Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Видный историк, один из основателей и активных деятелей партии кадетов Александр Александрович Кизеветтер родился 10 мая 1866 г. в Санкт-Петербурге в...полностью>>
'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>
'Документ'
В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисл...полностью>>
'Документ'
21.01.2011 года Кондинским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении жителя п.Мортка Кондинского района в совершении преступления, предус...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблема федерализма в организации государственной службы

"Государственная служба должна стать авторитетной, конкурентоспособной, престижной и признанной в обществе. В этом ее предназначение и высокая миссия перед российским народом".

Сергей САВЧЕНКО - кандидат политических наук

В июле этого года в Москве состоялось заседание российско-канадского "круглого стола" по проблеме "Российский опыт федерализма, возможные модели сотрудничества". Концептуальные подходы к применению на практике принципов федерализма обсуждались на Конференции в Оттаве, состоявшейся накануне государственного визита Президента Владимира Путина в Канаду в декабре 2000 г. Ее итогом стало совместное обращение участников Конференции к лидерам двух стран, в котором были очерчены возможные направления российско - канадского сотрудничества.

Председатель Королевского тайного Совета, министр по межправительственным делам Канады С.Дион отметил, что встреча В.В.Путина с канадским Премьер-министром Ж.-Л.Кретьеном определила федеративные отношения как важный момент в сотрудничестве между двумя странами. Насколько актуальна обозначенная проблема в системе государственного управления свидетельствует состав участников состоявшейся дискуссии. С российской стороны свое видение проблемы изложили министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ А.В.Блохин, заместитель руководителя Администрации Президента РФ Д.Р.Поллыева, руководитель Главного государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычева, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Ю.Л. Тихомиров, советник Управления конституционного права Секретариата Конституционного суда РФ В.Л.Сивицкий, первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А.Я.Щербинин, директор Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ В.Л.Мау, заместитель руководителя аппарата Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному регулированию банковской деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ И.В.Подпорина, руководитель Государственно-правового департамента Минфедерации Б.А.Барганджия, заместитель директора Института государственной службы Государственного университета управления В.В.Лобанов, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН В.Е.Селиверстов, руководители и сотрудники Минфедерации РФ Н.Б.Банцекин, Б.Л.Барганджия, Е.П.Феоктистова.

Участники дискуссии подчеркнули, что федеративные отношения пронизывают всю систему государственного устройства и Канады, и России, в том числе и такое важнейшее направление, как организация и управление государственной службой.

В государственной программе реформирования государственной службы Канады "La Releve", например, ключевая роль отводится проблеме кадрового обеспечения. Заслуживает внимания канадский опыт планирования управления людскими ресурсами, работы с кадровым резервом, подготовки государственных служащих для выдвижения на вышестоящую должность, практика ротации государственных служащих.

Канада является нашим давним и надежным партнером в области подготовки государственных служащих. За 1998 - первую половину 2001 года свыше 100 российских государственных служащих смогли пройти стажировку в этой стране и ознакомиться с опытом государственного управления в области финансов, налогов, сельского хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, статистики, изучить практику государственного регулирования в социальной сфере, сфере управления экономикой провинций, организацию реформирования государственной службы и управления персоналом.

Каждой группе российских чиновников была предоставлена возможность встретиться с канадскими коллегами, работающими в федеральных, провинциальных государственных органах, органах местного самоуправления, что позволило нашим стажерам получить целостное представление о системе управления экономикой и социальной сферой Канады и разделении полномочий и ответственности органов управления различных уровней.

Мы считаем такой подход к организации стажировок государственных служащих результативным и надеемся, что российско-канадское сотрудничество в области подготовки кадров для государственной службы получит дальнейшее развитие.

Однако нельзя не согласиться с мнением заместителя министра по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации Н.Б.Банцекина, который заметил, что для освоения канадского опыта госслужбы еще предстоит предпринять большие усилия. Это действительно так. Но при этом важно учесть и отечественный исторический опыт со времен Петра I, и достижения других стран, да и тенденции динамических преобразований в самой России.

Если исходить из такого опыта, то становится ясным: наша страна должна идти в ногу с другими успешными федеративными государствами и развивать систему централизованного управления государственной службой. Если такого управления нет, то государственная служба теряет свою целостность и системность. В федеративном государстве объектом управления должна быть вся система государственной службы, а не ее отдельные виды и уровни.

