Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В учебном плане специальности 230100 дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика» из общего числа часов 129, отводимых на дисциплину, с...полностью>>
'Документ'
Дзейнасць, структура, мэты нацыяналістычных арганізацый. Эканамічная палітыка германскіх акупацыйных улад на Беларусі. Паўсядзеннасць насельніцтва ва...полностью>>
'Программа'
«Стресс-менеджмент» - это эффективный практический тренинг, который помогает сохранять хорошее самочувствие в напряженных ситуациях, при решении труд...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Ведущая организация Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия профессиональн...полностью>>

Главная > Учебно-методическое пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нэмо Ф., Чаликова В. Либерализм. // Кн.: 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 260-279.

  • Секиринский С., Шелохаев В. Либерализм в России. М., 1995.

  • Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914. М., 1995.

  • Карпачев М.Д. Истоки российской революции. Легенды и реальность. М., 1991.

    Тема: Россия в начале XX века.

    Контрольные работы по теме.

    • Экономика России на рубеже XIX-XX веков: расцвет или кризис?

    • Революционный кризис 1905-1907гг: предпосылки, характер, последствия.

    • Русско-японский конфликт: причины, характер, последствия.

    • Мировой политический кризис 1914 года. Россия в I мировой войне.

    • Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности.

    • Политические партии России о перспективах развития страны в начале XX века.

    • Политический кризис в России в конце 1916 – нач. 1917гг: сущность, возможные пути преодоления.

    • Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, П.Д. Святополк-Мирского: общее и различное.

    • Исторический портрет П.Н. Милюкова.

    • Столыпин и судьба реформ в России.

    • Николай II: Человек и политик.

    Литература.

    • Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

    • Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. // Вопросы истории. 1994, N3.

    • Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II. // Вопросы истории. 1993, N2.

    • Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905: реформы и революция. Л., 1991.

    • Думова Н.Г. Либерал в России: традиция несовместимости. Исторический портрет П.Н. Милюкова. Ч.1. М., 1993.

    • Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. // Вопросы истории. 1994, N1.

    • Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

    • Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность). // История СССР. 1991, N2.

    • Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. М., 1991.

    • Политические партии России в первой трети XX века. Энциклопедия. М., 1996.

    • Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

    • Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. М., 1991.

    • Ольденбург С. Царствование императора Николая II. М., 1992.

    Тема: Россия в 1917 году.

    Контрольные работы по теме.

    • Альтернативы политического развития России после Февраля.

    • Октябрь 1917 года: переворот, восстание, революция?

    • Николай II в февральские дни.

    • Монархические партии после Февраля.

    • Либеральные партии в дни февральской революции.

    • Партия большевиков в феврале-марте 1917 года.

    • Ленин и февральская революция в России.

    • Кризисы власти в 1917 году.

    • Альтернативы политического развития России осенью 1917 года.

    • Причины победы большевиков в Октябре.

    • Временное правительство: его сильные и слабые стороны, успехи и неудачи.

    • Исторический портрет (по выбору): Николай II, П.Н. Милюков, Плеханов Г.В., Ульянов В.И. (Ленин), Л.Д. Бронштейн (Троцкий), Родзянко М.В., Керенский А.Ф., Львов Т.Е., Чернов В.М., Корнилов Л.Г.

    Литература.

    • Россия. 1917 год: выбор исторического пути. М., 1989.

    • Палеолог М. Царская Россия накануне революции (1914-1917гг). М., 1991.

    • Страна гибнет сегодня: Воспоминания о февральской революции 1917 года. М., 1991.

    • Милюков П.Н. Почему большевики взяли верх? // Коммунист. 1990, N5.

    • Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? М., 1991.

    • Харитонов В.Л. Февральская революция в России (попытка многомерного подхода) // Вопросы истории. 1993. N11.

    • Трукан Г.А. Была ли альтернатива большевистской власти // Кентавр. 1993. N5,6.

    Тема: Первое десятилетие советской власти. Гражданская война, годы нэпа.

    Контрольные работы по теме.

