Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
производящих метеорологические наблюдения или другие геофизи- ческие наблюдения, относящиеся к метеорологии, и способствовать созда- нию и поддержке ...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Учебно-методические материалы для слушателей 2 курса заочного обучения факультета заочного и вечернего обучения (правоохранительная деятельность). М....полностью>>
'Книга'
Художественная и познавательная литература для детей, рассказы о писателях и литературных героях, полезное и занимательное чтение – НА САЙТЕ ЭЛЕКТРОНО...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Б‰гінгі тањда Ќазаќстан тєуелсіздік пен демократиялыќ даму, єрбір ќазаќстандыќ пен олардыњ болашаѓына ќамќорлыќ жасау жолына ныќ т±рды. Жања заман тал...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 24.02.2010 № 54-П

Стратегия социально-экономического развития
Астраханской области до 2020 года

Введение

Первый стратегический документ – стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу – был разработан в 2005 году. Его ключевые положения основывались на необходимости использования нового портфеля ресурсов развития региона в условиях завершения восстановительного роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, уникального географического положения области для укрепления статуса региона как центра России на Каспии.

Приоритетные направления, выдвинутые в предыдущей версии стратегии, оправдались в полной мере: начат процесс технологической модернизации отраслей экономики области, была произведена подготовка к освоению новых ресурсов, сформировано бережное отношение к экологии, возросли инвестиции государства и частного бизнеса в человеческий капитал, проведена работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также комфортных условий жизни для жителей Астраханской области.

Оправдался курс на повышение геоэкономической роли Астрахани – главного российского центра на Каспии, базы для российской интеграции в Каспийский макрорегион, ядра экономических и культурных процессов в Центральной Азии. Тем не менее, Каспий, как единая экономическая, политическая, культурная система, находится еще в процессе формирования, и роль России в этом процессе должна возрастать.

На предыдущем этапе Астраханская область сумела в полной мере воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями. В период всемирного инвестиционного подъема регион реализовал сразу несколько крупных проектов развития: модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, порт Оля); реконструкцию городской среды г. Астрахани и приведение ее в соответствие с актуальными трендами городского развития. Реализация этих планов позволила перейти социально-экономической системе Астраханской области на качественно иную стадию устойчивого развития. Это открыло перед регионом другие возможности: необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выхода региональных отраслей за рамки региона, развития человеческого капитала.

В это время на федеральном уровне были выделены долгосрочные приоритеты развития – в 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации. Отдельные ее положения будут в дальнейшем уточняться, но общие задачи и приоритеты России, такие как переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр., будут сохранены и должны быть приняты за основу при составлении стратегии развития Астраханской области.

Втягивание России в необычайно глубокий и продолжительный глобальный экономический кризис не может не отразиться на потенциале долгосрочного развития региона. Астраханская область находится в относительно благоприятной ситуации благодаря наличию отраслей, наименее чувствительных к внешней конъюнктуре, которые послужат своеобразным «буфером». С другой стороны, секторы экономики, в последние годы составлявшие основу роста (строительство, транспорт, торговля, судостроение), будут испытывать значительные трудности в среднесрочной перспективе. Сохранение в этой ситуации баланса бюджета и рынка труда, положительных темпов экономического и инвестиционного роста во многом зависит от своевременных действий региональных властей. При этом долгосрочный характер последствий текущего кризиса потребует смены существовавшей в середине 2000-х годов модели экономического развития, сложившейся корпоративной структуры, технологической платформы, пересмотра ряда заявленных в иной действительности стратегических инвестиционных проектов. В существующих социально-экономических условиях вопрос о модернизации экономики региона выходит на первый план.

