Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Многообразие форм современной драматургии позволяет если уж не полностью стереть, то во многом размыть грань между кинодраматургией и драматургией те...полностью>>
'Документ'
Дисциплина «Электродинамика и распространение радиоволн» (ЭДи РРВ) является одной из фундаментальных дисциплин базовой подготовки направления радиоте...полностью>>
'Документ'
Вулиці: Малехівська, Миколаївська, Пряма, Зелена, Надністрянська, Шевченка, Є.Коновальця, М.Кривоноса, Вас.Барвінського, пров. Малехівський, Р.Шухеви...полностью>>
'Документ'
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ст. 10); Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 N ...полностью>>

Р. П. Баканов

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра журналистики

Р.П. БАКАНОВ

Актуальные проблемы

современной науки

и журналистика

Учебно-методическое пособие

Для студентов, обучающихся по специальности

030601 – «Журналистика» (ОЗО)

Казань – 2010

Научный редактор

Доктор филологических наук, профессор

В.З. Гарифуллин

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского (Приволжского) Федерального университета

Протокол № 7 от 25.05.2010 г.

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор

С.К. Шайхитдинова

Кандидат филологических наук, доцент

Д.В. Туманов

Баканов Р.П.

Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Про­грамма дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов заочного отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики К(П)ФУ Р.П. Баканов. – Казань: Казанск. гос. ун-т, – 2010. – 152 с.

В учебно-методическое пособие по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям, глоссарий терминов, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные вопросы для итогового зачета по дисциплине.

Цикл: ОПД.03 – Общепрофессиональные дисциплины.

Соответствует требованиям ГОС.

© Казанский (Приволжский)

Федеральный университет, 2010

© Р.П.Баканов, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5

ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13

1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13

1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18

1.3. Научное знание как система. Особенности и структура

научного знания…………………………………………………………………….23

1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27

1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29

1.6. Развитие науки в период формирования

классической научной картины мира……………………………………………..33

1.7. Развитие науки в период формирования

неклассической научной картины мира…………………………………………..37

1.8. Развитие науки в период формирования

постнеклассической научной картины мира……………………………………..48

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51

2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51

- феномен пассионарности человека…………………………………………51

- виртуализация современной реальности…………………………………...53

- клонирование живых организмов и человека……………………………...54

- внедрение инноваций в экономику государств……………………………56

- развитие нанотехнологий…………………………………………………...57

- мировая глобализация……………………………………………………….58

- глобальное потепление климата…….……………………………………...64

- вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65

- медийное образование населения разных стран…………………………...67

- запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70

- экология и судьбы человечества……………………………………………72

- становление гелиобиологии………………………………………………...76

- пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78

2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82

- резкое падение ее престижа…………………………………………………83

- невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86

- эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87

- снижение в российском обществе популярности научной журналистики91

- низкий уровень электронного обучения в России………………………...92

- задачи реализации государственной политики в области науки…………94

3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95

3.1. Становление распространения научного знания

в России XVIIIXIX веков………………………………………………………..95

3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103

3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111

3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113

3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116

3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122

3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130

……………………………………………..…………………...134

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141

…………………………………………………………………...142

Базовые учебники…………………………………………………………………142

Основная литература……………………………………………………………...142

Дополнительная литература……………………………………………………...142

(сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147

Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147

Сайты специализированных изданий……………………………………………149

Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ

– ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

(для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки; ее основных достижениях как в в XVIII – XX веках, так и в последние годы; о направлениях, течениях, ее отечественных и зарубежных крупнейших представителях.

Акцент в подаче материала делается на проблеме взаимодействия науки и журналистики: способах популяризации достижений технического прогресса и взглядах человека на окружающий мир и освоение и использование (а также возможностях использования) самими журналистами этих достижений. Немаловажное значение придается вопросам социологии общества, новым веяниям в области политико-экономических учений и их увязке с публицистикой, а также актуальным проблемам современной научной деятельности.

Мы позиционируем курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как междисциплинарный. Сюда входят сведения из таких областей знания, как философия и метолодогия науки, социология, история, история журналистики, а также блока естественно-научных дисциплин: естествознание, физика, химия, астрономия, биология. Понимая, что многие сведения, взятые из указанных дисциплин, студентам-гуманитариям понять будет очень трудно, мы сосредоточили внимание только на самом главном – сделанных в разное время научных открытиях; информации о работе крупнейших российских и зарубежных ученых и выдвигаемых ими теориях и концепциях; об актуальных проблемах различных отраслей современной науки; специфике популяризации науки и современному состоянию научной журналистики в России.

