Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели: формировать навыки склонения имён существительных, развивать умение определять падеж существительных в тексте, повторить разбор существительных...полностью>>
'Сказка'
Оборудование: компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репроду...полностью>>
'Документ'
літ-ра 17 Історія 11 геометрія 19 Хімія 1 Географія 5 Англ....полностью>>
'Лекция'
Если мы спросим, из чего нам исходить и к чему идти в нашей жизни, то ответ будет: из веры в откровение, ибо вне ее — только нигилизм. Один теолог нед...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История философии: Запад - Россия - Восток.

кн. 1: Философия древности и средневековья.

уч. под ред. Н.В. Мотрошиловой.

изд. 2.

М., 1996.

448 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ЗАПАД

Часть 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел 1.

Вводная глава (Ю.А. Шичалин). Проблема изложения,

хронологические рамки и периодизация античной философии

1. Проблема изложения античной философии:

концептуальный и исторический подходы 16

2. Источниковедческие и общекультурные барьеры 18

3. Хронологические рамки 19

4. Периодизация античной философии 24

Раздел II. Ранняя античная философская мысль:

ее возникновение, становление, развитие (Н.В. Мотрошилова)

Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 29

Мифология и пред-философия 31

Преднаука и любовь к мудрости 34

Глава 2. Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии

1. Первоначало

Возникновение и эволюция идеи первоначала

(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 42

"Беспредельное" ["апейрон"] в философии Анаксимандра 45

У истоков диалектики 49

Глава 3. Рождение и преобразование первых диалектических идей

в западной философии

1. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости 52

Мудрец и толпа 54

Новое в понимании первоначала (идея огня) 57

Идея логоса 59

Диалектика в философии Гераклита 61

2. Элейская школа. Идея и парадоксы бытия

Феномен Ксенофана. 66

Рождение идеи бытия (Парменид) 69

Зенон Элейский: апории в свете проблемы бытия 74

Парадоксы бытия 76

Глава 4. Рождение и развитие атомистических идей в западной философии

Жизненный путь Демокрита 78

Демокрит о человеке, его жизни и ценностях 80

У истоков атомистических идей

Атом как первоначало 84

Атомы и пустота 86

Судьба древнегреческого атомизма и философский взгляд Эпикура 88

Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура 89

Боги, человек, нравственное поведение, счастье 91

Раздел III. Три этапа исторического развития античной философии

(Ю.А. Шичалин)

Введение 96

Глава 1. Пребывание

1. Начало античной философии 97

Мудрецы и ученые 97

Пифагорейская философия 101

Ксенофан, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Зенон 105

2. Расширение философской проблематики, дисциплинарное

членение и техническое оснащение философии 108

Софисты 108

Сократ и сократики 110

3. Обретение полноты "пребывания" античной философии

в платоновской Академии

Платон: литературное творчество 90-60-х годов 111

Проблема философского метода и критерия знания 114

Академия при Аристотеле 117

4. Интеллектуальный кругозор античной философии на этапе пребывания 121

Глава 2. Исхождение 124

1. Философские школы в IV - III вв. до н.э.

Аристотель и перипатетики 124

Древняя Академия 128

Стоики 131

Эпикурейцы 135

2. Стоики и академики во II - I вв. до н.э. 138

3. Пифагорейцы 140

Глава 3. Возвращение 147

1. Эпикурейцы, стоики, Вторая софистика 146

2. Толкователи Аристотеля 147

3. Платоники до Плотина

Пифагореизм и антиаристотелизм 148

Оснащение школьного платонизма учебными пособиями 150

Комментарии к диалогам Платона 152

Популярный платонизм и постепенная сакрализация образа Платона 153

4. Некоторые результаты развития платонизма к началу III в. н.э. 154

5. Плотин 155

6. Амелий и Порфирий 164

7. Ямвлих 166

8. Ученики Ямвлиха, Пергамская школа, император Юлиан 169

9. Афинская школа платонизма 170

Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники 171

Дамаский 174

10. Александрийская школа 179

Заключение 183

Раздел IV. Основные понятия и проблемы античной философии (Д.В. Никулин)

Введение 185

1. Бытие и становление. Знание о бытии и истине 187

2. Цель. Благо. Благо и космос 189

3. Сущность 192

4. Единое и многое .194

5. Предел и беспредельное 196

6. Деятельность-действительность и возможность-способность 198

7. Число как сущее 201

Единица и двоица 202

Мера. Математическое и идеальное число 205

Число и величина 206

8. Разум. Структура познавательных способностей 207

9. Воображение и промежуточные сущности 211

10. Созерцание. Теория и праксис 213

11. Природа, искусство и техника 216

12. Иерархия наук 217

13. Космос и движение 221

14. Материя 223

Двойственность в материи 226

Литература. 229

Часть II. История средневековой философии 233

Раздел I. Патристика (А.А. Столяров)

