Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Создание у студентов основ достаточно широкой теоретической подготовки в области микробиологии, позволяющей будущим специалистам ориентироваться в пот...полностью>>
'Документ'
Просим вас аккредитовать на встречу Пояса Пресвятой Богородицы 4 ноября в 09:00 в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского с...полностью>>
'Документ'
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 4 июля 2005 г. № 101 (в редакции приказа Высшей аттестационной комиссии Республики Белару...полностью>>
'Доклад'
Учебный процесс в 2008-2009 учебном году строился в соответствии с учебным планом , в режиме 5-ти дневной рабочей недели, 6-й день отводился на прове...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»

АКСИОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ

ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Методические указания по курсу «Философия» для студентов всех форм обучения всех специальностей

Екатеринбург

2010

Составитель: В.А.Медведев.

Научные редакторы: доцент, к. филос. наук Н.А. Скоробогацкая

доцент, к. филос. наук О.Е. Дороненко

Рецензент: зав. каф. философии УрГПУ, проф., д. филос. наук Л.А. Беляева

Название: Аксиология и ее место в структуре философского знания: Методические указания по курсу «Философия» для студентов всех форм обучения всех специальностей.

Методическая разработка посвящена рассмотрению такой важной философской дисциплины как аксиология, ее предмета, соотношения с другими философскими и научными дисциплинами, разделами знания. Материал излагается таким образом, чтобы дать общее представление об аксиологии как самостоятельной философской дисциплине. Лекция снабжена фрагментами первоисточников по теме. К ней прилагаются контрольные вопросы, способствующие закреплению материала. Методические указания являются необходимым пособием для самостоятельной работы студентов в изучении курса философии, для подготовки к семинарским занятиям и экзамену.

Библиогр.: 12 назв.

Подготовлено кафедрой философии УГТУ-УПИ

ЛЕКЦИЯ. Аксиология и ее место в структуре философского знания

ВВЕДЕНИЕ

«Аксиология» (от греч. αξια – ценность)  в буквальном переводе означает – «слово о ценностях». Предметная область характеризуемой дисциплины довольно точно определяется этим обозначением. Аксиология является философской дисциплиной, изучающей ценностный мир человека, ценностный аспект (содержание) человеческой жизнедеятельности. Основные особенности философской дисциплины определяются структурой изучаемого ею предмета. Отсюда, определение места аксиологии в структуре философского знания требует обращения к предмету аксиологического исследования и, соответственно, понимания того, что представляет собой «ценность» как центральная категория названной дисциплины. Как следствие, первый вопрос данной лекции посвящен рассмотрению основных подходов к определению «ценности»; второй – анализу категории «ценность», рассмотрению ценности как структурообразующего параметра человеческой жизнедеятельности, а третий – обсуждению предмета аксиологического исследования и его места в структуре философского знания.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Возникновение аксиологии и основные подходы к определению «ценности».

  2. «Ценность» как философская категория.

  3. Предмет и место аксиологии в структуре философского знания.

  1. Возникновение аксиологии и основные подходы

к определению «ценности»

Как самостоятельная философская дисциплина аксиология выделяется в структуре философского знания довольно поздно. Это не в последнюю очередь связано с тем, что дисциплинарное членение философского знания – явление по меркам истории философии недавнее, во многом определяемое особенностями развития университетского образования и академического знания XVIII-XIX вв., а также процессом институционализации (профессионализации, специализации) познавательного процесса в XIX-XX вв. Весьма симптоматичным в этом отношении является практически одновременное провозглашение в философии II пол. XIX – начала XX вв. таких специализированных дисциплин, как аксиология (теория ценностей), философская антропология, философия науки и др.

