Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 22.02.2005 N 108-Р "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НЕРАБОТАЮЩИХ ГР...полностью>>
'Программа'
При изучении история и методология уголовного права и процесса имелось в виду, что история уголовного процесса является составной частью методологии ...полностью>>
'Документ'
Курс «Макроэкономика» представляет заключительную часть в блоке фундаментальных курсов по экономической теории и рассматривает вопросы функционирован...полностью>>
'Документ'
Если выйти из Плассана через Римские ворота, расположенные у южной заставы, то вправо от дороги в Ниццу, за первыми домами предместья, окажется незас...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 11 октября 2004 года №1459

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития образования в Республике Казахстан

на 2005–2010 годы

Астана, 2004 год

Содержание

1.

Паспорт Программы ……………………………………………………..

3

2.

Введение ………………………………………………………………….

6

3.

Анализ состояния системы образования………………………………..

6

4.

Цель и задачи Программы ………………………………………………

20

5.

Основные направления и механизм реализации Программы ………...

21

6.

Необходимые ресурсы и источники финансирования …………….

33

7.

Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Программы ….

33

1. Паспорт Программы

Наименование

программы

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы

Основание

для разработки

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкуренто-способной нации», Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735

Разработчик

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Цель

Модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества

Задачи

Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;

совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;

воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;

приоритетное развитие государственного языка;

обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;

переход на 12-летнее среднее общее образование;

реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с рекомендациями Международной стандартной классификации образования (МСКО);

создание целостной трехступенчатой модели подготовки кадров (бакалавриат – магистратура – докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;

повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики;

интеграция с мировым образовательным пространством;

создание национальной системы оценки качества образования;

формирование единой образовательной информационной среды;

совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

укрепление материально-технической базы системы образования;

интеграция образования, науки и производства;

создание механизмов привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;

повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, подготовка менеджеров образования;

обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Объем расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 175769,8 млн. тенге, из средств местных бюджетов 155 042,2 млн. тенге

По годам Всего Республикан- Местный

ский бюджет бюджет

2005 год 41 402,2 23 379,8 18 022,4

2006 год 53 514,2 34 036,9 19 477,3

2007 год 53 855,9 32 150,8 21 705,1

2008 год 57 769,3 26 216,8 31 552,5

2009 год 61 600,0 29 484,4 32 115,6

2010 год 62 670,4 30 501,1 32 169,3

Объемы финансирования Программы в 2006–2010 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы:

будет создана эффективная система управления образованием, обеспечивающая формирование профессионально-компетентной личности, конкуренто-способного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты;

будет обеспечена реализация принципа «образование для всех в течение всей жизни»;

будут созданы условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат;

осуществится переход на 12-летнее среднее общее образование;

будут обеспечены доступность и преемственность всех уровней образования;

будет обеспечено опережающее развитие образования по сравнению с другими социальными сферами и отраслями экономики;

осуществится переход на трехступенчатую модель подготовки специалистов: бакалавриат - магистратура-докторантура;

будет создана эффективная система научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;

будет создана единая образовательная информационная среда системы образования;

будет создана система статистических показателей образования, адекватных международным статистическим стандартам;

будут созданы система мониторинга и прогнозирования развития системы образования, национальная система оценки качества образования;

будут усилена государственная поддержка и усовершенствованы механизмы стимулирования труда педагогических работников;

будут разработаны новые механизмы финансирования образования;

будут созданы условия для социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

активизируется научная и инновационная деятельность в сфере образования

Сроки реализации

2005–2010 годы

Программа будет реализовываться в два этапа:

первый этап – 2005-2007 годы,

второй этап – 2008-2010 годы

2. Введение

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержание системы образования, кадровую и социальную политику.

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

Программа разработана на основе анализа результатов реализации Государственной программы «Образование», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года № 448 (далее – Программа «Образование»).

3. Анализ состояния системы образования

Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность). Казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.

Дошкольное воспитание и обучение

Большинство развитых стран создают возможности для равного доступа к дошкольному образованию. Это выражается не только в уровне финансирования (9,5 % от общего бюджета образования стран Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 г.), но и в создании различных моделей дошкольного воспитания, основанных на полнодневном или кратковременном пребывании детей: обязательные материнские школы, школы для малышей, для детей в возрасте от 3 до 5 лет, игровые группы, группы присмотра и ухода за детьми.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность (таблица 1). В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти-шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

Таблица 1

Годы

Сеть

Контингент

2000

1144

135287

2001

1167

146375

2002

1162

153965

2003

1156

160708

В системе дошкольного воспитания трудится 16,3 тысячи педагогических работников, из которых 38,7% имеют высшее педагогическое образование, 52,8 % - среднее специальное педагогическое образование, 6,4 % - незаконченное высшее педагогическое образование, 2,1 % - среднее образование. 40 % педагогов дошкольных организаций имеют высшую и первую категории, 31,2 % - без категории.