Основная форма изложения материала студентам в рамках настоящей дисциплины – лекция. При обучении настоящей дисциплине, мы стараемся способствовать профессиональной подготовке, воспитанию и становлению полноценной, всесторонне развитой творческой личности слушателя.

Вернуться к Содержанию

Задачи курса

  1. Ознакомить студентов с современными основными научными течениями и направлениями мировой науки, с историей их возникновения, ключевыми терминами и понятиями, а также со спецификой научной журналистики – отдельной области СМИ.

  2. Дать представление учащимся о периодах развития научного знания (периоды класической, неклассической и постнеклассической научных картин мира), о сделанных в каждый из указанных периодов основных научных открытиях и ученых, которые их совершили.

  3. Проанализировать основные проблемы современной мировой науки.

  4. Дать представление студентам о методах сбора информации, применяемых в журналистике и в научной деятельности, а также о специфике научного и жуналистского фактов.

  5. Обучить студентов правилам самостоятельной подготовки научно-популярного материала, рассказывающего о достижениях ученых.

  6. Научить студента ориентироваться в функциях, типах аудитории и трех уровнях популяризации научного знания.

Вернуться к Содержанию

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,

завершившего изучение дисциплины

«Актуальные проблемы современной науки и журналистика»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Знать:

- Основные научные течения, их историю, периоды развития науки, проблемы взаимообогащения и связь научных достижений с журналистикой;

- Ключевые научные открытия, контекст времени, при котором они были совершены, а также фамилии и краткие биографии ученых с мировым именем;

- Основные проблемы современной мировой науки;

- Специфику научной журналистики и популяризации научного знания, ее функции и типы аудитории;

- Фамилии и основные работы хотя бы десяти известных популяризаторов науки (как ыступающих в прессе ученых, так и журналистов).

Уметь:

- Применять на практике журналистские и научные методы сбора информации;

- Работать с различными источниками информации для научного журналиста (использовать тематические информационные агентства, специализированные Интернет-сайты и печатная пресса);

- Видеть связь между научным прогрессом, просвещением человечества и эволюцией СМИ.

Ориентироваться:

- В существующих трех уровнях научной популяризации;

- В основной терминологической базе современной мировой науки.

Вернуться к Содержанию

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Объем материала: 12 часов
Форма обучения: заочная

Количество семестров: 2 (4 часа занятий в летнюю сессию (10-й семестр) и 8 – в зимнюю (11-й семестр))

Форма контроля: зачет в виде коллоквиума

п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1.

Всего часов по дисциплине

45

2.

Аудиторных занятий

12

3.

В том числе лекций

6

4.

Лабораторно-практических заниятий

4

5.

Зачет

23

Вернуться к Содержанию

Содержание разделов дисциплины

Название темы и ее содержание

Кол-во часов лекции

Кол-во часов. (лаб.-практ.) занятий

1.

Научное и ненаучное знание. Формы ненаучного знания. Возникновение науки. Специфика научного познания, эмпирический и теоретический методы познания.

Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Наука как социальный феномен. Функции науки.

2

2.

Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII – XX вв. Научная картина мира и ее отличия от религиозной. Особенности классической, неклассической и постнеклассической научной картины мира. Открытия ученых, сделанные в указанные периоды.

2

3.

Актуальные проблемы современной науки и различных ее областей (физики, химии, астрономии, лингвистики, психологии, истории и других). Социально-экономические проблемы науки. Научные открытия ХХ века, роль теории относительности, квантовой физики, генетики, синергетики, биопсихологии, гелиобиологии и других наук, их влияние на современную науку. Научные революции.

2

4.

Научная журналистика. Популяризация науки. История популяризации науки.
М.В. Ломоносов о научной журналистике.

Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Научная журналистика в тематической структуре журналистики.

2

5.

Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные). Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры, научной популяризации.

2

6.

Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных СМИ. Уровни научной популяризации. Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки.

2

Всего

12

Вернуться к Содержанию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Как отмечено в Пояснительной записке к данному учебно-методическому пособию, дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки, ее основных достижениях в последние годы, направлениях, течениях, крупнейших представителях. В связи с этим, все аудиторные занятия студентам придется выполнять роль внимательных слушателей преподавателя, ведущего лекцию. Излагаемый материал может показаться сложным и неинтересным, ведь он состоит из теоретических сведений, взятых из разных областей науки: естественной, технической и гуманитарной. Связь с журналистской практикой начнется не с первого занятия, а несколько позже, после определения всех ключевых терминов, понятий, явлений и теорий.

