Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На доске плакаты с родословными детей, пословицы и поговорки «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Каковы батьки-матки, таковы и дитятки», «Старик, да л...полностью>>
'Документ'
Александров И.А., Половян А.В., Тарасова М.Ю. Классификация объектов загрязнителей окружающей среды Наукові праці Донецького національного технічно...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки з виконання та оформлення курсової роботи з дисципліни «Обчислювальна математика» для студентів геологічного факультету напряму пі...полностью>>
'Программа'
Аннотация: Программа предназначена для проведения зачетных мероприятий и проверки знаний студентов по курсам «Низшие магистраты в системе римского пу...полностью>>

В. А. Козаченко (председатель), С. С. Иванов (зам председателя); члены редколлегии: Н. П. Скобло, И. Т. Марусев, В. Г. Яковлев. Булава иван Антонович, ОАО "Енисейское речное пароходство", 2000. Книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 1957 году пароходы "Белоруссия", "Пугачев" и "Молоков" были списаны, а "Ижорец" потом еще долгое время работал на рейде в Красноярске.

Накануне Игарский порт получил и новые рейдово-маневровые суда ледокольного типа: РБТ, "Минин", "Пожарский" и одно номерное - № 302. Они отличались высокой эффективностью в эксплуатации, но обладали одним крупным недостатком: переворачивались мгновенно и, как правило, тут же вставали на ровный киль. Это были незаменимые трудяги на весеннем и осеннем отстое судов в затонах, "мастера" по околке и расстановке флота. Большая серия этих судов - более 400, для всей Сибири и Дальнего Востока, - была построена на Красноярском судостроительном заводе. До сих пор они состоят в рабочем ядре Красноярского судоремонтного завода, Ермолаевской, Павловской и Подтесовской ремонтно-эксплуатационных баз.

Мои товарищи уже успели познакомиться с девчонками, сходили на танцы в клуб "Полярник". Они рассказали мне о местной молодежи и здешних порядках. В основном это были молодые люди со всей страны, прибывшие в Игарку на лесокомбинат по оргнабору. Все держались небольшими группами. Конфликты между водниками и "вербованными", как их пренебрежительно называли, возникали очень редко. Не только они, особо никто и никогда не обижал моряков.

Стал я на комсомольский учет и сразу получил предложение возглавить комсомольскую организацию ледокола. Дал согласие. Это было время борьбы за звание комсомольско-молодежного экипажа, а также за право называться экипажем коммунистического труда. На первом же собрании мы приняли обязательство бороться за звание комсомольско-молодежного экипажа - трудовой коллектив ледокола по возрасту его членов подходил к этому званию. Но чтобы его получить, необходимо было выполнять план на 100 и более процентов, не иметь нарушений на судне и замечаний от служб пароходства, хорошо организовать повахтенное и другие виды соревнований.

Обязательным атрибутом было принятие социалистического обязательства, следовало вызвать на соревнование экипаж другого, лучше однотипного, судна. Непременным условием соревнования была наглядность: стенгазета, доска почета, график повахтенного соревнования, листок с информацией о том, кто чем заведует, а также наличие индивидуальных обязательств и т. д. и т. п. И если при посещении судна какой-либо комиссией с проверкой воспитательной работы обнаруживалось отсутствие вышеперечисленных атрибутов, то никакое перевыполнение планов, отсутствие правонарушений ни о чем не говорили, и капитан не мог избежать основательной взбучки.

С первых дней моей общественной работы совместно с председателем судового комитета Георгием Андреевичем Данилиным все вышеперечисленное мы организовали. И, надо отдать должное, эта работа не была напрасной. На судне были люди сложной судьбы, в том числе из вербованных лесопромышленного комбината и даже имевшие судимость. Но все же костяк рядового экипажа состоял из выпускников СПТУ-2 и СПТУ-5. Командный состав - это выпускники Рижского, Омского, Красноярского, Благовещенского, Рыбинского училищ. Главный механик Павел Николаевич Руденко и капитан Павел Павлович Борейша окончили Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

3.

