Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Данный проект основан на знаниях, умениях, навыках новых ключевых компетенциях (социальных, политических, литературоведческих, культурологических), п...полностью>>
'Закон'
Аналіз регуляторного впливу проекту рішення міської ради “ Про єдиний податок” підготовлено згідно з вимогами Закону України „Про засади державної ре...полностью>>
'Документ'
Выполнение основных показателей деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее – Управление) в 2011 году п...полностью>>
'Практикум'
для студентів заочної форми навчання ОКР магістра галузі знань 0302 міжнародні відносини спеціальності 8.03020401 на період сесії з 13.02.2012р. до 2...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Тишкина Любовь Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(на примере муниципальных образований Московской области)

Специальность 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2008

Работа выполнена на кафедре «Финансы, бюджет и страхование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономического институт».

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Таксир Ким Исаевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Пешехонов Юрий Владимирович

кандидат экономических наук, доцент

Козлова Ольга Львовна

Ведущая организация: Институт экономики Российской

Академии наук

Защита состоится «__»__________ 2008 г. в ___ часов в ауд. А 200 на заседании диссертационного совета Д 212.040.01 при ГОУ ВПО Всероссийском заочном финансово-экономическом институте по адресу: 123995, Москва, ул. Олеко Дундича, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Автореферат разослан «__» ___________ 2008г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент Ситникова В.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проведение в России реформы местного самоуправления, отправной точкой которой стало принятие Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - дело исключительной важности и сложности.

Новый закон призван способствовать повышению эффективности действующей системы местного самоуправления, развитию экономики муниципальных образований, формированию стабильной и устойчивой финансовой базы местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления, разграничение полномочий между различными уровнями власти, повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления требуют дальнейшего реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

В настоящее время одной из главных проблем местного самоуправления является недостаточность его собственной доходной базы и несовершенство механизма формирования и исполнения местных бюджетов. За муниципальными образованиями закреплены в основном все вопросы, связанные с жизнеобеспечением населения, которые требуют значительных финансовых и материальных ресурсов. Именно местные органы власти ответственны за работу жилищно-коммунального хозяйства, за качество услуг здравоохранения, образования, культуры, за благоустройство территории и многое другое.

Существующий механизм межбюджетных отношений, при котором отчисления от федеральных и региональных налогов, а также финансовая помощь местным бюджетам устанавливаются индивидуально под расходы, прогнозируемые вышестоящими органами власти, сориентирован в основном на реализацию выравнивающей функции и не стимулирует местное самоуправление увеличивать собственные доходы своих бюджетов. Тем самым снижаются побудительные мотивы органов местного самоуправления к развитию собственной экономической базы.

Финансовая автономия местных органов власти предполагает самостоятельный статус муниципальных образований в федеральном государстве. Она состоит в том, что органы местного самоуправления должны иметь возможность самостоятельно определять свои доходы и расходы. В условиях, когда местная власть не может опираться на свои финансовые ресурсы, она не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Без стабильной основательной финансовой базы невозможно реальное местное самоуправление.

Несмотря на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ укрепил самостоятельность и расширил полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, он не решил вопроса о создании полноценной, стабильной финансовой базы местного самоуправления. Одна из слабых сторон закона о местном самоуправлении – недостаточная проработка финансово-бюджетных вопросов. Закон ставит организационное самоуправление во главу угла, в то же время проблемы финансово-бюджетной обеспеченности местного самоуправления во многом остались нерешенными.

Между тем, на этапе завершения реформационных процессов, в условиях стабилизации и подъема экономики бюджетная система страны должна развиваться в направлении роста числа самодостаточных местных бюджетов и, соответственно, сокращения числа дотационных районов.

Для эффективной работы муниципальных образований по исполнению возложенных на них полномочий недостаточно только укрепления их финансовой базы, необходима также грамотная политика местных органов власти в области управления муниципальными финансами.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки конкретных предложений по укреплению доходной базы муниципальных образований, а также по повышению качества управления муниципальными финансами и совершенствованию перспективного бюджетного планирования.

Проведенный анализ действующего законодательства в области бюджетных отношений позволил предложить ряд мероприятий по формированию полноценной финансовой базы местного самоуправления, по совершенствованию механизма формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы.

В представленной работе даны конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другие законодательные акты, направленные на укрепление института местного самоуправления в Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы местных бюджетов в России и в СССР в разное время исследовали: А.Д. Александрова, М.В. Васильева, Л.С. Величко, С.А. Вешняков, Г.Герасимова, В.А. Голощапов, О.Н. Горбунова, В.С. Демченко, Р. Кудряшов, Н.С. Максимова, В.И. Матвеева, В. Менчинский, И.Г. Морозов, Г.Б. Поляк, И.Н. Смирнов, С.П. Солянникова, Я.Н. Степанов, В.Н. Твердохлебов, М.Ф. Ужвенко, Б.И. Филимонов, Я.Б. Хесин, С. Чугунов, В.А. Шаврин, Н.А. Ширкевич.

