Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Форма проведения од « Ромашка»: отряд делится на 2 части, в каждой из которых выбирается название, командир, возможно, девиз. Затем один за другим про...полностью>>
'Программа'
С понятием «экономико – географическое положение территории» учащиеся знакомятся в 9 классе. Данный элективный курс позволяет углубить знания по данн...полностью>>
'Автореферат диссертации'
в 16 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 520.009.03 в Российском научном центре «Курчатовский институт» по адресу: Москва, 123182, п...полностью>>
'Книга'
Книга является учебным пособием по курсу "Технические средства в культурно-просветительной работе" для институтов культуры по специальности...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В 2008 ГОДУ

Липецк 2009

СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение

4

I. Развитие концепции прав человека и вопросы модернизации института омбудсмана

6

Статистика. Проблемы компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области

15

II. Реализация и защита прав человека в Липецкой области

28

II.I Гражданские (личные) права

Право на информацию

34

Коррупция

40

Борьба с преступностью и работа правоохранительных органов

49

Права человека, связанные с судопроизводством

69

II.II. Экономические и социальные права

Экономический кризис и защита трудовых прав

78

Борьба с безработицей

84

Заработная плата

90

Развитие малого бизнеса

100

Право на жилище, на благоприятные условия жизни и права потребителей услуг ЖКХ

105

Право на медицинское обслуживание

119

Право на благоприятную окружающую среду

147

Право на социальное обеспечение

152

Право на образование

165

III. Права отдельной категории граждан, требующей особой защиты

Права детей

171

Права осуждённых

196

Заключение

202

ВВЕДЕНИЕ.

В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.

Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще­ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2008 году и задачах на 2009 год», материалы коллегий, итоговых совещаний подразделений администрации Липецкой области, территориальных федеральных органов, Общественной палаты, НКО, публикаций в центральной и местной печати, электронных СМИ, материалы социологических исследований ведущих российских агентств, а также информация, полученная из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций. В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат уполномоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, которые влекут нарушение прав, а также о мерах, предпринятых уполномоченным по их восстановлению.

Доклад характеризует состояние государственной дисциплины по исполнению органами власти и должностными лицами обязательств государства о соблюдении прав человека, эффективность демократических механизмов осуществления ими властных полномочий, соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандартам. Публичное освещение в докладе состояния дел с соблюдением прав человека должно стать основанием для адекватного реагирования государственных, правоохранительных и судебных органов.

В докладе использованы предложения и рекомендации ряда общественных объединений, участвующих в проводимом уполномоченным по правам человека мониторинге нарушений прав человека в Липецкой области и откликнувшихся на предложение уполномоченного предоставить материалы для годового доклада: (ЛООП «Защита», руководитель Родионов В.И.; Липецкое общество прав человека, директор Гольдман М.С.; Общественная палата г. Липецка, председатель Тонких В.Е.; Липецкая областная организация Всероссийского общества инвалидов, председатель Чулков А.И.). Уполномоченный благодарит эти общественные объединения за работу и надеется, что в будущем круг активных участников мониторинга со стороны общественных объединений расширится.

Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека. Его цель - объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека в Липецкой области, показать механизм работы Уполномоченного по правам человека, методику выполнения функций, возложенных областным законодательством, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека.

  1. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМАНА

Доклад «О соблюдении прав человека в Липецкой области …» полагаю возможным начать с рассмотрения проблем, касающихся модернизации самого института омбудсмана. Сделать это побуждает ряд причин. Во-первых, в минувшем году произошли события, радикально изменившие картину политической и социальной жизни страны. Избран новый президент Дмитрий Медведев, предложивший курс на дальнейшее углубление процессов, получивших начало в период президентства Владимира Путина. «Я хотел бы, чтоб Россия была эффективным, сильным государством, где хорошо живут люди, живут в соответствии с нормальными, цивилизованными стандартами, где обеспечено нормальное качество жизни. Я хотел бы видеть Россию в ряду демократических государств, в составе единой Европы, видеть государством, которое на равных уважительно разговаривает и общается со своими партнёрами, решает самые трудные задачи. Я хотел бы видеть Россию образованной страной, страной, где сохраняются глубокие традиции российской культуры. Это большие цели, глобальные цели, но мне кажется, что они достижимы», - заявил Д.А. Медведев в послании Госдуме РФ.

