Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цели и содержание курса. Развитие русской литературы на современном этапе. Основные течения и направления современной литературы. Список текстов худо...полностью>>
'Документ'
Під час першої зустрічі в рамках Платформи 2 Східного партнерства, яка відбулася 26 червня 2009 р. в Брюсселі, учасники мали всебічну дискусію щодо к...полностью>>
'Документ'
Проблема утилизации биологических отходов не нова и остро стоит во всех без исключения регионах Российской Федерации. Есть регионы, в которых более и...полностью>>
'Реферат'
Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых компаниям - оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер и стратегический ...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Центр гражданско-правового образования «Восхождение»

420054, г.Казань, ул.Актайская, д.5 (школа №48). Тел.: 8-927-240-83-98; (843) 533-10-12; 278-60-41

Email: pravo48@ Web:

Выступления участников Всероссийской педагогической конференции

«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»

(октябрь – ноябрь 2011 г.)

Всего участников конференции – 146 педагогов

Количество опубликованных выступлений – 86

Оглавление

(для того, чтобы перейти к тексту выступления,

кликните по теме выступления)

  1. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (Анисимова Елена Алексеевна)

  2. «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)

  3. «О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности» (Вохминцева Светлана Михайловна)

  4. «Основа личности – это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна)

  5. «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках английского языка» (Чоп Ольга Александровна)

  6. «Перспективы развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в условиях модернизации образования» (Салтыкова Елена Николаевна)

  7. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта «Город рукоделия» (Акимова Ирина Павловна, Барсукова Татьяна Юрьевна)

  8. «Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение ребёнка» (Хорев Александр Николаевич)

  9. «Содержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция» - возможный вариант развития духовно-нравственных основ личности» (Селиверстикова Елена Алексеевна)

  10. «Музейная педагогика как компонент образовательного пространства и средство приобщения ребёнка к духовно-нравственному наследию народа» (Подбельцева Татьяна Михайловна, Беспалова Галина Максимовна, Иванова Ольга Витальевна)

  11. «Смотрю на жизнь по-новому» (О духовно-нравственных аспектах воспитания) (Шавина Нина Васильевна)

  12. «Уроки литературы как система духовно-нравственного становления личности» (Красильникова Валентина Леонидовна)

  13. «Формирование духовной культуры учащихся на уроке литературы» (Чупрынина Галина Васильевна)

  14. «Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности» (Хорева Елена Валентиновна)

  15. «Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни у младших школьников» (Сажина Наталья Сергеевна, Игнатова Светлана Николаевна)

  16. «Этнопедагогика как фактор духовно-нравственного воспитания» (Мельникова Нина Сергеевна)

  17. «Внеаудиторная работа, как средство развития творческой и духовной личности» (Козяр Анна Сергеевна)

  18. «Нравственное воспитание учащихся начальной школы. Из опыта работы» (Климашова Светлана Николаевна)

  19. «Формирование и развитие духовно нравственных основ личности» (Новикова Наталья Николаевна)

  20. «Формирование способности слепых и слабовидящих детей к нравственному саморазвитию» (Антоновская Елизавета Юрьевна, Крахмелец Людмила Александровна)

  21. «Пути и средства приобщения детей к духовно-нравственным ценностям» (Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевна, Перышкина Татьяна Владимировна)

  22. «Духовно-нравственное развитие студента-медика» (Банькова Альбина Николаевна)

  23. «Воспитание культуры общения, у учащихся учреждений дополнительного образования детей, как условие формирования их коммуникативной компетенции» (Хакимова Ирина Александровна)

  24. «Формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников через художественную литературу» (Адушева Людмила Викторовна)

  25. «Музейная деятельность, как средство формирования и развития духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста» (Мишустина Светлана Юрьевна)

  26. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности посредством взаимодействия с родителями воспитанников» (Хаустова Елена Владимировна)

  27. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности» (Князева Ольга Павловна)

  28. «Хоровое пение как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» (Саляхова Резеда Рифгатовна)

  29. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности» (Сираева Галина Борисовна)

  30. «Нравственное воспитание школьников» (Григорьева Марина Александровна)

  31. «Приоритетные направления воспитательной работы в группе автослесарей» (Грохотова Елена Айзиковна)

  32. «Русская культура как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» (Гончарук Оксана Георгиевна)

  33. «Формирование нравственной культуры младших школьников в условиях поликультурного общества» (Балданова Жалма Барадиевна)

