Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
-Авторской программы курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2006). Биб...полностью>>
'Документ'
Виконано. Проведено засідання круглого столу „План спільних дій по роботі з молоддю в 2011 році” за участю ГМО „Відкритий Світ”, „Ініціатива”. Прийня...полностью>>
'Документ'
Мое первое знакомство с сенбернаром произошло в 1993 году-именно тогда у меня появилась моя Глория Сен-Крис( Глаша)-совершенно необыкновенная и замеча...полностью>>
'Доклад'
Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Московская государственная академия делового администрирования, Мо...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

Специальность «050706.65 Педагогика и психология»

Программу составил:

ассистент

Доронина Н.А.

Утверждена

на заседании кафедры

от ________________.

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006

ДПП.Ф.19 Теория и методика воспитания

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Пояснительная записка

Дисциплина «Теория и методика воспитания» относится к блоку дисциплин ДПП.Ф. 18 Изучается на втором курсе в 3 и 4 семестрах. Общая трудоемкость составляет 270 часов, из которых 68 часов относятся на лекционный курс, 68 часов семинарский курс, 136 часов вынесено на самостоятельную работу студентов. Курс завершается экзаменом в 3 семестре и зачетом в 4 семестре. Отдельные темы разделов выносятся на государственную аттестацию.

1. Цели и задачи дисциплины

Изучение курса дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательная; организационно-управленческая; культурно-просветительская.

Для подготовки к этим видам деятельности студент должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

Учебно-воспитательная:

  • организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей.

Организационно-управленческая:

  • управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ

  • организация контроля за результатами обучения и воспитания;

Культурно-просветительская:

  • формирование общей культуры учащихся;

  • организация культурного пространства образовательного пространства.

Цель курса: познакомить студентов с теоретическими и практическими основами педагогики, способствовать становлению профессионального мастерства будущих специалистов.

Курс «Теория и методика воспитания» решает следующие задачи:

– формирует педагогическое мышление и умение осмысливать педагогическую действительность;

– знакомит с основными методами исследования, с педагогическими закономерностями, принципами и методами воспитания и обучения;

– помочь студентам в осмыслении своей педагогической позиции, а также собственного жизненного опыта;

– приобрести умения проектирования педагогических разработок, программ, рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных, половозрастных и психологических особенностей детей.

Таким образом, курс «Теория и методика воспитания» в системе высшего педагогического образования способствует формированию у студентов осознанной педагогической позиции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В ходе и результате изучения данного курса студенты должны:

1. Знать:

  • категориальный аппарат педагогики: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, воспитательная работа, формы воспитательной работы

  • содержание предмета «Теория и методика воспитания»;

  • основные цели процесса воспитания;

  • психолого-педагогическое обоснование закономерностей процесса воспитания и развития личности ребенка;

  • основные методы и логику воспитательного процесса, средства воспитательного воздействия;

  • приемы решения проблем формирования личности и пути их решения;

  • закономерности и принципы воспитания;

2. Уметь:

  1. конспектировать;

  2. ориентироваться в учебной информации;

  3. использовать информацию в ситуациях:

    • решения педагогических задач;

    • общения в системе «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель»;

    • поиска способов разрешения проблем в социально-педагогической деятельности.

3. Владеть:

  • системой знаний о сущности и особенностях воспитательного процесса.

  • навыками организации самостоятельной работы;

  • навыками проведения доступных педагогических исследований.

