Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
В соответствии с Положением о Всероссийских соревнованиях по рыболовному спорту на 2011 г., с 25 по 27 марта в Томской области на оз. Родниковое (Баз...полностью>>
'Закон'
З метою реалізації вимог розпорядження Кабінету Міністрів України від 06.02.08 № 262-р „Про заходи щодо удосконалення системи адміністрування податку...полностью>>
'Конкурс'
Человечество всегда будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге советских солдат, которые не только отстояли свободу и не­зависимость своего Отече...полностью>>
'Документ'
Бом: Ага! Ведь сегодня праздник – Восьмое марта! Правда , ребята? Ой, ошибся! (бьёт себя по лбу) Правильно, сегодня Первое апреля! С первым апреля вас...полностью>>

Главная > Календарно-тематический план

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематический план

Комплексное развитие городов

  1. Понятие и правовой статус города.

  2. Особенности современной урбанизации

  3. Общие условия развития города в условиях рыночной экономики

  4. Город как субъект хозяйствования и объект управления.

  5. Основные типы городского устройства в условиях глобализации

  6. Территориальная организация города в условиях становления местное самоуправление из системы государственной власти.

  7. Система городов как каркас территории

  8. Логистический подход к инфраструктурному обеспечению города

  9. Формирование ориентации городского развития.( Сюда можно включить 3 сектор)

  10. Социально-экономическая политика городов

  11. Механизмы комплексного развития города ( по моим презентациям ( ПРЕЗИТАЦИЯ КРГ))

  12. Индикаторы ( Состав основных блоков ) показателей социально-экономического развития ( по ПРЕЗЕНТАЦИИ МОНИТОРИНГ 1)

Введение

I. УРБАНИЗАЦИЯ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1. Характеристика современной урбанизации.

Урбанизация – это исторический процесс повышения роли городов , городского образа жизни и городской культуры в развитии общества.

Часто главным критерием разграничения городской и сельской местности является численность населения . В российском законодательстве не определены четкие критерии количественной классификации городов. На практике большим считает­ся город с численностью жителей более 100 тыс. человек. Это в основном города-столицы и административные цент­ры субъектов Российской Федерации. К крупным городам-мегаполисам можно отнести населенные пункты с числен­ностью жителей более 1 млн. человек. Кроме того, есть сверхкрупные города, население которых составляет более 3 млн. человек. Развитие городов, в особенности крупных порождают собой целый ряд особенностей, придающих специфические черты современной урбанизации

Особенности современной урбанизации :

1. Широкий выход города за свои официальные границы и образование постгородских урбанистический систем агломераций, урбанизированных районов, мегаполисов

2. Существенное изменение самого человека в городе- рост разнообразия потребностей. Повышение требований к качеству жизни, изменение образа жизни, системы ценностей, норм поведения, культуры, интеллекта.

3. Урбанизация все в большей степени охватывает сельскую местность и во многом определяет ее трансформацию. В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов ( субурбанизация), внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские населения ( рурбанизация). Урбанизация сельской местности ведет к качественным ее изменениям: рост маятниковой миграции сельского населения города и пригородную зону крупных центров, изменение социально- профессиональной и демографической структуры села.

4. Именно крупные города, а не города вообще наиболее ярко отражают особенности современной урбанизации:

- высокой плотностью застройки и заселения;

- многоэтажностью архитектурной застройки и заселения;

- наличием пригородов;

- многоотраслевой экономикой города;

- развитой формой городской инфраструктуры на базе индустриализированной сферы обслуживания;

- значительной протяженностью транспортных и инженерных коммуникаций;

- наличием крупных форм транспортной инфраструктуры( -метрополитен, несколько железнодорожных вокзалов, аэропорт, морской и речной порт);

- многоступенчатой и разветвленной структурой городского хозяйства;

- высоким ритмом и стоимостью жизни;

- экологически неблагоприятной средой проживания, высоким уровнем заболеваемости и смертности;

- более контрастным социальным расслоением обще­ства, ростом социальных проблем

- криминализацией;

- старением населения города;

- отрывом от природы, заменой ее искусственными формами и суррогатами;

- ухудшение психологического здоровья населения

Проблемы современной урбанизации

Урбанизации принадлежит одно из первых мест среди глобальных проблем современности. Поскольку именно в городе концентрируется большинство важнейших проблем , определяющих развитие человечества. Поэтому урбанизация во многом определяет развитие земной цивилизации со времени появления античного города и до наших дней. Урбанизацию в современном мире характеризуют следующие основные проблемы:

1. Конфликт между интенсивно растущими урбанизированными территориями и ресурсами обрабатываемых сельскохозяйственных земель, лесных площадей, поддержание баланса между природой и обществом.

