Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Н. И. Пирогов – гордость отечественной науки и культуры – известен прежде всего как гениальный хирург с мировым именем. Он был не только блестящим ме...полностью>>
'Документ'
Первое упоминание о пристальном интересе к числам в древнем Вавилоне появляется в то самое время, когда Вавилон был покорен персами, в VI веке до н.э...полностью>>
'Диплом'
Защита состоится « » 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия МИД России» по адресу:...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится: «3» декабря 2009 г. в 10.00 часов, на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01. в Казанском государственном унив...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовая среда предпринимательства Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема № 1. Предпринимательство как важнейшая категория рыночной экономики

Понятие «предпринимательство» в русском языке появилось относительно недавно, примерно в середине 19 в., о чем свидетельствует «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1801-1872), первое издание которого относится к 1863-1866 гг. Перечисляя слова «предприниманье, предпринятие, предприятие», он так разъясняет их: «Предприятие, что предпринимается, самое дело. Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый, решительный, отважный на дела этого рода… Предприимчивость, свойство, качество и способность эта».

Наиболее полное современное определение предпринимательства дается в «Экономической энциклопедии» под редакцией академика РАН РФ Л.И. Абалкина: «Предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предпринимательство предполагает имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия (государственное, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие)». Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1) инициативная деятельность;

2) новаторская деятельность;

3) деятельность по организации и управлению производством;

4) рисковая деятельность;

5) получение предпринимательского дохода.

Во всем мире именно предпринимательство и предприниматели являются источником развития общества, поскольку именно предпринимательская активность создает новые предприятия, рабочие места и новый доход.

Российский предприниматель всегда имел свои особенности: еще русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) обращал внимание на очень странное сочетание в их характере, с одной стороны, расчетливости, а с другой — склонности принимать «подчас, очертя голову» самое, что ни на есть, безнадежное и нерасчетливое решение. По его мнению, в этом проявлялось воздействие «своеобразия и капризов природы», которым противопоставляется «каприз собственной отваги». Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу, считал он, и есть «великорусский авось».

Другой, не менее парадоксальной чертой великоросса, по его мнению, являлось сочетание способности к самому напряженному труду и одновременно к длительному безделью. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс, однако нигде в Европе не найти такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в Великороссии, отмечал он. Данный парадокс объяснялся сочетанием очень короткого лета, требующего напряжения всех сил, и вынужденного безделья в осенние и зимние месяцы. Большое влияние на великоросса, как писал В.О. Ключевский, оказали условия расселения и тот факт, что человек должен был работать не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателям южных окраин Руси, а часто в одиночку, в глуши леса с топором в руке. Поэтому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами.

Природа страны, считал он, обусловила и невозможность для жителей рассчитать перспективы развития. Поэтому великороссу присущи в большей степени осмотрительность, чем предусмотрительность, способность больше замечать последствия, чем заглядывать вперед. Это умение, по словам В.О. Ключевского, и есть то, что мы называем «задним умом». Поговорка «русский человек задним умом крепок» вполне соответствует и современной действительности. Собственно и сегодня российский предприниматель действует так же.

Предпринимательство является экономической формой реализации хозяйственной деятельности людей. Предпринимательство осуществляется его субъектами. К субъектам предпринимательской деятельности сегодня относят:

- собственно предпринимателей;

- потребителей;

- людей, работающих по контракту, или наемных работников;

- государство.

Собственно предприниматели характеризуются различным отношением к собственности на средства производства и всеобщей доступностью производственной деятельности. Предприниматели осуществляют организацию производства товаров и услуг и предложение их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурентную борьбу. Экономической основой является любая негосударственная собственность на средства производства: частная, акционерная, коллективная и др.

Потребители, как условие предпринимательской деятельности, поскольку только в результате потребления товаров и услуг создаются возможности и стимулы для новой предпринимательской деятельности. Основой предпринимательского интереса потребителей является собственность на собственный денежный доход. Стремление максимизировать собственную потребительскую корзину товаров и услуг (приобрести больше за ту же сумму) — его суть. Оно характеризуется всеобщностью, рациональностью, персональной заинтересованностью. Потребительский интерес — стимул предпринимательской производственной деятельности.

Люди, работающие по контракту. Деловой интерес их реализуется, по мнению ряда экономистов, непосредственно через саму фирму и удовлетворяется ее конечными результатами. Работник по контракту относится к субъектам предпринимательства по следующим причинам:

- во-первых, здесь присутствует объект сделки — рабочая сила (способности, умения, навыки, необходимые для реализации предпринимательского проекта);

- во-вторых, заключая сделку (контракт по найму), обе стороны идут на предпринимательский риск (квалификация работника может оказаться ниже требуемой или условия производства недостаточно компенсируются оговоренной суммой вознаграждения);

- в-третьих, работающий по контракту является не пассивным участником, а и непосредственно заинтересованным в результатах эффективности самой предпринимательской деятельности, поскольку от этого зависит величина и регулярность выплаты его заработной платы, он также зачастую владеет акциями данной фирмы;

- в-четвертых, люди, работающие по контракту, одновременно являются прямыми или потенциальными потребителями товара.

Государство может выполнять различные функции по отношению к предпринимательству:

- во-первых, оно может тормозить предпринимательство, если осуществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику;

- во-вторых, оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и т.д.;

- в-третьих, оно может просто оставаться нейтральным.

Деятельность государства как субъекта предпринимательства осуществляется в двух аспектах: социально-экономическом и непосредственном государственном предпринимательстве.

Первый аспект реализуется в форме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и переподготовке кадров предпринимательства. Государство также берет на себя функции создания рыночной инфраструктуры производства: банковской системы, страховой и биржевой систем и т.д.

