Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вблизи деревни Мешково находилось имение П.И. и Н.С. Козановых. Муж и жена Козановы были любителями и знатоками искусства. Они радушно принимали в сво...полностью>>
'Документ'
Свобода слова и свобода выражения мнения – одни из основополагающих и фундаментальных прав и свобод человека в демократическом, правовом государстве....полностью>>
'Реферат'
4 Итого по самостоятельной работе 19 Премии Подготовка статьи 1 5 5 Участие в НИРС 1 5 5 Участие в олимпиаде 1 5 5 Активное посещение занятий 1 5 5 Ит...полностью>>
'Документ'
Настоящий Стандарт распространяется на организацию и управление работой по охране труда, пожарной безопасности, экологической безопасности, безопасно...полностью>>

Главная > Конкурс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории

«Наследие предков – молодым. 2008»

Номинация «Доходчиво и интересно о нашем прошлом»

«Внешняя политика Золотой Орды»

Усманова Л. Р.

Содержание:

  1. Введение

  1. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом

  1. Войны Золотой Орды с хулагуидским Ираном

  1. Общий взгляд на взаимоотношения Золотой Орды и Русью

  1. Походы монголов на Восток.

6)Заключение

1)Введение

Целью данной работы является исследование внешнеполитической истории Золотой Орды, на протяжении 1242-1380 –е гг., которая связана не только с военными действиями, но и с установлением дипломатических отношений с Русью, Египтом. Также в работе исследуются истории войн с Хулагуидским Ираном, на Востоке.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья,

владения, которой находилось в Европе и Азии. Ее военная мощь и влияние постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее

предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру путешественники и торговые караваны передавали правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, об их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения.

В настоящее время интерес к данному вопросу не ослабел, история Золотой Орды постоянно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих социально-политических сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Кроме того, сегодня в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории существует целый ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий «монголы» и «татары», а также к некоторым другим моментам политической истории и т. д.

Изучая историю Золотой Орды, нельзя забывать, что она является одной из империй чингизидов. Особенно в начальный период образования и развития они - империи Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи – имели очень тесные взаимоотношения, особенно на уровне руководящего состава, т.е. чингизидов. Страны Западной Европы относились к ним как к близким между собой Тартарским государством. Политики и ученые Запада тартарами называли население всех четырех империй, но ни в одной из них коренной народ не именовал себя данным этнонимом. Таким образом, при рассмотрении некоторых принципиальных вопросов Джучиева Улуса необходимо иметь в виду, что этот улус являлся лишь одним из четырех улусов чингизидов. 1

Известно, что в конце XIX в. вышла обстоятельная работа В.Т. Тизенгаузена «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» (СПб., 1884 и – М., 1941). В 1937 г. кафедрой истории Татарского института марксизма-ленинизма в Казани был подготовлен сборник «История Татарии в документах и материалах», где имелись сведения по всем периодам булгаро-татарской истории. Она была издана в Москве под редакцией Института истории. Здесь есть добротный материал и по истории Золотой Орды.

Основная литература по Золотой Орде появилась после 50-х годов 20века. Это – такие книги, статьи и разделы книг как: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение.-М.-Л.,1950; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.-Саранск, 1960; Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.-М.,1966; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом.-М.,1966; Федоров –Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды.-М.,1973; Нуретдин Агат. Каталог монет Золотой Орды (сыновей Джучи) (1250-1502).-Стамбуул,1976; Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.-Казань, 1979; Мухаммадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв.-Казань, 1983; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды.-М.,1985; Герасимова М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы.-М., 1987; Халиков А.Х. Моголы. Татары. Золотая Орда и Булгария.-Казань,1944; Мухаммадиев А.Г. Золотая Орда // Ма­териалы поистории татарского народа.—Казань, 1995.— С. 136—185. Мелек Озйатгин. Язык и стиль документов и ярлыков ханов Золотой Орды, Крыма и Казани.—Анкара, 1996; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. Ис­тория Татарстана.—Казань, 2000; Тагиров И.Р. История на­циональной государственности татарского народа и Татарста­на.—Казань, 2000; Усманов М.А. Золотая Орда: истоки и на­следие // Сокровища Золотой Орды.—СПб., 2000.—С. 26—46.

2)Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом.

