Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основные установки, обязательные для нормальной работы вашего магазина, доступны в администрировании, в разделе «Настройки –> Настройки». На вкладках ...полностью>>
'Лекции'
В этой части доктор Лоуренс Дунеган (Dr. Lawrence Dunegan) завершает пересказ содержания лекции, прочитанной доктором Ричардом Дэем (Dr. Richard Day)...полностью>>
'Документ'
Просим не отходить от вагона 5-10 минут! Просим сообщить заранее данные о Вашем прибытии (номер поезда и номер вагона) в фирму – партнере в Вашем гор...полностью>>
'Документ'
ангиография артерий и вен головного мозга 800 1910 Магнитно-резонансная томография головного мозга с контрастом плюс ангиография артерий и вен 9300 М...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

81

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры «Банковское дело»

Протокол №___

«____» ___________ 2009 г.

_____________ /Семенюта О.Г./

Зав. кафедрой

Утверждаю

Декан факультета

___________________/Кочмола К.В./

«___» ___________ 2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки»

для направления 080500 «Менеджмент»

аннотированная магистерская программа

08050013 «Финансовый менеджмент»

Составитель: к.э.н., доцент Добролежа Е.В.

Ростов-на-Дону

2009

  1. Рабочая программа по дисциплине 3

  2. Краткое изложение лекционного материала (конспект) 25

  3. Методические указания по выполнению контрольной работы 64

  4. Методические указания (рекомендации) 64

  5. Контроль знаний 65

  6. Сведения о ППС 67

  7. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном
    процессе 68

  8. Дополнительный материал 69

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

___________________________

_

СД.Ф.2 Деньги, кредит, банки

080500 Менеджмент

_______________________________________________________________________________

(индекс) (наименование)

НАПРАВЛЕНИЕ(я)

________________________________________________________________________________

(код) (наименование)

АННОТИРОВАННАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА(Ы)

08050013 Финансовый менеджмент

________________________________________________________________________________

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ

05

Финансовый

КАФЕДРА

02

Банковское дело

ОБЩИЙ ОБЪЕМ*

работы студента в час.

гос

уч. план

Очная форма

Заочная форма

-

70

6 лет

Всего аудиторных занятий, час, в том числе:

24

- лекций, по семестрам

14

-

- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам

-

-

- практические занятия, по семестрам

10

-

Индивидуальная работа, час

-

Всего самостоятельной работы, час, в том числе:

46

- контрольные работы по семестрам

-

- курсовые работы по семестрам

-

- курсовые проекты по семестрам

-

- др. виды работы по семестрам

46

Зачеты, по семестрам, час

Экзамены, по семестрам, час

А

Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ:

Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Финансовый менеджмент», одобренный Ученым советом вуза 30.06.2009г., протокол № 9

АВТОР: ______________ к.э.н., доцент Добролежа Е.В. «__»___200_г.

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой «Банковское дело» ________________ Семенюта О.Г. «___» ___200_г.

Учебно-методическим советом

специальности _____________ _____________«___» ___ 200_г.

Учебно-методическим

управлением ______________ _____________ «___» ___ 200_г.

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Дисциплина “Деньги, кредит, банки” является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе обучения будущих магистров. Изучение дисциплины “Деньги, кредит, банки” осуществляется с целью формирования у будущих магистров современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытия исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике.

Задачами дисциплины “Деньги, кредит, банки” является изучение закономерностей денежного оборота и кредита, анализ процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов, изучение роли денег, кредита и банков в регулировании макроэкономических процессов, формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике, изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в этих вопросах, формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики, овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере денежно-кредитных отношений.

    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать

необходимость и предпосылки возникновения и применения денег; роль денег в условиях рыночной экономики; виды денег и их особенности; функции денег; роль денег в воспроизводственном процессе; порядок выпуска денег в хозяйственный оборот; кредитный характер современной денежной эмиссии; механизм эмиссии безналичных денег; сущность и механизмы банковского (депозитного) мультипликатора; каналы движения денег; экономические и нормативные основы организации безналичного денежного оборота; основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота; основные черты системы безналичных расчетов, ее основные элементы; формы безналичных расчетов; характеристики денежной системы и форм ее развития; сущность и формы проявления инфляции; виды инфляции и ее причины; последствия инфляции для национальной экономики и международных экономических отношений; меры антиинфляционной политики; содержание валютных отношений; структуру и эволюцию валютной системы; понятие и структуру платежного и расчетного балансов; формы международных расчетов; необходимость кредита; сущность кредита; субъекты кредитных отношений; формы и виды кредита; роль и границы кредита; понятие границы применения кредита; экономическое содержание ссудного процента и его экономическую роль; взаимодействие кредита и денег; правовые основы банковской деятельности; историю формирования банковской системы страны; виды банков и их структуру; классификацию банковских операций; виды и структуру пассивных операций банка; понятие банковских резервов; источники собственных и привлеченных средств банка; содержание депозитных, эмиссионных операций; виды и структуру активных и комиссионно-доверительных операций коммерческого банка; понятие балансовых и забалансовых операций банка; финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

