Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сочтены ли дни науки? Некоторым наблюдающим за состоянием современной науки — от астрофизики до зоологии — этот вопрос, возможно, покажется странным....полностью>>
'Документ'
- виды профессиональной деятельности выпускника: бакалавр по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, образовательный профиль Мат...полностью>>
'Научная работа'
Зачем социальному работнику проводить социологические исследования? Роль исследований в анализ и трансформации социальной политики. Виды социологическ...полностью>>
'Документ'
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, реках и озёрах России; ознакомить с их местонахождением; закрепить знания о других формах земной...полностью>>

Главная > Рассказ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитательный час: «Расстрелянное» слово.

Цели:

  1. Показать ученикам суть репрессивной политики СССР в 30-50-е годы.

  2. Познакомить учеников 9-11 классов с биографией и творчеством поэтов, пострадавших в годы «Великой чистки».

  3. Формировать уважение к правам человека, понимание важности их придерживаться.

  4. Воспитывать интерес и любовь к истории и литературе советских времен.

Оборудование:

  • мультимедийная установка с презентацией;

  • текст «Конвенции ООН о правах ребенка;

  • CD-диск с мультфильмами «Смешарики. Азбука прав ребенка».

План.

  1. Что такое репрессии? Причины установления репрессивной политики.

  2. ГУЛАГ.

  3. Поэты, репрессированные в годы «Великой чистки».

І. Рассказ учителя (Слайды 2-5).

Эпиграф.

Боюсь листать истории страницы
Там кровь, там море крови над строками,
Хочу добра для всех, как синей птицы,
Но, Боже упаси, чтоб с кулаками.

2008 год – Год памяти жертв политических репрессий; 70-илетие событий «Великой чистки» 1937 – 1938 гг.

События "Великой чистки" 1937-1938 гг., продолжают оставаться одним из самых значительных событий в истории бывшего СССР, причем истории не только новейшей, но и истории страны вообще. Это событие в силу своей значимости и степени воздействия известно любому человеку, проживающему в границах бывшего СССР, даже если вся остальная история страны для него вовсе тёмный лес.

Причина этой известности, хотя и большей частью неосознанной, заключается в том, что это было единственным событием в истории человечества, когда желание и потребность к самоочищению государственной власти привели к тому, что целые слои правящей элиты во всех сферах государственной деятельности, были удалены.

Репрессии (от лат. подавление) – карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему-либо.

Причины:

  • слабость демократических традиций в государстве;

  • авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью;

  • культ личности Сталина;

  • нестабильность обстановки в стране.

Суть и события того времени очень ярко изображены в стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

ІІ. Рассказ учителя, чередующийся с просмотром документального видеоролика (Слайды 6-9):

Событиям «Великой чистки» 1937 – 1938 гг. предшествовало создание ГУЛАГа (фильм).

ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), в СССР в 1934-56 подразделение НКВД (МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).

После выхода в свет книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973), где он показал систему массовых репрессий и произвола в Советском государстве, термин «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом.

Репрессии «Великой чистки» начались с открытого московского процесса над 16 обвиняемыми по делу «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра».

ІІІ. Рассказ учителя чередуется с чтением учениками стихотворений (Слайды 10-17):

Осип Эмильевич Мандельштам
1891 – 1938

Родился в Варшаве, в семье ремесленника – кожевника, впоследствии ставшего купцом. С 1911г. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Как поэт дебютировал в журнале «Аполлон» в 1909 г.

Его перу принадлежат поэтические сборники «Камень» (1913), «Стихотворения» (1928), книги прозы «Шум времени» (1925), «Египетская марка» (1928). В 1938 г. О. Э. Мандельштам был незаконно репрессирован, погиб в заключении недалеко от Владивостока, реабилитирован посмертно.

Николай Алексеевич Клюев
1887 - 1937

Происходил из крестьян, родился в деревне Коштуге. Отец его был сидельцем в казенной винной лавке, мать – из старообрядческой семьи. Учился в церковноприходской школе, городском народном училище. В 1904 г. выступил со стихами в литературном «народном кружке» П. Травина. Первая книга стихов – «Сосен перезвон» - вышла в 1911 г. За ней последовало еще пять книг, а в 1919 г. был издан двухтомник клюевских стихов – «Песнослов». В 1928 г. вышла последняя книга его стихов «Изба и поле». В 1934 г. арестован и сослан в Нарымский край. Расстрелян в Томске в 1937 г.

Нам вести душу обожгли,

Что больше нет родной земли,

Что зыбь Арала в мертвой тине,

Замолк Грицько на Украине,

И Север – лебедь ледяной -

Истек бездомною волной,

Оповещая корабли,

Что больше нет родной земли!

Сергей Антонович Клычков
1889- 1937

Настоящая фамилия Лешенков, родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве. Печататься начал в 1908 г. В 1911 – 1913 гг. вышли книги стихов «Песни» и «Потаённый сад». В 20 – 30-е гг. ХХ ст. написал несколько романов – «Сахарный немец», «Князь мира», книги стихотворений «Домашние песни», «Гость чудесный», «Талисман», «В гостях у журавлей». В 1937 г. был репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Стала жизнь человечья бедна и убога,

Зла судьба, и душа холодна.

Каждый втайне грустит: как уютна берлога,

Где ютились один и одна.

Ведь у двери есть уши, и видят нас стены.

Слепо сердце, немотна любовь, -

Оттого за любовью и ходит измена,

А вино так похоже на кровь…



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Репрессивная политика советского государства в 1928-1953 гг.: проблемы российской историографии

    Автореферат
    07.00.09 исторические науки Д 003.027.01 Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.
  2. Сергей Михайлович Дальстрой как репрессивно-производственная структура огпу нквд мвд СССР (1932–1953 годы)

    Документ
    Одним из актуальных направлений исторических исследований в настоящее время является изучение некоторых сторон и периодов отечественной истории, которые в силу идеологических и политических условий, рассматривались односторонне и потому неполно.
  3. Политические репрессии в отношении крестьянства на Дальнем Востоке СССР в 20-30-е гг. ХХ в

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 марта 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.293.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального
  4. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  5. План Введение. Основная часть. Сталинские репрессии в России. Сталинские репрессии в Хакасии

    Документ
    В этом году на уроках истории мы подробно изучали первую половину ХХ века. Больше всего меня задела тема сталинских репрессий захлестнувших страну в эти годы.

Другие похожие документы..