Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Металловедение и термическая обработка – область науки и техники, занимающаяся изучением связи между химическим составом, фазовым составом, кристалли...полностью>>
'Конкурс'
Социально-просветительское – ориентирует различные категории населения (молодежь, родителей, специалистов учреждений, взаимодействующих с семьей и т....полностью>>
'Урок'
Розвиток культури у другій половині XIII — XV століть визначався складною історичною ситуацією. Напередодні монголо-татарського нашестя Русь розділил...полностью>>
'Документ'
Понятие банковской системы, ее свойства, принципы построения. Характеристика элементов банковской системы. Макроэкономические факторы развития банков...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История

Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

( к 130- летию школы)

Автор П.Н.Чернов.

Содержание:

І. Дореволюционный период.

1.Введение стр. 2-4

2.Малояльчиковское начальное инородческое (чувашское) училище стр.4-9

3.Малояльчиковское двухклассное инородческое училище Министерства

народного просвещения стр.9-12

II. Советский период

1.Вступление стр.12-13

2.Малояльчиковская советская единая трудовая школа 2-й ступени стр.13-15

3.Малояльчиковская школа – восьмилетка стр.15-16

4.Малояльчиковская школа крестьянской (колхозной) молодежи стр.16-17

5.Яльчикская средняя школа стр.17-19

6. Школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) стр.19

7.О героических подвигах воспитанников школы на фронтах Великой

Отечественной войны (1941-1945г.г.) стр.19-26

8. Наши учителя- участники Великой Отечественной войны стр.27-31

9. Об этом мечтали наши деды стр.31-66

III. Жизнь школы перед распадом и после распада СССР стр.67-79

IV. Учителя и воспитанники школы.

1.Учителя Малояльчиковской школы стр.80-82

2.С.А.Зайцев - первый директор Яльчикской средней школы стр.83-84

3.Герои Советского Союза А.Ф.Беляев и Н.И.Иванов стр.85-99

4.Генерал- лейтенант Е.И.Майков стр.100-101

5. Прославленный летчик А.Е.Ефимов стр.102-103

6.Герой Социалистического Труда В.А.Никитин стр.104

7.Организатор комсомола в Ч Чувашии В.Д.Дмитриев стр.105-106

8.Академики, доктора наук и первые ученые стр.106-119

9.Выпускники школ - народные депутаты стр.120-121

10. Почетные работники юстиции и МВД, полковники милиции стр.122-124

11.Полковники Советских Вооруженных Сил и Российской Федерации стр.125-127

12.Спортсмены нашей школы стр.128-131

13.Выпускники школа - известные люди искусства стр.132-140

14.Писатели, поэты стр.140-142

15.Воспоминания выпускников стр.143-146

16.Партийные, советские и государственные работники стр.147-155

17.Организаторы производства и почетные работники стр.156-164

18.Плчетные работники культуры, искусства, журналисты стр.165-170

19.Ученые и научные работники стр.170-184

20.Почетные работники народного просвещения стр.185-192

21.Почетные работники здравоохранения стр.193-195

22.Руководители Яльчикской школы стр.196-197

23.Учителя и воспитатели Яльчикской школы стр.198-265

История Яльчикской

средней школы Яльчикского

района Чувашской Республики.

I. Дореволюционный период.

I. Введение.

В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат. Вся политика царского правительства, в том числе и политика в области народного просвещения, была направлена на то, чтобы держать в рабстве и невежестве национального меньшинства. Царское правительство ревностно русифицировало нерусское население. « Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отчества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом»,- говорил один из министров «народного» просвещения Д.А.Толстой в годы, когда жизнь настойчиво требовала образования масс, и царское правительство вынуждено было дать элементарную грамотность хотя бы части нерусского населения. С целью русификации в нерусских областях строились монастыри и церкви, принудительно обращалось в православие население, открывались миссионерские школы и прочее.

Появление миссионерских школ в Казанском учебном округе началось с назначения в Казань архиепископа Гурия, причисленного впоследствии к «Лику святых» за свою верную службу режиму колониального угнетения.