Поводов для такого союза было более чем достаточно, причем нельзя не подчеркнуть, что на всем протяжении рассматриваемого периода, насыщенного важными историческими событиями (от середины 13 до конца 14 в.), инициатива в поддержании дружественных отношений с Золотой Ордой, как правило, исходила от Египта, так как последний был не только заинтересованной стороной в этом союзе, но даже вынужден был, как мы увидим ниже, искать поддержки в Золотой орде.

Можно отметить следующие основные моменты, определявшие эти отношения:

1. Сам факт возникновения столь могущественного государства, каким была Золотя Орда к 60-м годам 13 в., не мог не привлечь к себе внимания другой могущественной державы. Египетским султанам уже приходилось сталкиваться с монголами в Сирии и убедиться в том, какими опасными противниками они могут быть, поэтому было вполне понятным стремление правителей Египта, с одной стороны, поддерживать дружеские отношения и военный союз с Золотой Ордой против хулагуидского Ирана, а с другой - взаимно ослаблять оба эти государства, натравливая и друг на друга, ибо чрезмерное усиление нового союзника за счет окончательного разгрома Хулагуидов не отвечало бы интересам Египта.

2.Благоприятным обстоятельством, облегчившим первые шаги к сближению со стороны Египта, было принятие ислама золотоордынским ханом Берке (1256-1266).

Таким образом, в истории дипломатических отношений Египта с Золотой Ордой как раз Египет «кровно был заинтересован» (А.Ю. Якубовский) в могуществе Золотой Орды, разумеется, лишь при условии ее дальнейшей борьбы с Хулагуидами. В данном случае планы и намерения мамлюкских султанов были ясны: сильное государство Хулагуидов – непосредственный сосед Египта – постоянно таило в себе угрозу их власти.

Возникновение в Иране монгольского государства Хулагуидов и продвижение монголов в сторону Сирии, Палестины, Египта захват ими Месопотамии поставили Сирию, Палестину, а затем и Египет по угрозу завоевания. Крестоносцы, убедившись неоднократно, что они не в состоянии закрепиться на захваченных ими землях, пока существует относительно централизованное, экономически развитое и обладающее сильной армией государство мамлюков в Египте, стремились найти себе союзников в лице монголов.

Еще в 1245 г. папа Иннокентий 4, который, впрочем, и ранее не раз пытался заключить с монголами союз, направил в Золотую Орду к хану Батыю францисканского монаха Джованни дель Плано Карпини. Истинные цели посольств были много прозаическими и земными: в частности, они должны были разведать возможность использования монголов в борьбе против Египта.

Выгодного союзника нашла в монголах в один из самых тяжелых моментов в своей истории также и Византия. Четвертый крестовый поход, когда «благочестивое воинство» варварски разгромило один из культурнейших центров мира положили начало так называемой Латинской империи, или Романии (1204-1261) с Балдуином Фландрским на троне. После создания Латинской империи от сей Византийской державы остались два осколка: Никейская и Трапезунтская империи. Лишь в 1261 г., заручившись поддержкой монголов и мамлюкских султанов, византийскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось выбить латинян из Константинополя и тем самым восстановить Византийскую империю. До той пор пока Константинополем владели латиняне, Египет имел мало надежд наладить связь с Золотой Ордой единственно возможным в то время путем – через Константинополь. Когда же Константинополь снова оказался в руках византийского императора, то Михаил Палеолог, хотя и находился в дружественных отношениях с Хулагу еще со времен Никийской империи, разрешил свободный проход египетским и золотоордынским судам. Таким образом, в истории Византии монголы сыграли весьма немаловажную роль.

Египетский султан ал - Малик аз-Закир Байбарс свое первое письмо к золотоордынскому хану Берке отправил с одним доверенным лицом из аланских купцов. Это письмо, относящееся к 660 г. (1261/62 г.), согласно доступным нам источникам можно считать началом дипломатической переписки между Золотой Ордой и Египтом.

«В 660 г., - сообщает Ибн Абд аз-Захир, - он написал Берке, великому царю татарскому, письмо, которое я писал со слов его (и в котором) он подстрекал его против Хулавуна (Хулагу.-С.З.), возбуждал между ними вражду и ненависть…» Далее в письме обосновывается обязанность Берке пойти войной на монголов: раз он принял ислам, то этим вменяется ему в долг воевать с неверными, хотя бы они были его родичи. В качестве примера приводится сам пророк Мухаммед, который сражался со своими соплеменниками и родичами и воевал против курайшатов. И завершается оно такими словам: « Ислам не состоит только в одних словах; священная война есть одна из (главных) опор его».

