Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической ...полностью>>
'Документ'
В данной работе описывается разрабатываемая методика анализа информационных рисков для государственных учреждений, позволяющая оценить эффективность ...полностью>>
'Документ'
Дорогие друзья, во-первых я очень рад, что меня о. Валентин в ваш храм пригласил вновь к вам прочесть какую-то лекцию, побеседовать. Потому, что, вы ...полностью>>
'Инструкция'
1.1. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 004:94 На правах рукописи

ЖАКИШЕВА САУЛЕ АУКЕНОВНА

Историческая информатика в Казахстане: теория, историография,

методики и технологии

07.00.09 – Историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Республика Казахстан

Караганда, 2010

Работа выполнена в Отделе историографии, источниковедения и методов исторического исследования Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Научный консультант:

доктор исторических наук,

профессор Мажитов С.Ф.

Официальные оппоненты:

академик РАЕН,

доктор исторических наук,

профессор Бородкин Л.И.

доктор исторических наук,

профессор Атабаев К.М.

доктор исторических наук,

профессор Какенова Г.М.

Ведущая организация:

Институт востоковедения им. Р.Б.Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

Защита состоится «22» декабря 2010 г. в 10.00 часов на заседании Объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28, главный корпус, Зал заседания Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Автореферат разослан «_____» ноября 2010 г.

Ученый секретарь Объединенного

диссертационного совета ОД 14.50.12,

доктор исторических наук, профессор Т.А. Алимбаев

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Прямым результатом интеграционных тенденций развития научного познания в середине ХХ в. явилось проникновение методов и средств, понятийного аппарата, методического, технического и технологического инструментария фундаментальных и комплексных наук – математики и информатики – в сферу общественных и гуманитарных наук. Не явилась исключением и историческая наука.

В эпоху научно-технической революции 1960-х гг., характеризовавшейся масштабными процессами математизации и машинизации исторической науки, на стыке истории, источниковедения и прикладной математики зародилось одно из пограничных научных направлений – квантитативная история, использующая при обработке исторических источников методы математической статистики и математического моделирования исторических процессов и явлений на базе применения ЭВМ и машинных технологий обработки данных обширных информационных массивов. В период «микрокомпьютерной революции» середины 1980-х гг. в результате междисциплинарного взаимодействия источниковедения, квантитативной истории и информатики получила развитие историческая информатика (ИИ), изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и исторического образования.

За рубежом исследования в области исторической информатики получили определенное развитие, в Казахстане только происходит процесс становления этого научного направления. В связи с этим крайне актуальным представляется разработка конкретных шагов по преодолению отставания, формированию и перспективному развитию национальной школы в этой области.

В отечественной науке развитие исторической информатики началось с решения чисто прикладных задач при решении конкретных проблем традиционной истории. Сегодня возникла настоятельная потребность в перманентной разработке теоретико-методологических, источниковедческих, инструменталистских подходов к познанию истории в свете современной теории информации, нового понимания природы источников, в первую очередь, массового характера. Крайне значимым представляется решение ключевых теоретических проблем ИИ – установление большей доказательности, глубины и точности исторических выводов, полученных средствами математики и информатики, увеличение объективности результатов исследования, т.е. проблемы продвижения исторической науки в направлении меньшего релятивизма. Но решение этого вопроса напрямую связано с научно обоснованным выбором методик и технологий исследования. Поэтому постановка проблемы исследования теоретической, методической и технологической составляющей исторической информатики крайне актуальна и важна для приращения новых знаний, для перспектив развития этого направления в нашей стране.

В прикладном аспекте анализ историографии исторической информатики и использование апробированных методик позволяет казахстанским историкам и источниковедам существенно расширить круг проблем, требующих применения новых информационных технологий (НИТ), привлечь не востребованную ранее в связи с трудностями в обработке традиционными способами источниковую базу массового характера.

