Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коли Достоєвському було 15 років, його мати померла, і батько відіслав старших синів, Федора та Михайла, до Петербурга, в пансіон К. Ф. Костомарова. ...полностью>>
'Конкурс'
В подкомиссию республиканской экспертной комиссии конкурса «Компьютер – учителю» при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по Актаныш...полностью>>
'Документ'
В городском туре Олимпиады принимают участие победители районных Олимпиад (протокол итогов олимпиады прилагается к заявке). Каждое образовательное уч...полностью>>
'Документ'
 Электрической цепью называют совокупность гальванически соединенных друг с другом источников электрической энергии и ее потребителей (нагрузок), в к...полностью>>

Урок 1 Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы для повторения в начале года. 7 класс.

Урок 1

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Бабочка

Рядом с нашим домом л..жит старое, трухлявое бр..вно.

После обеда вышел я пос..деть на бр..вне, а на нём — бабочка.

Я ост..новился в ст..р..не, а бабочка вдруг перел..тела на край - дескать, присаживайся, на нас- то дв..их места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Но бабочка взм..хнула крыльями и снова распл..стала их, прижимаясь к бр..вну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, — ответил ей я, - т..пло.

Бабочка пом..хала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

- Вдвоём в..с..лей, - согл..сился я.

Г..в..рить было вроде больше не о чем.

Был тёплый осенний день. Я гл..дел на лес, в котором л..тали между сосен чужие бабочки, а моя гл..дела на небо св..ими огромными гл..зами, нарисованными на крыльях.

Так мы и с..дели рядом до самого заката.

Юрий Коваль

Задания:

  1. Каким настроением проникнут этот текст? Какие слова и словосочетания помогают передать это настроение?

  2. Какова основная мысль этого текста?

  3. Объясните смысл слова распластала.

  4. В каком значении употреблено слово чужой в словосочетании чужие бабочки?

  5. Напишите транскрипцию выделенных слов. Всегда ли слова пишутся так, как произносятся?

  6. Какие звуки обозначают выделенные буквы в данных словах: тЁплый – вдвоЁм, крыльЯх – двумЯ, сторонЕ – Ей. О каком фонетическом законе позволяют вспомнить эти пары слов?

  7. Одинаковую ли роль выполняет мягкий знак в словах больше и на крыльях? Когда пишется разделительный мягкий знак, а когда – твердый?

  8. Сделайте фонетический разбор слов: крыльями, чужие, тёплый.

  9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограмму. В каком из слов в другом контексте вы вставите другую букву? В каком из слов есть полногласное сочетание, которое указывает на исконно русское происхождение слова?

  10. Подберите однокоренные слова к слову с..дели. Выделите в них корни. Какие корни с чередованием гласных вы знаете? Можно ли в них гласные проверять ударением?

  11. Можно ли ошибиться в написании гласной, если она стоит под ударением? Приведите примеры.

  12. Попробуйте написать свою лирическую миниатюру об одном из осенних дней.

Урок 2

Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Снегодождь

Я выглянул в окно узнать, какая погода, и не понял, что там на улице — снег или дождь?

Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли, и вялые сне­жинки.

— Снегодождь. Опять снегодождь.

Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег — и сразу весело станет. Д…станешь санки — и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж ра…таял, пашешь носом землю.

— Что за времена? Что за зимы? — в…дыхала Орехьевна. Никогда теперь не будет настоящей зимы.

— Надоел снегодождь, — говорил я. — Нужен снегопад.
Как-то в конце декабря, ночью, вышел я на улицу.

Все зимние звёзды и с…звездия были передо мной. И небесный охотник Орион, и Псы — Большой и Малый — и Возничий, и Близнецы.

— Что же такое делается-то? — обратился я к Ориону. - Снегодождь.

И тут тряхнул Орион плечом, и с плеча его п…летела на землю звезда, за нею — другая, третья. Начался настоящий декабрьский звездопад.

