Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Організація ЛАД з питань освіти, культури та науки, створена у 1970 році була призначена для ініціювання освітніх, наукових програм та реформ по араб...полностью>>
'Литература'
И. А. Бабушкина, Н.А. Бушмелёва, С.М. Окулов, С.Ю. Черных Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие по курсам «Информатика и вычислительная техника»...полностью>>
'Закон'
Правовое и социальное государство в их соотношении. Формирование идеи правового государства в истории политико-правовой мысли России....полностью>>
'Документ'
Мор­фо­ло­гия мик­ро­бов. Ос­нов­ные при­зна­ки про­ка­рио­ти­че­ской клет­ки. Ульт­ра­струк­ту­ра и хи­ми­че­ский со­став бак­те­рий. Строе­ние обо­...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВАЙНШТЕЙН

ЛЕВ МАТВЕЕВИЧ

ПУТЬ НА ОЛИМП

Москва, 2005

Будущие победы на Олимпийских играх за думающими, умными спортсменами, профессионально постигшими секреты мастерства, умеющими тренироваться и достигать рекордных результатов и побед в нужное время и в нужном месте.

Президент Стрелкового союза России

В.С. Лисин

Не надейтесь, что в этой книге Вы отыщите секреты, которые мгновенно выведут Вас на высокий уровень спортивного мастерства. Этого не возможно достичь даже фокусникам, которые скрупулезно и долго готовят свои номера.

В этом методическом руководстве Вы найдете советы, следуя которым, возможно добиться надежных и высоких результатов, приложив для этого всю свою любовь и старания (энергию) для достижения самой высокой цели в Олимпийский видах стрельбы.

От редактора.

ПАМЯТИ

Ильи Рафаиловича Иохельсона

Фёдора Ивановича Жамкова

Георгия Георгиевича Козлова

Елены Михайловны Эльдашевой

ПОСВЯЩАЮ.

«Одним из самых благородных и полезных спортивных упражнений я считаю стрельбу в цель. Она требует от стрелка спокойствия, уверенности, душевного и физического равновесия, терпения, внимания.

Я горячо рекомендовал бы насаждать стрелковый спорт. Он прекрасен в воспитательном смысле».

А.И.Куприн.

«Синий журнал». Петербург, 1913г.

/«Неделя» № 45/817/1975г.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

9

Предисловие к русскому изданию.

12

Глава I. Особенности спортивной пулевой стрельбы.

17

Глава II. Кто ты, тренер?

21

Глава III. Разделы подготовки спортсмена-стрелка.

32

Глава IV. Психология в пулевой стрельбе. Роль, место, значение психических процессов и состояний. Ощущения и восприятия, память, внимание, мышление, эмоции, воля. Установки, психологические барьеры и уровень притязаний.

35

Как мы делаем то, что делаем. Психофизиологические механизмы управления движениями.

70

Глава V. Физическая подготовка. Роль и место атлетических качеств – силы, быстроты, выносливости в стрелковом спорте.

73

Глава VI. Техническая подготовка стрелка из пистолета. Изготовка, хватка, прицеливание, спуск, дыхание. Завершающая фаза выстрела. Содержание действий, предъявляемые требования. Регуляция мышечных процессов.

79

Глава VII. Спортивная педагогика в стрелковом спорте. Обучение, обратные связи. Тренировка, объем, интенсивность, направленность, тренирующее воздействие, прогнозирование тренировки. Навыки. Формы тренировочных занятий: цели, задачи, содержание.

99

Глава VIII. Проблемы воспитания. Начальная подготовка, стрелки среднего уровня. Стрелки старших категорий. «Мины замедленного действия». Воспитание волевых качеств стрелка.

127

Глава IX. Стрелковые игры. Моделирование соревновательных ситуаций в тренировке.

193

Глава X. Соревнования. Стресс-факторы соревнований и их возникновение: стартовое состояние, состав участников, психологический фон, прошлый опыт, ситуация ожидания, никафобия. Толерантность к стрессу. Проблема готовности.

209

Глава XI. Секундирование, психологическая поддержка стрелка в соревнованиях со стороны тренера.

241

Глава XII. Тактическая подготовка. Ситуация и ролевое поведение.

257

Глава XIII. Индивидуальный план подготовки спортсмена-стрелка. О пике спортивной формы.

263

Глава XIV. Спорт и личность. Личностные качества, способствующие и препятствующие достижению высших рубежей стрелкового спорта.

