Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель изучения дисциплины - дать новые знания в сфере международного бизнеса, повысить уровень имеющихся знаний и усилить их прикладной характер, прив...полностью>>
'Документ'
В статье обозначены основные признаки юридической терминологии, определена роль юридического термина в праве, обозначены виды нормативной терминологи...полностью>>
'Книга'
Недавно на антресолях мне попалась книга с детскими сказками - та самая, что я читал еще в детстве. С удовольствием перечитал ее - снова убедившись, ...полностью>>
'Лекция'
Данные лекции были прочитаны студентам, занимающимся в спецсеминаре «Изобразительное решение аудиовизуального произведения», но, думается, они будут ...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

107

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОРОДА МОСКВЫ

О ПОЛОЖЕНИИ СЕМЕЙ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Аналитический доклад

Москва

2010 г.

Авторский коллектив: О.В.Кучмаева, доктор экономических наук, профессор; Н.П.Иванова, кандидат педагогических наук; Е.А.Марыганова, кандидат экономических наук; М.Н.Мирсагатова, кандидат социологических наук; О.Л.Петрякова, кандидат экономических наук; А.Б.Синельников, кандидат экономических наук; О.В.Заводилкина; Т.Э.Дехтяр.

Аннотация

Доклад подготовлен по заказу Департамента семейной и молодежной политики г.Москвы. В докладе представлены результаты анализа жизнедеятельности современной московской семьи, включая ее демографические характеристики, уровень жизни и воспитательный потенциал. Представлен обзор реализуемых мер в столице в сфере семейной политики и социальной поддержки семей с детьми, предложены направления ее совершенствования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, 7

ПРОГНОЗ 7

1.1 Численность населения, его половозрастная структура 7

и миграционные процессы 7

1.2 Брачная структура населения 8

1.3. Семейная структура населения 11

1.4. Основные тенденции брачности, рождаемости и смертности 15

РАЗДЕЛ 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В Г. МОСКВЕ 20

2.1. Доходы и потребительские расходы семей 21

2.2. Имущественная обеспеченность и питание семей. 25

2.3. Влияние рынка труда на экономическое положение семей 27

2.4. Жилищные условия семей 29

РАЗДЕЛ 3. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 32

3.1. Семья в жизненных ценностях человека. 32

3.2. Изменения характера взаимоотношений в семье 36

3.3. Роль семьи в социализации ребенка 41

3.4. Семейное неблагополучие как фактор детской девиации 45

РАЗДЕЛ 4. РАСШИРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙ 50

4.1. Доступность услуг здравоохранения 50

4.3. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей 61

РАЗДЕЛ 5. РЕАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ 65

5.1. Развитие законодательных основ городской семейной политики 65

5.2. Социально-экономическая поддержка семей 73

5.3. Потребность московских семей в мерах помощи 78

5.4. Перспективы развития семейной политики 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

Список источников 95

Приложения 97

Приложение 1 97

Нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы жизнедеятельности семьи в г. Москве 97

Приложение 2 100

Статистические таблицы 100

ВВЕДЕНИЕ

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Через семью сохраняется человеческий род, реализуется потребность в коллективности существования. В ней осуществляется рождение и первичная социализация человека, происходит формирование личности, сохраняется преемственность поколений. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от по­коления к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, стано­вления гражданских отношений. Семья выполняет консолидирующую функцию, противостоит социальному противоборству и напряженности.

При этом современное состояние института семьи характеризуется многоаспектностью проблем, затрагивающих реализацию всех функций семьи. Возросла нестабильность браков, снизилась роль семьи в социализации детей, социальным явлением стала малообеспеченность и бедность семей с детьми, вынужденно высокий уровень занятости родителей негативно влияет на воспитание, развитие, нравственное и физическое здоровье детей.

Государство заинтересовано в семье активно действующей, способной вырабатывать и осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только свое выживание, но и развитие. Именно такая семья представляет собой мощный фактор укрепления общества и государства. Без успешной семьи не может существовать успешное государство.

Проблема недостаточного выполнения семьей своих функций в значительной мере есть проблема взаимосвязи и взаимодействия семьи и общества. Эволюция общества меняет требования, предъявляемые к семье как социальному институту, что, в свою очередь, находит отражение в изменении содержания и значимости ее функций. Семья как социальный институт особенно чувствительна к реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, репродуктивном поведении и воспитательных возможностях. Осознание кризиса и трансформации семьи как угрозы национальной безопасности и как проблемы, требующей неотложного решения, служит стимулом для разработки адекватных современным реалиям моделей семейной политики.