Следующее немаловажное обстоятельство, побуждающее вновь задуматься о предназначении омбудсмана – мировой кризис, который, как это и следовало ожидать, прошелся не по касательной, а проник в самую сердцевину финансовой, экономической и культурной структуры государства. Эти и многие другие не менее значимые обстоятельства предопределили новый взгляд на роль и место института уполномоченного по правам человека.

Но сначала немного истории. После принятия в апреле 1996г. Государственной Думой в целом Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», он был направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Сенаторы потребовали заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства правом субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность за счёт регионального бюджета. Это требование было удовлетворено, и закон был одобрен Советом Федерации, а затем подписан Президентом 26 февраля 1997 г.

Так возник институт Уполномоченных в субъектах РФ. Он основывается на ст. 5 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которой «В субъекте РФ в соответствии с его Конституцией и Уставом может создаваться институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Однако многие региональные элиты не были заинтересованы в учреждении должности Уполномоченного по правам человека в своём субъекте. Некоторые сомневались в эффективности работы Уполномоченного при наличии уже сложившейся государственной правоохранительной структуры.

Всё это привело к тому, что процесс создания этого государственного правозащитного института затянулся на достаточно длительный срок и до сих пор не завершён. В настоящее время уполномоченные по правам человека действуют в 49 регионах. Это обостряет непрекращающиеся в обществе дискуссии относительно самой фигуры омбудсмана.

Свой взгляд на проблему юридической компетенции региональных омбудсманов есть и у уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина. «Мне кажется, - говорил Президенту РФ Дмитрию Медведеву Владимир Лукин. - следует завершить разработку законодательных аспектов функционирования института уполномоченного». В этой связи В. Лукин внес ряд предложений. «Например, у нас не завершён процесс создания института уполномоченного как регионального, так и федерального» «Когда я заступил на работу, - сообщает далее В. Лукин. - было 20 с лишним региональных уполномоченных. Сейчас их 49. Это большинство. Это хорошо, но плохо то, что их нет везде. Граждане нашей страны заслуживают, чтобы к защите их прав было более или менее унифицированное отношение, поэтому здесь нужны законодательные исправления. Второе – это степень независимости региональных правозащитников».

Проведенный в ноябре 2005 года в Государственной Думе РФ «круглый стол» «Развитие института уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации», на котором обсуждался предложенный В.П. Лукиным проект нового законодательного регулирования деятельности региональных омбудсманов, нашел поддержку у региональных уполномоченных по правам человека, депутатов Думы и в Генеральной прокуратуре РФ. По информации аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, указанный выше законопроект был внесён в Государственную Думу, однако работа над ним затянулась на неопределённое время.

В моем представлении работа уполномоченного, особенно в период глобального кризиса, становится эффективной лишь тогда, когда соблюдается дуалистический принцип компетенции. С одной стороны, это реакция на нарушения прав и свобод человека, о совершении которых уполномоченного информируют граждане, средства массовой информации, а также различные социальные институты (как общественные, так и государственные). С другой стороны, это возможность превентивных действий через анализ законодательства, изучение законопроектов, прогнозирование развития ситуации после принятия властными органами решений по конкретным вопросам.

Уникальность института уполномоченного состоит еще и в том, что через него осуществляется «обратная связь» между органами власти и населением. Собственно, через реакцию на обращения граждан уполномоченный выполняет важную функцию — участвует в создании атмосферы более четкой, организованной и ответственной деятельности государственных институтов. Системность, прозрачность и законность работы этих институтов для граждан — закономерный результат, на который направлен труд уполномоченного. Если где-то должностным лицом допущено нарушение прав человека, а тем более, если нарушения происходят систематически, то это сигнал к тому, чтобы принять такие законодательные или организационные решения, которые устранят системную проблему нарушения прав и свобод граждан. Материалом для принятия подобных решений и являются рекомендации и предложения уполномоченного.