    • Большевистская концепция государства и ее реализация в советской России. 1917-1918гг.

    • Причины и уроки гражданской войны в России.

    • Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности, последствия.

    • Убийство царской семьи.

    • Красный и белый террор.

    • Проблема немецких денег в русской революции.

    • Эволюция советской политической системы в 20-е годы.

    • Проблема интервенции в исторической литературе.

    • Кронштадское восстание 1921 года.

    • Тамбовское восстание крестьян.

    • Противоречия и кризисы НЭП.

    • Внутрипартийная борьба в РКП(б) – ВКП(б) в 20-е годы.

    Литература.

    • Деникин А.И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии. М., 1991.

    • Воспоминания генерала барона П.Н. Врангеля. М., 1992.

    • Махно Н. Воспоминания. М., 1992.

    • Мельгунов С.П. Красный террор в России (1918-1923). М., 1990.

    • Слащов-Крымский Я.А. Белый Крым. 1929 г: Мемуары и документы. М., 1990.

    • Иоффе Г.З. «Белое дело». Генерал Корнилов. М., 1991.

    • Камин В.В. Нестор Махно; мифы и реальность. М., 1990.

    • Ушаков А.И. История гражданской войны в литературе русского зарубежья.: Опыт изучения. М., 1993.

    • Гражданская война в России: перекресток мнений: Сб. статей. М., 1994.

    • Гражданская война: 1918-1920 (неизвестные страницы) // Родина. 1990, N10.

    • Нэп: взгляд со стороны //Сб. /Сост. В.В. Кудрявцев. М., 1991.

    • Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики //Кн.: История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории советского государства. М., 1991.

    • Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. Нэп и его судьба // Историки спорят: тринадцать бесед. М., 1989.

    • Крюкова С. Опыт становления рынка в период нэпа //Вопросы экономики. 1991, N2.

    • Лацис О. Нэп: Общецивилизационный аспект //Свободная мысль. 1991. N18.

    • Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории: Очерки и публицистика. М., 1991.

    • Нэп: приобретения и потери / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1994.

    • Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия. // Вопросы истории. 1993, N7.

    Тема: Большой скачок»: победы и преступления. СССР в 30-е годы.

    Контрольные работы по теме.

    • Советский метод индустриализации: предпосылки, пути осуществления, последствия.

    • Политика сплошной коллективизации, ее результаты и последствия.

    • Власть и интеллигенция в 30-е годы.

    • Тоталитарный политический режим в СССР: общее и особенное.

    • Истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР.

    • Политические репрессии в СССР: истоки, масштабы, последствия.

    • Эволюция власти в 30-е годы.

    • Международное положение СССР накануне второй мировой войны.

    Литература.

    • Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1992.

    • Горинов М.М., Дошенко Е.Н. 30-е годы //История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории советского государства. М., 1991.

    • Борисов Ю.С., Курицын В.М., Хван Ю.С. Политическая система 20 – 30 – х гг. О Сталине и сталинизме // Историки спорят. 13 бесед. М., 1988.

    • Волкогонов Д.А. Сталин. В 2 кн. М., 1992.

    • Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990.

    • Восленский М. Номенклатура. М., 1991.

    • Колесниченко А., Лельчук В. Шаги индустриализации // Страницы истории КПСС. М., 1988.

    • Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1984.

    • Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932гг. / Под ред. В.П. Данилова и П.А. Ивницкого. М., 1989.

    • Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма //Сб. ст. М., 1989.

    • Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов // Сб. документов. М., 1991.

    • Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города // Вопросы истории. 1994, N2.

    Тема: СССР накануне и в годы второй мировой войны.

    Контрольные работы по теме.

    • Международный политический кризис конца 30-х годов: истоки, сущность, проявления.

    • Советско-германское сближение в 1939-1940гг: причины, проявления, последствия.

    • Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?

    • Первый период Великой Отечественной войны в мемуарах.

    • Советский тыл в годы войны.

    • Советский человек на фронте, в тылу, в партизанских соединениях, оккупации, плену.

