Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
. Досягнення в навчанні (середній бал) 7. На якому рівні володієте певними системними і прикладними комп’ютерними програмами: достатній, середній, ви...полностью>>
'Реферат'
Легендарний спартанський законодавець (9 – 8 вік до нашої ери) (Давня Греція.). Свідчення про життя Ликурга різноманітні та противорічиві. Гречеські ...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины ООТ состоит в изучении производственных и технологических процессов общего машиностроения, а также в их оценке как экономических объек...полностью>>
'Реферат'
В данном докладе мы рассмотрим область явлений, связанных с передачей в процессе коммуникации некоторой информации, но характеризующей не само высказ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об утверждении Стратегии привлечения инвестиций

и продвижения экспорта на 2006-2015 годы

 

N 1288  от  09.11.2006

 

Мониторул Офичиал N 181-183/1391 от 24.11.2006

 

* * *

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Молдовы и обеспечения эффективного продвижения экспорта отечественных товаров и услуг Правительство

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы (прилагается).

2. Министерствам, центральным отраслевым органам публичного управления и органам местного публичного управления обеспечить внедрение положений Стратегии привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы.

3. Всем учреждениям, вовлеченным в реализацию Стратегии, ежегодно, до 31 января, представлять Министерству экономики и торговли информацию о ее реализации. Министерству экономики и торговли обобщать соответствующую информацию и до 1 марта представлять Правительству для рассмотрения и утверждения Годовой отчет о выполнении Стратегии привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы.

4. Национальному бюро статистики представлять ежеквартально Министерству экономики и торговли статистическую информацию по основным показателям.

5. Мониторинг и координацию процесса реализации Стратегии привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы возложить на Министерство экономики и торговли.

 

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

Василе ТАРЛЕВ


Контрассигнуют:

министр экономики и торговли

Игорь Додон

министр промышленности и инфраструктуры

Владимир Антосий

министр сельского хозяйства

и пищевой промышленности

Анатолие Городенко


Кишинэу, 9 ноября 2006 г.

1288.

 

Утверждена

Постановлением Правительства

№ 1288 от 9 ноября 2006 г.

 

СТРАТЕГИЯ

 привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы

 

I. Вступление

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, представляющим собой основу государственных политик в области привлечения инвестиций и продвижения экспорта.

2. Стратегический приоритет Правительства состоит в обеспечении устойчивого экономического роста и снижении уровня бедности. К основным инструментам достижения обозначенных приоритетов относится проведение действенных политик по привлечению инвестиций и продвижению экспорта.

3. Устойчивое экономическое развитие страны возможно только при условии проведения согласованной и проактивной политики поощрения инвестиционной деятельности. Опыт, накопленный государствами, которые сумели привлечь значительный объем иностранных инвестиций (страны Балтии, Чешская Республика, Республика Словения и др.), показывает, что создание деловой среды, благоприятствующей инвестиционной деятельности, стимулирует приток инвестиций в страну, способствуя тем самым значительному увеличению экспортного потенциала.

4. Одной из попыток разработки политик в области инвестиций и продвижения экспорта стало утверждение Стратегии привлечения инвестиций Республики Молдова на 2000-2005 годы и Стратегии продвижения экспорта на 2000-2005 годы. Вместе с тем значительная часть мер, предусмотренных указанными стратегиями, не была выполнена по следующим причинам:

• упор на представлении о развитии национальной экономики, основанном на экономической структуре, которая была унаследована от советской системы;

• глобальные противоречия и изменение региональной конъюнктуры;

• несистемный подход на уровне публичных властей и частного сектора, что проявлялось в недостаточном уровне согласованности между политикой/действиями по развитию торговых режимов (продвижению экспорта) и инвестиционной деятельностью, в том числе по обеспечению предложения конкурентоспособных товаров и услуг, а также по развитию инфраструктуры качества; несовершенство системы субсидирования отечественных предприятий; низкий уровень мер по продвижению экспорта на внешние рынки сбыта.

5. Исходя из вышеизложенного, чтобы обеспечить последующее социально-экономическое развитие страны, требуется качественно новый подход и согласованные рамки политик привлечения инвестиций и продвижения экспорта, основанные на либеральном подходе и осуществлении структурных преобразований путем применения концепции «новой экономики».

