Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Динамічне сьогодення ставить дуже високі вимоги до особистісного розвитку підростаючого покоління. Перехід від дитинства до дорослості дуже складний. ...полностью>>
'Документ'
Семинар предназначен для руководителей предприятия и их заместителей, руководителей по направлениям деятельности, руководителей ключевых подразделений...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>
'Документ'
Авторы - канд. архитектуры С.И. Яхкинд (руководитель темы), академик, архит. Ю.П. Григорьев, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. В.А. Максименко, канд....полностью>>

План. Введение. Чистый капитализм и рыночная система

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЛАН.

Введение.

  1. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА.

  2. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА.

  3. СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ.

  4. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА.

Заключение.

Введение.

Каждое государство на земном шаре идет своим путём к процветанию и улучшению материального благосостояния своих граждан. Этот путь пролегает через создание определённой модели экономической системы, наиболее подходящей для каждой страны. Правящие круги в каждом государстве выдвигают свои экономические приоритеты. Важно отметить и осмыслить ряд экономических целей или оценочных суждений, которые широко, хотя и не всеми, признаны в нашем обществе, а по существу, и во многих других обществах. Эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря — более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим получить максимальную отдачу при ми­нимуме издержек от имеющихся ограниченных про­изводственных ресурсов.

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необхо­димо избегать значительного повышения или сни­жения общего уровня цен, то есть инфляции и де­фляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управля­ющие предприятиями, рабочие и потребители долж­ны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДО­ХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребы­вать в крайней нищете, когда другие граждане купа­ются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, пре­старелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к под­держанию разумного баланса нашей международ­ной торговли и международных финансовых сделок.

Теперь следует осознать, что для решения пробле­мы экономии общество может использовать множе­ство институциональных структур и координацион­ных механизмов. Вообще говоря, индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на сред­ства производства и 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Таблица 1 позволяет рассмотреть главные черты двух "полярных" моделей экономи­ческих систем.

Таблица 1. Сравнительный анализ моделей экономических систем.

Собственность на ресурсы

Координационный механизм

Рыночная система

Централизованное планирование

Частная

Соединенные Штаты Америки

Нацистская Германия

Общественная

Югославия

Советский Союз

1. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА.

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire) характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием си­стемы рынков и цен для координации экономи­ческой деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотиви­руется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится макси­мизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функциони­рует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предают­ся гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуга производятся, а ресурсы пред­лагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих по­купателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рас­сеяна. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильно­сти производства и занятости, быстрому экономи­ческому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительствен­ном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. В самом деле, сам термин laissez faire в приблизительном переводе означает "пусть идет, как идет" ("let it be"), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое вме­шательство подрывает эффективность функциони­рования рыночной системы. Роль правительства поэтому ограничивается зашитой частной собствен­ности и установлением надлежащей правовой струк­туры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Рыночная модель экономической системы.

Хотя организационным механизмом чистого капи­тализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве меха­низма контроля в такой экономике. Рыночный меха­низм предложения и спроса сообщает желания по­требителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкурен­ция заставляет предприятия и поставщиков ресур­сов надлежащим образом удовлетворять эти жела­ния. Проиллюстрируем сказанное. Мы видели, что увеличение потребительского спроса на какой-ни­будь продукт повышает цену этого товара сверх вздержек его производства, включающих заработ­ную плату, ренту, процент и нормальную прибыль.

Образующаяся в результате экономическая при­быль служит, по существу, сигналом для производи­телей о том, что общество требует большее количе­ство этого продукта. Именно конкуренция — осо­бенно способность новых фирм вступать в данную отрасль — одновременно вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уров­ня, точно соответствующего издержкам производст­ва. Однако если в отрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, одна гигантская фир­ма (монополист), которая в состоянии воспрепят­ствовать вступлению в отрасль потенциальных кон­курентов, такая фирма может, предотвращая рас­ширение отрасли, продолжать извлекать экономи­ческую прибыль.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на по­требности общества. Именно конкуренция заставля­ет фирмы переходить на самые эффективные тех­нологии производства. На конкурентном рынке не­способность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкуриру­ющими фирмами, которые применяют наиболее эф­фективные методы производства. Например, как мы уже видели, конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую техническому прогрессу.