З…тихли скоро звёзды, угасли, и откуда-то из чёрных глубин ночи явились снежинки. Звездопад пр…вратился в снегопад.

П…валил снег валом, и вся деревня — дома и сараи — пр…­вратилась вдруг в сказочный город.

И сразу мне стало ясно, что снег этот лёг окончательно и н…долго и будет лежать до тех пор, пока виден на небе Ори­он. Значит — до самой весны.

Юрий Коваль

Задания:

  1. О чем этот текст? Назовите ключевые слова. Нравится ли вам его название? Чем оно необычно?

  2. Какие средства изобразительности привлекли ваше внимание?

  3. Найдите в тексте однокоренные слова. Являются ли однокоренными слова превратился – превратилась, звезда – звезды, на горку – с горы и т.п.?

  4. Выпишите слова снегодождь, снегопад, звездопад. Сделайте их словообразовательный разбор. Найдите «третье лишнее». Объясните.

  5. Запишите свои примеры сложных слов с соединительной гласной. Когда пишется соединительная гласная О, а когда Е?

  6. Выполните морфемный и словообразовательный разборы следующих слов: дождевые, снежинки, весело, кататься, растаял, созвездия.

  7. Вспомните, на какие группы делятся приставки в зависимости от правописания. Выпишите выделенные жирным шрифтом слова в три столбика, выделите орфограмму.

  8. Допишите в каждую колонку по 5 своих примеров.

  9. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Выделите орфограмму.

Урок 3

Повторение по теме «Имя существительное»

Орион

Ни весною, ни летом не выходит на небо Орион.

Да ведь летом и без Ориона неплохо: тепло, на деревьях листья и цветы.

Осенью, когда наступают долгие и темные ночи, наконец-то восходит Орион.

Три звезды, наклонённые к земле, это — пояс Ориона, на котором и висит его меч. Четыре звезды по бокам — его руки и ноги.

Орион — небесный охотник, и за ним идут по ночному сво­ду два верных пса — Большой и Малый. А где-то внизу, под ногами охотника, спряталось маленькое созвездие — Заяц.

Не знаю почему, но мне в моей жизни важнее всего Орион.

Сколько в небе созвездий! И Большая Медведица, и Север­ный Крест, и Волосы Вероники, а я всё жду, когда же поя­вится Орион.

Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето.

Вот пройдут два часа, погашу в комнате свет и увижу в окно, как горит и сияет над нами вечный небесный охотник — Орион.

Юрий Коваль

Задания:

  1. Выпишите из текста собственные имена существительные. Как они пишутся? Продолжите этот список своими примерами. Постарайтесь включить в него и такие существительные, которые пишутся в кавычках.

  2. Определите род, число, склонение, падеж выделенных курсивом слов. Все ли существительные в русском языке склоняются? Приведите примеры. Как определить род несклоняемых существительных?

  3. Поставьте существительное листья (на деревьях листья и цветы) в форму единственного числа. У получившегося слова есть слово-омоним. Совпадают ли у них формы множественного числа? Чем интересно с этой же точки зрения слово час?

  4. Запишите данные существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа: небо, ночь, звезда, пояс, меч, созвездие, жизнь, Вероника, лето, комната, Орион. Выделите в них окончания. Каким правилом определяется выбор окончания?

  5. Почему в слове ночь есть мягкий знак, а в слове меч – нет? Приведите свои примеры.

  6. Поставьте слово меч в форму творительного падежа единственного числа. Какое окончание вы напишите? Почему?

  7. Сделайте морфологический разбор выделенных имен существительных.

  8. Какие мысли и чувства вызывает у вас звездное небо? Наблюдали ли вы за звездами? А может быть, у вас тоже есть любимое созвездие? Напишите об этом небольшой текст.

Урок 4

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Солнце и снег

С утра багрян..е, днём лимонн..е, стало к вечеру зимн..е солнце цвета ягоды морошки.