К сожалению, по мнению многих региональных омбудсманов, компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации неоправданно ограничена федеральным законодательством. Во многих регионах это проявилось в сфере права на местную законодательную инициативу. Не имеет права законодательной инициативы и уполномоченный по правам человека в РФ. Это лишает омбудсмана возможности предупреждать вероятное нарушение прав человека до того, как оно наступит. Между тем, предотвращая нарушения прав граждан, уполномоченный помогает власти «сохранить лицо», оберегает от очевидных ошибок и способствует ее стабильности.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что помимо полномочий, предоставленных региональному омбудсману правом, у него есть еще одно оружие — участие в публичной политике. Происходит это нередко в тот момент, когда нарушение прав и свобод человека налицо, но уполномоченный не может использовать юридические механизмы (бывают ситуации, которые не прописаны ни в одном законе или нормативном акте). В таком случае омбудсман имеет право высказать свою позицию и придать проблеме публичный характер, обращаясь к органам власти, общественности, через средства массовой информации.

В то же время нельзя не отметить, что эффективность работы уполномоченных в регионах во многом зависит от расположения к ним местных властных элит и прежде всего руководителя субъекта Федерации. Это заставляет регионального уполномоченного быть чрезвычайно аккуратным и осторожным в своих действиях, проявлять дипломатичность и такт в построении конструктивных отношений с органами власти для достижения общей цели — защиты прав человека.

Согласно нормам многих региональных законов об уполномоченном по правам человека в субъектах РФ, он может занимать свою должность не более двух сроков подряд. До сих пор такая норма является предметом дискуссии учёных правоведов, юристов-практиков, общественности. Ведь такое положение не способствует эффективной работе уполномоченного по правам человека, так как над ним как дамоклов меч висит процедура повторного назначения местным законодательным собранием. Можно ли быть принципиальным в вопросах защиты прав человека от действий (или бездействия) местных органов власти, если назначение зависит от них? Ответ очевиден. Ведь уполномоченный — не общественный деятель, а региональный чиновник. В странах Европы, омбудсман является своеобразным инструментом парламентского контроля над действиями исполнительных органов власти в существующей системе разделения властей. Контроля в особой сфере – защиты и восстановления прав граждан. Однако в России, где исполнительная власть всегда обладала особенно большим весом, независимость такого контролирующего органа становится весьма условной. А отсюда нередко возникает и вопрос об эффективности работы уполномоченного по правам человека.

Законодательные органы во многих регионах в той или иной степени подвержены влиянию руководителя субъекта РФ. Такое положение дел на федеральном уровне было фактически закреплено позицией Председателя Государственной Думы РФ Б.Грызлова, высказавшегося в том смысле, что «парламент – не место для политических дискуссий!». Эти слова вызвали немало пересудов в открытой печати. Ведь именно политическая полемика в парламенте, представляющем широкие социальные группы, отражающем их интересы, делает этот орган не послушным инструментом реализации решений исполнительной власти, а самостоятельным и независимым.

В свою бытность комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес как-то заметил, что после окончания срока его полномочий в качестве народного защитника в Испании у него осталось только два друга — король Испании и Председатель Правительства страны! А ведь Россия — не Испания…

И еще, если говорить об эффективности работы, то нужно отметить, что она во многом зависит от уровня культуры в обществе, культуры руководителей и сотрудников органов власти в целом. Этот вывод объясняется тем, что обращения омбудсмана часто аргументируются не понуждениями законов. В первую очередь они обращены к совести, затрагивают мораль и этику, а уже потом – юридические нормы и правила. В этом – уникальность работы института омбудсмана, его социально-правовая ниша.

