Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: обеспечение соответствия режима работы ОУ различным действующим нормативным документам: Закон РФ «Об образовании». Трудовой кодекс РФ, Федеральн...полностью>>
'Программа'
Программа обучения студентов-юристов дневной, вечерней и заочной форм обучения предусматривает написание на 1 курсе курсовой работы по теории государ...полностью>>
'Документ'
Слепочные (оттискные) материалы: твердые, термопластические, эластические, их свойства. Применение слепочных (оттискных) материалов в клинике ортопеди...полностью>>
'Документ'
совместного заседания совета Общественной палаты Ивановской области и Общественного совета при Следственном управлении Следственного комитета Российс...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:


Стратегический план социально-экономического развития

Долгоруковского муниципального района до 2020 года.

Принят

Долгоруковским районным

Советом депутатов 20.11.2007г.

(в ред. Решений Совета депутатов Долгоруковского района

Липецкой области № 21-рс от 06.08.2008г., № 166-рс от 16.04.2010 г., №250-рс от 27.04.2011г)

Введение.

Внимание структур местного управления к стратегическому планированию в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на местном уровне. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами городов и районов значительно отличается от такового 10-15-летней давности. Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная. Все это происходит в условиях общественного скептицизма по отношению к властям вообще. Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.

Стратегический план предусматривает проведение всестороннего анализа территории, выявление всех проблемных вопросов, определение скрытых «точек роста». На основе этого и разрабатываются возможные сценарии развития на долгосрочную перспективу.

Необходимость разработки Стратегического плана социально-экономического развития Долгоруковского муниципального района (далее Стратегический план) продиктована, прежде всего, желанием органов власти и местных жителей иметь понятный и доступный для граждан долгосрочный план развития района, на основе которого разрабатывались бы различные программы и планы развития района.

Единым, определяющим замыслом разработки стратегического плана является определение миссии района, его предназначение, характеризующееся целями и задачами, для реализации которых он осуществляет свою деятельность.

Долгоруковский район - крупный агропромышленный район Липецкой области, один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха.

Главные стратегические цели:

повышение благосостояния и качества жизни населения на территории района, создание условий для успешной самореализации граждан;

обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста

Основные направления стратегического развития Долгоруковского района:

Улучшение демографической ситуации, обеспечение занятости населения района.

Развитие аграрного комплекса;

Поддержка среднего и малого бизнеса и предпринимательства;

Развитие строительного комплекса на основе собственной сырьевой базы;

Диверсификация источников дохода бюджета района и повышение его устойчивости;

Развитие социальной сферы, в том числе рынка платных услуг;

Развитие сферы массового отдыха.

Данный документ не претендует на идеальность и полную законченность, стратегический план будет постоянно корректироваться администрацией и другими заинтересованными лицами районов по причине изменений внешней среды: политической, институциональной, экономической, социальной, экологической и других, влияния различных факторов, изменений сценария развития Долгоруковского муниципального района и Липецкой области.

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ДОЛГОРУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1.1. Общее географическое описание

Освоение территории края началось с 1650 года. В середине 19 века земли отошли во владение генерал-аншефа участника войны 1812 года князя Ю.В.Долгорукова и были названы им Братовщиной. Здесь поселились главным образом люди, выселенные князем из других его имений; при устроенной в имении церкви был образован приход - как бы особое братство, или "братовщиина". В 1894 году началось активное строительство железной дороги Елец - Касторное - Валуйки. Осенью 1897 года через Братовщину прошел первый поезд. В ознаменование этого события станция получила название по имени владельцев - Долгоруково. Это же название закрепилось за пристанционным поселком, хотя его южная часть и поныне именуется Братовщиной.

Долгоруковский район образовался 24 июня 1928 года из бывших окраин Орловской и Воронежской губерний. Большую роль в развитии социальной сферы района сыграла принятая районом в 1965-1967 годах "Долгоруковская трехлетка культуры". Было построено 179 объектов культуры: школы, клубы, детские сады. Район принял активное участие в выполнении программ "Механизация трудоемких процессов в животноводстве" и "Девушки, за руль трактора и штурвал комбайна!". На всю страну была известна жительница села Жерновное В.Г. Филичева, освоившая трактор К-700, ставшая депутатом Верховного Совета РСФСР, награжденная тремя орденами.

