Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
1. Почему вместо подписания и скрепления печатями договора о вассалитете в Средние века предпочитали устанавливать эти отношения с помощью определенно...полностью>>
'Документ'
ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА РОБОТИ Актуальність теми. Сучасний розвиток світової економіки характеризується появою нових тенденцій та процесів, що обумов...полностью>>
'Документ'
2. Логика высказываний. Операции над высказываниями. Алгебра высказываний. Формулы логики высказываний. Логическая эквивалентность и логическое следст...полностью>>
'Документ'
С 1971 года, когда была отменена привязка доллара к золотому содержанию, обеспечивающемуся золотым запасом США, доллары стали печататься в неограниче...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

ДОКЛАД

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ

Москва 31 августа 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 5

СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20

Обновление содержания профессионального образования

как условие подготовки квалифицированных кадров 20

Качественное изменение образовательной среды

и модернизация образовательного-процесса... 23

Развитие федерально-региональной сети учреждений

профессионального образования 26

Развитие кадрового потенциала системы

профессионального образования 29

Создание внешней независимой системы оценки качества

профессионального образования 33

Интеграция усилий Российской Федерации и ее субъектов

по развитию профессионального образования 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость рассмотрения приоритетов развития профессионального образования на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России обусловлена тем, что сегодня всему обществу становится очевидным — реализация государственной политики в области модернизации требует адекватного кадрового обеспечения и является делом не только ведомств и нескольких прорывных институтов развития, но касается всех субъектов Российской Федерации, требует безотлагательной мобилизации усилий всего общества.

Приоритет следующего десятилетия, создание инновационной экономики — это критический вызов для системы профессионального образования. Правильно спрогнозировать направления развития новой структуры экономики, найти адекватные им механизмы подготовки кадров — наша главная задача. При этом от того, кого и как мы подготовим, во многом будет зависеть и облик нашего будущего.

Внешняя среда в начале XXI столетия становится все более конкурентной, а конкуренция — все более глобальной. Сегодня нельзя обеспечить конкурентоспособность национальной экономики без включения предприятий в международные цепи поставок. Точно так же невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие региона, ограничиваясь потребностями локального рынка.

Глобальная конкуренция в возрастающей степени захватывает сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов наших вузов, техникумов, училищ уже не может оцениваться внутри национальных и региональных образовательных систем, И чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности. В противном случае вся образовательная система обречена на прогрессирующее отставание.

При этом, обсуждая состояние и перспективы развития системы профессионального образования необходимо отметить, что обострение всеобщего понимания несоответствия нынешнего её состояния перспективным потребностям инновационной экономики происходит на фоне идущих внутри системы перемен:

• для всех уровней профессионального образования с участием объединений работодателей разработаны новые образовательные стандарты;

• в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и других федерально-региональных программ было значительно обновлено учебно-лабораторное оборудование;

•благодаря реализации инновационных программ развития четко обозначилась группа лидеров и среди вузов, и среди учреждений начального и среднего профессионального образования;

•штатный режим ЕГЭ и новый порядок приема позволили в гораздо большей степени, чем в предыдущие годы, обеспечить доступность профессионального образования для выпускников школ в соответствии с их желанием и уровнем подготовки, а также ускорили процесс вытеснения псевдовузов с рынка образовательных услуг.

Однако эти изменения и результаты можно отнести далеко не ко всем учреждениям профессионального образования. Более того, значительное продвижение вперед группы лидеров еще больше подчеркнуло разрыв между тем, каким должно, каким может быть профессиональное образование, и тем, каким оно, в значительной части, продолжает оставаться.

Да и происходящие изменения, во многом, пока остаются формальными и внутрисистемными, не вызывающими массового интереса и активного участия в них представителей реальной экономики.

Поэтому неизбежный новый этап модернизации профессионального образования должен обеспечить соответствие потребностям новой инновационной экономики всей системы профессионального образования, а не только учреждений-лидеров. И несмотря на то, что формально вопросы стоят на повестке дня все те же - кого нужно учить, чему учить, где учить и кто будет учить, на самом деле они ставят перед системой профессионального образования задачи иного уровня и другого порядка, чем те, которые решались в последние годы.

Сотрудничество всех ветвей и уровней власти, опирающееся на ответственность бизнеса и зрелось общественных институтов, - единственно возможный путь, чтобы закрепить эти тенденции, обеспечить эффективное использование постоянно увеличивающегося ресурсного обеспечения профессионального образования.

