Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Курсант самостоятельно избирает тему из прилагаемого далее перечня тем курсовых работ. Также он может по согласованию с преподавателем выбрать иную а...полностью>>
'Документ'
4. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ НИТРОСОЕДИНЕНИЙ В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ БАВ 4.1. Общие сведения о процессе. Значение нитросоединений в синтезе лекар...полностью>>
'Документ'
Для введения метода проектов в образовательную практику школ в первую очередь необходимо, чтобы режим работы предусматривал условия для проектной дея...полностью>>
'Учебное пособие'
Для «ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ» по ГОС дисциплин – указывается индекс и наименование дисциплины по ГОС. Для «НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ» - наименование цикла (блока) ГОС, в к...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теория и методика

обучения русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Теория и методика

обучения русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

кандидат филологических наук, доцент А.И. Акимова

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент Т.В. Жукова

Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 122 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, краткое содержание лекций, планы практических занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: Л.И. Чиркова, 2009.

Утверждаю

Декан факультета

Л.И. Чиркова

«8» апреля 2009

Рабочая программа

Кафедра __русского языка__________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины __ОПД. Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус____обязательная___________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)____032900.00 (050301.65) Русский язык и литература_____________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения___дневная_______________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____192 часа___________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

6

108

54

18

28

8

54

-

зачет

7

84

42

14

20

8

42

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД. Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку

Теория и методика обучения русскому языку. Методика как теория и практика обучения русскому языку. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений. Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность при обучении русскому языку. Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку: современный урок как основная форма обучения, типы уроков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Специфика уроков русского языка на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика изучения фонетики, орфоэпии и интонации. Методика освоения орфографии. Методика изучения лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и словообразования. Методика изучения грамматики (морфология и синтаксис). Методика освоения пунктуации. Методика преподавания русского языка на базовом и профильном уровнях. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка. Методика работы над текстом. Методика обучения написанию изложения и сочинению. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Элективные курсы. Внеурочная работа.

Разработчик профессор Л.И. Чиркова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

русского языка 3 февраля 2009

Заведующий кафедрой В.П. Никишаева

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«8» апреля 2009 Председатель Л.И. Чиркова

1.1 Организационно-нормативная документация

1.1 Рабочая учебная программа дисциплины

«Теория и методика обучения русскому языку»

1.1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью курса «Теория и методика обучения русскому языку» является профессионально-методическая подготовка студентов, которая складывается из усвоения ими теории обучения школьников русскому языку и из овладения умениями научить детей пользоваться русским языком в разных сферах его применения.

Теоретическая профессионально-методическая подготовка предполагает сообщение студентам системы знаний о категориях методики преподавания русского языка и закономерностях обучения учащихся русскому языку, принципах отбора содержания образования по предмету, о методах контроля и критериях оценки знаний учащихся и др.

Практическая подготовка обеспечивает формирование у студентов умения решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью учителя: проектировать процесс обучения русскому языку в школе в соответствии с программой, решать методические проблемы возникающие в этом процессе.

Задачи данной дисциплины:

  • вооружение студентов фундаментальными научно-методическими знаниями о специфике процесса обучения русскому языку и воспитания школьников средствами своего предмета;

  • создание у будущих учителей установки на глубокое и прочное овладение теоретическими знаниями по организации процесса обучения русскому языку в школе;

  • формирование у них умения отмечать действительно новое от псевдонового;

  • подготовка их к работе в изменяющихся условиях.

В основу курса теории и методики преподавания русского языка положен принцип единства лингвистического образования и методической подготовки студентов. Реализация этого принципа обеспечивается:

  • включением в содержание лекций и практических занятий анализа лингвистической природы языковых фактов;

  • выполнением комплекса комбинированных заданий решением проблемных задач, созданием учебных ситуаций, органически сочетающих в себе решение методических и лингвистических вопросов.

В содержании курса раскрываются социальная значимость обучения русскому языку на современном этапе развития общества, функции учителя русского языка и требования к нему; характеризуются содержание школьного курса русского языка, профессиональной деятельности учителя с учетом его специальности, система подготовки к ней, круг теоретических знаний и профессиональных умений, предусмотренных квалификационной характеристикой учителя.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами и целями обучения систему понятий из области дидактики, психологии, общего и русского языкознания, а также некоторые сведения по истории методики преподавания русского языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

В результате изучения методики преподавания русского языка в школе студенты овладевают следующими профессиональными знаниями и умениями:

Студенты должны знать:

  • сущность, содержание и структуру процесса обучения и изучения русского языка в средней школе;

  • тенденции развития теоретической и практической методики преподавания русского языка;

  • формы и методы обучения русскому языку;

  • закономерности планирования, организации, контроля и коррекции процесса обучения русскому языку на уроках и в процессе внеклассной работы по предмету;

  • основы организации исследовательской деятельности по методике преподавания русского языка.