  34. «Храни, Господь, очаг семейный (духовно-нравственное воспитание в семье)» (Пепеляева Ирина Александровна)

  35. «Роль классного руководителя в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности» (Журавлева Марина Петровна)

  36. «Формирование личности будущего гражданина России на уроках фортепиано в музыкальной школе» (Синенко Лилия Владиленовна)

  37. «Русская литература как средство воспитания патриотизма у подростков» (Безрукова Евгения Викторовна)

  38. «Благотворительная акция «Японский журавлик» (Воробьева Ирина Михайловна)

  39. «К проблеме сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях УДО» (Гарифуллина Зайтуна Муваритовна)

  40. «Роль педагога дополнительного образования в гуманизации личности» (Хафизова Рамзия Магсумовна)

  41. «Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии» (Назарук Нина Алексеевна)

  42. «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания личности» (Савосько Игорь Николаевич)

  43. «Основы духовно-нравственного воспитания на уроках истории» (Трапицына Елена Алексеевна)

  44. «Духовно-нравственнное воспитание учащихся» (Рахматуллина Рамзия Рафиковна)

  45. «Взгляд на проблему духовно-нравственного развития личности» (Фирсова Елена Алексеевна)

  46. «Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение» (Есаулов Геннадий Владимирович)

  47. «Формирование духовно-нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы» (Юсупова Алефтина Алексеевна)

  48. «Мониторинг качества профессионального воспитания» (Галимуллина Асия Кабировна)

  49. «Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере земляков-героев Великой Отечественной войны» (Леонова Анастасия Сергеевна)

  50. «Воспитание Гражданина, Человека на уроках по изучению лирики А.С.Пушкина» (Бельцова Ольга Алексеевна)

  51. «Формированием нравственных качеств личности школьника» (Макарова Наталья Анатольевна)

  52. «Духовно-нравственное воспитание – основа гражданственности» (Ильясова Фидания Гатаевна)

  53. «Формирование и развитие личности через организацию социально значимой творческой деятельности» (Шубелева Марина Евгеньевна)

  54. «Интенсивное нравственное формирование личности в подростковом возрасте» (Запорожцева Галина Юрьевна)

  55. «Развитие общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей школьников в условиях мультикультурной школы» (Терпугова Ирина Валерьевна)

  56. «Формирование духовно-нравственных ценностей через взаимодействие и партнерство в условиях мультикультурной среды и пространства» (Петушкова Анастасия Германовна)

  57. «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в условиях внеурочной деятельности» (Мишина Елена Николаевна)

  58. «Организационно-педагогические условия формирования и развития духовно-нравственных основ личности младших школьников» (Баева Лидия Михайловна, Лысяк Светлана Ивановна)

  59. «Мотивация учащегося на познавательную деятельность интерактивными методами преподавания» (Сарри Надежда Аркадьевна)

  60. «Образование как основа духовно-нравственного воспитания личности» (Самохвалов Андрей Сергеевич)

  61. «Исследовательская и поисковая деятельность школьного музея как фактор патриотического и духовно-нравственного воспитания: из опыта работы школьного историко-краеведческого музея им. Д.С.Дохтурова» (Талаева Наталия Евгеньевна)

  62. «Тихая моя родина» (Шалагинова Татьяна Антоновна)

  63. «Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания» (Cегеда Галина Николаевна)

  64. «Формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы и русского языка» (Устинова Ирина Викторовна)

  65. «Воспитание коммуникативной и духовной культуры как условие успешной социализации личности на уроках литературы и МХК» (Ситникова Светлана Сергеевна)

  66. «Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности» (Галялиева Винера Николаевна)

  67. «Развитие одаренности в условиях начальной школы» (Нафикова Алсу Ясировна)

  68. «Влияние психолого-педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста» (Пушкарева Марина Сергеевна)

  69. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через познавательное развитие» (Короткова Инесса Анатольевна)

  70. «Социализация подростков в детских общественных организациях» (Ластовка Лариса Васильевна)

  71. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности на урока литературы» (Чепурнова Ольга Ивановна)

  72. «Нравственное воспитание на уроках английского языка» (Фатхуллина Файруза Наиловна)

  73. «Развитие духовно-нравственных основ личности средствами народной хореографии» (Абдуллина Альбина Ильшатовна)

  74. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности у младших школьников с нарушением интеллекта» (Иванова Ольга Дмитриевна)

  75. «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках информатики в условиях кадетского корпуса» (Усенкова Валентина Владимировна)

  76. «Воспитание патриотической личности будущего офицера Российской армии» (Постнова Наталья Александровна)

