Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"1С:Предприятие 8. Управление торговлей" повышает эффективность работы предприятия за счет автоматизации рутинных операций, за счет ведения ...полностью>>
'Лекция'
Четко определены требования к качеству образования в сегодняшних условиях. С новым статусом с новой функциями творческой личности и ее роли в жизни о...полностью>>
'Документ'
Проводя экскурсии и лекции в школьном музее боевой славы, актив музея всегда обращается с просьбой ко всем ученикам школы рассказать о своих родствен...полностью>>
'Документ'
(1 очередь – 9-этажный жилой дом)» (девятиэтажный 44-квартирный жилой дом №4), расположенный по адресу: г.Архангельск, Ломоносовский округ, ул.Волода...полностью>>

Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

18

На правах рукописи

КАТАНАЕВА МАРИНА АНДРЕЕВНА

Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление качеством)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет».

Научный консультант -

доктор технических наук, профессор Левшина Виолетта Витальевна.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Войтоловский Николай Викторович

доктор экономических наук, профессор

Демиденко Даниил Семёнович

доктор экономических наук, профессор

Аркин Павел Александрович

Ведущая организация -

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный экономический университет»

Защита состоится «_____» ________________ 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая д.21, ауд. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «_____» _______________ 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета С.Г. Овчинникова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики и глобализации экономических процессов возрастает проблема, связанная с вытеснением товаров отечественных промышленных предприятий с внутренних рынков. С одной стороны, у предприятий открываются возможности для доступа на мировой рынок, а с другой снимаются таможенные барьеры, из–за чего может быть нанесён удар по ряду отечественных отраслей промышленности, в том числе и лесной отрасли. Для российских производителей лесной продукции ситуация обостряется ещё и тем, что в настоящее время предприятиям лесопромышленного комплекса (ЛПК) приходится конкурировать с зарубежными компаниями не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. На глобальном рынке формируются общепризнанные в мировом сообществе единые правила и нормы. Поэтому важным является повышение конкурентоспособности продукции российских лесопромышленных предприятий и гармонизация нормативных требований и процедур её производства и использования. В связи с этим эффективный менеджмент предприятий ЛПК становится всё более актуальным. И как показывает практика, с точки зрения инвестиционной привлекательности, решающим является выполнение требований международных стандартов на системы менеджмента. Диверсификация управленческой деятельности, формирование систем менеджмента на соответствие международным стандартам и их интеграция рассматриваются как важнейшие факторы развития современного эффективного управления и конкурентоспособности предприятий. Современные модели менеджмента позволяют предприятиям сокращать общие затраты на качество, улучшать оперативность управления, эффективнее удовлетворять запросы потребителя. В настоящее время такой моделью и, одновременно, необходимым условием успешного функционирования предприятий в финансовой, производственной, природной и социальной среде является создание, внедрение и сертификация интегрированных систем менеджмента (ИСМ), отвечающих требованиям нескольких стандартов на системы менеджмента. Обеспечение высокого качества управления предприятием в целом, и формирование на этой основе фундаментальных условий его развития, являются основными задачами внедрения ИСМ. Тем не менее, ряд предприятий, в том числе и предприятий ЛПК, несмотря на интенсивную работу по формированию и сертификации ИСМ, не смогли добиться улучшения экономических показателей, качества продукции и достичь высоких экономических результатов. Существует ряд причин, лежащих в основе этой проблемы. Основная и наиболее серьезная причина, препятствующая достижению экономического эффекта, заключается в том, что в настоящее время отсутствуют надёжные инструменты и единая методология аудита качества, подтверждающего степень интегрированности подсистем ИСМ и их соответствие международным требованиям, а также система комплексной оценки эффективности функционирования ИСМ в менеджменте качества. Используемые же традиционные методы аудита разных систем менеджмента специфичны и не всегда могут подойти для комплексной оценки эффективности ИСМ.

Таким образом, очевидна необходимость разработки и классификации совокупности критериев и показателей качества для оценки функционирования ИСМ предприятий ЛПК, степени её интегрированности и эффективности, а также создания методов параметрического анализа и мониторинга, позволяющих принимать решения по выбору конкретных направлений улучшения данной системы. Методический подход к параметрическому анализу и комплексной оценке степени интегрированности, эффективности ИСМ и её соответствия международным требованиям на основе количественных показателей качества, позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства процессов деятельности предприятия ЛПК, а также выработать методологический инструментарий для анализа и оценки показателей ИСМ. Всё это позволит сформировать систему, позволяющую поддерживать локальные и интегральный показатели качества систем менеджмента в диапазоне установленных значений.