265

Глава XV. Теории психорегуляции. Рациональная психотерапия, суггест-терапия, аутогенная тренировка, словесные формулы самовнушений. Решаемые задачи, организация поведения.

273

Глава XVI. Упражнения спортивной квалификации.

291

Начальная подготовка стрелка из пистолета. Шесть уроков начального обучения стрельбе по неподвижной мишени.

293

Скоростная стрельба из пистолета. Шесть уроков начального обучения.

307

Стрельба из произвольного пистолета на пятьдесят метров.

322

Стрельба из пневматического пистолета.

337

Скоростная стрельба из пистолета по пяти появляющимся мишеням.

339

Глава XVII. Стрелку о зрении.

351

Литература.

354

От редактора: Наши Олимпийские победы. Вставка

357

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Состязания в меткости стрельбы уходят корнями в седую древность. Меткий охотник всегда был гордостью своего племени.

В наше время спортивная стрельба культивируется во многих странах мира, являясь одним из наиболее массовых и престижных видов спорта.

Своей популярностью стрелковый спорт обязан самим интересом стрельбы в цель, доступностью всем желающим независимо от пола, возраста, физических данных,

Победители Олимпийских игр и чемпионатов мира становятся национальными героями. К завоеванию высших спортивных титулов стремятся стрелки - энтузиасты многих стран мира. В большинстве это молодые честолюбивые спортсмены, обладающие хорошими способностями и высоким спортивным трудолюбием. Они располагают всеми условиями для полноценного тренировочного процесса, но чаще всего останавливаются в росте результатов, так и не достигнув желаемой цели. В чём причина, ведь раньше результаты росли, перед спортсменом открывалась высокая спортивная перспектива. Сейчас работа не хуже, почему же она перестала давать отдачу? Ответ один: переход на более высокий уровень подготовленности требует совершенствования тренировочного процесса, новые задачи требуют новых решений.

Мировой стрелковый спорт постоянно развивается. В ряде упражнений пулевой стрельбы результаты достигли предельного уровня или близки к нему. Чем ближе вершина, тем труднее продвижение. Поражение центра мишени каждым производимым выстрелом требует специальной подготовки, как технической, так и психологической, всё большее значение приобретает надёжность владения техникой прицельного выстрела. На подступах к рекордному уровню скапливается большое количество сильных спортсменов стрелков.

Соревновательная стрельба значительно отличается от тренировочной. Одного искусства меткого выстрела становится недостаточно. Эмоциональное напряжение, неизбежно возникающее у стрелка участвующего в ответственных соревнованиях, затрудняет выполнение даже хорошо освоенных действий. Владение методиками психорегуляции становится одной из центральных задач подготовки.

Спортсменов-стрелков, по целям которые они ставят перед собой, можно условно разделить на три группы:

* «Спорт для себя». Любовь к оружию, интересное занятие в часы досуга, укрепление чувства уверенности в себе.

* «Для друзей». Участие в соревнованиях клубного, регионального, национального масштабов. Победа в соревнованиях здесь оценивается выше уровня показанного результата.

* «Для страны». Овладение рекордным уровнем результатов. Подготовка как к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга – Олимпийских играх, чемпионатах мира.

Это разные цели, требующие различного времени, усилий, материальных затрат. Различного содержания тренировочного процесса.

Руководство подготовкой стрелка высокого класса требует специальных, профессиональных тренерских знаний. Для методически грамотного построения подготовки необходимо знать к чему мы стремимся, какие конкретно качества хотим формировать, каков конечный продукт нашей работы.

Психологи на основе изучения выдающихся имен мирового спорта установили присущие им черты, способствующие достижению победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Совокупность этих черт может рассматриваться как «Модель чемпиона».

Применительно к спортивной пулевой стрельбе она ориентировочно сводится к следующему:

* Увлеченность, любовь к спорту.

* Постановка высоких, спортивных целей.

* Низкий уровень личной тревожности.

* Совершенное владение спортивной техникой.

* Высокое спортивное трудолюбие.

* Развитое чувство соревновательности, спортивной агрессивности.

* Навыки психорегуляции.

Мы не знаем имен победителей будущих Олимпийских игр, но знаем, какой сплав спортивного мастерства и личностных качеств потребует успешное выступление в этих соревнованиях. Наш спорт накопил опыт позволяющий прогнозировать подготовленность победителя Олимпиады третьего тысячелетия.

