Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предложен метод бинарной факторизации на основе сети Хопфилда. Метод применен для автоматической классификации статей конференций по нейроинформатике...полностью>>
'Доклад'
Доклад начальника отдела экономического анализа и взаимодействия с контрольно-счетными органами Счетной палаты Тюменской области В.А. Лисова на засед...полностью>>
'Доклад'
Дошкольное учреждение было открыто 11 октября 1967 года, постановлением № 538 7 от 10 октября 1967 года, как ясли - сад на 160 мест для детей Научно-...полностью>>
'Документ'
Материалы:Наноматериалы и нанокомпозиты;Энергия и ядерных наук;Высокомолекулярные материалы;Обработка материалов;Металлургия и материаловедение;Стекл...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Модуль №1 ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

Смысловой модуль №1 ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

ВИННИЦА - 2009

Тема: «РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ».

Актуальность темы. Вопрос регуляции функций в больном организме – один из центральных в общей патологии. Он служит основой для изучения и понимания механизмов нарушения функций при разных видах конкретной патологии. Знание этих механизмов имеет большое значение для врача при выборе методов диагностики и патогенетической терапии заболеваний.

Общая цель занятия. Выучить принципы моделирования патологических процессов. Показать, как осуществляется регуляция дыхания в условиях патологии.

Для этого необходимо уметь (конкретные цели):

  1. Владеть элементарными навыками планирования и проведения эксперимента на лабораторных животных.

  2. Уметь оформить протокол исследования, анализировать, обобщать полученные результаты и делать выводы.

  3. Усвоить, что является предметом патофизиологии, задчи патофизиологии, значение для будущего специалиста.

  4. Знать, что такое физиологическая регуляция функций, какими механизмами она осуществляется.

Для реализации учебных целей необходимы базисные знания-умения.

  1. Знать методы эмпирического познания: научное наблюдение, научный эксперимент, эмпирическое моделирование (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  2. Иметь понятие об основных правилах биоэтики (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

3. Раскрыть механизмы нервно-рефлекторной регуляции внешнего дыхания (кафедра физиологии человека).

4. Объяснить на конкретных примерах механизмы гуморальной регуляции внешнего дыхания (кафедра физиологии человека).

5. Раскрыть механизмы нейро-гуморальной регуляции внешнего дыхания (кафедра физиологии человека).

6. Раскрыть роль рефлексов с рецепторных полей слизистой оболочки верхних дыхательных путей в регуляции внешнего дыхания. (каф. физиологии человека).

Информацию, необходимую для пополнения базисных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

  1. Нормальная физиология под ред. B.И. Филимонова, К. "Здоровье", 1994. – 480с.

  2. В. Ганонг - Физиология человека. – Львов, 2002. – С.450с.

  3. М.Р. Гжегоцкий. Физиология человека. - Киев: Книга плюс, 2005. – 487с.

  4. Степанов В. Философия для студентов и аспирантов медицинской профессии. Уч. пособие. – Винница: Тезис, 2001. – 292с.

  5. Философия: Уч. пособие / Л.В. Губернский, И.Ф. Надольный, В.П. Андрущенко и др. – К.: Викар, 2004. – 457с.

  6. А.Г. Спиркин. Философия. – М.: Гардарики, 2000. – 816с.

Проверка первичного уровня знаний.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Современные представления о дыхательном центре.

  2. Как осуществляется нервно-рефлекторная регуляция внешнего дыхания.

  3. Как осуществляется гуморальная регуляция внешнего дыхания.

  4. Как осуществляется нейро-гуморальная регуляция внешнего дыхания.

  5. Значение рефлексов с рецепторных полей слизистой оболочки верхних дыхательных путей в регуляции внешнего дыхания.

  6. Современные представления о дыхательном центре.

  7. Роль водородных ионов в регуляции внешнего дыхания.

  8. Роль СО2 в регуляции внешнего дыхания.

  9. Прямые показатели эффективности внешнего дыхания.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

  1. Место патофизиологии в системе подготовки будущего врача.

  2. Патофизиология, как учебная дисциплина, ее составные части.

  3. Предмет патофизиологии, цель, задания. Связь с другими дисциплинами.

  4. Методы патофизиологии.

  5. Значение экспериментального метода для медицины. Экспериментальные модели болезней.

  6. История развития патофизиологии. Становление и развитие патофизиологии.

  7. Регуляция функций в норме и патологии.

Литература, необходимая для изучения теоретических вопросов.

  1. Патологическая физиология. Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця «Высшая школа», 1995. – С.472-480.

  2. А.В. Атаман. Патологическая физиология в вопросах и ответах. «Новая книга», 2008. – С. 7-16.

  3. Методическое пособие кафедры.

  4. Граф логической структуры занятия.

