Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
09/2004-06/2009 Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Институт рекламы и связей с общественностью. Специальность (по диплому): «М...полностью>>
'Конкурс'
активизация работы профсоюзных организаций по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовы...полностью>>
'Документ'
Война - дело мужское. Однако в ХХ столетии участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало р...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «12» ноября 2007г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитек...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Программы

вступительных экзаменов в аспирантуру

Орловского государственного института искусств и культуры

Орёл – 2011

Составителм:

Борисова О.О., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии

Домаренко Е.В., доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности

Пастухов А.Г., кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков

Юриков С.А., кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и социологии

Якушкина Г.В., кандидат педагогических наук, доцент, зав. отделом аспирантуры

Программы вступительных экзаменов в аспирантуру составлены в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814 (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), Положением об аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры, утверждённым Учёным советом института (протокол № 3 от 29 ноября 2006 г.), паспортами специальностей научных работников 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение; 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Материалы настоящих программ рекомендуются для подготовки поступающим в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Правила приёма в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры

4

Организация приёма вступительных экзаменов в аспирантуру

5

Требования к вступительному реферату по специальности

6

Специальность 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

10

Специальность 13.00.05 – Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

32

Иностранный язык

63

Философия

72

ПРАВИЛА ПРИЁМА В АСПИРАНТУРУ

ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Аспирантура является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.

В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и творческие достижения в научной работе, из числа руководителей, научных сотрудников и специалистов организаций и учреждений социально-культурной сферы и сферы образования, преподавателей и выпускников вузов.

Обучение в аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры ведется по очной (сроком три года) и заочной (сроком четыре года) формам по научным специальностям:

  • 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;

  • 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Рекомендованные в аспирантуру лица должны представить следующие документы:

  1. заявление на имя ректора института о допуске к вступительным экзаменам с указанием специальности, кафедры, формы обучения;

  2. реферат по специальности (объёмом 20-25 машинописных страниц) или научные публикации (общим объёмом не менее 1 п.л.) в направлении предполагаемой темы диссертационного исследования;

  3. протокол собеседования с научным руководителем о согласии руководить диссертационным исследованием поступающего в аспирантуру;

  4. копию диплома о высшем профессиональном образовании и копию приложения к диплому, заверенные по месту работы или учёбы (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств-участников СНГ, – копия соответствующего диплома, а также копия свидетельства об эквивалентности документов иностранных государств об образовании диплому о высшем профессиональном образовании Российской Федерации, выданного Министерством образования и науки Российской Федерации;

  5. личный листок по учёту кадров, заверенный подписью руководителя кадровой службы и печатью организации по месту работы или учёбы;

  6. характеристику-рекомендацию в аспирантуру с последнего места работы (учёбы), подписанную директором (ректором) и заверенную печатью.

Также необходимо сдать четыре фотографии без уголка (3х4) и скоросшиватель.

Если у поступающего в аспирантуру кандидатские экзамены были сданы ранее, частично или в полном объёме, то на основании представленного удостоверения о сданных кандидатских экзаменах он освобождается от сдачи соответствующих вступительных экзаменов. Лицам, сдавшим кандидатские экзамены за рубежом, необходимо представить справку о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов, выданной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом об окончании высшего учебного заведения, поступающие в аспирантуру представляют лично.

Обучение аспирантов в количестве, не превышающем установленные контрольные цифры набора в аспирантуру на очередной учебный год, осуществляется за счёт средств бюджета.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

Подготовка аспирантов в очной или заочной форме сверх контрольных цифр приема может осуществляться по прямым договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами.

Срок обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЁМА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

В АСПИРАНТУРУ

Прием в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые приказом ректора высшего учебного заведения. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора (проректора) высшего учебного заведения. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.

Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру. Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми ректором высшего учебного заведения. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен. При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку – квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени и ученого звания, но в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком.

Вступительные экзамены в аспирантуру проводятся по специальным дисциплинам, философии и иностранному языку (английскому, немецкому, французскому). Экзамен по специальной дисциплине предшествует двум другим. Содержание программы вступительных экзаменов соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и объёму действующих программ по данным дисциплинам в вузе.

Для подготовки и сдачи вступительных экзаменов поступающим в аспирантуру предоставляется отпуск в 30 календарных дней с сохранением заработной платы по месту работы (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 19).

Результаты вступительных экзаменов действительны в течение календарного года. Пересдача вступительных экзаменов не допускается.

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов (по иностранному языку и специальной дисциплине).

Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.

Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.

Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.

Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора высшего учебного заведения.

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ВСТУПИТЕЛЬНОГО РЕФЕРАТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Реферат по специальности является обязательной письменной работой, на основании которой кандидат в аспиранты допускается к сдаче вступительного экзамена по специальности.

Тема реферата выбирается кандидатом в аспиранты по согласованию с предпола­гаемым научным руководителем. Кандидаты в аспиранты, не имеющие научного руководителя, могут выбрать те­му реферата из предлагаемого кафедрами примерного перечня тем. При выборе темы ре­ферата желательно исходить из проблематики будущего диссер­тационного исследования.