Разработка поставленной в диссертации проблемы позволяет решить еще один насущный вопрос. Особенности методологической основы исторического знания ХХ столетия во многом обусловили множественность равноправных, равновлиятельных парадигм, которые часто приводят к эклектичности методологических и гносеологических воззрений ученых и провоцируют сомнения в возможности точного исторического знания. Негативной стороной этого процесса является сегодня подчеркнутое равнодушие отдельной части отечественных исследователей (особенно молодых ученых), изучающих конкретно-исторические проблемы, к методологии вообще, к методологии истории, в частности, а у будущих историков отсутствие навыков и потребности осмысливать ее азы. А поскольку исследовательская практика ученого неразрывно связана с теоретической рефлексией, то можно констатировать существенное падение уровня научных изысканий молодого поколения казахстанских исследователей. Именно поэтому крайне значима разработка в условиях стремительно развивающегося информационного общества проблемы применения методологии исторической информатики, обогащающей не только общенаучные, но и специально- и конкретно-научные методы исследования, технику и технологии научных разработок современных историков.

Экспоненциальный темп прироста новой информации, соответственно, новых, не только традиционных, но в большей степени, электронных исторических источников, прогнозируемая социальными философами и футурологами новая волна «информационного взрыва» в 2015-2020 гг. диктуют уже сегодня подготовку специалистов в области исторической науки, способных быстро принять вызовы новой информационной среды и адаптироваться к условиям перехода Казахстана в информационное общество. В этом контексте крайне актуальным представляется разработка вопросов исторической информатики как учебной дисциплины в казахстанском историческом образовании на основе наработанного зарубежными и отечественными учеными-практиками опыта компьютеризации обучения истории.

Тема исследования имеет самую непосредственную связь с государственными программами по информатизации казахстанского общества, а также с фундаментальными разработками методологии истории, историографии и моделирования социально-исторических процессов в рамках темы фундаментального исследования Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК «Казахстан в системе мировых исторических ориентиров: трансконтинентальные особенности цивилизационного развития» (2009-2011 гг.)».

Целью диссертационной работы является комплексное исследование проблем теории и историографии исторической информатики, методического и технологического обеспечения исторических исследований способами, приемами и средствами нового для казахстанской исторической науки научного направления. Целевая установка обусловлена интенсивным развитием междисциплинарности методологии истории, появлением новых и совершенствованием традиционных методов и методик исторического исследования, введением в научный оборот массовых и электронных источников, изучение которых без применения информационных технологий и методов математического, формально-количественного анализа крайне затруднительно.

Реализация обозначенной цели диссертации требует решения следующих основных задач:

- обосновать на основе новых методологических подходов объективную необходимость междисциплинарного взаимодействия исторической науки в целом, теоретического и прикладного источниковедения, в частности, с фундаментальными и комплексными науками – математикой и информатикой;

- детерминировать понятийно-категориальный аппарат в системе институциональных изменений в практике источниковедческих исследований на основе современной теории информации;

- определить основные теоретические подходы к применению новых информационных технологий в исторических исследованиях и их практическую реализацию в исследованиях по квантитативной истории и исторической информатике;

- систематизировать сферы приложения современных информационных технологий к историческим исследованиям и историческому образованию, показать их практическое применение;

- выявить основные тенденции и закономерности процесса математизации и информатизации исторической науки во взаимосвязи и взаимозависимости от установившейся историографической традиции исторической информатики и их отражение в казахстанской историографии;

- раскрыть особенности становления и развития квантитативной истории и исторической информатики в РК и определить основные проблемы и приоритеты для интенсификации научных исследований на междисциплинарном уровне;

- проанализировать современную терминологию, связанную с понятием «массовый источник», предложить авторскую версию этого понятия, определить границы использования источников массового характера, раскрыть основные принципы и методы измерения массовых исторических явлений на основе математико-статистического и модельного анализа;

- определить сущность источнико-ориентированного и проблемно-ориентированного подходов к историческому источнику в процессе их исследования средствами и приемами исторической информатики;

- отобразить практическое значение исторических баз и банков данных в изучении истории Казахстана;

- проанализировать процесс формирования электронных архивов в Казахстане;

- исследовать возможности и перспективные направления применения новых информационных технологий в историческом образовании Республики Казахстан.

Объектом исследования является процесс информатизации исторической науки и исторического образования, обусловленный общемировыми тенденциями и закономерностями развития информационного социума, ее действенной и знаниевой составляющей.

Предметом диссертационной работы является история возникновения, становления и развития исторической информатики, выявление ее эвристической конструктивности для исторических исследований, а также изучение отечественного и мирового опыта применения количественных методов и новых информационных технологий при изучении отдельных конкретно-исторических проблем истории Казахстана.

