Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
отягчающие и смягчающие административное правонарушение Предмет и источники трудового права Принципы правового регулирования трудовых отношений Трудо...полностью>>
'Методические рекомендации'
Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданс...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессио...полностью>>
'Практикум'
Цель семинарских занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам ОЦЕНКИ БИЗНЕСА, в развитии у студентов н...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Е.В. Жижко

МОНИТОРИНГ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины

по специальности 040101.65 «Социальная работа»

Данный учебный курс также является частью образовательной
программы укрупненной группы 040000 «Социальные науки»
по направлению 040101.62 «Социальная работа» (бакалавриат)

Красноярск

2009

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность социальной политики и социальной работы обусловлена не только правовыми гарантиями и материальными ресурсами государства, но и надёжным, системным, оперативным научно-информационным обеспечением процессов управления социальной сферой на всех уровнях её функционирования – федеральном, региональном, муниципальном. Последнее достигается за счёт широкого внедрения в практику управления социальными процессами автоматизированных информационных систем и современных технологий сбора, анализа, диагностики и прогнозирования развития социально-экономической ситуации, принятия на этой основе эффективных управленческих решений.

Требованиям такого анализа в полной мере отвечает социологический мониторинг социальной сферы как метод познания социальных процессов в их статистике и динамике. Будучи действенным инструментом социальной диагностики и прогнозирования функционирующей социальной сферы, он позволяет в заданных пространственных границах и временных интервалах регулярно получать оперативную управленческую информацию. Несомненное преимущество мониторинга, в сравнении с разовыми исследованиями, заключается в его способности систематически наращивать и интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и создавать на этой основе постоянно обновляющиеся информационные банки.

Социологический анализ конкретных социально-экономических ситуаций, складывающихся в тот или иной момент времени, является одной из важных функций мониторинга. Без регулярного осуществления этой функции становятся невозможными не только наращивание основной информационной базы данных, но и подготовка актуальных управленческих решений. Адаптация имеющихся и разработка оригинальных компьютерных программ, применяемых в мониторинге, обеспечивают достаточно полную и адекватную обработку, анализ, хранение получаемой эмпирической информации в приемлемых для пользователя формах (табличные разработки, графические отображения).

Строгое соблюдения всеми исполнителями требований методических рекомендаций и контроль за полнотой и качеством сбора информации обеспечивают достоверность результатов мониторинга, несмотря на относительно небольшую по численности выборочную совокупность.

В Красноярском крае многие управленческие решения в социальной сфере принимались в результате проведения социологических мониторингов, организованных кафедрой теории и методики социальной работы Красноярского государственного университета:

  • Концепция семейной политики Красноярского края;

  • Целевая программа Красноярского края “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;

  • Целевая программа Красноярского края «Дети-сироты»;

  • Целевая программа "Профилактика наркомании и пресечение незаконного оборота наркотиков и психотропных
    веществ в г. Красноярске";

  • Целевая программа Красноярского края «Социальная поддержка молодой семьи»;

  • Изменение объемов финансовых потоков для перевозки пассажиров муниципального транспорта (федеральных льготников);

  • Программа развития поселка «Удачный» и другие.

Социологические мониторинги позволили собрать и систематизировать информацию для принятия управленческих решений, адекватных социальной ситуации и наиболее эффективных.

Программа дисциплины “Мониторинг социальной сферы» рассчитана на студентов, специализирующихся по социальной работе. Данная программа была разработана составителем с учетом собственного опыта работы в российских и зарубежных исследовательских центрах.

Цель курса дать студентам целостное теоретическое представление и практические навыки самостоятельного проведения полномасштабной научной исследовательской работы в рамках собственного исследовательского проекта, направленного на изучение конкретного процесса (явления) социальной сферы.

Задачи курса:

  • рассмотреть особенности научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения;

  • обобщить необходимый набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы;

  • научить качественно осуществлять обзор научной литературы и первичный сбор данных для предварительного изучения проблемы;

  • научить четко формулировать объект, предмет, цель и задачи исследования;

  • обобщить варианты использования основных методов проведения аналитической, прогнозной и мониторинговой работы;

  • ознакомить с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов;

  • подготовить к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Место курса в профессиональной подготовке специалиста

в области социальной работы

Учебная дисциплина “Мониторинг социальной сферы» имеет прикладной характер, основываясь, прежде всего, на эмпирической социологии и частично на практической психологии.

Программа курса раскрывает систему основных методов социологического анализа, показывает междисциплинарный характер социальных исследований, ориентирует студентов на сравнительный социально-исторический анализ социальных отношений.

Специалист социальной работы должен уметь:

  • организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;

  • проводить самостоятельно и творчески исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;

  • вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий;

  • предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, используя современные средства редактирования и печати;

  • разрабатывать стратегии и конкретные программы социальной работы в курируемом районе, регионе, стране на основе проведенных исследований.

Требования к уровню освоения содержания курса

  • Обязательное выполнение итоговой письменной практической работы.