  • организации самостоятельной работы;

  • проведения доступных педагогических исследований;

  • анализа научной и специальной литературы;

  • организации индивидуальной, групповой и коллективной дискуссии на семинарских занятиях;

  • установления контакта с учащимися, управления собой в ситуации педагогического общения;

  • объяснения, доказательства, убеждения, разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе;

  • выступления с докладом, ведения беседы, полемики, дискуссии;

  • оформления результатов исследований в виде методических разработок;

  • планирования педагогической деятельности с учащимися разных возрастов,

  • применения знаний и умений в ходе семинаров, при моделировании занятий со студентами;

  • осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования;

  • отбора наиболее эффективных форм, методов и средств воспитания для развития творческой личности учащихся;

  • разработки технологических моделей по организации деятельности детей во внеучебное время и создания методических разработок по воспитанию учащихся;

  • применения методов педагогического исследования (анкетирование, тестирование и др.), проведения эксперимента по выявленной проблеме;

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов (ДО)

3 семестр

4 семестр

Общая трудоемкость

270

120

150

Аудиторные занятия

136

72

64

Лекции

68

36

32

Практические занятия

68

36

32

Самостоятельная работа:

134

60

74

  • подготовка к контрольным работам

20

10

10

  • конспектирование литературы и первоисточников

24

10

14

  • подготовка устных сообщений

24

10

14

  • составление глоссария

20

10

10

  • написание рефератов

20

20

  • темы, вынесенные на самостоятельное изучение

26

10

16

  • вид отчетности по дисциплине

экзамен

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины

Лекции

Семин.

СРС

Всего часов

1

Теоретические основы воспитания

12

12

-

24

2

Методика воспитательной работы

18

18

-

36

3

Детский коллектив в педагогическом процессе

6

6

60

32

4

Воспитательные системы

8

8

74

90

5

Педагогика толерантности

14

10

24

6

Основы семейного воспитания

10

14

24

Итого:

68

68

134

270

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. *¹ Лекционный курс

Семестр

лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Кол-во часов

3

1

Раздел I Теоретические основы педагогики

Тема: Воспитание как педагогическое явление.

Сущность воспитания и его особенности. Сущность воспитывающей среды, ее содержание. Деятельность. Общение. Специфические черты воспитания. Особенности воспитательного процесса. Цели воспитания. Историческое изменение целей. Критерии оценки воспитанности человека. Мера воспитанности человека. Задачи воспитания. Факторы воспитания. Функции воспитания.

2

3

2

Тема: Сущность и содержание процесса воспитания.

Основные понятия процесса воспитания: воспитание в широком социальном смысле, воспитание в широком педагогическом значении, воспитание в узком педагогическом значении, формирование, становление. Современное понимание понятия «воспитание». Признаки воспитания как педагогического явления. Самовоспитание. Перевоспитание. Воспитательная работа. Диалектика процесса воспитания. Внутренние и внешние противоречия. Содержание воспитания. Современная идеология воспитания.

2

3

3-4

Тема: Системы и структуры воспитательного процесса.

Основные структуры воспитательного процесса. Основные направления современной школы. Структура воспитательного процесса по целевому критерию. Главные стадии воспитательного процесса. Переход знаний в убеждения. Формирование чувств. Деятельность. Связь и зависимость между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса. Педагогические действия. Педагогические ценности. Классификация педагогических ценностей.

4

3

5-6

Тема: Общие закономерности и принципы воспитания.

Движущие силы воспитания. Объективные: внешние и внутренние, субъективные противоречия. Закономерности процесса воспитания. Степень собственной активности личности. Содержание деятельности обусловлено актуальными потребностями. Развитие личности через деятельность. Принятие ребенка как данности. Вхождение в культуру через реальную действительность. Принцип. Ориентация на ценности и ценностные отношения. Принцип субъективности. Принцип целостности. Принцип персонификации. Принципы природосообразности., культуросообразности, гуманизации и дифференциации.

4

3

7-8

Раздел II Методика воспитательной работы

Тема: Методы и приемы воспитания.

Понятие метода воспитания. Система методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания. Приемы воспитания.

4

3

9-10

Тема: Средства воспитания.

Система средств воспитания. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

4

3

11-12

Тема: Формы воспитательной работы.

Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Проблемы выбора форм. Формы коллективной творческой деятельности.

4

3

13

Тема: Источники и факторы развития личности.

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Концепции развития личности. Движущие силы. Основные закономерности, законы и факторы развития личности. Внутренние факторы развития человека. Задатки. Половозрастные особенности человека. Возрастная периодизация. Основные закономерности психофизиологического развития. Основные закономерности духовного развития.