Цель совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России — сформулировать по итогам обсуждения приоритетные направления работы Правительства, органов власти субъектов федерации, общественных институтов, образовательных учреждений, наметить необходимые формы и методы государственного регулирования и поддержки развития профессионального образования в целях модернизации и технологического развития экономики России.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мировое развитие в начале XXI столетия характеризуется ускорением динамики социально-экономических процессов и вовлечением в глобальную конкуренцию все новых сфер экономической и социальной жизни, включая образование. Ключевыми вызовами для системы профессионального образования являются:

• Качественное изменение типа современной экономики, в которой возрастает роль нематериальных активов, а управление знаниями и информацией становится основной компетенцией. При этом инновационные подходы важны как в новых отраслях экономики, так и в традиционных. В последних эти подходы позволят обеспечить не только повышение эффективности производства, но и появление новой продукции. Вместе с тем этот структурный сдвиг и все более динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняют формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, четкого заказа к системе образования. Поэтому развитие системы профессионального образования все в боль- шей степени носит догоняющий характер по отношению к потребностям развивающейся экономики, в то время как от нее ожидается опережающий характер, выражающийся наряду с подготовкой кадров на перспективу, в развитии исследовательского сектора, ориентированного на развитие инновационной экономики, создании и внедрении перспективных наукоемких технологий. Это ставит задачу формирования, при активном участии самих образовательных учреждений, перспективного прогноза на подготовку кадров, отвечающего планируемым структурным изменениям экономики и технологий.

• В связи с обострением демографических проблем экономика практически во всем мире столкнулась с возрастающим дефицитом квалифицированной рабочей силы, связанным со старением населения и демографическими провалами вследствие снижения рождаемости в большинстве развитых стран, а также неэффективной системой профессионального образования в развивающихся странах. В этих условиях повышение производительности труда, обусловленное технологическим обновлением производства, будет способствовать решению кадровой проблемы при условии развертывания эффективных моделей непрерывного образования.

Вместе с тем сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на эти демографические изменения и вызовы. Демографическая ситуация также сделала неизбежным более активное включение всех стран в международные миграционные потоки и, в частности, привлечение в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

По отношению к этим группам трудящихся, наряду с необходимой квалификационной подготовкой в рамках развития системы непрерывного образования, требуются адаптационные и социализирующие программы.

• Происходит серьезная модификация традиционной модели учреждений профессионального образования. Университеты перестали быть единст-
венными уникальными центрами производства знаний. Одновременно они ут-
ратили «монополию» на рынках образовательных услуг, где появились
негосударственные и корпоративные образовательные и исследовательские
организации, открытые сетевые информационно-образовательные структуры,
виртуальная безбарьерная информационно-коммуникационная среда. Надо
признать, что во многих случаях эти новые институты более гибки и энер-
гичны. В этих конкурентных условиях появляется, с одной стороны, ис-
кушение защитить государственные вузы, что превратит их в заповед-
ники устаревших подходов, а, с другой стороны, риск увеличения на
рынке некачественных образовательных услуг. Чтобы этого не случилось

надо укрепить конкурентную среду в профессиональном образовании, помочь вузам в их модернизации.

  • В условиях постиндустриального уклада растет глобальная конку-
    ренция в сфере образования и уже не столь важно, где произведено знание,
    важнее то, в какой стране оно нашло свое инновационное применение. Сего
    дня уже обозначился ряд стран — мировых лидеров, инновационная состав
    ляющая экономик которых базируется на научных достижениях других
    стран. Это означает, что, не уделяя постоянного серьезного внимания
    интеграции в мировую систему образования, международной сопоста-
    вимости условий и результатов обучения, развитию академической мо-
    бильности студентов, преподавателей и исследователей, любая нацио-
    нальная образовательная система обречена на отставание, и Россия близка к зоне риска.

  • Еще один вызов является скорее российским, чем международным
    и связан с усилением разрыва между предложениями рынка труда и лич-
    ностными ожиданиями вследствие продолжающейся «массовизации»
    высшего профессионального образования.

По данным мониторинга экономики образования сегодня более 85% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование. В то же время по причине снижения престижа рабочих профессий и специальностей среднего звена падает привлекательность невузовского профессионального образования. «Массовизация» сопровождается ориентацией молодежи скорее на статус полученного образования, чем на результат — получение необходимых знаний, умений и компетенций. Тем самым размывается качество высшего образования, снижаются требования к программам. Это положение зачастую усугубляется избыточными требованиями работодателей к канди-

датам при поступлении на работу о наличии именно высшего профессионального образования.

Перечисленные вызовы внешней среды требуют от государства и общества консолидации усилий, эффективных действий по модернизации системы профессионального образования для обеспечения его роли в качестве движущей силы модернизации экономики и основы устойчивого социально-экономического развитии страны.

СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текущее состояние системы профессионального образования характеризуется рядом особенностей.

