Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Метою курсу «Культурологія» є ознайомлення студентів із категоріальним апаратом, методами, класичними і сучасними концепціями відповідної дисципліни ...полностью>>
'Руководство'
Согласно Положению о премиях, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.99 № 206, в редакциях Постановлений Правительс...полностью>>
'Конкурс'
IХ Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (далее – Конкурс) проводится Министерством образования и науки Ро...полностью>>
'Документ'
Ма́рко По́ло (итал. Marco Polo; 15 сентября 1254, Венеция (по другой версии, Корчула), — 8 января 1324, Венеция) — итальянский купец и путешественник...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

С.Б. Бурухин

“______”____________ 200__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»

направления 060100 «Здравоохранение»

Форма обучения: очная

Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

(19 нед.)

2

(18 нед.)

3

(19 нед.)

Общая трудоемкость дисциплины

420

137

132

151

Аудиторные занятия:

280

95

90

95

Лекции

56

20

22

14

Практические занятия

224

76

72

76

Самостоятельная работа

140

42

42

56

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

-

-

3

Обнинск 2008

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 060100 «Здравоохранение» специальности 060101 «Лечебное дело»

Программу составили:

И. В. Гайворонский, профессор кафедры морфологии дмн

А. В. Кац, ассистент кафедры морфологии

Программа рассмотрена на заседании кафедры морфологии

(протокол № __ от __.__.200_ г.)

Заведующий кафедрой морфологии

___________________ И. В. Гайворонский, профессор кафедры морфологии, дмн

“____”_____________ 200__ г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Учебно-методического

Управления

____________ Ю.Д. Соколова, доцент, кхн

“____”_____________ 200__ г.

Декан факультета «Лечебное дело»

___________Ю. С. Романко, дмн

“____”_____________ 200__ г.

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения анатомии человека является – дать студентам знания и умения по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела, систем и аппаратов органов на основе современных достижений науки, с учетом требований практической медицины; научить использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей практической деятельности врача.

Задачами изучения анатомии человека как фундаментальной медицинской дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение, топографию и функции органов, индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез); анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгеновское изображение; варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные этапы истории анатомии;

- методы анатомических исследований и анатомические термины

(русские и латинские);

- анатомию и топографию органов, детали их строения и основные функции;

- взаимоотношения органов друг с другом, проекцию органов на поверхности

тела;

- основные этапы развития органов (органогенез);

- основные варианты строения и возможные пороки развития органов;

- закономерности строения тела человека в целом, анатомические и

функциональные взаимосвязи отдельных частей организма друг с другом;

- значение фундаментальных исследований анатомической науки для

практической и теоретической медицины.

Студент должен уметь:

- правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и

и др.);

- находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали

строения, правильно называть их по-русски и по латыни;

- находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные

сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы;

- находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их

строения;

- пользоваться научной литературой;

- используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и

аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела

человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и

проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владеть «анатомическим

материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- биология;

- физика;

- химия.

3. Содержание дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Анатомия человека.

Анатомия человека - наука, изучающая формы, строение и развитие организма человека. Функциональная анатомия человека - системное строение и топографические взаимоотношения органов и частей тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Использо­вание данных эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии. Влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и физической культуры на строение организма человека.

Анатомия - фундаментальная наука о человеке, основа теоретической и прикладной медицины. Значение знания строения и топографии органов и тканей для понимания жизненных отправлений у здорового и больного человека, создания правильных представлений о причинах болезней, реше­ния вопросов диагностики и лечения.

Основные этапы онтогенеза человеческого организма. Начальные ста­дии развития человека, закономерности преобразования зародышевых ли­стков. Понятия о соме, внутренностях и анатомических механизмах гумо­ральной регуляции. Характеристика наиболее часто встречающихся вари­антов строения и топографии органов в свете учения о типах телосложе­ния, закономерностях возрастных изменений анатомии и топографии ор­ганов. Роль осей и плоскостей в анатомии, используемых при изучении всех разделов предмета.

Значение анатомических терминов Международной анатомической номенклатуры (на латинском и русском языках), использование их в медицинском образовании на теоретических и клинических кафедрах.

1.2. История анатомии.

Основные этапы накопления анатомических знаний. Значение работ Аристотеля, Герофила, Гиппократа, Эразистрата, Галена, Ибн-Сины (Ави­ценны) в становлении и развитии анатомической науки.