Создается нормативная правовая и учебно-методическая база дошкольного воспитания. Разработаны, апробированы и в 2003/2004 учебном году впервые внедрены 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках.

В 1999 году в Казахстане введена обязательная предшкольная подготовка детей, что способствовало росту охвата детей программами предшкольной подготовки (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Показатели охвата детей предшкольной

п
одготовкой и дошкольным обучением (%)

Вместе с тем в дошкольном образовании имеется ряд проблем. В настоящее время только около 40 % детей в предшколе обеспечено учебниками за счет местных бюджетов. В действующих детских садах морально и физически устарели мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки, наглядные средства обучения. Только 58 % районных и городских отделов образования укомплектованы специалистами по дошкольному воспитанию.

Финансирование по остаточному принципу дошкольных организаций, которые имеют статус ГККП (государственные коммунальные казенные предприятия), привело к увеличению оплаты пребывания ребенка в детском саду и сделало дошкольные организации недоступными для малоимущих и социально уязвимых слоев населения, которые наиболее нуждаются в них.

В целом дошкольное воспитание и обучение характеризуются низким охватом детскими садами детей в возрасте от одного года до шести лет (19,1 %). Обязательную программу предшколы получают 40 % пятилетних и 60 % шестилетних детей.

Среднее общее образование

Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует

об увеличении сроков обучения до 12-13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

Среднее общее образование Казахстана характеризуется увеличением численности общеобразовательных школ и уменьшением контингента учащихся в отдельных регионах ввиду демографических и миграционных процессов, что повлекло рост количества малокомплектных школ (таблица 2).

Таблица 2

Учебный год

Количество школ

Контингент обучающихся

2000/2001

8109

3043,3

2001/2002

8171

3019,5

2002/2003

8164

3095,6

2003/2004

8260

3026,2

В республике действуют 4272 малокомплектные (далее - МКШ) общеобразовательные школы (52 % от общего количества школ). В них обучаются 429,1 тыс. детей (14,1 % от общего контингента обучающихся). Затраты на обучение 1 учащегося МКШ на 30 – 100 % (в зависимости от региона) выше, чем в обычной школе. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 37 тысяч детей.

Функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время – 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими.

В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысячи имеют высшее образование, более 60 тысяч - среднее профессиональное. 36,5 тысячи педагогов имеют высшую категорию, 67 тысяч – первую. В малокомплектных школах работает более 64 тысяч учителей.

В учебный процесс общеобразовательных школ внедрены учебники нового поколения 1 – 8 классов, которыми бесплатно обеспечиваются учащиеся-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. В профессиональных школах (лицеях), колледжах внедряются отечественные учебники по специальным дисциплинам.

В результате реализации Государственной программы «Образование» количество психолого-медико-педагогических консультаций увеличилось на 27 единиц, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в специальном обучении.

В республике действуют 614 интернатных учреждений, где содержится за счет государства около 75 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения

родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением, 18 детских домов-интернатов, в том числе один для детей с физическими недостатками, где воспитывается 2,8 тысячи детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Открыто 5 детских деревень семейного типа и 17 домов юношества, где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатная форма воспитания.

С 2000 года количество внешкольных организаций увеличилось на 25 единиц, охват учащихся - на 1,6 % (таблица 3).

Таблица 3

Учебный год

Количество внешкольных организаций

Контингент

2000/2001

568

219126

2001/2002

598

251684

2002/2003

617

266547

2003/2004

629

291545

Вместе с тем в среднем общем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности.

Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.

256 школ находятся в аварийном состоянии. Нуждается в капитальном ремонте более 2 тысяч школ. Дефицит ученических мест по стране составляет около 500 тысяч.

Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 % будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

Р езультаты комплексного тестирования показывают невысокий уровень знаний абитуриентов. Доля получивших неудовлетворительные оценки в течение 5 лет остается неизменной и составляет 28-30 %. Итоги единого национального тестирования (ЕНТ) 2004 года показывают, что 24,2 % выпускников школ не набрали порогового уровня 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,7 % подтвердили отличные оценки, набрав 101-120 баллов.

Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении. Отсутствует система централизованного учета детей с ограниченными возможностями. Слабо развивается инклюзивное образование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Паспорт Программы

    Программа
    Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному
  2. Конституции Республики Казахстан постановляю:       Утвердить прилагаемую Государственную программу развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы далее программа

    Программа
    3. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан и другим задействованным министерствам, агентствам и акимам областей принять меры по реализации Программы.
  3. Программа развития системы образования Восточно-Казахстанской области на 2005-2010 годы Усть-Каменогорск

    Программа
    определение комплекса системных мер по реализации государственной политики в области реформирования образования, основных стратегических направлений развития образования Восточного Казахстана до 2010 года, механизмов управления инновационными
  4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Астана, 2010 г (1)

    Программа
    Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики
  5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Астана, 2010 г (2)

    Программа
    Кардинальная модернизация системы образования для повышения ее конкурентоспособности, развития человеческого капитала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и благосостояния граждан

Другие похожие документы..