    • Проблема массового героизма на войне в отечественной и зарубежной литературе.

    • Война и русское зарубежье.

    • Боевое содружество союзников в годы войны.

    • Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.

    • Советские военнопленные: двойная трагедия.

    • Репрессивная политика сталинского режима в годы войны.

    • Цена Победы: дискуссии последних лет.

    Литература.

    • Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 т. – 10-е изд. М., 1990.

    • Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М., 1989.

    • Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Кн. 1-2. М., 1989.

    • Павленко Н.Г. Сталинистские концепции военной истории // История и сталинизм. М., 1991.

    • Гареев М.А. О мифах старых и новых // Военно-исторический журнал. 1991. N4.

    • Якушевский А.С. Фактор внезапности в нападении Германии на СССР // История СССР. 1991. N3.

    • Зверев Б.И., Куманев Г.А. О военно-экономической готовности СССР к отражению фашистской агрессии // Вопросы истории КПСС. 1991, N9.

    • Ковалев Ф., Ржешевский О. Так начиналась война: Урок дает история. М., 1989.

    • Павленко Н.Г. На первом этапе войны // Страницы истории советского общества. М., 1989.

    • Хорьков А.Г. Грозный июнь: Трагедия и подвиг войск приграничных военных округов в начальном периоде Великой Отечественной войны. М., 1991.

    • Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии // Отечественная история. 1994, N3.

    • Борозняк А.И. 22 июня 1941 года: взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994, N1.

    • Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. М., 1990.

    • Дашичев В.И. Пакт Гитлера-Сталина: Мифы и реальность /Историки отвечают на вопросы. Вып. 2. М., 1990.

    • Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941. М., 1992.

    • Сипелс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. 2-е изд. М., 1989.

    • Якушевский А.С. Советско-германский договор о ненападении: Взгляд через годы // Кн.: Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989.

    • Розанов Г.Л. Сталин-Гитлер: Документальный очерк дипломатических отношений. 1939-1941. М., 1991.

    • Чубарьян А.В. В преддверии второй мировой войны: Заметки историка // Страницы истории КПСС. М., 1989.

    • Безыменский Л. Альтернативы 1939 г.: Вокруг советско-германского пакта 1939 г. // Архивы раскрывают тайны. М., 1991.

    • Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война: Из непрочитанных страниц истории (1930-1990-е гг.). М., 1994.

    • Самсонов А.М. Знать и помнить: Диалог историка с читателем. М., 1989.

    • Соколов Б. Цена Победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.

    • СССР накануне войны с Германией: политика сквозь призму пропаганды // Отечественная история. 1995, N2.

    • Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995, N3.

    • Карпов В.В. Маршал Жуков. М., 1991.

    • Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? М., 1992.

    Тема: СССР в послевоенный период.

    Контрольные работы по теме.

    • Изменения в мире после второй мировой войны.

    • «Холодная война»: проблема предпосылок, «виновников» и уроков.

    • Формирование «социалистического лагеря»: предпосылки, методы, противоречия.

    • Политические альтернативы 1953г.

    • Г. Маленков: человек, политик, лидер страны.

    • Н. Хрущев глазами современников и историков.

    • Карибский кризис: итоги и уроки.

    • Феномен «оттепели» в общественно-политической и духовной жизни СССР в 1953-1964гг.

    • Политика «мирного сосуществования»: цели, задачи, направления.

    • Смена власти и смена курса в октябре 1964 года.

    • Л.И. Брежнев: человек и политик.

    • Ю.В. Андропов: политический портрет.

    • Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

    • Афганская война и крах политики «разрядки»: причины, сущность, последствия.

    • Основные этапы формирования политики «перестройки».

    Литература.

    • Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

    • Волкогонов Д.А. Сталин: Политический портрет. В 2 кн. М., 1992.

    • Зубкова Е.Ю. Общество, вышедшее из войны: русские и немцы в 1945 году // Отечественная история. 1995, N3.

    • «Тоталитаризм», «сталинизм», «ГУЛАГ». // Кн.: 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

    • Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

    • Нежинский Л.Н., Челышев И.А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы «холодной войны» // Отечественная история. 1995, N1.