Вопросы для проверки конечного уровня знаний.

  1. Назовите разделы патофизиологии.

  2. Перечислите разделы общей патофизиологии.

  3. Какие болезни в принципе невозможно моделировать на животных?

  4. Перечислите задания патофизиологии как науки.

  5. Перечислите методы патофизиологии.

  6. Какое значение имеет патофизиология в системе подготовки врача.

  7. Связь патофизиологии с другими науками.

  8. Морально-этические и правовые аспекты эксперимента на человеке.

  9. Чем отличаются понятия «нарушение дыхания» и «недостаточность дыхания»?

Ситуационная задача:

У ребенка диагностировано инородное тело в гортани. Кожа у ребенка цианотичная, пульс частый.

1. Как называется тип дыхания, который развивается при этой патологии.

Тема: «Общая нозология (семинар)».

Актуальность темы.

Учение о болезни или общая нозология (от греч. nosos - болезнь) принадлежит к самым древним проблемам медицины. Состояния здоровья и болезни, как правило, чередуются и переходят одно в другое часто без заметных границ. Для врача важно знать общие критерии, которые давали бы ему возможность безошибочно отличать здоровье от болезни.

Кроме понимания понятий «здоровье» и «болезнь», будущему специалисту необходимо знать отличие между такими понятиями, как «патологическое состояние», «патологический процесс» и «патологическая реакция».

Общая цель занятия. Уметь определить биологическую и социальную сущность болезни, общие закономерности динамики ее развития.

Для этого необходимо уметь (конкретные цели):

1.Дать определение понятия "болезнь", "патологический процесс", "патологическая реакция", "патологическое состояние".

2.Охарактеризовать принципы классификации болезней (ВОЗ).

3.Знать периоды развития болезни.

4.Дать характеристику терминальным состояниям.

5.Объяснить патофизиологические принципы реанимации.

Для реализации учебных целей необходимы базисные знания-умения.

  1. Иметь понятие о взаимосвязи мировоззрения и философии (мир, его структура, типы) (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  2. Знать философию стран Древнего Востока, Китая, Греции, Рима, Средних веков и эпохи Возрождения (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  3. Знать учение о диалектическом материализме. Иметь понятие о диалектике и ее альтернативах (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  4. Знать философскую концепцию З. Фрейда (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  5. Знать основные философские категории: вещь, свойство, отношение, причина и следствие, единичное и общее, необходимое и случайное, действительность и возможность, содержание и форма, сущность и явление, система, элемент, структура и функция (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  6. Иметь понятие о проблемах человека в философии (происхождение человека; психика и сознание; биологическое, социальное и духовное в человеке) (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  7. Иметь понятие о таких философских понятиях, как: материя, движение, пространство и время (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  8. Иметь понятие об общелогических методах: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  9. Знать методы эмпирического познания: научное наблюдение, научный эксперимент, эмпирическое моделирование (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  10. Иметь понятие о связи философии и медицины (теории болезней цивилизации, экологические концепции) (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  11. Иметь понятие о философских проблемах жизни и смерти (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

  12. Иметь понятие об основных правилах биоэтики (кафедра социальных наук, дисциплина - философия).

Информацию, необходимую для пополнения базисных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

А.Г. Спиркин. Философия. – М.: Гардарики, 2000. – 816с.

Проверка первичного уровня знаний.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите основные исторические направления развития учения о болезни.

  2. Назовите факторы, от которых зависят взгляды на болезнь на разных этапах развития человечества.

  3. Вклад Гиппократа в развитие общего учения о болезни.

  4. Охарактеризуйте гуморальное направление.

  5. Охарактеризуйте солидарное направление.

  6. Вклад Галена в развитие общего учения о болезни.

  7. Вклад Авиценны в развитие общего учения о болезни.

  8. Вклад Парацельса в развитие общего учения о болезни.

  9. Охарактеризуйте ятрохимическое направление.

  10. Охарактеризуйте ятрофизическое направление.

  11. Вклад Р. Вирхова в развитие общего учения о болезни.

  12. Сформулируйте основные положения целлюлярной патологии Р.Вирхова.

  13. Назовите позитивное и негативное значение целлюлярной патологии Р.Вирхова.

  14. Дайте определение понятия «здоровье».

  15. Дайте определение понятия «болезнь».

  16. Дайте определение понятия «патологический процесс» (привести примеры).

  17. Дайте определение понятия «патологическая реакция» (привести примеры).

  18. Дайте определение понятия «патологическое состояние».

  19. Дайте определение понятия «типовой патологический процесс» (привести примеры).

  20. Принципы классификации болезней (привести примеры).

  21. Назовите периоды болезни и дайте характеристику каждому периоду.

  22. Назовите исходы болезней.