В 1974 году комсомольская организация Долгоруковского района награждена орденом Трудового Красного знамени за большой вклад комсомольцев и молодежи в увеличение производства продукции животноводства, активное участие в комплексной механизации животноводства и плодотворную работу по воспитанию молодежи.

На территории Долгоруковского края жили выдающиеся представители русской культуры. Близ села Вязовое, в деревне Павловка, находилось родовое имение братьев Жемчужниковых, создателей знаменитого литературного персонажа Козьмы Пруткова.

Село Слепуха - родина известного художника, члена-корреспондента академии художеств СССР Ивана Владимировича Космина, многие работы которого находятся в Третьяковской галереи и Русском музее. В районе разработана комплексная программа "Культурное наследие", центральное место в которой отведено пропаганде творчества знаменитых земляков. Районная библиотека, Вязовицкая школа носят имя поэта А.М. Жемчужникова, а премия его имени вручается победителям районного литературного конкурса.

Долгоруковским районным Советом депутатов и администрацией района учреждена также премия имени композитора-земляка С.Н. Василенко лучшему учащемуся детской школы искусств.

Внес свой вклад Долгоруковский район и в летопись Великой Отечественной Войны. Пять земляков стали Героями Советского Союза, двое являются полными кавалерами ордена Славы. Шесть раз (!) орденом Красного Знамени награждался летчик М.Барабанов. Каждый пятый житель района прошел дорогами войны. Более 4 тысяч долгоруковцев не вернулись с полей Великой Отечественной.

Долгоруковский муниципальный район расположен в юго-западной части Липецкой области. Граничит на севере с Измалковским и Елецким районами, на востоке с Задонским районом, на юге с Тербунским районом и на западе с Орловской областью.

Территория района в его административных границах составляет 1013,2 кв. км. Район делится на 14 административно - территориальных единиц, имеет 97 населённых пунктов, в которых насчитывается около 8,8 тысяч хозяйств.

Численность населения Долгоруковского района по состоянию на 1 января 2007 года составила 19,7 тыс. человек. Самые крупные населённые пункты района: с. Долгоруково-5784 человек, с. Стегаловка-1397 человек, с. Братовщина-1150 человек, д. Екатериновка-867 человек, с. Верхний Ломовец-798 человек.

По территории района проходит ветка Юго-Восточной железной дороги (филиал ОАО «РЖД»), протяжённость железнодорожных линий-62,1 км. Протяжённость обслуживаемых дорог общего пользования составляет 319,85 км.. из них 53,0 км. областного значения. Основная масса населённых пунктов связана с районным центром дорогами с твёрдым покрытием (75%) , наиболее грузонапряжённой является Долгоруково-Елец.

В районе на 1.01.2007г. зарегистрировано 235 субъектов ЕГРПО, в т.ч. унитарных предприятий-4, акционерных обществ-7, производственных кооперативов-19, обществ с ограниченной ответственностью - 27, крестьянско-фермерских хозяйств - 16, учреждений - 84, общественных и религиозных организаций - 20.

Основой экономического потенциала является сельскохозяйственное производство. Ведущая отрасль – растениеводство, развитию которого способствуют благоприятные агроклиматические условия и высокое плодородие почв.

1.2. Природно-ресурсные условия

На территории Долгоруковского муниципального района имеются общераспространенные полезные ископаемые в виде песка, глины, щебня известкового. Кроме того, в Дубовецком сельсовете разведано месторождение бентонитовых глин, пригодных для производства керамики и облицовочного кирпича.

Общая площадь лесного фонда района составляет 2855 га, в том числе государственного назначения –2051 га. Лесистость района составляет 2,7 %. Леса преимущественно смешанные.

Насаждения искусственного происхождения занимают 1682 га (1,7 %). Основные крупные лесные зоны имеются в Стегаловском, Большебоевском, Верхнеломовецком, Долгушинском сельских поселениях.

На территории Долгоруковского муниципального района хозяйственно-питьевое водоснабжение населенных пунктов осуществляется за счет подземных вод задонско-елецкого и евлано-ливенского карбонатных водоносных горизонтов. Прогнозные запасы подземных вод района составляют 72,6 тыс. м3 в сутки. Отбор подземных вод – 3,2 тыс. м3 в сутки.

Речная сеть относится, в основном, к бассейну реки Дон и включает 8 водотоков суммарной длиной 161 км. Наиболее крупными реками являются Сосна, Олымь. Зарегистрировано 23 прудов и водохранилищ общим объемом 13,44 млн. м3.