Египетские послы отправились в мухарраме 661 г. х. (1262 г.) через Византию. Приезд их совпал с пребыванием у Михаила Палеолога золотоордынскх послов, и послы султана отправились в золотую орду вместе с ними.

Когда послы Египта приблизились к Орде, их встретил визирь Шараф ад-дин ал-Казвини, весьма образованный для своего времени человек, умевший говорить по-арабски и по-тюркски. Послам отвели прекрасное помещение. На следующий день Берке пригласил их к себе…Разговор не всегда начинался сразу. Послу же было строго запрещено начинать беседу. Ал-Муфаддал подробно описывает такой прием, а также шатер Берке и дает портрет самого хана.В шатре сидели 50 эмиров. Когда были введены послы, они передали хану письмо султана, соблюдая предписанные правила этикета. Затем Берке велел послам перейти с левой стороны на правую и встать позади эмиров. Главный кади перевел письмо на тюркский язык, и визирь прочитал его хану. Берке и все присутствующие были чрезвычайно довольны его содержанием. После приема послов отвели к одной из жен Берке, которая разместила их около своего шатра. Берке неоднократно призывал послов к себе и расспрашивал про Египет.

В ставке Беркемпослы пробыли 26 дней. Отпрвляя их обратно, Берке вручил им ответные грамоты и снарядил с ними своих послов: Арбугу, Уртимура, Унамаса.

В ответных грамотах после приветствий и благодарностей Берке объяснил свое кровопролитное столкновение с Хулагу желанием «восстановить маяк правоверия и отомстить за имамов и народ». Он настойчиво просил султана выступить одновременно с ним, обещая отдать ему часть территории в Иране.

Первое письмо Берке египетскому султану согласно источникам было написано «в местности Итиль» и помечено 1-м числом раджаба 661 г. х. (1263 г.) Султан ал – Малик аз-Захир Байбарс встретил послов Берке с большим почетом. Предложение Берке начать совместные действия против Хулагу пришлось ему по душе.

Чрезвычайно интересен для характеристики взаимоотношений Египта с Золотой Одой постоянный обмен подарками. Египет, разумеется, немного превосходил золотоордынцев в их обилии и разнообразии. Правители Золотой Орды одаривали послов золотом, халатами и посылали дружественным государям свое оружие, соколов, степных лошадей, рабов и рабынь.

Оживленные дипломатические сношения между золой Ордой и Египтом совпали с активизацией военных действий Берке против Хулагу и крупной победой золотоордынских войск. Несомненно, что победа Берке послужила стимулом к более тесному сближению с Египтом, правители которого получили новое доказательство того, какого могущественного союзника они имеют в лице золотоордынского хана.

На основании всех доступных источников можно заключить, что в дружбе Золотой Орды с Египтом последний по крайней мере вначале, был более заинтересованной стороной. Египетские султаны рассчитывали с помощью Золотой Орды расширить свои владения в Азии. Дальнейшее укрепление и развитие хулагуидского государства было опасно главным образом для Египта, ибо Хулагуиды явно предполагали расширить свои земли в первую очередь за счет Сирии и Египта.

С восшествием Менгу-Тимура на престол дипломатические отношения с Египтом продолжались, а военные действия в Закавказье велись интенсивно, но с переменным успехом. Понятен оживленный обмен посольствами между Золотой Ордой и Египтом и в этот период: ни то, ни другое государство при создавшихся обстоятельствах не хотело лишиться могущественного военного союзника.

Хочется обратить внимание на одну любопытную сторону дипломатических сношений Золотой Орды с мамлюкским Египтом. Речь пойдет об идеологическом обосновании этого союза. Обе высокие договаривающиеся стороны подчеркивали в своих посланиях, как того требовал дух эпохи, свою приверженность идеям ислама, произносили возвышенные слова о «священной войне» против неверных, т. е. в данном случае против Хулагуидов. Все это было понятно пока обе союзные стороны действительно придерживались одной религии, а хулагуидские враги-другой. Но в самом конце 13-начале 14 в. Положение уже изменилось, ибо восшедший в 1295 г. на хулагуидский престол седьмой иль-хан Газан был мусульманином. Таким образом, мотив «священной войны» уже не мог играть прежней роли в лагере союзников – врагов Хулагуидов, тем паче что сам Токта «согласно большинству источников» был не мусульманином, а откровенным язычником.