    • «Десталинизация» //Кн.: 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

    • Медведев Р.А., Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.

    • Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2-х кн. М., 1991.

    • «Диссиденты» // Кн.: 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

    • Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х – 80-х годов. Учебное пособие. М., 1994.

    • Арбатов Г.А. Свидетельство современника: Затянувшееся выздоровление (1953-1988 гг). М., 1991.

    • История современной России: 1985-1994: Экспериментальное учебное пособие. М., 1995.

    • Согрин В.В. 1985-1995: Реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995, N2.

    Тема: Россия в 90-е годы. Глобальные проблемы современности.

    Контрольные работы по теме.

    • Неизбежность радикального реформирования советской экономической и политической системы.

    • Распад СССР: предпосылки, проявления, последствия. Был ли он неизбежен?

    • Конституция Российской Федерации 1993 года.

    • Россия и страны СНГ: проблема взаимоотношений.

    • Россия и Запад: характер взаимоотношений.

    • Переход России к гражданскому обществу и правовому государству.

    • Исторические портреты (по выбору): М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Гайдар Е.Т., В.С. Черномырдин, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, А.Б. Чубайс, Ю.М. Лужков, Г.А. Явлинский.

    • Анализ и оценки современного состояния одной из глобальных проблем (по выбору): проблема экологии, сохранения мира, демографии, преодоления отсталости, освоения космоса и мирового океана, преодоления «болезней века».

    • Гуманизация общественных отношений как условие решения глобальных проблем.

    Литература.

    • История современной России: 1985-1994. М., 1995.

    • Политические партии современной России (Информационные и аналитические материалы об общероссийских партиях и общественных движениях (1990-1993). Вып. 1. М., 1993.

    • Пути реформ в России (Статьи. Интервью. Обзоры. Рецензии. Рефераты. Краткие информации). М., 1995.

    • Переходные процессы: Проблемы СНГ (альманах «Форум») / Т.Т. Тимофеев, И.С. Яжборовская, А. М. Салмин и др. М., 1994.

    • Забелин А.В. От коммунистической утопии к рыночной // Кентавр. 1994. N3, 4.

    • Российская империя. СССР. Российская Федерация: история одной страны. М., 1993.

    • Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР. М., 1996.

    • Глобальные проблемы и будущее человечества. М., 1985.

    • Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в истории человечества. М., 1989.

    • Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М., 1990.

    • Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

    • Основные проблемы философии. Ч.II, гл.XI. Глобальные проблемы и будущее человечества. С. 289-306, 307-317.

    Вопросы итогового тестирования для студентов-заочников фармацевтического факультета.

    1. История – это наука изучающая:

    а) совокупность всех способов взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всеобщая зависимость друг от друга;

    б) ход, условия и успехи человеческого общежития;

    в) обобщенную целостную картину человеческой истории;

    г) форму общественного сознания, выражающую реальный мир в художественных образах;

    д) другое.

    1. Сколько периодов выделяется во всемирной истории:

    а) 2; б) 3; в) 4; г) 5; д) другое.

    1. Период Древнего мира включает время существования:

    а) аграрной культуры;

    б) постиндустриальной цивилизации;

    в) промышленной цивилизации;

    г) другое.

    1. Место Античности во всемирной истории:

    а) время перехода от дикости к варварству;

    б) время формирования генотипа европейской цивилизации;

    в) время формирования основ постиндустриальной цивилизации;

    г) другое.

    1. Время существования натурального хозяйства, господства религиозного мировоззрения, монархической формы правления определяется как:

    а) период Древнего мира;

    б) период Средневековья;

    в) период Нового времени;

    г) период Новейшего времени;

    д) другое.

    1. Объединение восточнославянских племен в Древнерусское государство стало результатом:

    а) их естественно - исторического развития;

    б) случайного стечения обстоятельств;

    в) руководящей и организующей роли варягов;

    д) другое.

