Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целью Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее ...полностью>>
'Документ'
09:00 Подарок от компании: экскурсия по городу «Лабиринтами львовских улиц …» - здесь все дышит древностью, кажется, что мы переносимся на несколько в...полностью>>
'Документ'
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и призн...полностью>>
'Документ'
Магнітне поле – складова частина, „електромагнітного поля”, що є окремим видом матерії. Особливість магнітного поля проявляється в його механічному д...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки 19 - 26

Уроки 19 - 32

Александр Сергеевич Пушкин

Задание на дом. Прочитать краткую биографию и стихотворения Пушкина в учебнике. Выполнить в тетради № 1 задания 9 - 13.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

(1799–1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года в обедневшей дворянской семье. В 1811 году он поступил в только что открытую школу для родовитых дворян – лицей, располагавшийся в Царском Селе близ Петербурга.

Самые ранние дошедшие до нас произведения Пушкина относятся к 1813 году В юношеских стихах начинающий поэт отдал дань классицизму.

В 1817 году Пушкин окончил лицей и прибыл в Петербург, где был определен в Коллегию иностранных дел. Вдохновенный идеями борьбы за свободу человека, Пушкин создает ряд политических стихотворений, среди которых – ода «Вольность», связанная с одноименной одой А. Радищева. В этом произведении он писал: «Тираны мира! трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!»

За политические произведения Пушкина весной 1820 года сослали в Екатеринослав. Там юноша заболел и получил разрешение выехать для лечения с семьей генерала Раевского на Кавказ. Затем он посетил Крым и прибыл в Кишинев, где пробыл в ссылке три года. За этот период Пушкин создал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». «Цыганы», начал работать над романом «Евгений Онегин». Его творчество в это время – путь от романтизма к реализму.

С разрешения начальства Пушкин в 1823 году переселяется в Одессу, а затем едет в новую ссылку – в имение родителей село Михайловское Псковской губернии. Здесь он написал более семидесяти стихотворений, закончил поэму «Цыганы», четыре главы «Евгения Онегина», трагедию «Борис Годунов».

После восстания декабристов Пушкин в сентябре 1826 года был доставлен в Кремль к царю Николаю I. Царь пообещал поэту свободу и покровительство при условии, что он не будет выступать против правительства. Но очень скоро Пушкин осознал всю призрачность полученной им свободы.

В 1827 году Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого» о своем предке, но не окончил его и принялся за «Полтаву», в которой воспел набиравшую силу «Россию молодую».

Посещение Москвы в конце 1828 года явилось переломным в судьбе поэта: на одном из балов он встретился с Натальей Николаевной Гончаровой. Любовь захватила его, он жаждал «покоя и счастья», дома, семьи. Мечтая о женитьбе, для устройства своих дел Пушкин осенью 1830 года отправился в родовое именье отца Болдино под Нижним Новгородом, где вынужден был задержаться из-за эпидемии холеры. Болдинский период был необыкновенно плодотворным. Поэт уже давно понял, что осень – его «пора», он писал: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». За два с половиной осенних месяца в Болдине он закончил «Повести Белкина», написал маленькие трагедии, завершил «Евгения Онегина» и создал еще ряд произведений.

Свадьба Пушкина и Гончаровой состоялась в феврале 1831 года. В Москве поэт провел несколько самых счастливых месяцев, а затем вернулся в Петербург. Но жизнь не принесла Пушкину желанного покоя. Его угнетало безденежье и унижало пожалованное царем придворное звание камер-юнкера, вынуждавшее его и жену бывать на придворных балах. Пушкин расценил это как оскорбление, так как звание камер-юнкера давалось юношам. Царь запрещал печатать многие его произведения, а письма поэта к жене стали вскрывать. Критика, не зная ряда последних произведений поэта, не понимая того, как далеко он обогнал свою эпоху, писала о «конце Пушкина», об «оскудении его таланта».

В последние годы жизни Пушкин создал роман «Капитанская дочка», повесть «Пиковая дама», поэму «Медный всадник» и др., начал издание журнала «Современник».

Но на Пушкина обрушилась новая беда – приемный сын голландского посланника Геккерена Дантес принялся навязчиво ухаживать за женой поэта. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, был им смертельно ранен и скончался 29 января (по старому стилю) 1837 года. Царь приказал тайно вывезти тело поэта в родовое имение. Пушкина похоронили в Святогорском монастыре близ Михайловского.

Тексты к урокам.

К урокам 19-20.

А.Пушкин.

1814-1817. Эпиграмма на смерть стихотворца. («Покойник Клит в раю не будет…»)

1814. Воспоминания в Царском Селе

1815. Моя эпитафия. Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою…»).

1817. Вольность. Ода.