2

3

14-15

Тема: Процесс организации самовоспитания учащихся.

Стимулирование учащихся к самовоспитанию. Основные факторы, побуждающие к самовоспитанию. Основные методы процесса самовоспитания. Этапы самовоспитания. Основные направления организации процесса самовоспитания.

4

3

16-17

Раздел III Детский коллектив в педагогическом процессе

Тема: Ученический коллектив как объект воспитания.

Сущность понятия «коллектив». Значение коллектива для личности. Типология коллектива. Основные функции коллектива. Развитие детского самоуправления. Педагогическое руководство коллективом. Основные стадии развития коллектива. Учение А.С. Макаренко о коллективе.

4

3

18

Тема: Роль классного руководителя в учебно-воспитательном процессе.

Влияние классного руководителя в становлении и формировании всесторонне развитой личности. Основные функции классного руководителя. Воспитательная деятельность классного руководителя. Вариативность классного руководителя. Классный руководитель и педагогический коллектив.

2

4

19-21

Раздел IV Воспитательные системы

Тема: Воспитательная система.

Сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, и критерии оценки. Характеристика воспитательных систем: гуманистическая, вальдорфская школа, пионерская организация, скаутизм как воспитательная система.

6

44

22

Тема: Модели и стили воспитания.

Парадигмы воспитания. Воспитание как социальное явление. Виды воспитания. Семейное воспитание. Школьное воспитание. Внешкольное воспитание. Воспитание по месту жительства. Конфессиональное воспитание. Авторитарное воспитание. Демократическое воспитание. Попустительское воспитание. Либеральное воспитание. Основные модели воспитания: прагматическая, антропологическая, технократическая. Свободное воспитание. Гуманистическое воспитание.

2

4

23-24

Раздел V Педагогика толерантности

Тема: Основы толерантной педагогики.

Характеристики толерантности. Философия толерантности. Сущность нетерпимости, или интолерантности. Толерантность как цель и средство педагогики.

4

4

25-29

Тема: Система формирования базовой культуры личности

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Цель и содержание гражданского воспитания школьников. Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Формирование основ нравственной культуры личности. Основные понятия теории нравственной культуры. Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Экологическая культура учащихся. Трудовое воспитание. Задачи и содержание трудового воспитания. Педагогические условия организации трудового воспитания. Формирование эстетической культуры учащихся. Понятие об эстетической культуре личности. Воспитание физической культуры личности.

8

4

30-32

Раздел VI Семейное воспитание

Тема: Основы семейного воспитания

Общая характеристика воспитания в семье. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Характеристика семейной политики и демографии в России. Социальная работа. Правила и тенденции современного семейного воспитания. Семейное воспитание и семейное право. Педагогическая поддержка семьи.

6

4

33-34

Тема: Взаимосвязь школы, семьи и общества.

Сочетание педагогических воздействий, семейного влияния и влияния среды на становление и развитие личности. Педагогические лектории и родительские собрания в помощь семейному воспитанию. Педагогические консультации родителям при посещении семьи.

4

Итого

68



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания

    Учебно-методический комплекс
    Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.
  2. Программа дисциплины дифференциальная психология (Курс по выбору дпп. В. 01) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    «Дифференциальная психология» относится к блоку курсов по выбору студента, предназначена для студентов специальности «050706.65 - Педагогика и психология» - осваивается на IV курсе в VII семестре, является логическим практико-ориентированным
  3. Программа дисциплины Психотерапия Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Теоретические основы психотерапии. Сущность психотерапевтического процесса. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта.
  4. Учебная программа дисциплины Методология и методы психолого-педагогических исследований Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Исследование и диагностика. Научное и практическое исследования.
  5. Учебная программа дисциплины «теория обучения» Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина относится к блоку ДПП (федеральный компонент) и изучается на 3 курсе (5 и 6 семестр). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 270 часов, из которых: 66 часов отводится на лекционный курс; 66 часов – на семинарские занятия;

Другие похожие документы..