Глава 1. Понятие о патристике и ее основные особенности 234

Глава 2. Ранняя патристика (II - III вв.) 240

1. Апостольские отцы, апологетика и христианский гностицизм II в 240

2. Философская теология III в. 244

Глава 3. Зрелая патристика (IV - V вв.) 252

Глава 4. Поздняя патристика (конец V - VIII вв.). 260

Литература. 263

Раздел II. Схоластическая философия (В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов)

Введение

1. Социокультурный контекст развития средневековой философии 265

2. Предмет религиозной философии . 270

Мир религиозного опыта 271

Трудности рационального выражения духовного опыта 275

Глава 1. Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы 278

1. Отказ от рационального познания (монашеско-мистическая традиция) 278

2. Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума

Отношение церкви к рациональному познанию 281

Философия - служанка богословия 282

Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия 283

Глава 2. Средневековый символизм 286

1. Общая характеристика христианского символизма 286

2. Философский символизм 289

Глава 3. Рационализм схоластической философии

1. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме 292

2. Теологические предпосылки схоластического рационализма 294

3. Идеологические и социокультурные следствия доктрины

схоластического рационализма 297

Глава 4. Схоластический метод анализа философских проблем

1. Понятие схоластического метода 300

2. Схоластика и идеал знания 301

3. Логика как основа онтологии

Логические принципы выделения первоэлементов бытия 302

Логическая (смысловая) структура вещи. Понятие субстанции 305

Учение о родах и видах 307

4. Основание единства субстанции 311

5. Проблема индивидуализации 313

6. Понятие бытия и проблема сущности и существования 316

7. Проблема универсалий 320

Глава 5. Система образования в средние века 325

1. Раннее средневековье (VI - X вв.) 325

2. Ренессанс XII в 330

Глава 6. Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической

философии

1. Боэций - "учитель средневековья" 334

2. Иоанн Скот Эриугена . 336

3. Ансельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога 338

4. Спор о природе универсалий 339

5. Усвоение аристотелизма в схоластике 342

6. Бонавентура. Мистический путь познания 343

7. философия Фомы Аквинского 345

8. Концептуализм Дунса Скота 348

9. Номинализм Оккама 350

Литература 351

ВОСТОК

Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама (М.Т. Степанянц)

Введение 354

Глава 1. Рождение философии 354

Глава 2. Философское понимание начала 357

Глава 3. Бытие и не-бытие

1. Многовариантность индийской онтологии 361

2. Китайская парадигма мироустроения 366

3. Мусульманская концепция творения мира 369

Глава 4. Человек в контексте традиционных культур

1. Человек как манифестация атмана 375

2. Человек в мире "тьмы вещей" 380

3. Добродетельный человек добродетельного города 385

Глава 5. Типы философствования 393

1. Индийская реалистическая и идеалистическая эпистемология 395

2. Китайская модель рефлексии 397

3. Вера и знание в мусульманской культуре 400

Литература 412

РОССИЯ

История русской философской мысли (М.Н. Громов)

Введение 416

Глава 1. Философская мысль средневековой Руси (X - XVII вв.) 417

1. Созидание основ 418

Языческая и христианская модели бытия 418

Необходимость новой методологии исследования 419

Представления о философии и средневековой Руси 420

София Премудрость Божия 421

Классификация письменных источников 422

Оценка состояния философского знания на Руси 423

2. Москва - Третий Рим 424

Древнерусский панэтизм 424

Эволюция отечественного самосознания 428

Смысл протоимперской доктрины 430

Идеал Святой Руси 431

Нестяжательство и иосифлянство 433

Глава 2. Эпоха барокко 435

Смутное время 436

Грекофилы и латинофилы 438

Классификация знания Юрия Крижанича 440

Славяно-греко-латинская академия 445

Литература 448

ВВЕДЕНИЕ

В основу учебника <История философии: Запад-Россия-Восток>,

первую книгу которого, посвященную античности и средневековью,

читатель держит в руках, положены некоторые центральные принци-

пы-понятия, связанные с теорией и методологией философии, истори-

ко-философских исследований, а также и с личностными установками

авторов, их отношением к происходящим в современном мире соци-

ально-историческим и цивилизационно-культурным процессам. В ра-

боте приняты в расчет и неустранимые противоречия-антиномии, с

напряженным взаимодействием полюсов которых приходится иметь

дело при исследовании и изучении истории философии.

Чтобы облегчить читателю изучение истории мысли и понимание

того, как именно история философии представлена в данном учеб-

нике, в данном введении будет сделана попытка кратко прояснить

упомянутые принципы, общие понятия, антиномии историко-философ-

ского размышления, их связь с уже существующими историко-фило-

софскими концепциями, а вместе с тем охарактеризовать то особенное,

что отличает наши подходы и, соответственно, предлагаемый учебник

от других книг большого массива зарубежной и отечественной историко-

философской учебной литературы.