Студент, прослушавший курс “Мониторинг социальной сферы» должен:

  • знать основные методы социологического исследования;

  • уметь применить основные методы социологического исследования в конкретных исследованиях в социальной работе, в первую очередь, – при подготовке курсовых и дипломной работы;

  • кратко, логично и аргументированно излагать материал в курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работе.

Форма итогового контроля

По окончании курса студенты сдают зачет.

СТРУКТУРА КУРСА

ТЕМА 1. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. “Мониторинг социальной сферы» как учебная дисциплина: цель и задачи курса дисциплины, место курса в профессиональной подготовке специалиста социальной работы, структура курса, требования к уровню освоения курса, особенности изучения курса.

  2. Мониторинг социальной сферы как исследовательский метод.

  3. Мониторинг социальной сферы как практическая деятельность социального работника. Методы, применяемые при проведении мониторинга социальной сферы.

Практическое задание: описать особенности научного исследования определенной социальной проблемы.

Практическое задание: Привести все возможные методы, применяемые при мониторинговом изучении определенной социальной проблемы или социального явления.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.

  2. Параллельность и общность процессов социальной работы и научно-исследовательских процессов (практических и исследовательских работ).

  3. Практическая ориентированность мониторинговых исследований в социальной сфере.

Практическое задание: Параллельность и общность процессов социальной работы и научно-исследовательских процессов (практических и исследовательских работ) – показать взаимосвязи на конкретных примерах.

ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Определение объекта и предмета исследования.

  2. Определение цели и задач исследования.

Практическое задание:

Вырабатывание навыка выделения объекта и предмета для исследования.

Выделить объект и предмет для исследования в рамках одной из социальных проблем.

Практические задания:

  1.  Работа с конкретной проблемной ситуацией в области социальной работы (на ваш выбор; лучше, если проблемная ситуация будет связана с вашей курсовой работой этого учебного года): перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, описать данную проблему, перевести формулировку проблемы в исследовательский вопрос.

или

  1. Определить объект и предмет конкретного исследования в области социальной работы (тема – на ваш выбор; лучше, если проблемная ситуация будет связана с вашей курсовой работой этого учебного года). Определить цель и задачи выбранного исследования.

или

  1. Для исследования в области социальной работы (тема выбрана вами на семинаре по теме № 3) в соответствии с его объектом, предметом, целью, задачами и гипотезой подобрать все возможные методы сбора информации. Подробно описать, что именно и каким методом будет исследоваться.

ТЕМА 4. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ

(КВАЛИФИКАЦИОННОЙ, ДИПЛОМНОЙ)

РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Лекция

  1. Выбор темы выпускной работы, её непосредственная связь с социальной работой.

  2. Выбор кафедры и научного руководителя. Согласование и утверждение темы выпускной работы.

  3. Формальные требования, предъявляемые к выпускной работе: объем, количество источников и т.п.

  4. Подбор и изучение источников и литературы.

  1. Композиция выпускной работы: титульный лист, содержание, введение, главы, заключение, литература, приложения.

  2. Планирование содержания выпускной работы. Создание плана исследования.

  3. Композиция введения: краткое описание проблемы (проблемной ситуации) и её актуальности; объект, предмет, гипотезы, цель, задачи, методы. Необходимость соответствия объекта, предмета, цели и задач содержанию работы.

  4. Композиция глав, правила составления выводов по параграфу.

  5. Изучение и обобщение данных практической деятельности по избранной теме. Проведение собственных исследований как составная часть подготовки выпускной работы.

  6. Разработка конкретных предложений по решению изученной социальной проблемы (практических рекомендаций, методических разработок, целевых программ и т.д.).

  7. Композиция заключения.

  8. Правила оформления текста работы, ссылок. Библиографические требования и стандарты.

  9. Общие требования, предъявляемые к цитированию. Типичные ошибки, допускаемые при цитировании. Цитирование по цитате и использование пересказа.

  10. Оформление приложений. Правила использования таблиц и графических изображений статистических данных.

  11. Сроки утверждения тем выпускных работ, график работы над выпускной работой. Сроки и условия допуска к защите.

  12. Процедура предзащиты выпускной работы (не позднее чем за месяц до защиты): сроки, формальные и содержательные требования.

  13. Подготовка чистового варианта текста, обсуждение его с научным руководителем, получение отзыва научного руководителя (в письменной форме).

  14. Рецензирование выпускной работы.

  15. Представление выпускной работы с подписью руководителя, отзывом и рецензией для оценки состояния готовности и получения решения кафедры о допуске к защите (не позднее чем за одну неделю до защиты).

  16. Публичная защита выпускной работы перед Государственной аттестационной комиссией (формальные и содержательные требования).

  17. Подготовка текста для выступления на защите и иллюстративного материала.

  18. Основные ошибки, допускаемые при ответах на вопросы.

Семинар

Практические задания по работе с дипломной работой:

1. Создать содержание (план) дипломной работы. Написать введение к дипломной работе. Для этого:

  • кратко описать проблему (проблемную ситуацию) и её актуальность для современного российского общества;

  • выделить объект, предмет, гипотезы, цель, задачи;

  • кратко описать применяемые методы и методики;

  • перечислить предполагаемые практические результаты (достижения) работы над проблемой.

