Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государством в целях смягчения циклических колебаний общественного производства и уменьшения ...полностью>>
'Реферат'
В настоящем реферате описываются и анализируются основные тенденции в развитии российского рынка капиталов и иностранных портфельных инвестиций в рос...полностью>>
'Документ'
Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет, и н...полностью>>
'Документ'
На протяжении долгого периода советской истории мир банков, сфера финансов и все, что связано с тайной денежного обращения, оставалось для непосвящен...полностью>>

Алтайский край Родинский район

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алтайский край

Родинский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»


Тема: “Транспорт мира. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды”.

(интегрированный урок – пресс – конференция (2часа) по физике и географии в 10 классе)

учителя: Шишов Анатолий Иванович (учитель физики)

Николаева Любовь Ивановна (учитель географии)

Покровка

2002

ОБОСНОВАНИЕ.

Одно из основных требований нашего времени – воспитание активной, творческой личности. Чтобы выпускники средней школы могли хорошо адаптироваться в современной жизни, учителя физики должны помочь им освоить технологию решения инновационных задач средствами физики и смежных с ней наук.

Если мы хотим, чтобы наши ученики в обыденной жизни могли использовать приобретённые знания, ориентировались в их применении, разбирались в научно-технической литературе, то каждый урок должен строиться на основе деятельности учащихся.

В связи с этим мы проводим интегрированный урок – пресс - конференцию по теме: “Транспорт мира. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды”. Осуществление экологического воспитания учащихся при изучении физики необходимо, поскольку деградация окружающей среды вызвана главным образом её технологическим загрязнением, и физика оказывается первопричиной человеческого давления на природу. Но она же выступает и в другой, положительной роли: на основе её достижений создаются новые альтернативные технологии, сберегающие природные ресурсы и не загрязняющие окружающую среду.

Урок – пресс – конференция проводится 2 часа в форме ролевой игры. Такой урок учит самостоятельности мышления, вырабатывает умение выступать перед большой аудиторией, работать с литературой, воспитывает чувство ответственности, кроме того, позволяет за небольшой промежуток времени изучить обширный материал, обобщить знания по физике и географии по этой теме. Привлекает и разнообразие применяемых методов, что делает урок интересным для всех учащихся, даёт возможность включить в работу, притом высокоэффективную, всех.

Учащиеся осознают собственный рост, радость овладения более совершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувство успеха, гордости за успех товарищей. Деловая игра открывает ряд возможностей: максимально приближает обучение к реальным жизненным и производственным условиям, обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки, искореняет такие негативные явления, как списывание, обман, боязнь плохих отметок и другое. Урок – конференция имеет огромный потенциал, т. к. даёт возможность учащимся проявить себя всесторонне.

Урок – пресс – конференция (2 часа)

Интегрированный (физика, география)

Цели урока:

Образовательные: привлекая соответствующий учебный материал этих двух предметов, обобщить знания учащихся о современных транспортных средствах, выяснить роль тепловых и других двигателей в жизни мирового сообщества, раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем.

Развивающие: развивать умение ставить вопросы, давать краткие чёткие ответы, по - деловому общаться. Способствовать развитию как устной, так и письменной речи учащихся, а также политехнического мышления и творчества. Развивать организаторские способности и прививать интерес к предметам.

Воспитательные: убедить учащихся в жизненной важности, бережного отношения к окружающей природе и развития научно-технического прогресса. Воспитывать любознательность, умение работать в коллективе. Формировать активную личность. В целях профориентации подчеркнуть роль механизации в сельском хозяйстве ГПЗ “Свободный”.

Форма проведения: ролевая игра.

Оформление кабинета.

Плакат: “Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу”.

(Жак Иво Кусто).

Плакат: бензина, сгорая, выделяет 500-800 кг вредных веществ. В атмосферу ежегодно выбрасывается ≈ 5 млрд. т СО2. В состав выхлопных газов входит около 300 компонентов, в том числе оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, оксиды металлов (наиболее вредный – оксид свинца), сажа и другие.

Изречения:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия”

(Р. Фейнман)

“Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”

(И.В. Гёте)

  • На столах в кабинете установлены таблички с названиями газет, журналов, которые представляют учащиеся в роли журналистов.

