Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
11. Международные третейские суды (арбитраж). 1 . Процедура разрешения международных споров в ООН. 13. Статус территорий согласно международному прав...полностью>>
'Урок'
Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и береж...полностью>>
'Документ'
Для участі у конкурсному відборі до секції 8 «Технології видобутку та переробки корисних копалин» приймаються наукові проекти фундаментального і прик...полностью>>
'Документ'
   Вторая половина пятнадцатого столетия подготовила ряд событий, в итоге которых Франция достигла грозного могущества, с той поры не раз служившего ...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОЛЕЙБОЛ

Москва

«Физкультура, образование и наука»

2000

* * *

Допущен в качестве учебника для институтов и академий физической культуры.

Под общей редакцией профессора А.В.Беляева, доцента М.В.Савина

Под общей редакцией профессора Беляева А. В. и доцента Савина М.В.

В67 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с., ил.

Учебник написан в соответствии с требованиями программы подготов­ки специалистов по волейболу в высших учебных заведениях физической культуры.

В учебнике предусматривается изучение курса тории и методика препо­давания избранного вида спорта, приобретение знаний, умений, профес­сионально-педагогических навыков для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической работы, воспитательной работы в различных зве­ньях государственной системы физического воспитания.

© Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков В.В., Кувшинников В.Г.,

Родионов А.В., Савин М.В., Топышев О.П., 2000 ©



Оглавление

Предисловие .....................................................................….. 6

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ....................................................7

Требования к специалисту по волейболу.................................................……… ..7

Структура предмета специализации «Волейбол», программные требования …9

Основные понятия и терминология.........................................…………............... 10

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК................................................................... 13

2.1. Возникновение и развитие игры.................................................…………….. 13

2.2. Волейбол в СССР и России...................................................................…… . 21

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ … ….28

3.1. Общие положения ................................................................................. …….....28

3.2. Морфологические особенности и функциональные возможности

организма волейболистов.................................................…………………….........29

3.3. Физические качества .........................................................……………..............31

3.4. Психологические качества и свойства личности .........................…………....36

3.5. Техника игры .......................................................................… ..……...........37

3.5.1. Техника нападения .............................................………….......................…...40

3.5.2. Техника обороны (защиты) .............................................………….................56

3.6. Тактика игры ...........................................................................…………….........62

3.6.1. Общие положения.................................................................………….............62

3.6.2. Индивидуальные тактические действия в нападении ............………….......67

3.6.3. Групповые тактические действия в нападении .........................………….....70

3.6.4. Индивидуальные тактические действия в обороне (защите)....………… ... 75

3.6.5. Групповые тактические действия в обороне (защите) ...............………….. 77

3.6.6. Прямые командные тактические действия в нападении...........………….... 85

3.6.7. Прямые командные тактические действия в обороне (защите)……… .... .. 88

3.6.8. Косвенные командные тактические действия (переходы) ...…………...... ..93

3.7. Тенденции развития волейбола.............................................................… …... 95

Глава 4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ......….......… .107

4.1.Структура системы подготовки............................................…………...........107

4.2. Цели системы подготовки, прогнозирование, моделирование, нормативы .109

3

4.3. Функции обеспечения подготовки.................................……….......………. 114

4.4. Реализация целей подготовки ............................................………………... .115

Глава 5. ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ..119

5.1. Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь ..................…….…….. 119

5.2. Особенности спортивной тренировки волейболистов ..............….……...... 120

5.2.1. Общие положения...............................................................…………….. .. 125

.5.2.2. Средства и методы тренировки ..............................………….….……...... 125

5.2.3. Принципы и закономерности спортивной тренировки .....….………....... 127

5.2.4. Структура тренировочного занятия ..................................…....….……….. 129

5.2.5. Управление процессом спортивной тренировки ...........…..……….…... .. 132

5.3. Физическая подготовка .........................................................…………...… ... 134

5.3.1. Развитие физических качеств.......................................………….. .………. 136

5.4. Психологическая подготовка..................................................…………........ . 157

5.4.1. Психограмма волейбола .................................................…........………...... 158

5.4.2. Общая психологическая подготовка .............................………...………… 161

5.4.3. Специальная психологическая подготовка..................……………..…...... 172

5.4.4. Психологическая защита в ходе игры...........................……….…….…...... 175

5.4.5. Варианты индивидуализации психологической подготовки.……………. 176

5.5. Техническая подготовка ..........................................................……..… ........ 180

5.5.1. Начальное обучение ...........................................................…..……...…....... 180

5.5.2. Совершенствование технических приемов....................…………………... 190

5.6. Тактическая подготовка.......................................................…………. ….….. 205

5.6.1. Общие положения.............................................................………………. .... 205

5.6.2. Обучение и совершенствование тактики игры в нападении .....….….. …. 208

5.6.3. Обучение и совершенствование тактики игры в защите (обороне)……… 219

5.7. Интегральная подготовка ........................................................……..…… …... 227