Студенты должны уметь:

  • планировать учебно-воспитательную работу учителя русского языка в соответствии с требованиями программы и основными педагогическими принципами и закономерностями;

  • применять на практике основные формы организации учебной деятельности школьников в учебных заведениях разного типа (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи);

  • применять на практике методы и приемы обучения русскому языку, выбирать оптимальное их сочетание для конкретных ситуаций;

  • эффективно управлять деятельностью и общением учащихся в процессе уроков русского языка и внеклассных мероприятий по русскому языку;

  • анализировать педагогические ситуации, результаты обучения и воспитания, планировать мероприятия по улучшению процесса обучения русскому языку;

  • заниматься самообразованием, использовать достижения методической науки и передового опыта учителей-словесников на практике;

  • проводить доступные педагогические исследования по проблемам методики курса русского языка;

  • интерпретировать психолого-педагогические технологии в преподавании русского языка.

Особенностью содержания программы является ее ориентация на целенаправленное осуществление подготовки студентов к преподаванию русского языка в современной школе.

1.1.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Последовательность изучения разделов, а также некоторых тем внутри разделов может быть изменена с учётом опыта преподавания, современных изменений в методической мысли. Отдельные проблемы по решению кафедры и ведущих специалистов могут быть изучены студентами самостоятельно. Ряд тем выносится на практические занятия, количество которых может быть различно на разных специальностях и определяется соответствующими учебными планами.

Содержание практических занятий составляет самостоятельная работа студентов с лингвометодической литературой, критическое осмысление материала с современных позиций методики, конспектирование научно-методической литературы, разработка конспектов уроков разных типов, методическая оценка подборок конкретного дидактического материала, использование наглядных пособий и ТСО, выступление студентов с докладами и сообщениями, апробация фрагментов уроков, проведение микроэкспериментов, ролевые и деловые игры и т.п.

Особенность содержания программы – её ориентация на целенаправленное осуществление подготовки студентов к практической деятельности в системе общего и профессионального образования в рамках современных изменений общества. Поэтому в программе отражена специфика предмета «Теория обучения русскому языку», специфика организации деятельности учителя русского языка в школах разных типов (лицеи, гимназии), при разных подходах к обучению (традиционное и развивающее обучение) и др.

Таблица 1

1.1.3 Содержание дисциплины

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (32).

п/п

Тема лекции

Содержание

Кол-во часов

1

Понятие о методике русского языка как педагогической науке. Ее предмет и задачи.

1. Предмет и задачи методики русского языка как науки.

2. Связь методики преподавания русского языка с другими науками.

3. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений.

4. Содержание и структура школьного курса русского языка на современном этапе.

2

2

Принципы, методы и приемы обучения русскому языку

1. Общие понятия о методах и принципах в методике преподавания русского языка.

2. Классификация методов обучения и их характеристика.

2

3

Особенности действующих программ по русскому языку

1. Программа – основной документ организации обучения русскому языку. Структура программы и ее состав.

2. Исторический очерк развития школьных программ XIX и XX веков.

3. Принципы построения программ разных типов и авторов.

2

4

Особенности действующих учебников русского языка. Пособия, дополняющие учебник.

1. Учебник по русскому языку как ведущее средство обучения.

2. Основные функции школьного учебника по русскому языку.

3. Лингвистическая база школьного учебника.

4. Система действующих учебников по русскому языку: 1) под ред. Н.М. Шанского, 2) УМК под ред. В.В. Бабайцевой, 3) учебник под ред. М.М. Разумовской, 4) учебник под ред. Леонтьева А.А. (Авторы Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В. и др.). Отличительные признаки в структуре, системе подачи теоретического и практического материала, организации упражнений, речевого и языкового наполнения, анализ иллюстративного и справочного материала, наглядности в учебниках. Форма предъявления информации в современных учебниках по русскому языку. Реализация в учебниках индивидуализации обучения. Реализация в школьных учебниках задач формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, научного мировоззрения.

