Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
наличие собственной централизованной бухгалтерии - Договор на обслуживание с централизованной бухгалтерией при МУ Финансовом Управлении Балаганского р...полностью>>
'Документ'
наступление страхового случая причиняет вред личности, но выплаты не носят характера возмещения этого вреда, так как вред, причиненный личности, не в...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «25» мая 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.08 при ГОУ ВПО «Российский экономический университет и...полностью>>
'Программа'
Обучение осуществляется без отрыва от производства (заочно) на основании договоров, заключаемых институтом с гражданами и юридическими лицами (школам...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова

Основы клинической психологии

(2003 г.)

Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031000 «Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций, а также дан патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.

Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.

Содержание

Часть I. Теоретические основы клинической психологии

Раздел 1. Введение в клиническую психологию

1.1 Предмет клинической психологии

1.1.1. История возникновения клинической психологии

1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии

1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях

1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях

Раздел 2. Теория и методология клинической психологии

2.1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии

2.2. Норма и патология, здоровье и болезнь

2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования

3.1. Построение клинико-психологического исследования

Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности

4.1. Нарушения ощущений и восприятия

4.2. Нарушения произвольных движений и действий

4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков

4.4. Нарушения памяти

4.5. Нарушения мышления

4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления

4.5.2. Искажение процесса обобщения

4.5.3. Нарушения динамики мышления

4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления)

4.6. Нарушения эмоциональной сферы

4.7. Тревожные расстройства

4.8. Расстройства настроения

4.9. Нарушения сознания

4.9.1. Общенаучная характеристика сознания

4.9.2. Определение сознания в психиатрии

4.9.3. Делириозное помрачение сознания

4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания

4.9.5. Сумеречное состояние сознания

4.9.6. Аментивный синдром (аменция)

4.9.7. Коматозное состояние

4.9.8. Деперсонализация

Раздел 5. Пограничные психические состояния

Раздел 6. Расстройства личности

6.1. Классификация личностных расстройств

6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления)

6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере)

6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы)

Раздел 7. Психосоматические расстройства

7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств

7.2. Психология инвалидности

Часть II. Основы нейропсихологии

Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций

1.1. Проблема локализации высших психических функций

1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии

1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга

1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия

1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций

Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы

3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства

3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства

3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства

3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга

3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга

3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга

3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга

Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии

4.1. Проблема восстановления высших психических функций

4.2. Нейропсихология в школе

4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета

Приложение 1. Терминологический словарь

Приложение 2. Нейропсихологические методики

Приложение 3. Иллюстративный материал

Часть III. Патопсихология

Раздел 1. Методологические основы патопсихологии

1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии

1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии

1.3. Теоретические основы патопсихологии

1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории

1.5. Задачи патопсихологии в клинике

1.6. Задачи детской патопсихологии

1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога

1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте

1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе

1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза

1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза

Раздел 2. Методы патопсихологического исследования

2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования

2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования

2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента

2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования

2.4.1. Подготовка экспериментального исследования

2.4.2. Проведение экспериментального исследования

2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах

3.1. Нарушения восприятия

3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии

3.1.2. Псевдоагнозии при деменции

3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств

3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности

3.2. Нарушения памяти

3.2.1. Нарушение непосредственной памяти

3.2.2. Нарушения опосредованной памяти

3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности

3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти

3.3. Нарушения мышления

3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления

3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления

3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности

3.3.4. Нарушение критичности мышления

3.4. Нарушения умственной работоспособности

3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека

3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности

3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах

3.5. Нарушения личности

3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов

3.5.2. Нарушение смыслообразования

3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения

3.5.4. Формирование патологических черт личности

Часть I. Теоретические основы клинической психологии

Раздел 1. Введение в клиническую психологию

1.1. Предмет клинической психологии

Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

1.1.1. История возникновения клинической психологии

Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным. Именно этому врачу-философу античности принадлежит известное высказывание о том, что медику гораздо важнее знать, какой человек страдает болезнью, чем знать, какая болезнь имеется у человека. Но от понимания необходимости глубокого изучения психологических аспектов клинических феноменов до возникновения особой отрасли науки — клинической психологии — прошло немало времени.

Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.

«Для методов клинической психологии неизбежно обращение к статусу индивидуального разума, определенного с помощью наблюдений и экспериментов, а педагогическое обращение занимается эффектом изменения, т. е. развитием этого индивидуального разума». [История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. С. 374.]

Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми). С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.

Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д. После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.

На европейском континенте, в том числе — в России, термин «Клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология», «патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики.

Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных. Под влиянием работ немецкого психиатра-теоретика К. Ясперса в начале XX в. психопатология развилась в самостоятельную научную дисциплину, изучающую сложные психологические взаимоотношения в личности душевнобольных, которые этот ученый рассматривал в качестве «внутренней причины» психических болезней. Эта внутренняя причина, вступая во взаимодействие с «истинной внешней причинностью» (биологическими факторами), определяла, с точки зрения К. Ясперса, уникальность картины психического расстройства у конкретного душевнобольного, изучение которой позволяло психиатру поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение /51/.

Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая прикладная область знания — патологическая психология. В ее задачу входило изучение «ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных» людей /51/. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий более ясно понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни вообще, увидеть новые проблемные области психологического знания и проверить истинность тех или иных психологических теорий /50/.

Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская психология». В одноименных работах европейских психиатров Э. Кречмера и П. Жане термин «медицинская» по отношению к психологии использовался в основном значении латинского прилагательного medicalis — исцеляющая, приносящая здоровье, имеющая целительную силу. В этом смысле под медицинской психологией понималась или психотерапевтическая практика /63/, или биологическая интерпретация психологических концепций личности, целью которой была адаптация психологических теорий к органической парадигме, в которой работали врачи-психиатры, что, по мнению Э. Кречмера, должно было расширить кругозор врача и повысить эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий /24/.

Из всех имевшихся в начале XX в. понятий «медицинская психология» было самым широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом медицинская психология понималась как «психология для медиков». Она была призвана «дополнить» два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы «уравновесить» преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным «психологическим ликбезом» и учетом психологических факторов болезней /17/.

Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии: приставка «медицинская» прежде всего ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания. И для такого понимания клинической психологии имелись веские исторические аргументы. Первые клинико-психологические исследования возникли именно в медицине — в рамках психиатрии и невропатологии. Интерес и использование психологических знаний всегда характеризовали выдающихся представителей медицинской науки, многие из которых, как, например, З. Фрейд, К. Ясперс, В. Н. Бехтерев, В. Н. Мясищев, даже стали основателями отдельных направлений в психологической мысли и больше известны как психологи, а не как врачи.

Только в 70-е годы XX в. клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков /21/. Ее возникновение в этом качестве стало результатом противоречивого развития двух параллельных течений в медицине и психологии, истоки которых уходят в XIX в.

До конца XIX в. медицина и психология находились в тесном взаимодействии, поскольку их объединял не только один объект изучения и практического приложения добываемых знаний — человек, но и общая теоретическая база: спекулятивно-философские представления о человеке и причинах нарушений в функционировании его духа и тела.

Однако в конце XIX в. связь медицины и психологии была сильно подорвана развитием биологии и смещением акцентов на материальные — анатомические, микробиологические и биохимические — основы возникновения и развития болезней /69/. В это время в медицинской науке возникает так называемая «органическая парадигма», основанная на идеях Луи Пастера об инфекционной природе болезней и впоследствии дополненная теорией клеточной патологии Вирхова. Органическая парадигма характеризуется абсолютизацией идеи строгой закономерности течения болезни под влиянием объективных, материально обусловленных механизмов (возбудитель или нарушение клеточных функций) и трактовкой любой болезни независимо от личностных и средовых влияний. В этой парадигме психология могла быть полезной только при рассмотрении нарушений психической деятельности в качестве некоторого подручного, несамостоятельного инструмента клинико-диагностической деятельности врача. В таком виде — как частная сфера психиатрической практики — клиническая психология и зародилась в конце XIX в.

Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. Клиническая психология (ее называли тогда «опытной психологией») рассматривалась ими как особое направление эмпирических исследований врача-психиатра или невропатолога, направленное на анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности /42/. Необходимость этих эмпирических исследований диктовалась органической парадигмой, в которой важную роль играло умение врача распознавать симптомы заболевания. В результате проведения психологических исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и затем использовать в диагностических целях.

«Опытная психология» в клинике начала развиваться еще до открытия В. Вундтом в 1875 г. экспериментально-психологической лаборатории. Под опытом в клинике понимались естественные (психическая болезнь или паранормальные психические феномены — телепатия, ясновидение и пр.) или искусственные (гипноз или прием наркотиков) изменения нормального психического состояния. Болезнь считалась самым надежным методом исследования психики, недостаток которого — медленная скорость протекания — можно было компенсировать применением гипноза или психоактивных веществ. Еще одним методом «опытной психологии» стало исследование «исключительных случаев». Наиболее часто в этом качестве оказывались исключительные интеллектуальные способности людей-вундеркиндов.

Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась, исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических рассуждениях.

Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных экспериментальных техник — тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. К слову сказать, основатель экспериментальной общей психологии В. Вундт считал естественный эксперимент не основным, а вспомогательным психологическим методом, способным раскрыть только простейшие психические процессы, но далеко не все феномены человеческой души /7/. Главной экспериментальной методикой изучения психики у В. Вундта была интроспекция — самонаблюдение и последующая интерпретация устных самоотчетов испытуемого экспериментатором, а не формализованное наблюдение протекания психических процессов у испытуемого со стороны экспериментатора. Поэтому экспериментальная психология В. Вундта скорее имеет герменевтический (герменевтика — способ толкования чего-либо), а не естественнонаучный характер. Однако увлечение философией позитивизма в конечном счете привело общую психологию к необходимости подтверждения философских концепций психики экспериментальными методами на манер естественнонаучных дисциплин (каковой к тому времени уже была психиатрия). Как результат, в научном поле образовались две различные экспериментальные психологии — клиническая (на базе медицинских факультетов) и общая (на базе философских факультетов). Если первая была ориентирована на обслуживание научных и практических интересов физиологии и психиатрии и имела материалистический уклон, то вторая преследовала цель эмпирического исследования предпосылок нематериальной по своей сути психической субстанции.

Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно диагностической или эмпирической дисциплины. Второй критерий различения появился на свет после того, как немецкий психиатр Э. Крепелин адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший в органической парадигме медицины, для нужд психиатрической клиники. Предложенная этим ученым нозологическая классификация душевных болезней по формуле «этиология (источник болезни) —> клиника (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков — симптомов) —> течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) —> прогноз (предвидение дальнейшего развития и исхода психического заболевания)» отводила психологии роль одного из средств получения формальных критериев нарушения психической деятельности и постановки диагноза. Источником психической болезни в биологически ориентированной психиатрии может быть только нарушение так называемого «материального субстрата» психического, поскольку психика рассматривается как функция мозга. Таким образом, от психологии ожидалось создание формальных «экспериментально-психологических схем», с помощью которых можно было бы опознать (диагностировать) клинические проявления определенной психической болезни. В этом смысле «опытная» психология и становилась клинической — инструментом постановки психиатрического диагноза, формализованным способом определения психических и поведенческих расстройств. В таком качестве она с успехом могла применяться не только в целях врачебно-диагностического, но и педагогического процесса /4/. Так клиническая психология, развившаяся в рамках психиатрии, окончательно оформилась во всего лишь «объективный экспериментальный метод» распознавания врачом или педагогом душевных болезней. Однако в среде самих психиатров возникли серьезные разногласия относительно методологической обоснованности самой психологической диагностики психических болезней, вследствие чего роль экспериментально-психологических исследований в клинической практике была сведена к минимуму /42/.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Методическая разработка
    Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,

Другие похожие документы..