Методологические основы и теоретическая база диссертации. В настоящей работе автор исходит из современных объективных научно-теоретических представлений об историческом процессе и историческом познании, рассматривает историю как развитую науку в контексте современного сциентистски-ориентированного подхода, смысл которого, во-первых, заключается в тождественности исключающему отвлеченную схоластику и догматизм строго научному подходу, противоположному мифотворчеству, обыденным непрофессиональным представлениям и дилетантизму; во-вторых, в близости к понятию «позитивная наука», базовыми позициями которой являются принципы детерминизма и наличие закономерностей исторического развития в противовес утверждениям, что в истории все относительно и объективная истина недостижима, а, следовательно, история как наука вообще «невозможна» [1, с. 30].

В отличие от постмодернистских и культур-центристских исследовательских программ, призывающих следовать только методам своей науки, автор стремился выстраивать научный сюжет, следуя принципам историзма и научной объективности, всесторонности и детерминизма, в строгой согласованности и совместном использовании как междисциплинарной, так и традиционной методологии.

Идейно-теоретической основой настоящей работы явились отдельные положения парадигмальной историко-научной концепции Т. Куна, связанные с его фундаментальными взглядами о когнитивности, познавательной, социально детерминированной ценности науки; об объективном переходе науки от одного качественного состояния к другому путем смены прежней парадигмы, исчерпавшей себя, новой [2, с. 11]. Также крайне важно для понимания становления квантитативной истории и исторической информатики одно из центральных положений концепции Т. Куна о науке, развивающейся через временные скачки, т.е. «научные революции».

Теоретическая составляющая исследования также базируется на современных концептах информационного общества, позволяющих понять объективный характер информатизации современного общества, основных принципах теоретического источниковедения и современной теории информации, связанных с проблемой выявления реальной и потенциальной, субъективной и объективной, выраженной и скрытой информации исторических источников.

В работе в качестве императива принята наиболее распространенная в современной литературе рактовка основанного на логическом анализе и синтезе научного метода, состоящего из таких операций как наблюдение, сбор, анализ информации, формулирование, верификация или подтверждение достоверности гипотезы. Существенное значение для раскрытия специфики предмета и объекта на-стоящей работы представляет синтез общенаучных теорий, подходов, методов и конкретно-научных концепций, выработанных социально-гуманитарными и естественными науками. Прежде всего, в качестве общенаучных в диссертации использованы такие логические методы, как индукция и дедукция, логическая формализация, метод доказательства и логического обоснования научных знаний, построенные на использовании формально-логических приемов обобщения, аналогии, умозаключения, суждения и т.п. К логическим методам, использованным в данной работе, также можно отнести методы системного, структурно-функционального, информационного, математико-статистического анализа исторических источников и математического моделирования исторических явлений и процессов. При рассмотрении отдельных аспектов проблемы автор использовал проблемно-хронологический метод исследования и метод периодизации, а также базовые для исторической науки методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный и историко-динамический. Используемый в работе понятийно-категориальный аппарат вобрал в себя теоретические разработки отечественных и зарубежных исследователей, специализирующихся в области исторической информатики. В качестве технологической и технической составляющей выступают НИТ и компьютерная техника.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1950-х гг. по настоящее время.

Степень разработанности проблемы. Вследствие многоаспектности и междисциплинарности предмета настоящего исследования возникает потребность в условном структурировании историографической базы и разделении ее на два крупных блока. 1-ый блок связан с философским осмыслением идей интеграции и междисциплинарности гуманитарных и естественных наук и теоретико-методологических основ современной концепции информации, 2-ой – с разработкой теоретических основ квантитативной истории и исторической информатики и решением прикладных задач с помощью НИТ в исторической науке и образовании. Причем здесь выделены наиболее знаковые исследования, существенно повлиявшие на формирование и развитие исторической информатики в нашей стране и за рубежом.

Историографические аспекты применения идей междисциплинарности и теоретико-методологических основ современного учения об информации. Задача внедрения в историографическую практику философских разработок проблемы междисциплинарности была продиктована необходимостью повышения теоретико-методологического уровня исторических исследований, проводимых на стыке наук. Проблемы проявления интеграционных тенденций в современном обществознании, изменения границ современных наук об обществе и человеке, конкретно феномена междисциплинарности и трансдисциплинарности рассматривали И.Т. Касавин, В.В. Казютинский, В.С. Стёпин, В.Е. Кемеров и др. [3].

