Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Генетически обусловленная патология сердца у детей. (Современные аспекты генетики кардиомиопатий, нарушений сердечного ритма и проводимости, опухолей ...полностью>>
'Державний стандарт'
“Державний стандарт початкової загальної освіти” головною метою дисциплін художньо-естетичного циклу, що складають освітню галузь “Мистецтво”, визнач...полностью>>
'Реферат'
Мірою того, як високо піднявся український народ у своєму культурному розвитку, які добув собі права до повного самостійного національного життя та тв...полностью>>
'Документ'
Государственный стандарт СССР ГОСТ 25628-90"Колонны железобетонные для одноэтажных зданий предприятий. Технические условия"(утв. и введен в...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. ПРОБЛЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Приступая к античной философии, европейский историк философии

безусловно чувствует себя дома, потому что само слово философия и

понятие философии появились в первой европейской стране - в Греции

VI в. до н.э.; здесь же были постепенно разработаны основные разделы

философского знания, понятийный аппарат и логический инструмен-

тарий философского рассмотрения. Наконец, основные институты, в

которых продуцировалось, сохранялось и передавалось философское

знание, более того - культивировался философский образ жизни,-

они также суть европейские установления.

В той же античности стало нормой рассматривать и другие фило-

софские традиции. Греки никогда не ставили непреодолимых барьеров

между свой и чужой - варварской - мудростью. И хотя поздний

греческий автор сочинения <О жизни, учениях и изречениях знамени-

тых философов> Диоген Лаэртий замечает: "...большая ошибка -

приписывать варварам открытия эллинов" (13), тем не менее начинает

он свой труд указанием на то, что "занятия философией, как некоторые

полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их

маги, у вавилонян и ассириян - халдеи, у индийцев - гимнософисты,

у кельтов и галлов - так называемые друиды и семиофеи..." (1 1).

Готовность рассмотреть и вместить чужую мудрость - европейская

черта, прекрасная примета подлинной духовной широты подлинного

философа.

Таким образом, принципиальное понимание философии европейской

античности сегодня, когда европейские ценности приобрели общече-

ловеческое значение и планетарное распространение, оказывается свиде-

тельством и гарантом самотождественности современного человека. Это

понимание может проявиться двояким образом. Восстанавливая ан-

тичные концепции бытия и человека, мы в рамках данных концепций

можем ставить и разрешать определенные вопросы, используя изобре-

тенные в античности же инструменты философского рассмотрения, -

примерно так же, как мы можем решать определенные задачи геометрии

Евклида. Помимо этого, мы можем исторически корректно восстанав-

ливать процесс возникновения самих этих концепций, прослеживать

изменение понятий и эволюцию философских институций, - другими

словами, мы можем создать определенную модель исторического разви-

тия того установления духовной жизни, которое мы называем античной

философией.

И для той, и для другой цели античная философия - как, впрочем,

и вообще европейская философия - благодарная и безусловно подобаю-

щая сфера хотя бы по той причине, что обе эти задачи уже античная

философия постоянно ставила перед собой, предлагая различные

возможности их решения.

Когда Платон в <Теэтете> рассматривает тезис Протагора "человек

есть мера всех вещей", только очень поверхностный взгляд усмотрит

здесь просто критику тезиса Протагора; гораздо скорее перед Платоном

стоит более серьезная и сложная задача: рассмотреть границы и возмож-

ности того взгляда на мир, который обусловил формулировку данного

тезиса, осознать те правила интеллектуальной игры, которые он задает,

и - насколько возможно - войти в эту игру, но не забыть при этом

о подлинной реальности. Когда представители последней философской

школы античности - неоплатоники - постоянно соотносят свои

философские построения с Платоном и стремятся полно и адекватно

истолковать его диалоги, они заняты примерно тем же: приняв опреде-

ленные правила игры, они осознанно подчиняются им и работают,

следуя этим прекрасным правилам.

Однако когда тот же Платон в ряде диалогов рассуждает о возникно-

вении и развитии государства и появлении в нем образованности и

культуры, когда Аристотель по разным поводам собирает мнения

предшествующих мыслителей с целью показать, как возникло и развива-

лось то или иное понятие или дисциплина, когда его ученик Теофраст

собирает "мнения физиков", а Евдем - сведения по истории математики

и астрономии, - мы здесь сталкиваемся с намерением выстроить

исторического характера модели определенных духовных реалий, -

как бы скептически мы ни относились к историзму античности.

