Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Весь аттестационный материал должен быть в печатном виде с использованием шрифта Times New Roman №14, интервал 1,5 на одной стороне белой бумаги форма...полностью>>
'Программа'
Многомерное пространство интегральных характеристик биоценотических группировок: самоподобие или масштабная инвариантность его структуры (Волвенко И. ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Российской академии медицинских наук (директор – академик РАМН, д.м....полностью>>
'Документ'
Материалы сборника могут быть использованы в научных исследованиях, практической деятельности сотрудников правоохранительных органов и органов госуда...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 июня 1993 г. № 111

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

[Изменения и дополнения:

Приказ Министерства здравоохранения от 28 января 1994 г.

N 24 (зарегистрирован в Национальном реестре - N 8/6680 от

20.08.2001 г.) <W60106680>].

В системе здравоохранения патологоанатомическая служба (ПАС)

выполняет функцию контроля за качеством клинической диагностики

путем сличения клинических и патологоанатомических диагнозов,

выявления и обсуждения на клинико-анатомических конференциях

врачебных ошибок и основных дефектов в оказании медицинской помощи

населению, что является необходимым условием повышения

профессионального уровня и ответственности врачей лечебной сети.

Решение задач, стоящих перед современной ПАС, возможно лишь при

условии высокого уровня профессиональной подготовки

врачей-патологоанатомов и современного материально-технического

обеспечения патоморфологических исследований.

После издания приказов Минздрава Республики Беларусь от 5

ноября 1983 г. № 189 и от 11 марта 1988 г. № 203 в результате

проведенной органами здравоохранения работы значительно улучшилось

состояние патологоанатомической службы в республике, укрепилась ее

материальная база, практически каждое крупное лечебное учреждение

имеет благоустроенный морг с оборудованной секционной. В республике

создано и функционирует 5 патологоанатомических бюро (г.Минск,

Минская, Брестская, Витебская и Гродненская области), что позволило

более рационально использовать кадры специалистов, дорогостоящее

оборудование и реактивы, внедрить автоматизацию технологических

процессов и бригадную форму организации труда, сократить сроки

исследования биопсийного и операционного материала. В бюро

обеспечена взаимозаменяемость врачей и лаборантов, улучшена

консультативная работа, унифицированы медицинская документация и

анализ патологоанатомических материалов, созданы условия для

профессионального роста специалистов. Создание патологоанатомических

бюро позволило вывести ПАС из подчинения главных врачей и

максимально объективизировать результаты деятельности

лечебно-профилактических учреждений.

Вместе с тем, в работе бюро наметились и отрицательные

тенденции, к которым следует отнести чрезмерную централизацию,

увлечение бригадной формой работы, некоторое снижение качества

патологоанатомических исследований. Снизилась посещаемость вскрытий

лечащими врачами.

Патологоанатомические бюро не стали центрами научной мысли,

научного анализа структуры смертности, организации ПАС.

Несмотря на некоторое улучшение материально-технической базы,

патологоанатомическая служба по-прежнему испытывает значительные

трудности в оснащении современной аппаратурой, компьютерной

техникой, реактивами, в обеспечении автотранспортом, особенно в

сельской местности, где сроки патологоанатомических исследований

зависят от наличия транспортных средств. Многие нормативные

ведомственные документы, регламентирующие деятельность ПАС, устарели

и не соответствуют современным требованиям. Назрела необходимость их

замены.

Научные разработки и практический опыт организации

патологоанатомической службы позволяют считать, что дальнейшее ее

развитие в Республике Беларусь должны определять следующие

тенденции:

- полноценное патологоанатомическое исследование прижизненного

(биопсийного, операционного) и посмертного (секционного) материала

наиболее рационально проводить в крупных патологоанатомических

учреждениях (патологоанатомические бюро, централизованные

патологоанатомические отделения, отделы НИИ);

- эффективность патологоанатомической службы полностью зависит

от ее современной оснащенности, методического соответствия уровню

развития мировой медицинской науки и практики здравоохранения;

- в вузовских городах наиболее рациональной структурной

единицей патологоанатомической службы должны быть

клинико-диагностические центры, состоящие из кафедр патологической

анатомии медицинских вузов (отделов НИИ) и патологоанатомических

отделений (бюро).