Семья в настоящее время находится в ряду общепризнанных мировым сообществом ценностей. Резолюция ООН «Мир, пригодный для жизни» провозглашает, что «семья представляет собой основную ячейку общества и как таковая должна укрепляться. Она имеет право на всеобъемлющую защиту и поддержку». Пересмотренная Европейская социальная хартия заявляет, что «семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития». В настоящее время семьи сталкиваются с многочисленными изменениями и вызовами, которые требуют того, чтобы семье оказывалось еще большее внимание и поддержка, исходя из того, что такая поддержка имеет важнейшее значение для детей, родителей и общества в целом.

Оценка тенденций развития современной московской семьи осуществлялась в контексте общеевропейских процессов трансформации семьи и семейных ценностей, включая их кризисные и модернизационные аспекты (более позднее вступление в брак, рост доли сожительств без регистрации брака, высокая доля детей, рожденных вне брака, при уровне рождаемости, не обеспечивающем простое воспроизводство населения). Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специфику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой (резкое падение рождаемости, сокращение количества детей и семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства), что, в свою очередь, актуализировало разработку эффективной семейной политики. Кроме того, положение семей в Москве характеризуется значительной спецификой, присущей крупным мегаполисам, заключающейся в повышении интенсивности жизни, приводящей к распространенности стрессовых ситуаций, значительному притоку мигрантов и необходимости учета в жизни социума процессов этнической интеграции, более высоком уровне доходов в сочетании с более высокой стоимостью жизни и масштабами профессиональной занятости.

Разработка активной семейной политики, направленной на укрепление положения семьи в обществе, невозможна без достоверной информации о процессах, происходящих в семье. Важнейшим условием эффективности семейной политики выступает деятельность по отслеживанию результативности и преемственности выполняемых мероприятий. Одним из инструментов выступают мониторинговые исследования положения семей, различных аспектов их жизнедеятельности.

Целью данного доклада являлось проведение комплексного анализа положения московских семей с детьми и формирование предложений по направлениям и мерам семейной политики, направленным на укрепление института семьи.

Для достижения поставленной цели в ходе подготовки доклада были решены следующие задачи: проведен анализ выполнения семьей основных своих функций (репродуктивной, экономической, воспитательной и др.); выявлены основные проблемы жизнедеятельности московских семей; дана оценка реализуемой в городе семейной политике и определены ее перспективы.

Структура доклада охватывает вопросы:

- формирование семей (половозрастная, состав москвичей и миграционные процессы, брачная структура населения; семейная структура и воздействие на нее демографических процессов рождаемости, брачности и разводимости);

- экономическое положение семей (доходы и потребительские расходы; имущественная обеспеченность и питание; влияние рынка труда на экономическое положение; жилищные условия);

- семейные ценности и взаимоотношения (роль семьи в системе жизненных ценностей москвичей; изменения характера взаимоотношений в семье; роль семьи в социализации личности ребенка; оценка семейного неблагополучия как фактора девиантного поведения детей);

- социальная инфраструктура жизнедеятельности семей (доступность для семей услуг здравоохранения, учреждений образования, культуры и отдыха; социальное обслуживание);

- реализация и развитие семейной политики (законодательные основы городской семейной политики; направления и меры поддержки семей; потребность москвичей в мерах поддержки; перспективы развития семейной политики).

Основой для доклада послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований организаций, изучающих проблемы семьи и детства; данные Всероссийской переписи населения 2002 г., выборочных обследований и текущего статистического учета; аналитические и информационно-справочные материалы органов исполнительной власти г. Москвы.

В приложениях к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, касающихся семейной сферы, которые были приняты в столице за последние годы, и статистические показатели, характеризующие положение московских семей.

Материалы доклада могут быть полезны для специалистов, занимающихся разработкой и мониторингом реализации мер семейной политики, а также широкого круга читателей, интересующихся различными аспектами положения института семьи в нашем мегаполисе.