5. Методический аппарат учебников: использование разнообразных форм и методов предъявления информации, разграничение материала по степени сложности и важности, наличие материалов, обучающих способам деятельности, система упражнений, наличие наглядного и справочного материала и т.п.

6. Пособия, дополняющие учебник: сборники упражнений и заданий, сборники диктантов, сборники изложений, «Дидактический материал», «Рабочие тетради», справочные пособия, словари и т.д.. Особенности и назначение каждого из пособий.

2

5

Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку

1. Урок русского языка – основная форма обучения. Современные требования к уроку.

2. Цели и задачи конкретного урока.

3. Связь урока русского языка с другими формами обучения.

4. Типология уроков русского языка: урок первичного усвоения материала, урок закрепления полученных знаний, урок обобщения и систематизации изученного, урок повторения, урок контроля, комбинированный урок, урок развития речи. Зависимость структуры урока от его цели, содержания и места в учебном процессе.

5. Структурные элементы урока и их функции: организационный момент, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала, сообщение новых знаний, формирование умений и навыков, задавание работы на дом, подведение итогов урока. Нетрадиционные формы проведения урока русского языка.

4

6

Виды учебных планов по русскому языку

1. Планирование учебного материала – необходимый этап для организации равномерной работы, для видения перспективы в изучении предмета.

2. Календарное планирование: цели, задачи, структура и наполнение, общие принципы составления календарного планирования.

3. Тематическое планирование: особенности программного материала при планировании, учет часов на контрольные уроки и уроки развития речи в тематическом планировании, учет календарного года и т.п.

4. Планирование конкретного урока русского языка. Формулирование цели и задач урока. Подбор дидактического и языкового материала. Учет перспективных и ретроспективных связей при планировании. Условия эффективного проведения урока. Пути повышения эффективности урока в современной школе. Особенности построения и планирования урока в различных типах учебных заведений.

1

7

Методика изучения фонетики, графики и орфоэпии.

1. Место фонетики в школьном преподавании русского языка.

2. Задачи изучения фонетики в школе.

3. Содержание раздела фонетика и графика.

4. Опора на слуховые и зрительные образы слов при обучении фонетике. Фонетические и фонетико-графические упражнения.

5. Фонетический разбор.

6. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.

1

8

Методика обучения орфографии в школьном курсе русского языка

1. Становление методики обучения орфографии.

2. Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка.

3. Основные понятия методики орфографии: орфографическая грамотность, орфографическая зоркость, орфограмма, орфографические навыки и умения, орфографическое правило.

4. Принципы методики орфографии: общие для всей орфографии и частные принципы методики орфографии.

5. Содержание работы по орфографии в средней школе и в старшем звене. Способы подачи орфографических знаний.

6. Классификация орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора той или иной орфограммы.

7. Методические предпосылки работы по орфографии в школе: базовые знания по русскому языку, базовые учебно-языковые умения, развитие орфографической зоркости, формирование орфографической памяти.

8. Организация работы над орфограммой. Варианты орфограмм и методика работы с ними. Этапы осуществления работы над орфографическим правилом. Специальные орфографические упражнения. Неспециальные орфографические упражнения. Выбор орфографических упражнений для конкретного урока.

9. Работа над орфограммами при изучении других разделов языка.

10. Словарно-орфографическая работа. Орфографические затруднения учащихся и их преодоление.

11. Классификация орфографических ошибок. Предупреждение орфографических ошибок. Систематизация орфографических умений.

12. Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся.

3

9

Методика изучения лексики и фразеологии

1. Задачи изучения лексики и фразеологии в школе.

2. Лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии.

3. Методы изучения лексических понятий.

4. Лексико-фразеологические упражнения. Лексический разбор.

1

10

Методика изучения состава слова и словообразования

1. Значение изучения состава слова и словообразования.

2. Основные методы изучения раздела «Морфемика»

3. Виды упражнений по словообразованию. Морфемный анализ слова и словообразовательный разбор.

1

11

Методика изучения грамматики

1. Значение и место грамматики в школьном курсе русского языка.

2. Содержание занятий по грамматике в школе.

3. Методика морфологии. Цели обучения морфологии в школе. Изучение морфологии в школьном курсе русского языка на синтаксической основе. Особенности подхода к трактовке некоторых морфологических понятий в учебниках по русскому языку. Система изучения частей речи. морфологические упражнения.

4. Методика синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школьном курсе русского языка. Методика изучения синтаксических понятий.

5. О связи между морфологией и синтаксиса при изучении грамматики.