1817. Разлука. («В последний раз, в сени уединенья…»)

1818. К Чаадаеву. («Любви, надежды, тихой славы…»)

1819. Деревня. («Приветствую тебя, пустынный уголок…»)

1820. («Редеет облаков летучая гряда…»)

1821. К Овидию.

1823. «Свободы сеятель пустынный…»

1824. К морю. («Прощай, свободная стихия!»)

1825. К *** «Я помню чудное мгновенье…»

1825. «Если жизнь тебя обманет…»

19 октября 1825. («Роняет лес багряный свой убор…)

1826. И.И.Пущину. («Мой первый друг, мой друг бесценный!»)

1826. Пророк. («Духовной жаждою томим…»)

1827. «Во глубине сибирских руд…»

1828. «Дар напрасный, дар случайный…».

1828. Анчар. («В пустыне чахлой и скупой…»)

1829. «Я вас любил, любовь еще, быть может…».

1829. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

1829. Кавказ. («Кавказ подо мною. Один в вышине…»)

1830. Поэту. («Поэт! не дорожи любовию народной…»)

1830. Мадона. («Не множеством картин старинных мастеров…»)

1830. Сонет. («Суровый Дант не презирал сонета…»)

1830. Элегия. («Безумных лет угасшее веселье…»).

1831. «Чем чаще празднует лицей…»

1834. «Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит…»

1835. «… Вновь я посетил…»

1836. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Г.Державин.

1795. Памятник. («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»)

А.Одоевский

1828-1829. «Струн вещих пламенные звуки…»

Урок 19. Жизнь и творчество А.Пушкина

«Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок».

А.Пушкин «Вольность»

У. Мы начинаем серьезное изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством мы знакомимся еще в дошкольном детстве. Много внимания уделяет изучению творчества поэта и школьный курс литературы. С какими произведениями Пушкина вы уже знакомы?

Д.

В помощь учителю.

Сводная таблица текстов Пушкина, изученных в 1-7 классах (сплошной линией подчеркнуты тексты, входящие в Госстандарт для 5 – 9 классов).

класс

учебник

Методическое пособие

тетрадь

1

«Еще дуют холодные ветры».1828.

2

«Осень»(отрывок).

VII. «Унылая пора!..» 1833.

Зимнее утро» 1829.

«У лукоморья дуб зеленый…» (Руслан и Людмила). 1820.

«Гонимы вешними лучами» (Евгений Онегин,гл.7.I)

«Уж небо осень дышало…» (Евгений Онегин, гл 4.XL)

3

«Уж небо осень дышало…» (Евгений Онегин, гл. 4,XL)

«Осень»(отрывок).

VII.»Унылая пора!..»1833.

Зимнее утро» 1829.

Зимний вечер. 1825

«Опрятней модного паркета…» (Евгений Онегин, Гл. 4, XLII)

Сказка о царе Салтане. 1831

Урок 87. Узник. 1822

Урок 87. Няне.1826

9. «Гонимы вешними лучами» (Евгений Онегин гл.7.I))

№10. Осень» (отрывок). VII. «Унылая пора!..» 1833.

4

Бесы.1830.

Зимняя дорога. 1826.

Туча.1835.

Урок 5. Туча.1835.

Урок 83. Сказка о рыбаке и рыбке (нет текста). 1833

Урок 85. Сказка о попе и о работнике его Балде (нет текста). 1830.

№3. Прозаик и поэт. 1825

№3. «Если жизнь тебя обманет…».1825.

№4. «Три утки полоскались в луже…»(Граф Нулин). 1825.

«Не стая воронов слеталась…» (Братья разбойники»).1822.

5

На перевод «Илиады». 1830.

Вакхическая песня. 1825.

Пророк. 1826

Демон. 1823

Урок 20. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (текста нет). 1833.

Тл1-14. «Царскосельская статуя. 1830.

Тл2-29. «У лукоморья дуб зеленый…» (Руслан и Людмила). 1820.

6

Няне.1826

Зимнее утро» 1829.

Песнь о вещем Олеге. 1822.

«Москва!..Как много в этом звуке…» (Евгений Онегин, гл7, XXXVI-XXXVII)

Дубровский (нет текста).

Уроки 76-80.

Вакхическая песня. 1825.

Руслан и Людмила (фрагменты). 1820.

Скупой рыцарь. 1830.

Тл2-38. К Батюшкову. 1814.

ТЛ2-39. Песнь о Стеньке Разине. (3).1826

ТЛ-2-40. Похоронная песня Иакинфа Миглановича.

Подражание Корану.IV.V. 1824.

7

Полтава (фрагмент). 1828

Обвал. 1829.

Туча.1835.

Далее учитель, ориентируясь на текст краткой биографии, которую ученики должны были прочитать в учебнике, беседует с классом об основных событиях биографии и этапах творчества А.С.Пушкина. Беседа иллюстрируется отрывками из произведений поэта, которые наиболее тесно связаны с событиями его жизни.

