Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманита...полностью>>
'Урок'
Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя. Дать краткий анализ его творчества. Подробно проанализировать рассказы «Обида», «Алеша Бесконвойный...полностью>>
'Документ'
Самое время позаботиться о правильном оформлении документов, которые потребуются впоследствии для получения социального налогового вычета, если вы тр...полностью>>
'Тезисы'
В современной науке существует множество подходов к изучению феномена цвета. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции в пределах какой-либо од...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования РФ

МОУ СОШ № 3 п. Эльбан

Тема маленького человека в русской литературе.

Выполнил:

ученик 9 класса "А"

Маюк Александр

Учитель-консультант:

Сафронова Т.И.

- 2005 -

Содержание

1. \ 4

2. Жизненные факты писателей, связанные с темой \ 7

2.1. А.С. Пушкин. 7

2.1. Н.В. Гоголь 9

2.3. Ф.М. Достоевский. 10

Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей. В 1837 году Достоевский уезжает в Санкт-Петербург и поступает учиться в военное учебное заведение. Главное инженерное училище. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам. После окончания учебы(1843г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открылась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько месяцев подает в отставку и целиком сосредотачивается на литературной работе. 10

   В своих произведениях (а, надо сказать, все они поднимают тему "маленького человека") Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» 11

Весной 1846 г. Достоевский становится частым посетителем собраний у Петрашевского, где сходилась молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе, политике, социальных вопросах. 23 апреля 1849 г. многих петрашевцев арестовали, среди них был и Федор Михайлович. Достоевский был отправлен в Сибирь на каторгу. Там он был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и узнавать о том, что происходит в мире литературы. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные и трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее и яснее понимал, что, с одной стороны, «зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты» и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью. 11

3. Образ \ 11

3.1. Самсон Вырин (\ 11

3.2. Евгений (\ 14

3.3. Акакий Акакиевич Башмачкин (\ 17

3.4. Макар Девушкин (\ 20

3.5. Мечтатель (\ 25

4. Традиции и новаторство в создании образа \ 27

Библиография. 31

Библиография. 31

1. "Маленький человек" как литературный термин.

Тема «маленького человека была известна еще с допетровских времен. Так в созданной в 17 веке анонимным автором «Повести о Горе-Злосчастии» повествуется о судьбе некоего несчастного, спившегося, молодца, который оставил родительский дом, пошел по неправедному пути и лишь в монастыре сумел укрыться от преследовавшего его горя.

В русской литературе Нового времени тема «маленького человека» была впервые намечена в произведениях писателей-сентименталистов конца 18 – начала 19 века. Например, центральной героиней повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является небогатая и незнатная девушка с чувствительным сердцем и доверчивой душой. Она отдается любви и, преданная своим обольстителем, гибнет, не найдя ни в ком утешения и защиты.

19 век по праву называют золотым веком русской литературы. Озаренная гением А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, русская литература стремительно прошла большой путь, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни русского общества, его совестью, защитницей интересов угнетенного, страдающего народа.

На протяжении 1820-1830гг. набирает силу новое литературное направление, получившее впоследствии наименование реализма. На первых порах противостояние романтизма и реализма не исключало их взаимодействия, их взаимопроникновения, причем даже в творчестве одного писателя. Лишь в 1840-е годы борьба между ними обостряется, романтизм оказывается оттесненным на второй план и фактически сходит со сцены. В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. Изображая эти закономерности, реализм не отрывается от реальной почвы, с наибольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические – все это связано с углом зрения художника на всю жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим убеждениям.

Сплотившиеся вокруг Белинского молодые писатели поставили своей задачей возможно более точное, непосредственное воссоздание повседневной жизни обыкновенных людей – со всеми ее мелочами, подробностями, прозаическими, темными сторонами. Старательно и добросовестно изучая действительность, они открывали в своих рассказах, повестях, очерках такие ее грани, каких почти не знала прежняя литература: своеобразие быта, особенности речи, душевного склада крестьян, мелких чиновников, городской бедноты, обитателей петербургских «углов». У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советника. Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирах; вечно не доедают, мерзнут в своей ветхой одежонке, страдают от болезней и хворей, не вылезают из долгов, забирают жалование вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Их жизнь, их маленькие радости – большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленького человека" замыкаться в себе, уходить в свою душу, настрадавшуюся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали.