6. Сочетание политики привлечения инвестиций с политикой продвижения экспорта создает мощную предпосылку дальнейшего обеспечения экономического роста и повышения уровня благосостояния народа. Так, особое внимание Правительство уделит привлечению инвестиций в ориентирующиеся на экспорт секторы национальной экономики, способные обеспечить инновации и трансфер ноу-хау, высокую добавленную стоимость и создание эффективной технической и экономической инфраструктуры.

7. Стратегия привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы (в дальнейшем – Стратегия) разработана в соответствии с Постановлением Правительства №1314 от 12 декабря 2005 г. «О выполнении Программы деятельности Правительства на 2005-2009 годы «Модернизация страны – благосостояние народа».

 

II. Эволюция внешней торговли и капиталопотоков

в Республике Молдова

 

2.1. Анализ внешней торговли и инвестиционных процессов

8. В Республике Молдова отмечается дефицит торгового баланса и недостаточный уровень инвестиций, в частности, прямых иностранных инвестиций, в реальный сектор экономики.

9. В 2005 году дефицит текущего счета платежного баланса составил 285 млн. долларов США, превысив этот показатель за 2004 год в 5,5 раза. Данный дефицит был полностью обусловлен отрицательным сальдо внешней торговли товарами. Валовой остаток от доходов и текущих отчислений, увеличившийся на 28,4%, покрыл дефицит внешней торговли товарами и услугами на 76,5% (приложение № 1).

Эволюция внешней торговли

10. В 2005 году экспортные поставки составили 1091,3 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 10,8%. Таким образом, доля экспорта в ВВП составила 37,4% (приложение № 2).

11. В то же время общий объем импорта составил 2292,3 млн. долларов США, или на 29,6% больше чем в 2004 году. По отношению к ВВП импорт составил 78,5%, а это соотношение увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 11,4 процентных пункта.

12. Дефицит торгового баланса в 2005 году равнялся 1201,0 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза, а по сравнению с 2003 – двукратно.

13. Показатель степени диверсификации экспорта падает. В 2005 году было экспортировано товаров в 700 тарифных группах против свыше 1000 тарифных групп в 1998 году. При этом степень концентрации экспорта крайне высока, а из этого следует, что Молдова становится зависимой от экспорта лишь отдельных категорий товаров, таких, как продовольственные товары, текстиль и пр. (приложение № 3).

14. Дефицит баланса услуг в 2005 году был равен 20,2 млн. долларов США, что на 8,0% выше, чем в 2004 году. Услуги оказывались преимущественно в области транспорта и туризма. В то же время, по сравнению с предыдущими годами, в балансе услуг отмечается позитивная динамика, а темпы роста экспорта услуг в среднем превышали темпы роста их импорта примерно на 38,6%. Дефицит в 2003-2005 гг. сократился с 45,53 млн. долларов США до 20,23 млн. долларов США (приложение № 4).

15. К трудностям, с которыми сталкиваются отечественные производители и поставщики услуг в расширении экспорта молдавских товаров и услуг, относятся:

низкий уровень конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, что обусловлено высокой стоимостью и неэффективным менеджментом, из-за чего молдавская продукция пользуется на внешних рынках низким спросом;

недостаточное использование торговых преференций, предоставленных западными странами, из-за несоответствия международным системам стандартизации, сертификации и контроля качества.

16. В то же время активизация импортных поставок в Молдову вызвана зависимостью нашей страны от импортируемых энергоносителей, увеличением импорта современного оборудования и технологий, сырья (текстиль, кожевенное сырье и пр.), необходимых для производства подлежащих преимущественно для экспорта товаров и услуг.

17. Одна из главных причин недостаточного освоения экспортного потенциала состоит в неэффективности нынешней системы субсидирования секторов национальной экономики. Хотя в последнее время увеличились бюджетные расходы по субсидированию, в частности, для агропродовольственного сектора, конечная цель, состоящая в повышении конкурентоспособности и качества этого сектора, не была достигнута. Более того, субсидирование агропродовольственного сектора дает скромную добавленную стоимость по сравнению с промышленными отраслями (за исключением виноградарско-винодельческой отрасли), что экономически необоснованно.

18. Устранение негативных тенденций в сфере внешней торговли является первоочередной задачей Правительства. Главной проблемой остается повышение эффективности имеющихся производств и дальнейшее повышение их качества, освоение новых видов продукции и услуг, а также диверсификация структуры экспорта.

19. Для обеспечения стабильного увеличения объемов экспортных поставок необходимо привлечь значительные качественные инвестиции в те сферы деятельности, которые способны давать конкурентоспособные и пользующиеся спросом на внешних рынках сбыта товары и услуги.