Оборудование: видеофильм “Экология”, выставка литературы по данной теме, плакаты, модели ДВС, паровой машины, паровой турбины.

План

I Вступительная часть

II Основная часть

  • Доклад №1 “Виды транспорта, значение”.

  1. Автомобильный, морской, железнодорожный, воздушный, речной,

электронный и другие виды транспорта.

2. Транспорт Алтая.

3. Современный вид транспорта.

  • Доклад №2 “Тепловые двигатели и их применение”.

1.История создания ДВС и первого русского автомобиля.

2.Интервью у “главного механика” ГПЗ “Свободный”.

3.Новости электромобилестроения.

  • Доклад №3 “Влияние транспорта на окружающую среду”.

1.Транспорт, как один из источников загрязнения окружающей среды.

2. “Парниковый эффект”.

3.Здоровье людей в опасности.

4.Экология Москвы.

  • Доклад №4 “Пути решения экологических проблем”.

1.Транспорт будущего.

2.Роль России в решении экологических проблем.

3.Новая жизнь велосипеда.

  • Доклад №5 “Разработка техники для сохранения окружающей среды”.

III Будущим физикам и экологам

1.Предлагается литература и выставка книг.

2.Предлагаются качественные задачи по физике автомобиля и дорожного

движения.

3.“Экологам” проследить до конца учебного года за экологической

обстановкой в стране, крае, районе.

IV Подведение итогов “час прессы” (отчёт об услышанном). Принятие экологического

манифеста.

Этапы урока

Деятельность учителей

Деятельность учеников

I.Вступитель-ная часть.

II. Основная часть

.

III. Заключи-

тельная

часть. Будущим физикам и экологам. Выставка литературы. Качественные задачи по физике авто-

мобилестрое-

ния и дорожного движения. Отчёт прессы

До конференции: определение задач и круга вопросов. Изучение соответствующей литературы. Поиски литературы, которую можно рекомендовать учащимся. Распределение докладов между выступающими. Консультации.

Учитель географии объявляет тему, цель урока. Класс разбивается на группы, которые превращаются в “специалистов” и представителей прессы-сотрудников газет: “Аргументы и факты”, “Алтайская правда”, “Дело Октября”, журналов: “Наука и жизнь”, ”Техника молодёжи”, ”Наука - инженерам”, “Здоровье”. На столе перед каждой группой прессы табличка с названием газеты или журнала. В президиум приглашаются “физик-теоретик”, “инженер-конструктор”, “гл. инженер”, “учёный- инженер”, “инженер” по современному транспорту, “специалист” по транспорту, ”врач”, “историк”, “краевед”, “эколог”, “географ”, “главный механик” ГПЗ “Свободный” и ведущий, которого представляют.

Учитель побуждает учащихся к анализу проблем.

Помогает актуализировать необходимые знания.

Организуют деятельность по добыванию новых знаний.

Краткое резюме выступлений.

Подводят итоги.

Ведущий открывает конференцию и знакомит с планом её проведения.

Ученики, играющие роль “специалистов”, выступают с докладами. Анализируют проблему на основе имеющихся знаний, высказываются по решению поставленной проблемы, ссылаясь на различную литературу, источники, фильмы.

Идёт дискуссия.

Доклад № 1. “Виды транспорта” – выступление “специалиста” по транспорту.

Вопрос: Я представитель журнала “Наука и жизнь” – Колодинов. В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой рассказать о современном виде транспорта. Спасибо.

Ответ “специалиста” по транспорту.

Вопрос: Корреспондент газеты “Алтайская правда” – Татаренко. Хотелось бы узнать о транспорте Алтайского края?

Заранее благодарю за ответ.

Ответ ”краеведа”.

Доклад № 2. “Тепловые двигатели и их значение” – выступление “физика-теоретика”.

Вопрос: Я - представитель журнала “Техника молодёжи” – Лисовой. Читателей нашего журнала интересует история создания тепловых двигателей, в частности ДВС, и история создания первого русского автомобиля.

Ответ “историка”.

Вопрос: Я корреспондент газеты “Дело Октября” – Лещук. Хотелось бы взять интервью у “главного механика” ГПЗ “Свободный”.