Вместе с тем, государственная служба, в современном ее состоянии, и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации пока осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти. Муниципальная служба и вовсе "выживает" и действует автономно. Отсюда - масса нерешенных проблем, "вертикальных" и "горизонтальных" противоречий в структурно-организационном, нормативно-правовом и финансовом взаимодействии "Федерация - регион - местное самоуправление". Эти проблемы сдерживают и тормозят развитие государственной службы.

Прежде всего это касается несовершенства и противоречивости действующего законодательства о государственной службе. Отсутствуют отлаженные механизмы нормативного правового регулирования деятельности государственного аппарата в лице государственных служащих, которые обеспечивают реальное исполнение государственных решений. Законодательная основа отдельных видов государственной службы не унифицирована и практически не содержит нормативных правовых актов прямого действия.

О проблеме федерализма в организации государственной службы на современном этапе ее развития выражу несколько суждений. Они касаются системы взаимодействия Федерации и ее субъектов, профессиональной подготовки кадров и перспектив развития государственной службы.

I. О системе взаимодействия Федерации и ее субъектов.

Настало время решительно пересмотреть основные подходы, принципы и структурно-функциональные составляющие государственной службы. Результат этого процесса должен обеспечить устойчивое функционирование государственной службы всех видов и уровней.

В этой связи весьма показательны данные социологического опроса среди представителей региональных органов власти и местного населения1. Более 70% региональных руководителей полагают, что субъекты Федерации обладают реальной властью, которая сосредоточена у руководителей регионов.

Мнения представителей региональных структур власти Российской Федерации о полюсах сосредоточения власти (в %)

 

В очень большой мере

В большей мере

В слабой мере

В очень слабой мере

Трудно сказать

Президент страны и его ближайшее окружение

42,6

48,7

5,1

1,0

2,6

Федеральное правительство

3,6

48,2

37,9

6,7

3,6

Государственная дума

0,5

17,9

57,4

20,6

3,6

Руководители регионов

6,2

66,7

20,5

4,1

2,5

Государственный аппарат (чиновники)

8,2

49,2

30,3

8,2

4,1

Крупные бизнесмены

13,8

48,2

25,1

5,6

7,3

Власть рассредоточена между различными группами влияния в центре и на местах

14,9

35,4

19,0

9,2

21,5

Другое

7,2

25,1

31,8

13,3

22,6

Анализ данных исследований показывает: 97% участников опроса считают, что региональные органы власти в основном должны нести ответственность за создание нормальных условий жизни населения региона. Положительно оценивают изменения последнего года во взаимодействии между федеральным центром и регионами около 62%, отрицательно - 20%, затруднились оценить это взаимодействие 12,8% опрошенных. В данной группе респондентов оценки влияния полномочного представителя Президента в федеральном округе на власть субъекта РФ положительно оценили около 40%, более 50% настроены критически. Вместе с тем надо отметить, что намечаются положительные тенденции восприятия института полномочных представителей России в федеральных округах. Из писем граждан, поступающих в Администрацию Президента, видно: люди надеются, что этот институт приблизит властные структуры к народу, повысит координацию и эффективность федерального управления, оперативность информированности руководства страны о положении дел в регионах. Оценки распределились следующим образом: "очень существенным" или "существенным" влияние полпредов признают 39,5%, "малосущественным" -45,6%, "никакого влияния" - 8,2%, затруднились ответить на этот вопрос 5,7%.

Мнения региональной элиты и населения о пределах сосредоточения властных полномочий в субъектах Федерации отличаются незначительно. Жители регионов, а таковых оказалось 57,9%, считают, что руководители регионов обладают властью в очень большой или в большей мере.

Проведенное социологическим центром РАГС исследование позволяет в динамике изучить систему взаимодействия между Центром и регионами, вовремя отреагировать на определенные "перекосы" в распределении властных отношений. Как видно из данных исследования, более 64% населения считает, что реальная власть в большей мере сосредотачивается у видных бизнесменов, а не в государственных структурах. Здесь есть о чем подумать и Центру, и регионам.

На мой взгляд, приоритетом формирования единой системы государственной службы Российской Федерации является сближение, а впоследствии - унификация параметров федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Федерации и служащих местного самоуправления.

