Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Эзотерика подразумевает знание тонких сил Природы. Тонкие силы природы, как правило, не воспринимаются Пятью внешними Чувствами человека. Но между вне...полностью>>
'Учебно-тематический план'
«Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранени...полностью>>
'Урок'
Вспомни функции митохондрий в клетке. Изучи более подробно энергетический обмен в клетке. Приготовить рассказ описательного характера об энергетическо...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное образовательное учреждение «Андреевская средняя общеобразовательная школа Адрес: 601370 Владимирская область, Судогодский район пос. Ан...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Краевой конкурс мультимедийных уроков

Номинация: «История и обществознание».

Предмет – Обществознание.

Тема урока: Вероучение в мировых религиях.

Класс-9 (возможно использование в 10-11кл.)

Автор проекта - Калайда Екатерина Витальевна учитель истории и обществознания Муниципального образовательного учреждении Средней общеобразовательной школы № 65 имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича.

Краснодар 2007 г.

«Вероучение в мировых религиях».

Цели и задачи:

  1. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.

  2. Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.

  3. Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.

  4. Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.

  5. Продолжить формировать умение ребят работать в группах.

Структура урока:

Этапы

Формы и методы

Время

Подготовительный.

Подготовка уч-ся сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии».

Дополнительно дома.

Введение.

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Вводное слово учителя.

1-2 мин.

3 мин.

Основная часть:

1 этап. Повторение изученного материала

Работа уч-ся по вопросам с показом слайдов.

5 мин.

2 этап. Изучение материалов урока.

Выступление уч-ся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы.

15 мин.

3 этап. Групповая работа с документами.

Работа с документами в группах сопровождаемая ответами на поставленные вопросы.

7-10 мин.

4 этап. Обобщение и закрепление.

Ответы на обобщающие вопросы.

3 мин.

Заключение.

Подведение итогов. Выводы.

2 мин.

Данный урок является вторым уроком по теме «Религия». Возможно увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.

Вопросы урока:

1.Что такое религия?

2.Какую роль и функции она выполняет?

3.Какие виды религий известны человечеству?

4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?

Основные понятия:

Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

Введение

1.Учитель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.

Слайд№1, 2 презентации учителя.

2.Вводное слово учителя.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.

Слайд № 3,4 презентации учителя.

Основная часть.

1.Этап. Повторение изученного.

Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?

  • На какие виды подразделяются религии?

  • Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?

Слайд № 5,6,7 презентации учителя.

Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

Слайд № 8,9 презентации учителя.

(от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

Слайд № 10,11 презентации учителя.

(от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)

  • Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?

  • Что вам известно о религиях в современном мире?

2 этап. Изучение материалов урока.

Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.

Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.

См. варианты презентаций учащихся № 2 Буддизм, 3 Христианство,

4 Ислам.

По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу ,которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь.

(см. приложение № 1, таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся уч-ся).

3 этап. Работа с документами

Класс делится на группы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.

(См. приложения №2, 3, 4.)Далее предлагается обобщить только что полученнуюинформацию по вопросам, предложенным к документам.

Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.

Пояснения к отрывку из Библии :

Слово- ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.

4 этап: Закрепление и обобщение:

После изучения документов класс отвечает на вопросы:

1. Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

5.Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

Заключение.

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Домашнее задание:

$ 20,вопросы и задания.

Список использованной литературы:

1. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1-2. М.

«Аванта +»,1996г.

2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3. А. Мень. История религии

4.А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., 2004г.

Приложения:

1. Таблица №1.

2. Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея(отрывки).

3. Коран (отрывки).

4.«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) -Vв.до н.э (отрывок).

5. Дополнительные материалы для учащихся.

Приложение 1.Таблица №1.

Мировые религии

Название религии, её основные направления

Время

возник-

новения

Численность верующих

В каких странах и регионах наиболее распространена

Основные положения вероучения

Буддизм

Христианство

Ислам

Приложение 2.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Глава 1

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Глава 22

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Вопросы:

1.Что было в начале?

2.Что означает Слово?

3.Что означает Свет? Что он значит для людей?

4.Кто был первым носителем Закона Божия?

5.Что известно о Боге?

Приложение№3

КОРАН

1. Oткрывающая книгу

(1). Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

1(2). Xвaлa — Aллaxy, Гocпoдy миpoв,

2(3). милocтивoмy, милocepднoмy,

3(4). цapю в дeнь cyдa!

4(5). Teбe мы пoклoняeмcя и пpocим пoмoчь!

5(6). Beди нac пo дopoгe пpямoй,

6(7). пo дopoгe тex, кoтopыx Tы oблaгoдeтeльcтвoвaл,

7. нe тex, кoтopыe нaxoдятcя пoд гнeвoм, и нe зaблyдшиx.

КОРАН

112. Очищение (веры)

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

1(1). Cкaжи: «Oн — Aллax — eдин,

2(2). Aллax, вeчный;

3(3). нe poдил и нe был poждeн,

4(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!»

3. Верующие

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

1(1). Cчacтливы вepyющиe,

2(2). кoтopыe в cвoиx мoлитвax cмиpeнны,

3(3). кoтopыe yклoняeтcя oт пycтocлoвия,

4(4). кoтopыe твopят oчищeниe,

5(5). кoтopыe xpaнят cвoи члeны,

6(6). (кpoмe кaк oт cвoиx жeн и тoгo, чeм oвлaдeлa дecницa

иx, — вeдь oни нe вcтpeтят yпpeкa,

7(7). a ктo ycтpeмитcя зa этo, тe yжe нapyшитeли),

8(8). кoтopыe coблюдaют cвoи дoвepeннocти и дoгoвopы,

9(9). кoтopыe coблюдaют cвoи мoлитвы, —

10(10). этo oни нacлeдники,

11(11). кoтopыe нacлeдyют paй, oни в нeм пpeбyдyт вeчнo.