Эти разъяснения целесообразно начать с самого понятия <история

философии>. Необходимо различать: 1) историю философии как объ-

ективный исторический процесс развития философии и 2) историю

философии как особую философскую дисциплину, имеющую своим

предметом данный процесс. К сожалению, применяемый в русском

языке в обоих случаях термин <история философии> скрадывает это

различие. В других языках это различение возможно уже на термино-

логическом уровне. Так, современные немецкие авторы предлагают

оставить традиционный термин немецкого философского лексикона

<Geschichte der Philosophic> для обозначения процесса, а менее

привычный термин <Philosophiehistorie> применять для обозначения

истории философии как дисциплины (В.Хесле). В этом учебнике на

первый план выдвинута история философии в первом смысле - как

преемственный объективный процесс развития философии от ее

рождения до наших дней. Одновременно речь иногда идет об <исто-

рической саморефлексии философии>, т.е. об истории философии во

втором смысле - как специальном разделе или особой дисциплине

единого философского знания.

Основные принципы применяемых здесь подходов к истории фило-

софии как к объективному историческому развитию философии (в

кратком изложении) таковы.

1. История философии понимается и рассматривается как важ-

нейшая интегральная часть цивилизационного развития, духовной

жизни, культуры человечества. Отсюда следует, что изучение исто-

рии философской мысли только тогда будет полным и плодотворным,

когда постоянно будет приниматься во внимание контекст совокупно-

го процесса развития человечества, становления и совершенствования

духа, культуры, в том числе норм и ценностей человеческой жизни.

Разумеется, рассказать именно о социо-культурном контексте филосо-

фии и ее взаимодействии с этим контекстом в каждом из разделов

можно было лишь очень бегло. Но существовала возможность - а

одновременно и необходимость - высветить этот контекст как уже

запечатлевшийся в "тексте" и текстах философии. История философии

вырастает на почве жизнедеятельности человечества и на фундаменте

цивилизации и культуры, поскольку она своеобразно "впитывает" в

себя влияние контекста и сама воздействует на него. А это значит, что

глубокое самостоятельное постижение истории философской мысли

для немалого числа людей было и остается важнейшей стороной ду-

ховно-нравственного формирования личности, надежным источником

обогащения ума и души и, наконец, поистине эстетического удоволь-

ствия от приобщения к великим бессмертным мыслям, идеям, интел-

лектуальным задачам и загадкам.

Единство истории философии как процесса развития духа с исто-

рией развития общества, культуры существует в многоразличных фор-

мах. Это прежде всего масштабная по своим итогам включенность

философии в осмысление судеб человечества в связи с крупными

эпохами и региональными образованиями цивилизации, а также с

человеческой цивилизацией в целом. Правда, слово "цивилизация"

вошло в обиход философии и культуры сравнительно поздно. Проблемы

специфики человеческого бытия как бытия человеческой цивилизации

и сущности человека как особого существа, в деятельности которого

соединены начала природы и цивилизованности, культуры, обсужда-

лись в философии с древнейших времен. Западная и восточная циви-

лизации - эти особые целостные исторические формообразования,

объединявшие способы практической жизнедеятельности, нормы и

принципы духа, - уже в отдаленные времена, когда они совсем или

почти не взаимодействовали друг с другом, породили наделенные непо-

вторимыми чертами типы культуры и как их сторону и часть формы

философствования. Осветить их именно в неповторимом историческом

и регионально-цивилизационном своеобразии - такую задачу ставили

перед собой авторы учебника. Первая его книга посвящена генезису

и дальнейшему развитию прежде всего двух главнейших форм перво-

начального, самого древнего из известных сегодня форм философст-

вования, западного и восточного.

2. В данном учебнике постоянно идет речь о внутреннем противо-

речии, неснимаемой антиномии историко-философского процесса -

напряженном противоречии между неповторимым своеобразием про-

дуктов этого процесса, его конкретно-исторических, региональных,

национальных, личностно-индивидуальных форм и его неуклонным

превращением в преемственный процесс взаимодействия различных

традиций, вместе представляющих единство мировой философии.

Исследование и изложение истории философии в данном учебнике

в разных отношениях учитывает оба полюса антиномии, их противо-

стояние и единство. Авторы прежде всего исходили из того, что совре-

менный учебник по истории философии непременно должен включать

в себя философии Запада, Востока, России. Читателю наших дней

наверняка будет близка и понятна эта установка. Но в том-то и дело,

что в учебниках по истории философии (если они не многотомные)

философия Запада редко рассматривается вместе с философией Вос-

тока. Что до философии России, то в имеющихся учебниках (если это

не специальные пособия по русской философии) она почти всегда от-

сутствует, как бы "выпадая" из историко-философского процесса.