Обсуждение результатов индивидуальной работы в группах.

2. Составить выводы по параграфам дипломной работы.

3. Написать заключение.

4.Написать рецензию на собственную работу.

Основная литература:

  1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 128 с.

  2. Демидова А.Л. Научный отчет о результатах исследования / А.Л. Демидова // Социол. исслед. 1986. № 1. С. 159-161.

  3. Жижко Е.В. Методика исследований в социальной работе: рабочая программа и учебно-методические материалы дисциплины по специальности «социальная работа». Красноярск: изд-во КрасГУ, 2005.

  4. Жижко Е.В. Социологический мониторинг как современный способ оценки и прогноза социальных явлений // Социология социальной работы: Материалы ИНТЕРНЕТ-конференции. Барнаул: Изд-во АГУ, 2006. 0,1 п.л.

  5. Заклинский П.А. Методические рекомендации по разработке дипломных проектов и написанию дипломных работ / П.А. Заклинский. М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001.

  6. Кочубей Л.Г. Методологические основы социального анализа / Л.Г. Кочубей. М.: Социально-технологический ин-т, 1998. 62 с.

  7. Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона. М.: МГСУ, 1998. 140 с.

  8. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учеб. пособие для высш. шк. / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. М.: Гаудеамус, 2005. 496 с.

  9. Требования к выпускной квалификационной работе // Примерное положение об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по направлению и специальности «социальная работа». М.: Учеб.-метод. объединение вузов России по образованию в области социальной работы, 2002. С. 8-10.

  10. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы / Г.Ю. Чернов. Дубна: Феникс+, 2002. 208 с.

  11. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. Минск: Амалфея, 2000. 208 с.

  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с.

Дополнительная литература:

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2001. 496 с.

  2. Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа / М. Дебюс: Пер. с англ. Барнаул, 1995. 85 с. С. 4-13.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с.

  4. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформ. науч. работы: Для студентов-иностранцев / А.К. Демидова. М.: Рус. яз., 1991. 202 с.

  5. Калинин С.Ю. Библиографический аппарат научной работы / С.Ю. Калинин // Библиография. 1993. № 2. С. 36-45.

  6. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие / Ю.С. Колесников. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.

  7. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Ноэль: Пер. с нем.; / Общ. ред., вступ. и закл. ст. Н.С. Мансурова. М.: АВА-ЭСТРА, 1993. 272 с.

  8. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. 304 с.

  9. Современный социо-анализ. М.: Моск. отделение Российского научного фонда и Фонда Форда, 1996.

  10. Солсо Р.Л. Экспериментальная психология / Р.Л. Солсо, М.К. МакЛин. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 272 с.

  11. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии / Г.Г. Татарова. М.: Наука, 1993. 103 с.

  12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара, 1995.

АДРЕСА САЙТОВ В ИНТЕРНЕТЕ

  • Отделение Российской академии наук

http://www.сhe. nsk. su/RAN/WIN/STRUCT/D1V1SION.HTM

  • Институт социологии РАН

http://www.isras.rssi/ru

  • Институт социально-политических исследований

http://www.ispr.ras.ni

  • Фонд «Общественное мнение»

  • ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

http://www.wciom.ru

  • МОНФ (Московский общественный научный фонд)

http://www.mpsf..org/indexr.html.u

  • Центр независимых социологических исследований

http://www.indepsocres.spb.ru/

  • Центр социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования

http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.htlm

  • Центр социологических исследований МГУ

/

  • Gallup Ltd. Петербург

/rus/defaultl.html

  • Служба PR

http://www.prser.ru/

  • Меркатор

http://www.mercator.ru/

  • Петерлинк

http://www.infopro.spb.su/survey/

  • Московский центр гендерных исследований

http:

  • Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета

http: //www1.ehu.unibel.by/

  • Харьковский центр гендерных исследований

http://www.gender.univer.kharkov.ua

  • «Социология от А до Я»

http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/

  • МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.socio.msu.ru/

http://www.nir.ru/socio/

  • СПбГУ

http://www.soc.pu/ru/

  • Европейский университет в Санкт-Петербурге

/socio/index, htm

  • Социологические исследования (журнал)

http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.htm

  • Социологический журнал

/ socio/scipubl/ socjour.htm

  • Журнал социологии и социальной антропологии (журнал факультета социологии СПбГУ)

http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/

  • Новое поколение: экономисты, политологи, философы (журнал)

http://www.newgen.org/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социально-правовой факультет (1)

    Программа
    Гендерология и феминология: Рабочая программа и учеб.-метод. материалы дисциплины / Сост. Е.В. Жижко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2004.
  2. Социальная экология

    Программа
    Социальная экология: Рабочая программа и учеб.-метод. материалы дисциплины / Сост. Е.В. Жижко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. 48 с.
  3. Правовое просвещение

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  4. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права Самара 2007

    Монография
    В монографии представлены результаты исследования рецепции западных правовых институтов. Автор исходит из концепции, что в рецепции права главным является идеологический компонент, который позволяет разглядеть истинные причины рецепции
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007.

Другие похожие документы..