После завершения профилактики ледокол "Енисей" получил распоряжение следовать в Дудинку для очистки территории порта от наторошенного льда. Вскрытие Енисея в 1959 году сопровождалось плотными заторами льда, подтоплениями и повреждениями построек на берегу. Были разрушены пристани в Туруханске, Дудинке, мастерские в Игарке. Таких бедствий, которые произвел ледоход, старожилы не припоминали.

С приходом в Дудинку мы увидели ужасающую картину. Кругом дыбились торосы льда, сам порт плохо был виден из-за льда, только далеко наверху торчали стрелы портальных кранов. Более десяти суток ледокол интенсивно работал по очистке территории порта. Ему активно помогали ледокольные буксиры "Силач" и "Борец". Вода быстро уходила, и мы торопились - было крайне необходимо, чтобы течением уносило наторошенный лед.

Наконец начали появляться первые признаки причальной стенки и обозначаться буйками. Осушенная территория представляла удручающую картину. Покореженные подкрановые и подъездные железнодорожные пути, размытые дамбы, развороченные штабеля груза, который портовики не успели убрать с территории перед затоплением. Все это нужно было восстанавливать в самое короткое время. Круглые сутки не прекращались восстановительные работы.

И вот уже первые суда с первоочередными грузами следуют к причалам высокой воды, которые расположены в речке Дудинке. Морские корабли усиленного ледового класса "Лена", "Индигирка" прибывают на рейд острова Кабацкий. Короткая арктическая навигация началась. В эти годы атомные ледоколы еще только строились, и круглогодичная арктическая навигация существовала лишь в смелых проектах. На трассе Северного морского пути дорабатывал свой срок легендарный ледокол "Ермак", обеспечивали проводку судов такие ледоколы, как "Капитан Воронин", "Капитан Белоусов", "Мурманск", "Москва", "Владивосток".

После окончания ледовых работ в Дудинке мы получили распоряжение следовать для вскрытия устьевого участка реки Большая Хета. Шла напряженная работа по строительству газопровода Мессояха - Норильск, велась усиленная подготовка по прокладыванию под водой через Енисей газопровода. Это была героическая страница освоения Севера уже не каторжным трудом заключенных, а специализированными бригадами вольнонаемных. Для нормальной работы промышленность дала им все необходимое: теплую одежду, приспособленные для условий севера вагончики для жилья, вездеходы и бульдозеры, вертолеты. Вся эта масса грузов прибывала в устье Большой Хеты на судах пароходства, которым требовалась ледокольная проводка.

Очистив ото льда Большую Хету, в первой половине июля мы собрались следовать в Игарку для более продолжительной и основательной профилактики. Требовался осмотр водолазами винто-рулевого комплекса. Но самое главное, в Игарку, чтобы провести лето вместе, прибыли семьи большинства представителей командного состава, кроме первого штурмана Алексея Никитовича Васюкова, семья которого жила в Игарке. Сам Алексей Никитович - игарчанин. Отсюда в 1942 году уходил на фронт, сюда же и вернулся.

Люди в экипаже в основном были из Подтесово, поселка енисейских речников. До прихода на ледокол все они работали на экспедиционно-транспортном судне "Сергей Киров". Интересна история этого теплохода. В 1905 году на Енисей прибыли девять пароходов и столько же лихтеров. В этой экспедиции был и пароход "Лена" постройки Голландии, грузовой, с буксирным устройством. В основном это судно работало в низовьях Енисея - завозило грузы на фактории и рыбаков на рыболовецкие пески. Рыболовство в нижнем Енисее было развито с давних пор. Еще Фритьоф Нансен в своей книге "В страну будущего", которую написал после посещения Сибири в 1913 году, отмечал, что в низовьях Енисея, ниже Дудинки, очень развито рыболовство и стоит более 600 неводов, где добываются ценные породы рыб. И это дело было весьма прибыльное, купцы имели двойной куш: рыба, привезенная в Енисейск, стоила в два раза дороже, да еще здесь они закупали хлеб, соль и другие продукты и везли их на Север, где все это стоило опять же вдвое дороже, чем в Енисейске.