2. Конфликт между ростом численности городского населения и низким уровнем его культуры и сознания , недостаточной подготовленности производственной и обслуживающих сфер к стремительному росту городов.

3. Культурный и экономический конфликт между городской и сельской

местностью.

4.Конфликт социально-культурного и социально-этнического характера внутри урбанизированных территорий в результате роста имущественных и пр. различий.

Приведенный выше перечень проблем современной урбанизации нельзя назвать исчерпывающим, Рост крупных городов приводит к усилению урбанистических тенденций соответственно порождает и новые противоречия. Сосредоточив достижения развития всей цивилизации крупные города несут в себе и потенциал различных опасностей: социальных , экологических , техногенных и пр.

1.2. Особенности развития и правовой статус города.

Каждый город неповторим. Города отличаются друг от друга историей, развитием промышленности, окружающей природой., традициями и пр. В то же время различные группы городов имеют некоторые сходные особенности, обусловленные наличием общих законов и закономерностей развития. Российские города по принципу их создания и развития можно разделить на четыре главные категории:

1) развивающиеся естественным путем;

2) строящиеся и развивающиеся по решениям государ-i i ионных органов;

3) военно-промышленного комплекса;

4) центры добывающей промышленности (нефтяной, газовой и др.).

Статус современного города и перспектива его развития во многом определяются исторически сложивши­мися принципами появления и развития города.

В Российской Федерации существует три наиболее распространенных вида городских образований с различным к юридическим статусом. Среди них следует различать:

а) города федерального значения;

б) крупные республиканские и областные (краевые) центры;

в) города областного (краевого) подчинения.

Как правило, в территорию городов-мегаполисов включе­ны поселки и села, что обусловлено спецификой крупного горо­да, в силу объективных причин обслуживающего нужды населе­ния не только города, но и прилегающих к нему территорий.

Наиболее актуальными являются проблемы правового статуса городов, особенно столиц и административных цен­тров субъектов Российской Федерации. Анализ действующего законодательства позволяет выделить три вида правового ста­туса города:

1) общий - определяющий крупный город как городское образование, призванное решать ряд общих задач по обеспе­чению жизнедеятельности городского населения (жилье, транспорт, образование и т. п.);

2) специальный - для городов, обладающих определен­ными особенностями территориального, народнохозяйствен­ного или оборонного характера (приграничные города, ку­рортные, имеющие крупные военные объекты и т. д.);

3) индивидуальный - выделяющий конкретные особен­ности того или иного города (город-столица, памятник ис­тории и культуры).

Содержание правового статуса города определяется как совокупность следующих элементов:

1) цели, задачи и функции;

2) правовые основания образования города;

3) права, обязанности и ответственность;

4) правовой режим управления городом.

Этот перечень нуждается в пополнении следующими категориями: городская территория, городское население, городская власть (государственное управление и местное са­моуправление), городское законодательство.

Город в значении субъекта Российской Федерации как объект социального управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, совокупность различных органически взаимосвязанных объектов, управляемых различными субъектами. Проблема определения статуса административного центра (столицы) субъекта Российс­кими, обусловлена изменениями в государственном устройстве России, которое, согласно Конституции Российской Федерации, состоит из системы государственных органов и органов местного самоуправления.

Город- областной, краевой, республиканский центр – является составной частью субъекта Российской Федерации ко и Федерации в целом, и в его границах соприкасаются полномочия и интересы федеральных и региональных государственных структур, органов власти города и муниципальных органов субъекта Федерации. Указанные взаимодействия проявляются в следующих аспектах: в административном центре субъекта Российской Федерации, 1) функционируют органы и иные структуры федеральной годарственной власти; 2) город выступает как сосредоточение органов государственной власти и организаций субъекта Федерации (области, края, республики), предриятий, учреждений и общественных объединений, 3) город-столица в то же время выступает как субъект местного самоуправления со своими правами и обязанностями, не являющимися государственными полномочиями. ( ст 12. Конституции Российской Федерации).

Деятельность вышеуказанных структур осуществляется в черте одного населенного пункта, и данные структуры обеспечиваются единой инфраструктурой, т. е. градообразующи­ми и градообслуживающими отраслями города областного значения.