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,

ПРОГНОЗ

1.1 Численность населения, его половозрастная структура

и миграционные процессы

С января 2003 г. по август 2010 гг. численность постоянного населения Москвы увеличилась с 10,4 до 10,6 млн. Общий прирост населения составил 209,5 тыс. человек. За это время в городе родилось 771,4 тыс. детей, умерло 980,3 тыс. человек. Естественная убыль населения (разница между числом родившихся и умерших) составила 208,9 тыс. За тот же период миграционный прирост был равен 412,3 тыс., что вдвое больше естественной убыли населения. С учетом всех этих факторов общий прирост населения Москвы составил 209,5 тыс. человек1.

Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет среди москвичей составляет более 1,5 млн. (14,7%), в том числе в возрасте 0-13 лет - 11,6%, 14-17 лет – 3,1%. Доля детей до 16 лет в населении Москвы (13%) меньше, чем во всем населении России (16,1%), а также чем в городском населении страны (15,2%). Из-за низкой рождаемости в Москве каждое последующее поколение меньше предыдущего. Лиц пенсионного возраста (мужчин 60 лет и старше, женщин 55 лет и старше) почти вдвое больше, чем детей до 16 лет (23,9% против 13%).

За счет только зарегистрированных мигрантов население столицы ежегодно увеличивается на 50-60 тыс. Причины высокой притягательности Москвы многообразны: это и иное качество городской среды, и большие возможности заработать деньги, и очень диверсифицированный рынок труда, и возможности получить хорошее образование, и т.п. По оценке Росстата, превышение числа смертей над числом рождений в Москве с января 1989 до сентября 2010 г. составило почти 1 млн. Миграционный прирост населения складывается на 3/4 за счет внутренних мигрантов и только на 1/4 - за счет международных. Без притока мигрантов, большинство из которых составляет молодежь и люди среднего возраста, население Москвы было бы на 2,5 млн. меньше, а доля пожилых людей в столице была бы еще выше.

Доля жителей в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет, женщины от 16 до 54 лет) в Москве составляет 63,1%, т.е., почти две трети населения. Это очень близко к показателям для городского (63,2%) и всего населения РФ (62,3%). Однако длительное преобладание однодетных семей так состарило население Москвы, что, несмотря на большой приток молодых мигрантов, доля лиц 16-29 лет в столице (18,7%) заметно ниже аналогичных показателей для городского (22,4%) и всего (22,2%) населения РФ.

В то же время миграция существенно изменила соотношение полов в населении Москвы. В России на 1000 мужчин приходится 1147 женщин, а в городском населении – 1165. В столице диспропорция не столь велика: 1097:1000. Это соотношение очень различно в разных возрастах. На 100 мальчиков рождается примерно 94-95 девочек. Однако из-за более высокой смертности «сильного пола» эта пропорция с возрастом меняется. В целом по России после 30 лет женщин становится больше, чем мужчин, после 45 – больше на 10% с лишним, после 60 лет – в 1,5 раза.

Поскольку из сельской местности в города чаще уезжают девушки, чем парни, в городском населении РФ уже, начиная с 20 лет, женщин становится больше, чем мужчин. Однако Москва в этом отношении – нетипичный город. На 1000 мужчин 16-29 лет приходится лишь 970 женщин, в 30-34 года 964, в 35-39 лет – 916, в 40-44 года – 936. После 45 лет возникает «женский перевес», но не столь большой, как во всем или в городском населении России. Меньшие масштабы перевеса связаны с тем, что разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в Москве не так велика, как в целом по стране.

Рис. 1.1. Средняя продолжительность жизни (оба пола, мужчины, женщины) в 2009 г. (по данным Росстата).

В 2009 г. этот показатель у мужчин-москвичей составлял 69,5 года, у москвичек – 77,7 года (разница 8,2 года). Для городского населения РФ эти показатели составляли 63,5 и 75,1 года (разница 11,6 лет), а для всего населения – 62,8 года и 74,7 года (разница 11,9 лет).

1.2 Брачная структура населения

Заметный перевес числа мужчин над числом женщин в возрасте до 45 лет означает, что у москвичек есть высокие шансы на вступление в брак. Но данные переписи 2002 г. показывают, что они мало пользуются этими возможностями. Не только среди мужчин, но и среди женщин всех возрастов доля состоящих в браке в Москве заметно ниже, чем по всему (и по городскому) населению РФ. Если среди мужчин в возрасте моложе 45 лет это может объясняться их «избыточной» численностью в столице, т.е. тем, что для них не хватает невест, то для женщин этого возраста женихов количественно вполне хватает и даже с избытком. Например, в возрасте 30-34 года женщин меньше, чем мужчин, но 380 из 1000 женщин этого возраста не замужем. Среди мужчин 30-34 лет в Москве доля не состоящих в браке еще выше – 413 человек на 1000 (в целом по России – 292, а в городском населении – 298).