На численность поступающих влияет неблагоприятный демографический тренд — обусловленный снижением рождаемости в 1990-х гг. К 2013 г. количество студентов уменьшится с сегодняшних 7,5 млн до 5,5-4,5 млн человек.

При этом в 1990-е гг. в обществе под влиянием различных факторов сформировалось и поддерживается благодаря СМИ мнение, что показателем личной успешности является исключительно высшее образование. На данном этапе важно обеспечить формирование новых подходов к организации современного привлекательного для молодежи невузовского профессионального образования на базе инновационных ресурсных центров, обеспечивающего качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, реально востребованных ведущими предприятиями, активно внедряющими инновационные технологии.

Меняется структура приема в учреждения высшего профессионального образования. В 2004-2010 гг. число бюджетных мест в вузах, на специальностях, где имеет место переизбыток специалистов, снижалось в среднем на 4% в год (на 9% в 2010 г.). При этом у населения сложились устойчивые предпочтения в отношении профиля получаемого профессионального образования. До двух третей семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование экономиста, менеджера или юриста. Соответствующие предпочтения до последнего времени отражались в том числе в структуре спроса (высокие конкурсы при поступлении) на платное высшее образование. Только в этом году началось (пока небольшое) увеличение доли выпускников школ, желающих получить техническое образование.

В то же время структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, по всем федеральным органам исполнительной власти, имеющим в своем подчинении высшие учебные заведения, контрольные цифры приема по направлениям подготовки «Экономика и управление», «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», начиная с 2004 г., планомерно снижаются, а по естественным наукам, и по таким востребованным экономикой страны направлениям подготовки как, например, «Автоматика и управление», «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство» — увеличиваются.

Вместе с тем дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен, процедура формирования

контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики. Здесь важно, однако, отметить, что просто увеличение приема по востребованным специальностям и даже введение распределения не даст эффекта без встречных действий экономических субъектов. Мы часто принимаем потребность в кадрах за реальный запрос, обеспеченный нормальной конкурентоспособной зарплатой и высокопроизводительной работой предприятий, требующих инженеров или техников, но не готовых платить им конкурентную заработную плату. Более того, обучение в учреждениях профобразования студентов, не обеспеченное качественной практикой на современных предприятиях и в научных организациях, заинтересованных в их, последующем поступлении на работу, ведет к отсутствию необходимого опыта работы и неконкурентоспособности выпускников на рынке труда даже по востребованным направлениям подготовки.

В 2006—2010 гг. прирост финансирования учреждений профессионального образования из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составлял в среднем 17,0% в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6%. Наибольшими темпами возрастало бюджетное финансирование высшего образования (на 20,1% в год), наименьшими — начального профессионального образования (на 7,1% в год). Тем не менее в условиях снижения контингента удельный рост бюджетных расходов (в расчете на одного обучающегося) в начальном профессиональном образовании превышал уровень инфляции. Свыше 100 млрд рублей направлено на развитие материально-технической базы ведущих учреждений профобразования в рамках нацпроекта, еще 90 млрд рублей выделено в рамках дополнительной поддержки ведущих университетов. Вместе с тем недостаточность капитальных вложений, инвестиций в развитие материально-технической базы и хроническое недофинансирование всей сети профессионального образования в предшествующие десятилетия требуют и внимания, и продолжения роста финансирования сегодня.

При этом, затраты на образование в мире продолжают расти, и страны, которые не будут вкладывать в развитие образования, будут вынуждены сначала пользоваться чужими стандартами и программами в образовании, а затем — чужими стандартами и технологиями в экономике. Поэтому, необходимо при дальнейшем планировании бюджетных расходов на профессиональное образование не только перераспределять все сэкономленные внутри системы ресурсы на поддержку наиболее эффективных, передовых и обладающих наивысшим потенциалом образовательных учреждений, но и продолжать инвестировать в развитие сети. Поскольку финансирование образования занимает значительную долю бюджетных расходов, решение этих

задач возможно только при повышении эффективности используемых ресурсов и активном привлечении внебюджетных источников, а следовательно, целенаправленной работы по усилению инвестиционной привлекательности и прозрачности финансирования сети, повышению гибкости и эффективности системы, открытости к внешним запросам. Действенным механизмом стимулирования образовательных учреждений к самостоятельному решению этих задач является, например, их переход в автономные учреждения.