Что касается теории ценностей, то основной ее вопрос, впервые сформулированный Сократом, «Что есть благо?» долгое время остается вопросом метафизическим, в равной мере относящимся и к этике, и к онтологии, а отчасти и к теории познания. В античной и средневековой философии ценностные параметры бытия, связанные, главным образом, с этико-эстетическими и религиозными вопросами, категориально не вычленялись, были сложным образом интегрированы в рассуждениях о реальности, истинном бытие. Вопрос о том, что такое ценность как самостоятельное бытие или как одно из свойств сущего на данном этапе не ставится.

Возникновение самостоятельной области философских исследований, получившей название аксиологии, происходит значительно позже в связи с вычленением в понятии бытия двух элементов: реальности и ценности. В отчетливой форме подобная постановка вопроса обнаруживается только на рубеже XIX-XX вв. В это время появляются исследования, направленные на решение вопроса о том, как возможна ценность, каков ее онтологический статус, какое место она занимает в мире, в культуре, в жизни конкретного человека. Складываются разные подходы к решению этого и подобных ему вопросов. Основными из них являются натуралистический, трансцендентальный и культурно-исторический.

Сторонниками первого подхода являются А. Мейнонг, Дж. Дьюи, К.И. Льюис. Источник ценностей в данном случае обнаруживают в натуралистически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности фиксируют посредством эмпирических методов и описывают в качестве специфических фактов наблюдаемой реальности. Ценности в этом случае – атрибуты самих предметов действительности, не зависящие от наличия или отсутствия отношения к этим предметам субъектов.

В рамках трансцендентального подхода, развитого баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), ценность – это идеальное бытие нормы, соотносимое не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным сознанием. Неокантианцы опираются на введенное И. Кантом понимание «трансцендентального», указывающее на свойства или способности человека вообще, на то, что характерно человеку как таковому и в этом смысле является всеобщим, универсальным и неизменным для человечества в целом. Ценности в этой интерпретации абсолютны и неизменны. Они являются трансцендентальной основой человеческой культуры и не зависят от превратностей исторического процесса. Как отмечает Г. Риккерт, ценности суть принципы бытия, познания и деятельности, обеспечивающие единство «Я» и мира на уровне ценностных содержаний действительного. Подобное понимание позволило В. Виндельбанду обосновать через теорию ценности общезначимость не только нравственного действия, но и теоретического познания в целом.

Наконец, в рамках культурно-исторического подхода, у истоков которого стоял В. Дильтей, ценность является продуктом человеческой культуры. Существует множество равноправных ценностных систем, постижение которых требует развития специальной методологии в рамках сравнительных культурно-исторических исследований. Истолкованию ценностного смысла различных культур посвящены труды О. Шпенглера, О. Тойнби, П. Сорокина. Впоследствии данный подход к интерпретации ценностей разрабатывается в западном обществознании. Он же в несколько измененной форме обнаруживается в отечественных исследованиях, посвященных проблемам аксиологии и ценностного сознания. Правда, в последнем случае правильнее говорить уже не о культурно-историческом, а о социокультурном подходе к решению аксиологических вопросов. Именно этот подход будет использован в ходе раскрытия следующего вопроса рассматриваемой темы.

  1. «Ценность» как философская категория

Данная часть лекции посвящена рассмотрению ценности как феномена культуры. В ней вводятся основные понятия, характеризующие ценность как философскую категорию, приводится одна из возможных классификаций ценностей. При этом основой для решения соответствующих задач является третий из названных выше, культурно-исторический или социокультурный, подход к определению «ценности» как категории современного социально-гуманитарного знания. Обратите на это внимание, когда будете отвечать на приведенные в конце лекции вопросы для закрепления материала.