Предлагаемая работа делает попытку найти ответы на вопросы, выдвигаемые практикой стрелкового спорта. Раскрыть систему взглядов на подготовку спортсмена-стрелка высокого класса, сложившуюся на основе сочетания многолетнего практического опыта с прикладными положениями спортивной педагогики, физиологии, психологии.

Обращение к этим дисциплинам не преследует общеобразовательные цели, а носит избирательный характер, для обоснования отдельных вопросов методики тренировочного процесса.

Работа включает отдельные положения более ранних публикаций автора и методические разработки последнего времени.

Данное издание адресуется тренерам, работающим со стрелками из пистолета, но значительная часть материала, в полной мере, относится и к тренерам стрелков из винтовки. «Информация к размышлению» из знакомства с книгой получат и спортсмены старших категорий.

Автор сознает, что издание не исчерпывает весь круг проблем обучения, тренировки и воспитания стрелка, с которыми приходится сталкиваться тренеру. К сожалению, в тексте не удалось избежать повторения отдельных положений, связанных с различными ситуациями стрелкового спорта. Автор с благодарностью примет все критические замечания направленные как на устранение допущенных недочетов, так и на совершенствование методики подготовки спортсменов-стрелков старших категорий*, остающейся трудной и недостаточно разработанной областью стрелкового спорта.

* Примечание автора: Здесь и далее, выражение «стрелки старших категорий» подразумевает не возрастной ценз, а спортивный уровень стрелков.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.

Эта книга – о методике подготовки спортсменов-стрелков в условиях развития стрелкового спорта в России.

Российские спортсмены многие годы являлись лидерами мирового стрелкового спорта. Последние десятилетия положение стало меняться. Мы все чаще и чаще сдаем позиции на международной арене.

Возникают вопросы:

* Почему методика подготовки, обеспечивавшая на начальном этапе рост результатов «пробуксовывает» по мере спортивного совершенствования?

* Почему большие объемы тренировочной работы выполняемой стрелками среднего и высшего уровней не дают требуемой отдачи?

* Почему методы подготовки, позволявшие нам долгие годы занимать лидирующее положение в мировом спорте, утрачивают свою эффективность?

Суммарный ответ на эти вопросы можно было бы свести к библейскому изречению: «Не наливают молодое вино в мехи старые!». Традиционно сложившиеся в прошлом десятилетии методы подготовки не адекватны условиям нашего времени.

КАК ЭТО БЫЛО?

Немного истории: В первые послевоенные годы Советский союз включился в международное Олимпийское движение. Спорт был возведен в ранг государственной политики, получил высокое бюджетное обеспечение

Стрельба в цель из чисто оборонного вида деятельности приобрела спортивную направленность.

Осваивались новые для нас упражнения программы международных соревнований. Шел активный поиск рациональных приемов ведения спортивной стрельбы. Наши прославленные конструкторы и оружейных дел мастера: Е.Л. В.А. Разорёнов, А.П. Данилов, в содружестве с тульскими и ижевскими оружейниками, создавали совершенные образцы спортивного оружия.

Строились спортивные тиры и стрельбища. Наш спорт стал поистине массовым. Всё это давало отдачу. Первые выступления советских стрелков на международной арене: Олимпийские игры 1952гога в Хельсинки, 1956 года в Мельбурне, Чемпионат мира 1954 года в Венесуэле принесли крупные успехи. Советские стрелки стали признанными лидерами в мировом стрелковом спорте. Применяемые методики подготовки закрепились в сознании наших стрелков и тренеров как наиболее эффективные. Иллюзия этого сохраняется и в наше время.

ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЛО НАШИ ПОБЕДЫ?

При всей своей популярности и широком развитии во многих странах мира стрельба в цель чисто любительский, мало зрелищный вид спорта, не решающий коммерческих проблем. Это технический вид спорта; нужны дорогостоящие оружие, боеприпасы, инвентарь. Значительны расходы, связанные с выездом на соревнования. Систематическую подготовку к соревнованиям высшего ранга, требующую овладением рекордным уровнем результатов, проводило сравнительно ограниченное количество зарубежных спортсменов. Можно сказать, что наша система подготовки, используя преимущество практически неограниченного материального обеспечения, застала в врасплох наших зарубежных соперников.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Во многих странах мира возникли государственные и общественные фонды поддержки спорта. Подготовка спортсменов к соревнованиям высшего ранга получила финансовое обеспечение. К решению проблем спорта привлечены серьёзные научные силы. Возросло количество зарубежных спортсменов освоивших рекордный уровень результатов. Резко обострилась борьба за завоевания высших спортивных титулов. Современные соревнования характеризуются рекордным уровнем и высокой плотностью результатов лидирующей группы спортсменов практически во всех упражнениях программы.