Анатомия эпохи Возрождения. Вклад Леонардо до Винчи в развитие анатомии. Значение трудов Андрея Везалия как основателя классической описательной (систематической) анатомии человека. Гарвей - первоот­крыватель кровообращения. Значение исследований Мальпиги для разви­тия микроскопической анатомии.

1.3. История отечественной анатомии.

Выдающиеся основоположники научной анатомии в России (С.Г.Зыбелин, А.П.Протасов, М.И.Щепин, Н.М. Максимович-Амбодик, А.М.Шумлянский, П.А. Загорский, И.В.Буяльский). Анатомия как фундаментальная наука для теоретической и практической медицины. Н.И. Пирогов, его тру­ды по прикладной анатомии и методы изучения строения, топографии ор­ганов и тканей. П.Ф. Лесгафт - основоположник функционального направ­ления в анатомии. Работы В.М.Бехтерева, В.А. Беца, Д.Н.Зернова по анато­мии нервной системы. В.Н.Тонков и Б. А. Долго-Сабуров, их роль в разви­тии экспериментальной морфологии. Г.М.Иосифов, Д.А.Жданов как круп­ные исследователи функциональной анатомии лимфатической системы. М.Г.Привес, его вклад в рентгеноанатомию. Труды В.Н. Терновского - крупный вклад в историю анатомии. М.Ф.Иваницкий, его роль в развитии физической культуры, динамической анатомии.

2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

2.1. Учение о костях - остеология.

Общие сведения об анатомии скелета. Краткие данные о развитии кос­тей (виды остеогенеза). Классификация костей по форме, строению, разви­тию и функции.

Кость как орган. Особенности внутреннего строения (конструкции) кости: корковое (компактное) и губчатое (трабекулярное) вещество. Остеон как структурно-функциональная единица трубчатой кости. Химический состав, физические и механические свойства кости, их возрастные измене­ния. Надкостница (периост), ее механические, трофические и репаративные функции (при росте и переломах костей). Эндост, его строение и назначе­ние. Возрастные особенности строения костей. Кости в детском, юношес­ком, зрелом, пожилом и старческом возрасте. Кость в рентгеновском изо­бражении. Влияние механических нагрузок, труда и спорта на строение костей.

Рентгеноанатомия костей.

Кости осевого скелета.

Позвонки. Строение типичного (грудного) позвонка: тело позвонка, дуга, отростки, отверстие позвонка. Особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба (шейные, грудные, поясничные позвонки, крестец и копчик). Возрастные и половые особенности строения позвонков, их прикладное значение, варианты развития и аномалии по­звонков.

Ребра и грудина. Строение, классификация ребер (истинные, ложные и колеблющиеся ребра). Головка, шейка, бугорок, тело, борозда ребра. Пер­вое ребро, его особенности. Развитие ребер.

Грудина: рукоятка, тело, мечевидный отросток. Развитие ребер и гру­дины, их варианты и аномалии.

Череп. Кости, составляющие мозговой отдел черепа: лобная, клино­видная,

затылочная, теменная, решетчатая, височная. Кости лицевого отде­ла черепа: верхнечелюстная кость и нижняя челюсть, нижняя носовая ра­ковина, сошник, носовая, небная, слезная, скуловая кости. Подъязычная кость. Строение отдельных костей мозгового и лицевого отделов черепа. Воздухоносные кости. Топография черепа: свод, основание; важнейшие образования наружного и внутреннего основания черепа. Передняя, сред­няя и задняя черепные ямки; глазницы, полость носа; кости, входящие в
состав стенок ротовой полости; топография височной, подвисочной и кры­ловидно-небной ямок. Развитие костей мозгового и лицевого отделов че­репа.

Возрастные особенности черепа; череп новорожденного: роднички, динамика и сроки их зарастания. Старческие изменения костей черепа. Половые и типовые особенности строения черепа. Варианты нормы и ано­малии развития костей черепа. Рентгеноанатомия черепа. Придаточные па­зухи и гипофизарная ямка в рентгеновском изображении, их возрастные особенности, прикладное значение.

Скелет конечностей (верхней и нижней).