    1. На Ваш взгляд вступление Киевской Руси в период раздробленности является:

    а) следствием ошибочной политики киевских князей;

    б) специфическим явлением русской истории;

    в) закономерным следствием развития феодализма;

    д) другое.

    1. Какие отношения между князем и всеми сословиями установились на Руси в период монголо-татарского ига:

    а) договорные;

    б) господство-подчинение;

    в) равноправие;

    д) другие.

    1. Какие факторы играли решающую роль в процессе образования Российского централизованного государства:

    а) политические;

    б) экономические;

    в) религиозные;

    г) другие.

    1. Окончательное утверждение самодержавия и оформления крепостного права в России относится к:

    а) X-XII; б) XII-XIV;

    в) XV-XVI; г) XVII; д) другое.

    1. XVIII век в европейской истории называется веком:

    а) рационализма;

    б) Возрождения;

    в) Просвещения;

    г) другое.

    1. Итогом какого процесса в странах Западной Европы стало утверждение индустриальной цивилизации:

    а) аграрной революции;

    б) промышленной революции;

    в) первоначального накопления капитала.

    1. Каков на Ваш взгляд наиболее значимый для последующего развития России итог деятельности Петра I:

    а) постоянное возрастание мощей и роли России;

    б) ускорение развития страны по индустриальному пути;

    в) приспособление феодально-крепостнического строя к новым историческим условиям;

    г) другое.

    1. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке были предопределены:

    а) борьбой внутри правящей династии;

    б) необходимостью проведения назревших преобразований;

    в) необходимостью регулирования отношений в господствующем классе;

    г) другое.

    1. Результатом политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II стало:

    а) укрепление абсолютистского государства и классового господства дворянства;

    б) реставрация сословно-представительной монархии;

    в) становление правового государства и гражданского общества;

    г) другое.

    1. В чем причины отказа Александра I от попыток реформирования России:

    а) разочарование царя в либеральных идеях;

    б) неспособность разработать и реализовать программу реформ;

    в) отсутствие поддержки в российском обществе и сопротивление крепостников;

    г) другое.

    1. Какие факторы свидетельствуют о зарождении в лице движения декабристов освободительного движения в России:

    а) широкий размах борьбы;

    б) целенаправленность и организованность действий;

    в) вступление в борьбу представителей господствующего класса;

    г) другое.

    1. Чьи интересы объективно выражали славянофилы и западники:

    а) пролетариата;

    б) крестьянства;

    в) нарождавшейся буржуазии;

    г) другое.

    1. Главная причина отмены крепостного права в России:

    а) стремление самодержавия обеспечить свободу развития рыночного хозяйства;

    б) стремление дворянства добиться общественного согласия;

    в) невозможность для господствующего сословия помешать развитию новых форм экономического развития;

    г) другое.

    1. Чьи интересы стремились защищать революционные народники:

    а) дворянства;

    б) крестьянства;

    в) пролетариата;

    г) другое.

    1. Главное препятствие на пути развития капиталистических производительных сил России на рубеже XIX-XX вв. было :

    а) сохранение пережитков феодализма;

    б) зависимость от иностранного капитала;

    в) ошибки во внутренней политики царизма;

    д) другое.

    1. 1-я русская революция 1905-1907гг по своему характеру была:

    а) социалистической;

    б) буржуазной;

    в) буржуазно-демократической;

    г) другое.

    1. Развитие России в начале XX века шло по пути:

    а) сохранения и укрепления феодальных устоев;

    б) медленной и противоречивой капиталистической эволюции;

    в) быстрого и свободного капиталистического развития;

    г) другое.

    1. Февральская 1917 года революция в России была:

    а) буржуазной;

    б) буржуазно-демократической;

    в) социалистической;

    г) другое.

    1. Какой выбор стоял перед Россией в октябре 1917 года:

    а) между «красной» диктатурой и демократией;

    б) между диктатурой и анархией;

    в) между «белой» диктатурой и демократией;

    г) другое.

    1. Сколько политических лагерей столкнулись в ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции:

    а) 2; б) 3;

    в) 4.