В нашей стране в последнее время резко сократилась массовость спорта. Незримо снизилось финансирование, возросла стоимость оружия и боеприпасов. Исчезла «длинная скамейка» резерва национальной команды, ранее пополняемая молодыми талантливыми стрелками-самородками. Тренеры вынуждены работать с ограниченным составом стрелков, некоторые из которых не полностью отвечают требованиям большого спорта. В связи с практическим отсутствием внутренней конкуренции снижается мотивация к совершенствованию спортсменов старших категорий.

Предшествующие десятилетия тренерам, работающим со стрелками среднего и высшего уровней, достаточно было обеспечивать организационную сторону занятий и комплектование команды для участия в соревнованиях. Всё остальное решал естественный отбор. Не было необходимости ломать голову в поисках совершенствования тренировочного процесса, анализа выступления в соревнованиях, обобщения опыта.

Мы оказались в условиях новой организации спорта без отработанной методики подготовки стрелков старших категорий, но с незыблемой верой в методы тренировки «унаследованные от отцов и дедов».

Основными чертами этих методов являются:

* Игнорирование теоретических положений спортивной педагогики, физиологии, психологии имеющих прикладность в стрелковом спорте.

* Отсутствие перспективных взглядов на подготовку стрелка, ограничение близлежащими целями.

* Выполнение больших объёмов работы без учета её конкретной направленности на развиваемые качества.

* Стремление к сиюминутному получению возможно более высокого результата стрельбы, игнорирование развития базовых качеств.

* Переоценка роли и значения одних элементов техники стрельбы и недооценка других.

* Оценка успешности тренировки по результатам попадания в мишень без учета, оказываемого тренирующего воздействия.

* Ориентация работы стрелка только на технические действия, игнорирую психологические составляющие прицельного выстрела.

* Оценка подготовленности стрелка по результатам тренировочной, а не соревновательной стрельбы.

* Некритичное восприятие и применение в практике стрелкового спорта некоторых рекомендаций сформированных для атлетических и игровых видов спорта.

В ПЛЕНУ ТРАДИЦИЙ И ИЛЛЮЗИЙ.

Сравнительная простота правил и приёмов выполнения прицельного выстрела позволяет начинающим стрелкам в короткие сроки, сравнительно с другими видами спорта. Осваивать нормативы спортивных разрядов, создавая иллюзию, что продолжение этой работы и есть путь спортивного совершенствования. Однако уже на среднем уровне подготовленности рост результатов замедляется, а нередко и прекращается вообще. Только отдельным молодым стрелкам удаётся продвигаться к вершинам спортивного мастерства. Многие другие, не менее способные и трудолюбивые новички. Так и не выходят на уровень «большого спорта».

Основными причинами этого являются:

* После того, как внешне видимые действия стрелка освоены, замечаний со стороны тренера не вызывают, исполнительные механизмы прицельного выстрела постепенно смещаются в психологические области, не поддающимися контролю со стороны.

* Не обладая необходимыми знаниями и опытом, новичок «плывёт по течению в фарватере» установившихся методов тренировки, руководствуясь общими указаниями тренера. Но последний сам находится под влиянием представлений, что осуществляемые им традиционные методы подготовки являются единственными и самыми эффективными.

Назрела необходимость пересмотра традиционно сложившихся взглядов на построение тренировочного процесса стрелков среднего и высшего уровня. Сделать его более адаптированным к сложившимся условиям развития стрелкового спорта в России.

По мнению автора, это должно иметь следующие направления:

* Построение тренировочного процесса на основе прикладных положений физиологии, психологи, спортивной педагогики.

* Рассмотрение психологической стороны подготовки стрелка как одного из основных направлений, имеющего свои задачи и методы их решения.

* Сближение условий тренировки с условиями соревнований.

* Индивидуализацию подготовки.

* Повышение ответственности личного тренера спортсмена за разработку и методическую грамотность ставящихся перед спортсменом задач.

* Повышение ответственности спортсмена за безусловное выполнение согласованных с ним тренерских рекомендаций.

* Воспитание профессионального отношения спортсмена к своей подготовке.

Настоящим изданием автор стремиться внести вклад в решение проблем стрелкового спорта России.

«В одну повозку впряч неможно коня и трепетную лань!»

А.С.Пушкин.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ.