  1. Сколько новых автомобилей и тракторов за последние 5 лет получил ГПЗ “Свободный”?

  2. Какого типа двигатели установлены на тракторах и автомобилях?

  3. Какие мощности двигателей машин в АТП?

  4. Применяются ли конструкторами машин меры по охране атмосферы от загрязнения? Спасибо.

Ответ “главного механика”.

Вопрос: Я, представитель журнала “Наука инженерам” – Мысник. Читателей интересуют новости электромобилестроения. Слышал, что во Франции проходят испытания каплевидного электромобиля “Тюльпан”. Что это за автомобиль?

Ответ “инженера” по современному виду транспорта.

Доклад № 3. “Влияние транспорта на окружающую среду” -

выступление “эколога” с просмотром видеофильма “Экология”.

“Парниковый эффект” (выступление “географа” и “физика”). Выступление “врача”.

Вопрос: Я, представитель газеты “Аргументы и факты” – Хижняк. Моих читателей интересует экологическая обстановка в мире, которая ухудшается с годами. Приведу факты: 107 млн. американцев живут в районах с отравленным воздухом. В Англии с 1900 по 1952 г. смертность от рака лёгких возросла в 43 раза. Таже тенденция в Австрии, Финляндии, Норвегии, Германии, США, Дании, Канаде, Австралии и т. д. В Швейцарии в год выброс ядовитых веществ автомобилями (соединений свинца) 165 т. Современный автомобиль обвиняют также в увеличении заболеваний крови, центральной нервной системы и т. д.

Вопрос: Что предпринимается странами для улучшения экологии?

Ответ “учёного-инженера”.

Вопрос: Я, представитель журнала “Знания народу” – Пустовая. Моих читателей интересует

экология Москвы

. Ответ “эколога” Москвы.

Доклад № 4. “Пути улучшения экологии в России” – выступление “главного инженера”.

Доклад № 5. “Разработка техники для сохранения окружающей среды” – выступление “инженера-конструктора”.

Представители прессы кратко делают свой “отчёт”. Принимают экологический манифест.

Ведущий закрывает конференцию, говоря о важности этой проблемы и необходимости созыва международной конференции по данной проблеме.

Литература:

1. Журналы:

  • “Физика в школе” № 4 2001г, № 4 2002г, № 6 2002г,

№ 4, № 5, № 6, 1997г.

  • “География в школе” № 3 2000 г, № 5 2001 г, № 1 1996 г, № 5 1993 г.

  • “Биология в школе” № 6 2000 г.

  • “Наука и жизнь” № 12 1999 г.

2. Учебники:

  • Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Основы экологии” 10-11кл. Дрофа Москва 2001г.

  • Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Основы экологии” 9кл. Москва Просвещение 1995г.

  • Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П. Сидорин “Экология” 9кл., изд. дом “Дрофа” 1995г.

  • Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев “Физика” 10кл. М. Просвещение, 1990г.

  • Ю.Н. Гладкий, С.В. Лавров “География” 10кл., Москва. Просвещение, 1995г.

3. П.И.Ерунова “Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения” Москва. Просвещение, 1988г.

4. Г.С. Ландсберг “Элементарный учебник физики”, том 1, изд. “Наука”, главная редакция физико-математической литературы, Москва, 1967г.

5. Г.П. Зарубин, Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков “Окружающая среда и здоровье”, изд. “Знание”, Москва, 1987г.

Выступление “специалиста” по транспорту

ДОКЛАД 1
”Виды транспорта, значение”


Транспорт-необходимое условие функционирования мирового хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда.

Особо важное значение развитие транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Продукция транспорта - это перевозка грузов и пассажиров, измеряется в тонно-километрах или пассажиро-километрах.

Выделяют следующие виды транспорта: наземный – это автомобильный и железнодорожный, водный – речной и морской, воздушный, электронный, трубопроводный.

