Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Специфика педагогических измерений, проводимых в рамках Интернет-экзамена, вытекает из поставленной цели – оценки степени соответствия подготовки сту...полностью>>
'Документ'
Лечение и профилактика ишемической болезни сердца (ИБС) является одной из кардинальных задач здравоохранения. Для решения этой задачи применяется множ...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «27» апреля 2009 г. в на заседании Диссертационного совета Д 209.002.05 по юридическим наукам в Московском государственном институте...полностью>>
'Документ'
В.И. Добренькова. – М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 199 . – 35 с. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Конт О....полностью>>

Главная > Тесты

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

ЧАСТЬ 3

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА (С СЕРЕДИНЫ XIX в. ПО ОКТЯБРЬ 1917 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Содержание 3

2. Литература 5

3. Курсовые задания 5

4. Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 9

5. Государство и право в период буржуазно-демократической республики

(февраль-октябрь 1917г.). 34

6. Тесты 39

Курс: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Часть1. Русское государство и право в IX-XVII веках.

Часть 2. Государство и право Российской империи в период абсолютизма.

Часть 3. Государство и право России в период капитализма (с середины XIX в. по октябрь 1917 г.).

Часть 4. Советское государство и право. Государство и право суверенной России (с октября 1917 до 1996 гг.).

ЧАСТЬ 3

В пособии освещено развитие Российского государства и права в период капитализма.

Часть 3 охватывает период с середины XIX века по октябрь 1917 года.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА (С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ПО ОКТЯБРЬ 1917 Г.)

СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

  1. Российское государство и право в период перехода к буржуазной монархии.

Предпосылки буржуазных реформ. Кризис 1850-х гг. Борьба реакционеров и реформистов. Реформистский курс правительства. Крестьянская реформа. Основные акты 1861 г. Временно-обязанное состояние. Изменения в сословном статусе крестьянства. Выкупные платежи. "Отрезки". Земская реформа 1864 г. Городовое положение 1870 г. Всесословное самоуправление. Отсутствие центрального и местных (на уровне волости) земских учреждений. Пороки старого суда. Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Реформы полицейского и уголовного законодательства. Военная реформа. Всесословная воинская повинность. Реформа военной юстиции. Реорганизация центрального государственного управления. Министерство внутренних дел и его структура. Минфин и другие отраслевые министерства. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Контрреформы Александра III. Консервативное и чрезвычайное законодательство. Положение о земских начальниках. Усиление роли местного дворянства. Обновление Свода законов. Судебная практика Сената. Правовое регулирование экономики. Фабричное законодательство. Наследственное и семейное право. Уголовное уложение 1903 г. Источники права. Кодификация. Работа над Гражданским уложением. Торгово-промышленное законодательство.

  1. Формирование конституционной монархии.

Дворянство и буржуазия. Плеве и Витте. Война с Японией. Убийство Плеве эсерами. "Политическая весна" Святополк-Мирского. Кровавое воскресенье. Революция 1905 г. Всероссийская стачка. Манифест 17 октября - шаг к конституционной монархии. Совет Министров. Ответственность министров перед царем. Смена премьеров. Земская оппозиция. Либеральное движение. Кадеты, октябристы. Атаки на либералов справа и слева. Погромы в октябре 1905 г. Правые, монархические, черносотенные организации. Эсеры. Революционный террор. РСДРП. Большевики и меньшевики. Лозунг Учредительного собрания и идея диктатуры пролетариата. Государственная дума. Избирательные законы. Многостепенные и неравные выборы. Основные законы. Ограничение самодержавной власти царя. Полномочия Думы. Конфликт Думы с царем и Госсоветом. Политические партии в Думе. Разгон I и II Думы. "Бесстыжий закон". Законодательная деятельность Думы. Аграрное законодательство 1905-1906 гг. Аграрная реформа 1906 г. П.А.Столыпин. Уголовное и административное законодательство. Убийство Столыпина. Начало I мировой войны. Прогрессивный блок. Борьба за ответственное правительство. Милитаризация экономики.