Степень разработанности научной проблемы. Общим проблемам теории менеджмента качества, формирования и сертификации систем менеджмента качества посвящены работы видных зарубежных теоретиков и практиков в области качества: Э. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, М. Аоки и работы отечественных ученых: Г.Г. Азгальдова, Ю.П. Адлера, В. Лапидуса, Л.М. Бадалова, В.Я. Белобрагина, А.В. Гличева, Б.В. Бойцова, В.В. Окрепилова, К.М. Рахлина, Б.И. Герасимова, С.В. Пономарева, Д.С. Демиденко, Н.Д. Ильенковой, Д.С. Львова, В.С. Синько и др. Серьезную организационную и научную работу в области систем менеджмента ведут Ростехрегулирование и его институты.

Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем экологического менеджмента согласно стандартам ИСО серии 14000, законодательный аспект этой системы, анализ тенденций развития стандарта ИСО 14001 исследовались в трудах отечественных и зарубежных учёных И.А. Коровкина, П. Макеенко, Е.В. Пашкова, В. Чижиковой, Р. Блока, А.А. Соловьянова, Л. Козловой, В.А. Грачева, С.А. Подлепы, В.А. Хаймина.

Проблемы внедрения устойчивого лесоуправления и построения российской системы лесной сертификации, создания систем лесоуправления и прослеживаемости происхождения продукции по цепочке «от производителя к потребителю» и их сертификации, разработки и развития национальных и региональных стандартов по лесоуправлению и цепочке «от производителя к потребителю», анализ тенденций развития FSC- и PEFC-сертификации связаны с трудами А.С. Исаева, В.А. Соколова, В. Николаева, Г. Ботекис, А.В. Птичникова, Р.В. Сунгурова, В.В. Солдатова, В.А. Чупрова, Ю. Паутова, П. Маевски, В. Дмитриева, А. Ярошенко, А. Захаренкова и др.

Значительный вклад в формирование ИСМ внесли отечественные учёные Е.К. Аванесов, В.Н. Войтоловский, Н.В. Войтоловский, В.В. Окрепилов, Е.А. Горбашко, В.А. Качалов, В.А. Лапидус, Д.С. Львов, В.Д. Мацута, В.Е. Швец, М.З. Свиткин, В.Н. Трошин, Л.Г. Егорова, В.М. Ситченко, Е.А. Стоякин, а также зарубежные учёные К. Исикава, Т. Конти, Й. Кондо и другие.

Несмотря на наличие разнообразных теоретических взглядов и методических рекомендаций в исследуемой области, касающихся преимущественно методологии и процедурных аспектов внедрения ИСМ, ряд вопросов теоретического, методического и методологического характера анализа и комплексной оценки эффективности ИСМ промышленных предприятий раскрыты не в полной мере, что и определило выбор темы, задач, объекта и предмета исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка концептуальных и методологических основ анализа и комплексной оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества на предприятиях.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Формирование концептуальных положений совершенствования стратегии менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса в системе рыночных отношений с учётом прогнозов развития экономики и управления качеством.

2. Создание и обоснование концепции организационно-методического механизма формирования ИСМ лесопромышленного предприятия и способа её интеграции для обеспечения высокого качества управления в условиях рыночных реформ в ЛПК.

3. Разработка методологических основ формирования модели ИСМ, с учётом специфики продукции, производственной деятельности предприятия ЛПК и методических рекомендаций по её документированию и внедрению.

4. Определение методологических аспектов и разработка модели комплексной оценки эффективности ИСМ предприятия на основе измеримых показателей качества.

5. Исследование существующих способов и методов аудита, анализа и оценки эффективности ИСМ предприятий на основе показателей качества, и выявление проблем, возникающих при их проведении.

6. Разработка классификации и формирование совокупности критериев качества для системы комплексной оценки эффективности ИСМ, позволяющих проводить мониторинг показателей системы менеджмента и принимать решения по выбору конкретных направлений её улучшения.