Преобладающие типы почв Долгоруковского муниципального района – выщелочные черноземы, среднегумусные, среднемощные, которые занимают свыше 90% всей территории. Земельный фонд сельскохозяйственных угодий составляет 75 955 га. Благоприятные климатические условия, наличие черноземов способствуют развитию сельскохозяйственного производства.

1.3. Демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов

Демографическая проблема является одной из главных для района. Численность населения Долгоруковского муниципального района по состоянию на 1 января 2007 года составила 19,7 тыс. человек (в сравнении с началом 2006 года уменьшилась на 323 человека, по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 г. уменьшилась на 1352 человека (рис. 1.3.1.)).

рис. 1.3.1.

Сокращение численности населения происходит, в основном, из-за естественной убыли (-13 человек на 1000 человек населения в 2006 г.; по Липецкой области данный показатель составил –8,5).

Вместе с тем, прослеживается тенденция улучшения демографической ситуации в районе (рис 1.3.2). Число родившихся на 1000 населения в 2006 году увеличилось на 9,2% по сравнению с 2005 годом, число умерших, напротив, уменьшилось на 4 %. Естественная убыль населения сократилась на 11,6 %.

Растет доля родившихся детей вне зарегистрированных браков – с 19,7 % в 2002 году, до 32,1% в 2006. Около 40 % родившихся детей приходится на 20-24 летних женщин.

Происходит стабильное снижение смертности. В Коэффициент общей смертности населения Долгоруковского муниципального района в 2006 году составил 22,8 человека на 1000 человек населения, по итогам 9 месяцев текущего года - 15,2 чел/тыс. населения. В 2003 году смертность превысила рождаемость в 2,9 раза, в 2004 году – в 2,8 раза, в 2005 году – в 3,1 раза, в 2006 году – в 2,5 раза, за 9 месяцев 2007 года – в 2,08 раза.

Среди причин смертности на 1-м месте стоят заболевания органов кровообращения – 75 %, на втором – онкозаболевания – 11,4 %, на третьем – внешние причины – 7,5 %.



рис. 1.3.2.

Распределение постоянного населения по возрасту: моложе трудоспособного-2,9 тыс. человек; трудоспособный возраст - 11,2 тыс. человек; старше трудоспособного - 5,7 тыс. человек.

До 2015 года прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста порядка на 350 человек (таблица 1.3.1.). К этому времени в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились в конце 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости.

Прогноз демографической ситуации до 2020 года.

Таблица 1.3.1.

2008

2009

2010

2015

2020

Численность населения, человек

19298

18912

18541

17800

18000

В том числе в трудоспособном возрасте, человек

11116

11007

10939

10858

11340

Старше трудоспособного возраста

5442

5257

5080

4521

4230

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что характер рождаемости в Долгоруковском районе, как и по всей России, определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. В настоящее время в районе семей с одним ребенком в 3 раза больше, чем с двумя (312 против 104), в 28 раз больше, чем с тремя детьми. 27 молодых семей не имеют детей.

Всё более существенное влияние на демографическую ситуацию района оказывают миграционные процессы. В результате миграции население района уменьшилось на 35 человек в 2005 году, на 56 человек – в 2006 году, на 84 человека – за 9 месяцев 2007 года.

В целях решения данной проблемы утвержден план мероприятий по реализации вопросов демографической и семейной политики Долгоруковского муниципального района в соответствии с Концепцией демографической политики Липецкой области на период до 2015 г.

Кроме того, в декабре 2006 года принята районная комплексная программа «Улучшение положения семьи, женщин и детей на 2007-2009 годы», объем финансирования которой в 2007 году составит 350 тыс. рублей, в 2008 году – 235 тыс. рублей, в 2009 году – 240 тыс. рублей. Программой предусмотрены выплаты на рождение первого ребенка в размере 1 тыс. рублей, на рождение второго и последующих детей - 2 тыс. рублей.

Совокупность демографических факторов оказывает значительное влияние на состояние трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы района – это порядка 11 тысяч человек или 56,1% от населения в целом. Основная часть трудовых ресурсов – это трудоспособное население в трудоспособном возрасте- 97,5%, доля работающих лиц старших возрастов составляет 2,5%.

Из общей численности трудовых ресурсов: 8,1 тыс. чел. (72,1%) занято в экономике района, 0,8 тыс. чел. (7,1%) – лица старше 16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования с отрывом от производства; не занято в экономике и не учится 2,3 тыс. чел (20%).