В противоположность романтикам, писатели-реалисты изображали человека в многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психологической конкретности, создавая подчас иллюзию подлинности, достоверности. По большей части писатели-реалисты показывали человека в конфликте со средой, рассматривали его как жертву несправедливого и ненормального общественного устройства. Вместе с тем в той же самой действительности они видели иные стороны, отвечавшие их идеалам, питавшие их надежды на лучшее будущее, их положительную программу. Лучшие герои русской литературы ощущают себя непосредственными участниками исторического движения, им свойственно чувство личной ответственности за судьбу Родины, всего человечества, они испытывают потребность в активном, практическом действии.

Если попытаться "уложить" литературный термин "маленький человек" в схему, то получится следующее:

В данной работе мы рассмотрим, конечно, лишь некоторые произведения русской литературы, имеющие значимость в раскрытии темы реферата: "Станционный смотритель", "Медный всадник" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя, "Бедные люди", "Белые ночи" Ф.М. Достоевского, "Студент" А.П. Чехова.

2. Жизненные факты писателей, связанные с темой "маленького человека"

2.1. А.С. Пушкин.

О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне «просчитать» ее ход, о трагических поворотах Истории, о бесстрашной верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие творения позднего Пушкина.

Поэзия сродни самой жизни, столь разнообразной, столь просторной и непредсказуемой, что никакие умственные схемы не способны вместить в себя всю полноту ее содержания. Именно эта мысль пронизывает цикл новелл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - первое завершенное сочинение Александра Сергеевича Пушкина в прозе. «Повести Белкина» также были созданы болдинской осенью 1830 года. Герои «повестей» придумывают красивый невероятный сюжет собственной судьбы. А жизнь предлагает им свои развязки - куда более невероятные.    В них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), быт мелких чиновников и аристократов («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»), и жизнь ремесленников и мещан («Гробовщик») 10-20-х годов 19 века. Но их основная проблематика – маленький, бедный человек, его положение в обществе, социальные противоречия и нравственное достоинство, человеческое счастье.  
В 30-е гг. публика заметно охладела к Пушкину. Гениальные «Повести Белкина» при публикации успеха не имели. Лирические стихотворения Пушкина печатаются все реже. Журнал «Современник», который поэт начнет выпускать в 1836 году, не соберет необходимого числа подписчиков. Пушкин воспримет это как еще один знак читательского равнодушия.

Полное одиночество в мире людей открывало путь к Богу. Пушкин стремится к деревенскому уединению, к тихой сосредоточенности – «в глуши звучнее голос лирный». Но мечте о поэтическом уединении, домашнем покое не было суждено осуществиться. Задумав написать историю Пугачевского бунта (опубликована в 1836 г., успеха не имела) и историю Петра I, Пушкин поступил на службу. Помимо всего прочего это облегчало ему постоянный доступ к государственным архивам. А потому он вынужден был принять младшее придворное звание камер-юнкера, не вполне приличное для его зрелых лет.

Творчество Пушкина несет в себе ощущение внутренней свободы, простора и покоя. Судьба его была отнюдь не безмятежной, а в конце жизни – трагической. Но душевным страданием оплачены потрясающая гармония пушкинской поэзии, глубина и ясность его мысли.

2.1. Н.В. Гоголь

Среди произведений Гоголя, появившихся в 1830-е годы, выделяются пять его повестей, которые принято называть петербургскими. Повести эти были опубликованы в разное время. Гоголь никогда не объединял эти повести в особый цикл. Свой взгляд автор петербургских повестей приковал к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен, черных лестниц, облитых помоями. Если и появляются в поле зрения героев дворцы, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то лишь для того, чтобы создать контраст, обостряющий восприятие картин житейского убожества.

    Повесть «Шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека», намеченную Пушкиным в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике». Тема «маленького человека» прозвучала также в “Повести о капитане Копейкине”.

Произведения Гоголя вызывают ничем не опосредованное чувство факта. Чувство это было подлинным: в петербургских повестях Гоголь писал о том, что знал по собственному опыту. Своих героев он поселил на улицах, где жил сам, где ежедневно проходил, направляясь на службу, в редакцию, в гости к землякам и знакомым. По собственному опыту знал Гоголь и занятия многих своих героев. Он, можно сказать, побывал в их шкуре, пробуя различные профессии и словно переходя из одного сословия в другое. Канцелярия, редакция, классы Академии художеств – все это было знакомо ему отнюдь не понаслышке: он сам служил, сотрудничал в журналах, учился живописи. Все главные герои петербургских повестей – люди одинокие, лишенные семьи, родственников, друзей, вообще какого-либо близко и кровно с ними связанного окружения. И в этом, надо сказать, они близки самому автору. Теряя связь с общественным или духовным целым, человек лишается и внутренней опоры в себе самом. Этим же путём прошёл и сам Гоголь.

