Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
В городе механизированный взвод обороняет опорный пункт, который может включать одно-два здания, а отделение - здание или этаж задания. Взвод может к...полностью>>
'Диплом'
Речь и презентация на защите курсовой и диплома могут существенно повлиять на финальную оценку Вашей работы, поэтому подходите к их созданию очень от...полностью>>
'Документ'
Наиболее острые проблемы современной школы являются: Плохое материальное обеспечение (52%), Нехватка учителей (48%), Отсутствие образовательного стан...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «30» ноября 2010 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ОД 14.14.01. по защите диссертаций на соискание ученой степ...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПИРБУДАГОВА Саида Магомедовна

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление
народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Махачкала - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».

Научный руководитель

доктор экономических наук, доцент Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Петросянц Виктор Завенович;

кандидат экономических наук, доцент Быкова Виктория Ивановна.

Ведущая организация ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Защита состоится «____» _______________ 2009 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет».

Автореферат разослан «____» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность совершенствования системы стратегического управления туристско-рекреационным комплексом (ТРК), в том числе и региональным, обусловлена приоритетами социальной политики государства, позволяющими решить ряд важнейших задач: создание эффективного механизма воспроизводства трудовых ресурсов; развитие современной туристской индустрии и ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, развитие программно-целевых и конкурентных механизмов бюджетного финансирования туризма и рекреации.

Современное состояние сферы туризма и рекреации в регионах России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма в регионах РФ. В современных условиях региональные ТРК имеют ряд серьезных проблем: низкое качество предоставляемых туристско-рекреационных услуг, слабая инфраструктура ТРК, высокая степень износа его основных фондов, стагнация развития внутреннего и въездного туризма.

Ситуацию может изменить разработка эффективной системы стратегического управления ТРК на региональном уровне, имеющей единую цель, стратегию и программу реализации. Туристско-рекреационный комплекс традиционно играл и играет важную роль в хозяйственном комплексе Республики Дагестан, проблемы которого требуют детального изучения, анализа и выработки стратегии управления ТРК и системы мероприятий для их решения.

Степень изученности проблемы. При подготовке диссертации автор опирался и критически осмыслил позиции отечественных и зарубежных ученых, работающих над теоретическими и практическими проблемами стратегического управления туристско-рекреационным комплексом в условиях рыночной экономики. Среди них следует отметить работы В.И. Азара, М.М. Амирханова, И.Д. Афанасенко, И.Т. Балабанова, А.Г. Быкова, В.Я. Волошина, В.Г. Гуляева, Е.В. Егорова, Е.И. Жильцова, А.И. Казанкова, Н.А. Калиновской, З.М. Камиловой, Г.М. Малышевой, В.И. Никифорова, Д.В. Решетникова, В.Б. Сапурнова, А.Д. Чудновского и др.

Отдавая должное всем указанным разработкам, следует отметить, что проблема построения эффективной системы управления ТРК на уровне региона до конца не решена и не имеет единого подхода в работах ученых. Также следует отметить отсутствие исследований связанных с разработкой принципов государственного управления региональным ТРК и основ формирования механизмов развития индустрии туризма применительно к условиям Республики Дагестан. В связи с этим, необходимо обобщение имеющихся исследований и выработка собственных предложений и рекомендаций по совершенствованию стратегического управления региональным ТРК. Это обусловило выбор темы, цель, задачи и содержание диссертационного исследования.

Целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического управления региональным ТРК, разработка системы мероприятий по перспективному развитию ТРК Республики Дагестан.

В соответствии с обозначенной целью в диссертации был поставлен и решен ряд задач теоретического и прикладного характера:

– обобщить теоретические основы формирования ТРК, его особенности, этапы, составные элементы;

– выполнить теоретико-методологический анализ системы управления ТРК региона, вскрыть его основные проблемы;

– разработать методические подходы к формированию стратегии и основных направлений реформирования системы управления развитием регионального ТРК в условиях рыночных преобразований;

– дать комплексную оценку туристско-рекреационному потенциалу региона;

– оценить уровень развития и особенности системы стратегического управления ТРК Республики Дагестан;

– обосновать факторы повышения социально-экономической эффективности рынка туристско-рекреационных услуг и концептуальные принципы государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности;

– разработать основные положения стратегии развития ТРК Республики Дагестан на долгосрочный период.