Объем реферата – до 24 страниц (1 печатный лист) через 1,5 интервала в редакторе Word 6.0, шрифт – 14. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 1,5 мм, верхнее – 2,5 мм, нижнее – 20 мм. Нумерация текста – вверху страницы от центра.

Структура реферата включает в себя: введение, основную часть, заключение, спи­сок литературы и других использованных источников.

План реферата отражает его структуру, указывает подзаголовки разделов и номера страниц.

Во Введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, дать характе­ристику степени разработанности изучаемой проблемы и краткий анализ использованной литературы и других информационных источников, определить цели и задачи работы.

Основная часть может состоять из нескольких разделов, логично последовательно и полно раскрывающих тему реферата.

В Заключении следует отразить основные выводы по изученной теме и сде­лать предложения о перспективах дальнейшего её исследования.

Библиографический список составляется в алфавитном порядке. Обязательным требованием является использование современной литературы (за последние 5 лет).

По желанию кандидата в аспиранты реферат может сопровождаться Приложени­ем, включающим в себя таблицы, графики и др. Приложение помещают в конце реферата, после списка литературы. Если приложений несколько, то каждое из них нумеруется, на­чинается с новой страницы и содержит в правом верхнем углу соответствующее обозна­чение: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Текст реферата излагается от третьего лица. Ссылки к тексту рекомендуется делать внизу страницы и оформлять в соответствии с ГОСТом 7.0.5 - 2008 «Библиографиче­ская ссылка. Общие требования и правила оформления». Список использованных ис­точников должен быть составлен в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографиче­ская запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составле­ния».

В случае использования материалов Интернет-ресурсов необходим их критический анализ.

Проверку подготовленного реферата проводят предполагаемый научный руководи­тель, который осуществляет первичную экспертизу, и заведующий профильной кафедрой. На проверенный реферат предоставляется рецензия. Реферат оценивается по системе «зачтено-незачтено». При наличии положительной рецензии кандидат в аспиранты допуска­ется к сдаче вступительного экзамена по специальности.

Примерная тематика рефератов для поступающих в аспирантуру

по специальности 05.25.03 –

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

(утверждено за заседании кафедры

библиотековедения и библиографии 06.07.2011 г.)

  1. Библиограф в информационном обществе: проблемы профессии на пороге нового века.

  2. Библиографический поиск: вопросы теории и практики.

  3. Современные проблемы библиографической деятельности вузовских библиотек.

  4. Краеведческая деятельность массовых библиотек: проблемы, опыт, перспективы.

  5. Проблемы истории книжной культуры на страницах профессиональной печати.

  6. Детская книга Орловщины: история, проблемы, перспективы.

  7. Рекламная деятельность библиотек.

  8. Эффективная реклама в прессе.

  9. Использование элементов некоммерческого маркетинга в библиотеках

  10. Фонды библиотек и музеев: сравнительный анализ.

  11. Моральное и физическое старение детской литературы в библиотечном фонде.

  12. Формирование фондов библиотек высших военных учебных заведений.

Примерная тематика рефератов для поступающих в аспирантуру

по специальности 13.00.05 –

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

(утверждено за заседании кафедры

социально-культурной деятельности 30.06.2011 г.)

  1. Земство и просвещение в России: социально-культурный анализ

  2. Социокультурный анализ процесса становления и развития благотворительности в российской провинции

  3. Благотворительная деятельность Дома Романовых

  4. Особенности клубного строительства в первое послеоктябрьское десятилетие (1917-1927 гг.)

  5. Социально-культурный анализ процесса становления и развития детских и подростковых клубов в России

  6. Педагогический потенциал социально-культурной среды российских регионов

  7. Особенности формирования региональной культурной политики в социально-культурной сфере

  8. Социальная значимость досугового общения

  9. Этнокультурный потенциал современного дополнительного образования

  10. Социально-культурный аспект деятельности современных семейных клубов

  11. Социально-культурный аспект деятельности творческих объединений и союзов

  12. Социально-культурная деятельность общественных объединений

  13. Социально-культурный аспект деятельности клубных формирований

  14. Субъекты социального партнерства в сфере культуры и досуга

  15. Роль средств массовой информации в формировании гражданской позиции современной молодежи

  16. Культуроохранная направленность современной социально- культурной деятельности

  17. Педагогический потенциал литературно-художественных праздников

  18. Педагогический потенциал традиционной празднично-обрядовой культуры

  19. Роль праздников в формировании патриотизма молодежи

  20. Технология организации игровой деятельности детей и подростков

  21. Технология организации отдыха и развлечений различных категорий граждан

  22. Социально-культурная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности

  23. Особенности функционирования национально-культурных и культурно-образовательных центров

  24. Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы

  25. Роль ЮНЕСКО в координации и организации межнациональных программ развития культуры и досуга

  26. Социально-культурная среда малого города

  27. Использование управленческих технологий в процессе организации социально-культурной деятельности

  28. Социально-культурные технологии формирования нравственной культуры детей и подростков

  29. Социально-культурные технологии формирования патриотизма современной молодежи

  30. Деятельность учреждений культуры по организации досуга семьи

  31. Особенности формирования нравственно-эстетической культуры молодежи средствами театрального искусства

  32. Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации

  33. Социально-культурная деятельность развлекательно-игровых комплексов и центров досуга.