Скелет верхней конечности, подразделение на кости пояса и свободной части верхней конечности. Кости пояса верхних конечностей (плечевого пояса): ключица и лопатка, их части, строение, топография. Кости свобод­ной части верхней конечности: кости плеча (плечевая кость), предплечья (лучевая и локтевая кости), кости запястья (ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная, кость-трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная), пястные кости, фаланги пальцев. Строение костей свобод­ной части верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Подразделение на кости пояса и свободной части нижней конечности. Кости пояса нижних конечностей (тазовый по­яс): тазовая кость и ее части (подвздошная, седалищная и лобковая кости). Кости свободной части нижней конечности: кости бедра (бедренная кость и надколенник), кости голени (большеберцовая и малоберцовая кости). Кости стопы: кости предплюсны (таранная, пяточная, ладьевидная и кли­новидная кости), кости плюсны и фаланги пальцев стопы.

Развитие и возрастные особенности костей верхней и нижней конеч­ностей. Варианты и аномалии костей конечностей.

2.2. Учение о соединениях костей – артрология.

Соединения костей, их классификация по строению и функциям: фиброзные (непрерывные) соединения (синдесмозы): межкостные мембраны, связки, швы, вколачивание; хрящевые соединения (синхондрозы). Синови­альные соединения костей (суставы). Анатомическая и биомеханическая классификация суставов: простые, сложные, комплексные и комбиниро­ванные суставы; одноосные суставы (цилиндрический, блоковидный), двуосные (эллипсоидный, мыщелковый, седловидный), многоосные (шаро­видный, плоский). Строение сустава: суставной хрящ, суставная губа, сус­тавная капсула, суставная полость, суставной диск (мениск).

Соединения костей туловища и черепа с позвоночником.

Соединения тел позвонков: межпозвоночные диски (фиброзное коль­цо и студенистое ядро); дугоотростчатые соединения (межпозвоночные сус­тавы), связки позвоночника; атлантозатылочный и атланто-осевой суставы. Позвоночный столб (позвоночник) в целом (изгибы, возрастные особенно­сти). Соединения позвоночника с черепом. Суставы в рентгеновском изо­бражении. Реберно-позвоночные и грудино-реберные суставы (соедине­ния). Грудная клетка в целом. Форма грудной клетки у людей различных типов телосложения; грудная клетка в рентгеновском изображении. Ано­малии развития ребер и грудины. Возрастные особенности позвоночного столба. Формирование изгибов позвоночного столба в онтогенезе.

Соединения костей черепа.

Роднички, швы и синхондрозы черепа. Височно-нижнечелюстной сустав: форма, строение, оси движения.

Соединения костей верхней конечности.

Соединение костей пояса верхних конечностей. Грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы, их строение, функции.

Соединение костей свободной части верхней конечности. Плечевой сустав. Локтевой сустав. Соединение костей предплечья (межкостная мем­брана и лучелоктевые соединения). Лучезапястный, межпястные и среднезапястный суставы. Суставы кисти. Форма и строение, оси движения в суставах свободной части верхней конечности. Рентгеноанатомия соеди­нений костей верхней конечности.

Соединение костей нижней конечности.

Соединение костей пояса нижних конечностей. Соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз) и с крестцом (крестцово-подвздошный сустав), их форма, строение, функции. Таз как целое, его под­разделение на большой и малый таз. Возрастные, половые, типовые и ин­дивидуальные особенности таза; форма и размеры женского таза. Анома­лии развития таза.

Соединения костей свободной части нижней конечности. Тазобед­ренный сустав. Коленный сустав. Соединения костей голени (межкостная мембрана). Голеностопный сустав и суставы стопы. Форма и строение, оси движения в суставах свободной части нижней конечности. Стопа как це­лое. Своды стопы. Рентгеноанатомия соединений костей нижней конечно­сти.

2.3. Учение о соединениях костей – миология.

Мышца как орган: строение, подразделение на части, сухожилия (апо­неврозы) мышц. Классификация мышц по форме, строению и функциям; мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. Вспомогательные аппараты мышц: фасции и их классификация, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, блоки, сухожильные дуги, костно-фиброзные и фиб­розные каналы.

Понятие об анатомическом и физиологическом поперечниках мышц; основные показатели о силе и работе мышц: теория рычагов, раскрываю­щая механизм функции мышц, двигательного аппарата в целом. Развитие скелетных мышц, их варианты и аномалии.

Мышцы и фасции туловища.