В целях дальнейшего совершенствования патологоанатомической

службы Республики Беларусь утверждаю:

1. Положение о порядке патологоанатомического исследования

трупов, умерших больных в лечебно-профилактических учреждениях.

2. Положение о порядке патологоанатомического исследования

мертворожденных и новорожденных, умерших в перинатальном периоде.

3. Положение о порядке патологоанатомического исследования

абортусов, прерванных по медико-генетическим показаниям.

4. Положение о порядке патологоанатомических вскрытий лиц,

умерших от острых инфекционных заболеваний.

5. Положение по исследованию биопсийного материала.

6. Положение о клинико-патологоанатомической конференции.

7. Положение о сличении клинического и патологоанатомического

диагнозов.

8. Положение об архиве патологоанатомического материала.

9. Положение о патологоанатомическом отделении

лечебно-профилактического учреждения.

10. Положение о патологоанатомическом бюро и начальнике бюро.

11. Положение о вирусно-бактериологической лаборатории

патологоанатомического бюро.

12. Положение о прозекторском совете.

13. Положение о Республиканском организационно-методическом

центре патологоанатомической службы.

14. Положение о должностных обязанностях медицинского персонала

патологоанатомического бюро (централизованного

патологоанатомического отделения), патологоанатомического отделения

лечебно-профилактического учреждения.

15. Инструкцию о нормировании труда и оценке нагрузок в

патологоанатомической службе.

16. Штатные нормативы медицинского персонала

патологоанатомических бюро (отделений).

17. Штатные нормативы вирусно-бактериологической лаборатории

патологоанатомического бюро.

Приказываю:

1. Начальникам управлений здравоохранения и заведующим отделами

здравоохранения облисполкомов и Минского горисполкома:

1.1. обеспечить выполнение утвержденных выше положений и

инструкций;

1.2. категорически запретить использование помещений

патологоанатомических отделений и моргов не по назначению. В

двухмесячный срок освободить занятые не по назначению помещения для

использования их патологоанатомической службой;

1.3. улучшить обеспечение патологоанатомической службы

автотранспортом, обратив особое внимание на обеспечение им в

сельских местностях;

1.4. предусмотреть выделение денежных средств на приобретение

патологоанатомической службой современного оборудования и

компьютерной техники;

1.5. обязать руководителей лечебно-профилактических учреждений

здравоохранения республики проводить не реже 2 раз в год

систематический анализ ошибок клинической диагностики на основе

данных ПАС;

1.6. повысить ответственность главных внештатных

патологоанатомов и начальников ПАБ за качеством

патологоанатомических исследований и оформления медицинской

документации с учетом введенных новых форм бригадной организации и

оплаты труда.

2. Белорусскому республиканскому производственному объединению

"Фармация" (тов.Гореньков В.Ф.) принять необходимые меры к

обеспечению патологоанатомической службы в покровных, предметных

стеклах, химреактивах, красителях.

3. Белорусской республиканской производственно-торговой фирме

"Медтехника" (тов.Семенюк Г.Г.) принять необходимые меры к

первоочередному обеспечению патологоанатомической службы республики

инструментами, аппаратурой.

4. Главному управлению кадров, науки и внешних связей (тов.Шило

В.В.):

4.1. организовать ежегодную подготовку врачей-патологоанатомов

через стажировку из числа выпускников лечебно-профилактического и

медико-профилактического факультетов, по заявкам органов и

учреждений здравоохранения;

4.2. разработать и утвердить в установленном порядке программы

курсов усовершенствования и специализации врачей-патологоанатомов.

Организовать их подготовку на базе Республиканского

организационно-методического центра патологоанатомической службы.