Инвестиционные процессы

20. Объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) увеличился за 2000-2005 годы примерно в 1,6 раза (приложение № 5). Данная тенденция способствовала повышению удельного веса инвестиций в основной капитал в ВВП (норма инвестиций) с 11% в 2000 году до 19,6% в 2005 году, что свидетельствует об активизации инвестиционных процессов.

21. В настоящее время основными средствами финансирования инвестиций служат собственные средства предприятий, на долю которых приходится порядка 62% от общего объема инвестиций в основной капитал (приложение № 6).

22. Низкая инвестиционная деятельность отечественных производителей и инвесторов объясняется не только ограниченностью финансовых средств. Несмотря на значительное улучшение действующей нормативно-законодательной базы в области инвестиционной деятельности, тем не менее отмечаются различные административные помехи на этапе применения законодательства, что негативно сказывается на начальном этапе и дальнейшем развитии этой деятельности.

23. В том, что касается средств иностранных инвесторов, следует отметить, что хотя за последние пять лет этот показатель увеличился втрое, доля этого источника финансирования в общем объеме инвестиций в основной капитал неудовлетворительна. Учитывая ограниченный потенциал иных источников, привлечение иностранных инвестиций должно стать для Правительства приоритетным направлением.

24. Одна из особенностей процессов инвестирования в национальную экономику заключается в значительном расхождении объемов инвестиций по секторам (приложение № 7). На протяжении последних 5 лет инвесторы вкладывали капитал преимущественно в перерабатывающую промышленность, транспорт и связь, сделки с недвижимостью, сферу услуг, оптовую и розничную торговлю. В настоящее время на эти сферы приходится более 70% общего объема инвестиций в экономику страны.

25. Общий поток прямых иностранных инвестиций в национальную экономику составил в конце 2005 года 1129 млн. долларов США, или 333 доллара США на душу населения. Годовая динамика прямых иностранных инвестиций в национальную экономику за 2000-2005 годы представлена в приложении № 8. Достигнутый уровень иностранных инвестиций недостаточен для обеспечения намеченных темпов экономического роста.

26. В настоящее время инвестиции в Молдову делают предприниматели из 42 стран. Крупнейшие инвестиции приходятся на государства Европейского Союза, страны Содружества Независимых Государств (СНГ), США, Румынию, Кипр и Канаду. Иностранные инвестиции в уставный капитал по странам-инвесторам (по состоянию на 1 января 2006 г.) представлены в приложении № 9.

27. По данным Государственной регистрационной палаты, по состоянию на 1 июля 2006 г. в стране было зарегистрировано 4907 предприятий с иностранным капиталом. В 2005 году было зарегистрировано 653 предприятия, или на 65% больше чем за предыдущий год, а в первом полугодии 2006 года – уже 409 предприятий с участием иностранного капитала.

28. Значительная доля в общем объеме иностранных инвестиций приходится на прямые инвестиции в уставный капитал (около 60%), кредиты и займы (35%). Сальдо выделенных иностранных инвестиций по состоянию на 1 января 2006 г. (по видам деятельности) отражено в приложении № 10.

29. Несмотря на определенные позитивные тенденции в области привлечения инвестиций в Молдову, их объем относительно меньше объема инвестиций, привлеченных большинством государств Юго-Восточной Европы и странами Балтии. По данным Национального банка Молдовы в 2005 году общий объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составил в Польше 1502 доллара США, Венгрии – 3693 доллара США, Чехии – 4080 долларов США, Словакии – 2128 долларов США, Румынии – 747 долларов США, Эстонии – 2995 долларов США, Латвии – 1686 долларов США, Литве – 1217 долларов США и т. д.

30. В 2004-2005 гг. для инвестиций были введены некоторые налоговые и таможенные льготы, касающиеся выплаты подоходного налога предприятиями, уставный капитал которых состоит или увеличен на соответствующий эквивалент 250 тыс. и 2 млн. долларов США (ст.492 Налогового кодекса), а также освобождения от уплаты НДС и таможенного тарифа при импорте материальных ценностей стоимостью свыше 1000 леев и со сроком эксплуатации более 1 года, предназначенных для увеличения уставного капитала (ст.103 Налогового кодекса и ст.28 Закона о таможенном тарифе).

31. Анализ результатов пользования льготами, перечисленными в ст.30, выявил низкий уровень пользователей и тот факт, что льготы на импорт материальных активов практически не применяются. Основные причины данного явления состоят в выдвижении перед пользователями этих льгот дополнительных условий и необходимости регистрации соответствующих изменений, внесенных в устав предприятий, в Государственной регистрационной палате, что требует определенного времени и процедур и сопряжено с дополнительными расходами.

