Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
La cercetarea problemelor actuale ale Informaticii şi Economiei, în perioada 2006-2010, au participat colaboratori de la următoarele unităţi administ...полностью>>
'Анализ'
комплексное развитие речи учащихся, направленное на формирование правильного произношения, обогащение и развитие словаря, развитие грамматического ст...полностью>>
'Документ'
На ваш лист № 226-483/0/8-08 від 06.02.2008 р. надсилаємо зауваження та пропозиції до проекту постанови Пленуму Верховного Суду України «Про судову п...полностью>>
'Документ'
желая развивать и улучшать двустороннее взаимовыгодное сотрудничество в области морского рыболовства, рыбного хозяйства и связанных с ними отраслях э...полностью>>

Философия Древней Индии 14 18 § Философия Древнего Китая 19 23 § Философия Древней Греции 24 46 Философский практикум

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

Дальневосточный юридический институт

Кафедра философии и культурологии

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-практическое пособие

Хабаровск, 2001.

Философия / Под ред. М.Ф. Пахомкиной: Учебно-практическое пособие

Хабаровский государственный технический университет. – Хабаровск.: ХГТУ, 2001. С.

В учебно-практическом пособии нашли отражение этапы развития философской мысли, изложены основы философского миропонимания, дано конкретное решение проблем в рамках различных направлений, школ, в произведениях величайших мыслителей.

Пособие адресовано студентам, изучающим философию во всех формах обучения и в первую очередь студентам заочного отделения.

Авторы: Бляхер Леонид Ефимович,

доктор философских наук, профессор;

Козлова Галина Ивановна,

старший преподаватель;

Леонтьева Эльвира Октавьевна,

кандидат философских наук;

Пахомкина Майя Федоровна,

кандидат философских наук, доцент;

Потапчук Владимир Иосифович,

старший преподаватель;

Потапчук Елена Юрьевна,

кандидат философских наук.

Оглавление стр.

Введение 3

I. Часть первая. Философия: основные этапы и направления

ее развития

§ 1. Философия как способ духовного освоения

действительности 4 – 13

§ 2. Философия Древней Индии 14 – 18

§ 3. Философия Древнего Китая 19 – 23

§ 4. Философия Древней Греции 24 – 46

Философский практикум. Литература 46 – 49

§ 5. Средневековая философия 50 – 58

§ 6. Философия Ренессанса 59 – 69

§ 7. Философия Нового времени 70 – 92

§ 8. Философия Французского просвещения 93 – 98

Философский практикум. Литература 98 – 101

§ 9. Немецкая классическая философия 102 – 110

§ 10. Философия К. Маркса – «экономический материализм» 111 – 116

§ 11. Неклассическая философия XIX – XX вв. 117 – 126

Философский практикум 126 – 128

§ 12. Русская философия 129 – 183

Философский практикум 183 – 186

II. Часть вторая. Основы философского понимания мира

§ 1. Онтология – учение о бытии, о сущем 187 – 192

Философский практикум. Литература 192 – 195

§ 2. Сознание 196 – 201

Философский практикум. Литература 202 – 202

§ 3. Познание 203 – 219

Философский практикум. 220 – 222

§ 4. Философская антропология 223 – 228

Философский практикум. Литература 228 – 229

§ 5. Общество как философская проблема 230 – 237

Философский практикум. Литература 238 – 239

III. Вопросы к зачету и экзамену 240 – 243

Введение

Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и ее духовной культуры, задавая определенные мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия. Вековечные философские вопросы: что есть человек? В чем смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? – эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня.

Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств ее осуществления, ответственности за собственные решения. Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлективного размышления над глубинными ценностями и физненными ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум.

В соответствиии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учебно-практическое пособие воссоздает картину возникновения, развития и современного состояния философии. Особое внимание при этом уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, сыгравших ключевую роль в создании «новых» образцов миропонимания, основным философским проблемам.

