Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
1. В Положениях дипломов «Россия» и «Россия на всех диапазонах» под термином «область» понимается административно-территориальное образование, которо...полностью>>
'Конкурс'
у номінації «Хімія» вчитель хімії Новоукраїнської загальноосвітньої школи І-ПІ ступенів № 8 Новоукраїнської районної державної адміністрації Кіровогр...полностью>>
'Диссертация'
Специальности: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью); 08.00.14 – мировая экон...полностью>>
'Тесты'
Фундаментом художественного творения, того, что стало предметом авторского интереса, оценки, установкой, подчиняющей все художественные элементы, явля...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Агентство по науке и образованию Российской Федерации

Владимирский государственный университет

Кафедра экономической теории

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«История экономических учений»

для студентов заочного отделения

Составители:

Мирошникова Т. Д.

Трутнев А. П.

Владимир, 2005 г.

Содержание.

Введение 3

Учебный план курса 4

Содержание курса 5

Практические занятия 13

Перечень тем рефератов по курсу 32

Методика подготовки рефератов 40

Вопросы к экзамену (зачету)

по курсу «История экономических учений» 42

Библиографический список 44

Приложение 45

Введение.

Данный учебно-методический комплекс разработан с целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов заочного отделения по изучению курса «История экономических учений».

Количество и содержание тем курса соответствует требованиям ГОСа, предусматривающего изучение таких основных вопросов, как особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция, современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм, вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад А.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

В результате изучения курса студент должен:

  • уметь показать процесс формирования основных понятий и категорий экономической теории;

  • выделять узловые моменты в экономических концепциях;

  • выделять и анализировать противоречия в экономических взглядах ученых-представителей различных школ;

  • выработать свою позицию по отношению к рассматриваемым теориям.

Учебный план курса «История экономических учений»

для специальности 061100 - Менеджмент

Вид занятий

Всего

Количество часов

I

II

III

Лекции

2

2

Практические (семинары)

4

4

Курсовая работа

-

-

Контрольная работа

-

-

Реферат

+

+

СРС

50

50

Зачет

Экзамен

+

+

для специальности 061500 – Маркетинг

Вид занятий

Всего

Количество часов

I

II

III

Лекции

4

4

Практические (семинары)

2

2

Курсовая работа

-

-

Контрольная работа

-

-

Реферат

+

+

СРС

54

54

Зачет

+

+

Экзамен

Содержание курса

Тема 1. Предмет, проблемы методологии и структура курса.

Предмет истории экономических учений - исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, в теоретических школах, течениях и направлениях.

Место и роль принципов историчности и системного анализа в историко-экономической науке. Аргументы неприятия в методологии исследования и структуре курса постулатов об антагонизме классового общества, о каузальной зависимости категорий «базис» и «надстройка» в системе общественных отношений.

Структура курса: от эпохи дорыночных отношений до регулируемой государством рыночной экономики.

Учебная и научная литература курса.

Тема 2. Экономическая мысль ранних цивилизаций.

Натурально-хозяйственная идеология мыслителей и правителей

Древнего Востока. Законы хозяйственной политики в Вавилонии при царе Хаммурапи. Древнекитайская экономическая мысль в учении Конфуция и в

коллективном трактате «Гуань-цзы». Экономические воззрения Каутильи в

трактате «Артхашастра».

Экономические доктрины античного (классического) рабства в трудах древнегреческих философов. Ксенофонт и его трактат «Домострой». Проекты идеального государства в трудах Платона. Модель хозяйственной жизни в концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

Особенности экономических концепций ученых Древнего Рима ( Катон, Варон). Экономическая политика римских императоров (Цицерон, Сенека).

Тема 3. Экономическая мысль средневековья.

Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влиянием религиозной идеологии. Возникновение ислама и отражение

предписаний Корана в экономической мысли арабского Востока. Концепция «социальной физики» Ибн-Хальдуна.

Эволюция западноевропейских экономических доктрин в периоды раннего и позднего средневековья. Школа канонистов и ее теоретико-методологические постулаты. Особенности воззрений Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. . Кампанеллы.

Экономическая мысль народов России (IX-XVII вв.).

