЕБНОГО ЭССЕ 26

3. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 30

3.1. Основные требования к курсовым работам 30

3.2. Процедура подготовки курсовой работы 32

3.3. Структура курсовой работы 35

4. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 41

4.1. Общие требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам 41

4.2. Требования к элементам выпускной квалификационной работы 42

5. ДИССЕРТАЦИЯ: ПОДГОТОВКА, ЗАЩИТА, ОФОРМЛЕНИЕ 46

5.1. Общие требования, предъявляемые к диссертации 46

5.4. Планирование работы над диссертацией 54

5.5. Составление автореферата диссертации 56

5.6. Представление и защита диссертации 58

6. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ 64

6.1. Общие требования 64

6.2. Представление отдельных видов текстового материала 65

6.3. Оформление таблиц 69

6.4. Оформление формул 71

6.5. Оформление иллюстративного материала 73

6.6. Правила оформления списка использованной литературы 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции организации учебного процесса, законодательные и нормативно-методические документы, касающиеся плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации, требуют расширения инновационной деятельности по совершенствованию, планированию и усилению роли самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов – это один из видов учебных занятий, область реализации творческих интересов.

Самостоятельная работа студента нацелена на:

- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков студентов, полученных ими во время аудиторных занятий;

- ознакомление студентов с дополнительными материалами по изучаемым дисциплинам;

- создание системы мотивации студентов для проведения аналитической работы и самостоятельного научного исследования;

- воспитание в студентах организованности, самодисциплины, творческой активности и эффективности в работе.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

- проработка текущего материала по конспектам лекций и рекомендуемой литературе;

- подготовка к семинарским и практическим занятиям;

- выполнение письменных работ (написание эссе, рефератов, контрольных работ и т.д.);

- подготовка к контрольным работам, тестированию, коллоквиумам и т.д.;

- подготовка к зачетам и экзаменам;

- выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Выполнение самостоятельных письменных работ студентами занимает значительное место в учебном процессе любого образовательного учреждения. Работа студента как над выполнением письменных работ (реферат, курсовая работа и т.д.) вызывает значительные трудности. Это объясняется тем, что в средней школе, к сожалению, дается слабая подготовка в умении работать самостоятельно, и поэтому студентам приходится самим овладевать различными технологиями работы с текстами.

Самостоятельная работа предполагает максимальную активность каждого обучающегося. Она проявляется и в организации работы, и в использовании целенаправленного восприятия, переработки, закрепления, применения знаний, в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания в личные убеждения, неуклонно руководствоваться ими в своей повседневной деятельности. При этом очень важно, чтобы каждый студент понимал, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе.

Отличие самостоятельной работы от более широкого понятия – самостоятельной деятельности - заключается в особенностях их организации и состоит в следующем:

- самостоятельная работа является формой организации самостоятельной деятельности;

- самостоятельная работа всегда строго ограничена временными рамками;

- результаты выполнения самостоятельной работы контролируются профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения, а потому ее выполнение является обязательным для каждого студента.

В настоящем учебном пособии в сжатой форме рассмотрены письменные работы, которые выполняются студентами в период обучения в вузе, не только с точки зрения технологии их написания, но и в контексте формирования умений и навыков студентов, развития их интеллектуальных способностей, совершенствования навыков самостоятельной работы.

В пособии также рассматривается процесс подготовки и защиты диссертации: от выбора учебного заведения, кафедры, научного руководителя и темы до правил оформления документов после защиты диссертации. Диссертация является свидетельством научной квалификации ее автора. Недостаточно высокий уровень методологических и методических знаний аспирантов является серьезным препятствием при подготовке диссертации. Информация в этой области знаний недостаточно структурирована. В учебном пособии рассмотрены все этапы подготовки и защиты диссертации – от первоначальных сведений о том, что представляет диссертация, как выбрать тему, руководителя, кафедру, до процедуры обсуждения и защиты и подготовки документов после защиты.

Структура учебного пособия достаточно проста: прежде всего, рассматривается методика отдельных видов работ по степени их усложнения (реферата, эссе, курсовой работы, выпускной квалификационной работы, диссертации), а затем – вопросы информационного обеспечения работы над письменными заданиями.

В приложении даны нормативные документы, а также образцы оформления отдельных элементов научных работ, необходимый спрввочный материал.

1. РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ

1.1. Понятие, основные функции и структура реферата

В учебном процессе вуза широкое распространение получил такой вид самостоятельной работы, как реферат Особенно часто он используется при изучении гуманитарных дисциплин.