32. Таким образом, пока инвестиции не стали основой и движущей силой экономического роста в стране. Вместе с тем результаты экономического роста в последние годы, социально-экономическая и политическая стабильность создают предпосылки для обеспечения «качественного инвестиционного скачка» и, соответственно, продвижения экспорта конкурентоспособных товаров и услуг. В этих условиях источниками финансирования инвестиций могут стать денежные средства населения, инструменты рынка капитала и, особенно, средства иностранных инвесторов.

33. Ввиду того, что в настоящее время экономическая структура Молдовы не сбалансирована с точки зрения структуры и регионов, страна сталкивается с нехваткой материальных средств, в том числе природных, имеет значительные декапитализированные «промышленные» активы, то возникает необходимость в качественно новом видении социально-экономического развития страны, в том числе политик привлечения инвестиций и продвижения экспорта.

 

2.2 Действия Правительства по привлечению инвестиций и продвижению экспорта

34. Учитывая важность обеспечения основы программирования политик в области стимулирования инвестиций и продвижения экспорта, был разработан и утвержден ряд стратегий и программ, предусматривающих меры по обеспечению роста национальной экономики. Среди них главными являются:

Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности (СЭРСУБ);

Стратегия продвижения экспорта на 2002-2005 годы;

Инвестиционная стратегия Республики Молдова (2001-2005 гг.);

Стратегия развития промышленности на период до 2015 года;

Стратегия развития агропродовольственного сектора на 2006-2015 годы;

План действий Республика Молдова – Европейский Союз;

Программа деятельности Правительства на 2005-2009 годы «Модернизация страны – благосостояние народа».

35. Одним из наиболее важных рычагов воздействия на экономический рост страны являются законодательные рамки. В 2001-2005 гг. Правительство разработало ряд законодательных актов, нацеленных на создание благоприятной инвестиционной среды и укрепление экспортного потенциала страны. Особое внимание уделено сокращению количества регулирующих документов, устранению барьеров для развития внешнеэкономической деятельности, предоставлению инвесторам налоговых льгот и финансовой поддержки.

36. Правительство начало решительную борьбу для обеспечения транспарентности экономики и устранения бюрократических преград в осуществлении предпринимательской деятельности. Закон № 424-XV от 16 декабря 2004 г. о пересмотре и оптимизации нормативной базы регулирования предпринимательской деятельности («Гильотина-1») предполагает исключение из нормативно-законодательных рамок всех этих документов. Также был одобрен Закон № 235-XVI от 20 июля 2006 г. об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности, так называемая «Гильотина-2».

37. К главным законам, разработанным за анализируемый период, относятся Закон № 81-XV от 18 марта 2004 г. об инвестициях в предпринимательскую деятельность, Закон № 59-XVI от 28 апреля 2005 г. о лизинге (в новой редакции), Закон № 280-XV от 22 июля 2004 г. об микрофинансовых организациях, Закон 208-XVI от 7 июля 2006 г. о предпринимательском патенте, Закон № 264-XV от 15 июля 2004 г. об электронном документе и цифровой подписи, Закон № 284-XV от 22 июля 2004 г. об электронной торговле, Закон № 223-XVI от 14 июля 2006 г. о внесении изменений и дополнений в Закон о несостоятельности № 632-XV от 14 июля 2006 г., Закон № 234-XVI от 20 июля 2006 г. о внесении изменений и дополнений в Закон о государственном предприятии № 146-XIII от 16 июня 1994 года, утверждение пакета постановлений Правительства о применении процедур приватизации. Кроме того, в таможенное и налоговое законодательство были внесены определенные изменения относительно льгот для инвесторов.

38. Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит наличие двусторонней нормативной основы. В настоящее время Молдова участвует в 35 двусторонних соглашениях о продвижении и взаимной защите инвестиций (приложение № 11).

39. В то же время Молдова предприняла и ряд мер по обеспечению специальных юридических рамок регулирования и продвижения внешней торговли, подписав для этого 38 двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и 16 соглашений о свободной торговле в рамках СНГ и Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (приложение № 12).

40. С 1 января 2006 года Республика Молдова пользуется новой обобщенной системой преференций (GSP+), предоставленной Европейским Союзом (Регламент ЕС №980/2005 от 27 июня 2005 года «О применении генеральной системы торговых преференций). Таким образом, 7200 товарных групп получили свободный доступ на рынок Европейского Союза без применения таможенных пошлин, что составляет 87,77% от объема экспортных поставок Республики Молдова в Европейский Союз.