Научно техническая революция коснулась всех видов транспорта. Резко увеличились скорости, выросла грузоподъёмность. В результате этого мир, опоясанный транспортными артериями, как бы ”сжался”, стал доступнее. Сегодня авиалинии проходят даже через Северный полюс. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии. На лучших электрифицированных железных дорогах скорости близки к 200-240 км/ч (Япония, Франция, Германия). Сверхзвуковой пассажирский самолёт “Конкорд” (производство Франция-Великобритания) развивает скорость 2-3 тыс. км/ч. Вместо танкеров грузоподъёмностью в 40-50 тыс. тонн, появились супертанкеры грузоподъёмностью 200-500 тыс. тонн.

Широкое развитие получают новые виды транспорта и разновидности старых видов:

водный и наземный, транспорт на воздушной подушке, подвесные монорельсовые и канат-

ные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов, гладкая обтекаемая форма поезда

позволяет развивать скорость до 250 км/ч.

Ответ “специалиста” по транспорту

“Современный вид транспорта”

1. Самый большой в мире морской лайнер.

Самым крупным пассажирским судном мира стал в настоящее время гигантский круизный лайнер “Карнавал Дестини” в Италии, созданный по заказу американских фирм. Это белоснежный 14-этажный плавучий дворец водоизмещением 100 тыс. тонн, длиной 272 м, шириной 40 м, высотой 70 м, что на 8м выше статуи Свободы в Нью-Йорке, куда лайнер совершает регулярные рейсы из Европы.

На верхней палубе, кроме большого солярия, 4 плавательных бассейна, 2 театра (большой 1600 зрителей и малый 400 зрителей). Для спортсменов беговая дорожка и спортзал площадью 1700 м2 со всеми мыслимыми снарядами, а также финские сауны, турецкая баня, массажные кабинеты. Открыты десятки баров, магазинов, дискотека.

2. “Машина будущего” – без руля.

Парижский автосалон – самый большой в мире. Более 540 автомобильных компаний из 23 стран выставили тысячи моделей 2002 – 2003 г.г., а также прототипов 2006 – 2010 г.г. Из “машин будущего” предоставлена модель американской фирмы “Дженерал Моторс”, в которой вместо руля – штурвал самолёта, все функции управления выполняются через электрические приводы (тоже как у самолёта). Модель собираются поставить на конвейер в 2010 году.

3. “Крылатый” траулер.

Наблюдая за передвижением дельфинов, специалисты заметили, что эти животные управляют своим телом так, что используют энергию волн. Научно-технический кооператив “Морская волна” разработала движитель, конструкция которого моделирует “восприимчивость” волновой энергии дельфином. Сейчас на Балтике плавает единственный в мире рыболовный траулер, снабжённый таким движителем – парой подводных крыльев, использующих энергию волн.

Благодаря крыльям (размер крыла 2,2*1,75 м) создаётся дополнительная тяга и скорость увеличивается на 15-20 %, а качка уменьшается приблизительно в 3 раза. Управляет поворотом крыльев автоматическая система, реагирующая на скорость, амплитуду и направление волн. Крылья убираются, если штиль или, когда оно швартуется в порту. Япония, США, Англия, Норвегия активно работают над созданием этих судов.

Ответ “краеведа”

Транспорт Алтайского края”

Транспорт играет важную роль в развитии хозяйственного комплекса Алтайского края. В дореволюционный период основным видом транспорта в крае был гужевой. Первая железная дорога от Новониколаевска (Новосибирска) до Семипалатинска с веткой на Бийск, пересекающая территорию края, была построена в 1915 году. В настоящее время в крае получили развитие все виды транспорта. По густоте автомобильных и железных дорог Алтай стоит на одном из первых мест в Сибири. Железные дороги связывают край с Казахстаном, Средней Азией, Кемеровской, Новосибирской, Омской областями, а через них и с другими районами страны. По железной дороге перевозятся металлы, машины, оборудование, лес, хлебные грузы и т. д. Большое развитие получил автомобильный транспорт. Дорожная сеть края – это 40000 км дорог. Автодорогами он связан с Новосибирской и Кемеровской областями, Казахстаном, Республикой Алтай. По территории края проходит часть международной автотрассы, связывающей Россию с Монголией. На долю этого вида транспорта падает основная часть внутригородских перевозок. Речной транспорт обслуживает, главным образом, перевозки зерна, строительных материалов, топлива. В последние годы довольно быстро развивается воздушный транспорт. Особенно велико его значение для пассажирских перевозок. Авиация связывает край со всеми крупными городами нашей страны. Главными транспортными узлами являются Барнаул, Бийск, Рубцовск, Новоалтайск. Городской транспорт получил большое развитие в крупных городах края - Барнауле (автобус, троллейбус, трамвай), Бийске (автобус, трамвай), Рубцовске (автобус, троллейбус).