Предметом диссертационного исследования является совокупность вопросов теоретического и методического характера по совершенствованию стратегического управления региональным туристско-рекреационным комплексом.

Объектом исследования выступает туристско-рекреационный комплекс Республики Дагестан.

Теоретико-методической основой исследования послужили фундаментальные научные концепции и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области регионального управления, экономики туризма, стратегического менеджмента, маркетинга, программы и другие материалы по управлению региональными ТРК. Кроме того, были использованы нормативные и законодательные документы Российской Федерации и Республики Дагестан.

В диссертационном исследовании в рамках системного подхода автором использовались различные приемы и методы экономических исследований, в том числе: сравнения, аналогии, анализа и синтеза информации, маркетинговых исследований, дедукции и индукций, экономико-статистического и логического анализа, использовалось аналитическое и имитационное моделирование.

Эмпирическая база исследования представлена данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Дагестан, Агентства по туризму Республики Дагестан, разработками научно-исследовательских организаций, данными учета и отчетности туристических фирм Республики Дагестан, результатами анкетных опросов, а также информацией, посвященной проблемам управления ТРК России и ее регионов, имеющейся в периодической печати,

Научная новизна заключается в комплексном подходе к формированию механизма стратегического управления туристско-рекреационным комплексом и разработке конкретных рекомендаций и предложений, реализация которых позволит совершенствовать систему управления развитием туристско-рекреационного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне.

К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, относятся:

– выявлены особенности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса, что позволило сформулировать основные направления и перспективы его реформирования, а также причины, препятствующие развитию туризма и рекреации в регионе;

– выделены основные тенденции и стратегические проблемы развития регионального ТРК, что позволило дать комплексную оценку современному состоянию системы управления им в Республике Дагестан;

– предложено выделить из категории природных рекреационных ресурсов группу так называемых курортных, которые, будучи специфическим объектом приложения капитала, во взаимодействии с технологической и экономической составляющими формируют курортно-рекреационный потенциал региона;

– сформирован методический подход к проведению стратегического анализа ТРК, составляющих его элементов, участников и взаимосвязей, с использованием, которого выявлены ключевые факторы успеха ТРК Республики Дагестан;

– разработаны принципы, определяющие деятельность государства на региональном рынке туристско-рекреационных услуг, учитывающие специфические особенности данной сферы особенно актуальные для современного экономического развития;

– определены приоритеты и перспективные возможности развития различных видов туризма в Республике Дагестан с помощью модели туристско-рекреационного проектирования и сегментации рынка туристских услуг;

– уточнены методы стратегического управления региональным ТРК в реальном масштабе времени;

– разработаны предложения по совершенствованию механизма стратегического управления ТРК, включая уточнение цели и проектирование организационной структуры Агентства по туризму Республики Дагестан.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплексного подхода по совершенствованию стратегического управления региональным туристско-рекреационным комплексом, а также в обосновании ряда практических предложений, которые могут быть использованы при разработке комплексных региональных программ по развитию туристско-рекреационного комплекса на предмет повышения экономической эффективности и обоснованности управленческих решений в региональном туристско-рекреационном комплексе. Непосредственное практическое значение имеют следующие результаты исследования: стратегия развития ТРК Республики Дагестан на долгосрочную перспективу, предложения по формированию регионального государственного органа в сфере туризма и его организационная структура. Методические разработки диссертационного исследования могут быть использованы в других регионах страны при разработке целевых комплексных программ развития туризма.

Апробация и реализация результатов исследования. Отдельные результаты и положения диссертации доложены на научно-практических конференциях Института финансов и права, Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного технического университета в 2004-2009 гг.