Учителями в этих миссионерских школах были невежественные отставные солдаты, монахи и попы. В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат Филимон Филатов, который и сам еле читал по слогам, а писать и совсем не умел. Население боялось этих поповских школ. Учащихся набирали насильно, хватали первого попавшегося зазевавшегося парня. Нередко будущий ученик в школу доставлялся связанным, сопровождаемый родственниками, причитавшими над ним, как над покойником. И было от чего плакать. Учащиеся подвергались истязаниям, от которых нередко умирали. Наиболее же решительные и непокорные убегали. Немудрено, что такие миссионерские школы за свои 50 лет существования первой половины XIX века во всем Поволжье дали менее сотни служителей православной церкви.

В связи с общим общественным движением в России в 60-х годах XIX века среди насильно окрещенного чувашского народа началось «отступничество». Чуваши массами отходят от православия. Никакие насильственные меры / в том числе - лишение соли/ не помогали. Защитники самодержавия и православия почувствовали, что нужно изыскивать более тонкие методы одурманивания масс. «Просветитель инородцев» Ильминский предложил целую систему духовного закабаления приволжских народов. Ильминский так же, как и его предшественники, считал, что инородцам необходимо давать только религиозное просвещение, которое должно идти через миссионерские школы. Он предлагал вести обучение на русском языке, а пользоваться родным языком – только до усвоения русского языка. Родной язык играл подсобную роль, а орудием обучения становился русский язык. Ильминский допускал назначение учителями и лиц нерусской национальности. Учебники народного языка должны были печататься русскими буквами. Ничего светского в миссионерских школах не допускалось. Учителей, решившихся давать крупицу «светской» науки, беспощадно изгоняли из школы. В результате обучения в школах по системе Ильминского чуваши/ так же и инородцы/ должны были слиться с русским народом, как по вере, так и по языку должны были окончательно обрусеть. Система Ильминского по своим целям была глубоко реакционна. Но все же благодаря деятельности Ильминского, его сподвижников среди чуваш появилась грамотность.

Насаждению грамотности среди чуваш отдал всю свою жизнь известный педагог И.Я.Яковлев. По рекомендации влиятельного в учебном мире Ильминского, И.Я.Яковлев в 1875 году был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Примерно с этого времени в местностях, населенных чувашами, стали возникать школы, содержащиеся на средства земств и министерства народного просвещения. Это было большим шагом вперед. « Министерские» и «земские» школы, в отличие от миссионерских, имели четырехгодичный срок обучения, были лучше оснащены материально и имели более квалифицированный учительский состав. Правда и эти школы были под большим влиянием идей Ильминского, но все же, по сравнению с «миссионерскими» школами, в «министерских» и «земских» школах религиозное просвещение осуществлялось в меньшей мере.

С началом организации чувашских школ Яковлевым миссионерские школы начинают постепенно отмирать. Все меньше и меньше становится желающих отдавать своих детей в эти школы, и в 1913 году эти школы совершенно прекращают свою деятельность, и чуваш остаются только министерские и земские школы.

У современного молодого человека как-то не укладывается в уме, что население Чувашии, имеющей сейчас десятки высших учебных заведений, по 8-10 средних школ в районе и девятилетнюю школу в каждом большом селении, еще совсем недавно было почти поголовно неграмотно. Еще незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции грамотных на селе можно было пересчитывать на пальцах. Вот данные 1911года. В 1911 году в Поволжье проживало около одного миллиона чуваш/ по переписи 1897 года- 985.000 человек/. Из них количество детей школьного возраста составляло 84 тысячи, а в школе учились только 28 тысяч. Охвачено было школой 32% детей школьного возраста, или 0,54% всего чувашского населения, т.е. училось 54 человека из 10 тысяч чуваш.

2.Малояльчиковское начальное инородческое училище.

Спустя два года после назначения И.Я.Яковлева инспектором чувашских школ на одном из сельских сходов крестьян базарного села Малое Яльчиково, после долгих пререканий, был написан приговор, в котором ходатайствовалось об открытии школы. Формально крестьяне и спрашивают, а правительство милостиво и быстро открывает школу. На самом деле вопрос об открытии школы крестьянами поднимался давно, но начальство под тем или другим предлогом все откладывало. С назначением же И.Я.Яковлева инспектором яльчиковцы нашли хорошего ходатая, и, наконец, инспектор народных училищ IV участка Казанской губернии уведомил Тетюшский училищный совет отношением от 14 февраля 1878 года за №36 о том, что с 1 апреля 1878 года в Малом Яльчиково открывается одноклассное инородческое /чувашское/ начальное училище. Причем государство брало на себя лишь заработную плату учителя, а расходы по найму и содержанию помещения должно было возмещать само население.