Выступление “физика-теоретика”

ДОКЛАД 2

Тепловые двигатели и их применение

Запасы внутренней энергии в земной коре и океанах можно считать практически неограниченными. Но располагать запасами энергии ещё не достаточно. Необходимо уметь за счёт энергии приводить в движение станки на фабриках и заводах, средства транспорта, тракторы и другие машины. Человеку нужны двигатели – устройства, способные свершать работу. Большая часть двигателей на Земле – это тепловые двигатели, т. е. устройства, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую энергию.

Основные типы тепловых двигателей – это паровые и газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания и реактивные двигатели. Все тепловые двигатели при работе выделяют большое количество теплоты и выбрасывают в атмосферу вредные для растений и животных химические соединения. Это ставит серьёзные проблемы охраны окружающей среды.

Кроме того, существуют машины, в которых нагревание производится Солнцем, и также проекты машин, использующих разности температур морской воды, но они не имеют заметного практического применения. В настоящее время эксплуатируются тепловые машины, использующие теплоту, выделяющуюся в реакторе, где происходит расщепление и преобразование атомных ядер.

Старейшим из типов тепловых двигателей является паровой двигатель. Они делятся на турбинные и поршневые двигатели. Паровые турбины ставятся на мощных электростанциях и на больших кораблях. Поршневые двигатели, обычно называемые поршневой машиной, изобретены примерно на 100 лет раньше паровых турбин (в конце ХVIIIв.). В настоящее время находят применение только в железнодорожном и водном транспорте (паровозы, теплоходы).

Паровая турбина может вращаться только в одном направлении. Это во многих случаях затрудняет применение паровых турбин (на транспорте), но очень удобно для вращения электрических генераторов. Весьма важной для электрических станций является возможность строить турбины на громадные мощности, значительно превышающие максимальные мощности других тепловых двигателей. Самым распространённым типом современного теплового двигателя является двигатель внутреннего сгорания. Число ДВС, установленных на автомобилях, самолётах, тракторах, танках, моторных лодках и т. д. исчисляются во всём мире десятками миллионов, и продолжает расти. ДВС могут работать на жидком топливе (бензин, керосин и т. д.) или на горючем газе.

Реактивные двигатели сообщают движение реактивным самолётам и ракетам. Огнестрельное оружие – тоже один из видов теплового двигателя, в некоторой степени сходный с ДВС. Изобретение огнестрельного оружия относится к XIII веку. В течение 7 веков, прошедших со времени изобретения пороха, огнестрельное оружие непрерывно совершенствуется.

Выступление “историка”



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алтайский край Родинский район Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Публичный доклад «модернизация образования – веление времени» Покровка

    Доклад
    Наша школа была реорганизована из восьмилетней в среднюю в 1970 году. В 2005 году школа отметила своё 40–летие. В 2003 году школа реорганизована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»
  2. Алтайский край Родинский район Муниципальное образовательное учреждение

    Документ
    Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экологической политики.
  3. Так назвал свой краткий очерк об истории дорожного дела в Родинском районе Андрей Серафимович Цыбинов

    Документ
    Так назвал свой краткий очерк об истории дорожного дела в Родинском районе Андрей Серафимович Цыбинов. Это плод его исследовательской работы по документам районного архивного фонда.
  4. Паспорт культурной жизни сибирский федеральный округ Алтайский край

    Документ
    Алтайский край образован 28 сентября 1937 года. Его площадь составляет 167,85 тысячи квадратных километров. На территории края расположены 60 муниципальных районов, 12 городских округов, 723 сельских и 5 городских поселений, в их
  5. Территориальное планирование в Алтайском крае 5

    Реферат
    Малоэтажное жилищное строительство в Алтайском крае развивается в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Другие похожие документы..