Автор принимал непосредственное участие в разработке Концепции развития туризма в Республике Дагестан на период до 2020 года, что дало возможность использовать на практике основные положения и рекомендации настоящего исследования.

Структура и объем работы. Структура диссертационной работы отражает логику научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Диссертация содержит 11 таблиц и 15 рисунков. Основное содержание изложено на 162 страницах компьютерного текста. Список использованной литературы состоит из 157 источников.

2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается основной замысел работы, обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, формируются цель и задачи исследования, дается описание методологической базы исследования, характеристика ее новизны, теоретическая и практическая значимость.

Для туристско-рекреационной сферы в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительно важ­ное значение. Именно в регионах реализуются конкретные шаги по формированию новых и восстановлению имеющихся ТРК, их диверсификации и обновление, в регионах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям, развивается предпринимательство, проводятся рыночные реформы.

Перенос центра тяжести рыночных реформ в регионы декларируется в заявлениях всех ветвей федеральной власти. Связанная с этим децентрализация провозглашена одним из главных принципов государственной поли­тики.

Обобщение опыта работы в регионах показывает, что конструктивные модели построения концепции туристской политики региона должны иметь следующие важнейшие признаки.

Во-первых, в основу их разработки необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития в области туризма, его структурной политики.

Во-вторых, для обеспечения реализации выдвигаемой системы приоритетов регионального развития в области туризма в моделях необходимо обосновать определенные формы организационно-экономического механизма функционирования ТРК, то есть, речь может идти о различных принципах формирования туристской политики региона.

При формировании туристской политики в регионе возможно использование системного и сценарного подходов к управлению.

Системный подход помогает представить туристскую политику как некую совокупность реализуемых возможностей региона благодаря эффективному использованию имеющихся туристско-рекреационных ресурсов и их последующих результатов (рис. 1).

Рисунок 1 – Системный подход при формировании туристской политики региона

Согласно данному подходу каждая составляющая туристской политики региона (ТПР) включается в процесс создания и реализации регионального продукта, осуществляющий по заранее установленным направлениям, которые определяются исходя из разработанной концепции развития регионального ТРК, учитывающей необходимую перспективу формирования его производственной структуры и инфраструктуры, а также возможный идеал состояния, к которому следует стремиться.

При сценарном подходе к формированию региональной туристской политики на первом этапе (рис. 2) используя результаты экономического анализа и оценки развития ТРК региона, необходимо провести выбор типа базовой стратегии структурных преобразований ТРК, которым будет соответствовать определенная туристская политика в регионе, на втором этапе определяются ключе­вые задачи, составляющие сущность и технологические принципы ее по­строения.

Рисунок 2 – Формирование туристкой политики в регионе по сценарию

Смысл данного подхода состоит в том, чтобы в современных условиях разнонаправленных про­цессов, происходящих в экономике, сформулировать стратегическую модель развития ТРК региона, основываясь на объективных условиях, предпосыл­ках и прогнозных оценках его развития, с тем, чтобы любыми доступными методами регионального воздействия способствовать развитию туризма в регионе именно в выбранном направлении.

Концепция туристской политики региона должна содержать следующие составляющие ее научно-методического обеспечения:

- научную концепцию развития ТРК региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития ТРК и структурной политики по отношению к нему в регионе;

- основные направления туристской политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются конкретные предложения по активизации туристской дея­тельности в регионе.

Практическими формами реализаций концепции туристской политики в регионе являются: Федеральная комплексная программа развития ТРК региона, другие федеральные и региональные целевые программы, инвестиционные конкурсы по проектам ТРК и др.

Важным условием обеспечения завершенности процесса стратегического управления региональным ТРК выступает постоянный анализ и оценка эффективности процесса, складывающаяся из экономической, социальной и бюджетной составляющих.

В процессе управления ТРК Республики Дагестан участвуют в той или иной степени практически все подразделения и ветви регионального государственного управления - это и Народное Собрание Республики Дагестан, а также отраслевые министерства и ведомства.