7. Разработка методологических основ и аспектов планирования и способа проведения аудита качества ИСМ.

8. Создание рабочего механизма и инструментария аудита и комплексной оценки эффективности ИСМ предприятия ЛПК на основе показателей качества.

9. Апробация концепции, методического и методологического подходов.

10. Оценка экономического эффекта от проведения комплексной оценки эффективности и интегрированного аудита качества ИСМ предприятия.

Объектом исследования являются лесопромышленные предприятия.

Предметом исследования являются управленческие и экономические отношения, возникающие при решении совокупности теоретических, методологических и практических проблем формирования, анализа и комплексной оценки эффективности ИСМ предприятия в условиях глобальной интеграции и гармонизации технологий отечественного менеджмента с международной практикой.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные теоретические и прикладные исследования в области менеджмента качества в нашей стране и за рубежом, экономической теории, теории принятия решений, теории систем, квалиметрии, а также действующие законы Российской Федерации, программы правительства РФ, Федеральные целевые программы и другие официальные документы, главным образом, в аспекте развития принципов и методов формирования и оценки эффективности систем менеджмента и устойчивого управления предприятиями.

Концептуальные положения и выводы, содержащиеся в работе, базируются на системном и процессном подходах, а также на научном методе познания, предполагающем системность, единство логического и исторического подходов, количественного и качественного анализа, функционального и сравнительного анализа. Для решения поставленных задач использовались методы сравнительного и системно-структурного анализа социально-экономических процессов, систематизации, логического анализа и синтеза, экспертных оценок, моделирования и проектирования социально-экономических систем. Эмпирическими методами исследования служили: анализ нормативных документов, анализ и обобщение опыта и практики управления качеством отечественных и зарубежных организаций, наблюдение, самооценка, квалиметрические методы обработки статистической информации и проверки выдвигаемых гипотез.

Информационной базой исследования послужили: статистические данные, обзорно-аналитические материалы, опубликованные в СМИ, материалы научно-практических конференций и семинаров, ресурсы Интернет, а также первичный фактический материал, полученный автором в течение десятилетнего опыта работы по формированию, оценке и сертификации систем менеджмента предприятий.

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили её структуру. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 311 источник, и четырёх приложений. Основной текст диссертации изложен на 350 страницах и содержит 37 таблиц и 40 рисунков.

Во введении обоснованы актуальность диссертационного исследования, определены цели и задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость выводов и результатов работы.

В первой главе «Концептуальные основы стратегии менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса» анализируются причины отставания предприятий ЛПК России от лидеров на рынке лесной продукции, и социально-экономические предпосылки создания и развития их системы менеджмента. Значительное внимание уделено рассмотрению современных тенденций менеджмента и факторов повышения его эффективности. Также исследуются сущности системного подхода к управлению предприятием, в рамках которого проанализированы и систематизированы концепции развития предприятий. Определяются концептуальные положения стратегии формирования и интеграции систем менеджмента на предприятии лесопромышленного комплекса в системе рыночных отношений с учётом прогнозов развития экономики и управления качеством.

Во второй главе «Концептуальная модель интегрированной системы менеджмента предприятия лесопромышленного комплекса» исследуются подходы, способы, уровни и модели интеграции систем менеджмента; проводится оценка совместимости систем лесоуправления, менеджмента качества, экологического, социального менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья для анализа и определения структуры интегрированной системы менеджмента предприятия ЛПК и содержания её документации. Также приводится классификация моделей, используемых в управлении, и осуществляется выбор модели интеграции для предприятия лесопромышленного комплекса. Рассматриваются методологические основы разработки и внедрения на предприятии ЛПК модели аддитивной интегрированной системы менеджмента.

В третьей главе «Оценка эффективности интегрированной системы в менеджменте качества» анализируются способы, инструменты и методы оценки эффективности систем менеджмента и научно-методические основы создания системы комплексной оценки ИСМ предприятия. Рассматриваются теоретические основы формирования концепции системы комплексной оценки эффективности ИСМ. Определяются методические и методологические подходы к комплексной оценке эффективности ИСМ предприятия лесопромышленного комплекса, в рамках которых предложена концепция соединения процессного и функционального подходов при создании системы и её аудите качества, а также структурная и математическая модели комплексной оценки эффективности ИСМ.