Весьма примечательным аспектом функциони­рования и корректировочных операций конкурент­ной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество — тождество част­ных и общественных интересов. Фирмы и постав­щики ресурсов, добивающиеся увеличения собствен­ной выгоды и действующие в рамках остроконку­рентной рыночной системы, одновременно — как бы направляемые "невидимой рукой" — спо­собствуют обеспечению государственных, или обще­ственных, интересов. Мы видели, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресу­рсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Посту­пать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потер­петь банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, то есть на­иболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продук­ции с большими издержками или принесение в жерт­ву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу. Более того, как показал наш пример с увеличением производства велосипедов и сокращением производства сигарет, именно лич­ная выгода, поощряемая и направляемая конкурент­ной рыночной системой, стимулирует надлежащее реагирование на признанные изменения в потреб­ностях общества. Предприятия, стремящиеся полу­чать более высокую прибыль, с одной стороны,

и поставщики ресурсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, — с другой, сго­вариваются между собой об осуществлении тех са­мых изменений в распределении ресурсов — а сле­довательно, и в структуре продукции, — которые в данное время требует общество. Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мо­тив личной выгоды таким образом, что он автома­тически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция "неви­димой руки" заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный про­дукт также максимизируется.

Представляет ли собой рыночная система наилуч­ший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже слож­ный вопрос; любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что науч­ного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных спо­собов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем (табл. 1), служит ярким свидетельством расхождения в оценках эф­фективности рыночной системы.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Достоинства рыночной системы находят подтверж­дение в анализе ее функционирования. Два из них заслуживают особого внимания.

Эффективность распределения ресурсов. Основ­ной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффек­тивному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в кото­рых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комби­нирования ресурсов для производства и способству­ет разработке и внедрению новых, более эффектив­ных технологий производства. Короче, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая ру­ка", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наиболь­шего количества необходимых товаров из имею­щихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределе­ния заставляет большинство экономистов сомне­ваться в необходимости правительственного вмеша­тельства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их опера­ций, за исключением тех случаев, когда такое вме­шательство становится вынужденным.

Свобода. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятель­ство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Суще­ствует два способа осуществления такой координа­ции: один — это централизованное управление и ис­пользование мер принуждения; другой — это до­бровольное сотрудничество через посредство ры­ночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система представляет сво­боду предпринимательства и выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обес­печить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правитель­ственным ведомством. Напротив, при рыночной си­стеме они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграж­дений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Подведем итог: конкурентная рыночная систе­ма, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Аргументация против рыночной системы несколь­ко более сложна. Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими дово­дами.

Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже сти­мулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что су­ществует два основных источника ослабления кон­куренции как контрольного механизма.

1. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает ин­дивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничитель­ных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сгово­ры компаний, беспощадная конкуренция — все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

2. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Но­вейшая технология, как правило, требует: (а) ис­пользования очень больших количеств реального капитала; (б) крупных рынков; (в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рын­ка и (г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющих­ся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Указанные экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная систе­ма в качестве механизма эффективного распределе­ния ресурсов. Производители и поставщики ресур­сов становятся менее подчиненными воле потреби­телей, суверенитет производителей и владельцев ре­сурсов ставит под сомнение и подрывает суверенитет потребителей. Процесс отождествления "невидимой рукой" личных и общественных инте­ресов начинает терять свою силу. К тому же обес­печиваемая рыночной системой защита от принуж­дения при развитой конкуренции основывается на широком рассеянии экономической власти. А кон­центрация экономической власти, которой сопрово­ждается упадок конкуренции, позволяет обладателем этой власти осуществлять меры принуждения.

Расточительное и неэффективное производство.

Критики подвергают также сомнению утверждение о том, что рыночная система обеспечивает общество теми товарами, в которых оно больше всего нужда­ется. Только что мы уже рассматривали один аспект позиции критиков: по мере ослабления конкуренции надрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распреде­лять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей. Но существуют и другие доводы про­тив признания эффективности рыночной системы.

НЕРАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способ­ным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, при­чем право наследования с течением времени усили­вает этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В ре­зультате семьи резко различаются, между собой по способности реализовать свои потребности на рын­ке. Богатые обладают намного большим количе­ством "долларовых голосов", чем бедные. Отсюда делается вывод, что рыночная Система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производ­ство предметов первой необходимости для бедных. Страна, которая

Претензия на "эффек­тивность" распределения ресурсов — это пустой звук, если распределение дохода, а следовательно, и общественного продукта не отвечает сколько-ни­будь разумным критериям честности и справедливо­сти.

НАРУШЕНИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА:

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ. Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных това­ров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непо­средственно покупателями и продавцами. Такие вы­годы и издержки называются внешними, или выгода­ми и издержками перелива. Например, потребительс­кий спрос, учитываемый рынком, выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными по­требителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинации и образование, приносят выгоду или удовлетворение всему обществу в целом. Равным. образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отража­ющие внешние издержки, то есть издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды. Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, то есть где существу­ют внешние выгоды я издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресур­сов, какое наилучшим образом удовлетворяет по­требности общества.

НАРУШЕНИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА. Второй пример нару­шения рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в та­ких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посред­ство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, нацио­нальная оборона, не могут быть куплены в жела­тельном количестве домохоэяйствами на индивиду­альной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или кол­лективные потребности. Рассмотрение обоих приме­ров нарушения рыночного механизма внешними фа­кторами и производством общественных благ будет продолжено в главе 6.

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ. Наконец, многие эконо­мисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

Какая из этих позиций — одна за, другая против рыночной системы — правильна? До известной сте­пени обе правильны. Некоторые критические заме­чания относительно рыночной системы довольно точны и определенно слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать. С другой стороны, мы не можем выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыноч­ной системы, а именно что она способствует обес­печению эффективного распределения ресурсов,

— трудно опровергнуть. На деле рыночная система является — или по крайней мере может быть — до­вольно эффективной.

АКТУАЛЬНОСТЬ, РЕАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА

Функционирует ли рыночная система в американс­кой экономике таким же образом, как рыночная система, описанная в данной главе? В принципе

— да, а в частностях — нет. Наш анализ рыночной системы дает рабочую модель — грубое приближе­ние — действительной рыночной системы нашей

экономики. Этот анализ представляет очень упро­щенную и тем не менее полезную картину реа­льности. Конкурентная рыночная система служит нам нормой, эталоном, с которым можно срав­нивать реальную экономику. При этом важно от­метить, что между рыночной системой, изображен­ной в данной главе, и действительной рыночной системой нашей экономики существуют два корен­ных различия.

Малочисленность фирм и рыночные барьеры.

На многих рынках продуктов и ресурсных рынках кон­куренция имеет место между немногими крупными фирмами, а не между множеством мелких фирм, как это подразумевается в чистой форме рыночной си­стемы. Подобно этому на некоторых рынках рабо­чей силы господствуют крупные профсоюзы. Вступ­ление в ряд высокоприбыльных отраслей затруд­нено патентами, ограниченным доступом к ключе­вым ресурсам, большими преимуществами в уровне издержек производства, дискриминационной цено­вой стратегией и другими барьерами. Таким об­разом, в реальной жизни конкуренция во многих отраслях вовсе не так сильна, как это изображено в нашей характеристике рыночной системы. Это значит, что решения предприятий и поставщиков ресурсов отнюдь не столь совершенно синхронизи­руются с решениями потребителей и что производ­ственные пели общества не столь последовательно ставятся перед всей экономикой. Некоторые фирмы и профсоюзы, господствующие на соответствующих рынках, обладают мощью, позволяющей им противостоять диктату потребительского суверенитета; по существу, эти фирмы и профсоюзы часто счита­ют для себя выгодным использовать для этой цели свою мощь. Однако, сказав это, мы должны от­метить, что в долгосрочном плане конкуренция на­ходит пути для проявления своей силы. Например, иностранные производители открыли для себя ши­рокие перспективы в ряде продуктовых рынков, вро­де рынков стали и автомобилей, на которых еще одно-два десятилетия тому назад господствовала горстка американских производителей.

Но вопрос тем не менее остается: реальная аме­риканская экономика во многих отношениях отли­чается от идеализированной схемы, которую мы анализировали.

Правительство. Другое большое различие между нашей моделью рыночной системы и рыночной си­стемой американской экономики заключается в эко­номической роли, которую в последней играет пра­вительство. В противоположность пассивному, ограниченному правительству, изображенному в идеологии чистого капитализма, государственный сектор представляет собой активный и интеграль­ный компонент нашей экономики. Заслуживает вни­мания тот факт, что экономика Соединенных Шта­тов учла важные элементы истины в критике рыноч­ной системы. Через свое правительство общество предприняло меры, направленные на исправление отмеченных критиками ее недостатков. Поэтому правительство проводит политику, преследующую цель не только сохранить и поддержать конкурен­цию, но также и устранить определенные несправед­ливости, порождаемые рыночной системой, с тем чтобы содействовать надлежащему распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки стано­вятся значительными, обеспечить удовлетворение коллективных потребностей и способствовать под­держанию полной занятости.

2. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

Полярной альтернативой чистому капитализму яв­ляется командная экономика, или коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ре­сурсы и коллективное принятие экономических ре­шений посредством централизованного экономичес­кого планирования. Все крупные решения, касающи­еся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производ­ства, принимаются центральным плановым орга­ном. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, произ­водственные планы устанавливаются плановым ор­ганом для каждого предприятия, причем план конк­ретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по геогра­фическим районам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потре­бления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потреби­тельских товаров среди населения. Средства про­изводства распределяются между отраслями на ос­нове долговременных приоритетов," устанавливае­мых центральным плановым органом.

Модель командной экономической системы существовала в Советском Союзе с конца 20-х годов (после ликвидации НЭПа) до конца 80-х годов ХХ века. В 70-х и 80-х годах Советский Союз столкнулся с проблемой заметного сокращения высоких темпов экономического роста, которыми отличалась со­ветская экономика два десятилетия после окончания второй мировой войны. Причин такого снижения темпов роста много. Например, велико было воен­ное бремя Советского Союза, лишавшее гражданс­кий сектор его экономики управленческих, научных и инженерных кадров. Далее, истощение высокока­чественных и наиболее доступных естественных ре­сурсов вело к их постоянному удорожанию. Кроме того, сочетание высокой доли работников, выходя­щих на пенсию, с низким уровнем рождаемости вызвало замедление роста численности рабочей си­лы, причем эта тенденция сохранится в обозримом будущем. И последнее, быть может самое важное: созданные в сталинискую эру механизмы цент­рализованного планирования устарели и стали не­эффективными. Хотя сталиниская модель командно-административной экономики дей­ствовала успешно в обеспечении быстрой индустриализации страны, она оказалась невосприимчивой к новым требованиям более зрелой и более сложной экономики.

Проблемы советской экономики проявились также и в ее качественных характеристиках. По меркам наиболее индустриально развитых стран технология производства и технический уровень ка­питального оборудования в Советском Союзе счи­таются устаревшими. В свою очередь, экономичес­кие показатели советских предприятий носили пре­имущественно количественный характер, в резуль­тате чего качеству продукции придавалось второстепенное значение. Советская система не су­мела обеспечить потребителям некогда обещанного изобилия.

Оказавшись перед лицом этих тревожных яв­лений, правительство новой России приступил к осу­ществлению коренной перестройки эко­номики. Реформы носят многообразный и глубокий характер, и поэтому их нелегко резюмировать. Вкратце они включают следующие элементы.

Во-первых, экономика должна быть переориен­тирована с курса экстенсивного роста (питаемого возрастающим вложением ресурсов) на курс интен­сивного развития (основывающегося на повышении эффективности производства и производительно­сти). Это требует массированных инвестиций в науч­ные исследования и модернизацию производствен­ного аппарата.

Во-вторых, предстоит перевести систему управ­ления предприятиями с административных методов на экономические методы. Процесс принятия реше­ний намечено децентрализовать, с тем чтобы пред­приятия получили большую автономию. Предпри­ятия обязаны перейти на самофи­нансирование издержек производства и капитало­вложений.

В-третьих, резко увеличилась доля сферы ин­дивидуальной трудовой деятельности и кооператив­ного производства.

В-четвертых, с учетом роли "человеческого фак­тора" в производстве поставлена задача укрепления трудовой дисциплины наряду с усовершенствовани­ем системы стимулов к труду с целью повышения его производительности.

Наконец, реформы предусматривают увеличение роли России в мировой торговле и финансах, отчасти в целях приобретения необходимой новейшей тех­нологии и управленческого опыта.

