Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и продуманна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» н...полностью>>
'Доклад'
Вичугова А.А., Вичугов В.Н. Поиск оптимальных параметров нейросети для решения задач управления Современные техника и технологии: Труды XIV Междунаро...полностью>>
'Доклад'
Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». 346404, г. Новочеркасск Ростовской области, ул. Калинина, 88; тел.: (86352) 3-19-36, тел/фа...полностью>>
'Рассказ'
В целях формирования и проведения единой государственной политики, направленной на решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Рас...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины Для направления 030900. 62 «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавров)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финакадемия)


Кафедра «Микроэкономика»

ЭКОНОМИКА-1 (МИКРОЭКОНОМИКА)

Рабочая программа учебной дисциплины

Для направления 030900.62 «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

МОСКВА 2010

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финакадемия)


Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_______________М.А. Эскиндаров

_____ _________ 2010 г.

ЭКОНОМИКА-1 (МИКРОЭКОНОМИКА)

Рабочая программа учебной дисциплины

Для направления 030900.62 «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

Рекомендовано Ученым советом факультета «Налоги и налогообложения»

протокол № 7 от 25.05.2010 г.

Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

протокол № 9 от 15.04.2010 г.

МОСКВА 2010

УДК 330.01(078) 299932

ББК 65.010я73

Э 40

Экономика-1 (Микроэкономика): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавров) / Под ред. Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова – М.: Финакадемия, кафедра: «Микроэкономика», 2010. – 47 с.

Рецензенты: Корольков В.Е. к.э.н., профессор

Пинская М.Р. , к.э.н., доцент

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла и входит в перечень обязательных дисциплин базовой части и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 030900.62 «Юриспруденция»

Программа включает организационно-методический раздел, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (в т.ч. междисциплинарные связи дисциплины, учебно-тематический план), технологическую карту дисциплины, тематику семинарских занятий, формы самостоятельной работы, систему оценивания и примерный перечень вопросов для подготовки к зачету, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Программа по учебной дисциплине ««Экономика-1 (Микроэкономика)» подготовлена авторским коллективом кафедры «Микроэкономика» Финансовой академии при Правительстве РФ под руководством проф. Н.Н. Думной, проф. А.Ю. Юданова.

Большое внимание уделено современным методам анализа экономической информации необходимой для работы в конкретных сферах юридической практики, а также определению места и роли государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества, а также анализу влияния политики государства на экономические процессы и явления на микроуровне. В учебном процессе применяются современные технологии и методики обучения (в т.ч., электронный обучающий курс «Бакалавр: Микроэкономика»), развивающие аналитические способности, практические умения и навыки у студентов.

Авторский коллектив: д.э.н., проф. Н.Н. Думная, д.э.н., проф. А.Ю. Юданов, к.э.н., проф. А.К. Касьянова, к.э.н., доц. Ю.И. Будович.

Учебное издание

Компьютерный набор и верстка Ю.И. Будович

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 3,0. Изд. № – 2010. Тираж 26 экз.

Отпечатано в Финакадемии

© Кол. авт., 2010

© Финакадемия, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно-методический раздел ………………..…………………

4

Цели и задачи дисциплины …………………………………………

4

Место дисциплины в структуре ООП………………………………

5

Требования к результатам освоения дисциплины…………………

5

Объём дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика) » и виды учебной работы...........………………………………………………….….

8

Содержание дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» …………

9

Часть 1. Содержание дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)»…………………………………………………

9

Часть 2. Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами ………………

20

Часть 3. Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) ..……………………………………….….….…

21

Практические и семинарские занятия….………………………………….

21

Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины……………

23

Тематика и планы семинарских занятий ….………………………………

23

Самостоятельная работа ……………………………………………………

36

Контрольные вопросы и система оценивания ……………………………

38

Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки

к зачету…………………………………………………………….…

38

Текущий контроль и промежуточная аттестация ...………………

43

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..…

45

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Качественное образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

Изучение дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Цель дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» — сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение и мышление, умение анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики, у студентов факультета права и политологии, которые необходимы им для понимания роли правовых институтов в хозяйственной жизни, экономического анализа правовых институтов, прогнозирования последствий изменения правовых норм на поведение экономических агентов.