Поэтому изложение античной философии строится на основе

сочетания двух подходов: с одной стороны, речь идет о построении

определенной модели возникновения и развития первой европейской

философии - античной; с другой - выстраивается система основных

категорий, понятий и концепций, разработанных античными филосо-

фами, которая позволяет охватить единым взглядом их мировосприятие

в целом. Два разных подхода взаимно дополняют друг друга, потому

что изложение исходит из того, что философия - это любовь к

мудрости ((piXo-(TO(pi(x), которая специфическим образом проявляется

как в сфере умозрительной, так и в сфере реального исторического

бытия конкретной культуры - европейской.

2. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ

Античная философия представляет собой не некое первозданное

неисследованное пространство. Наоборот, она есть с самого своего

возникновения сфера постоянной рефлексии. Поэтому изложение ее

сталкивается с целым рядом препятствий, для неискушенного ума

неожиданных.

В самом деле, с первыми изложениями предшествующей фило-

софской традиции мы сталкиваемся уже в самой античности, и уже в

античности этих изложений много; вместе с тем, дошедшие до нас

тексты античных философов представляют собой достаточно нерав-

номерную выборку из значительно большего числа созданных в

античности, причем выборку, произведенную как античностью, так и

средними веками и Возрождением. Вот почему перед нами неизбежно

встает проблема источников.

Другое - неожиданное, на первый взгляд, - затруднение состоит

в том, что несмотря на неполноту наших источников мы знаем античную

философию достаточно хорошо, и поэтому затруднительным оказыва-

ется ее исследование: действительно, трудно заставить себя исследовать

то, что хорошо известно, и трудно этому известному удивиться; а без

удивления нет не только философии (об этом мы знаем от Платона и

Аристотеля), но, как оказывается, и истории философии, потому что

история философии в такой же степени философская дисциплина,

как и историческая.

Еще от Аристотеля мы знаем, что история греческой философии

начинается с Фалеса. Упоминавшийся уже Диоген Лаэртий, например,

который опирается на достаточно длительную традицию, выделяет

ионийскую, италийскую, платоновскую, аристотелевскую, стоическую

и эпикурейскую школы, а ряд философов рассматриваются Диогеном

отдельно - вне этих школ. Но мы знаем также, что такое деление на

школы, в частности выделение четырех ведущих школ античности -

Академии, Перипата, Портика и Сада - до известной степени отражает

реальное положение в эпоху эллинизма, тогда как более ранний период

оказывается представлен в данной классификации совсем условно, а

на более поздний она естественным образом вообще не распростра-

няется.

Ряд ранних философов были в 1903 г. объединены в собрании

<Фрагменты досократиков>, составленном знаменитым Германом Диль-

сом и впоследствии дополненном его учеником Вальтером Кранцем;

шестое издание Дильса-Кранца вышло в 1951-1952 гг. и выдержало

еще ряд репринтов, а сам термин досократики постепенно приобрел

несвойственный ему смысл исторического понятия, за которым невольно

начинают усматривать самостоятельную историческую реальность,

некий особый, самобытный феномен.

Точно так же в XIX в. возникает понятие неоплатонизма,

заменившее собою также условное понятие александрийской школы.

Но те, кого мы называем неоплатониками, сами себя считали просто

____________________________________________19

платониками - последователями учения Платона и почтительными

толкователями его сочинений: более всего они опасались упреков во

введении новшеств, неведомых Платону и другим божественным

мудрецам древности.

Возникшее в том же XIX в. понятие эллинизма, войдя в обиход,

также обросло целым рядом ассоциаций, никак не предполагавшихся

в исходном греческом слове: оно стало противопоставляться эллинству

и обозначать синкретическую культуру на просторах империи Александ-

ра Македонского, распавшейся на отдельные монархии. О том, что

само слово еЗЛт1Уитцо(; означало "подражание грекам" и "использование

чистого греческого стиля речи", при размышлениях об эпохе эллинизма

вспоминается редко.