Однако вопросы организации бюджетных отношений в муниципальных образованиях в силу их новизны и специфики, связанной с особенностями местного самоуправления, разработаны гораздо меньше. В связи с проводимой в стране муниципальной реформой вопросам укрепления местных финансов уделяется все больше внимания. Исследованиями этих проблем занимаются: А.Г. Андреев, К.С. Вартапетов, В.Г. Игнатов, А.Г. Игудин, И.В. Караваева, С.А.Карчевская, А.М. Лавров, В.Н. Лексин, Н.В. Львов, В.С. Мокрый, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, А.Ю. Пантелеев, С.П. Сазонов, К.И. Таксир, С.А. Трунов, Н.К. Фролова, В.Б.Христенко, А.В.Чернявский, А.Г. Шишкин и другие.

Основы теории построения бюджетной системы были заложены такими зарубежными экономистами как А. Вагнер, К. Виксель, А. Лаффер, А. Маршалл, Д. Рикардо, П. Самуэльсон и др.

Проблема укрепления финансов муниципальных образований в рыночных условиях недостаточно исследована в экономической литературе. В связи с этим, а также с учетом основных задач проводимой в стране реформы местного самоуправления имеется необходимость в разработке методологических основ и практических рекомендаций, направленных на укрепление доходной базы муниципальных образований и повышение качества управления муниципальными финансами.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования – разработка научных и практических рекомендаций по укреплению доходной базы муниципальных образований, по совершенствованию механизма формирования и исполнения местных бюджетов.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач, выполнение каждой из которых явилось определенным этапом в реализации цели исследования. В качестве таких задач можно выделить следующие:

- проанализировать существующую систему межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления и разработать предложения по ее совершенствованию;

- исследовать существующие методы формирования и исполнения местных бюджетов и обосновать необходимость их совершенствования;

- определить основные направления укрепления доходной базы муниципальных образований;

- выявить проблемы организации бюджетного процесса в условиях двухуровневой системы местного самоуправления и разработать конкретные предложения по исполнению бюджетов городских и сельских поселений;

- осуществить анализ системы казначейского исполнения бюджетов, определить ее место и роль в системе управления муниципальными финансовыми ресурсами и на этой основе обосновать необходимость создания муниципального казначейства в составе финансового органа муниципального образования;

- обосновать необходимость разработки перспективного финансового плана как главного элемента управления муниципальными финансами в процессе реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между государством и муниципальными образованиями в процессе формирования и исполнения местных бюджетов.

Объект исследования. Объектом исследования являются бюджеты муниципальных образований и их межбюджетные отношения с субъектами Российской Федерации (на примере муниципальных образований Московской области).

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой проведенного исследования послужили научные труды отечественных, а также зарубежных ученых и практиков, изучавших различные проблемы организации бюджетных отношений в целом и на уровне муниципальных образований.

Методологической основой исследования является комплексная система научных методов, использованных при изучении предмета исследования. При анализе предмета исследования и формулировании выводов по его результатам использовались, в частности, историко-логический, аналитический, системный методы, а также методы статистического анализа, экономико-математического моделирования и прогнозирования.

Информационно-эмпирической базой исследования явились: программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Совета Федерации Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, органов государственной власти Московской области и других регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, материалы научно-практических конференций и симпозиумов по проблемам бюджетной и налоговой политики, материалы конференций по проблемам организации местного самоуправления, формирования и исполнения местных бюджетов, аналитико-статистические обзоры, справочные и аналитические материалы, методологические и инструктивные материалы.

Научная новизна исследования состоит в разработке научно-практических основ формирования финансовой базы муниципальных образований, предложений по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов Российской Федерации, в подготовке концептуальных подходов к организации исполнения бюджетов поселений через систему финансово-казначейских органов муниципальных районов.

Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволят расширить потенциал теоретических и практических знаний по исследуемой проблеме и разработать концептуальные подходы к организации бюджетных отношений в муниципальных образованиях, имеющих важное экономическое, социально-культурное и политическое значение в соответствии с ролью местного самоуправления как основы конституционного строя Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной:

- выявлены причины неэффективности межбюджетных отношений между региональными и местными бюджетами и внесены предложения по их дальнейшему реформированию, в частности, разработаны предложения по совершенствованию методики выравнивания бюджетной обеспеченности и методики расчетов нормативов расходов бюджета, применяемых при составлении прогнозов бюджетов муниципальных образований Московской области;

- выявлена несбалансированность между законодательно установленными расходными полномочиями и доходными источниками местных бюджетов и сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию разграничения доходных источников по уровням бюджетной системы с тем, чтобы оно в максимально возможной степени было адекватно разграничению расходных полномочий, в их числе: отказ от перекрестного перераспределения финансовых потоков и др.;

- разработана система мер по укреплению доходной базы муниципальных образований, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов поселений и муниципальных районов в условиях введения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме;

- разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми органами и органами государственной статистики с целью формирования и исполнения местных бюджетов, в частности, целесообразно закрепить постановлением Правительства Российской Федерации положение об обязанности налоговых органов представлять в финансовые органы муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов, суммах задолженности и недоимки, суммах реструктуризированных платежей по уровням бюджетной системы в разрезе отраслей экономики, видов налогов, налогоплательщиков, по каждому муниципальному образованию;