Студент должен уметь

рассчитывать простые и сложные проценты по кредитам и депозитам, определять размер дисконта по векселям, рассчитывать индекс потребительских цен, валютные курсы

Студент должен иметь представление

о наличных и безналичных деньгах, формах безналичных расчетов, истории возникновение и развитие банков; назначении основных международных финансовых и кредитных институтов.

    1. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)

Перечень последующих дисциплин, видов работ

«Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Финансовые рынки», «Управление финансовыми рисками» «Теория финансов»

«Теоретические основы финансового менеджмента»

«Формирование системы финансового менеджмента»

«Международный финансовый менеджмент»

«Управление инвестиционным финансированием и кредитованием»

«Управление банковским продуктом»

Преддипломная практика, дипломное проектирование

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материача в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем

Рабочей программы для заполнения п.п.2.1., и 2.3.в столбце «Методы».

    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

2.1.1. Лекции

Неделя

Кол. час

Вид занятия, тема и краткое содержание

Методы

2

Лекция 1. Тема 1. «Происхождение денег, их сущность и функции»

Замк­ну­тое на­ту­раль­ное и на­ту­раль­ное ме­но­вое хо­зяй­ст­во. Пре­иму­ще­ст­ва и не­дос­тат­ки бар­тер­но­го об­ме­на. При­чи­ны со­хра­не­ния бар­тер­ных от­но­ше­ний в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке. Развитие формы стоимости: единичная, развернутая, всеобщая и денежная формы стоимости. Де­неж­ное хо­зяй­ст­во: при­чи­ны пе­ре­хо­да к то­вар­но-де­неж­но­му об­ме­ну. То­вар­но-де­неж­ный об­мен и эко­но­мия из­дер­жек об­ра­ще­ния. Сущность денег. Функции денег. Деньги как мера стоимости. Развитие денег как меры стоимости. Денежные реформы и мера стоимости. Стоимость и цена. Изменение стоимости золота. День­ги как мас­штаб цен и счет­ная еди­ни­ца. Ис­поль­зо­ва­ние счет­ных де­нег в эко­но­ми­че­ском ана­ли­зе и уче­те. Инфляция и мера стоимости. Деньги как средство обращения. Денежные товары. Золото как всеобщий эквивалент, монеты, «порча денег», закон Грэшема. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Принцип обеспечения банкнот. Подрыв устойчивости банкнот. Современные формы денег. По­ку­па­тель­ная спо­соб­ность де­нег. День­ги как сред­ст­во пла­те­жа. Виды платежей. Ис­поль­зо­ва­ние де­нег в функ­ции сред­ст­ва об­ра­ще­ния и пла­те­жа и раз­ви­тие то­ва­ро­об­ме­на и сис­те­мы кре­ди­то­ва­ния. По­ку­па­тель­ная спо­соб­ность де­нег. Деньги как средство накопления. Деньги в сфере международного экономического оборота. Факторы, определяющие возможность использования мировых денег. Новые явления в функциях денег.

ПБ, П

2

Лекция 2. Тема 2. «Денежная масса и денежный оборот; содержание и структура. Денежные системы»

Измерение денежной массы. Денежные агрегаты. Параметры М0, М1, М2, М3. Понятие денежной базы. Наличные деньги. Депозиты. Вклады до востребования. Срочные вклады. Количество денег, необходимых для обращения. Уравнение обмена И. Фишера. Понятие денежного оборота. Каналы движения денег (безналичных и наличных). Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие объем и структуру безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств. Система безналичных расчетов, ее основные элементы: виды счетов, открываемых в банках; виды расчетных документов, используемых для совершения платежных операций; порядок документооборота; способ платежа; формы безналичных расчетов. Перспективы развития безналичных расчетов в РФ. Понятие налично-денежного оборота. Принципы организации налично-денежного оборота.