Именно об этом шла дискуссия на мартовском координационном совете уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Дискуссия затронула, в том числе и вопрос о целесообразности пребывания омбудсмана в должности в течение двух сроков. Одним из средств повышения независимости регионального омбудсмана было бы законодательно установленное правило занимать эту должность только один срок подряд, например в течение 7 лет (как это сделано в Польше или Азербайджане). Тогда стремление «всем понравиться», что особенно важно на выборах, теряет смысл.

Понимание уязвимости регионального омбудсмана от местных органов власти во время выборов есть у большинства уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Одной из юридический новаций в представлении многих могла стать норма, в соответствии с которой предложение о кандидатуре на должность регионального уполномоченного по правам человека вносилось бы федеральным уполномоченным в местный законодательный орган. Но такой механизм также вызывает ряд вопросов. Обязательно ли предлагаемый кандидат должен жить и работать на территории региона, где он выдвигается на должность? В противном случае это обязательно вызовет недоверие местной политической элиты, которая может посчитать пришельца «персоной нон грата».

Немаловажно и то, как будет проходить отбор кандидатов? По участию в правозащитном движении, по рекомендациям региональных и федеральных общественных организаций, партий, местных парламентов и органов власти, хозяйственников и предпринимателей региона и т.д.?

Еще одна существенная проблема — сохранение финансирования региональных омбудсманов за счет бюджетов субъектов Федерации. Такая норма также способна сделать регионального уполномоченного управляемым: бюджеты формируют местные органы власти, и твердой квоты для омбудсмана в них не предусмотрено, хотя, как правило, финансирование проходит отдельной строкой в региональном бюджете. Можно дать больше, а можно сказать: денег нет! Возможно, необходимо перейти к централизованному федеральному финансированию через уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; другой вариант — законодательное определение квоты финансирования деятельности уполномоченного в субъекте РФ из регионального бюджета.

Во многих субъектах Российской Федерации стремление устранить влияние на регионального омбудсмана со стороны местных властных элит неизбежно приводит к мысли о целесообразности построения «вертикальной» системы под руководством уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но с участием или учетом мнения органов государственной власти субъекта РФ. Здесь главное — найти правильное соотношение полномочий. Важно, чтобы региональные органы власти поняли, что институт уполномоченного по правам человека не «бюро жалоб» или «разрушитель» их авторитета, а государственный орган, способствующий урегулированию конфликтов и недоразумений между гражданином и бюрократией. Институт, предотвращающий ее ошибки и тем самым позволяющий бюрократии наиболее эффективно выполнять свое предназначение в соответствии с правовыми и моральными нормами цивилизованного общества. Когда бюрократия этого не понимает — она саморазрушается.

СТАТИСТИКА. ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНЦИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В 2008 г. к Уполномоченному по правам человека поступило 772 обращения граждан, из них 186 письменных и 586 устных. Среди главных тем - вопросы реализации социально-экономических прав: на жилище (12%) и связанные с ним проблемы коммунального обеспечения и благоустройства (5,7%); на социальную защиту и пенсии (10 %); на медицинскую помощь (9,5%); на собственность (7%), на охрану материнства и детства (5%). Наиболее значительными группами обращений к Уполномоченному в категории гражданских прав являются: право на справедливое судебное разбирательство (10%) и другие вопросы, связанные с судопроизводством (право на квалифицированную юридическую помощь (3,8%), презумпция невиновности (3,8%) и др.); жалобы на действия правоохранительных органов (7,6%), защита прав потерпевших от преступлений (7,6%) и др. По-прежнему значительно число обращений осуждённых, обвиняемых и подозреваемых (15%), однако, справедливости ради, нужно сказать, что из общего количества жалоб, поступившей от этой категории граждан, подтверждаются только единицы.

При рассмотрении обращений граждан в 68% случаев были даны консультации и разъяснения действующего законодательства, в 12 % жалобы были признаны обоснованными и проделана работа по восстановлению нарушенных прав, в 20% факты нарушений не подтвердились.

