Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ефективне природокористування в сучасних умовах неможливе без оперативної об'єктивної інформації про стан земельного фонду країни. У свою чергу отрим...полностью>>
'Руководство'
Международный молодежный танцевальный фестиваль (далее - Фестиваль) проводится с целью создания условий для развития и реализации творческого и культ...полностью>>
'Документ'
Исследования по математике и механике в КГУ начались с первых дней образования Казанского университета сначала в рамках отделения физических и математ...полностью>>
'Классный час'
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о полезных продуктах питания и подробно остановимся на одном из них. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, я предлаг...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФОЛЬКЛОР И МИФ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

28 часов

Тема 1. Подробная характеристика избранных сюжетных жанров русского фольклора.

Лекция 1 (1-2). Волшебная сказка. «Морфология сказки» В.Я. Проппа — его последователи и оппоненты. Изучение повествования после Проппа. Нарратология. Применение схемы к другим жанрам фольклора, к мифу. Полемика между Проппом и Леви-Строссом.. Французская нарратология (К. Бремон. А. Греймас, Р. Барт, Ц. Тодоров). А. Дандес. Маранда. Работы С.Д. Серебряного, И.И. Ревзина, Е.М. Мелетинского и др. .

Лекция 2 (3-4) Вторая книга Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Морфологическая структура сказки и ее генезис, или семантика. Сказка и ритуал, сказка как отражение инварианта переходных обрядов. Сказка, обряд и миф.

Лекция 3 (5–6). Другие аспекты изучения волшебной сказки. Время и пространство сказки. Формулы сказки, персонажи, сказочная демонология. Диахроническое изучение отдельных сюжетов и мотивов (в типологическом и генетическом контексте).

Лекция 4 (7–8). Легенды, предания, былички. Место мифа в системе жанров, синхронное и диахронное отношение мифа и секулярного фольклора. Способы его сохранения в традиции.

Лекция 5 (9–10).Эпос / былины. Поэтика былин. Пространство и время в сказке, эпосе и мифе. Мифологическое и историческое (циклическое и линейное) время.

Лекция 6 (11-12). Основные циклы, сюжеты и персонажи былин. Интерпретации былинных сюжетов и мотивов. Основные работы об эпосе.

Лекция 7 (13–14). Общие (межжанровые) закономерности повествовательных текстов. Сюжеты и их интерпретация. Традиция антропологической школы. В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов. «Эпический подтекст», потенциальные сюжеты.

Тема 2. Миф. Основные понятия.

Лекция 8 (15–16). Фольклор и миф. Генетические и типологические соотношения. Понятие прецедента, прообразования. Миф, фольклор и ритуал. Жанры, прямо связанные с мифом или ритуалом (заговор, обрядовый фольклор). Жанры, замещающие миф (легенда, быличка).

Лекция 9 (17–18). Понятие мифа. Основные трактовки этого понятия. «Немифологические» понятия мифа (миф как ложь, миф как психологический феномен, мифология и религиоведение и т. д.). Понятие мифологического мышления. Сторонники и противники этой гипотезы, Леви-Брюль и Марровская школа (Фрейденберг, Франк-Каменецкий), эволюционизм Марра и «коды» Леви-Стросса. Идея «средневекового» и т. п. мышления в исследованиях 60–80-х гг. Позиция Леви-Стросса. Мифологическое и детское мышление. Диахроническая типология в лингвистике и этнологии.

Лекция 10 (19–20). Теория мифа в структурализме, «Структура мифов» и «Mythologiques» Леви-Стросса. Другие направления и главные имена XX в. (Юнг, Элиаде и др.).

Лекция 11 (21–22). Функции мифов (функционализм, психоанализ, структурализм). Главные типы мифов. Креационный миф, этиология. Виды креационных мифов, происхождение мира, человека, языка. Эсхатологические мифы. Демиург и его антагонист, демиург и культурный герой.

Лекция 12 (23–24). Типы мифологических персонажей. Предки, Боги и герои, поколения богов и героев. Зачем нужен миф об инцесте. Инициационные структуры в мифах. Культурный герой и трикстер.

Лекция 13 (25–26). Миф и язык. Реконструкция текстов и реконструкция систем, мифологического повествования и мифологических представлений (пантеона). Сравнительная мифология. Дюмезиль и « трехфункциональность». Собственно лингвистическая реконструкция (имя, миф, заговор) в индоевропеистике. «Основной миф» индоевропейской мифологии, проблемы его реконструкции.

Лекция 14 (27–28). Общие выводы. Мифологические структуры в постмифологических обществах и текстах: миф, фольклор и литература, архетип, фольлоризм и мифологизм в литературе.

Курс включает устный экзамена (на весенней сессии). Отметка на экзамене складывается из трех (двух) частей: 1) отметка за семинар (доклад + работа на семинарах) 2) письменная работа (если она дается в этом семестре – это может меняться) 3) ответ на экзамене. Неудовлетворительная отметка за (1) или (2) означает недопуск к экзамену, т.е. должна быть исправлена до начала сессии или (с разрешения преподавателя) до экзамена. Неудовлетворительная отметка за ответ на экзамене не компенсируется отметками за (1) и/или (2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Морфология сказки и мифа»

    Документ
    Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе,
  2. В. Я. Пропп Морфология сказки 2-е изд 1969

    Документ
    Серия "Исследования по фольклору и мифологии Востока", выпускаемая Издательской фирмой "Восточная литература" РАН с 1969 г , знакомит читателей с современными проблемами изучения богатейшего устного творчества народов Азии,
  3. Сказка это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит Анализ произведения (исследовательская работа)

    Сказка
    – А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия,
  4. Сказка и житие

    Сказка
    Влияние фольклора на древнерусскую агиографическую литературу очевидно. Еще В. О. Ключевский пришел к выводу, что “определяя… участие письменных источников в литературе житий приблизительно, глазомером, едва ли ошибемся, сказав, что
  5. В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки

    Книга
    В книге часто встречаются ссылки на сказки или выдержки из них. Эти выдержки надо рассматривать как иллюстрации, а не как доказательства. За примером кроется более или менее распространенное явление.

Другие похожие документы..