  77. «Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса» (Петрова Людмила Владимировна)

  78. «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» (Пиникинштейн Ирина Андреевна)

  79. «Права и обязанности малыша – первые ступеньки к истокам нравственности» (Кирбитова Анна Александровна)

  80. «Социализация личности учащихся во внеурочной деятельности по истории» (Колотов Евгений Владимирович)

  81. «Как сделать материал урока истории более одушевленным, а смысл – более одухотворённым?» (Булатов Салават Хызырович)

  82. «Межпредметные связи на уроках русского языка» (Демьянова Светлана Евгеньевна)

  83. «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в школе» (Новрузова Наталья Александровна)

  84. «Музыкальное образование, как средство воспитания духовно-нравственной личности» (Зотова Лариса Анатольевна)

  85. «Принципы системного подхода в рассмотрении вопроса о формировании духовно-нравственных основ личности ученика» (Усачева Галина Викторовна)

  86. «Литература в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» (Лаврик Ирина Сергеевна)

Выступления

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Анисимова Елена Алексеевна

МОУ СОШ №4 п.Чернянка

Белгородская обл.

За последнее десятилетие мы живём в резко изменившихся условиях. Современная социальная ситуация в стране носит драматический характер, который обусловлен глубоким нравственным, социо-культурным кризисом семьи. Поэтому решение проблемы духовно-нравственного воспитания с первых лет жизни, а также просвещение и педагогическое сопровождение семьи имеет чрезвычайную значимость.

Стремительные перемены в жизни общества кого-то пугают, кого-то восхищают, кого-то оставляют безразличным. Но не замечать их невозможно. Многое, естественное для традиционного общества, просто исчезает из жизни, иное трансформируется до неузнаваемости. Как в условиях столь разительных перемен сохранить главные духовные ценности. Найти им место в той реальности, с которой не считаться невозможно? А перемены эти, при всей их разнонаправленности, с тоски зрения именно традиционных ценностей, носит характер деструктивный. Разрушаются традиционные уклады быта, семьи, отвергаются пересмотру нравственной и моральной категории. И естественно, особому давлению подвергаются именно ценности духовные.

Ещё в середине 70-х годов известный духовник, подменно благодатный старец, пророчески сказал своему чаду, священнику: «На наше время гонений не будет, вы будите жить в мире и благополучно. Однако вам будет тяжелей, чем нашему поколению, ибо Дух Божий отходит от мира». К сожалению, плоды этого мы сегодня видим и в мире, и в церкви.

В этих условиях как некогда болезненной становится всегда бывшая острой проблема «отцов и детей», проблема воспитания подрастающего поколения.

Как оградить ребёнка от довлеющего из вне вала низменных страстей? И возможно ли это?

Поэтому решение проблемы духовно-нравственного воспитания с первых лет жизни имеет чрезвычайную значимость.

Выдающиеся советские педагоги Надежда Константиновна и Антон Семёнович Макаренко неоднократно подчёркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайным ответственным становлением нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По определению одного учёного, душа ребёнка подобна чувствительной кинематографической, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок ещё лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевные настроения родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребёнка. И всё что он воспринимает день за днём, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладить.

Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве имеет большое значение для последующего развития человека. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей

бережностью, потому что с момента рождения в нём начинает формироваться не только тело, но и душа.

Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребёнка в возрасте до 6-7 лет, подобно мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. По мере этого, как ребёнок растёт, надо укреплять в ребёнке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть заложенная Богом способность оценивать свои поступки - это совесть, нужно развивать в ребёнке чуткую совесть и приучать его прислушиваться к его голосу.

В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

Духовно-нравственное воспитание - на сегодняшний день актуальная тема. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Когда задумываешься о том, что ИСТИНА, НАСЛЕДИЕ - это ДУХОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери своё имя, свою честь, своё дело, когда ты твёрдо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание Истины существования и Мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к традиционной русской культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.

Наша задача - задача педагогов - донести это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Дети - это наше будущее, они нуждаются в постоянной заботе и духовном воспитании. Да поможет нам всем Бог в этом благом деле!

«Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста »

Фрисс Наталья Владиславовна

ГКОУ СО «Сухоложский детский дом»

с.Курьи Свердловская обл.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно – духовные ценности. Также проблема формирование и развитие духовно-нравственных ценностей более актуальной становится на современном этапе развития общества и в стенах детских домов, так как наблюдается ухудшение положение детей, о чем свидетельствует статистические данные, представленные в ежегодных докладах «О положении детей в Российской Федерации» . Исходя из этого доклада , следует, что увеличился рост детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А исследование проведенное коллективом ученных под руководством Л.И.Божович , позволили выделить такую особенность развития детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Во - первых в силу жизненных обстоятельств, дети уже имеют приобретенный безнравственный опыт до того, как попадают в детский дом. А когда, поступили в детский дом, то в силу неправильно формирующего приобретенного опыта дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно- негативную позицию. Отсюда следует, что для ребенка выросшего в условиях детского дома характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия , преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях, тревожность и неуверенность в себе из-за непонимания что такое хорошо? Что такое плохо? суженная перспектива настоящего и будущего. Порой пустым звуком являются такие понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта , любовь…

Дети, которые проживали в интернатных учреждениях чаще попадают под негативное воздействие или же сами являются организаторами , зачинщиками какого – либо «дела»

Свидетельствами низкого уровня духовно-нравственной культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в интернатных учреждениях, выступают факты того, что из общего количества выпускников детских домов 40% попадают в криминогенные структуры, почти 40% становятся наркоманами и алкоголиками , 10% -заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% как-то выживают.

Усилия сотрудников детских домов направлены на воспитание полноценной духовно- нравственной личности воспитанника, но результаты этой работы не всегда соответствуют ожиданиям, затраченным силам и средствам.

Таким образом, это проблема требуют иного решения. Разрешение данной проблемы я вижу в реализации программы «Глаза в глаза», которая рассчитана на дошкольников.

Почему на дошкольный возраст? Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать общественной ценностью. Чувства человеку позволяют испытать удовлетворение после совершение нравственного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз закладывается в детстве, и наша задача помочь нашим детям. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемые. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественной произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Поэтому я считаю, что в программе «Глаза в глаза» идеальным средством формирования духовно-нравственных основ личности детей в детском доме является незаслуженная забытая сказка.

Цель программы: Формирование опыта «Что такое хорошо?», «Что такое плохо?» у воспитанников детского дома дошкольного возраста, формирование нравственных идеалов умение видеть и оценивать поступки свои и окружающих, развитие способности к эмпатии.

Через полтора столетия, мы вспоминаем, что Пушкин писал: «Вечером слушая сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания . Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма!»

Трудно не согласиться с А.С.Пушкиным, потому что в сказках весь педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших, духовных своих богатств.

Да, речь пойдет о сказке! О сказке как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развитие нравственных начал, мышления, трудовых навыков, этических, нравственных идеалов, определили ценностные качества, показали оценочные суждения по отношению к поступкам, отношения и взаимоотношения героев.

Я выявила следующий круг народных сказок, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности , обеспечивают представление о нравственных поступках. Исходя из этого определила систему работы в процессе формирования нравственных основ детей дошкольного возраста . Это прослеживается на занятиях через следующий круг народных сказок, где обращала внимание на нравственные поступки героев и на их ценностную ориентацию в тексте сказки , которые составляли оценочную шкалу.

Русские народные сказки.

1 Морозко

2 Старуха-говоруха

3 Дочь и падчерица

4 Кобиляча голова

5 Крошечка-Хаврошечка

6 Буренушка

7 Баба- Яга

8 Василиса Прекрасная

Язык сказки отражает мир с различных сторон. Прежде всего в ней представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями , чувствами и поступками, и их соотношения. Этот мир членится говорящими с точки зрения его ценностного характера – добра и зла , пользы и вреда …, и это вторичное членение , обусловленное социально , весьма сложным образом отражено в языковых структурах. Впервые о ценностных категориях «хороший», «плохой» говорил Д.Юм. Он подчеркивал, что понятие «хорошо» и «плохо» относятся к нравственности , а сами моральные различия проистекают не из разума , а из нравственного чувства. В современном мире аксиомой считается положение о том, что базовым началом всех оценочных суждений являются называющие метакатегории слов «хороший», «плохой»- пишет А.А.Ивин

Благодаря этой теории, я разработала оценочно- ценностную модель героев в тексте сказки, где определила оценочно- ценностные качества героев как положительных, так и отрицательных. Ребенок, слушая сказки, впитывает это, и приходит к умозаключению о том, что в сказках всегда побеждает положительный герой со своими положительными ценностно- оценочными ориентациями. Так же определила шкалу ценностей, которая помогает войти в социальнозначимую и оцениваемою деятельность ставит дошкольника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своем поведении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.

Другие похожие документы..