В рамках данного подхода ценностьэто феномен человеческой культуры. Ценности определяют значимость для человека объектов, явлений, параметров его собственной жизни. Они связывают между собой жизненный мир человека и надындивидуальное пространство социального взаимодействия. «Ценности, – пишет И.Ф. Игнатьева, – это некие системы измерения, системы смыслов, которыми человек руководствуется в своей жизни» (5: 61). Они являются социокультурными образованиями, придающими целостность пространству взаимодействия людей, «скрепляют» социокультурный контекст, будучи «интеграторами» общезначимого для его представителей смысла. Это основания, относительно которых разрозненное множество атрибутов, параметров, фрагментов человеческой жизнедеятельности интегрируется в качестве социокультурного содержания общественной жизни (2: 365-369). Они укоренены в структуру человеческой жизнедеятельности и, что особенно важно, постоянно эволюционируют, сопутствуют изменению, развитию подобной «структуры», т.е. эволюции культурного контекста и людей, наполняющих его жизнью. Данное понимание «ценности» отличается от неокантианской трактовки. «Ни одна ценность не является абсолютной», – утверждают Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет. «За пределами человеческой культуры нет ценностей», – настаивают отечественные исследователи. «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют» – эхом отзывается высказывание Протагора в рамках данной позиции.

В философских исследованиях «ценность» представляет интерес прежде всего в силу ее глубокой укорененности в процесс восприятия, осознания человеком себя в ходе взаимодействия с окружающим миром. Ценность служит социокультурным регулятивом, связывающим плоскость мировоззрения с практическим содержанием человеческой жизнедеятельности.

Ценность – нечто значимое, как следствие, обладающее значением, т.е. идентифицируемое и вписанное в структуру функциональных зависимостей, определенным образом соотносимых с позицией человека в обществе. Это категория качества, проявленная в виде эталонного образца, по отношению к которому осуществляется «ранжирование» качественного содержания, веса значимости, степени адекватности некоторого фрагмента действительности, будь то вещь, произведение искусства, поступок и др.

Изначально «ценность» – это «ценность чего-то», и уже затем «ценность как что-то». Этимологический аспект данной тенденции очень хорошо показан в работе Л.Н. Столовича «Красота. Добро. Истина». «В языке всех народов, – пишет он, – имеются слова, обозначающие объект ценностного отношения и субъективное его переживание и понимание, – «ценность», «достоинство», «оценка» и т.п. Происхождение этих слов, раскрываемое их этимологией, позволяет постигнуть первую стихийно сложившуюся общечеловеческую концепцию ценности». Суть проведенного ученым этимологического анализа заключается в том, что первоначально смысловой контур рассматриваемого понятия фокусируется на «природном отношении между вещами и людьми», характеризуя «бытие вещей для человека», что предшествует «психологическому» и «социальному» проявлению ценностного отношения. Л.Н. Столович отмечает: «Генезис понятия «ценность»… показывает, что в нём соединились три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость» (11: 8-10). Причем эти значения образуют конфигурацию единого понятия, в структуру которого постепенно «вплетаются» всё новые грани осознания человеком себя в качестве субъекта ценностного отношения. Данная тенденция характеризует эволюцию человека в ходе развития его «способности» осознавать себя, осваивая окружающий мир, – «эволюции», которая предполагает развитие культуры, языка и, в конечном счете, ценностного отношения человека к миру.

Ценностное отношение – это динамическая зависимость между субъектом социального действия (индивид, социальная группа, народ, человечество в целом) и объектом, в качестве которого выступает материальный предмет, процесс или духовное явление (знания, представления, идеи), наделяемое определенным смыслом, значением. Существование ценностей в качестве феноменов культуры опосредовано постоянным воспроизводством подобных динамических зависимостей между субъектом и объектом ценностного отношения. Ценность – это фиксированная в сознании человека, идентифицируемая индивидом (или общностью людей) смысловая характеристика его отношения к объекту.

Объект ценностного отношения это материальный предмет, процесс, событие или духовное явление, к которому человек стремится, которым дорожит, которое он позиционирует в пределах своего жизненного пространства в качестве близкого (своего) или далекого (чужого), допустимого или неприемлемого, хорошего или плохого, важного или второстепенного и т.д. При этом сама по себе ценность и объект ценностного отношения – это не одно и то же. Ценность – не предмет, событие или явление духовной жизни, обладающее значимостью для субъекта ценностного отношения, но особый вид смысла, который усматривается человеком в этом предмете, событии или явлении.

