Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
2. Расскажите, как римляне завоевывали Италию. Каким правилом руководствовался сенат в отношении побежденных народов? Что означало практике это прави...полностью>>
'Рабочая программа'
Задачи курса – охарактеризовать микробиологию сырья для получения молочных продуктов, закваски и микробиологические процессы при производстве традици...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс рассчитан на 1 семестр и состоит из семи модулей. Первый модуль курса обосновывает необходимость бизнес-прогнозирования. Также рассматриваются ти...полностью>>
'Инструкция'
На основании Закона Республики Беларусь от 6 октября 1994 года «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» и Положения о Министер...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составитель:

В.А.Карпюк, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

И.А.Байкова, заведующая кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №7 от 27.02.2009г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые подходы к пониманию психического здоровья как важнейшей, наряду с физическим и социальным здоровьем, составляющей жизни любого человека, а также биопсихосоциальная модель развития психических и поведенческих расстройств, предполагают подготовку высококвалифицированных кадров, способных оказывать специализированную помощь.

Для решения основных задач клинической психиатрии – предупреждения и лечения психических болезней – необходимо знать причины, условия и механизмы их возникновения. В выявлении всей цепи процессов, опосредующих связь психопатологических проявлений с патобиологическими их механизмами, в раскрытии природы этих заболеваний, существенную роль играет патопсихология – раздел клинической психологии, изучающий закономерности нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения психических свойств личности при разных видах патологии мозговой деятельности, исходя из сопоставления с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология находится в тесной связи с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, общей и клинической психодиагностикой, нейропсихологией, психиатрией и наркологией и является важной составной частью учебного процесса при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов медицины. Патопсихология является одной из основных дисциплин цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности Медико-психологическое дело.

Типовая программа по дисциплине «Патопсихология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №40 от 02.05.2008г.;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.)

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: подготовить врача, владеющего теоретическим аппаратом патопсихологии, практическими навыками проведения патопсихологического исследования.

Задачи:

изучить теоретические основы патопсихологии с учетом знаний общепсихологической теории и методологии, а также частных разделов психологии;

овладеть навыками экспериментальной работы для решения диагностических, лечебных, психотерапевтических, профилактических задач в психиатрии;

овладеть методикой построения патопсихологического эксперимента в зависимости от поставленных задач, создавать и учитывать специфические условия их решения в психиатрии;

освоить системный анализ и интерпретацию данных с учетом особенностей развития психики в норме, выделению центрального звена нарушений протекания психических процессов и ведущего патопсихологического синдрома;

сформировать персональный банк патопсихологических методик.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Патопсихология» определены образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

теоретические основы патопсихологии;

структуру патопсихологических синдромов;

стратегию построения патопсихологического исследования;

виды тактик патопсихологического исследования;

принципы построения патопсихологического исследования;

принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического исследования;

уметь:

формировать тактику патопсихологического исследования в зависимости от решаемой задачи;

применять методы патопсихологического исследования;

проводить патопсихологическое исследование с различными категориями больных и исследуемых;

анализировать и интерпретировать полученные результаты патопсихологического исследования,

оформлять патопсихологическое заключение;

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

научно-исследовательская работа студентов.

На изучение дисциплины «Патопсихология» типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 200 учебных часов. Из них 106 аудиторных часов, в том числе лекционных - 16 часов, практических – 90 часов.

Форма текущей аттестации: экзамен – 10 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

занятий

1

2

3

1. Введение в патопсихологию

2

-

1.1. Патопсихология в системе психологических дисциплин. История становления патопсихологии как самостоятельной науки

2

-

2. Теоретические и методологические основы патопсихологии

2

6

2.1. Методологические основы патопсихологии

2

2

2.2. Категории теоретического аппарата патопсихологии

4

3. Методы исследования патологии психической деятельности

-

6

3.1. Экспериментально-психологические методы в диагностике психических расстройств

-

4

3.2. Классификация патопсихологических методов исследования

-

2

4. Принципы построения

патопсихологического исследования. Стратегия и тактика

патопсихологического исследования

2

-

5. Анализ и интерпретация результатов патопсихологического исследования

2

6

6. Патопсихологическое заключение

-

7. Патопсихологическое исследование взрослых в психиатрической клинике

-

30

7.1. Патология познавательной сферы при психических расстройствах

-

12

1

2

3

7.2. Патопсихологическое исследование взрослых страдающих психическими расстройствами

18

8. Патопсихологическое исследование детей и подростков в психиатрической клинике

-

18

9. Патопсихологическое исследование в клинике пограничных состояний

-

18

10. Судебно-психологическая экспертиза

8

6

10.1. Особенности патопсихологического исследования в экспертной практике

2

2

10.2. Предметные виды экспертиз

6

4

Всего

16

90

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.Введение в патопсихологию

1.1. Патопсихология в системе психологических дисциплин. История становления патопсихологии как самостоятельной науки

Патопсихология – наука о закономерностях нарушений структуры психических процессов и свойств личности при разных патологических состояниях. Дисциплина патопсихология. Отличие от психопатологии.