При существующих разнообразии и различиях всем городам присущи некоторые общие черты и особенности:

  1. Город, являясь социально-культурным центром , объединяет прилегающие к нему территории.

  2. Городское хозяйство не автономно, а органически связано с инфраструктурами РФ и ее субъектов

  3. Каждому городу свойственны некие специфические проблемы, с учетом которых и стоится организация города.

1.3.Комплексные проблемы развития города.

Город – это …. это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Кроме того, это средоточие производственных, обслуживающих, социальных и других объектов, относительно обособленных, с многоэлементной структурой и сложными экономическими связями. Функционирование такой системы тре­бует объединения разрозненных, ведомственно и экономически разобщенных предприятий и структур в единый хозяйственный механизм, способный обеспечивать нормальные условия для на­селения. Сосредоточение города на ограниченной территории создаёт предпосылки для такого объединения.

На развитие города, на формирование его про­изводственной структуры и социальной сферы воздействуют многие факторы: месторасположение, природно-климатические условия, уровень развития транспортных сетей, национально-эт­нические и культурные особенности проживающего населения и др. Размеры города обусловливают специфику управления, со­став и структуру системы жизнеобеспечения города/

В современных условиях ключевую роль в социально-экономическом развитии страны играют крупные города.. Крупные города аккумулируют в себе наибольшие достижения людей и представляют собой сосредоточение передовой индустрии, науки, культуры, образования.

Одновременно мегаполис всегда выступает в качестве экономического центра притяжения более крупного по территории образования (области, региона, края). Поэтому долгосрочные перспективы развития крупного города нельзя рассматривать только в рамках его саморазвития. Развитие крупного города происходит в тесной взаимосвязи с как обществом в целом , так и с регионами , центрами которых они являются . В ходе длительного развития российских регионов между ними сложились определенное общественное разделение труда и отраслевая специализация. Следовательно, развитие крупного города во многом определяется отраслевой специализацией региона, в котором он находится . В то же время сам город выступает важным условием и средством развития экономики региона и страны в целом.

Система жизнеобеспечения города всецело определена комплексом проблем города и городского хозяйства. К современным проблемам комплексного развития города и городского хозяйства относятся следующие :

Во-первых, это высокая занятость жителей города. Для этого власти должны способствовать развитию экономики города и стараться привлечь сюда предприятия с большим числом рабочих мест

Во-вторых, это возможно более высокий доход жителей. Для этого власти должны способствовать притоку в город таких рабочих мест, с которыми связана высокая зарплата.

В третьих - устойчивость экономики города и городского хозяйства

- вопросы бюджетного финансирования городского хозяйства ;

- вопросы, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью;

- вопросы, связанные с управлением и распоряжением земельными участками

-вопросы муниципального дорожного строительства, содержания дорог и иных путей сообщения местного значения;

- вопросы регулирования планировки и застройки территории ;

-вопросы информатизации

- вопросы организации дорожного движения;

- вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

- вопросы охраны общественного порядка;

- вопросы организации, содержания и развития муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

- вопросы снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

- вопросы защиты окружающей среды, благоустройства и озеленения территории (в том числе устройство и содержание зеленых насаждений, парков, скверов, бульваров, общественных прудов, проток и колодцев);

- вопросы организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

- вопросы обеспечения противопожарной безопасности в , организации муниципальной пожарной службы;

- вопросы гражданской обороны и борьбы с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

- вопросы жилищного строительства;

- вопросы обеспечения жильем

- вопросы призыва на воинскую службу.

- вопросы организации ритуальных услуг;

Таким образом, современный город – сложное многогранное явление, для изучения механизмов его жизни нужен комплексный подход, а именно изучение жизнедеятельности города в совокупности правовых, экономических, социологической , географической и пр. проблем.

Понятие комплексного развития города

Понятие “развитие” в отношении городского поселения вызывает много точек зрения Расхождений по этому вопросу в основном сводится к выражению своего отношения к трем принципиальным вопросам.

Вопрос первый связан с принципиальным отношением к постановке проблемы.. Так, например, по мнению некоторых участников дискуссии считают, что вопрос о развитии города как целостного социально-экономического образования специально ставить не надо,: муниципальное образование и так само найдет свой путь - ему не надо мешать. Надо только развивать инфраструктуру, решать возникающие проблемы, а остальное само собой разовьется и разовьется как раз то, что наиболее органично для данного города и региона.

