Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Российское право предусматривает, что за нарушение исключи­тельного права на объекты промышленной собствен­ности наступает гражданс­ко-правовая, адми...полностью>>
'Документ'
Кто повинен в смерти ваших детей, матерей, отцов, братьев, сестер? Кто виноват в том, что ваши дома разрушены, города лежат в руинах и за жизнь прихо...полностью>>
'Сценарий'
Author: This is a tale about a little puppy. His name is Friend. He is very nice. His ears are long and funny. His eyes are big and black. His nose i...полностью>>
'Конкурс'
- способствовать повышению уровня знаний обучающихся образовательных учреждений области о содержании пенсионной реформы, изменениях в пенсионном зако...полностью>>

Главная > Тематическое планирование

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 8 классе

I четверть - 27 часов

Дата

п/п

ТЕМЫ

Выполнение ГОСа (результаты обучения)

Развитие речи

1

§1. Функции русского языка в современном мире.

Общие сведения о богатстве и выразительности русского языка; основные единицы языка.

Умелое использование лексических средств устной и письменной речи.

2

§2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Умение анализировать звучащую речь; правильное обозначение звуков на письме; уметь выделять ударные и безударные слоги; повторить известные орфограммы (правописание безударных и чередующихся гласных;

Развитие речевого слуха, совершенствование орфоэпических навыков

3

§3. Состав слова и словообразование.

Углубить и обобщить знания учащихся о составе слова (корень, суффикс, приставка, основа слова) и способах образования слов в русском языке.

Конструирование слов по заданной схеме.

4

§4. Лексика и фразеология.

Отработка навыков правильного употребления различных лексических групп; фразеологизмов; закрепить умения работы с различными словарями.

Уметь составлять текст на лингвистическую тему.

5

§5.Морфология.

Повторить определения самостоятельных и служебных частей речи; знать морфологические признаки самостоятельных частей речи.

Работа с таблицами учебника

6

§5. Морфология.

Закрепить навыки морфологического разбора; морфологические признаки служебных частей речи.

Написание рассказа по заданному началу.

7

§6. Стили речи. Строение текста.

Совершенствование знаний о стилях речи; знать отличительные признаки каждого стиля.

Уметь составлять текст в заданном стиле.

8-9

СОКР-1. Изложение.

Проверка знаний и умений письменно излагать свои мысли

Изложение текста.

10

§7. Словосочетание.

Дать понятие о том, что является словосочетанием, а что нет.

Развитие культуры речи: разграничение слов одеть – надеть.

11

§8. Словосочетание

Дать понятие о грамматических видах связи в словосочетании; синонимичные словосочетания.

Сочинение на грамматическую тему

12

§9. Простое предложение.

Понятие о предложении, строение предложения.

13

§10. Основные виды простого предложения.

Систематизация знаний о предложении; совершенствовать умение анализировать предложение по цели высказывания.

Развитие речи: составление предложений по заданной цели высказывания и определённой интонации.

14

§11. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Знакомство с порядком слов в предложении; прямой и обратный порядок слов

Формирование навыков правильного интонирования.

15

СОКР-2.

Тестирование: проверка знаний по изученному разделу.

16

§12. Главные члены предложения.

Систематизация знаний по теме; порядок синтаксического разбора предложения.

Уметь составлять предложения, используя в роли подлежащего цельные словосочетания

17

§13.Подлежащее.

Дать определение подлежащего; способы выражения подлежащего

Конструирование предложений, в которых подлежащее выражается различными способами.

18

§14. Простое глагольное сказуемое.

Дать определение сказуемого; показать взаимосвязь лексического и грамматического значения сказуемого; формы выражения ПГС, повторить наклонения глагола.

Уметь правильно соотносить главные члены предложения.

19

Главные члены предложения.

Систематизация знаний о главных членах предложения;

Сочинение по заданному началу.

20

§15. Составное глагольное сказуемое

Формирование навыков определения СГС; лексическая и грамматическая функция компонентов СГС;

Конструирование предложений, в которых в качестве вспомогательного компонента выступают краткие прилагательные

21

§16. Составное именное сказуемое.

Дать понятие о структуре СИС; роль глагола-связки;

Конструирование предложений с нулевой связкой

22

§17. Тире между подлежащим и сказуемым.