Подыскано и арендовано помещение – дом Моисея Беляева. Была установлена плата за обучение: на расходы по школе один рубль серебром с каждого ученика. Учителем был назначен сын крестьянина – чуваша села Байдеряково Александр Никифорович Доброхотов, окончивший Тетюшское уездное училище, заведующим училищем – Байдеряковский поп Миролюбов/ свояк А.Н.Доброхотова/. Желающих учиться было так много, что, набив до отказа девятиаршинную избу, многим отказали. В основном в школу принимали детей зажиточных чуваш. Было принято примерно 50 детей разного возраста, от 10 до 17-ти лет.

Полгода учили на чувашском языке, читали «священную историю». Параллельно шло изучение русского языка.

Когда же накопили небольшой запас русских слов, учение было переведено на русский язык. Главными предметами в школе были: «Закон божий», чтение священных книг, пение христианских молитв и церковных песен/ из свидетельства об окончании училища/. Особенно много внимания и времени уделялось исполнению церковных песен. Каждый день учение начиналось с молитвы. Дежурный ученик читал молитвы, а класс пел. Кончались уроки тоже молитвами. Ежедневно по одному часу отводилось на разучивание церковных песен, хотя по плану предусматривалось в неделю:

I отделение

/I-ый год обуче-

чения/

II-ое отделение

/2-ой год обуче-

ния/

III-е отделение

/3-й год обуче-

ния/

IV-ое отделение

/4-й год обуче-

ния/

I. На вероучение и чувашское чтение

I0 ч

2. На вероучение

8 час

8 час

8 час

3. Русский язык

I0 час

I2 час

I I час

I I час

4. Церковносла-

вянский язык

-

-

2 час

2 час

5. Арифметика

4

5

5

5

6. Письмо

4

3

2

2

7. Чтение

2

2

2

2

30

30

30

30

Хотя в плане отмечалось «на вероучение и чувашское чтение», но фактически чувашское чтение прекращалось во второй половине первого учебного года, и в дальнейшем все время отводилось только на вероучение, «Закону божьему» учил поп, но он часто пропускал уроки и вместо него вел вероучение учитель.

В первые годы книг на чувашском языке не было. Немного позднее появился «Чувашский букварь» Яковлева, появились книги по «Ветхому и новому заветам священной истории». Арифметику проходили по книге Лебенца, но он на руки учащимся не выдавалась вплоть до I90I года, а была в единственном экземпляре лишь у учителя.

Для изучения русского языка использовалась «Новая Азбука» Л.Н.Толстого. Затем, со второго года обучения использовались І и ІІ книги для чтения Л.Н.Толстого, а при выполнении грамматических работ по русскому языку пользовались книгами Михеева.

В первом отделении по арифметике проходили четыре арифметических действия в пределах первой сотни, а во ІІ, ІІІ и ІV отделениях все действия с целыми числами любой величины, вычисления на счетах, изучались русские меры, именованные числа и простейшие дроби: І/2; І/4; І/8.

Умению считать на счетах придавалось особо большое значение/ ибо учились в большинство детей торговцев, кроме классных счетов в школе имелось много конторских/.

Попутно изучали нотную грамоту по цифровой системе. Кроме того, почти каждый вечер учащиеся собирались на спевки, которые длились по 2-3 часа, а перед большими праздниками и того больше. До 1885 года в Яльчиках не было церкви. В религиозные праздники учащиеся Яльчикского инородческого училища ходили в Байдеряковскую церковь и занимали левый клирос, а Байдеряковцы - правый. Происходило как бы соревнование, конкурс на лучшее исполнение церковных песен. Сам учитель Доброхотов готовился стать попом.

Безусловно, в таких условиях молитвы и церковные песни давлели над прочими учебными предметами.