Непосредственное управление ТРК в республике закреплено за Агентством по туризму Республики Дагестан.

Агентство проводит единую государственную политику в сфере туризма и осуществляет управление ТРК Республики Дагестан, в определении путей и методов ее регулирования, разработки и реализации социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие региона.

Представления о процессе управления ТРК в Республике Дагестан дают общие цели и направления работы Правительства республики в отношении ТРК, стратегия развития туризма региона, имеющиеся программы и концепции развития отрасли, действующие формы и методы управления ТРК.

Конкретная цель современной туристической политики Республики Дагестан не закреплена ни в одном из документов Правительства Республики Дагестан. Хотя анализ различных нормативно-правовых актов дает возможность сформулировать ее. Целью туристской политики Республики Дагестан является развитие конкурентоспособного ТРК, способного представить качественный и уникальный турпродукт на национальном и международном рынках туристических услуг. Подцель - это развитие внутреннего, въездного и самодеятельного туризма.

Туристская стратегия Республики Дагестан также документально не оформлена. Ее общая направленность неясно прослеживается при анализе работы Правительства республики по управлению ТРК. Это скорее бесприоритетное развитие, т.е. развитие туризма опиралось на помощь и стимулирование развития ТРК республики без выделения определенных приоритетных направлений или видов туризма.

Традиционно Республика Дагестан выступала туристским регионом, специализирующимся на пляжном туризме, санаторно-курортном отдыхе, экскурсионном деле и спортивном туризме.

Среди республиканского законодательства интерес представляет в первую очередь, закон Республики Дагестан «О туристской деятельности в РД».

Он направлен на регулирование отношений в сфере туризма, обеспечение, реализацию и защиту права граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и реализацию правовых основ единого туристского рынка, создание благоприятных условий для развития туризма, туристской индустрии в Республике Дагестан. Однако с учетом восприятия туризма не как маленькой отрасли, включающей туроператоров и турагентов, а как крупного комплекса, республиканский закон нуждается в серьезных дополнениях.

В частности это касается:

- расширения разделов в части государственного регулирования туризма, его принципов, форм, методов, задач, государственной поддержки;

- отдельной статьей необходимо отразить порядок ведения статистического учета субъектов ТРК и доступа к данной информации;

- расширения и конкретизация раздела, касающегося обеспечения безопасности туризма в части обеспечения порядка страхования туристов и органов, отвечающих за страхование и безопасность туриста;

- рассмотрения взаимоотношений субъектов туристкой деятельности, их прав, ответственности и обязательств в отношении исполнения ими условия договора по оказанию туристических услуг.

Тем не менее, базовый региональный закон существует, соответствует федеральному законодательству и закрепляет основные принципы и нормы, регулирующие отношения в сфере туризма.

Определенное представление о направлениях туристской политики в республике дают различного рода концепции и программы.

В настоящее время в Республике Дагестан реализовывается программа «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2004-2010 годы». В программе развития туризма в республике Дагестан предлагается туристская структура, состоящая из взаимоувязанного комплекса гостиниц и других средств размещения, предприятий питания, торговли, развлечения и оздоровления. Программа развития туризма призвана стать тем документом, в котором определены все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования.

Основные задачи Программы состоят в следующем:

- реализация в Республике Дагестан концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

- определение основных направлений деятельности Правительства Республики Дагестан по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией;

- формирование в республике современного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий;

- приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма;

- упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;

- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристических объектов;

- создание нового туристического продукта, который позволит республике выйти в лидеры за короткий промежуток времени;

- упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;

- разработка и внедрение на республиканском туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;

- проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Республики Дагестан как региона, благоприятного для развития туризма;

- осуществление комплекса научных исследований в области туризма с участием научных учреждений Республики Дагестан.