По характеру выполняемых стрелком действий спортивная пулевая стрельба значительно отличается от атлетических и игровых видов спорта. Эти отличия в основном сводятся к следующему:

Стереотипность действий.

По мере совершенствования стрелка содержание действий составляющих выполнение прицельного выстрела не меняется и не усложняется. И новичок, и чемпион выполняет одну и ту же работу. Это позволяет осваивать технику стрельбы всем желающим, одним быстрее, другим медленнее, в зависимости от способностей и спортивного трудолюбия.

Стереотипность действий способствует быстрому росту результатов стрелка, особенно на начальных этапах подготовки, обладая в то же время свойством «мины замедленного действия». Многократно повторяемые стереотипные действия формируют в центральной нервной системе программу, обеспечивающую их автоматизированное повторение-навык. Навык закрепляет выполняемую работу на том уровне, на котором она производится. Но действия начинающих стрелков неизбежно содержат ошибки, которые и закрепляются многократным повторением. Техника стрельбы оказывается «засорённой» многочисленными ошибками, от которых в дальнейшем бывает трудно избавиться.

Кроме того, многократно повторяемые стереотипные действия снижают уровень их сознательного восприятия, затрудняя спортсмену контроль, а, следовательно, и совершенствование.

Статический характер мышечной деятельности.

После того как начинающий стрелок освоил изготовку к стрельбе, его действия уже не имеют существенных (заметных) внешних отличий от техники работы высоко подготовленного спортсмена. Из наблюдений за его исполнением «выстрела» тренер может получить очень ограниченную информацию. Даже в соревнованиях стрелки часто не обнаруживают внешних признаков испытываемой ими высокой внутренней напряженности. Статичность делает наш спорт мало зрелищным, и не эффектным, сильно вредя его популярности.

Ограниченные требования к развитию атлетических качеств.

Физическая сила, быстрота движений, быстрота реакции составляющие базу спортивного совершенствования в атлетических и игровых видах спорта не имеют такого значения в пулевой стрельбе. Одинаковых результатов достигают как атлетически развитые спортсмены-стрелки, так и их физически более слабые соперники. Более того, применение в целях развития физической силы больших нагрузок может привести к огрублению мышечных восприятий, затруднить согласованность тонких мышечных процессов составляющих исполнение выстрела. Особенно это относится к мышцам кисти руки стрелка из пистолета.

Скрытое протекание деятельности основных «исполнительных механизмов».

При работе стрелка над выстрелом основные нагрузки ложатся на психофизиологическую сферу: внимание. Зрительную и мышечную память, волевые установки. Под их воздействием организуется мышечная деятельность, обеспечивающая наведение оружия в цель. Сохранение его в приданом положении, правильный спуск. Эти процессы доступны сознанию только самого спортсмена и то не в полном объёме и не с полной ясностью.

Невозможность компенсации одних качеств другими.

Выполнение прицельного выстрела – комплексное воздействие – в котором можно выделить ряд составляющих. Одни из них более простые, другие более сложные. Для надежного попадания в центр мишени необходима полноценная работа всех элементов, чтобы выстрел оказался плохим достаточно допустить ошибку в одном из них.

Во многих видах спорта недостаток одних качеств может быть компенсирован высоким развитием других, например, недостаток силы – повышенной ловкостью. В стрельбе этого нет. Нередко попытки компенсировать недостаточную устойчивость оружия ловкостью работы указательного пальца хотя и может давать некоторый временный эффект неизбежно заводит в тупик.

Высокая зависимость результатов стрельбы от психического состояния спортсмена.

Надежное попадание в центр мишени каждым производимым выстрелом требует оптимального психологического состояния спортсмена. Это структура хрупкая. Возникающее в соревнованиях эмоциональное напряжение самым негативным образом отражается на результатах стрельбы. Боевое воодушевление, умножающее физические силы и способствующее успеху выступления в других видах спорта, может оказаться пагубным для стрелка.

ПРОФЕССИЯ – ТРЕНЕР СТРЕЛКОВОГО СПОРТА

«Профессионал тот, кто видит трудности лежащие на пути достижения поставленной цели и знает способы их преодоления».

«При неудаче дилетант становиться растерянным, профессионал - профессиональнее».

КТО ТЫ, ТРЕНЕР?