 

III. SWOT-анализ в области привлечения инвестиций и продвижения экспорта

из Республики Молдова

 

Сильные стороны:

Возможности:

Выгодное географическое положение страны

Государственная политика, нацеленная на европейскую интеграцию

Будущий статус страны, соседствующей с Европейским Союзом

Предпосылки превращения страны в региональную платформу между Востоком и Западом

Известность молдавских товаров на развивающихся рынках региона

Нынешний высокий уровень потребления и перспективы его сохранения на внутреннем рынке и на рынках основных торговых партнеров

Наличие «исторического» опыта в качестве страны-посредника/транзитной страны

Разгосударствление публичной собственности различными путями, в том числе на основе партнерства государственного и частного секторов

Благоприятные климатические условия для развития различных видов производства и услуг

Развивающийся рынок капитала

Двуязычная (румынско-русская) деловая среда

Наличие стимулов для инвесторов

Макроэкономическая стабильность

Наличие стимулирующего режима для развития сферы научных исследований и разработок

Относительно дешевые по сравнению с другими странами региона производственные факторы

Наличие декапитализированных активов, имеющих потенциал для развития, в том числе в сфере инфраструктуры

Наличие потенциала научных исследований и разработок

Предпосылки для возникновения новых финансовых инструментов и структур

Развитая банковская система

Беспошлинный доступ на рынок Европейского Союза на основании преференций, предоставленных Европейской комиссией

Наличие торговых преференций, предоставленных Европейским Союзом

Беспошлинный доступ на рынок стран Юго-Восточной Европы на основании многостороннего соглашения о свободной торговле (CEFTA);

Наличие соглашений о свободном обмене с государствами СНГ

Беспошлинный доступ на рынки государств-участников СНГ на основании соглашений о свободном обмене

Наличие соглашений о свободном обмене с государствами Юго-Восточной Европы

Наличие двусторонних соглашений о продвижении и взаимной защите инвестиций

Слабые стороны:

Угрозы:

Недостаток материальных ресурсов, в том числе природных

Рост цен на энергоресурсы

Значительное влияние внешних факторов на национальную экономику

Исчерпание местных источников финансирования инвестиций

Высокая степень зависимости от импорта энергоресурсов

Наличие административных препонов в привлечении инвестиций

Рост дефицита квалифицированной рабочей силы

Высокая региональная конкуренция в области привлечения инвестиций

Недостаточный уровень развития финансового рынка (страхование, рынок ценных бумаг)

Низкие возможности государства в области финансирования инвестиций в инфраструктуру

Наличие серьезных региональных разрывов

Жесткая конкуренция на внешних рынках сбыта для традиционной молдавской продукции

Недостаточный уровень развития трансфера технологий

Применение на внешних рынках сбыта защитных мер

Низкие темпы развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей

Сохранение в регионе процессов трудовой миграции

Слаборазвитая инфраструктура

Низкая конкурентоспособность продукции

Недоразвитая инфраструктура качества

Физически и морально изношенное оборудование и устаревшие технологии

Высокая процентная ставка по банковским кредитам и предоставление преимущественно краткосрочных кредитов

Слабая диверсификация рынков сбыта

Недостаточное развитие консалтинговых и информационных служб в области привлечения инвестиций и продвижения экспорта

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Об утверждении Программы социально-экономического развития Минской области на 2011-2015 годы

    Решение
    На основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Минский областной Совет депутатов РЕШИЛ:
  2. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.
  3. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2011 2015 годы

    Статья
    Министерство экономики Республики Татарстан; Центр экономических и социальных исследованийРеспублики Татарстан при Кабинете МинистровРеспублики Татарстан; министерства,
  4. Программа развития легкой промышленности до 2015 года I. Введение

    Программа
    1. В Стратегии развития промышленности на период до 2015 года (в дальнейшем – Стратегия), утвержденной Постановлением Правительства № 1149 от 5 октября 2006 г.
  5. Концепция, эволюция, функции, участники. Межбанковский денежный рынок и открытый денежный рынок. Денежный рынок в рм. Спрос и предложение на деньги.

    Документ
    Деньги: сущность, этапы, формы. Функции денег. Роль денег в современной экономике. Денежные формы в РМ. Денежная масса: концепция, структура, содержание.

Другие похожие документы..