  1. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики.

Февральская революция. Свержение царизма. Двоевластие. ВЦИК. Июльские события. Поражение Корнилова. Демократическое совещание. Предпарламент. Роспуск Думы и Госсовета. Временное правительство. Декларация 3 марта. Реформа госаппарата. Административная юстиция. Самоуправление. Суды в 1917 г. Распад монархических партий. Партии, входившие в коалиционные Временные правительства. Советы. Тактика большевиков. Демократизация политической жизни. Юридическое совещание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А.В. и др. История России конца XIX - начала XX в.в. Тесты Кн. 2. М., 1993.

2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права Ростов-на-Дону 1995.

4. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

5. Жарова М.Н., Мишина И.А. История Отечества. М., 1992.

6. Зырянов П.Н. История России XIX в. М, 1994.

*7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. С. 189-190 192-234,236-237, 239-265.

*8. Кулешов С.В. и др. Наше Отечество Ч. 1. М., 1991. С. 239. 9. Николаевский Б.Н. История одного предателя. М., 1991.

*10. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков М 1995. С. 83, 100.

11. Савинков Б.В. Воспоминания. М., 1990.

12. Сашонко В.Н. Кони в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Ленинград, 1991.

*13. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992. С. 24, 31.

14. Учебники дореволюционной России по истории. Составитель Естеферова Т.В. М., 1993.

15. Чулков Г.И. Императоры. М., 1991.

16. Щеголев П.Е. Последний рейс Николая II. М., 1991.

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых сформирован файл материалов для изучения.

КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Составьте логическую схему базы знаний и терминологический словарь.

  1. Вопросы для подготовки к экзаменам:

Какие предпосылки вызвали отмену крепостного права?

Как готовилась крестьянская реформа, какие позиции сталкивались в Главном комитете по крестьянским делам и губернских дворянских комитетах?

Каковы основные черты крестьянской реформы 1861 г.?

Какой смысл имели понятия: "временно-обязанные", "минимальные, максимальные и царственные наделы", "выпускные платежи", "отрезки"?

Каковы основные черты земской и городской реформ?

Каковы основные различия в судебной системе до и после 1864 г.?

Какую роль играли в судебном процессе присяжные заседатели?

Каковы основные черты военной реформы?

Что произошло 1 марта 1881 г.? Каковы последствия этого события?

В чем заключались контрреформы Александра III?

Что общего и в чем различия в характеристике личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II?

Каковы важнейшие черты развития права в период "неоабсолютизма"?

Какие либеральные партии возникли в России в начале XX в.? Каковы их

программы?

Какие возникли крайне правые, черносотенные организации? Чего они

добились?

Что общего и чем различаются разные социалистические партии?

Чем было вызвано издание Манифеста 17 октября? Какое он имел значение?

Каковы были полномочия I и II Дум, причины их конфликта с царем?

С какими программами выступили разные политические партии в 1917 г.?

Какую позицию заняли разные политические силы во время выступления

генерала Корнилова?

  1. Темы рефератов (факультативно):

Крестьянская реформа 1861 г. Ее предпосылки. Споры вокруг нее [4] 107-110, [6] 107-117, [7] 189-195, [10] 83-84.

Земская реформа Александра II. Дайте ее характеристику [4] 113-114, [6] 117-119.

Судебная реформа. Почему ее считают самой радикальной из реформ Александра II? [4] 110-112, [6] 119-120, [7] 200-206, [10] 84-87.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II. [4] 106-107, 117, 120 [6] 100-102, 167, 171-172, 186-188.

Контрреформы Александра III. [6] 167, 171-174, [7] 211-214, [10] 90-94.

Какие причины привели к изданию Манифеста 17 октября 1905 г.? Дайте правовую и политическую характеристику Манифеста. [4] 131-132, [5] 66-67, [8] 226.