Стоимость платных услуг профобразования росла, не сопровож-
даясь адекватным ростом качества. Официальная стоимость образова
тельных услуг, предоставляемых государственными образовательными уч-
реждениями (в них учится более 90% обучающихся), по данным Росстата
увеличивалась в 2000-2009 гг. в среднем на 15-22% в год в зависимости
от уровня образования. Наименьшими темпами росла реальная стоимость
обучения в колледжах и техникумах (в номинальном выражении 13,8%, в ре
альном — 1,4% в год). С 2009 г., в рамках реализации пакета антикризисных
мер, большинством государственных образовательных учреждений было
принято решение о фиксировании и не повышении стоимости обучения.
Также с 2009 г., в рамках эксперимента, при государственной поддержке стал
доступен льготный образовательный кредит для обучающихся по приоритет
ным специальностям, востребованным экономикой. К сожалению, несмотря
на серьезную государственную поддержку эксперимента, только четыре бан
ка приняли решение об участии в эксперименте.

Рост финансирования не сопровождался адекватным повышени
ем качества профессионального образования. Рост финансирования выс
шего образования, наблюдавшийся в последние годы, обеспечил условия для
благоприятного развития профессионального образования, однако сущест
венного повышения качества профессионального образования и научно-
инновационной активности в большей части вузов в последние годы пока
не произошло. Так, доля работодателей, удовлетворенных качеством подго
товки выпускников колледжей и вузов, составляет около 60%. Для выпуск
ников учреждений начального профессионального образования эта цифра со
ставляет около 35%.

По данным Российского центра мониторинга экономики и здоровья населения (RLMS-HSE) только около 40% работников оценивают знания, полученные в образовательных учреждениях, как полезные для текущей работы. Наименьшая доля таких работников наблюдается среди занятых в машиностроении, сельском хозяйстве, легкой промышленности (не более 28%).

В настоящее время новая процедура формирования образовательных стандартов и программ предоставляет широкие возможности для работодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке» на конкретные потребности. Отсутствие удовлетворенности работодателей свидетельствует

о том, что эти возможности пока не в полной мере реализуются соответственно на федеральном уровне и в образовательных учреждениях. Для обновления образовательных стандартов требуется стимулировать ведущих работодателей и саморегулируемые организации к разработке профессиональных стандартов, в первую очередь — по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. Эти работы могут быть развернуты, в том числе, в рамках развиваемых в настоящее время в России технологических платформ. Также необходимо стимулировать образовательные учреждения к совершенствованию образовательных программ с участием работодателей через аккредитационные механизмы и иные процедуры оценки качества и эффективности деятельности, а также через развитие органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями, в работе которых участвуют регионы и работодатели. Активное участие работодателей в формировании содержания профобразования будет способствовать и более эффективному решению важнейшей задачи — трудоустройству выпускников по полученной профессии и специальности. Данная задача резко обострилась в последние два года в связи с кризисом.

Начиная с августа 2008 г. ведется работа в рамках мероприятий по реализации Концепции формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. В настоящее время в структуре учреждений ВПО создано и функционирует 422 центра содействия трудоустройству выпускников, в структуре учреждений СПО — 763 службы, а также 123 региональных центра. Эти центры и службы имеют информационную базу, содержащую данные о спросе и предложениях на региональном рынке труда в разрезе направлений подготовки, которые реализуют учебные заведения, в структуре которых они

созданы.

Создан Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, который осуществляет всестороннюю методическую поддержку всех участников процесса. При этом, поскольку без необходимой интеграции соответствующих баз данных снижается мобильность и спектр возможностей для отдельного выпускника, для дальнейшего развития этого направления необходимо во взаимодействии с Рострудом, ведущими кадровыми агентствами и социальными интернет-сетями создать единую социальную среду, обеспечивающую выпускникам возможность формирования траектории трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры.

Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловливает необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что потребовало принятия федеральных



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад оценка качества профессионального образования

    Доклад
    Международные тенденции в создании системы гарантии качествапрофессионального образования и обучения (ПОО) и непрерывногопрофессионального образования и обучения (НПОО) на пороге общества знания (Новые задачи социального партнерства
  2. Доклад «Стратегия развития муниципального образования «Город Киров»

    Доклад
    Как показывает мировая практика, именно в кризисных ситуациях городу особенно необходим стратегический план, позволяющий объединить усилия городских властей и общественности в решении проблем трансформации занятости, технологий и
  3. Федеральный Институт Развития Образования Европейский фонд образования г. Турин Представительство Европейской Комиссии в России Национальный доклад

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
  4. Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

    Программа
    Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда
  5. Развитие высшего профессионального образования в российской федерации в переходный период (1991-2001 г г.)

    Семинар
    В пореформенный период (1990-2001 гг.) научно-педагогическая общественность России предприняла огромные усилия, для того чтобы не только сохранить все положительное в системе высшего образования, что было создано многими поколениями

Другие похожие документы..