Рис. 1.2. Число состоящих в браке на 1000 мужчин данного возраста

(перепись 2002 г.)

Среди мигрантов, особенно «гастарбайтеров», преобладают мужчины. Многие из них приезжают в Москву на заработки без жен и детей, поскольку не могут снять жилье для всей семьи. Приезжают и холостые, которые хотят жениться на москвичках. Но не каждая москвичка соглашается выйти за иногороднего. По данным переписи 2002 г., превышение числа замужних над числом женатых в целом по России было небольшим – 67 тысяч, т.е. 0,2% от общего числа состоящих в браке2. В некоторых сожительствующих парах он считает себя «холостым», а она – состоящей в незарегистрированном браке. Но в Москве ситуация иная: женатых мужчин – 2349,5 тыс., а замужних женщин – 2242,9 тыс., т.е., на 106,6 тыс. или на 4,5% меньше числа женатых мужчин. Это объясняется проживанием в столице мужчин, приехавших на заработки, но не взявших с собой жен и детей. Иногородние женщины тоже приезжают в Москву на работу, оставив своих мужей дома, но таких случаев, видимо, меньше.

Рис. 1.3. Число состоящих в браке на 1000 женщин данного возраста

(перепись 2002 г.)

По переписи 2002 г. число частных домохозяйств3 из двух и более лиц, в Москве составляло 2776,2 тыс., в том числе 1547,4 тыс. (55,7%) состояли из одной супружеской пары (включая пары, проживающие совместно с одним из родителей супругов и (или) кем-то из родственников, не образующих второй супружеской пары). 89,5 тыс. домохозяйств (3,2%) состояли из двух супружеских пар (многопоколенные семьи), 3,3 тысяч (0,1%) – из трех и более супружеских пар4. Общее число супружеских пар – 1736,3 тыс.5, что намного меньше числа женатых мужчин и замужних женщин в Москве. Соответственно, число женатых мужчин, которые живут в столице без жен составило 613,2 тыс., т.е. 26,1% от общего числа женатых (в целом по РФ – 9,1%). Число замужних женщин, проживающих в Москве без мужей - 506,6 тыс. т.е. 22,6% от числа замужних (в целом по РФ – 9,3%).

Если в Москве перепись учитывает женатых мужчин и замужних женщин, приехавших без супругов, то в российских провинциальных городах и сельской местности та же перепись учитывает «вторые половины» этих разделившихся семей. 1,1 млн человек проживают отдельно от супругов.

Из-за миграции в Москве сложилась специфическая структура населения по брачному статусу. Большинство мужчин и женщин в возрасте от 16 лет и старше либо не состоят в браке, либо, если и состоят в браке, то в течение длительного времени проживают отдельно от своих супругов.

Среди мужчин состоят в браке лишь 55,3%, что заметно меньше аналогичного показателя для России в целом (62,6%). Мужчины, которые проживают с женами, составляют во всем взрослом мужском населении лишь 40,9%. 14,4% мужчин женаты, но живут отдельно. В их число входят не только женатые мигранты, прибывшие без семьи, но и москвичи, у которых семья фактически распалась, но они при переписи называют себя состоящими в браке, так как формально не разведены.

Среди женщин в Москве замужние составляют менее половины – 47%, а во всем женском населении РФ их 52,5%. Женщины, живущие с мужьями, составляют лишь немногим более 1/3 всего взрослого женского населения столицы (36,4%). Еще 10,6% женщин живут отдельно от мужей, как мигрантки, так и москвички, у которых брак де-факто распался, но де-юре сохраняется.

1.3. Семейная структура населения

В Москве, по данным переписи 2002 г., проживало 2,6 млн. семей, в том числе 1,9 млн. семей с детьми, включая 1,2 млн. семей с детьми до 18 лет.6 26,3% семейных ячеек - семей в Москве – это семьи без детей (в целом по России – 27,8%). Среди полных семейных ячеек, т.е. супружеских пар, доля семей без детей значительно больше – 39,8% (в целом по России – 37,4%). Большинство «бездетных» семейных ячеек – это семьи, у которых есть дети, состоящие в браке и (или) живущие отдельно. Таких семей в столице 695 тыс., а семей, состоящих из двух и более супружеских пар – лишь 93 тыс. (5,7% от общего числа домохозяйств с брачными парами). Общее число расширенных семей намного больше, поскольку основную массу среди них составляют те, в которых супруги проживают не с обоими родителями, а только с одним из них и (или) с другими родственниками, не состоящими в браке и не образующими отдельной семейной ячейки.