Тема 4. Меркантилизм.

Исторические и экономические предпосылки возникновения меркантилизма. Меркантилистская система как концепция о богатстве, периоде «первоначального накопления капитала» и зарождении основ рыночных экономических отношений. Принципы и особенности методологии меркантилистов.

Особенности ранних и поздних меркантилистских доктрин об активном сальдо торгового баланса. Возникновение металлической и количественной теории денег Теория ползучей инфляции.

Зрелый меркантилизм в воззрениях Т.Мена, Дж.Локка, Р. Кантильона, Дж. Ло, Ж. Б. Кольбера. Кольбертизм - специфика французского меркантилизма.

А. Монкретьен и его «Трактат политической экономии» как науки протекционистского решения экономических проблем государства.

Тема 5. Классическая экономическая школа.

Исторические условия появления концепции либерализма. Общие

характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее

эволюции. Критика протекционизма. Признание саморегулируемости экономики классового общества и приоритетного значения в создании национального богатства страны сферы материального производства. Стоимость как исходная категория экономического анализа. Затратный подход определения стоимости.

У. Петти - родоначальник классической политической экономии в
Англии. Основные теоретические положения «Трактата о налогах и сборах».
Особенности трактовок категорий богатства, денег, стоимости, доходов, цены земли. •

Возникновение «классической школы» во Франции. Особенности физиократического учения Ф.Кенэ и А.Тюрго. Теоретическое осмысление «чистого» (прибавочного) продукта, капитала и его структуры. Деление общества на классы, их труда на производительный и «бесплодный». «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее научное значение. А. Тюрго -экономист и министр-реформатор.

Основные идеи книги А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». Система «естественной свободы» и «невидимой руки». Критика меркантилизма и физиократизма. Анализ разделения труда в мануфактуре. Двойственная позиция в теории стоим ости. Понятие о производительном и непроизводительном труде. Особенности трактовок денег, доходов классов общества, капитала и его структуры, воспроизводства. Суть «баснословной догмы А.Смита».

Тема 6. Завершение «классической школы» в работах последователей А.Смита.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо. Своеобразие трактовок предмета и метода политической экономии, категории «стоимость», происхождения доходов, природы денег и денежного обращения, проблем реализации общественного продукта.

Ж. Б. Сэй и его «Трактат политической экономии или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория трех факторов производства. Характеристика природы происхождения стоимости и доходов «классов» общества. «Закон рынков» Ж. Б. Сэя или концепция о бескризисном экономическом росте.

Т.Мальтус и первая экономическая теория народонаселения. Сущность теории издержек, «железного закона заработной платы» и концепция «третьих лиц» в его «Принципах политической экономии...».

«Основы политической экономии...» Дж. С. Милля. Противопоставление друг другу «законов производства» и «законов распределения». Сущность доктрины «рабочего фонда», теории стоимости и «нейтральности» денег, суждений о социализме, положений социально-экономических реформ.

Тема 7. Реформирование либеральной экономики в концепциях противников «классической школы».

Критика экономики свободной конкуренции, пропаганда проектов экономических реформ и путей ненасильственного перехода к социализму в учениях социалистов-утопистов (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

Объяснение экономических кризисов и пауперизма в работах С.Сисмонди и П.Прудона. Неприятие либеральной экономики с позиций

защиты социально-экономических идей мелких товаропроизводителей. Концепции реформ, утверждающих идеалы «добра» и «справедливости».

Методологические особенности исторической школы германии и этапы ее развития. Историко-экономическая оценка развития форм и этапов хозяйствования. Учет влияния на экономический рост, неэкономических факторов. Обоснование идей социальных реформ на принципах экономического либерализма (Ф.Лист, Б. Гильдебранд, К. Книс, В. Рошер).

Тема 8. Марксизм.

Основные социально-экономические проблемы в «Капитале» К.Маркса. Учение о базисе и надстройке, саморазрушении капитализма.

Трактовка категорий «стоимость», «цена производства», «капитал», «заработная плата», «прибавочная стоимость», «норма эксплуатации», «норма прибыли».

Теория цикличности экономического развития при капитализме. Схемы воспроизводства. Критика вульгарной доктрины экономических кризисов.