Слово «реферат» в переводе с латинского языка буквально означает «пусть он доложит».

ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования» дает следующее определение: «Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Сводный реферат - реферат, составленный на основе двух и более исходных документов» (Приложение № 1).

Реферат выполняет следующие функции:

- дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

- предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

- используются в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации.

Реферат используется в качестве элемента библиографической записи и элемента выходных сведений (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.19-2001 «Формат для обмена данными. Содержание записи», ГОСТ 7.23-96 «Издания информационные. Структура и оформление», ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.51-98 «Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление»).

Структура реферата. Реферат включает следующие аспекты содержания исходного документа:

- предмет, тему, цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы;

- область применения результатов;

- выводы;

- дополнительную информацию.

Оптимальная последовательность аспектов содержания зависит от назначения реферата. Например, для потребителя, заинтересованного в получении новых научных знаний, наиболее удобным является изложение результатов работы и выводов в начале текста реферата.

В качестве объектов реферирования выступают научные, научно-технические статьи, разделы монографий.

Целью реферирования является алгоритмизация действий человека при анализе текста научного документа для выявления его основного смыслового содержания. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- анализ структуры первичного документа;

- выявление в тексте документа аспектов содержания на основе формальных текстовых признаков;

- выбор в соответствии с заданным перечнем тех аспектов содержания, которые подлежат включению в реферат-экстракт (дайджест);

- составление реферата на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания.

Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. Широко известные методы только называются. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора документа, имеют практическое значение. Следует указать пределы точности и надежности данных, а также степень их обоснования. Уточняют, являются ли цифровые значения первичными или производными, результатом одного наблюдения или повторных испытаний.

Область применения результатов важно указывать для патентных документов.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в исходном документе.

Дополнительная информация включает данные, не существенные для основной цели исследования, но имеющие значение вне его основной темы. Кроме того, можно указывать название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе исходного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п. При наличии в исходном документе серьезных ошибок и противоречий могут даваться примечания автора реферата и редактора.

1.2. Виды рефератов

Существуют разные виды рефератов, и, соответственно, к ним подходят разные модели подготовки. Можно выделить четыре основных вида рефератов: учебные, контрольные, служебные и творческие.

Учебные рефераты – это, как правило, те, которые задают в качестве самостоятельных работ в школах и вузах. Цель учебных рефератов – научить обучающегося работать эффективно. Эффективность – это не объем, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. Однако это не означает, что самый эффективный подход состоит в том, чтобы найти в Интернете готовую работу и сдать ее вместо своей. Особенность учебных рефератов заключается в том, что от них не требуется практической отдачи, то есть автор реферата представляет тему. В то же время, работа над учебными рефератами позволяет приобрести навыки для разработки контрольных рефератов, имеющих практическую значимость.

Контрольные рефераты используют для проверки готовности обучающегося к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя через свое видение темы.

Контрольный реферат в обязательном порядке сдается при поступлении в магистратуру, аспирантуру и некоторые учебные заведения, особенно зарубежные. В ряде случаев контрольный реферат называют «эссе», и тогда он ближе к сочинению, так как в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать свое право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали труды известных ученых. Поэтому в начале работы над контрольным рефератом необходимо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды.

Сегодня при трудоустройстве на престижную работу некоторые фирмы могут потребовать у соискателей, которые не имеют опыта работы, представление реферата по теме, которой занимается фирма. У специалистов со стажем фирмы обычно требуют представить отчет о результатах их прошлых проектов, резюме или рекомендации, а у выпускников вузов, как правило, ничего этого нет. Контрольный реферат позволяет проверить мотивацию работника, выяснить, насколько он знаком с этим видом деятельности, представляет ли она для него личный интерес, а также, не уйдет ли он из фирмы вскоре после того, как приобретет первые навыки. Современные работодатели не намерены вкладывать инвестиции в обучение персонала, который может покинуть организацию в любое время.

При подготовке контрольных рефератов, предоставляемых при трудоустройстве, важно обратить внимание не только широту и глубину знаний, но и на оперативность работы.

Для того, чтобы готовить контрольные рефераты быстро и четко, надо иметь опыт, который приобретается в процессе подготовки учебных рефератов.

Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. Обычно они связаны с тем, что руководству организации необходимо срочно изучить какой-то вопрос, а времени на это нет. В таком случае задание поручается помощнику руководителя – референту, секретарю или специалисту. Глубину проработки и время на разработку задает руководитель, причем времени никогда не бывает достаточно, так что раскачиваться и учиться некогда.