Второй аспект реализуется в следующих формах:

- создание системы государственных предприятий в отраслях, составляющих часть государственной монополии;

- долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель контрольного пакета акций), которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное или стратегическое значение;

- регулирование предпринимательской деятельности в той или иной форме;

- реализация больших государственных программ по государственным заказам;

- регулирование ставки процента.

Особая роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков и денежного обращения. Средством такого регулирования является установление пределов обязательного резервирования, требований к коммерческим банкам.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Ранее к субъектам предпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономической деятельности:

1) частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;

2) группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т.д.;

3) в отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.

Такой подход позволяет выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства включает следующие стадии:

- поиск новой идеи и ее оценку;

- составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов;

- создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;

- управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.

Единоличное предприятие. Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Преимущества:

- единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не требует больших затрат.

- владелец сам себе хозяин и располагает значительной свободой действий для принятия решений о том, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

- владелец может предоставлять клиенту персональные услуги.

- стимулы эффективной работы - самые энергичные. Владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.

Недостатки:

- за редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие. Так как для единоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

- осуществляется полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из виду технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, рекламе и распределении продукции.

- наиболее важный недостаток заключается в том, то единоличный владелец являет субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если предприятие обанкротилось, он персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.

Партнерство - эта форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.

Преимущества:

- подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.

- поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии.

- управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы, например, за управление, производство и т.п.

Недостатки:

- участие в управлении нескольких человек. Подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.

- финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности частного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыли предприятия.

- продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

- партнерство (товарищество) страдает от неограниченной ответственности за деятельность предприятия. Полное партнерство означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

- можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.

Корпорация:

- малое предприятие;

- акционерное общество (закрытое и открытое);

- совместное предприятие.

Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиками. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

Преимущества:

- наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества с точки зрения их покупателей. Корпорации имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в ее способности обеспечить банкам прибыльность счетов.

- другое существенное преимущество корпораций - это ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.

- поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении - от ее собственных должностных лиц. Партнерство внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством, недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.

Недостатки:

- регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

- следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации, второй — как часть личного дохода владельца акций.

- при единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

Причины этого кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует право участия в голосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации.

Все компании с ограниченной ответственностью должны быть зарегистрированы в Регистрационной палате. Закон требует от всех зарегистрированных компаний публиковать годовые отчеты и предоставлять копии этих отчетов в Регистрационную палату.

Тема 2. Финансовая среда предпринимательства

Среда предприятия включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Ее можно рассматривать как спектр некоторых ограничений деятельности, при этом важно учитывать ее нестабильный характер.

Анализ среды включает:

- анализ факторов среды, т.е. ее состояние;

- анализ природы изменения среды;

- выявление возможностей реагирования на эти изменения.

Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы.

Поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду.

Основная среда ( макросреда ), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов.

Социальная среда: демографические факторы, стиль жизни, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества, а также социально-экономические классы.

Правовая среда. Производственные предприятия, как и все бизнесорганизации, работают в определенных юридических рамках, имеют определенные права и обязанности (трудовое, гражданское, потребительское экологическое отрасли права, монопольное законодательство и права собственности).

Государственная и политическая среда: роль государства как законодателя, которая тесно связана с уровнем политической стабильности и настроением законодателей по отношению к бизнесу, государство также выступает как регулятор (субсидии, налоговые льготы).

Технологическая среда может создавать для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения (влияние изменения технологии на структуру и профессиональный уровень персонала).

Экономическая среда: доходы населения, курс валют, инфляция, налогообложение и др.

Наиболее значимым фактором, как правило, является политико-правовой, на втором месте - экономический, далее социальный фактор и фактор технологических инноваций.

Экономический фактор макросреды будет описываться, прежде всего, основными факторами макроэкономического риска - это платежный баланс страны, фискальная позиция государства, т.е. его бюджет, денежные индикаторы.

При этом для прогнозирования сценариев изменения этого фактора необходимо провести детальный анализ по таким важнейшим социально-экономическим показателям как:

- валовой внутренний продукт (ВВП);

- объем промышленной продукции;

- доходы населения;

- денежная масса (МZ);

- инвестиции в основной капитал;

- индекс цен производителей промышленной продукции;

- индекс цен производителей в строительной промышленности;

- кредитные вложения в экономику;

- ввод в действие общей площади жилых домов;

- оборот от розничной торговли;

- процентные ставки;

- уровень инфляции;

- численность зарегистрированных безработных;

- налоговые ставки;

- курс доллара;

- цена на нефть.

Аналогично анализируются и описываются и прочие составляющие финансовой макросреды.

Также важно отметить, что с точки зрения финансов предприятия финансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.

Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции). К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д.

Таким образом, с этой точки зрения, совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства.

Финансовая микросреда предпринимательства оказывает прямое и потому более повседневное воздействие на бизнессубъекты.

Существует два подхода к определению понятия «финансовая микросреда предпринимательства»:

1) первый подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции маркетолога;

2) второй подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции финансового менеджера.

С точки зрения маркетинга, можно выделить финансовую микросреду предпринимательства , характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию — поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурные факторы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    В условиях рыночной экономики управление финансами одна из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштаба деятельности.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Налоги и налогообложение Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Формирование у студентов современных фундаментальных знаний в области налогов и сборов, изучение отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы малого бизнеса Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Финансы» - изучение сущности финансов, функций финансов, современных теоретических концепций государственных финансов, вопросов государственного бюджета, налогообложения и контроля.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения методов анализа риска и риск-менеджмента на предприятии: операционных

Другие похожие документы..