Мы хотели не на словах, а на деле преодолеть "европоцентризм",

а точнее, прямолинейный "западоцентризм" - методологический по-

рок, так свойственный зарубежным, а подчас и нашим учебникам и

пособиям по истории философии, уделив наиболее значительным вос-

точным философским учениям и великим фигурам восточной мысли

достойное их внимание. Русская философская мысль тоже появляется

уже в первой книге - вопреки тому ранее распространенному, в том

числе и у нас, взгляду, что о философствовании на древней Руси

говорить вообще не приходится в силу отсутствия такового. Между

тем первоначальное философствование, своеобразно вплетенное в

духовную жизнь, религиозную и светскую культуру, на Руси суще-

ствовало, и потому оно не могло быть оставлено вне рассмотрения.

"Вычитываемое" по оставшимся памятникам философствование в ста-

рой Руси появилось значительно позже, чем в древних Индии, Китае,

Греции. В книге эти более поздние, но древнейшие из известных форм

философствования на Руси тоже берутся в их своеобразии, опреде-

ляемом положением нашего отечества между Востоком и Западом,

т.е. между восточной и центрально-западноевропейской разновидно-

стями мировой цивилизации. Правда, соответственно сравнительно

небольшому весу начальных типов философствования россиян в ми-

ровой философской культуре представлялось оправданным отвести

им более скромное место, чем уже тогда более развитым, дифферен-

цированным формам древней и средневековой философии Востока и

Западной Европы. Куда масштабнее русская философия будет пред-

ставлена в других книгах учебника, в разделах, посвященных XVIII,

XIX и XX векам - периодам, когда мысль нашей страны постепенно

набирала качество и темп и, не утрачивая специфики, приобретала все

более важное, хотя еще не полностью оцененное мировое значение.

Для развития только что сформулированных принципов своеобра-

зия и единства историко-философского процесса авторы учебника стре-

мились сочетать два подхода, объединение которых - дело весьма

трудное, но совершенно необходимое. С одной стороны, мы стремились

осмыслить и представить философские идеи каждого исторического

периода, региона, каждой страны, каждого направления и мыслителя

в их специфике, уникальности, неповторимости. Мы сознательно шли

на то, чтобы формы и стилевые особенности нашего анализа фило-

софствования в разные эпохи и в разных регионах - например, у

древних индусов, китайцев, греков, у мыслителей европейского и рус-

ского средневековья, у философов Запада "классической" эпохи Но-

вого времени и "неклассического" XX в. - различались соответствен-

но отличиям друг от друга самих этих типов философии. С другой

стороны, в учебнике учитывались все сколько-нибудь значительные

влияния и взаимовлияния, взаимодействия традиций, учений, идей.

Принимались в расчет единство внутренней логики историко-философ-

ского процесса, сходство проблематики, стержневое значение "вечных"

вопросов, поднимаемых философами, непрерывный поиск ответа на

них на всех "материках" и во все времена философствования.

3. Другая проблемная трудность состояла в следующем. Мы опи-

рались на современные исследовательские достижения истории фило-

софии как относительно самостоятельной и почти столь же древней,

как философия, дисциплины, учитывались новейшие дискуссии и сочи-

нения историков восточной, западной, русской философии. Одним

словом, не покидая почвы научного исследования, мы одновременно

считались с жанром учебника, причем такого, объем которого (по

меркам, у нас сложившимся) немал, хотя и несопоставим с обшир-

ностью и многоплановостью материала. Надо было также иметь в

виду, что к учебнику обратятся не только и даже не столько будущие

философы, сколько те из студентов, аспирантов, из самостоятельно

изучающих историю философии, для кого философия не стала про-

филирующим предметом. Конечно, это подразумевало доступность,

популярность изложения, разъяснение понятий, сосредоточение на са-

мом важном и ярком из того богатства, что накопила философия.

Вместе с тем, хотелось бы сделать оговорку: сколь бы ни стремились



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии: Запад Россия Восток (1)

    Документ
    Николай Кузанский 8 3. Органистическая и пантеистическая натурфилософия Ренессанса 31 4. Натурфилософия Джордано Бруно 34 5. Жизнь и идеи Кампанеллы 38 Примечания 4 ГЛАВА 3 ПАРАДОКСЫ РЕФОРМАЦИИ: ОТ НЕЗАВИСИМОЙ ВЕРЫ К НЕЗАВИСИМОЙ МЫСЛИ (Э.
  2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  3. Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах Философия в России: парадигмы, проблемы, решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  4. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  5. История восточной философии

    Литература
    Учебное пособие подготовлено ведущими философами-востоковедами, дает общее представление о развитии философской мысли с древности до наших дней в рамках трех цивилизаций – индийской, китайской и арабо-мусульманской.

Другие похожие документы..