- обоснована необходимость концентрации у финансовых органов муниципальных районов соответствующих функций и полномочий по исполнению местных бюджетов, в том числе бюджетов городских и сельских поселений, что возможно в рамках реализации варианта исполнения бюджетов муниципальных образований, при котором казначейское исполнение местных бюджетов, в том числе бюджетов поселений, осуществляется районными муниципальными финансово-казначейскими органами на основе установленных на федеральном уровне стандартов казначейского исполнения бюджетов всех уровней;

- разработана и предложена для практического применения схема организации казначейского исполнения бюджетов городских и сельских поселений через районное (муниципальное) финансово-казначейское управление и проект соглашения между поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета поселения финансовым органом района;

- обоснована необходимость разработки перспективного финансового плана муниципального образования, как главного инструмента оценки финансовых ресурсов муниципалитета в процессе реализации программ социально-экономического развития территории, а также предложена методика разработки, применения и мониторинга перспективного финансового плана муниципального образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы при разработке методики межбюджетного регулирования между субъектом и муниципальными образованиями, а также при формировании и исполнении бюджетов муниципальных образований.

Результаты научного исследования, а также выводы могут быть использованы Министерством финансов Российской Федерации при разработке концепций реформирования межбюджетных отношений, Администрацией Московской области при составлении проектов бюджетов.

Теоретические положения, развитые автором в диссертации, могут быть использованы при чтении лекций по финансовым дисциплинам в высших учебных заведениях и колледжах.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на региональных семинарах и совещаниях по проблемам формирования и исполнения местных бюджетов в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годах, а также на семинарах, проводимых автором со слушателями института повышения квалификации Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации и Одинцовского гуманитарного университета.

Результаты исследования реализованы при формировании и организации исполнения местного бюджета в Одинцовском муниципальном районе и ряде других муниципальных образований Московской области, что подтверждено справкой о внедрении.

Публикации. По теме диссертации опубликованы три работы общим объемом 2,0 печатных листов, в том числе две работы опубликованы в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Диссертация содержит 166 страниц текста и имеет 13 рисунков, 9 таблиц, 15 приложений.

Список литературы включает 135 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи, предмет и объект, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Развитие межбюджетных отношений в условиях муниципальной реформы» рассмотрены теоретические основы муниципальной реформы, формирование двухуровневой системы местного самоуправления, обосновывается необходимость наделения муниципальных образований конкретным кругом полномочий, материальными и финансовыми ресурсами. Выявлен ряд противоречий существующей системы межбюджетных отношений между субъектом и органами местного самоуправления, оказывающих отрицательное влияние на экономическое развитие местного самоуправления, даны предложения по их реформированию.

Во второй главе «Анализ формирования и исполнения местных бюджетов» проанализирован действующий механизм формирования доходов и расходов муниципальных бюджетов, выявлены причины его неэффективности, даны предложения по пересмотру методов формирования доходов и расходов бюджетов муниципальных образований. Рассмотрена проблема несбалансированности местных бюджетов, вызванная несоответствием доходных и расходных полномочий муниципальных образований. Обоснована необходимость разработки мероприятий по укреплению доходной базы муниципальных образований.

В третьей главе «Основные направления совершенствования формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы» разработана система мер по укреплению доходной базы муниципальных образований, даны предложения по внесению дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов Российской Федерации.

С целью повышения качества управления муниципальными финансами обоснована необходимость создания и сохранения муниципальных казначейств, разработана и предложена для практического применения схема организации казначейского исполнения бюджетов городских и сельских поселений через районное (муниципальное) финансово-казначейское управление, а также подготовлен проект соглашения между поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета поселения финансовым органом района.

Предложена методика разработки, применения и мониторинга перспективного финансового плана муниципального образования, как главного инструмента оценки финансовых ресурсов муниципалитета в процессе реализации программ социально-экономического развития территории.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации, полученные автором в результате выполненной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Межбюджетные отношения в условиях реформирования местного самоуправления (на примере Московской области)

    Диссертация
    Защита состоится “ ” 2007 г. в часов в аудитории на заседании Диссертационного совета К 212.040.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук при Всероссийском заочном финансово-экономическом институте
  2. Методологические основы управления жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы местного самоуправления

    Автореферат
    Защита состоится 29 сентября 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 502.001.02 при ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы» по адресу: 603950, г.
  3. Изменение качества жизни населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства (на примере Республики Саха (Якутия))

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре экономических и финансовых дисциплин Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Московский гуманитарный университет»
  4. Формирование системы местного самоуправления на Европейском Севере РФ в 1990-е годы (на материалах Архангельской и Вологодской областей)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что ак- тивное и должным образом организованное самоуправленческое начало в со- временном мире выступает в качестве одной из основ демократического обще- ства.
  5. Бондарь Николай Семенович судья Конституционного Суда рф, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Автор около 230 публикаций, в том числе 15 книг монографий, учебник

    Учебник
    Бондарь Николай Семенович - судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Автор около 230 публикаций, в том числе 15 книг - монографий, учебников по конституционному и

Другие похожие документы..