Возникновение отечественной патопсихологии на стыке психологии и психиатрии. Становление первых экспериментальных патопсихологических лабораторий. Вклад В.М. Бехтерева, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищева в развитии патопсихологии. Современное состояние патопсихологии. Круг проблем решаемых патопсихологией.

2. Теоретические и методологические основы патопсихологии

2.1. Методологические основы патопсихологии

Основные категории психологии, лежащие в основе патопсихологического исследования: отражение, деятельность, общение как форма реализации деятельности человека, личность как интегрирующая категория. Структура личности: познавательная, эмоциональная и волевая сферы. Психологические компоненты этих сфер: состояния, процессы, свойства. Базовые принципы патопсихологического исследования: принцип детерминизма, системность психики, ее структурированность. Основные принципы психологического анализа изменений психики у больных: кризисные периоды развития, социальная ситуация развития, положения о личности. Понятие значения и личностного смысла.

2.2. Категории теоретического аппарата патопсихологии

Высшие психические функции как сложная функциональная система.

Категория «фактора» в патопсихологии. Определение понятия. Типы факторов. Проявления их нарушений. Связь факторов с различными системами организма. Различия в природе факторов при локальных поражениях мозга и при психических заболеваниях.

Понятие патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического. Типы синдромов в патопсихологии. Классификация синдромов. Уровни функционирования центральной нервной системы.

Синдромный системно-структурный анализ. Синдром - качественное новообразование психики.

3. Методы исследования патологии психической деятельности

3.1. Экспериментально-психологические методы в диагностике психических расстройств

Место и роль экспериментально-психологических методов в распознавании и диагностике психических заболева­ний. «Прицельность» экспериментальных методов, направленность на анализ определенных видов психической деятельности. Психометрические методы изучения патологии психических процессов.

Принципы и правила подбора экспериментальных методов в зависимости от решаемых задач.

3.2. Классификации патопсихологических методов исследования

Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования. Классификация методов по объекту диагностики.

Биографический метод: психологический анализ истории болезни с элементами контент-анализа и герменевтики.

Методы клинико-психологического исследования. Наблюдение: цели, задачи, виды, техники. Беседа как интерактивная техника, цели, задачи, содержательная сторона беседы. Интервью.

Методы изучения продуктов творчества больного.

Методы диагностики индивидуально-психологических особенностей: темперамента (опросник Стреляу, Айзенка), характера (опросник Шмишека, опросник Личко «Подростковый диагностический опросник»), черты личности (опросник Кеттелла), интегративные типы личности (Миннесотский многофакторный личностный опросник).

Методы диагностики психических функций: патопсихологические методы исследования восприятия, внимания, памяти, мышления.

Методы диагностики функциональных и эмоциональных состояний (тест Люшера).

Методы исследования интеллекта (тест Векслера, матрицы Равенна).

Методы исследования самосознания и самооценки (шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).

Методы исследования ценностей и социальных установок (тест Рокича).

Методы исследования эмоционально-мотивационной сферы (Тематический апперцептивный тест, тест Роршаха, тест Розенцвейга).

Методы исследования саморегуляции (методика «Уровень притязаний» Хоппе, шкала локус-контроля Роттера).

Методы патопсихологического исследования у детей и подростков.

4. Принципы построения патопсихологического исследования. Стратегия и тактика патопсихологического исследования

Принципы построения патопсихологического исследования: принцип моделирования психической деятельности; прин­цип учета отношения больного к ситуации исследования; принцип качественного анализа осо­бенностей протекания психической деятельности больного. Требования к процедуре патопсихологического исследования.

Общая стратегия построения патопсихологического исследования. Тактика взаимоотношений больного и исследующего: создание мотива экспертизы, проективная тактика, обучающая тактика.

Этапы патопсихологического исследования: подготовительный, экспериментальный, этап анализа и интерпретации данных.