5. Начальнику управления социального развития, строительства и

эксплуатации (тов.Абрамович Н.С.) предусмотреть обязательное

строительство помещений патологоанатомических отделений и моргов во

вновь проектируемых и строящихся лечебно-профилактических

учреждениях.

6. Считать утратившими силу: приказы Минздрава СССР от 23

октября 1981 г. № 1095 и от 4 апреля 1983 г. № 375 и приказ

Минздрава БССР от 5 ноября 1983 г. № 189.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на

первого заместителя Министра Степаненко Н.И.

Министр В.С.КАЗАКОВ

Приложение 1

к приказу Министерства

здравоохранения

Республики Беларусь

17.06.1993 № 111

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке патологоанатомического исследования трупов

умерших больных в лечебно-профилактических учреждениях

1. Патологоанатомическому исследованию подлежат трупы умерших

от заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии

с законом Республики Беларусь о здравоохранении, а также могут

подлежать трупы умерших от заболеваний вне лечебных учреждений, если

эти больные перед смертью лечились медицинским персоналом, что

подтверждается записями в карте амбулаторного больного, а для детей

в истории развития ребенка.

2. Трупы умерших от насильственных причин смерти, т.е. от

механических повреждений, отравлений, механической асфиксии,

действия крайних температур, электричества, после искусственного

аборта (вне лечебного учреждения), от других насильственных причин,

а также при наличии обоснованных подозрений на возможность

насильственной причины подлежат судебно-медицинскому исследованию. В

этих случаях патологоанатомическое вскрытие не производится.

3. Трупы умерших в лечебном учреждении на патологоанатомическое

исследование направляются администрацией этого учреждения, а умерших

вне лечебно-профилактического учреждения - администрацией

здравоохранения данной территории (главным врачом ТМО, поликлиники,

зав.горрайздравотделом или их заместителями). При этом кроме

письменного направления должны быть представлены в

патологоанатомическое бюро (отделение) не позднее 10 часов утра

карта стационарного больного (с листом назначения, Р-граммами,

наркозными картами и т.д.), а для умерших вне лечебных учреждений -

карта амбулаторного больного или история развития ребенка с

описанием проведенного лечения и письменное решение органов милиции

или прокуратуры об отсутствии признаков насильственной смерти. При

необходимости направляющая инстанция должна согласовать направление

на вскрытие с родственниками умершего. Врач-патологоанатом имеет

право отказаться от производства вскрытия, если перечисленные выше

документы ему не представлены.

4. Трупы умерших с признаками насильственной смерти, а также

трупы лиц, личность которых не установлена, главный врач

лечебно-профилактического учреждения направляет в установленном

порядке на судебно-медицинское исследование.

5. Обязательному патологоанатомическому исследованию (в этих

случаях согласие родственников на вскрытие не требуется) должны

подвергаться трупы умерших:

а) при инфекционных заболеваниях и подозрении на них;

б) в случаях неясного диагноза, вызвавшего смерть;

в) в случаях смерти во время или после хирургических операций,

родов, переливания крови, анафилактического шока, инструментальных

исследований и других медицинских вмешательств;

г) в случаях мертворождения, смерти новорожденных и детей в

возрасте до 1 года;

д) в случаях смерти детей от врожденных пороков развития и

наследственных болезней;

е) в случаях пребывания в стационарах менее 1 (одних) суток. ˜

6. Если в процессе вскрытия трупа патологоанатом обнаруживает

признаки насильственной причины смерти, он обязан остановить

вскрытие, принять меры для сохранения трупа (отдать соответствующие

распоряжения персоналу) и письменно сообщить в направившую труп

инстанцию с рекомендацией организовать судебно-медицинское

исследование трупа. Ответственность за сохранность трупа несет

учреждение (лечебное или патологоанатомическое), в котором находится

труп.