2

12

Методика изучения пунктуации

1. Место пунктуации в школьном курсе русского языка.

2. Лингвистические основы работы по пунктуации в школе.

3. Принципы русской пунктуации и их отношение к методике обучения пунктуации.

4. Пунктограмма. Пунктуационные правила. Методика работы над пунктуационным правилом.

5. Работа по пунктуации при изучении несинтаксических тем и в связи с развитием связной речи учащихся. Классификация пунктуационных ошибок и пути их предупреждения и преодоления.

2

13

Методика развития речи учащихся

1. Понятие речевого развития школьников.

2. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности (говорению, слушанию, чтению, письму).

3. Лингвистические основы речевого развития школьников. Психологические основы речевого развития школьников.

4. Основные направления работы по развитию связной речи.

5. Закономерности усвоения речи. учебно-речевые задачи на уроках русского языка.

6. Обогащение словарного запаса учащихся.

2

14

Стилистика и культура речи в школьном курсе

1. Значение стилистики в школьном курсе русского языка.

2. Место стилистики в школьном курсе русского языка.

3. Содержание работы по стилистике.

4. Методика работы над стилистическими понятиями.

5. Основные умения по стилистике и работа по их формированию в школе.

2

15

Методика работы с текстом на уроках русского языка

1. Место и значение текста в системе работы по речевому развитию школьников.

2. Понятие текста в лингвистике и методике: основные признаки текста, основные текстообразующие факторы.

3. Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку.

4. Типология текстов в курсе русского языка в школе: учебный текст, текст упражнения, дидактический материал, художественный текст, текст сочинения школьника и т.п.

5. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка и развития речи.

6. Формирование текстовых умений школьников.

7. Методика работы с текстом на уроках русского языка в зависимости от его типа.

1

16

Методика работы над обучающим изложением и сочинением

1. Изложение как основной вид работы по речевому развитию учащихся в среднем звене. Классификация изложений по объему исходного текста, по отношению к содержанию исходного текста, по степени знакомства с исходным текстом, по осложненности языковым заданием, по жанрово-стилистическим особенностям, по тематике и т.д.

2. Система обучения изложениям в учебниках и программах по русскому языку. Основные этапы работы над обучающим изложением.

3. Сочинение учащегося как основной вид работы по развитию связной речи. место сочинений в системе работы по речевому развитию школьников. Классификация сочинений по тематике, по типу создаваемых текстов, по стилю, по источнику получения информации, по осложненности и т.п. Организация работы над обучающим сочинением: подготовка к организации сочинения, проверка и анализ сочинений, работа по совершенствованию написанного. Трудности, которые испытывают учащиеся при написании сочинений, пути их преодоления. Своеобразие методов, приемов и организации обучения сочинениям в зависимости от их жанрово-стилистических особенностей.

4. Критерии оценки речи школьников. Анализ содержательной и речевой стороны ученических высказываний. Речевые ошибки в творческих работах учеников и их классификация. Условные обозначения речевых ошибок в работах учащихся. Особенности и структура уроков над ошибками, уроков совершенствования написанного.

2

17

Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания

1. Сущность культуроведческого подхода, его отражение в программах и учебниках по русскому языку.

2. Значимость методической науки для профессионального становления учителя. Профессиональный почерк, интуиция, импровизация.

3. Роль передового опыта учителей в развитии методической науки.

1

18

Углубленное изучение русского языка в школе. Факультативы. Элективные курсы. Внеурочная работа.

1. Понятие углублённого изучения русского языка в школе. Пути углублённого изучения русского языка в средней школе и их взаимосвязь. Формы организации углублённого изучения русского языка.

2. Факультативы по русскому языку как форма учебно-воспитательного процесса и их место в ряду других путей углублённого изучения русского языка в школе. Виды факультативов. Принципы отбора сведений по русскому языку для факультативных занятий. Формы занятий и методы работы, используемые на факультативах: вводные занятия, ознакомительные занятия, повторительно-обобщающие и проверочные занятия.

3. Понятие элективных курсов. Отличительные особенности элективных курсов и специфика работы. Анализ одной из предложенных программ элективного курса по русскому языку.

4. Внеклассная (внеурочная) работа в школе по русскому языку. Содержание внеклассной работы. Формы внеклассной работы в школе. Взаимосвязь классной и внеклассной работы. Методика подготовки и проведения лингвистического кружка, олимпиад, вечеров и конкурсов по русскому языку в школе.

1

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..