Настоящий документ является сокращенным вариантом полной версии Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (далее – Стратегия), структура которой не изменена. Полная версия документа опубликована на официальном сайте министерства экономического развития Астраханской области

Часть 1. Внутренние факторы развития Астраханской области в долгосрочной перспективе

1.1. Уровень социально-экономического развития Астраханской области, достигнутый к концу 2000-х годов

Общая характеристика экономики региона

Экономика Астраханской области является одной из самых динамичных в Южном федеральном округе. За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 45,2%, индекс промышленного производства – на 21,1%, продукция сельского хозяйства – на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) – на 29%, оборот розничной торговли – в 2,55 раза, платные услуги населению - на 35,3%. Темпы роста экономики (по показателю ВРП) в 2008 году составили 107,4%, индекс промышленного производства - 105,1%, валовая продукция сельского хозяйства - 114,7%.

Астраханская область, как геополитический и геокультурно значимый регион, крупный транспортно-транзитный узел, территория, имеющая значительные запасы природных ресурсов, оказалась в выгодном положении и сумела воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями середины 2000-х годов.

В то же время Астраханская область характеризуется относительно низкой степенью диверсификации (устойчивости) экономики и рынка труда. Несмотря на то, что принятая в 2005 году стратегия долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области предусматривала курс на диверсификацию экономики, к настоящему времени значительная часть экономической базы находится в сильной зависимости от внешних факторов, главным образом от конъюнктуры на рынках нефти и газа, которые подвержены циклическим колебаниям с периодом в несколько лет (до десятка лет).

Нефтегазовый комплекс – основа развития экономики Астраханской области

На долю ТЭК Астраханской области на конец 2008 года приходилось более 65% промышленного производства и около 15% ВРП, производимого в регионе. ТЭК (включая производство и распределение электроэнергии, газа и горячей воды) обеспечивает более 6,5% занятости в регионе. Основой отрасли в регионе служит крупнейший на юге России Астраханский газохимический комплекс (ООО «Газпром добыча Астрахань»), который является основным предприятием по производству ряда нефтепродуктов и минеральных продуктов (серы) в структуре ОАО «Газпром» и на 100% обеспечивает потребности Южного федерального округа в данном виде топлива. Кроме этого осуществляется экспорт газа. В бюджете Астраханской области платежи ООО «Газпром добыча Астрахань» составили в 2007 году 25%.

Рост цен на сырьевые товары, сопровождающийся постепенным исчерпанием легкодоступного сырья в традиционных районах добычи, привел к увеличению средств, направляемых как на разведку и обновление технологий уже существующих районов, так и на новые проекты сырьевого освоения. Значительные запасы и низкая доля выработанности месторождений Астраханского свода, а также близость Астраханской области к европейским рынкам сбыта сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России, а шельф российской части Каспийского моря, запасы которого ранее оценивались как незначительные, – наиболее активно растущим районом разведки новых ресурсов.

Проведенные в 1995–2006 годах геологоразведочные работы привели к открытию шести крупных месторождений, среди которых Центрально-Астраханское, Западно-Астраханское, а также крупнейшее из открытых за последние десять лет на территории Российской Федерации месторождение им. В.Филановского[1]. В целом это привело к резкому росту спроса на нефтесервисные услуги в регионе, а также к стремительному росту судостроительной отрасли в Астраханской области. На сегодняшний день к перспективным участкам для добычи углеводородов можно отнести: Центрально-Астраханское месторождение (ООО «ЛУКойл-Приморьенефтегаз»), правобережную часть АГКМ (ОАО «АНГК»), Западно-Астраханское месторождение (ОАО «Газпром»), Алексеевское ГКМ (ООО «Газпром добыча Астрахань», а также Верблюжий и Северо-Верблюжий участки (ОАО «Южная нефтяная компания»).

К российскому сектору Каспийского моря в последние годы проявили внимание многие крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании страны. Разработкой шельфа наиболее активно занимается компания ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».

Однако на пути наращивания добычи встал ряд барьеров, а именно: недостаточный уровень развития инфраструктуры и особенности освоения ресурсов Астраханского газоконденсатного месторождения, которым в последние годы не уделялось должного внимания.