Следует обратить внимание на то, что если время не ограничили, то это сигнал тревоги, который означает, что вас проверяют. В этом случае надо самому себе поставить такой жесткий барьер по времени, какой только можно, исходя из того, что в данной организации считается приличным. Если это учебное заведение, то приличным можно считать недельный срок. Если это коммерческая организация, то необходимо уложиться в одни сутки. Если при этом придется поработать дома ночью, то это в порядке вещей.

Творческие рефераты – это самый интересный вид рефератов. Творческие рефераты готовятся для себя и не имеют конкретной цели, хотя на самом деле цели у них есть, причем очень масштабные.

Прежде чем приступить к написанию курсовой или выпускной квалификационной работы, диссертации, статьи или книги, желательно сначала разработать серию рефератов по близким темам. Темы этих рефератов никто и никогда вам задавать не будет, и контролировать работу тоже, так как это дело личное и творческое.

Выделяют несколько причин, которые объясняют, почему работу над творческими материалами лучше начинать с рефератов.

Первая причина заключается в том, что творческие работы лучше всего выполнять тогда, когда есть желание. Это намного эффективнее. Работа проходит быстро и интересно. Поводом для написания реферата может стать знакомство с интересной статьей в периодическом издании, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с публикацией в Интернете, либо сообщение, полученное по электронной почте. Если отложить эту работу до того времени, когда на нее появится задание, то работа может получиться натянутой и неинтересной, так как к этому времени содержание может забыться.

Оперативно создавая рефераты для себя, можно пополнять коллекцию. Это позволит быстро подготовиться к выступлению на конференциях, к публикации материалов в научных сборниках.

Вторая причина, поясняющая целесообразность подготовки самостоятельных творческих рефератов, состоит в том, что даже опытные авторы редко могут написать хорошую работу с первого раза. Обычно большинство авторов говорит, что если бы им пришлось выполнить ту же работу еще раз, они сделали бы ее иначе. Постоянное недовольство результатами своего труда – это неотъемлемая черта творчества. В творчестве нет стандартов и эталонов, каждый оценивает свой результат субъективно. Если есть недовольство и желание все переделать – это нормально, но чтобы не переписывать свои работы бесконечное число раз, начинать надо их не на пустом месте, а на основе заранее подготовленных рефератов.

Третья причина заключается в том, что в любой творческой деятельности есть противоречие между структурой работы и ее содержанием. Опытные авторы хорошо знают, что тема работы обладает свойством «вести» автора. Чтобы не допустить этого, необходимо заранее продумывать структуру, то есть план. В то же время, работа, построенная по четкому плану, может быть похожа на строевой устав. Многие авторы пытаются работать без плана, но тогда работа получается далеко не научной.

Особенно трудно готовить материалы для публикации в сети Интернет. Эти публикации должны быть увлекательными, иметь четкую структуру, которая затем реализуется с помощью гиперссылок. В связи с этим работу делают в два приема. Сначала статью пишут так, как пишется, а потом ее переписывают, чтобы получилась стройная структура, которая не противоречит содержанию. Если есть заранее подготовленный реферат, то все получается быстро и эффективно.

Четвертая причина состоит в том, что обычный человек не может уместить в голове содержание большого труда. По-видимому, контрольная работа – это верхний предел того, что еще можно создавать без специальных заготовок. Курсовая работа, а также выпускная квалификационная работа требуют предварительной разработки нескольких рефератов. Какая-то часть работы обязательно останется невостребованной, но без этого не обойтись.

Работа только тогда становится творчеством, когда ее пропускают через сито строгого отбора. Строгий отбор – это основа любого творчества, а чтобы было из чего отбирать, надо иметь исходные материалы. Творческие рефераты очень хорошо для этого подходят.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.
  3. Рецензенты: И. Б. Левицкая проректор по научной работе гоу «Государственный институт развития образования», к п. н., доцент

    Книга
    Николау Л. Л., Иванова В. В. Олимпиады в начальных классах (математика, русский язык, природоведение): учебно-методическое пособие. Тирасполь, ООО «Курсив», 2007.
  4. Сборник научных трудов кафедры

    Документ
    Сборник научных трудов кафедры «Экономики и управления предприятиями» СибАДИ. Главной целью сборника является предоставление научных направлений деятельности кафедры, возможности опубликования результатов работы ученых, молодых кандидатов
  5. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»

Другие похожие документы..