Где-то в тридцатых годах, когда поизносилась паровая машина, пароход "Лена" стал эксплуатироваться как паровой лихтер. А затем его переделали в теплоход: были установлены два дизеля по 400 лошадиных сил, оставлены три грузовых трюма, обустроены пассажирские каюты. И бывший пароход стал своеобразным буксиро-грузо-пассажирским теплоходом, под новым именем - "Сергей Киров" - продолжал работать на буксировке караванов и доставке рыбаков в Енисейский залив. Капитанами на нем в разное время были Михаил Алексеевич Чечкин, Павел Дмитриевич Патюков.

В 40 - 50-е годы теплоход на период работы с рыбаками сдавался в аренду ряду УРСов, в частности УРСам Краслеспрома, авиаторов, Енисейского пароходства. В начале навигации в Енисейске формировался караван из "Сергея Кирова" и лихтеров № 12 и № 17, которые были оборудованы нарами для размещения рыболовецких бригад числом более ста. За каждой бригадой из семи - десяти человек были закреплены рыболовецкие пески в устье Енисея и в Енисейском заливе. Перед началом путины на суда загружали лодки, рыболовецкие снасти, бочки для засолки рыбы, соль, продовольствие. Высадка рыбаков и выгрузка их снаряжения начиналась на песках от Усть-Порта до Сопочной карги на Енисее и в Енисейском заливе по обеим берегам, а также на островах Сибирякова и Оленьем. Особенно рыбным был остров Олений.

Ежегодно вылавливали, солили в бочки до 700 тонн рыбы: омуль, муксун, чир, сиг, туруханка, осетр, голец. Всю рыбу сдавали в кооперацию, и не приведи Бог, если что-то спрячешь или продашь, - спокойно можно угодить под суд. Так оно зачастую и было.

Последние годы, перед списанием, теплоход "Сергей Киров" работал в Краслеспроме, который его арендовал, и в 1958 году был списан. После него высадкой рыбаков ряд лет занимался теплоход "Архангельский", капитан Владимир Владимирович Абшилава.

По причине списания теплохода "Сергей Киров" большинство членов его экипажа вместе с капитаном Борейшей в 1958 году были переведены на ледокол "Енисей". Так вот и получилось, что ледокол приписан к порту Игарка, а его экипаж - в основном из Подтесово.

4.

Скорой встрече с семьями не суждено было состояться. Неожиданно получили распоряжение следовать в Енисейский залив, в район северной оконечности острова Сибирякова, обследовать плот на предмет возможности его буксировки.

В тот же день корпусом мы отошли в Енисейский залив. Неописуемо красивое зрелище представляла в это время тундра. На берегу снег почти всюду растаял, кроме низин. Птичьи базары, стаи гусей, которые в это время практически не могут летать из-за обновления оперения, плотный травяной покров, цветочные ковры, а над всем этим - незаходящее яркое солнце. И стоит сплошной гул - то ли от птичьего пения, то ли от журчащих ручьев и многочисленных водопадов, а скорее всего - от смешения всех этих звуков.

На воде, среди почерневшего льда, много морских животных: нерпа, касатки, стаи белух. Своим поведением очень интересны нерпы - их до десятка голов можно видеть сопровождающими судно, особенно, когда с его борта доносится музыка.

В этих широтах рефракция над водой приобретает небывалую силу. В Енисейском заливе с расстояния более чем 50 миль я неоднократно видел постройки на острове Диксон, да так отчетливо, будто до него было не более десяти километров.