Отработать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Конструирование предложений по изучаемой теме.

23

§18. Главные члены предложения (повторение).

Систематизация знаний по определению подлежащего и типов сказуемого.

Составление текста на лингвистическую тему.

24

СОКР-3.

Диктант с грамматическим заданием.

25

§19. Дополнение.

Систематизация знаний об определении; способы выражения определения в предложении; прямое и косвенное дополнение.

Составление предложений ,

Отрабатывая навыки правильного управления.

26

§20. Определение.

Систематизация знаний об определении; способы выражения определения; согласованное и несогласованное определение.

Совершенствование умений находить в тексте согласованные и не-

согласованные определения; значение определений в художественной литературе.

27

§21. Приложение.

Дать определение приложения; способы выражения приложения; значения приложений; пунктуационное оформление приложений.

Конструирование предложений, в которых одно и то же слово выступает то в роли сказуемого, то в роли приложения

Таблица подсчёта стандартного рейтингового балла

1 четверть

СОКР-1

СОКР - 2

СОКР -3

Итого

Срок проведения СОКРа

8 -9

15

24

Форма проведения СОКРа

Изложение

Тестирование

Диктант

Отводимое на работу время

40 + 40

40 минут

40 минут

Количество элементов ЗУНов

6

20

5

31

Стандартный балл (СБКР)

5

5

5

15

СОКР – 1

Вид работы: изложение

Цель: отработка навыков правильного изложения текста: логическая последовательность, убедительность и грамотность изложения.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. уметь выделять главную мысль текста;

2. уметь приводить убедительные доводы;

3. самостоятельность суждений;

4. соблюдение единого орфографического режима;

5. стилевое единство;

6. орфографические и речевые ошибки.

Изложение

Альфред Нобель

Альфред Нобель был выдающимся шведским изобретателем, промышленником, бизнесменом. Он сделал немало

Открытий в химии, ему принадлежит ряд изобретений в области промышленной технологии. Его компании работали в 20 странах мира. Всего он достиг сам, не имея никакого начального капитала: его отец, промышленник , обанкротился.

Нобель никогда не учился в университет, ни даже в школе. Все свои знания он добыл самостоятельно, изучая научные труды и читая книги. К двадцати годам он уже был выдающимся химиком и лингвистом, владел русским, немецким, французским и английским языками.

Нобель не был односторонним, ограниченным человеком. Он интересовался литературой и философией, много размышлял о смысле жизни. Он мечтал о том времени, когда прекратятся войны и между всеми народами наступит вечный мир. Учёный изобрёл динамит, чтобы облегчить труд горняков и строителей. Взрывая горные породы, рабочие освобождались от тяжёлого ручного труда. Однако вскоре динамит стал использоваться вовсе не по назначению. Он был направлен против человека. Узнав об этом, учёный был потрясён.

Альфред Нобель был бескорыстным и щедрым человеком. Он был очень богатым человеком, но жил скромно. Почти все свои деньги он тратил на различные научные исследования и на помощь беднякам. Когда ему предложили финансировать работы его собственным грандиозным памятником, он ответил: «Я лучше позабочусь о желудках живых людей, чем о своей посмертной славе» Нобель вообще был очень скромен, он всячески избегал известности и искренне недоумевал, почему о нём так много говорят и пишут.

Личная жизнь Нобеля не сложилась. Он никогда не был женат, не имел детей. Всю силу своей неистраченной любви он отдал человечеству.

Альфред Нобель умер в 1896 году. Все свои сбережения и проценты с них он завещал за выдающиеся научные открытия, литературные произведения и успешную деятельность, направленную на защиту мира.

Нобелевская премия – самая почётная премия в мире.

СОКР -2

Вид работы: тестирование.

Цель: проверить полученные знания и навыки по теме «Словосочетание».

Элементы ЗУН, подлежащие проверке.

1. виды словосочетаний;

2. грамматическая связь в словосочетании;

3. способы выражения главного слова;

4. способы выражения зависимого слова;

5. знание лингвистических терминов.

СОКР – 2 Тестирование. Раздел «Словосочетание».

1. Указать строку с видом связи «согласование»

А. Моей страны, ветер странный

Б. Променял свободу, лист опавший

В. Каждый день, прийти в школу

Г. Войти в сад, взять за руку

2. Указать строку с видом связи «примыкание»

А. Прольётся с неба, взять и выйти

Б. Тихо произнёс, шёл размахивая

В. Ночная тишь, три грамма.