Выше неоднократно повторялось, что Берке в своей внешней политике умело пользовался религиозными убеждениями своих единоверцев-мам люков. Может даже создаться впечатление, будто вся внешняя политика Берке определялась лшь религиозными соображениями. Однако весь последующий ход исторческих событий, когда мусульманин Газан шел войной на мусульман Египта, а египетские мусульмане искали союзника против него в лице золотоордынского хана Токты, воевавшего в свою очередь с Газаном, показывает, что одними религиозными убеждениями весь этот сложный узел не объяснить. Все это вместе взятое позволяет сделать вывод, что в данном случае, как это было спокон веков, религия лишь прикрывала истинные цели внешней политики, а союзы и войны диктовались мотивами, весьма далекими от религии.

В 1313-14 золотоордынский престол занял племянник Токты – хан Узбек. В это время взаимоотношения между Золотой ордой и Египтом стали настолько тесными, что в золотой Орде молились за султана ал-Малик ал-Насира, поминая его имя после хана Узбека. Многолетняя дружба Золотой Орды и Египта в конце концов привела к родственным узам.

1322-23 гг. – охлаждение отношений между мамлюкским Египтом и Золотой Ордой, отчетливо видное в переписке их правителей, было обусловлено коренными изменениями в соотношении сил треугольника Египет – Золотая Орда – Хулагуидский Иран. После смерти ильхана Абу Саида (1335) империя ильханов фактически прекратило свое существование. Некогда грозная держава превратилась в слабую страну, раздираемую внутренними феодальными междоусобицами. Пять феодальных клик вели нескончаемые войны, приведшие к середине XIVв. к образованию на землях бывшей империи Хулагуидов десять враждующих между собою государств.

При Джанибеке не было столь интенсивных дипломатических отношений с Египтом, как, например, при Берке или Узбеке, что легко объяснить окончательным ослаблением хулагуидского Ирана. Нельзя также забывать об одном событии, имевшим место в 1345-50 гг. как на Востоке, так и на Западе. Речь идет о «Черной смерти» - чуме, охватившей в эти годы почти все страны. Эта страшная эпидемия могла также затруднять передвижение, а следовательно, и внешние сношения с другими государствами.

После смерти Джанибека, в обстановке внутренних феодальных войн внешние сношения с другими государствами должны были отойти на второй план. Ослабевшей Золотой Орды было в ту пору не до связей с Египтом, не до большой политики ни на Средиземном море, ни на Среднем Востоке.

В 1380 г. на золотоордынском троне оказался хан Тохтамыш, который попытался возродить былое могущество с Египтом, о чем свидетельствует отправка в Египет посольства.

Затем наступает длительный перерыв в обмене посольствами, которая объясняется ожесточенной борьбой, происходившей между Тохтамышем и Тимуром. Однако, когда Тимур стал угрожать непосредственно Египту, Тохтамыш, убедившийся к том времени, как трудно одному обороняться против этого завоевателя, отправил к египетскому султану ал – Малик аз – Захиру Саиф ау-дин Баркуку посольство с просьбой, чтобы султан и он «были одной рукой на мятежника злодея – Тимура»

В ответ на прибытие золотоордынских послов египетский султан отправил к Тохтамышу свое посольство. Это было последнее египетское посольство к Тохтамышу.

После опустошительных набегов Тимура и страшного удара, нанесенного им в 1395 г., Золотая орда уже не представляла собой такого большого и сильного государства, каким оно являлось на протяжении полутора веков. В связи с упадком Золотой Орды постепенно прекратились и ее дипломатические сношения с другими государствами, в частности с Египтом.2лительный перерыв озродить былое могущество с Египтом, о чем свидетельствует отправкав Египет посольства. на второй побытии, имевшим место в 1345-50 гг. на востокешений с Египтом, как, например, при Берке или Узбеке, что легко объяснитт.е. о, по другим данным того же автора, известно, что военные столкновения между этими ханами имели место уже в 1262 г.,еспрек

3)Война Золотой Орды с хулагуидским Ираном.