2.3. Ф.М. Достоевский.

Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей. В 1837 году Достоевский уезжает в Санкт-Петербург и поступает учиться в военное учебное заведение. Главное инженерное училище. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам. После окончания учебы(1843г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открылась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько месяцев подает в отставку и целиком сосредотачивается на литературной работе.

   В своих произведениях (а, надо сказать, все они поднимают тему "маленького человека") Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

Весной 1846 г. Достоевский становится частым посетителем собраний у Петрашевского, где сходилась молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе, политике, социальных вопросах. 23 апреля 1849 г. многих петрашевцев арестовали, среди них был и Федор Михайлович. Достоевский был отправлен в Сибирь на каторгу. Там он был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и узнавать о том, что происходит в мире литературы. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные и трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее и яснее понимал, что, с одной стороны, «зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты» и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.

3. Образ "маленького человека в литературе.

3.1. Самсон Вырин ("Станционный смотритель").

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатель с особым интересом и вниманием слушает рассказы Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю, видя, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.

Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидев Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель… Эти люди наивны как дети, они верят в доброту, благородство, силу красоты…Старик мечтает о простых человеческих радостях, надеется понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему жестокое испытание.

Поручик Минский, увидев Дуню, захотел приключений, романтики. Он увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка, не представляет, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему – гусару, аристократу, богатому человеку.

Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского – это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение – богатой содержанки – и хочет забрать ее, но Минский гонит его в толчки. В Петербурге он пришел приятелю на квартиру, тот советовал Вырину жаловаться, но смотритель понимает тщетность этих планов. Он «подумал, махнул рукой и решил отступиться…». В первые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского – богатого аристократа.

Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью – этим бесценным даром. Смотритель умер в тоске по дочери, невольно бросившей его, страдая о возможно плачевной судьбе Дуни. «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались, дочь его не сделалась несчастной. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет, она понимает, что ускорила его кончину. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. В начале плакала, а потом смирилась со своей участью, да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.

Так – постепенно и неявно – Вырин предстает жертвой общества; его житейская формула выведена из опыта жизни в этом обществе. Он – маленький человек, беззащитная игрушка в руках могущественных социальных сил, которые устроили жизнь несправедливо, превратив деньги в главное мерило. У Пушкина развязки его повестей подсказаны не литературной традицией, не фантазией писателя, а самой жизнью, естественным ходом вещей. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин… Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской литературе постоянно.   

3.2. Евгений ("Медный всадник")

О таинственной непредсказуемости жизни, о трагических поворотах истории, о бесстрашной верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие творения позднего Пушкина. В том числе «петербургская повесть» «Медный всадник».

Создана она была во время второй Болдинской осени 1833 года, когда Пушкин вновь оказался в своем нижегородском имении и пережил творческий подъем, отчасти сравнимый с тем, который испытал в 1830-м. При жизни Пушкина «петербургская повесть» так и не была напечатана.
В центре поэмы «Медный всадник» - конфликт между бедным дворянином Евгением и всадником, в котором воспроизведены черты памятника Петру I с Сенатской площади. «Ничтожный герой» - и герой «великий», герой прозаический – и герой эпический, частный человек - и олицетворение государственной мощи: на этих полюсах держится пушкинская повесть.
Главный герой поэмы – мелкий чиновник Евгений, живущий на окраине Петербурга, в Коломне. Размышляя о жизни, хотел он быть умнее и богаче, как «ума недальнего ленивцы». Герой мечтает о счастье, переживает, что из-за наводнения он с Парашей будет «дни на два, на три разлучен». Он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И грезится ему семейная жизнь, видится ему приветливая Параша. Евгений реально оценивает свои возможности. Ему немного нужно от жизни: покой и семейное счастье. Нехитрые мысли, но сколько в них житейской мудрости. Но обрушивается на Петербург наводнение, безжалостное как разбойники. Дурные предчувствия гнетут Евгения. Сидя на мраморной статуе льва все его мысли только о Параше. Он очень сильно переживает за нее, страшиться даже думать, что могло произойти с его любимой Парашей, живущей у самого залива:

А он, как будто околдован,

Как будто к мрамору прикован,

Сойти не может! Вкруг него

Вода и больше ничего!

Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремился к дому возлюбленной и не нашел ничего, стихия смыла с лица земли и Парашу, и ее домик. Все снесено и разрушено волнами. Пережив такое потрясение разум Евгения не выдерживает. Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. Наш герой бродит бесцельно по городу, чуждому его страданиям и потерям. Лишь на короткий миг вспоминает об ужасном горе, постигшем его и набредши на памятник Петру I, грозит ему, почти «сквернохульничает». Ничего не сказал ему в ответ грозный Петр. У Пушкина император безмолвствует.

Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет не только Петр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый труд государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал – «остров малый на взморье», труп несчастного Евгения.

В поэме два плана и оба истинные. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир Петра, была дорога и понятна его мечта – «ногою твердою стать при море». Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Мы знаем из истории, сколько поколений крестьян положено на его строительство! И теперь он стоит великолепный и холодный к людским страданиям. Город, ставший символом обновленной России, стремящейся встать достойно в ряд с европейскими столицами. Это удалось. Но простым людям, населяющим этот город, живется тяжело и трудно. Они страдают и мучаются, плачут и умирают, и Пушкин, как истинный художник-гуманист, не мог остаться равнодушным к их страданиям. Поэтому в поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в 20 веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».

3.3. Акакий Акакиевич Башмачкин ("Шинель").

Повесть «Шинель», начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя. Ее тема – положение «маленького человека», а идея – «духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества». Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник». То есть статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана. «Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. Заметно, что материальные, будничные заботы герой переживает таким образом, как будто это стремление и цели высшего порядка. Механическое переписывание канцелярских бумаг у Башмачкина становится страстью.

Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он – жертва обстоятельств. Его имя в переводе с греческого означает «незлобивый». Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами.

Заветной мечтой Акакия Акакиевича, его, как в таких случаях говорят, навязчивой идеей, стала шинель. А сам Башмачкин, совершающий подвиги самопожертвования, «нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», мгновениями уподобляется «рыцарю бедному», то есть романтическому герою, служителю мечты. Можно с полной уверенностью сказать, что Акакий Акакиевич переживает историю трагической любви, где есть и страстная одержимость, и жертвы, и грезы, и рыцарское служение любимой, а потом ужасная утрата в минуту счастья, невыносимое потрясение и гибель. Место возлюбленной в жизни героя занимает шинель, все переживания Акакия Акакиевича относятся к ней. Обыкновенная вещь оказалась заместительницей идеала и всех высших духовных ценностей. Это одновременно трогает и пугает, вызывает жалость и чувство неловкости, рождает разом смятение и смех. В его мире шинель «вечный идеал», «подруга жизни», «светлый гость». Эта шинель бала так насущно необходима в бедной и неприютной жизни бедняка, что с утратой ее словно разрушилась какая-то существенная его опора и начался неуклонный и неостановимый путь к гибели.

Смысл финала в том, что бедный Акакий Акакиевич исчез без следа как будто бы «его и никогда не было», что он вполне заменим, подобно любому винтику в государственной машине («на другой день уже на его месте сидел новый чиновник…»), что общество не признает в нем ничего индивидуально-человеческого, своего, незаменимого. Гибель героя посреди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с холодом бездушия, окружавшим его всю жизнь.

Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни. И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы), так и в богатой части города. Мертвый чиновник является с того света вершить возмездие за несправедливость и обиды. На улицах города появляется призрак («в виде чиновника»), в котором узнают героя повести, «вечного титулярного советника», погубленного житейскими бедами и всеобщим равнодушием. Призрак никого не щадит и ни для кого не делает исключений: «под видом стащенной шинели» сдираются «со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели. Для одного из сослуживцев Акакия Акакиевича «для значительного лица», сыгравшего роковую роль в судьбе героя, мертвец становится напоминанием о тяготеющей над ним вине. Напоминание не остается без последствий: «значительное лицо» переживает сильное потрясение и раскаяние.
Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности. У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений.
Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести.

Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.

3.4. Макар Девушкин ("Бедные люди")

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.