Г. Трудолюбивая пчела, рассказал историю

3. Указать строку с видом связи «управление»

А. Персидский поэт, прочитать в книге

Б. Надпись на книге, увидеть их

В. Умное решение, молодой орёл

Г. Свой интерес, двинуться в путь

4. Указать строку, в которой нет словосочетаний.

А. Красная рябина, каждый шаг

Б. Согласно закону, самый трудный

В. Собачий лай, медленно идёт

Г. Прийти поздно, целебный напиток

5. Указать строку, в которой главное слово выражено глаголом.

А. Поднять груз, взять работу, писать карандашом.

Б. Учить детей, красивый вид, тёмная ночь.

В. Взять в долг, большая равнина, сильный мороз.

Г. Сказать шёпотом, каждый день, плавать в бассейне

6. Сколько словосочетаний в следующем предложении: Душа поэта получает толчок из внешнего мира.

А. 3. Б. 4. В. 5. Г. 6.

7. Указать строчку, в которой есть предложение, а не словосочетание.

А. Быстрее ветра Б. Чёрная ворона В. Привлечь внимание Г. Ревела буря.

8. Указать строчку, в которой главное слово наречие.

А. Синяя звезда, неверно ответить

Б. Очень трудно, удивительно интересно.

В. Спорить с родителями, предложить кофе.

Г. Говорить по-турецки, выучить стихотворение.

9. Указать строчку, в которой зависимое слово выражено местоимением.

А. Окликнуть их, позвать её, горячий чай.

Б. Каждый охотник, его куртка, моя сумка.

В. Любовался ими, привлекли внимание.

Г. Чужие вещи, позвать всех.

10. Выберите правильный ответ.

А. Ощущать превосходство над соперником; Б. Ощущать превосходство перед соперником

11. Указать строку, в которой содержится словосочетание с фразеологическим оборотом.

А. Строить воздушные замки

Б. Смотрел с надеждой

В. Странным образом

Г. Что-то трудное.

12. Указать строку, в которой главное слово выражено прилагательным.

А. Алая роза, смущенный человек.

Б. Красный от смущения, известный всем.

В. Трудная победа, тёмные аллеи

Г. Прошлые годы, холодная осень.

13. Указать строку, в которой главное слово выражено местоимением.

А. Предупредить их, заговорить с ним.

Б. Каждый день, первый список

В. Каждый из нас, кто-то из учеников

Г. Что-нибудь интересное, принёс яблоки.

14. Словосочетание – это два или более знаменательных слов, соединённых...

А при помощи сочинительной связи

Б. при помощи подчинительной связи

Г. при помощи сочинительной и подчинительной связи.

15. Вид связи, при котором зависимость слова выражается только лексически, называется...

А. согласованием; Б. управлением; В. примыканием; Г. нет правильного ответа.

16. Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает.....

А. слово как часть речи;

Б. звуковой строй языка;

В. способы образования слов;

Г. строй связной речи.

17. Единицей изучения синтаксиса является ....

А. слово; Б. словосочетание; В. предложение; Г. словосочетание и предложение.

18. Найдите «четвёртое лишнее».

А. более добрый; Б. говорить другу; В. поздняя осень; Г. добрый к людям.

19. Какое словосочетание нельзя заменить «согласованием»

А. украшения из золота; Б. ваза из хрусталя; В. хлеб из пшеницы; Г. комната деда.

20. Выделите словосочетание с типом связи примыкание.

А. привлечь внимание, хлебный квас; В. не принёс молока, не купил хлеба;

Б. работали играя, бежали быстро; Г. играть с ребёнком, слушать внимательно.

СОКР – 3

Вид работы: диктант

Цель: проверка знаний и умений по теме «Предложение. Главные члены предложения»

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. постановка тире между подлежащим и сказуемым;

2. обособление деепричастных оборотов;

3. личные окончания глаголов;

4. правописание окончаний прилагательных;

5. синтаксический разбор указанного предложения.

I вариант.

Приметы

Находить приметы или самым создавать их – очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом.

Приметы на дорогах – это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета – это дым костра. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие в теплоту предсказывает вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд.

Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. (По К. Паустовскому) (134 слова)

II вариант

Заяц в осеннем лесу.

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом4. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно, всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнялся тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам4.

Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивая укрытие понадёжней. Искал и не находил.

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу. (124 слова) (По Г.А. Скребицкому).

Грамматическое задание.

1 вариант. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом.

2 вариант. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам.

Разобрать предложение, дать характеристику; выписать все словосочетания, указать вид грамматической связи.

II четверть – 21 час

Дата

п/п

ТЕМЫ

Выполнение ГОСа (результаты обучения)

Развитие речи

28

§22. Обстоятельства

Систематизация понятия об обстоятельствах, их значении и способах выражения

Употребление обстоятельств образа действия, места и времени.

Конструирование предложений, определение лексического значения слов.

29

§23. Обстоятельства.

Употребление обстоятельств причины, цели, количества, меры, степени, условия и уступки.

Конструирование предложений.

30

§24. Второстепенные члены предложения.

Повторение и систематизация материала по теме. Беседа о природе Узбекистана. Подготовка к сочинению.

Комплексный анализ текста. Мини-сочинение.

3132

СОКР - 4

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Изложение.

Неполные предложения

33

§25. Неполные предложения.

Формирование понятия о неполном предложении. Понятие о контекстуальных и ситуативных неполных предложениях. Постановка тире в неполном предложении.

34

§26. Неполные предложения.

Употребление неполных предложений в диалогической речи.

Комплексный анализ текста.

Простые односоставные предложения.

35

§27. Односоставные предложения.

Дать понятие об односоставных предложениях. Деление односоставных предложений на группы. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым и главным членом -подлежащим. Отличие односоставных предложений от неполных предложений.

Формирование навыков употребления в устной речи осложненных конструкций простых предложений

36

§28. Определенно-личные предложения

Формирование понятия об определённо-личном предложении. Повторение морфологических признаков глагола.

Развитие культуры устной речи

37

§29. Неопределённо-личные предложения.

Формирование понятия о неопределённо- личном предложении. Употребление неопределённо-личных предложений в устной и письменной речи.

Согласование членов предложения.

38

§30. Обобщённо-личные предложения.

Формирование понятия об обобщённо-личных предложениях. Определение лексического значения обобщённо-личных предложений.

Согласование членов предложения.

39

§31. Безличные предложения.

Формирование понятия о безличных предложениях. Повторение морфологических признаков безличных глаголов.

Знакомство с историей появления безличных глаголов.

40

§32. Безличные предложения.

Определение способов выражения сказуемого в безличных предложениях. Повторение синтаксической роли слов состояния. Безличные простые глагольные и составные именные сказуемые.

Объяснение лексического значения слова нет (= отсутствие) и нет (= отрицание).

41

§33. Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым.

Повторение и систематизация материала по теме. Формирование понятия об употреблении определённо-личных предложений в роли обобщённо-личных предложений.

Подготовка к сочинению – описанию.

42

СОКР – 5

Тестирование

Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым.

Проверка уровня усвоения материала.

43

§34. Назывные предложения.

Формирование понятия о назывном предложении. Употребление односоставных назывных предложений в устной и письменной речи.

Культура устной речи. Употребление назывных предложений.

44

§35. Односоставные предложения.

Повторение и систематизация материала по теме. Повторение синтаксических признаков односоставных предложений.

Комплексная работа с текстом.

45

Односоставные предложения.

Осуществление профориентационной работы. Беседа о значении профессии в жизни человека.

Сочинение на заданную тему.

Однородные члены предложения

46

§36. Однородные члены предложения.

Повторение понятия об однородных членах предложения. Однородные подлежащие. Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения.

47

СОКР - 6 Диктант

Проверка знаний.

48

§37. Предлоги при однородных членах предложения.

Отличие однородных членов предложения от повторяющихся слов. Употребление предлогов при однородных членах предложения.

Таблица подсчёта стандартного рейтингового балла

2 четверть

СОКР - 4

СОКР - 5

СОКР -6

Итого

Срок проведения СОКРа

31 - 32

42

47

Форма проведения СОКРа

Изложение

Тестирование

Диктант

Отводимое на работу время

40 + 40

40 минут

40 минут

Количество элементов ЗУНов

6

20

5

31

Стандартный балл (СБКР)

5

5

5

15

СОКР – 4

Вид работы: изложение с элементами сочинения.