Поколения философов, историков философии, филологов работали

с этими категориями, далеко не всякий раз задумываясь об их историчес-

ком содержании. Сами древние вообще не были озабочены тем, что

мы называем исторически корректным изложением истории философии:

в такой форме задача просто не ставилась. Поэтому проблема классифи-

кации исторических фактов, разделения истории на периоды, именова-

ния того, с чем мы имеем дело, не должна превращаться в самоцель.

Но наличие такой проблемы нужно иметь в виду, и при чтении того

или иного изложения античной философии необходимо пытаться найти

за схемами и терминами то, что характеризует автора схемы и термина,

а что - историческую реальность. Сама же уверенность в том, что

совершенно определенная историческая реальность действительно

существовала и что при этом она доступна нашему познанию, -

совершенно необходима историку философии.

3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Несколько независимых друг от друга античных свидетельств

единодушно утверждает, что первым назвал философию философией,

а себя философом Пифагор. Но, говоря об истории античной фило-

софии, мы безусловно должны иметь в виду ее предысторию. В связи

с этим обратим внимание на несколько важных моментов.

Европейская цивилизация относится к числу письменных цивилиза-

ций. Более того, греки впервые изобретают алфавитное письмо. Это

произошло, вероятно, в IX в. до н.э., а уже в VIII в. великий Гомер

создает первые великие письменные памятники - поэмы <Илиаду> и

<Одиссею>. Даже если мы не будем вместе со многими античными

авторами возводить к Гомеру все науки, включая философию, факт

создания этих поэм был безусловно конституирующим для всей

греческой культуры, а сами они символизировали единство греков -

первого европейского народа - на протяжении всей античности.

В 776 г. были учреждены всегреческие спортивные состязания -

Олимпийские игры; второе значение вслед за Олимпийскими играми

имели Пифийские игры. Для историка философии это небезразлично,

поскольку в 582 г. на Пифийских играх были введены мусические

состязания, в том числе состязания в мудрости. Так называемые семь

мудрецов были названы здесь, и таким образом их мудрость получила

всегреческое признание. Среди мудрецов - много законодателей и

крупных государственных деятелей. Сама письменная фиксация зако-

нов началась в этот период - во второй половине VII - начале VI в.

После 594 г. в Афинах проводит реформы и издает законы Солон.

В середине - второй половине VI в. ведущим центром греческой

цивилизации становятся ионийские города на побережье Малой Азии.

Один из крупнейших - Милет, родина Фалеса, предсказавшего

солнечное затмение 25 мая 585 г., Анаксимандра, издавшего около

546 г. первое у греков прозаическое сочинение, Анаксимена, научив-

шегося писать стилем простым и безыскусственным, и Гекатея, автора

многочисленных прозаических сочинений по географии, этнографии,

мифологии.

Пифагор перебрался с Востока в Италию и основал свою школу в

532 г. до н.э. Ниже мы рассмотрим начало философии подробнее,

сейчас же ограничимся этой датой в качестве исходной и зафиксируем

один очень важный для понимания всей античной философии момент:

возникновение у пифагорейцев прообраза философской школы. Приняв

это к сведению, мы через тысячу с небольшим лет обнаруживаем завер-

шение античного этапа европейской философии в 529 г. н.э., когда

император Юстиниан издал Эдикт о закрытии языческих школ, и вско-

рости последний схоларх Академии Дамаский покидает Афины и с

несколькими учениками и единомышленниками, в числе которых

Прискиан и Симпликий, устремляется на Восток.

В 499 г. до н.э. Милет начинает ионийское восстание против персов,

закончившееся разрушением города и захватом в 494 г. Примерно в

это же время в результате заговора Пифагор перебирается из Кротона

в Метапонт, где и умирает. В конце 60-х годов V в. в связи с развитием

демократии в Южной Италии и Сицилии разгоняются аристократичсски

ориентированные пифагорейские кружки и пифагорейцы лишаются

политической власти: их дома сжигают, а самих изгоняют и убивают.