Правительство России признает, что эффектив­ное производство требует более рациональной си­стемы цен на товары и ресурсы. В идеале необ­ходима такая система, при которой цены точно отражают относительную редкость как ресурсов, так и готовой продукции, то есть подлинные обще­ственные издержки на них. Особенно важно отме­тить. что данная система включает в себя показа­тель экономической эффективности (а именно пока­затель прибылей и убытков), который охватывает качество продукции, эффективность производства и соответствие объема производства общественным потребностям. Конкурентная ценовая система мо­жет служить высокоэффективным механизмом обес­печения рационального распределения редких ресур­сов. Такая система создает также благоприятную экономическую среду для технического прогресса.

По своей сути реформы должны привести к созданию рыночной модели экономики со всеми присущими ей достоинствами и недостатками.

3. СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ

В реальной действительности экономические систе­мы располагаются где-то между крайностями чи­стого капитализма и командной экономики. Эко­номика Соединенных Штатов ближе к чистому ка­питализму, но с существенными отличиями. Правительство играет активную роль в этой экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в не­достаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и т. д. В отличие от характерной для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономической власти среди множества мелких еди­ниц, американский капитализм породил могущест­венные экономические организации в форме круп­ных корпораций и сильных профсоюзов. Спосо­бность этих мощных блоков манипулировать ра­ботой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает до­полнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. В свою очередь. Со­ветский Союз, хотя он и весьма был близок к командной системе, в известной мере опирается на диктуемые рынком цены и сохраняет некоторые остатки ча­стной собственности.

Следует, однако, подчеркнуть, что частная соб­ственность и опора на рыночную систему, так же как и общественная собственность и централизован­ное планирование, не всегда существуют параллель­но, одновременно друг с другом. Например, фа­шизм гитлеровской нацистской Германии был на­зван авторитарным капитализмом, по­скольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной. В проти­воположность этому, югославской экономике ры­ночного социализма были свойственны об­щественная собственность на ресурсы и одновремен­но возрастающая опора на свободные рынки, пре­следовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Не­смотря на то что свыше 90% хозяйственной де­ятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь, японская экономика от­личается весьма развитым планированием и "коор­динацией" экономической деятельности правитель­ства и частного сектора. Таблица 1 дает общее представление о разных методах классификации экономических систем на основе используемых только двух критериев. Помещенные в эту схему примеры из реальной действительности являются не более чем весьма грубым прибли­жением к ней.

Типичным примером экономической модели смешанной системы является экономика Швеции. В мировую терминологию вошёл даже такой термин как “шведская модель”.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

Частный сектор. Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды,в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

Государственный сектор. Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны осуществляет посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

Кооперативы. Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

4. Традиционная экономика.

Таблица 1 охватывает индустриально развитые или, по крайней мере, полуразвитые страны. Во многих экономически слаборазвитых странах дей­ствуют традиционные, или основанные на обычаях, экономические системы. Техника произ­водства, обмен, распределение доходов базируются здесь на освященных временем обычаях. Наследст­венность и касты диктуют экономические роли индивидов, социоэкономический застой четко выра­жен. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, так как они вступают в проти­воречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономи­ческой деятельностью, а общество отстаивает со­хранение статус-кво. Принимая решение о вступле­нии на путь экономического развития, страны с традиционной экономикой неизбежно сталкиваются с вопросом о том, какая из моделей, приведенных в таблице 1, явится следствием их экономического роста и одновременно окажется наименее несовместимой с экономическими и неэкономическими целями, признаваемыми в данном обществе.

Большинство таких стран расположены в Центральной и Южной Америке, Африке, на полуострове Индостан и в Юго-Восточной Азии, где преобладает тропический климат. Жаркий, влажный климат не способствует высокопроизводительному труду, здесь широко распространены болезни людей, животных и растений, а сорняки и насекомые-вредители являются бедствием для сельского хозяйства. Многие экономически отсталые страны не располагают месторождениями полезных ископаемых и испытывают нехватку пахотных земель и энергетических ресурсов.

Сам по себе недостаток природных ресурсов может стать препятствием экономическому росту. Можно увеличить объем основного капитала, улучшить качество рабочей силы и с помощью образования и профессиональной подготовки, но расширить базу природных ресурсов практически невозможно. Поэтому для многих слаборазвитых стран просто нереально помышлять об уровне экономического развития, характерного для США, Канады или даже бывшего Советского Союза. Но нужно быть осторожным при обобщениях: например, Швейцария, Израиль и Япония, несмотря на ограниченность своих природных ресурсов, достигли высокого уровня жизни.