Почти два года Достоевский напряженно работает над своим первым романом «Бедные люди» - пишет, переписывает, добавляет, сокращает, снова переписывает. «Бедные люди» еще до выхода в свет(1846г.) принесли Достоевскому громкий успех (рукопись читалась и горячо обсуждалась в литературных кругах). Уже название романа указывало на тот материал, который взят в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это бедные люди, влачащие жалкое существование. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице – о них повествовал «автор», рассказчик, то есть лицо стороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами, решительно все мы узнаем от самих героев. Маленький человек сам поверяет нам свои переживания и думы, настроения и намерения. В духе господствовавших тогда идей, критика увидела в романе лишь горячее сочувствие «маленьким людям» и талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества. Но роман Достоевского глубже, сложнее. Это история в письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Доброселова, зарабатывающая на жизнь шитьем. Они не могут видеться часто, ибо Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Тихий трагизм существования этих людей, их борьба с беспросветной нуждой, отчаянные и все же безуспешные попытки как-то устоять в жизни, трогательная забота друг о друге переданы в этих письмах с поразительной силой. Одна из причин жизненного краха Макара и Вареньки в том, что они по настоящему не слышат друг друга. «Я вся в ужасном волнении…Я что-то роковое предчувствую»,- пишет Варенька, когда узнает, что в Петербурге вновь появился богатый помещик, ранее преследовавший ее. Но Девушкин целиком увлечен своими планами будущего обустройства их с Варенькой жизни: «Спешу вас уведомить, друг мой, что Ратазяев нашел мне работу у одного сочинителя… слава Богу, много работы… Я уж прямо и за работу».

Как догадывается и сам Девушкин, глубинная сущность жизни людей, их судьбы, радости и несчастья определяются не только тем, богат человек или беден, к какому сословию принадлежит. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Сам Макар постоянно прислушивается и «взором поводит»: не презирают ли его, не считают ли «хуже ветошки». Любой свой поступок он оценивает как бы со стороны - какое это производит впечатление на других: «Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь…». Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Но Макар Девушкин был против того, чтоб до «подноготной» докапываться, выступал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он посоветовал Вареньке : «Когда конфетку во рту держите - вот тогда прочтите»). Он готов был видеть в авторе «Шинели» чуть ли не пасквилянта, которому бы следовало запретить писать. Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. Но его протест против несправедливости безнадежен. «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смиренный человек, потому что я маленький человек»,- говорит Девушкин.

Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах.

Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Это доказывает нам главную мысль Достоевского — «маленький человек» способен на высокие чувства.

Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. «Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться». Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен». Всех благ и искушений мира важнее и «дороже всего» для Девушкина то, что он называет своей «амбицией» и что на деле есть развитое чувство своей личности. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всеми окружающими (как говорит Девушкин, того, «что и я не хуже других ... что сердцем и мыслями я человек») — вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским.   Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в «ветошку», т.е. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников.

Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.

Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их — воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с «его превосходительством», о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, — создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, — автор «Бедных людей» рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в «Бедных людях» творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделен с Достоевским-христианином.

Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

3.5. Мечтатель ("Белые ночи")

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».    
«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...» 

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.  

«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть — своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

Каждое поколение находит в произведениях Достоевского новые смыслы. Те проблемы и мучительные вопросы, которые поставлены в его книгах, по ходу человеческой истории делаются все важнее и актуальнее для всех людей и для каждого человека. Порой его произведения называют мрачными и безысходными - слишком бесстрашно он открыл противоречия, таящиеся в душе человека. Но автор, оставляя и своим персонажам, и читателю полную свободу, всегда указывал духовный путь, ведущий к спасению, свету.

4. Традиции и новаторство в создании образа "маленького человека".

Первым писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Карамзин положил начало огромному циклу произведений русской литературы о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную доселе тему. «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», – утверждал Белинский. Эта эпоха, прежде всего, характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей «учебником жизни», то есть тем, на чем основывалась слава русской литературы 19 века.

Предшественником темы «маленького человека» в творчестве Гоголя, Достоевского и Чехова можно считать Пушкина. Его Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Пушкин показывает их как людей с обычными человеческими чувствами. Самсон Вырин горд, в то же время он любящий отец и вообще добродушный человек. Сложен Евгений, который осмеливается бросить вызов памятнику Петру I. Живые и сложные характеры у Пушкина являются, безусловно, новаторством в изображении «маленького человека», до Пушкина «маленький человек» не изображался таким сложным и многогранным. Главная идея Пушкина — жалость, сочувствие «маленькому человеку».