5.8. Игровая подготовка ...........................................................……….......……...... 232

5.9.Теоретическая подготовка...............….........................................…….……......235

5.10. Организация и проведение тренировочных сборов ...............………...... .. 236

Глава 6.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ...........................................................................…………....... 240

6.1.Подготовка юных волейболистов .........................................……. …….........240

6.1.1.Этапы отбора..................................................................………….…………..241

6.1.2.Организация отбора в ДЮСШ .........……...............................……….........243

6.1.3. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ.......……….………..246

6.1.4. Основы планирования тренировочной работы ..............…….....………..... 258

6.2. Старшие разряды (I разряд и кмс).........................................……......……...... 260

6.3. Высшие разряды........................................................................……………...... 262

6.3.1.Периодизация спортивной тренировки .........……......................………...262

6.3.2. Планирование спортивной тренировки .........................……......………..... 267

6.3.3. Контроль за процессом подготовки ................................……….………..... 280

6.3.4. Научно-методическое обеспечение подготовки ...............….….………..... 294

6.4. Особенности подготовки сборных команд........................…...…………....... 295

4

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...........................................……….….. 298

7.1. Спортивный волейбол ...........................................................……..............…..298

7.2. Пляжный волейбол ....................................................................…..……....…..300

7.2.1. Исторический очерк .................................................................…………….. 300

7.2.2. Особенности игровой деятельности ......................................……………....303

7.2.3. Правила игры ............................................................................…………...… 304

7.2.4. Техника, тактика, тренировка................................................…………….… 306

7.3. Волейбол в ВУЗе,............................................................................……..….…. 317

7.4. Волейбол в школе ..............................................................................…….....….319

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ..........…. ..321

Глава 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ................................................... 323

Глава 10. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ..................351

Приложение.........................................................................................….........……....357

5

Предисловие

В основу настоящего издания учебника положены материалы, про­шедшие апробацию временем и практикой преподавания теории и ме­тодики волейбола.

Текст при подготовке к изданию переработан и дополнен (по срав­нению с предыдущими изданиями) в соответствии с новым учебным планом и программой высших учебных заведений физической культу­ры с учетом научных и опытных данных, появившихся в последние годы. При изложении материала учитывалась необходимость широкого представления дифференцированных фактов, результатов наблюдений. Широко использованы работы известных отечественных специалистов.

Авторский коллектив искренне заинтересован в деловых критичес­ких замечаниях и в положениях в надежде на то, что деловая критика поможет в дальнейшей работе повысить качество учебника.

В создании учебника приняли участие ведущие специалисты волей­бола России. Отдельные разделы и подразделы написали (по алфавиту):

научный сотрудник РГАФК А.А.Беляев (подраздел 6.3.3); засл. работ­ник физической культуры, к.п.н., проф. А.В.Беляев (разделы 3.1-3.4; 5.1-5.3; 5.5; 5.6; 5.8-5.10; 6.1-6.4; 7.1; 7.3; 7.4; глава 8); д.п.н., проф. Ю.Д.Железняк (главы 1 и 4; 5.7; глава 10); засл. тренер СССР и России Н.В.Карполь (3.7); засл. тренер СССР, к.п.н., проф. Ю.Н.Клещев (5.6; 6.3.1-6.3.4; 6.4); д.п.н., проф. В.В.Костюков (7.2); к.п.н., профессор В.Г.Кувшинников (глава 9); д.п.н., проф. А.В.Родионов (5.4); к.п.н., доцент М.В.Савин (глава 2, 3.5); д.п.н., проф. О.П.Топышев (3.5; 3.6); засл. тренер СССР и России Ю.П.Фураев (3.7).

6

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ

1.1.Требования к специалисту по волейболу

Основу эффективности деятельности специалиста физической куль­туры и спорта - преподавателя, тренера по виду спорта - составляет высокий профессионализм, в котором в системном единстве выступают высший уровень знаний и умений, сознание и психика человека «Про­фессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профес­сиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творчес­кий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначе­ние (профессионал - это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе»'.

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предоп­ределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающий­ся спортсмен не обязательно станет выдающимся тренером если зай­мется тренерской деятельностью.

Для спортсмена свои закономерности высочайшего профессиона­лизма, для тренера - свои. В равной степени это можно отнести и к профессии преподавателя физической культуры, где есть своя специ­фика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может так же успешно работать преподавателем физической культуры например в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры, например, вуза или школы, сможет успешно работать тренером в отдельном виде спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки специалиста зани­мают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых су­щественно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет система объединения этих дисциплин с ориен­тацией на целостную профессиональную деятельность как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели Цикл спортивно-педагогических дисциплин направлен на то чтобы вооружить студентов знаниями, умениями и навыками базовых средств физического воспитания и спорта в сочетании с теоретическими дис­циплинами и в контексте будущей целостной профессиональной дея­тельности. Все виды практик, имеющих место на всем протяжении обу­чения в вузе, выступают как интегрирующий фактор полученных по отдельным дисциплинам специальных знаний, умений и навыков.