Мощный судостроительный комплекс обеспечивает не менее 3% ВРП региона

Производство судостроительной продукции занимает важнейшее место в обрабатывающей промышленности области наряду с производством продуктов переработки топливных ресурсов и пищевой промышленностью. Совокупный вклад судостроительных предприятий в экономику Астраханской области составляет 8,7% в промышленном производстве и около 3% в ВРП. На судостроительных и судоремонтных заводах области занято около 17,9% от общей среднесписочной численности занятых в экономике. Суммарный оборот отрасли в 2008 году составил порядка 13,4 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 600 млн. руб. Судостроительный комплекс Астраханской области представлен шестнадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО «ССЗ Красные Баррикады» и ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение», включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний «Каспийская Энергия». После начала реализации масштабных проектов разработки ресурсов шельфа, менее чем за два года объем выручки судостроительных предприятий увеличился более чем на 100% за счет выполнения заказа на строительство платформы ЛСП-1 для освоения месторождения им. Ю.Корчагина.

Агропромышленный комплекс – основа хозяйства большинства муниципальных районов области

В структуре ВРП доля агропромышленного комплекса занимает 6,5% (в 2008 году). Ведущее место в структуре производства сельскохозяйственной продукции имеет производство овощей, картофеля и бахчевых культур. Данная продукция определяет специализацию области в масштабах Южного федерального округа и страны[2]. Именно сельское хозяйство составляет основу системы расселения и обеспечивает закрепление населения в сельской местности, оно имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе. Численность занятых в сельском хозяйстве Астраханской области в 2008 году составила 2,51 % от общей среднесписочной численности работников в области. В период сельскохозяйственного сезона в производстве занято около 62,5 тыс. человек. В пищевой промышленности Астраханской области занято более 7 тыс. человек (более 19,3 % занятых в промышленном производстве).

Транспорт и логистика в Астраханской области

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона. Реализация за последние несколько лет ряда крупнейших инфраструктурных проектов, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Казахстан, строительство и реконструкция портовых мощностей Оля, модернизация аэропорта г. Астрахани, способствовала росту транзитных грузопотоков (преимущественно по направлению Иран-Россия) через территорию Астраханской области и увеличению доли транспортных услуг в ВРП. В 2008 году на виды деятельности «транспорт и связь» приходилось более 11,9% валового регионального продукта, а доля на рынке труда в 2008 году составляла больше 9,6%.

Иные секторы экономики

В структуре экономики и рынка труда велика также доля строительства, бюджетного сектора и сектора рыночных услуг. Динамичное развитие этих отраслей в последние годы обусловлено ростом объемов внутреннего спроса. Традиционно для региона важными отраслями являлись рыбная промышленность и предоставление туристско-рекреационных услуг, хотя их доля как в ВРП, так и в структуре занятости относительно невелика.

Производственная специализация экономики Астраханской области

В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбной продукции, овощей; является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов. Однако на российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп – преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород. Позиции астраханских товаров и услуг на рынках различных уровней показаны в таблице 1.

Таблица 1

Матрица позиций астраханских товаров и услуг на рынках

 

Сегмент рынка

Рынок широкого потребления

Нишевой рынок

Макрорегиональный международный

Производство шельфовых платформ.
Корпусное судостроение.
Нефтесервисные услуги.
Грузовые перевозки

Производство осетровых.
Племенное животноводство

Национальный рынок

Газодобыча.
Нефтепродукты.
Производство томатов, бахчевых.
Производство прудовой рыбы (дешевый сегмент).
Производство консервов

Производство соли.
Производство раннего картофеля.
Рыболовный туризм
Производство стеклотары.
Производство серы.
Производство металлорежущих станков и прессовых машин

Локальный рынок

Стройматериалы.
Строительство.
Торговля.
Пищевая промышленность.
Общественное питание

-

Источник: Астраханьстат, экспертная оценка

В последние годы Астраханская область была одним из лидеров Юга России по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. При этом отраслевая принадлежность заявленных проектов позволяет судить о том, что специализация области сохранится в длительной перспективе, а доля базового сектора, ТЭК, в экономике только возрастет.