У Достоевского, Гоголя, Чехова изображение «маленького человека» приобретает иное звучание. Достоевский, являясь последователем Пушкина, углубляет его идеи, тогда как изображение «маленького человека» у Гоголя и Чехова резко отличается от пушкинской традиции. В произведениях всех трех писателей «маленький человек» находится в обычных социальных условиях. Эти герои, как правило, — мелкие чиновники (титулярные советники), а значит, стоят на самой низкой ступеньке служебной лестницы. Можно предположить, что они будут иметь и практически одинаковую психологию. Однако это неверно. Мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и психологию маленького человека». Для сравнения остановимся на психологии таких героев, как Башмачкин («Шинель» Гоголя), Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского).

Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. «Бедные люди» — роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная цель писателя — передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с Героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — личности в полном смысле слова и их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в «Бедных людях». Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского — «маленький человек» способен и на высокие чувства.

Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем. По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования. Гоголь изображает «маленького человека» в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним.
Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.
У Гоголя же «маленький человек» ограничен своим социальным положением, и ограничен им духовно. По сути, душевные стремления Акакия Акакиевича просты — это спокойная жизнь, никаких перемен. Его родные — это буквы-фавориты, его любимая — это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке. Макар Девушкин у Достоевского только и думает о том, как бы окружающие его люди не заподозрили его в том, что он не уважает себя, и это проявляется им внешне — знаменитый чай с сахаром для него способ самоутверждения. А вот Акакий Акакиевич отказывает себе не только в сахаре, но и в сапогах.

Как умирают герои Гоголя и Достоевского?

Конечно, Макар Девушкин не умирает, но обмирает, переживает духовную смерть в кабинете генерала, когда он видит себя в зеркале и сам осознает свою ничтожность. Это для него конец. Но когда генерал пожимает ему руку, ему, «пьянице», как он сам себя называет, он возрождается. В нем увидели личность, а это то, о чем он мечтал. И не сто рублей, подаренные генералом, делают его счастливым, а рукопожатие: этим жестом генерал «поднимает» его на свой уровень, признает человеком. Итак, если для Макара Девушкина смерть — это утрата человеческого достоинства, то Гоголь говорит о том, что у Акакия Акакиевича и нет этого самосознания. Башмачкину присуще только одно чувство в полном объеме — страх. Герой Гоголя и умирает не от унижения и оскорбления, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица». Оба писателя по-разному относятся к своим героям. Гоголь призывает полюбить и пожалеть «маленького человека», Достоевский — увидеть в нем личность. Но оба они утверждают гуманистический подход к человеку, даже если он "маленький".

Библиография.

  1. Архангельский А.Н. «Русская литература 19 века» - Москва, 2000 г.

  2. Коровина В.Я. «Пушкин в школе» - Москва, 1998 г.

  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа, «Педагогика», 1987 г.

  4. Лебедев Ю.В. «Русская литература 19 века» - Москва, 2002 г.

  5. Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову» - Москва, 1997 г.

  6. Ревякин А.И. «История Русской литературы 19 века. Первая половина» - Москва, 1981 г.

  7. Энциклопедия для детей. Русская литература, том 9, часть первая. Москва, «Аванта плюс», 2001г.

  8. В. Маркович «Петербургские повести Н.В.Гоголя». Ленинград «Художественная литература», Ленинградское отделение, 1989г.

Рецензия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ученик 5 класса

    Реферат
    Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь.
  2. Ученик 10 класса (2)

    Документ
    Они пришли с севера, и даже слово «север на их языке — связано с понятием «древний», «оставшийся позади». Трудно сказать с достоверностью, когда индейцы майя заселили вначале земли Гватемалы и Гондураса, а затем и полуостров Юкатан.
  3. Ученик 9 класса (1)

    Реферат
    В наш прогрессивный век мало какие профессии не требуют умений пользоваться предоставленными нам прогрессом. Особенно, конечно же профессии связанные с разработкой зданий или каких либо деталей.
  4. Ученик 10 класса (1)

    Документ
    Из рода Московских вел. кн. Сын Даниила Александровича. Родился около 1283 г. Великий князь Московский в 1325 - 1341 гг. Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 гг.
  5. Ученик 10 класса (3)

    Документ
    Отто Штерн (17.02.1888 - 17.08.1969) – немецкий физик. В 1912 окончил университет в Бреслау (Вроцлаве) и  защитил докторскую диссертацию по физической химии.

Другие похожие документы..