География заявителей по-прежнему остаётся без изменений – лидируют г. Липецк (49%) и г. Елец (18%). Среди районов больше всего обращений поступило из Липецкого (6%) и Задонского (3%) районов. Из Елецкого, Лев-Толстовского, Хлевенского и Воловского районов жалоб и обращений в 2008 году не поступало.

Кроме жителей Липецкой области, к уполномоченному обращались граждане, проживающие в г. Москве, Кировской, Рязанской, Калужской, Оренбургской, Воронежской областях, а также уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской республике.

Рассматривая статистику обращений граждан, необходимо отметить, что тенденция сокращения количества жалоб сохраняется уже на протяжении нескольких лет. По сравнению с 2007 г. количество обращений в прошлом году сократилось на 24%. В прошлогоднем докладе это обстоятельство достаточно подробно анализировалось. В настоящем докладе, мы хотели бы обратить внимание на три существенных момента.

Первый относится к динамике сокращения и роста обращений граждан. Большую часть 2008 г. сопровождало наращивание темпов социально-экономического развития региона. Активнее стали решаться вопросы, которые прежде считались «неподъемными». Например, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, особенно в г. Липецке (снижение числа жалоб горожан на работу предприятий ЖКХ отмечает и администрация г. Липецка). Несмотря на возникающие проблемы, настойчиво решались задачи лекарственного и медицинского обеспечения населения области, жилищного строительства, социальной защиты. Улучшилась информационная открытость органов государственной власти, как со стороны ведомственных пресс-служб, так и со стороны средств массовой информации. В 2008 г. только в печатных изданиях Липецкой области прошло 46 материалов о деятельности Уполномоченного по правам человека.

Однако по мере развития финансового кризиса возросло и число обращений граждан к уполномоченному по правам человека. Так, в IV квартале 2008 г. такие обращения увеличились почти в два раза по сравнению с предыдущими вторым и третьим кварталами. За этим может следовать только одно: усиление работы по всем направлениям, которые связаны с сохранением социальной гармонии в обществе, законным и справедливым решением проблем граждан. Возрастает роль уполномоченного по правам человека как посредника между обществом и государством, возрастают профессиональные и человеческие требования к сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека.

В то же время ни для кого не секрет, что уполномоченный по правам человека может действовать лишь тогда, когда найдется какая-либо юридическая «зацепка», какая-то неправильность в действиях административных или государственных органов. Но даже в этом случае нередко уполномоченный не имеет возможности помочь человеку. Всему виной пассивность самого заявителя, отсутствие у него гражданской инициативы. Нередко ее заменяет неуемное желание переложить решение своей проблемы на других. Римляне в таких случаях говорили: право защищает предусмотрительных и старательных.

В этой связи есть необходимость выделить еще одну составляющую успешной защиты прав человека. Это - компетенция самого уполномоченного по правам человека, способность его и аппарата, который он возглавляет, адекватно реагировать и решать поставленные гражданами вопросы. Сам термин «уполномоченный» говорит о должностном лице, наделённом особыми полномочиями при разрешении чрезвычайных ситуаций. В годы революций в России такое должностное лицо называли – «комиссар» (в переводе с латыни – уполномоченный). То есть в нашем случае, такой чрезвычайной ситуацией является нарушение прав человека (конкретного гражданина или группы граждан) конкретным государственным органом. И в правовом государстве нарушение прав человека действительно - чрезвычайное происшествие, которое необходимо быстро и квалифицированно разрешить и которое не должно допускаться в будущем. То есть критерий качества работы уполномоченного по правам человека - это не объём количества обращений и переписка с различными учреждениями, а умение из общей массы выделить действительный факт нарушения прав человека, восстановить нарушенное право, дать свои рекомендации и придать выявленный факт гласности, чтобы не допустить будущих нарушений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  2. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных
  3. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2005 году

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области (далее Уполномоченный) «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Липецкой области» подготовлен на основании статьи 28 Закона Липецкой области от 27 августа
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году

    Доклад
    Развитие сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, федеральным и региональными институтами Уполномоченных по правам человека и некоммерческими общественными организациями

Другие похожие документы..