12(12). Mы yжe coздaли чeлoвeкa из эcceнции глины,

13(13). пoтoм пoмecтили Mы eгo кaплeй в нaдeжнoм мecтe,

14(14). пoтoм coздaли из кaпли cгycтoк кpoви, и coздaли из cгycткa кpoви кycoк мяca, coздaли из этoгo кycкa кocти и oблeкли кocти мяcoм, пoтoм Mы выpacтили eгo в дpyгoм твopeнии, — блaгocлoвeн жe Aллax, лyчший из твopцoв!

27(27). И мы внyшили eмy: «Cдeлaй кoвчeг нa Haшиx глaзax и пo Haшeмy внyшeнию, a кoгдa пpидeт Haшe пoвeлeниe и зaкипит пeчь,

28. тo ввeди в нeгo из вcex пo двe пapы и твoю ceмью, кpoмe тex из ниx, o кoтopыx пpeдшecтвoвaлo Moe cлoвo и нe гoвopи co Mнoй o тex, кoтopыe были нeпpaвeдны: пoиcтинe, oни бyдyт пoтoплeны!

47(45). Пoтoм пocлaли Mы Mycy и бpaтa eгo Xapyнa c Haшими знaмeниями и яcнoй влacтью

48(46). к Фиpayнy и eгo знaти, нe oни вoзгopдилиcь и oкaзaлиcь нapoдoм вeличaющимcя.

49(47). Oни cкaзaли: «Paзвe мы cтaнeм вepить двyм людям, пoдoбным нaм, кoгдa нapoд иx нaм cлyжит».

50(48). И oбвинили oни иx вo лжи и oкaзaлиcь из чиcлa пoгyблeнныx.

51(49). Mы дaли Myce книгy, — мoжeт быть, oни пoйдyт пo вepнoмy пyти!

52(50). И Mы cдeлaли cынa Mapйaм и мaть eгo знaмeниeм и дaли им yбeжищe y xoлмa c пoкoйным пpeбывaниeм и иcтoчникoм.

Вопросы:

1.Назовите основные заповеди. Сравните заповеди Евангелия и Корана.

2.Каково имя Господа?

3.Что известно о Господе?

4.О каких известных вам библейских событиях идёт речь в Коране?

5.Кто принёс Закон Божий людям?

Приложение №4

«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) -Vв.до н.э

Из наставлений Будды

Человек, следующий Дхарме (высшая Божественная мудрость, предназначение), похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

«Я не называю человека брахманом ( принадлежность к высшей касте) только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся не взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к миру - свободным от привязанностей.

Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.

Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнею; кто, будучи мудрецом…совершил всё, что можно совершить».

Вопросы:

1.Есть ли упоминание в данном документе о Боге?

2.Что является высшим благом для человека?

3.Каковы основные заповеди для буддистов?

4.Как можно пояснить последнюю фразу?

Приложение 5.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

ХРИСТИАНСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Вероучение. Учение о Боге.

Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество — уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама — Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» — Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное» учение (от лат. Trinitas — Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви («патристика», расцвет которой приходится на 4 — 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного — специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.

Учение о Богочеловеке (христология)

Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в христианстве как единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» — таков тезис, отстаиваемый Блаженным Августином против доктрины вечного возвращения («О граде Божьем» XII, 14, 11). Иисус Христос — «Единородный», единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв. (Поэтому для христианства неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих просвященных» — от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма, через манихейство и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других «эзотерических» доктрин нового и новейшего времени).

Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном «вочеловечении», так что вездесущность Бога вмещается в пределах одного человеческого тела («в Нем обитает вся полнота Божества телесно» — Послание апостола Павла к колоссянам 2:9), а Его вечность — в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для христианства, что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят «при Понтийском Пилате», т. е. во времена такого-то наместника — мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3:1). Христианство отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство, отрицавшее «со-безначальность» и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство, разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство (см. монофиситы), напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность — «воистину Бог» и «воистину человек» — четырьмя отрицаниями: «неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо». Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируемости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипассиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия — «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог в раи с разбойником и на престоле... со Отцем...»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок: «Мировые религии». Цели и задачи

    Урок
    Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
  2. Тема урока Кол-во часов (6)

    Урок
    - Понятия: познание, чувственное и рациональное познание, агностики, рационалисты, истина абсолютная и относительная, критерии истины, научное познание,
  3. Программа элективного курса по географии: «Мировые религии»

    Программа
    Курс «Мировые религии» рассчитан на 10 лекционных занятий. Темы занятий составлены с учетом программы В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира», где в теме «Население мира» одним из изучаемых вопросов является
  4. М. Т. Якупов мировые религии

    Монография
    Монография посвящена современному анализу моральных аспектов мировых религии: буддизма, христианства и ислама. Возникновение и развитие современных глобальных проблем, прежде всего угрожающих самим основам человеческого бытия, формируют
  5. У, что это мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет оно играло огромную роль в истории культуры, было органически связано с мировой историей

    Документ
    Христианство столь значительно для современного человека не только потому, что это - мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет оно играло огромную роль в истории культуры, было органически связано с мировой историей.

Другие похожие документы..