7. В случае первичного обнаружения во время вскрытия признаков

острого инфекционного заболевания патологоанатом обязан поставить в

известность об этом главного врача лечебно-профилактического

учреждения или территориальное медицинское объединение и послать

экстренное извещение в территориальный центр санитарии и

эпидемиологии, а также обеспечить все требования по обеззараживанию

помещения и профилактике персонала.

При обнаружении признаков особо опасной инфекции патологоанатом

обязан действовать согласно Инструкции по проведению вскрытий при

особо опасных инфекциях (см.приложение 4).

8. Патологоанатом, проводя исследование трупа, обязан:

а) детально изучить медицинскую документацию на умершего;

б) произвести тщательный внешний осмотр трупа с необходимыми

измерениями;

в) произвести вскрытие по одной из утвержденных методик

полостей черепа, груди, живота (при необходимости - и позвоночный

канал) с внимательным осмотром всех органов, их измерением и

взвешиванием.

Вскрытие трупа должно производиться врачом-патологоанатомом и

подготовленным санитаром с участием лаборанта патологоанатомического

отделения. Вскрытие трупа врачом без санитара запрещается;

г) определить объем необходимых дополнительных исследований

(бактериологических, биохимических, химических и др.) и забрать

материал для них, отдать все распоряжения по упаковке,

транспортировке и др. забранного материала. Написать лично

направления в соответствующие лаборатории;

д) произвести при необходимости экстренное гистологическое

исследование секционного материала;

е) дать необходимые пояснения присутствующим врачам;

ж) по окончании вскрытия сформировать предварительный

патологоанатомический диагноз и выписать врачебное свидетельство о

смерти;

з) оформить протокол вскрытия, а по получении результатов

гистологического и дополнительного исследований оформить

окончательный патологоанатомический диагноз и эпикриз, вписать их в

протокол вскрытия и карту стационарного или амбулаторного больного.

9. Гистологическое исследование секционного материала, как

правило, производит вскрывавший патологоанатом.

10. Патологоанатом, производивший исследование, готовит

материалы для клинико-анатомической конференции и участвует в ней.

11. Патологоанатомическое исследование трупа взрослого умершего

с оформлением протокола вскрытия и истории болезни не должно

превышать 10 дней. В отдельных случаях срок может удлиняться из-за

дополнительных исследований, консультаций с высококвалифицированными

специалистами и др. В этом случае патологоанатом ставит в

известность зав.отделением или начальника бюро и (через него)

лечебно-профилактическое учреждение.

12. Доставка трупов в морг из лечебных учреждений и мест смерти

вне больниц организуется и производится персоналом и автотранспортом

лечебных учреждений. Труп доставляется с маркировкой (биркой), в

которой указывается фамилия, имя, отчество умершего, больница,

отделение, номер медицинской карты.

13. Захоронение невостребованных трупов производит

лечебно-профилактическое учреждение, в котором умер больной.

14. После вскрытия производится туалет трупа, включающий

зашивание разрезов, обмывание, дезинфекцию (при необходимости),

после чего тело выдается родственникам умершего, сотрудникам

похоронного бюро или лицам, заменяющим их. Выдача осуществляется

сотрудниками патологоанатомических отделений или сотрудниками



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.
  2. Льготы Лекарственное обеспечение (5)

    Документ
    ПРИКАЗ Министерства здравоохранения РБ от 17.01.2005 N 13-Д ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
  3. И. Пиманов; главный терапевт Управления здравоохранения Витебского облисполкома Е. В

    Документ
    заведующий кафедрой терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.
  4. С инструкциями по их заполнению

    Инструкция
    Журнал служит для регистрации больных, поступающих в стационар. Записи в журнале позволяют разрабатывать данные о поступивших больных, о частоте и причинах отказов в госпитализации.
  5. Под общей редакцией проф. Малого В. П., проф. Кратенко И. С. Харьков 2008

    Диплом
    Збірник містить праці доповідачів, які відображають етіологію, патогенез, клініку, рівень діагностики і напрямки сучасної терапії та профілактики різноманітних інфекцій.

Другие похожие документы..