' А.К.Маркова. Психологая профессионализма. М.,1996, с.48.

7

Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием по волейболу имеет широкий диапазон: об­щеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпий­ского резерва, различные спортивные клубы, команды высших разря­дов.

Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фун­даментальной и специальной направленности, программные и дирек­тивные документы в области физической культуры и спорта, содержа­ние программ и учебников, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших до­стижений.

Назначение специалиста и квалификационные требования опреде­ляют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера': проектировочный, конст­руктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, дви­гательный.

Проектировочный компонент включает умение тренера по построе­нию многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки: годичного цик­ла, средних циклов, микроциклов, тренировочных занятий, трениро­вочных заданий, тренировочных и соревновательных нагрузок; плани­рование работы в сфере массового волейбола.

Для спортсменов — это умения планировать место для утренней гим­настики и самостоятельных занятий по развитию физических качеств и совершенствованию техники, по осуществлению самоконтроля.

Конструктивный компонент включает умение тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком «физкультурно-спортивном» плане; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т.д. Для спортсменов — это умение принимать решение в процессе тренировочных занятий и в игре, определять содер­жание самостоятельных занятий, по режиму дня.

Организаторский компонент включает умения тренера организо­вать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограм­мированных мероприятий по всем основным позициям (тренировоч­ная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и т.д.). Сюда входит также умение спортсменов организовать свои действия по реа­лизации запланированных мероприятий.

Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера уме­ний устанавливать отношения со спортсменами, работниками различ­ных категорий, родителями юных спортсменов, общественными орга-

' АА.Деркач, А.А.Исаев Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981, с. 47-50.

8

низациями — по успешному решению профессионально значимых воп­росов. Взаимопонимание спортсменов способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности, установлению бла­гоприятного микроклимата в коллективе.

Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волей­болистов различного уровня мастерства и различного возраста; умение использовать в свой работе данные литературы и научных исследова­ний, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт ра­боты. Для спортсменов — это овладение знаниями в области волейбола, средств и методов тренировки, умениями анализировать действия спорт­сменов и свои собственные.

Двигательный компонент предполагает достойный уровень владе­ния практическими навыками игры в волейбол (арсенал технико-тактических действий, общая и специальная физическая подготовка).

Названные компоненты структуры деятельности тренера и спорт­смена тесно взаимосвязаны, только системное их единство может при­вести к высоким результатам профессиональной деятельности.

1.2. Структура предмета специализации «Волейбол»,

программные требования

Модель специалиста-тренера по волейболу определяет, «задаст» струк­туру и содержание процесса подготовки в академии (институте) физи­ческой культуры, в целом представляя собой конечный результат, «эта­лон» специалиста. Модель специалиста определяет набор дисциплин учеб­ного плана, который и определяет, чему учить и сколько времени это­му посветить, и является, в свою очередь, моделью подготовки специ­алиста.

Курс специализации занимает значительное место в учебном плане. Этот курс состоит из разделов: теория и методика обучения волейболу;

теория и методика тренировки; спортивно-педагогическое совершен­ствование; медико-биологические и психологические особенности во­лейбола; материально-техническое обеспечение занятий волейболом.

В разделах теории и методики обучения волейболу представлены об­щие вопросы теории волейбола и его истории, техника, тактика, физи­ческие и психические качества, методика обучения технике и тактике, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студен­тов по волейболу.

В разделе теории и методики тренировки представлены основы тео­рии спортивной тренировки в волейболе, основные стороны трениров­ки; особенности методики тренировки различных по возрасту и квали­фикации волейболистов; вопросы управления тренировочным процес­сом; научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа.

9

В разделах спортивно-педагогического совершенствования представ­лена планирующая документация; вопросы анализа соревновательной деятельности волейболистов; совершенствование собственных техни­ко-тактических действий, проведение частей тренировочного занятия, теоретических занятий; организация и проведение соревнований.

Разделы медико-биологических и психологических особенностей во­лейбола направлены на комплексное освещение особенностей волейбола с позиции соответствующих смежных дисциплин; факторы, лимитирую­щие спортивную деятельность; медико-биологический контроль.

Раздел материально-технического обеспечения занятий волейболом включает вопросы использования тренажеров и оборудования в трени­ровочном процессе.

Занятия по всем разделам проводятся в форме лекций, семинарс­ких, практических и методических занятий, деловых игр, учебной прак­тики, учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме зачетов и экзаменов, к оконча­нию вуза необходимо выполнить требования итоговой государственной аттестации. Необходимо подготовить выпускную квалификационную ра­боту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.
  2. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  3. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373

    Образовательный стандарт
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г.
  5. Учебное пособие Москва 2010 министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основные вопросы, связанные питанием спортсменов. Рассмотрены общие принципы и особенности питания различных групп спортсменов.

Другие похожие документы..