Правовые и политические предпосылки конфликта между Думой, императором, правительством, Госсоветом. [4] 131-132, [7] 239-242, [10] 108-112.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики В.К.Плеве, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина. [4] 122-123, 133-136 [5] 49-51, 76-77, 83-86 [8] 217-226,237-247.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина. [4] 144-148, [5] 146, 150, 153-157, 166-167, 266-268, [8] 359-361,368-376.

  1. Задание докладчикам-"юристам":

Составить сравнительную таблицу анализируемых правовых актов (письменно).

Документ

Состав избирателей

Полномочия Думы

Полномочия Совета

Полномочия императора

N 1.

Манифест

6 авгус­та

и Положение о выборах в Думу.

N2.

Манифест

17 ок­тября.

3

33

Указ

11 декабря

N 4

Учреждение 20 февраля.

N5

Манифест

20 фев­раля

    1. Задание докладчикам-"политикам":

Составить письменно таблицу, выражающую отношение "их" партий к перечисленным правовым актам (одобряет или отвергает партия данный документ, подвергает уничтожающей критике или критике конструктивной - в надежде на внесение в него поправок).

Партии

Документ

N1

N2

N3

N4

N5

РСДРП (б)

РСДРП (м)

Эсеры

Трудовики

Кадеты

Октябристы

Черносотенцы

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ТЕМА: Выборы в I Государственную Думу.

ЦЕЛЬ: Отработать навыки анализа правовых актов.

ВРЕМЯ: 180 мин.

УЧАСТНИКИ: Группа делится на "юристов", "политиков", "членов избирательной комиссии", "избирателей".

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Домашнее задание)

Изучить литературу из списка на стр. 3.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

I. Доклады "юристов".

5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.:

II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

III. Доклады 7 "политиков" на "предвыборном митинге".

IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

V. Свободная дискуссия.

VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г.

VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов.

VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика".

.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово тьютора -10 мин

Доклады "юристов" -35 мин

Вопросы и ответы -20 мин

Доклады "политиков" -35 мин

Вопросы и ответы -15 мин

Свободная дискуссия -20 мин

"Выборы" -15 мин

Итоговые речи "политиков" -10 мин

Итоговые доклады -10 мин

Подведение итогов тьютором -20 мин

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1850-Х ГГ.

Крымская война показала неэффективность социальной и экономической системы России.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развития революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II.

В речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: "Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу". Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

Главный комитет по крестьянским делам опирался в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы.

Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г.- выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило: было отдано предпочтение позиции Н.А.Милютина, а не Я.И.Ростовцева.

Давление оппонентов и "слева" и "справа" не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные "Положения", в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов.

Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение "дарственных наделов", размеры которых могли быть в 4 раза меньше минимальных, установленных в положении.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и "временнообязанными". В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (30-40 дней в год) и денежного оброка.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

В 1863-1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали 20-25% выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период "временнообязанности" крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга, и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам:

отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных- фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не только земли, но личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тесты 35 курс : история государства и права россии часть Русское государство и право в IX-XVII веках. Часть 2

    Тесты
    1. Государство и право России в конце XVII - I половине XVIII вв. Самодержавие и абсолютизм. Сословно-правовые преобразования. Табель о рангах. Система чинов.
  2. Тесты 86 курс: история государства и права россии часть русское государство и право IX xvii вв. Часть государство и право Российской империи в период абсолютизма (с конца XVII до середины XIX вв.)

    Тесты
    Содержится подборка учебно-методических материалов по ключевым вопросам истории отечественного государства и права, начиная с возникновения государственности у восточных славян и заканчивая последним этапом существования Московского
  3. План работы. Становление древнерусского феодального права. Русская правда- кодекс раннефеодального права (ее происхождение и основные редакции). Право собственности по русской правде

    Кодекс
    Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать
  4. Рабочая программа курса "английский язык"

    Рабочая программа курса
    1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  5. История государства и права зарубежных стран (1)

    Учебник
    И 90 История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер.  Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.

Другие похожие документы..