По ходу беседы проверяется выполнение заданий № 9 – 13 в тетради по литературе.

1818. К Чаадаеву. («Любви, надежды, тихой славы…»)

1828. «Дар напрасный, дар случайный…».

Задание 9.

В 1818 г. А. С. Пушкин написал стихотворение «К Чаадаеву», а 10 лет спустя – стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» (1928). Что изменилось, а что осталось неизменным в мыслях и чувствах ЛГ?

К ЧААДАЕВУ1

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести дивы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818

* * *

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

1828

1825. К*** («Я помню чудное мгновенье…»

25 июля 1825 г., Михайловское. А. П. Керн.

Задание 10.

Прочитайте стихотворение Пушкина «К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Стихотворение было написано во время пребывания Анны Керн летом 1825 г. в соседнем с Михайловским имении Тригорское (впервые Пушкин встретил ее на балу в Петербурге в 1819 г.). Стихотворение, по свидетельству А. Керн, был передано ей поэтом в день отъезда.

Во время пребывания А. Керн в Тригорском Пушкин писал ей по-французски небольшие письма.

Сравните стихотворение и перевод одного из писем. В чем их различие? Можно ли поставить знак равенства между Пушкиным и его ЛГ?

К * * *

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

1825

А. П. КЕРН

25 июля 1825 г., Михайловское

Я имел слабость попросить у вас разрешения вам писать, а вы – легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой.

Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, – это стараться не думать больше о вас.

Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне. Вы тоже должны были бы пожелать мне этого, – но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.

Прощайте, божественная, я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу1 и поклон г-ну Вульфу2.

1829.А.Пушкин. «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

1829. А.Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

1829

* * *

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

1829

У. В чем сходство и различие стихотворений «Я вас любил: любовь еще, быть может…» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»?

Д. …

1827. А.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

1828-1829. А.Одоевский «Струн вещих пламенные звуки…»

Задание 11

Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина и А. И. Одоевского.

Что общего в этих стихотворениях? В чем различие?

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

* * *

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

1827

АЛЕКСАНДР ОДОЕВСКИЙ

* * *

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! – цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

И с ними грянем на царей,

И радостно вздохнут народы!

18281829

1817. Разлука. («В последний раз, в сени уединенья…»)

1831. «Чем чаще празднует лицей…»

Задание 12.

Стихотворение «Разлука» А. С. Пушкин написал в 1817 г. перед выпуском из Лицея и посвятил В. К. Кюхельбекеру – «Лицейской жизни милому брату»).

Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» было написано Пушкиным в 1831 г. к двадцатилетней лицейской годовщине. К этому времени ушли из жизни шестеро лицеистов первого выпуска: Ржевский, Корсаков, Саврасов, Костенский, Дельвиг и Есаков. Особенно потрясен был Пушкин смертью Дельвига, скончавшегося 14 января 1831 г.

Запишите, что изменилось в чувствах и мыслях ЛГ? В чем он остался неизменным?

РАЗЛУКА

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последний мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

* * *

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных

И нас нечаянно касались,

И мы средь пиршеств молодых

Душою часто омрачались;

Мы возмужали; рок судил

Й нам житейски испытанья,

И смерти дух средь нас ходил

И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим,

Почившим песнь окончил я,

Живых надеждою поздравим,

Надеждой некогда опять

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться.

1795. Г.Державин. Памятник («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»

1836. А. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александра Михайловна Ершова. Исама играла в спектаклях, поставленных нашей любимой учительницей литературы Антониной Константиновной. Потом училась на очно-заочном отделении Вахтанговского училища, ставила диплом

    Диплом
    «Любите ли Вы театр? » Неистовый Виссарион никогда не работал в театре. Те, кто работал, любят и не любят театр по-особенному. Я люблю театр с тех пор, как себя помню.
  2. Александр Никонов (1)

    Кодекс
    Развивая идеи «Апгрейда…» [1] и своих последующих книг («Феминизма» [2] , «Цивилизатора» [3] и «Отмороженных» [4]), Александр Никонов последовательно продолжает наводить «порядок в мозгах» современников, помогая читателю подняться
  3. Андрей Белый На рубеже двух столетий Воспоминания в 3-х книгах

    Книга
    "На рубеже двух столетий", "Начало века" и "Между двух революций" - лучшее, что написано Белым после "Петербурга", - утверждает автор первой советской книги о Белом Л.
  4. "Уроки начинаются" 134

    Урок
    1-й ведущий. И сегодня мы вам с радостью отвечаем, что наконец-то нас допустили на территорию школы г. Волгограда, где мы можем взять интервью из первых уст, услышать интересную информацию, мы можем заглянуть в кабинеты школы! Получить
  5. Рабочая программа педагога кочетковой Наталии Николаевны, высшей квалификационной категории по литературе в 6 классе Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.

Другие похожие документы..