Мнения населения о полюсах сосредоточения власти (в %)

 

Обладают властью в очень большой или в большей мере

Обладают властью в слабой или очень слабой мере

Затруднились ответить

Президент страны и его ближайшее окружение

72,4

16,8

10,8

Правительство РФ

52,6

30,0

17,4

Государственная дума

30,9

50,8

18,3

Руководители регионов

57,9

29,6

12,5

Чиновники государственного аппарата

51,7

29,5

18,8

Крупные бизнесмены

64,2

17,9

17,8

Сегодня нас не удовлетворяет состояние вертикального взаимодействия между уровнями и ветвями государственной власти. С одной стороны, эту вертикаль нужно укреплять, приводить в соответствие с конституционным устройством. С другой, - отрегулировать систему властно-распорядительных исполнительных и управленческих отношений возможно только при совершенствовании законодательной базы. В этой связи понадобится новая редакция существующих законодательных актов и разработка новых.

Взаимодействие между Федерацией и ее субъектами - это, прежде всего, четкое разграничение уровней компетентности, ответственности и полномочий государственных органов. Полномочия местного самоуправления как полноценного субъекта властных отношений Федеральное законодательство пока не отрегулировало, не связало эти полномочия с организационными и финансовыми ресурсами.

Предстоит выработать и законодательно закрепить действенный механизм взаимодействия "Центр - регион - местное сообщество". Эту миссию выполняет специально созданная Указом Президента Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Вполне очевидно, что без соблюдения принципа федерализма ни одна из служб субъектов Федерации, субъектов местного самоуправления не сможет стать профессиональной, а значит полноценно решать задачи регионального развития. Особенно это касается области муниципального управления, которое по своим функциям и задачам наиболее приближено к людям, их нуждам.

Муниципальная служба - важнейшее звено федеральных отношений. Законы и принципы становления местного самоуправления достаточно быстро прогрессируют в ряде западных стран, где местное самоуправление имеет самостоятельный статус. В Канаде, как известно, федеральное устройство отличается сильными провинциями, наделенными значительными полномочиями. У нас же - это наиболее слабое звено федеральных отношений, хотя исторически муниципальная служба была встроена в систему общероссийской государственной службы (Свод Законов Российской Империи. Кн.1.,Т.2. М., 1910.).

Положительный опыт организации государственной службы можно не только заимствовать, но и возрождать. Особо подчеркну, что в единой системе государственной службы органам местного самоуправления, муниципальным служащим необходима федеральная поддержка, признание авторитета и полномочий провинции в решении государственных задач.

Своеобразие и специфика российской модели местного самоуправления должны определить стратегию и содержание правового регулирования управленческих процессов в рамках федеральных отношений. Принято немало нужных законодательных и нормативных правовых актов как на федеральном, так и на субъектном уровнях относительно местного самоуправления, но полноценной правовой базы не создано.

Нормы права, регулирующие местное самоуправление, должны обеспечивать наиболее рациональные, прогрессивные варианты (модели) поведения людей, выгодные региону, обществу в целом. В системе местного самоуправления важно видеть не только момент власти, отведенный законодательством, но именно форму реального вовлечения людей в управленческие процессы.

Развитие федерализма в системе государственной службы снизу - от местных сообществ, регионов, на основе законов, договорных отношений, сохранения за федеральными структурами властных полномочий стратегического уровня управления -универсальная система реформирования как самой государственной власти, так и существующего правового поля.

В организации государственной службы на принципах федерализма ответственная роль отводится полномочным представителям Президента. По вопросам государственной службы полномочный представитель Президента РФ организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Таким образом, связь федеральной государственной службы с государственной службой субъектов Российской Федерации обеспечивается единой кадровой политикой. Так, полномочный представитель решает вопросы обеспечения реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации (согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти).

Полномочный представитель принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа. Он направляет своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего федерального округа.

Таким образом, у полпредов достаточно властных полномочий, чтобы реализовать их с пользой для регионов.

Теперь о том, как мне видится взаимодействие федеральной государственной службы и государственной службы субъектов в рамках российско-канадских отношений.

  • Прежде всего, в подготовке высококвалифицированных кадров государственной службы, которые будут способны не только адекватно воспринимать кардинальные изменения в обществе, но и активно действовать. Мне представляется, что период адаптации и "выживания" государственных служащих различных уровней в новых условиях российской действительности несколько затянулся. Сегодня государственной службе нужны высокопрофессиональные и конкурентоспособные кадры. Профессиональная подготовка государственных служащих по своим задачам должна быть опережающей и перспективной.

  • В выработке и применении современных технологий рационального использования государственных служащих в интересах развития государства и общества. Это важнейший резерв, используя который, в том числе с помощью уже установившихся контактов с уважаемыми канадскими коллегами, мы планируем принципиально совершенствовать систему органов власти и управления.