Но тепла морошка-ягода, а зимн..е солнце — прохладно. Чуть скользят его лучи по деревьям и крышам домов, сколь­зят-пролетают по снежн..м сугробам.

Ослабело зимн..е солнце, никак не может согреть снег, рас­топить, привести поскорей весну. Быстро склоняется солнце за лес, уходит с небесн..го склона.

Солнце и снег вроде бы не такие уж большие друзья. Всю зиму старается солнце растопить снег, да ничего не выходит.

Как-то вечером шёл я по лесн..й дороге, смотрел, как сверкает снег под последн..ми солнечн..ми лучами, и вдруг понял, что солнце вовсе и не старается растопить снег. Оно ласкает снег утром багрян..ми, днём лимон..ми, а вечером лучами цвета ягоды морошки.

Ласкает его, балует. Ладно уж, полежи, брат, полежи в лесах до весны.

Юрий Коваль

Задания:

  1. Подберите синонимы к словам багряный, лимонный. Как вы думаете, почему именно эти слова выбрал автор?

  2. Попробуйте описать солнце, солнечные лучи, солнечный свет, используя необычные эпитеты и сравнения.

  3. В каком значении употребляется слово большой в словосочетании большие друзья? Составьте с этим словом словосочетания так, чтобы оно имело другие значения.

  4. Найдите в тексте имена прилагательные. Напишите в два столбика. В первом – качественные, во втором – относительные. Каких имен прилагательных здесь нет? Приведите свои примеры.

  5. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, от которых они зависят. Как не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных?

  6. Найдите краткие прилагательные. Укажите их морфологические признаки. Приведите примеры кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящую. Как они пишутся?

  7. Образуйте от прилагательных теплый, большой формы сравнительной и превосходной степени.

  8. Почему в слове багряный одна Н, а в слове лимонный – две? Приведите свои примеры.

  9. Сделайте морфологический разбор выделенных прилагательных.

Урок 5

Повторение по теме «Местоимение»

Букет

Я пошёл в дом и застыл на пороге.

Но полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

- Кто тут?! Кто тут, чёрт подери?!

В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всём виноват.

Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось: кто-то смотрит!

И тут я понял, что это на меня смотрит букет. Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

Задания:

  1. Прочтите название текста. Попробуйте спрогнозировать, о чем пойдет речь.

  2. Прочтите текст. Понравился ли он вам? Что вас в нем привлекло?

  3. О ком идет речь в тексте? Правильны ли были ваши предположения? Обратите внимание, что этот кто-то так и остался не названным. Как он описан в последнем абзаце?

  4. Какие изобразительные средства помогают автору изобразить эту забавную картинку?

  5. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд. Местоимений каких разрядов нет в этом тексте? Приведите свои примеры.

  6. Объясните правописание местоимений никого, ничего, кто-то, какой-то. Приведите свои примеры на данные орфограммы.

  7. Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.

  8. Есть ли у вас домашние животные? Случались ли с ними забавные происшествия? Расскажите о каком-нибудь происшествии. Постарайтесь заинтриговать своего читателя так же, как это сделал Юрий Коваль в данном рассказе.

Урок 6

Повторение по теме «Глагол»

Медведица кая

По влажн..й песча(н,нн)ой тропе п..лзёт Медведица кая.

Утром, ещё до дождя, здесь прох..дили лоси — сохатый о пяти отростках да лосиха с лосёнком.

Потом пересек тропу одинокий и ч..рный вепрь. И сейчас ещё слышно, как он вороча..т(?)ся в овраг.., в сухих трос(?)никах.

(Не) слуша..т вепря Медведица и (не) дума..т о лосях, которые прошли утром. Она ползёт медленно и упорно и только ёжит(?)­ся, если пада..т на неё с неба зап..здалая капля дождя.

Медведица кая и (не) смотр..т в небо. Потом, когда она стан..т бабочкой, ещё насмотр..т(?)ся, налета..т(?)ся. А сейчас ей надо ползти.