    1. Сущность НЭПа заключалась:

    а) в постепенном возвращении страны на путь капиталистической эволюции;

    б) в начале коренного пересмотра большевиками тактики социалистического строительства;

    в) в использовании новых форм и средств экономической политики в целях для преодоления политического и экономического кризисов 1921г;

    г) другое.

    1. Установление сталинской диктатуры было предопределено:

    а) объективными факторами;

    б) субъективным фактором;

    в) сочетанием объективных и субъективных факторов;

    г) другое.

    1. Итогом развития СССР в 20-е – 30-е годы стало:

    а) превращение страны в могучую мировую державу за счет перенапряжения сил и неоправданных жертв народа;

    б) превращение страны в великую державу на основе реализации принципов народовластия;

    в) кризисное состояние экономики;

    г) другое.

    1. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945гг была:

    а) следствием стремления фашистской Германии к мировому господству при попустительстве правящих кругов других империалистических государств;

    б) следствием курса советского руководства на мировую революцию;

    в) попыткой Германии предотвратить неизбежное нападение со стороны СССР;

    г) другое.

    1. Основной источник победы СССР в годы Великой отечественной войны:

    а) руководящая роль И.В. Сталина;

    б) массовый героизм советских людей на фронте и в тылу;

    в) помощь западных союзников;

    г) другое.

    1. Основная причина возврата сталинского руководства к репрессивному курсу в первые послевоенные годы заключается:

    а) в стремлении сконцентрировать силы народа на решение задач послевоенного восстановления;

    б) в стремлении подавить выросшие самосознание, самостоятельность и активность народа-победителя;

    в) в необходимости борьбы с попытками западных держав и их агентов в стране ослабить СССР в ходе «холодной войны»;

    г) другое.

    1. Главная причина угасания хрущевской «оттепели» заключается:

    а) в том, что общество ее не поддержало;

    б) в том, что объективно она имела половинчатый и ограниченный характер;

    в) сопротивление партийно-государственной бюрократии;

    г) другое.

    1. Основная причина развития застойных явлений в жизни советского общества 70-х – 80-х годов:

    а) сохранение и укрепление позиций командно-административной системы;

    б) личные качества Л.И. Брежнева;

    в) нарастание международной напряженности и военной угрозы;

    г) другое.

    1. Цель горбачевской перестройки:

    а) устранение деформаций социализма в СССР и более полное использование его потенциальных возможностей в целях ускорения развития страны;

    б) переход СССР на рельсы развития «народного» капитализма;

    в) сохранение и укрепление личных позиций в руководстве;

    г) другое.

    1. Цель радикально-либеральных реформ 90-х годов:

    а) перевод страны на рельсы капиталистического развития;

    б) становление и утверждение основ «демократического» социализма в СССР;

    в) повышение благосостояния народа;

    г) другое.

    Проблемы курса «Россия в мировой цивилизации» выносимые на экзамен. (экзаменационные билеты)

    1. История как наука. Предмет и структура исторического знания. Основные методологические подходы к изучению истории.

    2. История развития науки. Место исторической науки в научном мировоззрении. Сущность формы и функции исторического знания.

    3. Великое переселение народов и судьбы славян.

    4. Восточные славяне. «Повесть Временных лет» как исторический источник.

    5. Древнейшие поселения на территории нашей страны. Предшественники славян на территории России.

    6. Образование Киевской Руси. Этапы становления государственности. Норманнская и антинорманнская теория. Первые русские князья.

    7. Принятие христианства и его значение. Владимир I Святой.

    8. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Вл. Мономах и его роль в русской истории.

    9. Феодальная раздробленность. Особенности развития русских княжеств.

    10. Монголо-татарское иго: история установления и его последствия.

    11. Борьба северо-западных земель против рыцарских орденов. А.Невский. Ледовое побоище.

    12. Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.

    13. Создание единого российского государства. (Феодальная война XV в. Иван III и свержение ордынского ига. Василий III).

    14. Иван IV Грозный. Сословно-представительная монархия в России.

    15. Смутное время в России. Причины, сущность, итоги.