Семьи с двумя брачными парами сильнее всего стремятся разделиться. В целом по России в 2002 г. 23,6% супружеских пар проживали с одним или обоими родителями и (или) другими родственниками мужа либо жены. Для Москвы этот показатель рассчитать не удается, поскольку данные переписи о домохозяйствах по субъектам РФ опубликованы менее детально, чем по стране в целом. Доля семей с 2 и более парами среди всех полных семей в Москве больше (5,7%), чем по РФ в целом (4,3%). Видимо, доля расширенных семей с одним из родителей и (или) другими родственниками супругов в столице тоже выше, чем во всей России. Поскольку доля замужних женщин, не родивших ни одного ребенка, невелика (9%), основную массу семей, состоящих из супругов без детей, в Москве, по-видимому, составляют «пустые гнезда», а также приезжие пары, оставившие детей на попечение бабушек, дедушек и других родственников. Взять с собой детей они не всегда могут (даже если муж и жена приезжают вместе), поскольку работают по 10-12 часов в сутки, часто заняты и по выходным и не имеют времени ухаживать за детьми и просто присматривать за ними. У них не хватает денег, чтобы снять жилье для всей семьи.

Москва

Российская Федерация

Рис. 1.4. Распределение семейных ячеек по числу детей в г.Москве (по данным переписи населения 2002 г., в %).

Среди молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет, в Москве почти половина (42,6%) не имела детей в своем составе. При этом лишь 27,2% замужних женщин моложе 30 лет не родили ни одного ребенка. Значительная разница между этими двумя цифрами (15,4%), по-видимому, объясняется, главным образом, тем, что дети не проживают с родителями. Вероятно, большинство из них находится на воспитании у дедушек и бабушек.

В целом по России нет детей в составе 29,5% молодых семей, а не родили ни одного ребенка 23,5% замужних женщин моложе 30 лет. Разница между этими двумя цифрами гораздо меньше, чем в Москве, и составляет всего 6%. Вероятно, это тоже объясняется, главным образом, временной передачей детей на воспитание родственникам. Такие данные свидетельствуют о том, что многие молодые пары откладывают даже рождение первенца и что в Москве это происходит чаше, чем в целом по стране.

Анализ данных о составе мигрантов подтверждает вывод, что среди мигрантов много пар, которые пока не могут взять с собой детей – не позволяют условия. Так, среди мигрантов, прибывших в Москву в 2007 г. и указавших свое семейное положение, лишь 23,3% прибыли в город со всей семьей. Почти столько же (21,1%) прибыли с частью членов семьи, а остальные – вообще без семьи.

Почти треть (29,7%) от общего числа семей в Москве составляют семьи, в которых есть только совершеннолетние, уже взрослые дети, не состоящие в браке и не имеющие своих детей. Доля таких семей в столице существенно больше, чем по Российской Федерации в целом (21,8%). По-видимому, это объясняется тем, что москвичи вступают в брак позже, чем остальные россияне. Кроме того, в небольших городах и сельской местности дети часто покидают родительский дом по причине отъезда в большие города (в том числе и в столицу) на работу или на учебу. Для москвичей это не характерно.

Семьи с детьми до 18 лет в Москве составляют лишь 44%, т.е., явное меньшинство среди всех семей. В целом по России их доля выше (50,5%), но и это составляет лишь половину семей.

Самый массовый тип семей с несовершеннолетними детьми – это семья с одним ребенком до 18 лет. В Москве таких семей 32,9%, в целом по России – 34,1%. Не все эти семьи действительно однодетные. В некоторых из них старшие дети уже совершеннолетние. Однако число семей с одним ребенком до 18 лет в несколько раз больше, чем семей с двумя и более детьми. Это указывает на преобладание однодетности.