В четвёртой главе «Аудит качества интегрированной системы менеджмента предприятия» анализируются способы и методика аудита качества интегрированной системы менеджмента предприятия. Приводится техника интегрированного аудита качества. Определяются методические подходы к планированию аудита качества ИСМ и формулируются рекомендации по его проведению. Продемонстрированы практическая реализация и результаты применения разработанной комплексной оценки эффективности ИСМ на предприятии ЛПК. Оценивается экономический эффект от проведения интегрированного аудита ИСМ предприятия и её комплексной оценки эффективности.

В заключении обобщены результаты проведённого исследования, обладающие признаками новизны, сформулированы основные выводы и рекомендации. В приложениях содержатся методические и расчётные материалы, подтверждающие апробацию результатов исследования.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Проведённый в диссертации анализ показал, что по обеспеченности лесными ресурсами Россия занимает ведущие позиции в мире. В то же время, эффективность использования их существенно ниже, чем в развитых странах. Доля Российской Федерации в мировом лесном комплексе по производству и потреблению основных видов лесоматериалов незначительна - от 1,2 до 5,2 %. По общему объёму выпускаемой продукции, в расчёте на 1 м3 заготовленной древесины, Россия в 3,5 раза уступает развитым лесопромышленным странам. Фактические объёмы производства большинства видов лесоматериалов в 2007 г. всё ещё значительно ниже уровня 1990 г. Выпуск товарной продукции предприятиями ЛПК в 2007 г. составил 597 млрд. руб., при этом более 53 % дохода ЛПК было получено от экспорта лесопродукции. Вместе с тем, российские экспортёры лесной продукции, находясь на ведущей позиции по экспорту круглых лесоматериалов в натуральных показателях, зарабатывают на продаже в десять раз меньше, чем американские, в семь раз меньше, чем шведские и в шесть – чем финские экспортёры.

Рассматривая причины отставания ЛПК России от лидеров на рынке лесной продукции, автор выделил ряд основных причин (рис. 1).

Непроработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, а также отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия, по мнению автора, не позволяют решить существующие в ЛПК противоречия.

Низкие имидж, деловая репутация, и конкурентоспо-собность лесопро-мышленных предприятий:

отставание от мирового сообщес-тва в вопросах внедрения:

- современных сис-тем менеджмента;

- принципов кор-поративного уп-равления с учётом социальной ре-зультативности.

Не эффективная структура экспорта:

- экспорт круглого леса и дешёвых продуктов дерево-обработки и целлюлозно-бумажных производств.

-отсутствие условий для собственной глубокой переработки леса.

Рис. 1. Причины отставания ЛПК России от лидеров мирового рынка.

2. Анализируя общие тенденции менеджмента и факторы повышения качества, конкурентоспособности продукции и эффективности менеджмента предприятий, автор большое внимание уделил рассмотрению современных методов, механизмов и технологий, таких как диверсификация, дифференциация и интеграция менеджмента (рис. 2).

По результатам анализа были сделаны следующие основные выводы. Для руководства предприятия важны как правильный выбор стратегических целей развития и определение ключевых конкурентных преимуществ, так и создание системы и технологий управления, обеспечивающих эффективную операционную деятельность.

Успешно управлять – это обоснованно выбирать наиболее эффективную в конкретных условиях комбинацию типов управления (своеобразный комплекс характеристик присущих управлению) и систем менеджмента (качества, финансовой деятельности, охраны окружающей среды и т.д.) для разработки политики, целей и достижения этих целей. В связи с этим одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация - совмещение различных функций, подходов, объектов управления, целей, соединённые в одной социально-экономической системе, – организации.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всеобщий менеджмент качества как комплексная система управления современной организацией

    Автореферат
    Защита состоится «_10 » __ноября 2009 года в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д.501.001.03 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.
  2. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.
  3. Оценка эффективности предпринимательской деятельности на основе стоимостного анализа

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » февраля 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 501.002.02 в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, 2-й корпус гуманитарных факультетов,
  4. Организационные и методологические основы управления качеством в интегративной системе менеджмента предприятия

    Документ
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный экономический университет»
  5. Методология адаптивной самооценки деятельности организации в менеджменте качества

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики

Другие похожие документы..