Цель: отработка навыков правильного изложения текста: логическая последовательность, убедительность и грамотность изложения.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. уметь выделять главную мысль текста;

2. уметь приводить убедительные доводы;

3. самостоятельность суждений;

4. соблюдение единого орфографического режима;

5. стилевое единство;

6. орфографические и речевые ошибки.

Текст изложения.

Четыре «надо».

На мой взгляд, молодому специалисту и вообще молодому человеку следует преодолеть четыре «надо».

Надо знать. Это условие важное, но, я думаю, самое лёгкое. У нас много знающих , как следует и как не следует поступать. Нельзя, конечно, сказать, что у нас излишек знаний, учиться полезно всем и всегда, но знать – это слишком мало.

Надо уметь. Это нетрудно. Тут предлагается приобщение к жизни, потому что умение даётся только практикой. На глаз или в уме навыка не приобретёшь, следует руки приложить.

Надо желать. То есть быть глубоко заинтересованным. Иметь в жизни пламенную страсть. Но она на пустом месте не загорается, Она возникает у того, кто связал свою жизнь со своим селом, городом, краем, республикой.

Надо действовать. Я не раз встречал людей, которые дальше хотения не шли. Им казалось, что их действие ничего не изменит. Но в тоже время я не раз убеждался в том, что, действуя, рано или поздно своего добьёшься. Нельзя сидеть сложа руки. (Т.Мальцев)

Задание: высказать своё мнение по этим четырём «надо».

Ответить на вопрос: «А как вы считаете, что надо сделать для того, чтобы быть успешным в жизни и состояться как личность?»

СОКР – 5

Вид работы: тестирование.

Цель: проверить полученные знания и навыки по теме «Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения».

Элементы ЗУН, подлежащие проверке.

1. виды односоставных предложений;

2. способы выражения главного члена предложения - сказуемого;

3. неполные предложения;

4. второстепенные члены предложения и способы их выражения;

5. знание лингвистических терминов.

СОКР-5 Тестирование. Односоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

1. Укажите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.

А. Жизнь ... как жизнь.

Б. Счастье .. это видеть плоды своего труда.

В. Пушкин ... громаден, плодотворен, богат.

Г. Я гражданин своей страны.

2. Укажите неправильное утверждение: тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

А. оба главных члена предложения выражены существительным;

Б. оба главных члена предложения выражены числительным;

В. оба главных члена предложения выражены инфинитивом;

Г. перед союзами как, что, будто, словно.

3. Укажите предложение, в котором не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым:

А. Лес ...точно терем расписной.

Б. Жизнь человека ...чудо из чудес.

В. Мир .. это лес.

Г. Писательство ... призвание.

4. Определите тип предложения. Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами.

А. определённо – личное;

Б. неопределённо-личное

В. безличное;

Г. обобщённо-личное.

5. Укажите безличное предложение.

А. Тишина и покой кругом.

Б. Старик любил косить один.

В. Постараюсь сократить остановки.

Г. Стало сумрачно и тихо.

6. Укажите определённо-личное предложение.

А. Ночью не спалось

Б. Вере почудились звуки рояля.

В. Люблю дымок спалённой жнивы.

Г. Вверху гудели обледенелые тополя.

7. Укажите неопределённо-личное предложение.

А. Глухо и равнодушно шумела тайга.

Б. Поздно вечером вышли вдвоём погулять на речку.

В. Жди меня, и я вернусь

Г. На дворе слякотно.

8. Укажите обобщённо-личное предложение.

А. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Б. Шумим, братец, шумим.

В. С утра меня лихорадило.

Г. Спорить с ним я не мог.

9. Укажите 2-составное предложение.

А. Пойдёмте в сад.

Б. Стану сказывать я сказки, песенку спою.

В. На даче спят под стук дождя.

Г. По улицам слона водили.

10. Укажите 1 - составное предложение.

А. Ураганом снесло несколько хижин.

Б. Дождь освежил зелень.

В. Ночь была свежая.

Г. Эвкалипт – быстрорастущее дерево

11. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А. Шли два приятеля вечернею порой.

Б. Облака бегут над морем.

В. Хотел объехать целый свет.

