Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Влияние абиотических факторов на устойчивость растений: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Биология с основами эко...полностью>>
'Реферат'
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборот...полностью>>
'Программа'
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» в ред. распоряжения Правительства от 02.11.2009 № 1622-...полностью>>
'Документ'
Протягом звітного періоду робота органів виконавчої влади, місцевого самоврядування була спрямована на реалізацію ефективної економічної та бюджетної...полностью>>

Это методическое пособие для вас! Отзывы, предложения и пожелания

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Способность к метафорам»

(модифицированный тест Ф. Баррона)

«Испытуемому предлагают описание какого-нибудь образа» и просят подумать о каком-либо другом образе, эквивалентном данному, или являющемуся его метафорой.

Оценивается оригинальность и точность ответа, а также способность к метафорическому мышлению.

Образ-стимул

Обычные ответы

Необычные ответы

Пустые книжные полки.

1. Оставленная комната.

2. Пустая голова-

1. Отсутствующие глаза идиота.

2. Оставленный улей.

Сидеть одному в темной комнате.

1. Проснуться ночью.

2. Птица в клетке.

1. Одно письмо в почтовом ящике.

2. Гроб в открытой могиле.

Обычные ответы, удовлетворяющие требованию подходящести, оцениваются 1 баллом. Необычные ответы оцениваются 3 или 4 баллами. Вот одно из оснований, почему такой ответ как «отсутствующие глаза идиота» является необыкновенным, оригинальным и элегантным эквивалентом. Пустые книжные полки - это бессмысленное пространство, это не просто пустое место, а вакантное место, которое когда-то будет занято. Это пустота трагическая. Пустые книжные полки - это потеря. Это состояние хорошо передано в придуманном образе.

(Кроме характера образного, метафорического мышления; гибкости ассоциативных связей, задание выявляет творческое воображение, фантазию, остроумие, способность к поливариантному решению художественной задачи, семантическую подвижность и др.).

«Сценический эквивалент»,

Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. (Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покаяние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.).

Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др.

Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквивалентная понятию-стимулу, образность, интересная композиция.

(Кроме склонности к образному моделированию действительности, способности понимать и создавать тропы, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-временное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.).

«Объясните...»

(задание Б. Г. Голубовского)

Предлагается 2-3 фотокопии абстрактных картин. Объяснить смысл. Дать каждому изображению свое название.

Положительно оценивается оригинальность названия, логичность и самобытность образного восприятия, адекватность объяснения изображения на фотографии.

(Кроме ассоциативно - образного мышления, характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, остроумию и др.).

«Образ»

Выразить психологическое состояние человека в образном рисунке (символе) Например:

  • свое психологическое состояние в настоящий момент;

  • состояние персонажа любимой пьесы (литературного или живописного произведения) в кульминационный момент события. (Например: психологическое состояние Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского в момент кульминации главного события).

Задание оценивается положительно, если испытуемому удается в рисунке передать через образ психологическое состояние человека, если образное восприятие оригинально, содержание многозначно.

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается 10 минут. (Бумага и карандаш должны быть приготовлены заранее).

(Кроме способности к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению, задание выявляет семантическую адаптивную гибкость, широту ассоциативных связей, характер творческого воображения и фантазии, природную наблюдательность, знание человеческой психологии и др.)

«Эпиграф образ»

Найти эпиграф (слово, выражение), образно определяющий творчество известной русской актрисы (кинорежиссера, композитора, поэта, художника, писателя, эстрадного артиста, известного политического деятеля и т. д.).

(Например: В.Ф. Комиссаржевская — «Первая «чайка» и т. д.).

На подготовку задания дается 2-3 минуты. Ответ оценивается положительно за оригинальный образ, соответствующий творчеству данного человека, использование тропа.

(Кроме способности к образному мышлению, семантической адаптивной гибкости, оригинальных ассоциативных связей, задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, характер творческого воображения, фантазии, ощущение стиля, художественный вкус, уровень эрудиции в области искусства и др.).

2.2 Выявление характера творческого воображения и фантазии.

«Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению определенной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.

Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, самобытную фантазию.

Упражнения на развитие фантазии

«Фантастика»

Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например: «Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.

Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соответствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.

(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).

Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа и т. д.),

Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3 раза (на разные фамилии-стимулы).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:

  • мелодией;

  • рисунком (фрагмент);

  • этюдом (фрагмент);

  • рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание М. А. Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).

«Изобретатель»

Предлагается придумать (изобрести):

  • новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;

  • новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;

  • новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.

Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».

(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).

«Фантазия»

Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:

  • предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);

  • содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова, «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);

  • звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);

  • фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т.д.);

  • слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и др.);

  • драматическая ситуация;

  • поэтическая строка;

  • фотография человека;

  • вид за окном;

  • психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.

Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).

«Музыкальный фрагмент»

Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте:

  • сценическом этюде;

  • рисунке;

  • коротком сюжетном рассказе.

(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).

Положительно оцениваются ответы-решения за образность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соответствие стимулу, эмоциональную наполненность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).

«Воображаемый спектакль»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).

«Предисловие»

Рассказать историю-предисловие к заданному:

  • фильму;

  • спектаклю;

  • пьесе;

  • прозаическому произведению.