Так называемый плот мы обнаружили в десяти километрах к северо-западу от северной оконечности острова Сибирякова. Это была спрессованная ветрами и течением огромная масса круглого леса, дровяного мусора, шириной не более 50 - 60 метров, вытянутая к северу до самого горизонта. Уже потом, в другие времена, мне приходилось видеть, как очищали запани - плавучие преграды из леса поперек реки, как во время весеннего ледохода из-за нагромождения круглого леса порою не было видно льда, как десятки пучков неразмолеванного леса застревали на камнях - в порогах и шиверах Ангары и Енисея. Все это было результатом несовершенства технологий заготовок и транспортировки леса. И подобные технологии сохранились вплоть до наших дней. Прогресс пока только в том, что лес стали перевозить в судах. До 90-х годов за варварские, другого слова не подберешь, технологии горой стоял всесоюзный Леспром. Ныне другие продолжают его дело, и никто не обостряет эту проблему, даже многочисленные инспекции, которые призваны охранять окружающую среду.

После обследования поверхности моря и берегов в пароходство была направлена радиограмма о характере дрейфующего плавника, о возможности сбора древесины с берегов - сотни тысяч кубометров! - и ее переработки на деловую. Кстати сказать, в конце 80-х - начале 90-х годов на сборе и переработке древесины большой бизнес сделала фирма "Оримивууд", поставляя ее на экспорт. А вот попытка структур Норильского комбината заниматься этим бизнесом, арендуя флот пароходства, закончилась трагично. Плавкран "Блейхерт-52" Красноярского речного порта под управлением командира Катюшина во время шторма опрокинулся и затонул севернее мыса Ефремов камень, погиб один член экипажа. Море никогда не отдает своей добычи легко.

Чтобы получить обратно потерянное человеком в море, требуется очень серьезная, всесторонняя подготовка. Сегодня это привлекает многих, как дешевая добыча сырья для лесопиления. И не только на берегах рек и северных морей - сотни тысяч кубов лиственницы, березы лежат пластами на сплавных рейдах, на речках, где практиковался молевой сплав, в местах запаней, лесотасок.

С прибытием в Игарку наш экипаж возрос более чем в два раза: семейные были с детьми. Мне работы прибавилось. Всех нужно было поставить на довольствие. На камбузе стало тесно от поваров.

Экипаж готовился к работе в экспедиции спецморпроводок. До прибытия экспедиции в Диксон нас поставили на буксировку лихтеров с углем между Дудинкой и Диксоном. Первым буксировали лихтер "Далдыкан" грузоподъемностью 3000 тонн, осадка с грузом около четырех метров. Характерная особенность такой буксировки - большая рыскливость, с целью ее уменьшения у руля лихтера всегда стоял вахтенный матрос. Поэтому, чтобы обеспечивать круглосуточную вахту, экипаж на лихтере состоял из восьми человек.

Вспоминается комичный случай. У мыса Муксунинский я, третий штурман, принимал вахту у второго штурмана Виктора Ивановича Неварко. Пока он заполнял вахтенный журнал, я вышел на крыло капитанского мостика и посмотрел на воду. Обратил внимание на небольшую щепку, которая тихонько плыла возле борта вперед, обгоняя судно. Кричу Неварко:

- Виктор Иванович, мы же стоим!

Разобрались - точно, не движемся. Оказалось, лихтер сел на кочку, а буксировщик сначала набил буксир, чего никто не заметил, затем ослабил, снова опустил серединой в воду, а рулевой продолжал рулить. На мостик вышел капитан и сделал вахтенному замечание за невнимательность. Спустили шлюпку, произвели обмер лихтера и небольшим типком в сторону наибольшей глубины сняли его с мели, после чего продолжили рейс.

5.

В Воронцово, передав лихтер на буксировку пароходу "Силач", присоединились к отряду кораблей экспедиции спецморпроводок. Возглавлял отряд Виктор Александрович Егоров, капитан дальнего плавания. В 1949 году с экспедицией Федора Васильевича Наянова он прибыл на Енисей. Имея большой опыт проводки речных судов Северным морским путем, был назначен возглавлять перегоны с Оби на Енисей. В 1950 году под его руководством был осуществлен перегон теплохода "Советская Сибирь", затем в 50-е годы перегонял теплоходы, баржи тюменьской постройки. В 1963 году Виктор Александрович погиб в авиакатастрофе, когда в самый разгар арктической навигации полетел из Салехарда в Ленинград, чтобы получить там квартиру, которую ему выделили после долгого ожидания.