На особую роль французской школы «Анналов» в обосновании междисциплинарного подхода как фундаментального принципа научного познания прошлого обращает внимание Б.Г. Могильницкий [4, с. 1].

Интересна точка зрения на проблему междисциплинарного дискурса А.Н. Книгина, предлагающего сознательное формирование междисциплинарного языка как своеобразного «креольского» языка науки, иначе «область необходимой междисциплинарности может быть понята не как область пересечения или стыковки различных научных дисциплин, а как область «между», т.е. именно область расхождения, которая ставит специфические познавательные и образовательные задачи» [5, с. 14]. Им же подчеркивается важность изучения современных онтологических тенденций, опирающихся на идеи нелинейности, флуктуаций, фракталов синергетической науки, базирующейся, по его мнению, на постмодернистской номадической и ризомной онтологии Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Значительный вклад в разработку проблем междисциплинарности в исторической науке вносят исследования И.М. Савельевой и А.В. Полетаева, А.А. Уйбо, М.В. Студенникова, О.М. Медушевской и др. [6]. Проблемные вопросы, связанные с историографией идей междисциплинарности и прогнозируемым в XXI в. новым аналитическим подъемом роли рационального знания и междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, поднимает Л.И. Бородкин [7].

Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных проблеме диалектики взаимодействия методов современного научного познания, анализу взаимодействия методов науки в условиях радикальной трансформации современного общества, необходимо выделить коллективную монографию казахстанских философов А.Н. Нысанбаева и других, которая, во-первых, базируется на материалах конкретных наук и на реалиях современного Казахстана, во-вторых, отличается четкой структурированностью и логической взаимосвязанностью рассуждений и обобщений о процессе взаимодействия методов науки в социокультурном контексте [8].

Для разработки проблемы изучения сущности информации в контексте триа-дичности ее семиотических характеристик крайне продуктивным представляются фундаментальные работы К. Шеннона, основателя теории статистической информации, Н. Винера, основоположника кибернетической науки, Ю.А. Шрейдера, разработчика семантической теории информации, Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникаций, Р. Карнапа и Й. Бар-Хиллела, создавших основы логико-семантической теории информации [9].

Стратегическая значимость процесса глобальной информатизации общества для дальнейшего развития цивилизации, а также необходимость создания фундаментальной научной базы для его изучения и прогнозирования показана в работах А.Д. Урсула, внесшего значительный вклад в формирование относительно цельной теории социальной информации [10]. Анализу места информатики в системе современной науки и взаимосвязи с социально-гуманитарными и естественными дисциплинами посвящены исследования К.К. Колина [11].

Установлению информационных возможностей исторических источников с позиций теоретико-информационного подхода, решению проблемы повышения информативной отдачи источников в свете учения о социальной информации, являющейся результатом отражения обществом всех форм движения материи, способствовали положения о практической неисчерпаемости источника как носителя разнообразных форм информации, разработанные И.Д. Ковальченко на более глубоком аналитическом уровне. По существу данный подход привел к изменению представлений об основном объекте источниковедческого анализа - источнике, который в классическом его понимании рассматривался как носитель открытой информации. По мнению И.Д. Ковальченко, анализ источника может и должен проводиться с целью экспликации скрытой, явно не выраженной информации, что требует привлечения системного подхода и системно-структурного анализа, математических методов и ЭВМ [12].

Необходимость изучения исторических источников в контексте теории социальной информации, соответственно, разработки проблем информационного источниковедения, типологизации исторических источников в свете информационных процессов со времен зарождения письменности, ставит В.И. Бовыкин [13]. Теоретическим вопросам соотношения исторического источника и исторической информации, носителя информации и ее интерпретатора, выявления информационного потенциала исторических и историографических источников посвящен ряд статей Г.В. Можаевой [14].