Из общего числа занятых в экономике, более 61,2%, работает в отраслях материального производства. Из них в промышленности - 2,7% от общего числа занятых, в строительстве –1,2%, сельском хозяйстве – 49%, транспорте –2,0% и 6,3% приходится на другие отрасли.

Число занятых на крупных и средних предприятиях по сравнению с 2000 годом сократилось на 36 % (таблица 1.3.2.)

Численность занятых по отраслям на крупных и средних предприятиях

(по данным статистики).

Таблица 1.3.2.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Промышленность

179

187

263

268

234

225

204

Сельское хозяйство

2975

2798

2485

2056

1691

1458

1196

Транспорт, связь

186

195

195

190

191

190

145

Строительство

185

111

98

90

75

85

15

Торговля, общ. питание, бытовое обслуживание

173

217

189

163

161

165

84

ЖКХ, производство электроэнергии, газа и воды

54

163

147

145

160

175

145

Здравоохранение, физ. культура и соц. обеспечение

515

502

514

527

531

541

549

Образование

1161

1135

1151

1168

1142

986

947

ИТОГО ПО РАЙОНУ

5985

5575

5302

4869

4438

4317

3829

Основными факторами, оказывающими прямое влияние на проблемы занятости населения, являются спад и закрытие производств, что ведет к сокращению числа рабочих мест. Кроме того, с приходом крупных инвесторов на село, внедрением более производительной техники, усовершенствованием технологий и организации производства происходит значительное высвобождение трудовых ресурсов.

В 2006 году произошло увеличение числа безработных: с 50 человек в 2005 году до 89 человек в 2006 году. В течение года уровень безработицы возрос с 0,62 % от экономически активного населения на 1.01.2006г до 0,83 % на начало 2007 года. Это связано с ликвидацией предприятий: ПО «Альянс», ПО «Долгоруково», Долгоруковский почтампт, ООО «Долгоруковский хлебзавод», МОУ ООШ д. Тепленькая, МОУ ООШ д. Н.Ломовец, МОУ НОШ д. Карташовка, происходит поэтапное сокращение штата работников Долгоруковского ЦУС Липецкого филиала ОАО «ЦентрТелеком»

По данным службы занятости на 01.01.2007г. работодателями заявлено 27 свободных рабочих мест, а числились безработными – 88 человека. Фактически объемы спроса и предложения на рынке труда несопоставимы.

Несмотря на то, что численность незанятого населения составляет более 2,3 чел. (20%), в центр занятости населения района за содействием в трудоустройстве обратилось за 2006 год лишь 836 чел. Уровень трудоустройства обратившихся достаточно высок – 88,7%. То, что лишь третья часть незанятого населения обратилась в службу занятости, объясняется наличием определенной части трудоспособного населения, работающего без оформления трудовых отношений, а также низким уровнем заработной платы значительной доли вакансий.

Число вакансий с заработной платой менее прожиточного минимума из заявленных работодателями в службу занятости составило почти 26% - 7 заявок.

У неработающей части населения достаточно высокий образовательный уровень. Из общего числа официальных безработных 43 человека (48,8 %) имеют высшее и среднее профессиональное образование, 65чел. (51,2%) - начальное профессиональное образование.

Сохранить стабильную ситуацию на рынке труда позволила реализация мероприятий районной программы "Содействия занятости населения Долгоруковского муниципального района на 2006-2008 годы ".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект стратегии социально-экономического развития елецкого муниципального района липецкой области на период до 2020 года

    Документ
    1.При вступлении в ВТО недостаток и старение высококвалифицированных кадров не позволят повысить конкурентоспособность строительных предприятий. Необходимо развивать систему подготовки кадров и привлекать кадры из других регионов.
  2. Стратегический план социально-экономического развития Стегаловского сельсовета Долгоруковского района Липецкой области до 2020 года

    Документ
    Внимание структур местного управления к стратегическому планированию в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности
  3. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»
  4. Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года

    Реферат
    Число официально зарегистрированных безработных (по данным Управления труда и занятости Липецкой области). Число зарегистрированных преступлений (по данным УВД Липецкой области)
  5. Распоряжение от 13 июля 2009 г. N 348-р об утверждении инвестиционной стратегии липецкой области на период до 2020 года

    Документ
    В целях формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области, расширения источников инвестирования и повышения их эффективности,

Другие похожие документы..