Классификация мышц туловища по форме, функциям и по происхож­дению. Строение мышц туловища, закономерности их послойного распо­ложения. Поверхностные мышцы спины (трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидные, зубчатые) и глубокие мышцы спины (мыш­ца, выпрямляющая позвоночник, поперечноостистая, подзатылочные и др.). Топография и функции мышц спины. Пояснично-грудная фасция, ее поверхностная и глубокая пластинки; топография поясничного треуголь­ника и четырехугольника (Лесгафта).

Мышцы и фасции груди.

Большая и малая грудные, передняя зубчатая и межреберные мыш­цы, подключичная мышца, их строение, топография и функции. Диафраг­ма, ее части, строение, топография и функции. Слабые места диафрагмы. Развитие диафрагмы. Фасции и клетчаточные пространства груди.

Мышцы и фасции живота.

Косые, поперечная и прямая мышцы живота: их строение, топогра­фия, функции. Пирамидальная мышца. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота. Фасции и клетчаточные пространства живота. Пахо­вый канал, его стенки, содержимое (у мужчины, у женщины). Квадратная мышца поясницы, ее строение, топография.

Мышцы и фасции шеи.

Классификация мышц шеи по происхождению, расположению и по функции.

Поверхностные мышцы шеи (подкожная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы; надподъязычные и подподъязычные мышцы). Глубокие мышцы шеи (лестничные мышцы, длинные и прямые мышцы головы и шеи).

Шейная фасция и ее пластинки, их отношение к мышцам шеи. Межфасциальные пространства и треугольники шеи.

Мышцы и фасции головы.

Мимические и жевательные мышцы. Особенности расположения и функции мимических мышц (мышцы свода черепа; мышцы, окру­жающие глазную щель; мышцы, окружающие носовые отверстия (ноздри); мышцы, окружающие отверстие рта; мышцы ушной раковины).

Жевательные мышцы, их расположение и функции. Жевательная и височная мышцы, крыловидные мышцы. Отношение жевательных мышц к нижней челюсти и к височно-нижнечелюстному суставу. Височная и жевательная фасции.

Особенности развития мимических и жевательных мышц.

Мышцы и фасции верхней конечности.

Классификация мышц и фасций верхней конечности по их располо­жению, строению и функциям.

Мышцы и фасции пояса верхних конечностей (плечевого пояса). Дель­товидная, подостная, надостная, подлопаточная мышцы. Большая и малая круглые мышцы. Фасции и клетчаточные пространства плечевого пояса.

Мышцы и фасции свободной части верхней конечности (плеча, пред­плечья и кисти).

Мышцы плеча. Передняя группа (сгибатели плеча и предплечья - клювовидно-плечевая, двуглавая мышца плеча, плечевая мышца) и задняя группа (разгибатели плеча и предплечья - трёхглавая мышца плеча и лок­тевая мышца).

Мышцы предплечья: передняя группа (сгибатели кисти и пальцев, мышцы-пронаторы - плечелучевая мышца, круглый пронатор, лучевой и локтевой сгибатели запястья, длинная ладонная мышца, поверх­ностный и локтевой сгибатели пальцев, длинный сгибатель большого пальца кисти, квадратный пронатор), задняя группа (разгибатели кисти и пальцев - длинный и короткий лучевые разгибатели запястья, разгибатель пальцев, разгибатель мизинца, локтевой разгибатель запястья, длинный и короткий разгибатели большого пальца кисти, длинная мышца, отводящая большой палец кисти, разгибатель указательного пальца, мышца-супина­тор).

Мышцы кисти: мышцы возвышения большого пальца, мышцы возвышения мизинца, средняя группа мышц кисти (червеобразные, ладон­ные и тыльные межкостные мышцы).

Фасции и клетчаточные пространства плеча, предпле­чья и кисти. Удерживатели сухожилий мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Топография подмышечной полости, ее стенок. Ключично-грудной треугольник, грудной и подгрудной треугольники. Борозды дву­главой мышцы плеча, локтевая ямка, локтевая и лучевая борозды предпле­чья. Мышечные, фиброзные, костно-фиброзные каналы верхней конечно­сти. Синовиальные сумки. Синовиальные влагалища сухожилий мышц-сгибателей и мышц-разгибателей кисти и пальцев. Ладонный апоневроз.

Мышцы и фасции нижней конечности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины биоэтика для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» направления

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101 «Здравоохранение» специальности 060101 «Лечебное дело».
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.

Другие похожие документы..