В связи с тем же развитием демократии в городах Запада и в Афинах

начинает интенсивно развиваться красноречие, появляются первые

учебники и первые учителя красноречия - софисты. Среди них -

Протагор из Абдер, выдвинувший тезис "человек есть мера всех вещей"

и осужденный в Афинах за безбожие в 411 г. до н.э. и тогда же

умерший в возрасте 70 лет; его младший современник Гиппий из Элиды,

который специально занимался всем кругом дисциплин, необходимых

для воспитания благородного юноши; Горгий из Леонтин, изобретатель

показательных речей, приезжавший в Афины в 427 г. до н.э. испросить

для родного города помощь против Сиракуз.

В 399 г. до н.э. афинские демократы казнят Сократа. После его

казни во множестве возникают школы учеников Сократа в Афинах,

Мегарах, Кирене, Элиде; среди них далеко не первой по времени

возникновения, но безусловно первой по значению была школа, основан-

ная Платоном около знаменитого гимнасия Академия в пригороде Афин.

Школа Платона, возникшая после 387 г. до н.э., представляла собой

самое заметное явление в духовной жизни Афин 366 г. до н.э., когда

в Академии появляется Аристотель, будущий основатель Ликея.

Аристотель основывает свою школу через двенадцать лет после

смерти Платона, вернувшись в Афины в 335 г. до н.э., и через

тринадцать лет умирает. За год до него умирает его ученик Александр

Македонский, а через пять лет после его смерти Афины захватывает

македонский военачальник Кассандр и отдает город в управление

ученику Теофраста Деметрию Фалерскому. После десятилетнего счаст-

ливого правления Деметрий был, тем не менее, осужден на смерть,

когда Афинами в 307 г. до н.э. овладел Деметрий Полиоркет, но ему

удалось бежать в Александрию. В 306 г. до н.э. афиняне издают закон,

запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философ-

ские школы. И хотя через год этот закон был отменен, в Афинах так

и остались четыре уже существовавшие к тому времени школы: Акаде-

мия, Ликей, Портик и Сад.

Около 280 г. до н.э. в Александрии Птолемеем Сотером при участии

уже упоминавшегося перипатетика Деметрия Фалерейского основы-

ваются знаменитые Музей и Библиотека. При Аттале Первом и

Атталидах расцветает Пергам, чья библиотека уступала только Алек-

сандрийской. Третьим центром эллинистической учености становится

Родос.

В 156 г. до н.э. в Рим прибывает посольство из Афин, в составе

которого - академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген

из Вавилона. Римлян поражает диалектическая сила и риторическая

отделка их речей, а также их моральная независимость. Римляне все

больше входят в сферу греческого культурного влияния: греческая

школа постепенно начинает определять все формы речи, мысли и письма

римлян, о чем свидетельствуют уже сочинения Марка Порция Катона,

написанные как раз в это время.

В 86 г. до н.э. Сулла во время похода против Митридата захваты-

вает Афины. Среди прочих разрушений - гимнасий Академия с олив-

ковой рощей и принадлежавший Платону дом с библиотекой. Но Афины

остаются еще какое-то время центром философии: Цицерон - первый

римский философ - в 79 г. до н.э. едет обучаться платоновской фило-

софии именно в Афины к Антиоху Аскалонскому, слушателем которого

был также Марк Теренций Варрон, написавший во второй четверти

того же 1 века <Науки в девяти книгах>, где впервые представлен

круг "семи благородных искусств" (грамматика, риторика, диалектика;

арифметика, геометрия, астрономия, музыка) вместе с медициной и

архитектурой. К этому же времени получает распространение дошедший

до нас корпус так называемых эсотерических (т.е. созданных для нужд

школы) сочинений Аристотеля, изданных Андроником Родосским.

Одним из главных центров философии на рубеже двух эр

продолжает оставаться Александрия: здесь представлены основные

философские школы эллинизма, в частности энергично развивается

объединяемый с пифагореизмом платонизм. Значительный корпус

текстов этого периода дошел от Филона Александрийского. В то же

время Рим, став центром мира, приобретает значение и центра

философии. В первой трети 1 в. н.э. Трасилл, придворный астролог

Тиберия, издает дошедший до нас корпус сочинений Платона, разбитых

на тетралогии.