Историографические аспекты квантитативной истории и исторической информатики. Начало применения в России в конце XIX - начале XX вв. математико-статистического инструментария в исторических исследованиях было связано с зарождением и развитием земской статистики, вопросами заселения и хозяйственного освоения новых территорий, в том числе Казахстана. Наиболее известны работы А.А. Кауфмана, в которых отмечалась универсальность статистики в социально-гуманитарных исследованиях, в частности, по социально-экономической истории [15]. Аналогичной точки зрения придерживался и А. Боули, утверждавший, что «статистика не является отделом политической экономии и не приурочена к какой-нибудь одной науке. Знание статистики подобно знанию иностранных языков или алгебры: оно может пригодиться в любое время и при любых обстоятельствах» [16, с.7]. Примером применения новых методик в историко-социальном и историко-экономическом исследовании стала первая крупная статистическая работа экспедиции Ф.А. Щербины по обследованию хозяйств казахов Степного края [17]. Первые квантитативные исследования в США связаны с именем историка Ф. Тернера. В 1904 г. он утверждал, что «статистические методы [в истории] крайне необходимы, так же как и критика источника» [18, с. 37]. Аналогичной позиции придерживались его коллеги, изучавшие историю землепользования в нач. ХХ в. на Среднем Западе [19, р. 4, 120].

В 1920-х гг. в работах В.М. Обухова, Б.С. Ястремского, Н.М. Семенова, Н.С. Четверикова получают теоретическое обоснование возможности применения математико-статистических методов при содержательном анализе проблем историко-социального характера [20]. Следует отметить, что вплоть до 1950-х гг. работы с применением методов математической статистики в исторических исследованиях страдали несовершенной методикой и техникой, а интерес к количественным данным был в целом незначительным из-за отсутствия мощных вычислительных средств обработки данных. Но даже «грубые» методы зачастую позволяли ученым улавливать сущность в количественных показателях, а сами исследования тех лет по-прежнему представляют интерес для специалистов по анализу социологических данных и математическому моделированию историко-социальных процессов.

Тенденция к формированию национальных школ квантитативной истории наметилась на рубеже 1950-х–1960-х гг. в связи с появлением у исследователей возможности использовать ЭВМ для проведения сложных математических расчетов. Так, в этот период в США предпринимаются первые попытки применения методов математического моделирования в области экономической истории [21]. Во Франции первыми стали использовать ЭВМ археологи для систематизации и изучения вещественных источников [22, с. 4]. С 1960-х гг. в СССР получают развитие квантитативные исследования Ю. Кахка, Х. Лиги, И.Д. Ковальченко, Б.Н. Миронова в сфере аграрной истории [23].

Знаковыми работами, в которых в основном сформулированы теоретические и прикладные основы применения количественных методов в изучении истории на основе ЭВМ, стали статьи и монографии И.Д. Ковальченко, в первую очередь, его фундаментальный труд «Методы исторического исследования [24], В.З. Дробижева, А.К. Соколова, Л.В. Милова, Л.И. Бородкина, Т.И. Славко, К.В. Хвостовой, И.М. Гарсковой, В.Е. Полетаева, Л.В. Милова, К.Б. Литвака, Б.Н. Миронова, Х. Палли, Н.Б. Селунской, Ю.П. Бокарева и др. [25]. В целом результаты научных исследований в этой области были освещены в целой серии сборников статей по различным историческим направлениям [26, 27]. Серьезные научные разработки, связанные с массовыми источниками, принадлежали Б.Г. Литваку, И.Д. Ковальченко, Т.И. Славко и др. [28]. Подытоживая путь, пройденный исследователями в области квантификации, в 1984 г. вышло в свет учебное пособие «Количественные методы в исторических исследованиях» [29].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  2. Исторический факультет вопросы истории, международных отношений и документоведения (1)

    Документ
    Представлены результаты исследований студентов и аспирантов исторического факультета, выполненных в 2009 г. Они посвящены малоизученным проблемам археологии, отечественной и всеобщей истории, теории и практики современных международных
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  4. Отчет о результатах самообследования омского государственного технического университета

    Публичный отчет
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ) является правопреемником Омского политехнического института, организованного
  5. Электронную версию всех номеров «Вестника роии» можно найти на сайте роии (1)

    Документ
    Подписка на журнал «Диалог со временем» производится в почтовых отделениях всех регионов РФ по каталогу Агентства «Роспечать». Подписной индекс издания – 36030.

Другие похожие документы..