Реализация Программы позволит Республике Дагестан:

- получить конкурентные преимущества на российском туристском рынке, укрепить статус Дагестана как туристского центра;

- остановить ежегодное снижение показателей туристской отрасли Республики Дагестан;

- увеличить доходы санаторно-оздоровительных учреждений, туристических фирм и прочих организаций, работающих в области приема и обслуживания туристов, а следовательно и налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

- привлечь внимание инвесторов к финансированию развития индустрии туризма Республики Дагестан;

- создать благоприятные условия для привлечения в сферу туристского бизнеса малого и среднего предпринимательства.

Анализ состояния конкретных направлений инвестиционной политики в ТРК республики показал наличие в регионе определенной политики по направлениям привлечения банковского капитала, создания благоприятного инвестиционного климата в ТРК республики (табл. 1).

Таблица 1

Меры по созданию благоприятного инвестиционного климата ТРК

Республики Дагестан

Направление работы

Наличие в Республике Дагестан

1.

Установление субъектам инве­стиционной деятельности ТРК льгот по уплате местных налогов и льготных условий пользования землей и природными ресурсами, находящимися в собственности региона

От уплаты земельного налога полностью освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и профсоюзной собственности Льготы имеют санаторно-курортные учреждения по налогу на иму­щество.

2.

Унификация правил и процедур инвестиционной деятельности в регионе

Региональные органы стремятся к обеспечению простых и понятных правил инвестиционной деятельности, однако полного решения этой задачи в республике нет.

3.

Улучшение информационного обеспечения инвесторов и тури­стов

• Ведение банков данных о потребностях в инвестициях и потенциальных инвесторов, разработка привлекательных инвестицион­ных предложений, проектов - работа в этом направлении только начата;

• Создание туристического паспорта и инвестиционного мемо­рандума туристической индустрии в 2006году;

4.

Методическая и информационная помощь в подготовке инвестици­онных проектов (туристским предприятиям и организациям)

• Консультативная помощь;

• Предоставление необходимой методической, статистической, информационной поддержки при подготовке инвестиционных про­ектов.

5.

Презентация инвестиционных проектов, туров, отдельных тури­стских объектов

Широкое представление инвестиционных проектов на различных мероприятиях и в разных информационных источниках.

Однако методов воздействия региональных органов в данном направлении явно недостаточно. Практически не проработаны такие составляющие инвестиционной политики ТРК региона, как привлечение средств населения, амортизационная политика, политика стимулирования использования прибыли предприятий на инвестиционные цели. Политика по развитию рынка ценных бумаг, рынка страховых услуг, а также рынка лизинговой деятельности находится в стадии разработки.

В то же время усилия и работа сектора развития туризма указывают на ряд определенных направлений в политике и управлении ТРК республики, которые начали реализовываться:

- информационное обеспечение туриста и инвестора;

- мониторинг за туристскими потоками;

- продвижение потенциала Республики Дагестан на региональных и международных выставках;

- привлечение и реклама инвестиционных возможностей ТРК республики.

Тем не менее, следует отметить, что функции управления сильно разграничены и разрознены как между отдельными ведомствами, так и между различными уровнями управления. В результате, эффективность управления практически равна нулю. Отсутствует стратегический подход в управлении, нет четких целей и ориентиров в развитии. В последнее время наметилась тенденция к упорядочению и усилению управления ТРК на региональном уровне, однако о нормальном положении дел говорить еще рано. ТРК республики имеет массу проблем и негативов, решать которые нужно совместно как на уровне отдельного туристского предприятия, так и при активном участии государства в лице республиканского министерства культуры и туризма.

Анализируя ситуацию развития предпринимательства в сфере рекреации Республики Дагестан, необходимо констатировать, что инвестирования различных форм предпринимательской деятельности производится неэффективно, данное обстоятельство обусловлено тем, что Республики Дагестан не может противостоять таким рекреационным территориям, как Краснодарский и Ставропольский края.

В этой связи, возможно создание целевых региональных программ, стимулирующих инвестиционную активность. В ней должны быть разработаны механизмы мобилизации средств отечественных и иностранных инвесторов на активное развитие предпринимательства в рекреационной сфере.