5. Анализ и интерпретация результатов патопсихологического исследования

Принципы анализа данных патопсихологического исследования. Интерпретация результатов как обобщение и объяснение всех полученных экспериментальных и клинических данных. Интерпретация как установление смысла отдельных полученных фактов и их взаимосвязь. Интерпретация для создания гипотез и изменения программы дальнейшего исследования. Динамических и статические аспекты интерпретации результатов.

Анализ и интерпретация данных при решении дифференциально-диагностических задач, при изучении структуры психической деятельности, при формировании индивидуальной программы психотерапии, при решении экспертных вопросов.

6. Патопсихологическое заключение

Структура патопсихологического заключения. Результаты клинико-психологического исследования с изложением сведений о поведении больного в ситуации психологического исследования. Результаты экспериментально-психологического исследования – познавательной сферы, интеллекта, эмоциональной сферы, сферы личности с указанием психологических механизмов формирования нарушений в сфере личности и социальной адаптации, их предположительная динамика, сферы значимых отношений, внутриличностные конфликты, социально-психологические проблемы, копинг-стратегии и копинг-ресурсы. Формулирование выводов.

7. Патопсихологическое исследование взрослых в психиатрической клинике

7.1. Патология познавательной сферы при психических расстройствах

Нарушения личности. Нарушения мышления. Нарушения внимания. Нарушения памяти. Нарушения сознания и самосознания.

7.2. Патопсихологическое исследование взрослых, страдающих психическими расстройствами

Особенности клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования при решении различных задач с учетом имеющейся психической патологии.

8. Патопсихологическое исследование детей и подростков в психиатрической клинике

Патопсихологического исследования детей и подростков, страдающих психическими расстройствами с учетом присущих данному возрасту особенностей психического развития и имеющейся психической патологии.

Понятие о задержке психического развития. Виды задержек психического развития, их патопсихологическая характеристика. Изучение готовности к школе.

9. Патопсихологическое исследование в клинике пограничных состояний

Пограничная личностная структура. Определение понятия. Психогенез. Варианты пограничной личностной структуры. Особенности патопсихологического исследования при решении задачи построения индивидуальной программы психотерапии.

10. Судебно-психологическая экспертиза

10.1. Особенности патопсихологического исследования в экспертной практике

Понятие о судебно-психологической экспертизе, её разновидности. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Виды судебно-психологических экспертиз. Правовое положение эксперта-психолога.

10.2. Предметные виды экспертиз

Экспертиза возраста. Понятие о психологическом возрасте. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого. Судебно-психологическая характеристика аффекта. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная:

1.Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология / В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н. Боков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.

2.Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В.Зейгарник. - Москва: Московский государственный университет, 2002. - 241 с.

3.Карпюк В.А. Патопсихология: курс лекций для студентов медико-психологического факультета / В.А.Карпюк. – Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2006. – 97с.

4.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс детской патопсихологии / Н.Ю.Максимова, Е.Л.Милютина. - Ростов–на-Дону: Феникс, 2000. – 574 с.

5.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии // Практическое руководство. – М: Московский государственный университет, 2002. – 225 с.

Дополнительная:

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. - Москва: Владос, 2004. – 160 с.

7. Клейберг Ю.Л. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.Л.Клейберг. – Москва: Юрайт, 2001. – 160 с.

8. Психологические тесты: в 2-х томах /Ред. А.А. Карелина.– Москва: Владос, 2003. – 637 с.

9. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие / А.А. Реан. – СПб.: Ювента, 2001. – 224 с.

10.Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и

инженерия знаний / К.Р.Червинская , О.Ю.Щелкова. – СПб.: Ювента, 2002. – 624 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (1)

    Пояснительная записка
    М.А.Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  2. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (2)

    Пояснительная записка
    Л.Ф.Мирзаянова, профессор кафедры психологии Учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент
  3. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (3)

    Пояснительная записка
    П.А.Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук,
  4. Программа по внутренним болезням и военной-полевой терапии для студентов высших медицинских учебных заведений по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело предусматривает изучение этиологии и патогенеза,

    Программа
    В.И.Шишко, заведующий кафедрой факультетской терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;
  5. Пояснительная записка По данным Всемирной организации здравоохранения (воз) у 2,5-3% новорожденных диагностируются различные врожденные пороки развития и наследственные заболевания.

    Пояснительная записка
    Н.С.Парамонова, заведующая кафедрой педиатрии №2 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,

Другие похожие документы..