  23. Дайте определение понятия «клиническая смерть».

  24. Дайте определение понятия «биологическая смерть».

  25. Дайте определение понятия «социальная смерть».

  26. Дайте патофизиологическую характеристику терминальных состояний.

  27. Назовите факторы, от которых зависит длительность клинической смерти.

  28. Назовите патофизиологические принципы реанимации.

Тестовый контроль для проверки первичного уровня знаний

1. Как называется временное ослабление или исчезновение клинических проявлений болезни?

  1. осложнение

  2. ремиссия

  3. рецидив

  4. обострение

2. Как называется наступление нового цикла той же самой болезни после периода исчезновения или уменьшения ее клинических проявлений?

  1. осложнение

  2. ремиссия

  3. рецидив

  4. обострение

3. Как называется ухудшение хода хронического заболевания после временного ослабления клинических проявлений?

  1. осложнение

  2. ремиссия

  3. выздоровление

  4. обострение

4. Как называется новая болезнь или патологический процесс, который возникает на фоне имеющейся болезни?

  1. осложнение

  2. ремиссия

  3. рецидив

  4. обострение

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

  1. Факторы, которые определяют характер взглядов на суть болезни на разных этапах развития медицины.

  2. Эволюция представлений о сути болезни.

  3. Современные представления о сущности болезни. Патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция.

  4. Принципы классификации болезней (ВОЗ).

  5. Периоды развития болезни.

  6. Исходы болезни.

  7. Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая, патофизиологическая характеристика. Социальная смерть.

  8. Патофизиологические основы реанимации.

Темы рефератов:

  1. Вклад В.А. Неговского в развитие реаниматологии.

  2. Гипербарическая оксигенация, ее применение в медицине.

  3. Социальная смерть как медико-социальная проблема человечества.

Литература, необходимая для изучения теоретических вопросов.

  1. Н.Н. Зайко. Патологическая физиология, 1996. – С.21-31;

  2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. - Элиста: Эсен, 1994. - С.20-31.

  3. А.В. Атаман. Патологическая физиология в вопросах и ответах, 2008. – С.16-22;

  4. А.Д. Адо. Патологическая физиология, 2000. – С.1-8; 14-15;

  5. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и др. – М.: Триада-Х, 2002. – С.296-321;

  6. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. - Томск: Изд-во ун-та, 1994. - С. 13-18.

  7. Патофизиология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под.ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. – С.12-24.

  8. Методическое пособие, изданное на кафедре "Общее учение о болезни".

Тесты из банка данных „КРОК-1”

1. У больного наблюдается атрофия альвеолярных отростков челюсти после удаления зубов. Это является примером:

  1. Патологической реакции

  2. Патологического процесса

  3. Структурного последствия адаптации

  4. Патологического состояния

  5. Болезни

2. У женщины, 55 лет, стоматолог обнаружил несколько зубов пораженных кариесом. Как можно назвать это нарушение?

  1. Патологическое состояние.

  2. Латентный период.

  3. Рецидив болезни.

  4. Патологический процесс.

  5. Реакция приспособления.

3. У мужчины, 60 лет, в результате парадонтита| выпало много зубов на верхней и нижней челюстях. Что возникнет вследствие этого в организме больного?

  1. Патологический процесс.

  2. Патологическое состояние.

  3. Латентный период.

  4. Рецидив болезни.

  5. Период ремиссии.

4. У больного с кариесом, который был осложнен острым гнойным периодонтитом с повышением температуры тела, была сделана экстракция зуба. Какое из патологических явлений у данного больного стоит отнести к понятию “патологическое состояние”?

  1. Кариес

  2. Лихорадка

  3. Отсутствие данного зуба

  4. Воспаление пародонта

  5. Периодонтит

5. Мальчик В., 12 лет, вернувшись из школы, начал жаловаться на головную боль, тошноту, озноб, периодическую боль в мышцах, потерю аппетита, утомляемость. Для какого периода болезни характерны такие симптомы ?

  1. Латентного

  2. Инкубационного

  3. Разгара заболевания

  4. Продромального

  5. Окончание болезни

6. У мужчины, 49 лет, который 12 лет назад болел ревматическим миокардитом и эндокардитом, наблюдается недостаточность митрального клапана. Исследования показали, что воспалительный процесс сейчас отсутствует, минутный объем кровообращения достаточный. Какому понятию общей нозологии соответствует данная ситуация?

  1. Патологическая реакция.

  2. Патологический процесс

  3. Типовой патологический процесс

  4. Компенсаторная реакция.