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги), художественных (произведения искусства), природных (восход солнца, синева неба, капли дождя и порыв ветра, спасающие от зноя), собственно человеческих (смех, красота глаз, справедливое решение, мудрый совет, мужественный поступок). При этом ценность всегда и одновременно - ценность чего-то и ценность для кого-то. Ее основой (объект ценностного отношения) служат явления природы, продукты человеческого творчества и содержания сознания, но в то же время она неизменно антропогена, поскольку существует исключительно в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы. Ценности, их виды, объекты, по отношению к которым они проявляются, бывают самыми разными, но в любом случае они обретают статус ценностей только при потенциальном или наличном существовании человека, человеческого сообщества (субъекта ценностного отношения).

Субъект ценностного отношения – тот, кто наделяет объект смыслом, оценивает его значимость для себя. В зависимости от ситуации это индивид, малая или большая общность людей вплоть до человечества в целом. Ценности бывают материальными и духовными, однако и в том, и в другом случае устанавливаются они субъектом ценностного отношения в зависимости от его способности к оценке, которая является делом разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т.д. «Действительность, – пишет В.П. Барышков, – оценивается человеком в категориях «свое – чужое». Первоначально именно это, а не хорошее или плохое – главное в оценке. Благом является свое. Свое означает не принадлежащее мне, а мне соответствующее, соответствующее моим представлениям, моему жизненному опыту, моему укладу жизни. Оценка действительности с позиции «свое – чужое» есть распознавание, идентификация близкого мне» (1: 67). Это позволяет определить ценностное отношение как проекцию осознания человеком себя в ходе освоения окружающего мира, в процессе взаимодействия с ним. Вместе с тем не стоит путать понятие ценности и оценки.

Оценка – это психологический акт, осуществляемый человеком (сообществом), результатом которого является установление, воспроизводство ценности. Ценность же – это тот смысл, мера значимости, то культурное содержание, которое возникает в результате постоянного оценивания людьми обстоятельств, событий, предметов, явлений, с которыми они сталкиваются в своей жизни, самих себя, наконец.

Все, связанное с оценивающими способностями человека, принадлежит области его субъективности, что передается и ценностям. В то же время бытие ценности не ограничивается внутренним миром человека. Ценность является культурным феноменом, существующим в надличностном пространстве социального взаимодействия. Ценности играют важнейшую роль в жизни общества. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений, поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.

Мировоззренческая, ориентирующая человека в мире функция ценностей очень хорошо показана М. Вебером. Он определяет «ценность» в качестве мировоззренческого параметра, позволяющего сориентировать восприятие человеком окружающей действительности относительно определенного социокультурного (следовательно, исторического) контекста. В этой методологической перспективе окружающий мир сам по себе не является социально значимым, обретая содержание, смысл в результате его отражения в социальном опыте человечества. М. Вебер рассматривает социальную реальность как пространство взаимодействия смыслов. Речь в данном случае идет о «культурной реальности», имеющей заданную параметрами человеческого сознания степень упорядоченности.

В этом плане ценностное содержание социальных процессов – это смысложизненные параметры, которые задают систему координат, позволяющую судить об основном и второстепенном, важном и незначительном, целесообразном и бессмысленном. «Если предмет выступает перед человеком как ценность того или иного рода, то это означает, что он так или иначе включен в условия социального бытия человека, выполняет определенную роль.… Только в рамках этого отношения к человеку предмет и может обладать ценностью», – пишет О.Г. Дробницкий (4: 27, 32). Жизнедеятельность человека служит контекстом, вне которого не существует никаких ценностей, поскольку они являются социокультурными ориентирами, выступающими в качестве фактора осознания, предпосылки восприятия человека и параметра мотивации в процессе его самореализации (См.: 9: 13, 22).