Среди всех детей до 18 лет в московских семьях более половины (58,2%) проживает в семьях, где нет других несовершеннолетних детей. Это намного превышает аналогичный показатель для России в целом (48,4%). Даже с учетом того, что у некоторых из этих детей есть старшие братья и сестры, которым больше 18 лет, очевидно, какие огромные масштабы приобрела однодетность в столице, да и во всей нашей стране. Единственные дети не привыкли ни с кем делиться, не умеют уступать в спорах. Чувство родительской любви от природы предназначено нескольким детям. Когда все это достается только одному ребенку, то может пойти ему во вред. Неумение считаться с другими нередко осложняет жизнь единственных детей в школах, институтах, на работе, создает проблемы в их отношениях с супругами. Расчет на помощь родителей приводит к увеличению периода социализации. Подрастая, дети москвичей обычно не идут на непрестижную, тяжелую и низкоплачиваемую работу. Но кто-то должен занимать соответствующие рабочие места. Это приводит к притоку мигрантов7.

Миграция, как правило, идет из стран с более высокой рождаемостью в страны с меньшим ее уровнем. Среди прибывших в Москву (и вообще в РФ), много выходцев из Закавказья, Средней Азии, Китая, стран Азии и Африки, где среднее число детей в семье гораздо больше, чем в России.

В Москве семей с двумя детьми до 18 лет лишь 10% от общего числа семей, в целом по России – 13,5%. Семьи с тремя и более детьми составляют лишь 1,1% и 2,7% - во всей России, (2,5% и 5,4% от общего числа семей с детьми до 18 лет соответственно). Без превращения таких семей в массовый тип семьи (не менее 40-50% от общего числа семей с детьми) невозможно нормальное замещение поколений8.

В Москве, как и во всей России, уже семьи с тремя детьми пользуются льготами как многодетные. Пока число таких семей незначительно, льготы и пособия для них можно намного увеличить без особой нагрузки на бюджет. Если же они станут массовым типом семьи, то средств на помощь им может не хватить. Но под влиянием закона о материнском капитале число рождений третьих и последующих детей увеличилось не настолько9, чтобы это привело к заметному росту доли многодетных семей.

Хотя уровень разводов, внебрачной рождаемости и преждевременной смертности отцов и матерей в Москве меньше, чем по всей стране, доля детей до 18 лет, которые живут без одного или обоих родителей, равна 34%, т.е., больше, чем по стране в целом (23%) и чем в городском населении России (26%). Это может объясняться тем, что многие женщины приезжают в столицу с детьми, но без мужей, которые не могут найти здесь работу.

Рис. 1.5. Доля детей, проживающих в семьях без одного или обоих родителей, в % к числу несовершеннолетних детей, живущих в семьях (по данным переписи 2002 г.).

Такие семьи нельзя считать неполными, но при длительном раздельном проживании супругов дети получают однобокое женское воспитание. Матерям, сильно занятым на работе, трудно контролировать их поведение.

Для оценки семейной структуры московского населения важно иметь ввиду, что среди 2,6 млн. семей - около 350 тыс. молодых семей, 250 тыс. неполных семей. По данным структурных подразделений Правительства Москвы, среди московских семей в последние годы наблюдается рост числа многодетных семей – с 25,8 тыс. в 2007 г. до 57,5 тыс. в 2009 г. (как уже отмечалось, при пока еще незначительной доле в общем числе семей с детьми).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Город Москва

    Программа
    В апреле 2 года Правительством Москвы была утверждена Программа «Молодежь Москвы» на 2001-2003 годы. Одним из пяти приоритетных направлений в области реализации молодежной политики в ней названо «повышение востребованности и конкурентоспособности
  2. Города москвы докла д о состоянии условий и охраны труда в городе москве за 2006 год Москва

    Доклад
    Доклад подготовлен Комитетом общественных связей города Москвы на основе материалов, предоставленных отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, Государственной инспекцией труда в городе Москве, Территориальным органом
  3. Государственной программы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 годы»

    Документ
    КАЧЕСТВЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГОРОЖАН ЗА СЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ,
  4. Решение об исполнении органами местного самоуправления внутригородского муниципального образования Северное Измайлово в городе Москве Закона города Москвы от 25.

    Решение
    Об исполнении органами местного самоуправления внутригородского муниципального образования Северное Измайлово в городе Москве Закона города Москвы от 25.
  5. Город: москва

    Документ
    1.9. Допуски/ Лицензии / Иные документы, регламентирующие деятельность Принципала, в связи с осуществлением которой выдается банковская гарантия, (кем,

Другие похожие документы..