Структурно-логическая схема реализации механизма инвестирования рекреационных предприятий в системе региональной экономики может быть представлена следующим образом (рис. 3). Из данной схемы видно, что финансовые институты могут оказывать большое влияние на решение по инвестициям и управлению в рекреационной сфере региона, учитывая влияние на
окружающую среду.

На рисунке 3 отражены функции рекреационных смежных организаций – института-посредника, фонда развития, инвестора. Перечисляются финансовые инструменты, используемые при внедрении в жизнь вышеназванных программ и проектов, а также функции рекреационного института-посредника, входящие в состав механизма инвестирования рекреационных проектов в регионе.

В предлагаемой схеме роль посредника состоит в решении важной задачи конструктивного взаимодействия органов государственной власти и рек­реационного бизнеса в регионе как части целевого механизма привлечения дополнительных инвестиций для создания эффективных структур и развития инфраструктуры региона. Эффективность создания посреднической органи­зации диктуется тем, что не всегда предприниматели, имея интересный про­ект, могут его реализовать, в этом случае посредник определяет привлека­тельность, конкурентоспособность и экономическую целесообразность про­екта.

Данная работа поможет создавать в республике экономические и финансовые условия для привлечения инвестиций, сближения банковского и промышленного секторов экономики, снижения рисков кредитования производите­лей товаров и услуг. Соответствующими нормативными актами предусмот­рены механизмы:

- предоставления инвестиционных налоговых кредитов за счёт средств собственно республиканского бюджета;

Рисунок 3 – Схема реализации механизма инвестирования

рекреационных проектов в регионе

- погашения за счёт средств собственно республиканского бюджета затрат предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, по выплате процентов за пользование долгосрочными кредитами банков;

- долевого финансирования инвестиционных затрат предприятий за счёт кредитных ресурсов банков и средств собственно республиканского бюджета, вдвое снижающего затраты на выплату процентов за пользование заёмными сред­ствами;

- финансовых гарантий капиталовложений за счёт активов соответствующего фонда, запланированного в бюджете развития республики;

- предоставления поручительств предприятиям малого бизнеса государственным Фондом поддержки малого предпринимательства;

- создания банковских пулов для финансирования сопряжённых инвестиционных проектов;

- конкурсного отбора инвестиционных проектов на финансирование из всех источников.

Также в работе на основе выявленных «ключевых» факторов успеха предложена концепция стратегического развития ТРК республики на ближайшие 20 лет.

Согласно предложенной концепции Республика Дагестан сумеет воспользоваться своими пре­имуществами (имеющимся туристско-рекреационным потенциалом, уни­кальным географическим положением) и добиться развития эффективных и приоритетных направлений ТРК. Он усилит свою роль активного туристиче­ского центра, предоставляющего качественный и уникальный турпродукт как российским, туристам, так и туристам из зарубежных стран. Туристский продукт станет более качественным, привлекательным и дифференци­рованным. В число уникальных услуг войдут конгрессный, экстремальный и спортивный туризм, что привлечет принципиально новые группы туристов, стимулирует развитие обслуживающего производственного сектора, создаст приток инвестиций в ТРК республики и сопутствующие предпри­ятия и смежные отрасли, обеспечит регион новыми рабочими местами.

Это видение будущего должно быть реализовано в три этапа. Первый сосредоточит в себе улучшение организационной и материальной инфраструктуры республики, он будет продолжаться около 3-х лет. В ходе второго этапа будет происходить преимущественное улучшение базы размещения. Кроме того, предполагается существенное развитие секторов спортивного и экскурсионного туризма. Этот этап будет несколько пересе­каться с первым, продолжаться около 7 лет и обеспечит небольшой при­рост числа иностранных туристов. Заключительный этап даст преимущественное развитие экстремальному и конгрессному туризму, а также детскому и семейному туризму. Он будет продолжаться все второе десятилетие перио­да реализации Стратегии.