Д, ПБ, П

2

Лекция 3. Тема 3. «Выпуск денег в хозяйственный оборот и его макроэкономические последствия»

Денежная эмиссия как элемент денежной системы, ее виды. Отличие эмиссии от выпуска денег в оборот. Депозитно-чековая эмиссия. Сущность и механизм банковского мульти­пликатора и его использование в регулировании денежного оборота. Налично-денежная эмиссия: ее механизм, понятие денежного мульти­пликатора. Роль центрального банка в эмиссии наличных денег. Монополия на эмиссию банкнот и монет, принадлежащих центральному банку.

М, ПБ, П

2

Лекция 4. Тема 4. «Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия»

Ин­фля­ция, ее из­ме­ре­ние и фор­мы, виды, причины. Ме­ха­низм ин­фля­ции. Ин­фля­ци­он­ные про­цес­сы в рос­сий­ской эко­но­ми­ке: тем­пы, осо­бен­но­сти, по­след­ст­вия, ме­ры борь­бы с ин­фля­ци­ей. Денежные реформы как способ радикального изменения денежной системы. Факторы, определяющие необходимость проведения денежных реформ. Цели и задачи денежной реформы. Формирование необходимых предпосылок проведения денежных реформ и их социально-экономические последствия. Изменение денежной системы по типу нуллификации; реставрации (ревальвации); девальвации; деноминации. Использование инструментов антиинфляционной политики в государственном регулировании современной экономики России.

Д, ПБ, П

2

Лекция 5. Тема 6. «Кредитная и банковская системы: понятие и элементы. Особенности современных банковских систем. Тенденция развития в России»

Понятие кредитной и банковской систем и их свойства. Типы банковских систем. Факторы, определяющие развитие банковской системы. Характеристика элементов банковской системы. Сущность банка как элемента банковской системы. Функции и роль банка в экономике. Классификация банков по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабу деятельности. Банковская инфраструктура и ее особенности в современном хозяйстве. Особенности построения современных банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой. Проблемы формирования банковской системы России. Современное состояние банковской системы России.

Д, ПБ, П

2

Лекция 6. Тема 8. «Коммерческие банки и их деятельность. Взаимодействие российских коммерческих банков с предприятиями и организациями различных форм собственности»

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Законодательные основы банковской деятельности. Функции коммерческого банка. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные и инвестиционные); по уровню доходности. Активно-пассивные операции коммерческого банка и их виды. Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций. Понятие банковской ликвидности. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка. Основные операции российских коммерческих банков по обслуживанию юридических лиц. Выбор банка для обслуживания. Особенности и практика расчетно-кассового обслуживания предприятий и организаций в современных условиях России. Кредитные услуги и кредитование предприятий и организаций: задачи банка и клиента банка и их реализация. Новые формы взаимодействия российских банков с предприятиями и организациями народного хозяйства. Особенности российского лизинга, факторинга, трастовых и прочих услуг. Банковские услуги предприятиям и организациям во внешнеэкономической сфере. Операции российских банков по обслуживанию физических лиц.

Д, ПБ, П

2

Лекция 7. Тема 9. «Международные расчетные и кредитные отношения. Воздействие международных финансово-кредитных институтов на систему денежно-кредитных отношений в России» Лекция

Валютные отношения и валютная система. Элементы, эволюция мировой валютной системы. Европейская валютная система. Валютная система России.

Валютный курс как экономическая категория. Режим валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс. Международные расчеты. Валютные клиринги. Платежный баланс. Влияние валютных отношений на национальную экономику. Ос­но­вы ва­лют­ных от­но­ше­ний в РФ. Ко­ти­ров­ка, кон­вер­ти­руе­мость руб­ля. Ме­ж­ду­на­род­ные рас­чет­ные от­но­ше­ния РФ с дру­ги­ми стра­на­ми. Международный кредит и его роль в эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции РФ с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми. Банки как участники валютного и мирового кредитного рынка. Основные понятия, используемые при валютно-кредитных операциях. Правила проведения коммерческими банками операций на валютном рынке. Межгосударственные структуры в валютно-кредитной сфере. Международный валютный фонд. Мировой банк. Европейский банк реконструкции и развития и его деятельность. Европейский центральный банк. Банк международных расчетов: цель организации и основные функции. Взаимодействие между международными финансовыми институтами и Банком России. Взаимодействие между международными финансовыми институтами и российскими коммерческими банками. Стабилизационные и целевые кредиты международных финансовых и кредитных институтов.

Д, ПБ, П

2.1.2. Практические занятия.