Задача дисциплины. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими знаний о закономерностях функционирования современной экономики на микроуровне. Изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин, структуре и направлениях экономической политики государства. Приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок). Ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

Место дисциплины в профессиональной подготовке бакалавра экономики.

Подготовка бакалавров юриспруденции предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам. Дисциплина «Экономика-1 (Микроэкономика)» входит в базовый компонент гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин по направлению 030900.62 «Юриспруденция».

Дисциплина «Экономика» изучается лицами, имеющих начальную подготовку в рамках школьного предмета «Экономика» или впервые изучающих дисциплину «Экономика-1 (Микроэкономика)».

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» студент по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию экономической информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, уметь самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики (ОК-7);

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, применять экономические знания для решения социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

б) профессиональными (ПК):

    • в экспертно-консультационной деятельности:

      • способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности, в том числе и по экономическим вопросам (ПК-16);

  • в педагогической деятельности:

– способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

В результате освоения дисциплины «Экономика-1 (Микроэкономика)» студент должен:

знать:

  • основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, основные понятия, категории и инструменты микроэкономики и прикладных экономических дисциплин, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;

  • современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;

  • роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;

  • принципы и методы организации и управления малыми коллективами;

  • законы функционирования рынка и современной экономики основные проблемы экономики на микроуровне и их взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе.

уметь:

  • использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

  • находить оптимальные организационно-управленческие решения;

  • самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;

  • использовать полученные теоретические знания по экономике в своей профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении для вынесения аргументированных суждений по экономико-правовым вопросам;

владеть:

  • категориальным аппаратом микроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения;

  • необходимыми навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов;

  • необходимыми навыками самостоятельной и систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; публичной и научной речи.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА-1 (МИКРОЭКОНОМИКА)» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – 1 зачет.

Вид учебной работы

Часы

Триместры

1

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

60

60

Лекции (Л)

30

30

Практические занятия (ПЗ)

30

30

Самостоятельная работа

48

48

В триместре

48

48

В сессию


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА-1 (МИКРОЭКОНОМИКА)»

Часть 1 – Содержание дисциплины

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДЕНЬГИ

Экономическая наука зарождение и развитие. Краткий обзор этапов развития экономической мысли: меркантилизм, физиократы, классическая школа, кейнсианство, марксизм, неоклассическое направление, монетаризм, теория общественного выбора институционально-социологическое направление.

Предмет и методы экономической теории (микро- и макроэкономики). Эволюция предмета исследования — классический подход (наука о богатстве народов), марксистский (наука о производственных отношениях), современное западное определение предмета как науки об ограниченности и выборе. Функции экономической теории. Методы экономической теории. Экономические категории и законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Базовые экономические понятия. Экономические потребности, блага и ресурсы — виды, классификация. Субъекты экономики. Экономические отношения. Факторы производства. Экономический выбор. Производственные возможности и альтернативные издержки (затраты). Кривая производственных возможностей.

Экономически системы. Типы экономических систем – история и современное состояние. Формационный и цивилизационные подходы. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Специфика подхода к решению основных экономических проблем в различных экономических системах. Кругооборот ресурсов продуктов и доходов как отражения условий координации хозяйственной деятельности.

Общие черты современных экономических систем. Общественное разделение труда, специализация и кооперация. Торговля. Денежное хозяйство. Машинное производство как база технического прогресса. Технологический характер цивилизации.

Институциональные основы функционирования рынка. Основные институты рыночной экономики. Институты и организации. Отношения собственности. Пучок прав собственности и их спецификация. Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора. Приоритет личного интереса. Конкуренция как форма реализации экономических отношений. Ценовой механизм саморегуляции. Внешние эффекты (эктерналии) и общественные блага. Рыночная направленность деятельности государства. Правовые институты.