    16. Россия при первых Романовых. Закрепощение крестьян. Церковный раскол. XVII век.

    17. Петр I: человек и политик. Северная война. Образование Российской империи.

    18. Реформы Петра I – «революция сверху в России».

    19. Дворцовые перевороты в России XVIII в. Елизавета Петровна.

    20. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России. Уложенная комиссия.

    21. Екатерина II. Основные реформы. «Жалованные грамоты …».

    22. Общественно-политическая мысль в России ХVIII века. Наука и просвещение в России ХVIII века.

    23. Россия в первой четверти XIX века. Александр I. М. Сперанский. Влияние Отечественной войны 1812 года на внешнюю и внутреннюю политику царизма.

    24. Декабристы: организации и программы. Восстание декабристов и его значение.

    25. Николай I. Теория «официальной народности».

    26. Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.

    27. Три течения русского народничества. «Земля и воля».

    28. Отмена крепостного права в России. Александр II.

    29. Реформы 60-70-х годов XIX века и их итоги. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова.

    30. Александр III и контрреформы.

    31. Россия в начале ХХ века. Особенности социально-экономического развития. Попытки модернизации: Витте С.Ю., Столыпин П. А.

    32. Первая буржуазно-демократическая революция и политика самодержавия. Николай II. «Манифест 17 октября».

    33. Политические партии в годы первой русской революции. Оформление трех политических лагерей.

    34. Первая мировая война: причины и итоги.

    35. Политические партии России в условиях первой мировой войны.

    36. Назревание общенационального кризиса. Великая Российская революция. Свержение самодержавия.

    37. Развитие революции в условиях двоевластия. Февраль – июль 1917 г.

    38. Социалистический этап Великой Российской революции. (Июль – октябрь 1917г.).

    39. Первые декреты Советской власти. Декрет о мире. Выход России из империалистической войны.

    40. Гражданская война и политика «военного коммунизма».

    41. НЭП: причины, ход, итоги.

    42. СССР в эпоху «большого скачка». «Культ личности» И. Сталина.

    43. Основные принципы советской внешней политики и борьба СССР за их осуществление. Международные отношения в межвоенный период.

    44. Борьба СССР за мир накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении.

    45. Вторая мировая война: причины, периодизация, итоги. Великая Отечественная война советского народа.

    46. Коренной перелом в Великой Отечественной и во второй мировой войне. Сталинградская битва и ее значение.

    47. Вклад СССР в разгром фашизма и милитаризма. Итоги Великой Отечественной войны.

    48. Развитие СССР в послевоенный период. Этапы, успехи и проблемы.

    49. Внешняя политика СССР в послевоенный период. От «холодной войны» к разрядке (1945–1985).

    50. Перестройка: причины, цели и итоги. Новое политическое мышление.

    51. Россия в 90-е годы: смена модели общественного развития.

    52. Современные проблемы российского общества. Россия в современном мире.

    53. Особенности цивилизационного развития России.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

      Учебно-методический комплекс
      Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
    2. История россии (3)

      Учебно-методическое пособие
      В данном пособии представлены темы лекций, семинарских занятий с планами, контрольными вопросами и литературой. Пособие содержит методические рекомендации к каждой теме семинара.
    3. Методическое пособие по курсу «информатика»

      Учебно-методическое пособие
      Информатика — это наука об общих свойствах информации, закономерностях и методах ее поиска и получения, записи, хранения, преобразования, передачи, переработки, распространения и использования в различных сферах человеческой деятельности.
    4. Методические материалы по курсу «история и философия науки» для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук

      Программа-минимум
      Методические материалы предназначены в помощь аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки».
    5. Методические указания по курсу «история и методология науки и производства в области защиты окружающей среды» для студентов направления магистр техники и технологии 280202. 68 «защита окружающей среды»

      Методические указания
      В настоящее время все более становится очевидным, что с развитием общества возрастает потребность в рефлексии по отношению к истории, к фундаментальным основаниям материального и духовного.

    Другие похожие документы..