Кроме того, ценности имеют регулятивные, нормативные функции. Любая ценностная система содержит в себе представления о должном, говорит о том, что хорошо, а что плохо; мотивирует человека на осуществление одних поступков и ограждает от других.

Итак, ценности существуют в горизонте человеческого сознания, предполагают множественные акты оценивания человеком того материала, из которого (или по отношению к которому) складывается его духовный опыт, формируется содержание его жизненного пространства. Оценка является основой ценностного отношения со стороны субъекта. В то же время акт оценивания, предпочтения становится возможным исключительно в определенной системе координат, в системе смыслов и символов. Начиная с В. Дильтея подобные системы рассматривают как системы ценностейструктурные целостности, в которых многообразие существующих в той или иной культуре ценностей иерархически упорядочивается в качестве основы мировоззрения и мироотношения человека.

Среди многообразия существующих в культуре ценностей исследователи выделяют сегодня витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.), социальные (общественный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья и пр.), политические (свобода слова, законность, социальная справедливость и др.), нравственные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.), религиозные (бог, вера, спасение и др.), эстетические (красота, идеал, стиль, гармония и пр.) и некоторые др. «Каждый человек, ­– пишет П.С. Гуревич, – не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Существуют ли вечные ценности? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра… Истина – Добро – Красота. Вера – Надежда – Любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека» (3). Однако в разное время эти универсальные ценности воспринимались внутри конкретных иерархий по-разному. В этом плане необходимо иметь в виду, что с точки зрения (обще)значимости ценности выстраиваются в иерархию: общечеловеческие – цивилизационные – национальные – социально-классовые – локально-групповые – семейные – индивидуально-личностные. Однако в конкретной системе ценностей, которая проявляется на одном из названных уровней, нередко случается так, что, скажем, отдельные национальные ценности оказываются менее значимы, чем те или иные семейные или индивидуально-личностные ценности. Каждая конкретная ценностная система – это неповторимый рисунок предпочтений, индивидуальных и групповых смыслов, который в то же время встраивается в систему культуры вполне предсказуемым образом. И эта предсказуемость определяется логикой распределения ценностей по уровням их общезначимости.

К общечеловеческим ценностям относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.). Среди национальных ценностей, которые занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности и при этом более конкретны, более материализованы, стоит упомянуть Кремль, Пушкина, труды Ломоносова, первый спутник и т.п. применительно к культуре русского народа; Лувр, Эйфелеву башню и др. применительно к французской национальной культуре и пр. Социально-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. Они менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие. Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры. К семейным ценностям относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые). Семейные ценности имеют огромную роль в становлении культуры. От физического и нравственного здоровья семьи зависит процветание всего человечества. Наконец, индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

Относительность и подвижность ценностей убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые во времени. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни. Изучение ценностей, их иерархии, динамики, взаимодействия в рамках человеческой культуры (на различных уровнях ее рассмотрения) – задача междисциплинарная, выполнить которую по силам лишь для комплекса социально-гуманитарных дисциплин. В этих условиях большой интерес представляет вопрос о том, какова роль собственно аксиологии в процессе решения данной задачи. Ответу на этот вопрос посвящена следующая часть лекции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по курсу «философия» для студентов заочного обучения всех специальностей

    Методические указания
    Методические указания состоят из введения, содержания курса, планов семинарских занятий, тематики контрольных работ, рекомендуемой литературы и контрольных вопросов к экзамену.
  2. Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Методические указания
    Целью дисциплины «Территориальная организация населения» является изучение и практическое освоение научных методов территориальной организации хозяйства, принципов и факторов размещения производительных сил.
  3. Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей Вологда

    Методические указания
    Культурология: Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2007.
  4. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов I курса факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию, и соответствуют рабочей программе дисциплины «Культурология».
  5. Темы (задания) курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» Москва 2007

    Методические указания
    Темы (задания) курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

Другие похожие документы..