Необходимо отметить, что многие черты экономически отсталых стран (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда) одновременно являются и причинами, и следствием их бедности. Эти государства попали в порочный круг бедности. Они продолжают оставаться бедными, потому что изначально бедны! Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий до­ход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы, с од­ной стороны, и отсутствие стимулов, с другой стороны, препятствуют инвестированию в физи­ческий и в человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход низок. Многие специалисты считают, что разорвать этот порочный Kpyг можно с помощью увеличения те­мпов роста накопления капитала, подняв долю инвестиций в ВНП, в результате ВНП начинает расти, и если население этой страны будет стабильным, реальный ВНП на душу населения также будет расти. Но что произойдет, если и население будет расти в том же темпе как, например, в странах Латинской Америки? В этом случае реальный до­ход на душу населения останется на прежнем уров­не, и порочный круг разорвать не удастся.

Но будем оптимистами и предположим, что численность населения страны не изменяется или же растет значительно медленнее, чем ВНП. Тогда будет наблюдаться рост реального дохода на душу населения, а значит, станет воз­можным увеличение сбережений и капиталовложе­ний, устойчивое повышение производительности труда, а также дальнейшее повышение личного дохода. Короче говоря, если можно достичь роста доходов, сбережений, инвестиций и производитель­ности труда на основе внутренних источников, то порочный круг бедности может быть разорван. Задача лишь в том, чтобы обеспечить эффективную стратегию и тактику.

Среди экономистов нет единого мнения относите­льно роли государства в обеспечении экономичес­кого роста.

В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере на на­чальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которым сталкиваются экономически отсталые страны.

1. Законность и порядок. Подлинным бичом не­которых беднейших стран являются преступность и межплеменные столкновения, отвлекающие вни­мание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необ­ходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.

2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочис­ленный и энергичный класс предпринимателей, име­ющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

3. Инфраструктура. Многие трудности экономи­ческого роста порождаются дефицитом обществен­ных товаров и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образо­вание, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных си­стем — все эти, по сути, нерыночные товары и услу­ги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производ­ство таких товаров и услуг в достаточном коли­честве.

4. Принудительное накопление и капиталовложе­ния. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций. которая тормозит накопление капитала в экономи­чески отсталых странах.

Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала.

Заключение.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или общепризнанного решения проблемы экономии. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями (не говоря уже о ресурсах) различающихся между собой и количественно и качественно), используют разные институты для peшения реальной проблемы относительной редкости eресурсов. Например, такие страны, как бывший Советский Союз. Соединенные Штаты, Англия, пытались и пытаются добиться эффективности использования своих ресурсов каждая по-своему, в рамках признанных там целей, идеологий, уровней технологии, обеспеченности ресурсами и культурных ценностей. Лучший способ решения дилемы «неограниченные потребности – редкие ресурсы» в одной экономической системе может оказаться непригодным в другой системе.

Список литературы:

  1. К.М. Макконел, С. Л. Брю «Экономикс», Таллин, 1993 г.

  2. Ф. Котлер «Основы Маркетинга», Москва, 1991 г.

  3. Волков А.М. “Швеция: социально-экономическая модель” М,, ”Мысль” 1991г.

  4. Алиса М Ривлин «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР», М. 1984г.

  5. Виктор Р. Фучс «КАК МЫ ЖИВЕМ» М., 1983г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тесты по обществознанию. Введение

    Тесты
    ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.
  2. План Введение 3 Основные политологические школы в современном мире 5 Заключение 24

    Литература
    Капитализм на раннем этапе своего развития основывался на принципах индивидуализма, частной собственности, свободных рыночных отношений и конкуренции.
  3. Введение Термин «экономика»

    Реферат
    Термин «экономика» был введен более двух тысяч лет тому назад древнегреческим философом Ксенофонтом и дословно означал «законы домашнего хозяйства». В наше время в термин экономика вкладывается несколько иное, двойное содержание:
  4. План Введение 3 Предмет и метод меркантилистской школы эк. Мысли 4 Ранний меркантилизм и его особенности 8 Сущность меркантилизма 10

    Документ
    Меркантилизм представляет собой идеологию монопольных торговых компаний, формы торгового капитала и ранней формы развивающегося капитализма. Поскольку интересы торговых компаний выражали прогрессивную экономическую тенденцию, меркантилизм
  5. План: Введение Общественное производство

    Документ
    С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.

Другие похожие документы..