Разнообразны задачи, которые приходится решать тренеру стрелкового спорта – организационные, административные, хозяйственные. Зачастую существо тренерской деятельности оказывается глубоко похороненным под нагромождением всех этих сопутствующих функций. Однако только решение прямых тренерский обязанностей – обучать и воспитывать спортсмена дает основание не только называться громким именем «тренер!», но и чувствовать себя тренером.

В практике спорта зачастую происходит смешение понятий: преподаватель спорта, инструктор тренер. Все они передают своим ученикам знания в области конкретного вида спорта, различия между ними в задачах обучения, широте и глубине охвата учебного материала, формах организации занятий, использования полученных знаний.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ доводит до сведения слушателей учебный материал, содержание и объем которого определяется соответствующей программой. Добивается освоения этого материала. Контроль за использованием в дальнейшем его учениками полученных знаний в его функции не входит.

ИНСТРУКТОР обучает в рамках установленной инструкции обращению с механизмами, поведению в определённом месте или определённой ситуации. Инструктирование обычно носит единовременный или краткосрочный характер. Инструктор стрелкового спорта обучает обращению с оружием, правилам поведения в тире, приёмам стрельбы, способствует выполнению обучаемыми начальных спортивных нормативов.

ТРЕНЕР должен не только научить спортсмена выполнению спортивных действий. Но и развить его потенциальные возможности – физические, технические, личностные в целях овладения высокими спортивными результатами и успешного выступления в соревнованиях. Как правило, это многолетний процесс обучения, тренировки, воспитания.

Практика показывает, обучение новичка правилам и приёмам выполнения прицельного выстрела с успехом выполняет инструктор, владеющий материалом в рамках требований начальной подготовки. «Тренерский почерк» становится виден, когда обучение новичка технически правильным действиям проводится с учетом его дальнейшего совершенствования в спорте. Сопровождается воспитанием у него любви к работе над выстрелом, стремлением выполнить её с полным старанием, выносливостью, интересом, рассматривая свою работу как начало пути к вершинам спортивного мастерства.

Все недостатки и методические ошибки, допущенные в процессе подготовки спортсмена, обнажаются в соревнованиях. По результатам выступления в соревнованиях его участников оценивается и его, тренера, работа.

Конечно, не все его ученики выходят на высшие спортивные рубежи, но это уже не вина тренера. «Ресурс спортивного совершенствования» - индивидуальное качество, связанное с врожденными задатками. Многие исчерпали его, так и не достигнув рекордного уровня результатов.

Основная функция тренера любого вида спорта – управление тренировкой спортсмена. Наиболее соответствует нашим представлениям понятие «управление» данное академиком Бергом: «Управление – перевод системы в новое состояние путём воздействия на его переменные». В нашем спорте: система – стрелок, переменные – все качества, развитие которых ведет по пути спортивного совершенствования.

В атлетических и игровых видах спорта «переменными» являются, главным образом, биологические системы организма, тактическое поведение спортсмена в соревнованиях. Эти стороны подготовки доступны визуальным оценкам со стороны тренера и инструментальному контролю. В стрелковом спорте внешне видимые действия спортсмена, уже на среднем уровне подготовленности, не содержат для тренера значимой информации. «Исполнительные механизмы» сместились в психические области жизнедеятельности, не имеющие внешних проявлений и подчас не поддающиеся инструментальному контролю. Даже такой объективный показатель как сумма выбитых очков далеко не всегда свидетельство величины перенесенной спортсменом тренировочной нагрузки.

В подготовке стрелка можно выделить ряд этапов. Каждый решает свои задачи, но все они должны быть подчинены конечной цели – формированию умений и навыков соответствующих «модели чемпиона». Это требование нередко входит в противоречие с близлежащими задачами, которые ставит перед собой стрелок и его тренер. Там где они не находят в себе мужества пренебречь сиюминутными выгодами во имя высших целей там, нередко формируемые навыки «не стыкуются» с задачами вышестоящего эшелона спорта, не создают достаточной базы развития высшего спортивного мастерства.

Начинающий стрелок, освоив основные правила и приемы выполнения прицельного выстрела, считает, что вся его дальнейшая тренировка сводится к выполнению большого количества выстрелов. Увлечение процессом стрельбы, стремление быстрее видеть результат попадания, уводит от необходимости тренировки без патронов, тренировке в стрельбе по экрану, развития мышечного контроля. Изменение взглядов новичка на содержание тренировочной работы требует активных воспитательных воздействий со стороны тренера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский городской психолого-педагогический университет

    Книга
    Книга знакомит читателей с теоретическими основами и важнейшими практическими аспектами диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Другие похожие документы..