В 65 г., вскрыв себе вены по приказу Нерона, погибает римский

философ-стоик Сенека. В 66 г. Нерон прибывает в Афины, где в это

время у некоего Аммония из Александрии учится платоник и пифаго-

реец Плутарх Херонейский. В 89 г. Домициан изгоняет философов из

Италии: среди изгнанных из Рима - стоик Эпиктет. От всех троих

дошли представительные тексты (в особенности обширен корпус

сочинений Плутарха), по которым мы можем судить о стоицизме,

платонизме и пифагореизме этого времени.

Вскоре после 120 г. умирает Плутарх и рождается Апулей, который

учился в Афинах ок. 150 г. Между этими двумя датами пифагорейцы

Никомах Геразский и Феон Смирнский восстанавливают математику

в числе дисциплин, необходимых для философа-платоника. В середине

века в Риме умирает философ-платоник Фаворин, с которым был

дружен Плутарх; в Пергаме преподает платоник Гай, в Смирне -

платоник Альбин, которых слушает философ-врач Гален, в Афинах -

платоник Кальвен Тавр; к этому же времени относится <Учебник

Платоновской философии> Алкиноя (вероятно, стоика) и <Анонимный

Комментарий к "Теэтету"> Платона. На это же время приходится

расцвет философа-платоника Максима Тирского, неопифагорейца

Нумения из Апамеи, тогда же набирает силу Перипатетическая школа

в Афинах.

Около 176 г. император Марк Аврелий, философ-стоик, уже

начавший в это время писать по-гречески свои <Размышления>, стал

выплачивать жалованье профессорам четырех философских кафедр в

Афинах (платоников, стоиков, перипатетиков и эпикурейцев). В это

время создаются <Халдейские оракулы>, а на рубеж двух веков

приходится деятельность "второго Аристотеля" - Александра Афро-

дисийского.

В 243 г. Плотин покидает Александрию и присоединяется к войску

императора Гордиана в Месопотамии, надеясь попасть с ним на Восток

и приобщиться мудрости персидских и индийских мудрецов; однако в

феврале-марте 244 г. Гордиан был убит солдатами узурпатора Филиппа

Араба, и Плотин водворяется в Риме, тысячелетие которого было

отпраздновано в 247 г.; после десяти лет устных бесед в кружке

учеников Плотин под влиянием Амелия начинает записывать свои

сочинения. В 263 г. Порфирий приезжает в Рим из Афин, где он

учился у ритора Лонгина, писавшего и философские трактаты. Диадохи

платоновской школы в Афинах - Теодот и Евбул. В 268 г. Лонгин

уезжает в Пальмиру к царице Зенобии, к нему присоединяется Амелий;

Порфирий уезжает в Сицилию - по совету Плотина, отговорившего

его от самоубийства; убит император Галлиен, покровительствовавший

Плотину и намеревавшийся дать ему землю в Кампании для основания

там города философов Платонополиса. Через два года - одинокая

смерть Плотина.

В 301 г. Порфирий, в возрасте 68 лет, пишет <Жизнеописание

Плотина> и издает его сочинения в виде Книги (платонической Библии),

состоящей из шести разделов, в каждом из которых по девяти трактатов.

Ученик Порфирия Ямвлих ближайшие четверть века ведет школу

платоновской философии в Сирии (вероятно, в Апамее). В оппозиции

к нему - Феодор Азинский и его последователи. Под его влиянием

находится школа в Пергаме и - через учеников и последователей -

император Юлиан, приблизивший к себе, в частности, Максима



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии: Запад Россия Восток (1)

    Документ
    Николай Кузанский 8 3. Органистическая и пантеистическая натурфилософия Ренессанса 31 4. Натурфилософия Джордано Бруно 34 5. Жизнь и идеи Кампанеллы 38 Примечания 4 ГЛАВА 3 ПАРАДОКСЫ РЕФОРМАЦИИ: ОТ НЕЗАВИСИМОЙ ВЕРЫ К НЕЗАВИСИМОЙ МЫСЛИ (Э.
  2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  3. Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах Философия в России: парадигмы, проблемы, решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  4. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  5. История восточной философии

    Литература
    Учебное пособие подготовлено ведущими философами-востоковедами, дает общее представление о развитии философской мысли с древности до наших дней в рамках трех цивилизаций – индийской, китайской и арабо-мусульманской.

Другие похожие документы..