Тема 9. Становление маржинализма.

Первый этап маржинальной революции.

Предпосылки возникновения, сущность и особенности маржинализма. Этапы «маржинальной революции», их общие и отличительные признаки. Переоценка ценностей «классической школы». Применение математических методов исследования, дифференциального исчисления в решении экономических задач. «Метод робинзонады». Идеи предельного анализа предшественников маржинализма (Г.Госсен, Ж. Дюпюи, О.Курно). Первый и второй «законы Госсена».

Особенности первого этапа «маржинальной революции». Австрийская школа. Методологические позиции К.Менгера в «Основаниях политической экономии». Механизм рыночного ценообразования в связи с «теорией вменения».

Решение проблем ценообразования на факторы производства «без математики» в «Основах теории ценности хозяйственных благ» О. Бем-Баверка. Сущность «окольных» и «прямых методов» производства. «Теория ожидания».

Мультипликативный способ определения суммарной полезности Ф. Визером. Субъективизм маржинальных концепций У.С. Джевонса. «Лозанская школа» Л.Вальраса. Особенности первой макроэкономической модели.

Тема 10. Второй этап «маржинальной революции» и

формирование неоклассической теории.

Теоретико-методологические особенности второго этапа «маржинальной революции». Обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки. Возникновение неоклассического направления экономической мысли.

А.Маршалл - основоположник «кембриджской школы» маржинализма и его работа «принципы экономической науки». Разработка методических основ оптимизации издержек производства.

Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж.Б.
Кларка. Концепция «статики» и «динамики» в экономике. Теория предельной
производительности основных факторов и распределения доходов.

Совершенствование концепции макроэкономического моделирования «лозанской школы» в трудах В.Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето» как модель оптимизации народного хозяйства.

Тема 11. Теории рынка несовершенной конкуренции

Историко-экономические предпосылки возникновения теорий рынка несовершенной конкуренции. «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина как концепция абсолютной монополии продавца на свой собственный продукт. Сущность понятия дифференциация продукта» и обусловливающих ее неценовых факторов, а также феномена «избытка мощности».

Выявление рыночных аспектов монополизированного хозяйства в

«Экономической теории несовершенной конкуренции» Дж.Робинсона. Трактовка дилеммы «эффективность или справедливость» в связи с деятельностью фирм монополистов, размеры которых превышают

оптимальные. Обоснование понятия «монопсония».

Тема 12. Возникновение и развитие институциональной школы.

Исторические предпосылки возникновения американского институционализма и его антимонопольных концепций. Особенности предмета и метода изучения. Программы социально-экономических реформ. Теория экономических организаций.

Социально-психологическое направление институциональной школы. Сценарии реформ Т. Веблена.

Социально-правовое направление институционализма (Дж.Коммонс). Правовой аспект в теории стоимости товарной продукции.

Эмпирико-прогностический институционализм У.К.Митчела. Концепция бескризисного цикла. Математико-статистические прогнозы экономического роста.

Тема 13. Эволюция кейнсианских теорий, государственного регулирования.

Книга Дж.М.Кейнса «Теория занятости, процента и денег». Новизна предмета и метода исследования. «Психологический закон» Кейнса и его сущность. Концепция «эффективного спроса». Мультипликатор инвестиций. Доктрины «предпочтения ликвидности» , «дешевых денег» и бюджетного дефицита в реализации идеи стимулирования спроса на средства производства и новые инвестиции.

Американская и европейская тенденции современного кейнсианства. Концепция маневрирования государственными расходами. Принцип акселератора. Регулирование экономики посредством индикативного метода планирования.

Неокейнсианские теории экономического роста. Моделирование экономической динамики с учетом причин повышения уровня цен, недогрузки предприятий и неполной занятости.

Неравновесная интерпретация Кейнса. Работа Р.Клауэра «Кейнсианская контрреволюция - теоретическая оценка». Экономика неопределенности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050501 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

    Учебно-методический комплекс
    о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм и ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «разработка управленческого решения» для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» для направления 050400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры №

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении ценностного отношения будущего учителя к достижениям Человечества, к духовным традициям
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;

Другие похожие документы..