  34. Педагогическая типология аудитории учреждений культурно-досугового типа.

  35. Педагогическая природа социально-культурных технологий.

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 05.25.03 – БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ,

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа вступительного экзамена по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение подготовлена профессорско-преподавательским составом кафедры библиотековедения и библиографии, обсуждена на заседании кафедры библиотековедения и библиографии (протокол № 11 от 06 июля 2011 г.) и утверждена Советом библиотечно-информационного факультета (протокол № 1 от 20 сентября 2011 г.).

Настоящая программа определяет систему знаний, которыми должен владеть выпускник вуза, готовящийся сдавать вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Вступительный экзамен по специальности позволяет выявить уровень теоретической и практической подготовки экзаменуемого, знание им общих концепций, основных проблем библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Поступающий в аспирантуру должен знать основную литературу по специальности, владеть методами научного исследования, понимать теорию, историю, современное состояние и перспективы развития библиотековедения, библиографоведения и книговедения, специфику изучаемых ими объектов и основную проблематику.

Программа вступительного экзамена подготовлена под редакцией О.О. Борисовой, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии. В программу вошли три раздела:

I. Библиотековедение (составитель – Н.Е. Беляева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель);

II. Библиографоведение (составитель – Т.Н. Сомова, кандидат педагогических наук, доцент);

III. Книговедение (составитель – Т.Д. Крылова, кандидат педагогических наук, профессор).

В каждом разделе содержатся основные положения курса, примерные вопросы и соответствующая литература для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

Структура билета на вступительном экзамене включает в себя три вопроса – по одному из каждого раздела, а также собеседование по теме вступительного реферата по специальности.

Содержание программы вступительного экзамена

РАЗДЕЛ I. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Тема 1.1. Предмет и структура библиотековедения

Понятие «библиотековедение». Предмет и объект библиотековедения. Становление основных представлений о предмете библиотеко­ведения: книга (библиотечный фонд) как предмет библиотековеде­ния; читательская деятельность как предмет библиотековедения; дея­тельность библиотеки как предмет библиотековедения; информация в виде публикаций как предмет библиотековедения и другие подходы.

Структура библиотековедения. Общее и особенное (частное, региональное, сравнительное) библиотековедение.

Место библиотековедения в системе наук. Библиотековедение и библиографоведение, книговедение, документоведение, информатика. Взаимосвязи библиотековедения с педагогикой, культурологией, социологией.

Дискуссии о статусе библиотековедения на страницах профессиональной печати (М.Я. Дворкина, Ю.П. Мелентьева, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров и др.).

Тема 1.2. Основные понятия библиотековедения

Характеристика важнейших понятий библиотековедения: библиотека, библиотека как система, электронная библиотека, библиотечное дело, библиотечная деятельность, библиотечное обслуживание, пользователь (читатель, абонент), библиотекарь (персонал библиотеки), библиотечный фонд, материально-техническая база библиотеки, библиотечный менеджмент.

Тема 1.3. Методы библиотековедческих исследований

Методологическая база библиотековедческих исследований. Методы исследований, применяемые в библиотековедении: общенаучные, частнонаучные и другие, их назначение, возможности и ограничения.

Тема 1.4. Типология библиотек

Система библиотек. Современное определение понятия «библиотека» (ФЗ-№ 78 «О библиотечном деле», ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Термины и определения). Цели и задачи библиотек. Дифференциация библиотек по наиболее существенным основаниям. Основные типы библиотек. Типологические характеристики национальной библиотеки. Общедоступные и специальные библиотеки.

Тема 1.5. Электронная библиотека

Сущность, функции, структура и особенности электронной библиотеки. Электронные фонды библиотек и электронные библиотеки. Концепции А.И. Земского, Я.Л. Шрайберга, А.Б. Антопольского, Т.В. Майстрович.

Тенденции развития электронных библиотек. Национальная электронная библиотека.

Тема 1.6. Правовая сфера библиотечного дела

Законодательство России, регулирующее библиотечное дело. Федеральные законы: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Ч. IV Гражданского кодекса РФ и проблемы библиотечного обслуживания в свете необходимости соблюдения авторских прав.

Законы о библиотечном деле субъектов Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета по специальности 07. 00. 06 Археология (кафедра археологии)

    Программа
    При подготовке к экзамену по разделу историографии следует особо обратить внимание на следующие требования. Необходимо знание основных достижений мировой и отечественной археологии в различные хронологические периоды (наиболее значимые
  2. Творческое наследие А. В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины ХХ века

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2011 года в 15час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 210.012.01 в Российской академии музыки им. Гнесиных по адресу: 121069, г.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации (48)

    Реферат
    Приложение В. Сертификат системы менеджмента качества ISO 9001:2 . Сертификаты о прохождении профессионального (языкового) стажа в регионе «Шампань – Арденн» .
  4. Бюллетень новых поступлений 2008 год (6)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля

Другие похожие документы..