Учебно-практическое пособие подготовлено коллективом авторов:

Часть I – ст. преподаватель Потапчук В.И. (§ 1),

к.ф.н., доц. Пахомкина М.Ф. (§ 2-8, 12),

ст. преподаватель Козлова Г.И. (§ 9-10),

к.ф.н. Леонтьева Э.О. (§ 7).

Часть II – д.ф.н., профессор Бляхер Л.Е. (§ 1),

к.ф.н. Потапчук Е.Ю. (§ 2),

ст. преподаватель Потапчук В.И. (§ 3),

к.ф.н. Леонтьева Э.О. (§ 4, 5).

Общая редакция – к.ф.н. Пахомкиной М.Ф.

Часть первая. ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ЕЕ РАЗВИТИЯ

§ 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1. Мировоззренческая сущность философии

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, достигнув своей классической формы в Древней Греции примерно в конце V в. до н.э. Согласно некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Время вносило свои коррективы в содержание понятий «философ», «философия».

Сегодня философия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. Она ставит и пытается ответить на вечные вопросы, любые ответы на которые отсылают нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: почему вообще что-либо существует? В конечном итоге философия всегда задает вопросы о мире в целом. Почему вообще мир есть? Что существует на самом деле? Возможно ли познание мира? Какое знание является истинным? Какое место занимает человек в этом мире? Зачем человек живет? И др. Иначе говоря, философия является мировоззрением.

Основные

понятия:

аксиология,

антропология,

герменевтика,

диалектика,

дуализм,

единичное,

особенное и

всеобщее,

идеализм,

имманентный,

материализм,

метафизика,

мировоззрение,

мифология,

монизм,

наука,

онтология,

плюрализм,

праксиология,

проблема,

религия,

синкретизм,

трансцендентный,

философия

Мировоззрение – есть совокупность взглядов, оценок, принципов норм, установок, определяющих самое общее видение, понимание мира, отношение человека к этому миру, выступающих в роли ориентиров и регуляторов поведения человека. Структуру мировоззрения можно представить следующим образом:

1. Познавательный компонент включает в себя обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д.

2. Ценностно-нормативный содержит ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.

3. Эмоционально-волевой компонент – это индивидуальная эмоциональная окраска тех знаний, норм, ценностей, о которых заявляет человек как о ставших его достоянием, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать в соответствии и ними.

4. Практический компонент есть реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах и его осуществление.

Выделяют несколько исторически сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными предпосылками философского мышления являются мифология, религия и элементы научного знания, зародившиеся еще в древности.

Наиболее ранним типом мировоззрения выступает мифология (др. греч. – учение о преданиях) – синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественного (Бога или богов). Религия (лат. religio – благочестие, святость и лат. religare – связывать, соединять) – форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т.е. система обрядов, направленных на установление непосредственных отношений с абсолютным началом. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а, напротив, «разводит» их на противоположные полюса. Абсолютное начало, таким образом, «выносится в трансцендентную (в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания) область.

Для художественного мировоззрения характерно творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиция, символы, индивидуальные переживания и пр.

Мифологическое, религиозное и художественное мировоззрения носят духовно-практический характер. По мере общественного развития появилась возможность теоретического освоения действительности. Возникновение такого типа мировоззрения, как указывалось выше, относят к середине I тыс. до н.э. Это – научное и философское мировоззрения, для которых характерно рациональное освоение мира (т.е. посредством разума; лат. rationalis – разумный).

В античности философия и наука еще не прошли окончательный процесс дифференциации и почти не различались. Наука выделилась в самостоятельное явление и сформировалась как социальный институт только в эпоху Нового времени, когда обрела методики исследования, стала экспериментальной и в полном смысле получила прикладное значение.

2. Специфика философского мировоззрения

В I в. до н.э., благодаря Андронику Родосскому (хранителю Александрийской библиотеки), синонимом «первой» философии стал термин «метафизика», то, что следует после физики – «сверх» науки о природе. Таким образом, философия изначально стремилась осмыслить и сформулировать всеобщие принципы, характерные для организации природы, общества, и познания. Философия выступает как универсальное знание (нем. философ Э. Гуссерль назвал философию «универсальной наукой»). Она опирается в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь совокупный опыт развития человечества.

Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента осознания себя в непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально-критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы, актуальные во все эпохи, то необходимо отметить его проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных (неопределенных) зон, т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

Немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что «философия есть вопрошание». Его более ранний предшественник И. Кант неслучайно считал, что научить философии (за исключением ее истории) нельзя, «можно в лучшем случае только научить философствованию».

Вопрос есть не что иное, как парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «Познай самого себя», это и означает: «Познай свое собственное незнание». По словам Николая Кузанского (мыслителя эпохи Возрождения), «философия это есть ученое незнание».

Со всеми указанными выше особенностями философии связана такая ее черта как плюралистичность – допущение к рассмотрению различных точек зрения и позиций. Там, где начинается безапелляционный догматизм, вводится запрет на свободную интерпретацию текста, преследование инакомыслия, там философия заканчивается.

3. Основные проблемы философии

Обратимся теперь непосредственно к вопросу о философской проблематике. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов имеют свои отличительные особенности, в них в той или иной мере есть и общее – предельность, всеобщность и «вечность» вопросов в системе «мир – человек». И. Кант называл философию накой «о последних целях человеческого разума». В этом он видел ее достоинство и ценность. Сферу философии он подводил под следующие вопросы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».

Все множество философских проблем можно свести к пяти большим группам – разделам философии:

  1. Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии.

  2. Гносеология (греч. gnosis – знание) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины.

  3. Антропология философская (греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке.

  4. Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей.

  5. Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности.

Ядром всей философской проблематики выступает, так называемый, основной вопрос философии (основная проблема), который фиксирует онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. По определению Ф. Энгельса, «высший вопрос всей философии есть вопрос об отношении духа к природе, о том, что является первичным – дух или природа». Вторая (гносеологическая) сторона этого вопроса касается познаваемости мира. Варианты решения центрального для философии вопроса предопределяют поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно). Материя здесь, таким образом, выступает первоосновой действительности. Среди наиболее ярких представителей этого направления можно назвать Гераклита, Демокрита, Эпикура, Т. Гоббса,
П.А. Гольбаха, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Идеализм (от греч. idea – вид, образ, понятие) – направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. В истории философской мысли это направление эволюционизировало в двух основных разновидностях: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель, представители русской религиозной философии и др.) первоосновой мира считает «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания. Субъективный же идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) исходит из примата субъективного (сознание человека и его ощущений) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. Характерной чертой данного направления является агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – отрицание полностью или частично возможности познания мира.

Важно заметить, что материализм и идеализм, в решении основного вопроса философии, чаще всего исходят из принципа монизма (греч. monos – один) – т.е. принимают за основу всего существующего одно начало (либо материю, либо дух), но в истории философии существовали и дуалистические (лат. duo- два) взгляды (например, Р.Декарт называл две разнокачественные всеобщие основы сущего – мыслящую и телесную), а также и плюралистические (лат. pluralis – множественный) толкования мира (четыре "корня" – Эмпедокла, монады – Г. Лейбница).

4. Функции философии и ее средства познания

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру, 2) как комплекс принципов и всеобщих методов познания. Поэтому выделяют две группы ее функций: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие функции

1. Гуманистическая: философия укрепляет духовную сферу человека, помогает определить смысл его жизни, сформулировать ориентиры его поведения и пр. Русский философ XIX в. В.С. Соловьев говорил, что философия: «…освобождает человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она делает человека вполне человеком».

2. Социально-аксиологическая: философия разрабатывает и формирует представление об общественном идеале, интерпретирует социальную реальность, критикует и сопоставляет ее с идеалом. Функция критики окружающей действительности вызвана неудовлетворенностью в ней человека, желанием ее изменить. В философии разрабатываются представления о ценностях: о добре, справедливости, красоте и т.д.