2

Семинар 1. Тема 1. «Происхождение денег, их сущность и функции»

Сущность денег как экономической категории. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Характеристика форм и видов денег. Содержание и значение функции меры стоимости (масштаб цен, счетные деньги). Содержание и значение функции средства обращения. Деньги в функции средства накопления. Содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа. Деньги в сфере международного экономического оборота. Типы денежных систем. Современная денежная система промышленно развитых стран. Денежная система Российской Федерации.

1

Семинар 2. Тема 2. «Денежная масса и денежный оборот; содержание и структура. Денежные системы»

Измерение денежной массы. Денежные агрегаты. Понятие денежной базы. Понятие денежного оборота. Налично-денежное обращение и безналичный денежный оборот. Безналичный денежный оборот в РФ. Элементы денежного оборота. Безналичные расчеты и их формы. Перспективы развития безналичных расчетов.

И, Э, ПГ

1

Семинар 3. Тема 3. «Выпуск денег в хозяйственный оборот и его макроэкономические последствия»

Каналы появления денег в хозяйственном обороте. Содержание денежной эмиссии, ее место в других формах эмиссии. Кредитный характер денежной эмиссии в современной рыночной экономике. Безналичная эмиссия. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора. Факторы, влияющие на механизм и коэффициент мультипликации. Налично-денежная эмиссия. Роль центрального банка в эмиссии наличных денег.

И, Э, ПГ

1

Семинар 4. Тема 4. «Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия»

Сущность и формы проявления инфляции. Классификация видов инфляции. Инфляция как многофакторный процесс: причины и факторы инфляции. Влияние инфляции на национальную экономику. Инфляция и реальный объем производства. Специфика инфляционных процессов в России в 90-х гг. Основные инструменты антиинфляционной политики государства.

И, Э, ПГ

1

Семинар 5. Тема 5. «Экономическое содержание кредитных отношений: содержание, функции, формы и виды кредита»

Необходимость и возможность кредита в условиях рынка. Сущность кредита. Структура кредита, ее элементы. Отличие экономической категории «кредит» от категорий «деньги», «финансы». Роль кредита в развитии и бесперебойном осуществлении процессов воспроизводства на макро- и микроуровнях. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях. Сущность, функции и роль ссудного процента.

И, Э, ПГ

1

Семинар 6. Тема 6. «Кредитная и банковская системы: понятие и элементы. Особенности современных банковских систем. Тенденция развития в России»

Понятие «банковская система». Принципы ее построения. Характеристика элементов банковской системы. Особенности современных банковских систем.

Создание двухуровневой банковской системы в России. Банковские реформы.

И, Э, ПГ

1

Семинар 7. Тема 7. «Функции и операции Центрального банка. Становление системы денежно-кредитного регулирования в России»

Центральный банк и его функции. Органы управления и структура ЦБ РФ. Проявление контрольной и координирующей функций ЦБ РФ в рамках кредитной системы страны. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

И, Э, ПГ

2

Семинар 8. Тема 8. «Коммерческие банки и их деятельность»

Правовые основы деятельности коммерческих банков. Классификация операций коммерческих банков. Характеристика операций коммерческих банков по привлечению средств в депозиты. Значение пассивных операций коммерческих банков. Операции коммерческих банков по размещению привлеченных средств. Виды ссудных операций, их отличительные особенности и значение для банков. Услуги коммерческих банков. Понятие банковской ликвидности. Финансовые риски в деятельности коммерческих банков. Регулирование деятельности коммерческих банков на макро- и микроуровне.

И, Э, ПГ

2.2.

Индивидуальная работа преподавателя со студентом

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.

Методы

0,5

Семинар 1. Тема 1. «Происхождение денег, их сущность и функции»

Предусмотрено 1) изучение преимуществ денежной экономики перед безденежной, а также изучение видов денег; 2) теорий денег (металлистической, номиналистической, кейнсианской, монетаристской) и их эволюции.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Роль золота и золотвалютных резервов в современной экономике.

  2. Информационная функция денег: аргументы «за» и «против».

  3. История появления первых денег.

  4. История денег нашей страны.

  5. Современные деньги и их особенности.

  6. Цена товара и факторы, ее определяющие.

  7. Золотые монеты и порядок их эмиссии (выпуска в обращение).

  8. Бумажные деньги, порядок их эмиссии и обращения.

  9. Кредитные деньги, прялок их эмиссии и обращения.

  10. Современные сокровища и их роль.

  11. Функции денег в современной (рыночной) экономике.

  12. Роль номинализма в развитии современной экономики.