В отряд экспедиции входил пароход "Родина", капитаном на котором был Юрий Маркович Рубинчик. Судьба этого человека сложная. До войны плавал третьим помощником командира на судах Дальневосточного пароходства, был осужден за дело, о котором не любил вспоминать, попал в Норильлаг. В процессе отбывания срока был расконвоирован и плавал на рейдово-маневровых судах Норильского комбината, который имел свой флот. После пополнения этого флота построенными в Финляндии пароходами-буксирами "Норильчанин" и "Таймыр" и лихтерами "Далдыкан" и "Курейка", также финской постройки, Рубинчик был назначен капитаном на пароход "Норильчанин". Затем его, как моряка, поставили капитаном на пароход "Родина". Но с этим судном ему не повезло: в 1965 году сделал аварию - пароход пробил баржу с пилоэкспортом на камне Петькин, за что Юрий Маркович Рубинчик был освобожден от занимаемой должности.

На теплоходе "Академик Архангельский", который также входил в состав отряда, капитаном был Владимир Владимирович Абшилава. Капитан дальнего плавания, до войны и во время войны ходил на морских пароходах типа "Либерти", участвовал в конвоях. Его пароход был торпедирован, экипаж спасли другие суда. Из-за того, что был репрессирован его отец, Владимира Владимировича лишили визы, и он стал капитаном сначала парохода "Таймыр" Норильского комбината, затем - зверобойной парусно-моторной шхуны "Заря". В 1963 году уволился из пароходства и уехал на свою малую родину - в Гагры, где у него был доставшийся по наследству собственный дом. В свои последние трудовые годы Абшилава работал в службе капитана порта Батуми. Многие речники Енисея бывали у него в гостях, и Владимир Владимирович был очень рад этому, ибо частицу своей души, как он сам выражался, оставил на Енисее.

Еще в составе отряда были теплоход "Академик Туполев", возглавляемый капитаном Виталием Александровичем Козаченко, ныне исполнительный директор Клуба капитанов, и ледокол "Енисей", на котором был поднят флагманский вымпел и на борт которого прибыл командир отряда Егоров.

Пока шла подготовка к выходу в море, крепились шлюпки, задраивались иллюминаторы, мы получили разрешение зайти в бухту Омулевая. С боцманом и двумя матросами я выехал на берег для пополнения запасов свежей рыбы и оленины. На берегу, у самого уреза воды, плотной шеренгой стояли крупной породы собаки и дружно лаяли. Их было не менее пятнадцати. Осмелиться выйти на берег было выше моих сил, продолжали сидеть в шлюпке и матросы, молодые ребята из ГПТУ. Боцман смело шагнул на берег, собаки окружили его плотным кольцом, тут же перестали лаять и пошли за ним в сторону зимовья. Мы выбрались из шлюпки и тоже пошли следом. Не доходя до зимовья, собаки дружно легли, свернувшись клубком, и даже глазом не повели в нашу сторону.

В зимовье никого не было. На столе стояли миски и чашки, не убранные после трапезы. По остаткам пищи и по тому, что собаки и нарты располагались рядом, мы сделали вывод, что хозяева поели недавно и были где-то недалеко. Действительно, через некоторое время они вернулись - это были отец лет 50 и сын лет 20. Они проверяли сети и на упряжке собак привезли килограммов 250 осетров. Среди их добычи особо выделялся один гигант, как мне показалось, царь-рыба. Впоследствии мы взвесили на борту судна этого осетра, он потянул на 42 килограмма. Правда, боцман заверил, что ему приходилось видеть и до 55 килограммов.