Реализация стратегии должна включать приоритетные программы действий, мероприятия по совершенствованию управления, а также эффективные механизмы финансирования направлений развития ТРК республики согласно выбранной стратегии.

Опираясь на базовые цели развития ТРК республики, были установлены при­оритетные программы действий по реализации стратегии:

1. увеличение внебюджетных источников инвестиций в ТРК региона;

2. восстановление и развитие (улучшение) туристической инфраструктуры региона;

3. развитие паломнического, конгрессного и экскурсионного туризма;

4. создание положительного туристического образа Республики Дагестан;

5. усиление институтов управления региональным ТРК;

6. создание системы информационного обеспечения ТРК региона и институтов по ее обслуживанию;

7. маркетинг в ТРК региона;

8. улучшение материально-технической базы.

Каждая из этих программ актуальна в течение всех 20 лет стратегического периода и должна включать конкретные проекты. Их необходимо будет продолжать до конца периода. На каждую из этих программ будет назначено по одному ответственному лицу из числа руководителей региональных государственных органов, которые будут гарантировать доступ к ресурсам и их эффективное использование.

За указанный период наметится серьезный рост новых отраслей ТРК, таких как спортивный и паломнический туризм, некоторые из них к концу рассматриваемого периода могут стать отраслями специализации ТРК регио­на, остальные же смогут сделать региональный турпродукт разнообразным (дифференцированным) и тем самым более привлекательным для российских и международных туристов (археологический, экологический туризм).

Важным аспектом реализации выбранной стратегии выступает ее эффективная организация. Анализ показал наличие в республике целого комплекса проблем в сфере управления ТРК республики и его маркетинга, среди них: недостаточность масштаба региональной структуры управления ТРК, ограниченность финансирова­ния, слабость реализации и контроля намеченных мероприятий, отсутствие должной технической и информационной оснащенности региональных органов управления, неудовлетворительные внутренние коммуникации, разрознен­ность региональных структур, осуществляющих управление отдельными со­ставляющими ТРК.

Основа формирования механизма эффективного управления ТРК - создание мощной региональной структуры управления ТРК, которая взяла бы на себя функции по созданию и продвижению регионального турпродукта на национальный и мировой туристический рынок, а также разработки и реализации основных направлений развития туризма в республике.

Проведенное реформирование Министерства культуры и туризма Республики Дагестан, осуществленное в 2008 году, выделило из его состава структуру, призванную осуществлять управление туристско-рекреационным комплексом Республики Дагестан. Агентство по туризму Республики Дагестан является государственным органом, проводящим единую политику в сфере туризма.

Его структура спроектирована с учетом недостатков, потребностей и проблем, сложившихся при управлении рекреационно-туристским комплексом в современных условиях.

Основная цель Агентства по туризму Республики Дагестан - это формирование, поиск и маркетинговое продвижение на национальном и мировом туристических рынках регионального турпродукта.

Ключевыми функциями Агентства по туризму Республики Дагестан выступят:

1) разработка и исполнение туристско-рекреационной политики в регионе;

2) стратегическое планирование развития ТРК республики;

3) анализ и оценка состояния рынка рекреационных услуг, проведение маркетинговых исследований в рекреационно-туристской сфере;

4) создание и постоянное обновление базы инвестиционных предложений и проектов по созданию объектов ТРК республики;

5) содействие созданию и эффективному развитию прогрессивных форм организации предприятий ТРК (кооперация, франчайзинг и т.д.), которые делают доступными малым предприятиям те преимущества, которые составляют силу крупных предприятий;

6) стимулирование привлечения инвестиций в ТРК республики путем формирования благоприятного инвестиционного климата;

7) формирование имиджа региона как крупного рекреационного центра;

8) осуществление политики в области охраны рекреационных ресурсов;

9) разработка комплекса мероприятий по решению экологических проблем республики и контроль за их исполнением;

10) поддержка и стимулирование развития внутреннего туризма путем поиска и раскрутки новых маршрутов, достопримечательностей, событий;

11) продвижение регионального турпродукта на отечественный и международный рынки туристических услуг;

12) осуществление лицензирования туристических организаций и контроля за качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг;

13) разработка комплекса мероприятий, способствующих преодолению негативов и проблем, возникающих на предприятиях ТРК некоторых форм собственности, а в случае необходимости и смена этими предприятиями формы собственности;

14) представительство ТРК республики за рубежом.