Почти все время существования Золотой Орды тянулся ее военный конфликт с Ираном. Падение Хулагуидской династии не привело к заключению мира, и война продолжалась при Чобанидах и Джелаиридах. Она наложила заметный отпечаток на внешнеполитическую ориентацию Золотой Орды. Прямым следствием ее было установление тесных связей с отдаленным Египтом и откровенная конфронтация с Византией, от которой в значительной мере зависели свобода плавания и торговые сношения между средиземноморским и черноморским бассейнами. По сути дела, это был внутриимперский конфликт, возникший между двумя родственниками, внуками Чингисхана — Берке и Хулагу. Причины зарождения враждебных отношений на столь высоком уровне должны были иметь достаточно серьезный и веский характер. Сохранившиеся источники излагают их довольно противоречиво, что определялось авторской ориентацией: египетские историки полностью оправдывали Золотую Орду и ее действия, иранские же порицали и обвиняли Берке в неспровоцированном нападении.3

Обе враждующие династии Чингисидов вели свое происхождение от Чингисхана; как известно, Джучи был его старшим сыном, а Хулагу-внуком (от младшего сына Тули-хана). Золотоордынский хан Берке, будучи сыном Джучи, считал себя старшим в роде, требуя от Хулагу согласно монгольскому обычаю беспрекословного подчинения и уважения. Рашид ад-Дин сообщает, что Хулагу был недоволен «своевластием Берке». Со своей стороны, Берке осуждал Хулагу за то, что тот «уничтожил халифа без совещания с родичами» и всячески наставлял и укорял его. «Но ввиду того,- добавляет Рашид-ад-Дин,- что Берке был старшим в роде, Хулагу-хан переносил все это…». Вскоре, однако, это стало ему досаждать и, как передает тот же Рашид-ад-Дин, он сказал: «Хотя он (Берке) и старший в роде, но так как он далек от пути скромности и мягкости и обращается ко мне с угрозой и насилием, то далее оказывать ему уважение я не хочу». Возможно, Берке, пользуясь своим авторитетом, хотел поставить Хулагу в зависимое от себя положение. Хулагу же, стремившийся к независимости, со своей стороны, намеренно лишил его тех некоторых доходов, которые он получал до образования государства ильханов.

Собственно, основным камнем преткновения для обоих государств был Азербайджан с центром в Табризе, в котором, благодаря его выгодному географическому положению находился один из главных узлов торговых караванных путей между восточными и западными странами. Фактически после образования ильханского государства торговые связи между Джучидами и Хулагуидами были нарушены. 4

Войны между Джучидами и Хулагуидами начинались обычно попыткой Берке воздействовать на Хулагу дипломатическим путем, о чем имеются неоднократные упоминания в источниках.

Начало военных столкновений между войсками Берке и Хулагу, по словам современника Ибн Васила, относится к 662 г. х. (1263 г.), причем, по его словам, Хулагу выступил первым.

Понимая всю серьезность положения, Берке произвел мобилизацию всех сил, которыми он располагал не только среди татар, но и среди русских. «Бе же тогда нужа великая от поганых», — говорится в «Житии Александра

Невского», — «гоняхуть люди, веляяхуть с особой воиньствовати». Берке обратился также к египетскому султану с предложением начать совместные военные действия против Хулагу. Султан, однако, воздержался от выступления.

Может быть из стратегических соображений, Берке вначале отступил в глубь страны на 15 дней пути. Генеральное сражение, происшедшее затем между Чингисидами, очень ярко описывается многими авторами.

Результат этой кровопролитной битвы был весьма плачевным для Хулагу—он потерпел поражение и, потеряв во время переправы по льду большую часть своего войска, отступил. Жертвы с обеих сторон были огромны.

Прибыв на поле боя, Берке сказал: «Да посрамит Аллах Халавуна этого, погубившего монголов мечами монголов. Если бы мы действовали сообща, то мы покорили бы всю землю».

Ибн Касир несколько иначе передает слова Берке, произнесенные сквозь слезы: «грустно мне, что монголы убивают друг друга, но что придумать против того, кто изменил ясе Чингис-хана?». Таким образом, Берке оправдывал свое столкновение с Хулагу двумя мотивами: в глазах мусульман он воевал с ним как с «неверным», перед лицом же монголов подчеркивал отступничество Хулагу от ясы Чингисхана.