Зашли с хозяевами в зимовье, передали им свои подарки - картофель, капусту, лук, спирт. За чашкой чая разговорились. Сам хозяин уже более 15 лет работал в этом районе по контракту. У него имелись рация, маленькая электростанция, три бочки бензина. Электростанцией он пользовался в основном для того, чтобы обеспечивать работу радиостанции. В его функции входило сообщать о всех аномальных явлениях, которые ему доведется наблюдать, о посадке летательных аппаратов и выполнять некоторые другие задачи. Кроме того, он заключал договора по заготовке пушнины, с рыбзаводами - по вылову и засолке рыбы.

Охотился этот человек в основном на песца. Такая охота имеет свою специфику. За короткое полярное лето он "засоряет" тундру, то есть убивает в самых разных местах диких оленей - для приманки, а зимой ставит там на песцов капканы. За зиму они заготавливали с сыном до 250 песцовых шкурок. А на рыбозавод в Усть-Порту сдавали до пяти тонн ценных пород рыбы: в основном осетра, омуля.

Транспорт в тундре что зимой, что летом - нарты за собачьими упряжками. Правда, летом - еще и моторная лодка по воде. Выйдя из зимовья, хозяин показал нам собачью упряжку, объяснил, как она управляется. Среди собак и внешним видом, и своим поведением выделялся вожак. Лежал он немного в стороне от стаи и был намного крупнее остальных. Брошенный хозяином кусок мяса особенно ярко выразил отношение всей стаи к вожаку. Он, не торопясь, подошел, лег и принялся за трапезу, другие собаки не сделали и шагу по направлению к дарованной человеком добыче.

Хозяин показал нам свои холодильники, устроенные в вечной мерзлоте. Сами они употребляли только свежее мясо и рыбу, а в естественном холодильнике хранили припасы для экипажей судов, которые регулярно посещали их. Нашего капитана и боцмана зимовщик знал уже не один год.

Забрав мясо, две оленьи туши, свежую и соленую рыбу, мы распрощались с гостеприимным хозяином и отбыли на борт судна. Нас уже ждали, капитан нервно ходил по рубке. Он коротко бросил мне:

- Долго ездите. - И добавил, что надо догонять караван, что прогноз неблагополучный.

По громкой внутрисудовой связи был объявлен аврал: крепить все по походному, боцману выбирать якорь. Снявшись с якоря, проложили курс на мыс Дровяной с одноименным маяком, что находится в устье Обской губы. Задача нашего отряда заключалась в том, чтобы в районе Нового Порта принять нефтеналивные баржи НС-2000 и отбуксировать их в Ленский бассейн. Баржи высокими темпами строились на Тюменском судостроительном заводе - ежегодно до 35 - 40 единиц для сибирских речных бассейнов.

К вечеру ветер северо-западного направления начал усиливаться. Раз за разом наш ледокол глубоко зарывался под крутую волну, которая пушечными ударами разбивалась о надстройку, обильно заливая брызгами капитанский мостик. Надо отдать должное ленинградским корабелам, которые строили это судно: герметичность дверей и иллюминаторов была абсолютной.

Характерной особенностью всех ледоколов является большая метоцентрическая высота, отсюда резкость качки, которая экипажем всегда воспринимается тяжело. В отличие от нашего судна, теплоходы "Родина", "Академик Архангельский" и "Академик Туполев" шли, слегка покачиваясь на волне.

В Обской губе ранним утром возник инцидент с отрядом военно-морских тральщиков, которые шли строем пеленга с выпущенными тралами. То ли это были учения, или моряки занимались боевым тралением. С нами они попытались установить связь с помощью азбуки Морзе, передаваемой прожектором. Павел Павлович нервно воскликнул:

- Что им надо!?

Я не успел сообразить, что ему ответить, как с флагманского судна была пущена зеленая ракета. Поскольку не так давно я был на стажировке как раз на тральщиках, то сразу же подсказал капитану и начальнику отряда Егорову, что согласно правилам совместного плавания на военно-морском флоте это означает: "Поворот. Все вправо". Капитан резонно заметил:

- В таком случае мы их маневру не помешаем.

И добавил, обращаясь к рулевому:

- Держать прямо!