Как показал анализ, основной стратегией для развития ТРК Республики Дагестан выступает развитие новых туристических продуктов, ориентированных на сегменты специфического спроса, а именно в краткосрочной перспективе диверсификация туристического продукта с развитием спортивного, конгрессного и экскурсионного туризма. В средней и долгосрочной перспективе необходимо добавить и усилить развитие в республике экстремального и образовательного туризма, а также детского и семейного.

Для эффективной реализации выбранной стратегии необходимо совершенствования системы государственного управления в Республике Дагестан, в первую очередь за счет усиления масштабов и уровня управленческого воздействия на ТРК, и создание действенного механизма финансирования развития ТРК.

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

I. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

1. Камилова З.М., Пирбудагова С.М. Программно-целевой подход как инструмент стратегического развития предпринимательских структур в туристско-рекреационной сфере // Ученые записки Российской академии предпринимательства: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России : сборник научных трудов; под ред. В.С. Балабанова. – М. : Российская академия предпринимательства, 2008. – Выпуск XIII. (0,4/0,2 п.л.);

2. Пирбудагова С.М. Анализ системы регионального управления туристско-рекреационным комплексом // Ученые записки Российской академии предпринимательства: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России : сборник научных трудов; под ред. В.С. Балабанова. – М. : Российская академия предпринимательства, 2008. – Выпуск XIII. (0,48 п.л.)

II. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

3. Пирбудагова С.М. Формирование системы стратегического управления туристко-рекреационным комплексом Республики Дагестан : информационный листок. – Дагестанский ЦНТИ, 2006. – № 19-051-06. (0,2 п.л.);

4. Пирбудагова С.М. Система стратегического управления региональным туристко-рекреационным комплексом : информационный листок. – Дагестанский ЦНТИ, 2007. – № 19-021-07. (0,2 п.л.);

5. Пирбудагова С.М., Алиева Х.Р. Факторы повышения социально-экономической эффективности государственного регулирования рынка туристско-рекреационных услуг // Сборник тезисов докладов XXX итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. – Махачкала: ДГТУ, 2009. – Часть 2.(0,03/0,02 п.л.);

6. Халимбеков Х.З., Пирбудагова С.М., Алиева Х.Р. Программно-целевой подход как инструмент стратегического развития предпринимательских структур в туристско-рекреационной сфере // Сборник тезисов докладов XXX итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. – Махачкала: ДГТУ, 2009. – Часть 2. (0,06/0,02 п.л.)

Подписано в печать ___________.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».

Формат 60х841/16. Усл. печ.л. ____. Тираж 150 экз. Заказ _____.

Издательство «Лотос»

367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Пушкина, 6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование стратегии устойчивого развития регионального туристско-рекреационного комплекса

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов".
  2. Туристско-рекреационный комплекс 42 > Малое предпринимательство 44 > Инвестиции в основной капитал 46 > Экология 53 > 10. Финансово-кредитная система 56

    Документ
    Формирование Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов до 2020 года становится все более актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
  3. Управление туристско-рекреационной сферой в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод) 22. 00. 08 социология управления

    Диссертация
    Защита состоится « 3 » ноября 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета КМ. 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Майкоп, ул.
  4. Туристско-рекреационные комплексы промышленных предприятий южного урала как фактор социально-экономического развития региона

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 декабря 2009 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.15 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г.
  5. Формирование стратегии кластерного развития туристко-рекреационного комплекса региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «09» декабря 2009 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.196.08 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.

Другие похожие документы..