Социальная структура общества. Распределение доходов. Неравенство. Социальное неравенство как неотъемлемая черта рыночной экономики. Социальная несправедливость как важная угроза стабильности. Регулирование степени социального неравенства. Социальные и правовые проблемы в России. Государство как инструмент перераспределения. Перераспределение и нормы социальной справедливости.

Достоинства рыночной системы. Саморегуляция экономики (наличие обратных связей, поддержание гомеостаза, адаптивность), эффективное распределение ресурсов (самоликвидация излишков и дефицитов), экономическая свобода (двойственный аргумент — свобода субъекта, но и свобода общества от субъекта).

Недостатки рыночной системы: неравномерность распределения дохода (двойственный аргумент: «минус»— экономическое неравенство, «плюс» — мотивация труда), тенденция к монополизации, наличие внешних эффектов (эксперналий), проблема общественных благ и услуг, элементы неэффективности, вызванные анархией производства, самоподрыв рыночных механизмов в условиях крупного производства. Достоинства и недостатки рыночной системы в современной России. Государство как инструмент коррекции экстерналий.

Деньги и их функции. Марксистское определение денег как всеобщего эквивалента. Современное определение денег через их функции. Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство сбережения. Функции денег, дополнительно выделяемые марксистской теорией: средство платежа (кредитных операций), мировые деньги. Краткая история денег. Денежная система современной России. Денежная политика государства.

ТЕМА 2. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Спрос и его факторы. Потребности и платежеспособный спрос. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Понятие рыночного спроса его графическая и аналитическая интерпретация. Закон спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.

Предложение и его факторы. Понятие предложения его графическая и аналитическая интерпретация. Закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен (расширение круга производителей, рост загрузки мощностей, переключение мощностей). Факторы предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей, автономные изменения численности продавцов.

Рынок. Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки производителя и потребителя. Паутинообразный ход приближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Проблема неравновесия в России. Динамика равновесной цены во времени. Общее равновесие и благосостояние.

Эластичность. Эластичность как инструмент экономического анализа. Определение эластичности. Формулы эластичности. Графики эластичности. Эластичный и неэластичный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса: количество заменителей (товаров субститутов), удельный вес в доходах и расходах, степень необходимости, фактор времени. Перекрестная эластичность. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения.

Рыночное равновесие и государство. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия. Поведение фирмы в условиях фиксации цен. Налоги и субсидии как фактор, влияющий на рыночное равновесие. Эластичность и влияние государственных финансов на рыночное равновесие.

Потребительское поведение. Теория предельной полезности. Полезность благ и теория рационального поведения потребителя. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие. Предельные величины в экономической теории. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности, график. Потребительские предпочтения. Ординализм: категории потребительских предпочтений. Кривые безразличия, бюджетная линия. Бюджетное ограничение. Предельная норма замещения. Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности. Равновесие потребителя. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Эффект замещения и эффект дохода.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Административное право для направления 030900. 62 подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «психология» Направление подготовки

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» в 1 семестре.
  3. Программа дисциплины «Административное право» для специальности 030900. 62, «Юриспруденция», подготовки бакалавра 2 (1)

    Программа дисциплины
    Изучение курса административного права предусмотрено планом подготовки специалистов в юридических вузах. Будущий юрист должен быть хорошо знаком с этой в подлинном смысле слова «метанаукой», нормы которой буквально пронизывают собой
  4. Программа дисциплины «Административное право» для специальности 030900. 62, «Юриспруденция», подготовки бакалавра 2 (2)

    Программа дисциплины
    Изучение курса административного права предусмотрено планом подготовки специалистов в юридических вузах. Будущий юрист должен быть хорошо знаком с этой в подлинном смысле слова «метанаукой», нормы которой буквально пронизывают собой
  5. Аннотация рабочей программы дисциплины международное право по направлению 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

    Документ
    1) дать студентам целостное представление о международном праве как особой правовой системе, ее основных положениях, сущности, содержании основных понятий,

Другие похожие документы..