После смерти Хулагу (30.ХП.1264 г.) на престол вступил его сын Абака.Вначале между Берке и Абакой существовало нечто вроде мирного соглашения или во всяком случае известная договоренность, поскольку Аба-

ка разрешил построить у себя в столице соборную мечеть, да еще с именем Берке, и ткацкую мастерскую.

Однако очень скоро и, может быть, именно вследствие этого между ними начались военные столкновения. В 663 г. х. (1264/65 г.) Абака потерпел поражение от золотоордынских войск, выступавших под предводительством Ногая (1265 г.). После прекращения военных действий Абака занялся возведением оборонительных укреплений по реке Куре. Об этом свидетельствуют не только персидские историки Вассаф и Рашид ад-дин, но также и арабский историк аз-Захаби, который приводит более подробные данные о сооружении этой стены.

Берке умер в 1266 г. по дороге в Тифлис, куда он направлялся во главе 300-тысячной армии, чтобы найти удобную переправу через Куру. С воцарением Менгу-Тимура конфликт между двумя государствами не прекратился, так как, по словам Вассафа, «любовь наследственна и ненависть наследственна»; причины, его породившие, продолжали существовать.

Сражения между Чингисидами велись с переменным успехом. Золотоордынцы совершали частые набеги на территорию Хулагуидов, которые всегда были готовы отразить их и даже, как отмечалось, сооружали искусственные укрепления, не надеясь на естественные преграды.

На протяжении всего рассматриваемого периода столкновения между Джучидами и Хулагуидами чередовались с мирными взаимоотношениями, Возобновлялись дипломатические связи, торговля: «...путем неоднократного

приезда послов и частных сношений. — пишет Вассаф, —[снова] был открыт путь торговцам и ортакам... область Арран взволновалась от множества повозок, рабов, коней и овец».

Часто такое замирение наступало не в силу какой-то договоренности, а просто потому, что обе стороны бывали отвлечены иными делами, как внешними, так и внутренними. Так, например, Хулагуиды, отстаивая свою

территорию от нападений Золотой Орды, в то же время не прекращали попыток захватить Сирию, продолжали враждовать с Чагатаидами в Средней Азии.

Следующее вторжение золотоордынских войск на территорию Хулагуидов произошло в царствование Тулабуги в рамазане 687 г. х. (1288 г) под предводительством Тама-Токты и Ногая. Получив отпор от войск хулагуидского хана Аргуна (1284—1291), золотоордынцы отступили. Затем, по свидетельству Рашид ад-дина, до воцарения в Иране Газана (1295 г.), а в Золотой Орде—Токты военных столкновений между двумя государствами не было. Это легко объяснимо начавшимися в Золотой Орде в ту пору феодальными междоусобными войнами, которые продолжались до гибели Ногая в 1299/1300 г. Внутренние потрясения отвлекали тогда Золотую Орду от активной внешней политики.

По словам персидских историков, Хулагуиды вели в основном только оборонительные войны и не воспользовались неурядицами в стане Джучидов. Рашид ад-дин приводит, например, слова, будто бы сказанные Газан-ханом золотоордынским послам, прибывшим от Токты с «изъявлением дружбы»: «В ваши междоусобные дела я не вмешиваюсь и [вашим] плохим положением не пользуюсь...». Своим же приближенным и родичам он нака-зывал: «Мы ни в коем случае не начинаем ссоры и при всем, что влечет за собой смуту, не выступаем первыми, чтобы вина за ущерб, который постигнет улус, не пала на нас».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (7)

    Конкурс
    Основной целью статьи является рассмотрение положительного опыта организации государственного устройства, историко-культурного наследия, сохранения памяти о героическом прошлом одного из уникальных уголков России – республики Алтай.
  2. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (12)

    Конкурс
    Человек, речь о котором пойдет в статье, был знаковой личностью своего времени. И не только времени. Крепкое и нерушимое стремление нести благо в жизни само по себе шире узких временных рамок.
  3. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (13)

    Конкурс
    Южский район – это маленькая частица России, затерянная среди лесов и болот. На карте огромной страны он выглядит крошечной точкой, но точка эта очень значима в истории Отечества.
  4. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (18)

    Конкурс
    Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать,
  5. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (23)

    Конкурс
    За свою более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало событий, которые коренным образом влияли на ее дальнейшую судьбу. Следует признать, что практически все они могут считаться переломными.
  6. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (2)

    Конкурс
    В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Условия жизни в обществе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения,

Другие похожие документы..