В это время с флагманского судна взлетели две красные ракеты. Егоров с капитаном вопросительно посмотрели на меня, я ответил, что такого сигнала в правилах нет. Егоров дал команду по всему нашему каравану:

- Стоп машины, лечь в дрейф!

Нам же сказал:

- А они пусть идут, куда хотят.

Мы благополучно разошлись с караваном и продолжили свое плавание. Стояла очень солнечная и тихая погода, и на горизонте просматривались оба берега Обской губы.

На третьи сутки нашего плавания мы стали на якорь на рейде Нового Порта в ожидании подхода каравана. Это была вынужденная остановка. Впереди открывался Ямсальский бар, на котором из-за сгонных ветров в Обской губе были малые глубины. Связались с диспетчером Нижне-Иртышского пароходства, с управлением в Омске и получили информацию о подходе каравана через 7 - 8 часов.

Поскольку мы располагали свободным временем, капитан разрешил мне отбыть в разведку на берег с целью пополнения рыбных и мясных запасов. Недалеко от воды на песчаной косе были видны чумы. Как мы потом узнали, это были кочевья остяков, коренных жителей этих мест. Их поселения были и на берегах Енисея, в среднем его течении. До сих пор на лоцманской карте Енисея обозначена деревня Остяцкая.

Хотя солнце клонилось уже к вечеру, на стойбище не было видно ни одной души. Откинув полог и заглянув в один из чумов, мы увидели то ли древнего старика, то ли старуху, - по истлевшей национальной одежде этого человека трудно было определить его пол. Спросив, где находятся люди этого стойбища, мы услышали какое-то нечленораздельное бормотание и поспешили подальше от этого места.

Впечатление от визита было ужасное. На борт судна мы вернулись ни с чем. Наш старпом, Алексей Никитович Васюков, бывал в здешних местах и немного рассказал об этой народности. Как и некоторые другие коренные жители, они не делают запасов. Все богатство из одежды аборигена - что есть на нем. Все имущество - чум из оленьих шкур, котел для приготовления пищи, нарты, олени, собачья упряжка. Плавать, как правило, не умеют. Если упал человек из лодки в воду, не спасают, ссылаясь на то, что так захотел Бог. Осталось их единицы.

С приходом каравана начали приемку барж к буксировке. Каждому самоходному судну предстояло взять на буксир по две баржи. Все они были оборудованы брагами, так называется трос в диаметре 29 и более миллиметров, обнесенный вокруг корпуса баржи и закрепленный скобами, на нем и производится буксировка.

При переходе на Диксон во время незначительного шторма практически все баржи получили повреждения. В основном они заключались в том, что во многих местах лопнула днищевая обшивка. Но поскольку водонепроницаемыми переборками борта разделяются на отдельные трюмы, баржи, хотя и получили крен и дифферент, все же оставались на плаву.

После осмотра всех барж и незначительного их ремонта силами и средствами экипажей буксиров в экспедиции пришли к выводу, что дальше буксировать эти баржи на восток невозможно, после чего в Министерстве речного флота было принято решение передать их Енисейскому пароходству. Всего для пароходства в Тюмени было построено более 25 единиц этого флота. В составе рабочего ядра и сегодня имеется 15 таких барж.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (2)

    Документ
    The basic laws regulating the election system in the Soviet State are analyzed. Some special features of the Soviet election law are underlined. Its evolution during the period of the 20-s is described.
  2. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (3)

    Документ
    Степашин В.М. Рецензия на кандидатскую диссертацию Крапивиной О.Н. «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем: сравнительно-правовое,
  3. Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

    Литература
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  4. Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека дніпропетровщина у полум’ї війни

    Документ
    Великий подвиг: КПРС – натхненник і організатор боротьби радянського народу проти фашистських загарбників у роки Великої Вітчизняної війни 1941-1945 рр.
  5. «Пушка»

    Книга
    О.Л. Лейбович, доктор исторических наук, профессор; А.С. Кимерлинг, кандидат исторических наук, доцент; Г.Ф. Станковская, Л.С. Бортник, И.Ю. Федотова, Т.

Другие похожие документы..