Старайтесь записывать лекции как можно подробнее. В них будет много материала, который вы еще не изучали. Конечно, слушать лекцию скучно, сложные сведения требуют академичного изложения. Однако чтобы предметно вести речь об актуальных проблемах той или иной области знаний, необходимо вначале узнать, в чем специфика каждой научной области, что ученых волновало ранее и не оставляет равнодушными сейчас. Много времени занимает изложение идей и теоретических позиций, которые в разные исторические периоды являлись доминирующими в объяснении картины мира, устройства Вселенной и так далее. При изучении фактов, имевших место в прошлые столетия, важно почувствовать их контекст, понять, почему и вследствие чего возникли та или иная теория или учение.

В перерыве между сессиями занятий знакомиться и формировать собственное представление о такой области медиа, как научная журналистика. Это направление в современных российских СМИ представлено не так широко, как, скажем, криминал или спорт. Однако определенный объем публикаций найти можно. На что мы рекомендуем обратить внимание?

В основном, о науке постоянно пишут федеральные издания, такие как «Газета», «Российская газета», «Известия», «Независимая газета», журнал «Огонек»» (в этих газетах существуют постоянные приложения «Наука»). Как правило, они имеют строгую периодичность – один или два раза в месяц. Редакции указанных изданий обращают внимание не только на информационные поводы, а публикуют и проблемные материалы на разные научные и околонаучные проблемы. Авторы текстов обращаются за консультациями к экспертам – известным ученым, чей авторитет в своей области знаний простирается на всю страну и за ее пределы. Таким образом, в качественных изданиях помещаются взвешенные и претендующие на объективность выступления о науке в России и мире. Указанные выше газеты желательно изучать не реже одного раза в неделю.

Специфично рассказывает о науке массовая пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Московский комсомолец», «Труд», «Время новостей» и некоторые другие газеты и журналы. Ее тематические акценты смещены в сторону потребительского применения научных достижений. Так, часто речь идет о новейших результатах, полученных в медицине, чтобы направить их на пользу человеку при борьбе с различными заболеваниями и т.д. Регулярно о научных открытиях сообщается в рекламных материалах клиник, медицинских центров, аптек. Как показывают наши наблюдения, массовые газеты стараются не усложнять темы разговора. Возможно, поэтому их выступления поверхностны, затрагивают только саму суть проблем, не вдаваясь в изучение их подробностей. Материалы, как правило, невелики по объему, в них отсутствуют научные термины, сложные предложения. Стиль изложения близок к разговорному. Большое значение в массовых изданиях придается развлечению читателей любой ценой. В массовых газетах и журналах нет специальных приложений, но научные рубрики могут публиковаться по мере накопления материалов. Мы советуем просматривать этот вид прессы еженедельно.

Не обходите вниманием и научно-популярные издания, такие как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Знания – сила», «Вопросы философии» и другие. В киосках Горпечати или «Роспечати» их купить нельзя, но у многих из изданий данного вида есть сайты во Всемирной сети. Найдите и посетите их, прочтите несколько материалов, ознакомьтесь с архивом текстов. Там публикуется много интересных фактов, мнений, предложений. Можно сходить в библиотеку и выписать бумажные варианты изданий. Не стоит пугаться невостребованности в современном мире научно-популярных СМИ. Несмотря на сокращение тиражей во много раз по сравнению с советским временем, научно-популярные издания не исчезли совсем, а продолжают существование за счет доходов от подписки и государственных дотаций. Не пожалейте времени для ознакомления с этим видом СМИ, возможно, именно здесь вы найдете серьезный аналитический материал по теме своего портфолио.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Баканов Р. П. Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы? Телекритики развлекают аудиторию? // Меди@льманах. 2007. № С. 37-45

    Документ
    Баканов Р.П. Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы? Телекритики развлекают аудиторию? Меди@льманах. 2007. № 2. С.37-45.
  2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности

    Задача
    По данным бухгалтерского баланса дайте оценку состава и структуры собственного капитала по каждой статье. Дайте оценку эффективности привлечения заемных средств.
  3. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа

    Документ
    Автоматизированные системы управления машиностроительным предприятием: Учеб.для вузов по спец."Экономика и управление в машиностроении"/С. У.
  4. Роман Баканов «книга жалоб»

    Книга
    «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991 – 2 годов / Р.П. Баканов. – Казань: Казанский государственный университет им.
  5. Р. П. Баканов Разговор о состоянии современного рынка сми в Татарстане, на наш взгляд, необходимо начать с того, что в настоящее время имеются некоторые сложности с быстрым получением подробной свежей статистически

    Документ
    Цит. по: Баканов Р.П. Состояние медийного рынка в Республике Татарстан на рубеже 1990 – 2 -х гг. Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития / Науч.

Другие похожие документы..