  • В развитии материально-технической базы и повышении качества программ подготовки государственных служащих в российских образовательных учреждениях, а также обучающихся по международным программам. Мы считаем: образовательный компонент - важнейшее средство решения многих проблем России. Только с помощью высокообразованных людских ресурсов, встроенных в систему государственной службы, мы сможем постепенно перейти от грубой эксплуатации природных ресурсов к мощному экономическому развитию России, базирующемуся на использовании современных информационных технологий и интеллектуальных продуктов.

  • В повышении квалификации преподавательских кадров в области подготовки государственных служащих федерального и регионального уровней.

  • В совершенствовании структуры органов управления государственной службой федерального и регионального уровней за счет внедрения современных методов управления.

  • В обеспечении устойчивости процессов развития государственной службы и оптимизации деятельности органов власти и управления.

  • В разработке согласительных процедур для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

  • В рассмотрении совместными комиссиями (состоящими из представителей федеральных и региональных органов власти) предложений, относящихся к обеспечению действенности и эффективности государственной службы различных видов и уровней.

II. О профессиональной подготовке и стажировках государственных служащих.

За последнее десятилетие в России принимаются меры, направленные на создание условий для повышения профессионального мастерства действующих государственных и муниципальных служащих, а также пополнение высококвалифицированными специалистами федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления.

Заботу о подготовке молодых чиновников для органов управления всех уровней (как, впрочем, и подготовку молодых специалистов для всех отраслей экономики страны) взяло на себя государство: с 1992 года в вузах, а немного позже и в средних профессиональных учебных заведениях России, начато обучение кадров по специальности "Государственное и муниципальное управление".

Дополнительное профессиональное образование действующих государственных служащих и служащих органов местного самоуправления финансируется за счет средств соответствующих бюджетов. Государственные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные органы самостоятельно устанавливают порядок планирования и организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих кадров.

В то же время предусматривается возможность подготовки лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, по планам подготовки федеральных государственных служащих (Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983).

Эти планы ежегодно утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации и предусматривают обучение руководящего состава государственных служащих в ведущих специализированных российских вузах (Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, подведомственных ей учебных заведениях, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации), а также за рубежом.

На протяжении 5-7 лет достаточно устойчиво осуществляется финансирование подготовки государственных служащих всех уровней в российских образовательных учреждениях, в т.ч. государственных служащих, направляемых на подготовку за рубеж.

Деятельность специальных комиссий по вопросам подготовки управленческих кадров (например, Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации) также финансируется из федерального бюджета.

Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: мероприятия по проведению конкурсного отбора специалистов в рамках подготовки управленческих кадров; проезд по территории Российской Федерации государственных служащих, направляемых на подготовку; проживание государственных служащих субъектов РФ в период прохождения подготовки в российских образовательных учреждениях, а также деятельность соответствующих региональных отделений Комиссии по организации подготовки управленческих кадров и др.

III. О перспективах развития государственной службы.

Государственная служба Российской Федерации - важнейший инструмент проводимых в стране реформ и преобразований. Она должна выполнять свое предназначение в обществе - служить государству, обществу, людям своими идеями, высоким профессионализмом кадров, конкретными действиями, результатом принимаемых решений.

Проблема развития государственной службы носит комплексный характер. Среди приоритетных направлений ее усовершенствования:

  • обновление структуры, функций и содержания государственной службы;

  • разработка действенных механизмов реализации государственной кадровой политики;

  • создание опережающей системы профессиональной подготовки государственных служащих;

  • создание комплексной правовой основы регулирования государственной службы и другие.

Предстоит создать профессиональную государственную службу, которая на основе собственного законодательства обеспечит соблюдение общих прав, обязанностей, ограничений и гарантий государственным служащим не только на всех уровнях, но и в различных видах государственной службы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт государственной службы российской федерации: политико правовое исследование

    Исследование
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте
  2. Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных

    Документ
    дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,
  3. Северо-Западная академия государственной службы (1)

    Документ
    иметь представление об основных этапах развития знаний о государственном управлении, методологических направлениях исследования и практики государственной администрации,
  4. Северо-Западная академия государственной службы (2)

    Документ
    иметь представление об основных этапах развития знаний о государственном управлении, методологических направлениях исследования и практики государственной администрации,
  5. Программа дисциплины «Современная организация государственных учреждений в России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Современная организация государственных учреждений в России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста

Другие похожие документы..