Тихо в лесу.

С веток падают т..желые капли.

Сладкий запах таволги вместе с туманом стел..т(?)ся над болотом.

По влажной песча(н,нн)ой тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица кая.

Юрий Коваль

Задания:

  1. Прочтите название текста. Попробуйте спрогнозировать, о чем пойдет речь.

  2. Прочтите текст. Правильны ли были ваши предположения?

  3. Что, опираясь на прочитанное, вы можете сказать об авторе данного текста как о человеке?

  4. Найдите в тексте по два глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени, определите их вид. В каком наклонении стоят эти глаголы? Определите у этих глаголов число, род и лицо. Расскажите об изменении глаголов по лицам и родам.

  5. Найдите глагол в начальной форме. Образуйте от него изъявительное, повелительное и условное наклонения.

  6. Выпишите из текста два переходных глагола. Докажите правильность своего выбора.

  7. Выпишите все глаголы, поставив их в форму настоящего времени, 2 лица, единственного числа. Выделите у них личные окончания и объясните их правописание. Какие глаголы вы не смогли поставить в форму настоящего времени? Почему?

  8. Сделайте морфемный разбор глаголов насмотр..т(?)ся, пересек, ползти.

  9. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.

  10. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Урок 7

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Шатало

Пошла по воду Орехьевна, но тут же воротилась. Грохнула в угол коромыслом, брякнула

пустыми вёдрами.

  • Ну, аньдел мой, сам иди!

  • Что такое?

  • Он опять сидит.

  • Кто?

  • Шатало чёрное.

  • Ну и что? Сидит, никого не трогает.

  • Ну да! Не трогает! Я только к колодцу, а он передо мной дорогу перебежал.

Я взял вёдра и пошёл к журавлю-колодцу.

В белой рубашоночке, которая сияла из-под чёрного костю­ма, Шатало и впрямь сидело на дороге.

Заприметив меня, Шатало выгнуло дугой спину, томительно потянулось и сказало: «Мррру я, мррру...»

— Врёшь — не умрёшь, — сказал я, — сиди спокойно, дай воды набрать.

«О, мррру я...» — ответило Шатало и, лениво поднявшие: с места, пересекло дорогу перед моим носом.

Волей-неволей я остановился — переходить Шаталью тропу не хотелось. С другой стороны улицы Шатало внимательно глядело, что я буду делать.

Юрий Коваль

Задания:

  1. Прочтите текст. Кто главный герой отрывка? Почему он так назван?

  2. Объясните слово аньдел.

  3. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Послушайте продолжение текста.

  4. Подготовьте устный ответ по предложенному плану, подбирая примеры из текста:

  1. Что такое словосочетание, предложение?

  2. На какие группы делятся предложения

  • по цели высказывания.

  • по эмоциональной окраске.

  • по количеству основ.

  • по наличию второстепенных членов.

  1. Что такое однородные члены предложения? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

  2. Что такое диалог? Каковы правила его оформления на письме?

  3. Что такое прямая речь? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

  4. Что такое обращение?

  1. Спишите текст, объясняя графически постановку знаков препинания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «русский язык» (5-9 классы)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Русский язык» предназначена для 5 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы.
  2. Урока Дата Тема урока Тип урока (3)

    Урок
    Уметь различать основные стили, находить в школьных учебниках научные тексты, а в хрестоматии по литературе художественные тексты. Уметь использовать слова и выражения речевого этикета.
  3. Программа по русскому языку. 5-9 классы 1

    Программа
    Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный
  4. Рабочая программа педагога щербининой Татьяны Викторовны, 1 категория по учебному курсу «Русский язык» 5 класс Базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.
  5. Календарно-тематическое планирование по русскому языку Класс

    Календарно-тематическое планирование
    Знать основные нормы русского литературного языка(грамматические и орфографические);уметь распознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа,

Другие похожие документы..