Положительно оценивается логичность, целостность сюжета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.

Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.

Варианты:

  • К известной пьесе придумать еще один акт.

  • В известной пьесе придумать новый вариант финала.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-действенного, пространственно-временного мышления, литературные навыки и др.).

«Несуществующее животное»

(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)

Абитуриентам предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:

  • где обитает данное животное;

  • чем питается;

  • с кем дружит (общается).

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается не более 30 минут.

Например:

Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к нему со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затеривается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным баобабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».

Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терьямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень распространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, напоминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся неподалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Куккеры впадают в полное оцепенение при звуках любой музыки».

По рисункам и комментариям к ним можно сделать предварительный вывод о том, что данные люди обладают и интересной фантазией, и активным творческим воображением.

Положительно оценивается уникальность замысла рисунка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).

«Чернильные пятна»

(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога Г. Роршаха)

Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пятен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.

Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Например: ответ В. В. - «Хан Батый», «Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. — «Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).

(задание по модифицированным тестам американских психологов)

Указать сходство между перечисленными ниже парами

- картофель и морковь;

- кошка и мышь;

- поезд и трактор;

- молоко и мясо;

- скрипка и пианино;

- колодец и река;

- стол и стул;

- вилка и стакан;

- тигр и медведь;

- яблоко и апельсин;

- чернила и мел;

- корабль и самолет и т.д.

Желательно указать как можно больше признаков, по которым они сходны. (Например: «яблоко и апельсин» - круглые, съедобные, сладкие, фрукты, полезные, растут на деревьях, имеют семечки и т. д.).

Задание оценивается положительно за максимальное количество общих признаков (адекватных стимулу).

(Кроме характера творческого воображения, выявляется логическое мышление, остроумие, наблюдательность и т. д.).

«Примеры»

(задание по модифицированным тестам американских психологов)

Предлагается назвать:

а) все круглые вещи;

  • все вещи (объекты), которые производят шум;

  • все квадратные предметы;

  • все предметы белого (или красного, черного и т. д.) цвета;

  • все мягкие вещи;

  • все предметы (объекты), имеющие колеса;

  • все «горячие» предметы;

б) всех актеров, сыгравших роль Гамлета, короля Лира (в пьесах У. Шекспира);

  • всех режиссеров, поставивших «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского;

  • всех лауреатов Нобелевской премии;

  • все театры, где была поставлена пьеса Б. Брехта, «Мамаша Кураж и ее дети»;

  • все спектакли, оформленные художником Д. Боропским;

  • все спектакли, поставленные А. Таировым (В Мейерхольдом, Е. Вахтанговым и др.);

  • все литературные произведения В. Распутина (В. Тендрякова, Б. Васильева и др.);

  • все пьесы А. Вампилова (А. Чехова, В. Маяковского, А. Володина и др.);

  • все кинофильмы, поставленные А. Тарковским (Ф.Феллини, В. Шукшиным и др.) и т. д.

Положительно оцениваются ответы в варианте а) - за наибольшее количество необычных, неожиданных объектов среди названных. В варианте б) — за максимальное количество правильных ответов.

(Кроме характера творческого воображения задание выявляет гибкость и быстроту ассоциативного мышления, остроумие, наблюдательность, эрудицию в области искусства и др.).

«Последствия»

(задание по модифицированным тестам американских психологов)

Абитуриенту предлагается ответить на ряд парадоксальных вопросов.

Например:

  • Что произойдет, если человек при желании сможет становиться невидимым?

  • Если в течение года, не будут рождаться дети?

  • Если можно будет читать чужие мысли?

  • Если люди смогут жить под водой?

  • Если люди потеряют свои чувства друг к другу?

  • Если ученики в средних школах станут учиться только на «отлично»?

  • Если земляне узнают о действительном существовании инопланетян?

  • Если высохнут все реки, озера, моря?

  • Если на земле все животные погибнут?

  • Если люди перестанут писать письма друг другу и т. д.?

Положительно оцениваются уникальные ответы. Оценка выставляется на основании ответов на 2-3 подобных вопроса и с учетом сравнения ответов одного с другими.

(Кроме характера творческого воображения, задание выявляет парадоксальность, оригинальность мышления, логику, гибкость, способность к синтезу, событийно-действенному мышлению, чувство юмора и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации. Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент А.В. Годованный. Методическое пособие по подготовке, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных,
  2. Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск 2005

    Учебно-методическое пособие
    Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. На основе федерального законодательства идет разработка, принятие законодательной базы в субъектах.
  3. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов иту самара

    Учебно-методическое пособие
    Методическое пособие посвящено описанию содержания, методов работы и условий эффективности технологии формирования социальных навыков у воспитанников детских ИТУ.
  4. Методическое пособие к курсу №1 «Реализация задач образовательной области «Социализация»

    Учебно-методическое пособие
    Цель: Раскрыть динамику нормативно-правовой базы дошкольного образования в области федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
  5. Методическое пособие для специалистов консультантов, работающих по защите прав детей Караганды 2010 год

    Учебно-методическое пособие
    Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация" — услышал он из телефонной

Другие похожие документы..