  13. Монетаризм в современной денежной политике.

  14. Оценка денежно-кредитной политики России в 1998 -2008 гг. с точки зрения денежных теорий.

  15. Финансовый кризис в России 1998 года, его монетарные причины и роль денег в его преодолении.

  16. Кейнсианские подходы к формированию денежно-кредитной политики.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 2. Тема 2. «Денежная масса и денежный оборот; содержание и структура. Денежные системы»

Предусмотрено решение задач по расчету показателей денежного оборота (определение величины денежной массы, скорости оборота денег, денежного мультипликатора, структуры денежного оборота, коэффициента монетизации и доларизации экономики).

Темы для докладов и рефератов:

  1. Субъекты и объекты расчетов в рыночной экономике.

  2. Правовая база денежных расчетов и ее значение.

  3. Современные электронные системы перевода денег.

  4. Платежные инструменты современной России.

  5. Договор о расчетно-кассовом обслуживании, его структура, содержание и значение.

  6. Проблема очередности платежей и способы ее решения.

  7. Особенности функционирования систем безналичных расчетов за рубежом.

  8. Дуалистическая природа векселя. Вексель как разновидность коммерческих ценных бумаг.

  9. Небанковские кредитные организации – клиринговые учреждения: понятие и содержание деятельности.

  10. Электронные системы безналичных платежей и роль в них банков.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 3. Тема 3. «Выпуск денег в хозяйственный оборот и его макроэкономические последствия»

Предусмотрено изучение действия банковского мультипликатора.

Темы для докладов и рефератов:

  1. «Прогноз кассовых оборотов» и «Баланс денежных доходов и расходов населения»: содержание и назначение.

  2. Причины и последствия расширения налично-денежного оборота в России.

  3. Нормативные основы ведения кассовых операций на предприятии.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 4. Тема 4. «Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия»

Предусмотрено решение задач по расчету уровня инфляции, индексов инфляции, уровня доходности с учетом уровня инфляции.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Денежные реформы в России в 90-е гг. XX века.

  2. Сущность ревалоризации (ревальвации) и ее роль в современных условиях.

  3. Денежные реформы в СССР и их последствия.

  4. Способы поддержания стабильности национальной валюты.

Направления антиинфляционной политики в современной России.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 5. Тема 5. «Экономическое содержание кредитных отношений: содержание, функции, формы и виды кредита»

Предусмотрено решение задач на определение наращенной суммы платежей по начисленным процентам.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Кредит как историческая категория.

  2. Роль кредита в современном рыночном хозяйстве.

  3. Стимулирующая функция кредита и использование ее государством в целях обеспечения экономического роста.

  4. Дискуссионные вопросы принципов кредитования.

5. Проблемы выбора оптимальной процентной ставки в кредитных отношениях.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 6. Тема 6. «Кредитная и банковская системы: понятие и элементы. Особенности современных банковских систем. Тенденция развития в России»

Предусмотрена работа в группах и подготовка презентаций по изучению особенностей кредитных и банковских систем зарубежных стран. Дискуссия по результатам самостоятельного изучения предложенного материала.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Ипотечное потребительское кредитование в России: состояние и перспективы развития.

  2. Проблемы автокредитования в нашей стране.

  3. Формы участия государства в кредитных отношениях.

  4. Состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.

  5. Система и механизм банковского кредитования.

  6. Методы оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица коммерческим банком.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 7. Тема 7. «Функции и операции Центрального банка. Становление системы денежно-кредитного регулирования в России»

Предусмотрено решение задач по расчету влияния инструментов денежно-кредитной политики на величину денежной массы.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России на текущий год.

  2. Независимость центральных эмиссионных банков: необходимость и значение. Последствия создания мегарегулятора.

Э, ПБ, И

0,5

Семинар 8. Тема 8. «Коммерческие банки и их деятельность»

Предусмотрено проведение деловой игры «Получение банковского кредита», цель проведения которой заключается в приобретении её участниками знаний и навыков, необходимых для определения потребности заёмщика в кредите, ознакомлении с кредитным договором, подготовке документов, необходимых для получения ссуды и принятия решения при выдаче кредита.

Темы для докладов и рефератов:

  1. Виды и значение контроля над деятельностью коммерческого банка.

  2. Современные тенденции развития банковского дела.

  3. Небанковские кредитные организации в России: виды, проблемы и перспективы развития.

Э, ПБ, И

Тема 9. «Международные расчетные и кредитные отношения. Воздействие международных финансово-кредитных институтов на систему денежно-кредитных отношений в России»

Темы для рефератов:

  1. Перспективы укрепления валютных курсов мировых резервных валют.