Первый выпуск был сделан в 1881 году. На экзамен приехал Иван Яковлевич Яковлев. Экзаменовалось 24 ученика, из них не выдержали экзаменов 2-3 ученика. Результатами экзаменов И.Я.Яковлев остался довольным и наиболее отличившихся детей пригласил учиться в Симбирск.

С половины 1882 года Яльчиковское училище переводится в ведение Инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, а с І сентября 1901 года было преобразовано в двухклассное училище Министерства народного просвещения, о чем в училище имеется распоряжение Инспектора чувашских школ от І июля 1901 года за № 822.

Ежегодно поступало в школу 50 человек, а кончали 22. Это было характерно для училища того времени. Громадное большинство детей училось 2 года и бросало. Многие считали достаточным научиться читать, писать и считать. Достаточно научиться распознавать монеты. Нужно сказать, что и сам учитель Доброхотов большой выдержанностью не отличался и был горяч на руку, что тоже немало способствовало отсеву. В результате Мало-Яльчиковское начальное инородческое училище за 24 года своего существования в 1901 году дало одиннадцать выпусков и дано немногим больше 225 выпускников./ Егору Игнатьеву, окончившему училище в этом году, выдано свидетельство за № 225. Ивану Андрееву, окончившему в І89І году, выдано свидетельство за № 108./ Прием и выпуск производились через год. Училище до І894 – І895 учебного года имело одного учителя. Один учитель занимался с двумя отделением: с младшими и старшими. В каждом отделении дети обучались по 2 года.

Сделав два выпуска, Доброхотов в І883 году ушел на должность священника. На его место приехал ученик Ивана Яковлевича Яковлева Константин Евграфович Веков, из деревни Полевые Буртасы / Вырăскасси , ныне Яльчикского района Чувашской Республики/.

С приездом Векова школа из «царства кабака» перебралась в дом Кирилла Павловича Беляева. Этот дом стоял на месте нынешнего маслозавода и состоял из двух больших комнат, между которыми были сквозные сени. В восточной комнате помещалась школа, а в западной – жил учитель. Сами хозяева дома еще не отделились от отца Павла.

Школа существовала шестой год и все еще не имела своего здания. ”Казне” очень нравилось изречение Ильминского, что “школа может помещаться в каждой избе и лачужке без дорогих, громоздких и замысловатых утварей и пособий учебных и что учитель такой школы ради бога и спасения своей души не ищет большого вознаграждения, ограничиваясь, в случае крайности, скудным пропитанием и ночлегом”. / Эфиров. « Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири», страница 25./

Понадобилось к шестилетним безрезультатным хлопотам Доброхотова добавить ещё два года униженных ходатайств Векова, чтобы в 1887 году выстроить школьное здание, в котором до 2002 года размещались начальные классы села Яльчики. Здание это снесено 19 января 2002 года. Теперь на этом месте построен Дом правосудия.

На строительство школы денег отпустили мало. Не обошлось и без нечистоплотной сделки чиновника, ведавшего строительством, с подрядчиком. Не одолжи Веков своих денег, школа не была бы выстроена и в 1887 году. Велико, видимо, было в Векове стремление «сеять доброе», привитое Иваном Яковлевичем Яковлевым, если он из скудного своего заработка смог выделить деньги на строительство школы. Эти деньги Веков, по свидетельствам многих его бывших учеников, так и не сумел полностью получить обратно.

Бывшие учащиеся с любовью отзывались об этом учителе. Жил он очень скромно. Когда новое здание было отстроено, он с женой и ребенком поместился в маленькой комнате того же здания. По воспоминаниям, это был человек среднего роста, крепкого телосложения, но кривой на один глаз. Человек трезвый и серьезный, наказывал в меру. С попом Антоном Григорьевым не ладил и умел постоять за себя. Нужно заметить, что заведующими школами также были попы, и от них очень много зависело в жизни учителя.

С переходом училища в новое здание расходы на содержание школы перешли на «казну». В новое здание привезли из столярной мастерской Симбирской Чувашской школы и новую мебель. На примере только Яльчиковского училища можно судить о том, насколько продуманно организована была Симбирская чувашская школа. Симбирская чувашская школа готовила учителей, по тому времени политехнически подготовленных: будущие учителя проходили практический курс сельского хозяйства на ферме, учились ремеслам в мастерских. Симбирская чувашская школа не только готовила учителей, но и издавала учебники для школ и, оказывается, снабжала мебелью.