  5. Патологическое состояние

7. При рентгенологическом обследовании у больного с язвенной болезнью обнаружен стеноз пилорического отдела. Это нарушение является:

  1. Патологическим процессом

  2. Болезнью

  3. Патологической реакцией

  4. Рецидивом болезни

  5. Патологическим состоянием

8. Больной Д., 39 лет, на протяжении последних 4 лет болеет язвенной болезнью желудка. Особенно ухудшается его состояние осенью и весной: возникает боль в эпигастрии, изжога, тошнота, запор. Каким нозологическим понятием можно назвать состояние больного в период между обострениями болезни?

  1. Патологический процесс.

  2. Патологическое состояние.

  3. Патологическая реакция

  4. Компенсаторная реакция.

  5. Здоровье.

9. Какой из признаков является существенным, обязательным для болезни?

  1. Повышение температуры тела

  2. Увеличение количества эритроцитов

  3. Увеличение артериального давления

  4. Уменьшение количества лейкоцитов

  5. Снижение адаптивных возможностей организма

10. Ребенок, 5 лет, вернувшись из детского садика, почувствовал слабость, головную боль, у него повысилась температура до 37,5°С. Какой период развития болезни?

  1. Латентный

  2. Инкубационный

  3. Выздоровления

  4. Продромальный

  5. Разгара болезни

11. Мужчина, 30 лет, обратился к врачу с жалобами на боль в горле при глотании, головную боль, повышение температуры тела. К какой категории можно отнести эти нарушения?

  1. Патологическая реакция.

  2. Патологический процесс.

  3. Патологический рефлекс.

  4. Патологическое состояние.

  5. Защитная реакция.

12. Все из перечисленных явлений - типовые патологические процессы, за исключением:

  1. Лихорадка

  2. Воспаление

  3. Опухолевый процесс

  4. Гипоксия

  5. Пищеварение

13. Патологические процессы, которые развиваются по одинаковым законам, независимо от особенностей причин, которые их вызывают, называются:

  1. Срочные механизмы выздоровления

  2. Терминальное состояние

  3. Типовые патологические процессы

  4. Экстремальное состояние

  5. Клиническая смерть

14. Патологическая физиология - наука о жизнедеятельности больного организма, использует разные методы исследования. Укажите наиболее важный:

  1. Компьютерное программирование;

  2. Биохимический

  3. Экспериментальное моделирование;

  4. Патоморфологический метод;

  5. Эволюционный

15. Клиническая смерть характеризуется:

  1. Прекращением дыхания, наличием пульса и зрачкового рефлекса, анаэробным гликолизом

  2. Прекращением деятельности сердца, дыхания, отсутствием рефлексов и обмена веществ.

  3. Прекращением деятельности сердца, гаспинг-дыханием, зрачковым рефлексом, аэробным гликолизом

  4. Фибрилляцией сердца, гаспинг-дыханием, зрачковым рефлексом и аэробным гликолизом

  5. Прекращением деятельности сердца, дыхания, отсутствием рефлексов, анаэробным гликолизом

16. При рентгенологическом обследовании у больного с язвенной болезнью обнаружен стеноз пилорического отдела. Это нарушение является:

  1. Патологическим процессом

  2. Заболеванием

  3. Патологической реакцией

  4. Патологическим состоянием

  5. Нормой

17. После длительной и тяжелой болезни у больного снизилось артериальное давление (60/40 мм. рт. ст.), наблюдается тахикардия, одышка, поверхностное дыхание, сознание спутано. Это состояние можно рассматривать как:

  1. Шок

  2. Преагонию

  3. Агонию

  4. Клиническую смерть

  5. Биологическую смерть

18. Пациент выздоровел после перенесенной дизентерии Зонне и повторно заразился этим же возбудителем. Как называется такая форма инфекции?

А. Рецидив

В. Суперинфекция

С. Персистуюча инфекция

D. Реинфекция

Е. Хроническая инфекция

Ситуационные задачи

Задача 1

Больной А., 45 лет, приехал в Хмельник для курортного лечения с жалобами на слабость и боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, поскольку по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

1. Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние наблюдаются у больного?

2. Обоснуйте свой вывод.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. И. Пирогова методические рекомендации по патофизиологии для студентов медицинского факультета модуль №1 общая патология смысловой модуль №2 типичные патологические процессы винница 2009 Методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации утверждены на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №3 от 26.09.09г), а также на заседании профильного методкома (председатель – д.
  2. Н. И. Пирогова методические рекомендации по патофизиологии для студентов стоматологического факультета модуль №1 общая патология смысловой модуль №1 общая нозология винница 2012 Методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации утверждены на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №10 от 10.01.11г.), а также на заседании профильного методкома (председатель – д.
  3. Учебное пособие по патофизиологии для студентов фармацевтического факультета

    Учебное пособие
    Методические рекомендации утверждены на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №1 от 31.08.11г), а также на заседании профильного методкома (председатель – д.
  4. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.

Другие похожие документы..