Развитие человеческого потенциала и социальной сферы Астраханской области. Система расселения региона

По уровню развития человеческого потенциала и качеству жизни Астраханская область находится на среднем для России и Юга уровне, показателем чего является средний индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный Независимым институтом социальной политики по методике ООН. Основные компоненты индекса для Астраханской области имеют следующие характеристики:

а) демографическая ситуация в Астраханской области – одна из самых благоприятных в России. На начало 2009 года численность постоянного населения составила 1005,241 тыс. человек (0,71 % населения России). В 2008 году численность населения области выросла на 0,04% (4376 человек). Благодаря высокой рождаемости в Астраханской области впервые за последние 10 лет наблюдается демографический прирост населения (по России – естественная убыль). В последние годы наблюдается положительное сальдо миграции. Коэффициент миграционного притока региона в 2007 году составил до 74 человек на 10000 населения, в 2008 году – 37,94 человека на 10 000 населения (снизился в связи с последствиями мирового экономического кризиса). Этому способствовало в первую очередь расширение рынка труда, связанное с реализацией масштабных инвестиционных проектов, повышение уровня оплаты труда в регионе, лучшие условия труда по сравнению с соседними регионами и государствами;

б) качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по Югу страны, однако уровень высшего образования работающего населения ниже, чем в среднем по России; большинство занятых имеет среднетехническое образование. Начиная с середины 1990-х годов росли показатели набора и выпуска специалистов системой высшего образования, однако этот рост был слабо связан с потребностями регионального рынка труда и объяснялся изменением в мотивационной структуре молодого поколения, предпочитающего высшее образование. Оценка данных официальной отчетности о ситуации на рынке труда показывает, что самыми востребованными на рынке труда Астраханской области являются рабочие специальности;

в) уровень жизни населения, показатели среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в Астраханской области ниже, чем в среднем по России (но превышают средние по ЮФО). Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за последние годы значительно снизилась, однако является достаточно высокой[3]. Ситуация с уровнем жизни усугубляется существенной проблемой скрытой безработицы, обусловленной большим количеством сезонных работ;

г) основными участниками потребительского рынка области являются пенсионеры, работники бюджетной сферы и сферы услуг;

д) система расселения Астраханской области не претерпела существенных изменений за последние годы (за исключением с. Оля). В области сохранилась высокая доля сельского населения, которая в общей численности составила в 2009 году 34,25%, что превышало показатель в среднем по Российской Федерации (27%), хотя и ниже, чем в среднем по Южному федеральному округу, где преобладают территории с традиционными видами хозяйства. Региональный центр – единственный крупный город области с населением более 500 тыс. Остальные относятся к категории городов с численностью менее 50 тыс. человек. Большинство населения (57,5%) сосредоточено в трёх крупнейших городах - Астрахани, Ахтубинске, Знаменске. Согласно схеме территориального планирования региона, основной планировочной осью является река Волга и Волго-Ахтубинская пойма с проходящими вдоль неё транспортными коммуникациями. Плотная система расселения центра и юга региона опирается на рукава Волги и радиально расходящиеся от областного центра автодороги, тогда как для севера характерна рассредоточенная система расселения. Плотность населения – 20,5 человека на 1 кв. км (в 2008 г.) Сельские поселения сосредоточены вдоль Волго-Ахтубинской поймы, дельты реки Волги и некоторых ильменей;

е) в целом область хорошо обеспечена как социальной, так и инженерной инфраструктурой (значения по большинству параметров превосходят средние по России и Южному федеральному округу), однако на уровне отдельных территорий наблюдается значительная степень дифференциации обеспеченности инженерными сетями и доступа к социальным услугам. Такая ситуация значительно усугубляет степень поляризации экономической деятельности. Сейчас в регионе существует очевидный полюс роста – это г. Астрахань, где наблюдаются высокие темпы жилищного строительства (в частности, коттеджные поселки), размещаются складские комплексы, реализуются крупные инвестиционные проекты. В остальных районах области также следует учитывать потенциал и специфику развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена постановлением Правительства Астраханской области от №

    Документ
    Первый стратегический документ – стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу – был разработан в 2005 году.
  2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (1)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  4. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2007 году»

    Доклад
    В 2007 году продолжилась полномасштабная реализация Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу.
  5. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ

Другие похожие документы..