Противники такого взгляда на развитие муниципального образования утверждают, что без постановки целей развития не будет, а будет “топтание на месте”, “залатывание дыр”, “тушение пожаров” и т.п. Сторонники этого подхода аргументируют это тем, что только целенаправленное движение наилучшим образом дает возможность распорядиться ресурсами и достичь минимальных затрат при максимальном положительном эффекте.

Второй вопрос связан с пониманием самого понятия комплексного социально-экономического развития Так, например, под комплексным социально-экономическим развитием представители одной из позиций понимают развитие инфраструктуры муниципального образования. Другая точка зрения сводится к тому, что под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается “генеральный план застройки” или “генеральный план капитального строительства”. Последние термины до недавнего времени широко применялись. Еще одна трактовка заключается в том , термин “комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования” должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такие как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и др.

Третий вопрос связан с определением субъекта, который должен выступить с инициативой комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

По этому поводу можно услышать разные (иногда даже полярные) точки зрения. При этом стороны не отрицают, что муниципальные образования должны развиваться гармонично однако в отношении того, кто должен выступить субъектом развития, стороны расходятся во взглядах. Одни считают, что развитие муниципальных образований - это прерогатива государства, другие считают, что в их развитии прежде всего заинтересовано население, и оно должно выступать в качестве основного субъекта развития и определять судьбу муниципального образования.

Принципиальным в этом отношении, по-видимому, следует считать то, что в любом из приведенных выше вариантов мнение жителей муниципального образования должно учитываться. Федеральным законом “комплексное социально-экономическое развитие” отнесено к вопросам местного значения со всеми вытекающими из этого правовыми и имущественными последствиями. Таким образом законодатель предоставил возможность населению в полной мере нести ответственность за развитие поселения.

В последнее время все чаще можно встретить термин “устойчивое развитие”, который берет свое начало с международной конференции в Рио-де-Жанейро 1992 года. Как известно, на этой конференции основное внимание было уделено вопросам экологии.

В отношения развития поселений термин “устойчивое развитие” или “устойчивое социально-экономическое развитие” следует понимать более широко. Под устойчивым развитием муниципальных образований следует понимать не только достижение гармонии с окружающей природной средой, но и процесс формирования устойчивой экономической основы развития муниципальных образований с учетом интересов и потребностей будущих поколений. Под устойчивостью здесь понимается возможность поселения сопротивляться внешним и внутренним негативным политическим и экономическим факторам.

Итак, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” в качестве вопроса местного значения к предметам ведения муниципальных образований. Однако само понятие “комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования” Федеральным законом не определено.

Какая-либо устоявшаяся трактовка термина “комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования” пока не определена.

Сегодня важно разобраться по существу и выработать единое понимании этого термина. Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство дают основания дать следующее определение.

Под комплексным социально-экономическим развитием поселения мы будем понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

1.4. Устойчивое функционирование и развитие города в условиях рынка

Устойчивое функционирование города – это постоянный процесс поддержания и активизации всех элементов и связей , в результате которого обеспечивается жизнедеятельность города., т.е процесс репродукции населения, а так же непрерывный процесс производства, распределения, обмена и потребления благ.

Простое воспроизводство не может обеспечить устойчивое функционирование и развитие города в виду того, что в экономике действует закон повышения потребностей. Следовательно, города должны непрерывно развиваться, а для устойчивого развития необходимо не простое, а расширенное производство элементов городской среды. При этом под расширенным производством понимается улучшение качественных и количественных характеристик городской среды в соответствии с возросшими потребностями населения. Следует отметить, что устойчивое развитие крупного города представляет собой непрерывный во времени и пространстве процесс совершенствования всех аспектов жизнедеятельности города, не только его материально-вещественной инфраструктуры, а так же духовных и физических начал в человеке и обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Содержание

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  2. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год

    Публичный отчет
    Приложение 3. Перечень важнейших муниципальных правовых актов города Новосибирска, необходимых для реализации плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
  3. Утвердить отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год (приложение). Решение вступает в силу со дня его подписания

    Публичный отчет
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  4. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год

    Публичный отчет
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2006 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах
  5. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год

    Публичный отчет
    Основными итогами социально-экономического развития города в 2009 году являются: сохранение, в условиях кризиса экономики, доходов населения, обеспечение нормальной жизнедеятельности города, в том числе социальной и коммунальной инфраструктуры,

Другие похожие документы..