3. Культурно-воспитательная: философия участвует в социализации личности, формируя ее духовные качества, устраняя проблемы в общении и коммуникации.

Перечисленные выше функции выявляют практическую направленность философии, которая выражается в основном в двух моментах: этико-воспитательном и социально-преобразовательном.

4. Отражательно-информационная: философия собирает, систематизирует, перерабатывает информацию, которая хранится в виде философских понятий, категорий, законов, принципов.

Методологические функции

1. Эвристическая: философия создает предпосылки научных открытий, содействует приросту научных знаний и способна прогнозировать их.

2. Интегрирующая: философия сводит элементы человеческого опыта в единую целостность; частные картины и образы мира приводятся в соответствие друг с другом.

3. Координирующая: философия систематизирует, рационализирует другие науки, координирует методы и языки наук.

4. Логико-гносеологическая: заключается в разработке самого философского метода, в логико-гносеологическом обосновании познавательной деятельности.

Открытой остается проблема средств философского исследования, поскольку нет широкого систематизированного освещения данного вопроса. В частности это зависит от наличия различных мировоззренческих позиций философов. Тем не менее, среди наиболее значимых средств познания в философии можно назвать следующие:

диалектика (греч. dialegomai – рассуждаю, веду беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанный на этом учении универсальный метод познания (в этом смысле метафизика будет рассматриваться как антипод диалектики). Диалектика имеет множество исторических форм. Исходная – та, которую использовали Сократ и Платон, понимая ее как искусство ведения диалога. Итогом диалога является установление посредством множества вопросов границ проблемной области (границ неизвестного);

 значительную роль в философском исследовании играют формально-логические методы, законы и правила (например, индукция и дедукция);

мысленный эксперимент: философ конструирует какую-либо идеальную модель, а затем мысленно экспериментирует с этими идеальными объектами;

герменевтическая интерпретация – метод выявления внутреннего смысла текстов с целью достижения понимания;

 большое место в творческом процессе философов занимают иррациональные (лат. irrationalis – неразумный) средства: интуиция, элементы мистики, медитация и т.п.;

 важную роль в философском творчестве играет сомнение, по Гегелю, «расшатывание той или иной предполагаемой истины»;

 необходимо также отметить большое значение практики как критерия истинности.

Философия в то же время не содержит в себе запрета на использование методов других наук в решении частных задач философского познания.

ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ

I. Вопросы для самопроверки

1) Какие существуют исторические типы мировоззрения? Укажите их особенности в таблице:

Тип мировоззрения

Особенности

2) Заполните таблицу по:

Раздел философии

Что изучает?

3) В чем суть основного вопроса философии?

4) Соотнесите следующие понятия и имена по принципу, указанному в таблице: атомы, сознание человека, мировой дух, человеческие ощущения, Бог, природа, материя; Кант, Платон, Беркли, Маркс, Демокрит, Фейербах, Гегель.

Философское

направление

Первооснова

мира

Представители

5) В чем заключается практическая значимость философии? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-практическое пособие Хабаровск, 2001. Министерство образования Российской Федерации Хабаровский государственный технический университет

    Учебно-практическое пособие
    2. Философский практикум / Сост. Л.Г. Дьячкова, Г.И. Козлова, Э.О. Леонтьева, М.Ф. Пахомкина, В.И. Потапчук, Е.Ю. Потапчук. – Хабар.: Изд-во ХГТУ, 2003.
  2. Философия практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения бгуир минск 2005 удк 1 (075. 8) Ббк 87 я 73 ф 56

    Практикум
    Философия: Практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения БГУИР / Сост. Л.Н.Александрова, И.Ф.Габрусь, В.А.Иноземцев и др. Мн.: БГУИР, 2005.
  3. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры теории и истории государства и права 27 августа 2011 г протокол №11 Заведующий кафедрой А. А. Буреев (1)

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г.
  4. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Философия», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  5. 1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6

    Документ
    Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Изд. ТГПУ, 2003.

Другие похожие документы..