В 1894 году в школу прислали помощника учителя Данилова Михаила Даниловича. Прозанимавшись под руководством Векова один год, Данилов получил школу, а на его место в 1895 году приехал помощник учителя Христофор Петрович Умов, который стажировался два учебных года и с уходом Векова в попы в 1897 году был назначен учителем в Яльчикское же училище, а помощником ему был прислан Григорий Ефремович Ефремов.

В 1899-1901 годах работали два учителя: Михаил Данилович Данилов и Яков Васильевич Турхан.

1900-1901 учебным годом кончается первый период Яльчикской школы. В течение 24 лет школа имела два отделения/ класса по нынешнему понятию/ с двухгодичным обучением в каждом. За это время в школе побывало не менее 800 учащихся и кончило не более 220 учащихся. Из них двое стали учителями, / в том числе Журавлев Максим Семенович/ из д. Ново-Тойдеряково/, а одному, Кедрову Н.М. / из с. Малые Яльчики/ удалось даже окончить высшее учебное заведение - Казанскую духовную академию. Длителен был школьный путь Кедрова. Окончив в 1885 году Мало- Яльчиковское начальное инородческое училище, поступил в Тетюшское уездное училище. После окончания этого училища- тупика, Кедров поступил в 1888 году в Симбирскую чувашскую школу и через 5 лет окончил её. Год учительствовал в Стерлитамакском уезде/в Башкортостане/. Потом учился в духовной семинарии 3 года и в Казанской духовной академии 4 года. Безусловно, 17 лет учебы под силу было только сыну богача, каким и был Кедров.

К чести Кедрова необходимо сказать, что он не пошел по духовной линии, а избрал себе путь учителя, работал учителем русского языка и изящной словесности, с установлением Советской власти учителем Самарского педучилища/ умер в 1937 году от паралича/.

Сведения о количестве учащихся Мало-Яльчиковского начального инородческого училища Ново - Шимкусской/ а затем Алькеевской/ волости Тетюшского уезда Казанской губернии.

Учебные годы

Всего уч-ся мл. о учотдел

В т.ч.

девочек

Всего уч-ся ст. отдел.

В т.ч. девочек

Итого учащихся

Окончило в том числе девочек

Нарастающий

итог окончания

18779-7

1879-81

1881-83

1883-85

1885-87

1887-89

1889-91

1891-93

1893-95

1895-97

1897-99

1899-1901

50

40

35

30

38

45

40

40

40

45

48

50

10

введ

нет

-“-

7

св. нет

-“-“

-“-

-“-“

-

-

-

-

28

25

19

14

26

18

23

30

22

30

35

-

св. нет

- -“-4

2

св. нет

1

св. нет

-

-

-

50

68

60

49

52

71

58

63

70

67

78

85

10

-

22

19

16

14/2

21

16

18

23

20

26

30

-

22

108

225



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чернов П. Н. История Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

    Реферат
    В этой книге обобщена история Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики. Посвящается она 130-летию школы и 160-летию со дня рождения ее открывателя – великого чувашского просветителя И.
  2. Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

    Анализ
    Составители обзоров: Н. В. Громова, М. С. Данилова, В. В. Дилек, Л. Ю. Ильина, И. Р. Корчагина, Г. А. Кузьмина, О. Г. Ломоносова, Р. И. Миронова, Т. Н.
  3. Секция «Русская филология» Исследовательская работа «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина в жизни и творчестве Г. Н. Волкова

    Исследовательская работа
    Мы знаем прекрасные сказки, созданные А.С.Пушкиным. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотом петушке».
  4. Школа реализует образовательные программы:          - начального общего,          основного общего

    Доклад
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Напольнокотякская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики берет свое начало с 1885 года (архивная справка).
  5. Публичный отчет о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики»

    Публичный отчет
    Публичный отчет о деятельностимуниципального общеобразовательного учреждения«Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» за 2008-2009 учебный год

Другие похожие документы..