  2. Конвертируемость рубля: достижения, проблемы, перспективы.

  3. Проблемы функционирования мировой валютной системы.

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов

Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения

1.

Использование информационных ресур­сов и баз данных

Тема «Денежная масса и денежный оборот; содержание и структура. Денежные системы»

Поисково-аналитическое задание:

Найдите в интернете на сайте Центрального банка РФ () сведения о структуре денежной массы, купюрности наличных денег, находящихся в обращении. Сделайте выводы.

Расчетно-поисковое задание:

1) на основе полученных сведений рассчитайте показатели денежного оборота.

«Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия»

Поисково-аналитическое задание:

Найдите в интернете на сайте Центрального банка РФ () сведения об уровне и темпах инфляции. Сделайте выводы.

«Кредитная и банковская системы: понятие и элементы. Особенности современных банковских систем. Тенденция развития в России»

Поисково-аналитическое задание: изучите литературу, отражающую особенности кредитных и банковских систем зарубежных стран. Выявите сходства и различия. Подготовьте презентации.

«Функции и операции Центрального банка. Становление системы денежно-кредитного регулирования в России»

Поисково-аналитическое задание: исследуйте динамику ставки рефинансирования в период с ноября 1997 по настоящее время; построить диаграмму и сделайте соответствующие выводы.

«Коммерческие банки и их деятельность»

Поисково-аналитическое задание: 1) на основе «Бюллетень банковской статистики», размещенного на сайте Центрального банка:

    • изучите динамику и тенденции количества коммерческих банков, сделайте диаграммы и соответствующие выводы как в целом по Российской Федерации, так и по Ростовской области;

    • изучите динамику и тенденции привлеченных и размещенных денежных средств в целом по Российской Федерации, в т.ч. по срокам и по субъектам, сделайте диаграммы и соответствующие выводы.

2) на основе «Обзор банковского сектора (Интернет-версия)», размещенного на сайте Центрального банка, проанализируйте динамику и тенденции макроэкономических показателей, характеризующих деятельность банковского сектора за последние пять лет, сделайте диаграммы и соответствующие выводы.

Поисковое задание:

  1. составьте библиографический список нормативных документов, регламентирующих банковскую деятельность с помощью «КонсультантПлюс»;

2) составьте библиографию на тему: «Современная банковская система России, её основные звенья, тенденции и проблемы развития».

2.

Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий

При чтении лекций используются электронные презентации.

3.

Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ

При составлении рабочей программы по дисциплине учитывались учебно-методические материалы Финансовой Академии при Правительстве РФ.

4.

Применение предпринимательских идей в содержании курса

Деловая игра «Получение банковского кредита» предполагает реинтеграцию группами слушателей стандартных банковских операций в новый продукт, рассчитанный на определенную целевую аудиторию (тема «Оценка потребительских свойств чистых банковских продуктов»).

5.

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук

При изучении отдельных вопросов тем «Денежный оборот, его содержание и структура. Денежные системы», «Инфляция, формы ее проявления, причины, социальные последствия, методы борьбы с инфляцией», «Создание двухуровневой банковской системы в России», используется проблемно-ориентированный междисциплинарный подход.

6.

Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.

Проблемные лекции

Лекции- беседы

Семинары-совещания

Деловая игра «Получение банковского кредита»

7.

Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)

  • изучение состояния денежного обращения;

  • изучение состояния банковской системы России; изучение динамики и тенденций количества коммерческих банков как в целом по Российской Федерации, так и по Ростовской области;

  • изучение динамики и тенденций привлеченных и размещенных денежных средств в целом по Российской Федерации, в т.ч. по срокам и по субъектам.

8.

Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач

Подготовка групповых презентаций

Деловая игра «Получение банковского кредита»

9.

Другие



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Управление банковским продуктом» для направления 080500 «Менеджмент» аннотированная магистерская программа

    Учебно-методический комплекс
    Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Финансовый менеджмент», одобренный Ученым советом вуза 30.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Управление инвестиционным финансированием и кредитованием» для направления 080500 «Менеджмент» аннотированная магистерская программа

    Учебно-методический комплекс
    Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Финансовый менеджмент», одобренный Ученым советом вуза 30.
  3. Ростовский Государственный Экономический Университет (ринх)» «Утверждаю» ректор университета Кузнецов Н. Г. 30 июня 2009 г отчет

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие разработанных общеобразовательных программ (ООП) и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  4.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..