Г. Бедность не порок.

12. Укажите предложение с прямым дополнением.

А. Я ждал тебя.

Б. Спорить с вами я не могу.

В. Я люблю скакать на лошади.

Г. Знает он много рассказов.

13. Укажите косвенное дополнение.

А. У пристани стоял баркас.

Б. Мы решали задачи.

В. Ножом надо было разрезать.

Г. Я не читал этой книги.

14. Укажите согласованное определение.

А. Дом деда был продан.

Б. Однажды я катался на лодке с парусом;

В. Пятая неделя уже к концу идёт

Г. Дайте задание полегче.

15. Укажите несогласованное определение.

А. Установилась хорошая погода.

Б. Тесная квартирка была наполнена гостями.

В. Следы зайца привели к огороду.

Г. В чёрной тишине шумели орешники.

16. Укажите предложение с обстоятельством причины.

А. Вследствие дождей дорогу размыло.

Б. Братья его побежали прятаться.

В. Мы ехали шагом.

Г. Летят стадами птицы.

17. Укажите предложение с обстоятельством цели.

А. Внизу рассыпался аул.

В. Проводи меня до угла.

Г. Мы зашли в магазин прикупить кое-чего.

Г. Я трижды постучал в дверь

18. Приложение – это

А. определение, выраженное существительным;

Б. определение, выраженное существительным, которое согласуется с поясняемым словом в падеже;

В. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей;

Г. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда и откуда?.

19. Укажите предложение , где не надо ставить дефис.

А. Словно кукол() голышей окунают малышей.

Б. Расступись, о старец() море, дай приют моей волне.

В. И вот сама идёт волшебница() зима.

Г. Мы отдыхали на озере() Иссык-куль.

20. Что обозначает приложение в следующем предложении: Чижа захлопнула злодейка-западня.

А. обозначение возраста;

Б. пояснение;

В. имя собственное;

Г. качество предмета.

СОКР - 6

Вид работы: диктант

Цель: проверка знаний и умений по теме «Односоставные предложения с одним главным членом - сказуемым»

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. постановка тире в неполном предложении;

2. постановка знаком препинания при однородных членах предложения;

3. личные окончания глаголов;

4. обособление причастных оборотов;

5. синтаксический разбор указанного предложения.

Диктант Граница между Европой и Азией.

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две ёлки. Одна – в Европе, другая – в Азии4. Холодно на поляне. Люди замёрзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно4.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди - подёрнутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провёл русский географ петровских времён Василий Татищев. Он заметил, что реки Урала текут в двух направлениях: одни – в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев же первым дал им названия: Уральские горы. Учёный назвал их местным именем: по-татарски Урал значит «каменный пояс».

Так определили границу между Европой и Азией4. Теперь едущий или идущий пешком в разных местах увидит пограничные метки. В одном месте это - литое сооружение, похожее на церквушку, в другом – пирамида, кованная из железа. (По В. Пескову) (145 слов)

III четверть 30 часов

Дата

п/п

ТЕМЫ

Выполнение ГОСа (результаты обучения)

Развитие речи

49

§38. Однородные и неоднородные определения.....

Однородные и неоднородные определения. Отличие однородных определений от неоднородных. Повторение морфологических признаков имени прилагательного.

Определение значения синтаксически неделимых сочетаний слов.

50

§39. Синтаксическая роль однородных членов предложения.

Определение синтаксической роли однородных членов предложения. Определение формы сказуемого при однородных подлежащих.

51

§40. Ряды неоднородных членов

Определение рядов однородных членов предложения. Определение лексических связей однородных членов предложения.

Конструирование предложений. Комплексный анализ текста.

52

§41. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения. Повторение морфологических признаков сочинительных союзов.

Определение лексического значения союза да.

53

§42. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Употребление двойных союзов при однородных членах предложения

Конструирование предложений с однородными членами Элементы описания в предложениях с однородными членами.

54

§43/44 Однородные члены предложения

Повторение и систематизация материала по теме.

Сочинение-описание по данному началу.

55

§45. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Формирование понятия об обобщающих словах при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения.

Конструирование предложений с обобщающим словом

56

§45. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Способы выражения обобщающих слов при однородных членах предложения. Употребление уточняющих слов при обобщающих словах.

Конструирование предложений с обобщающим словом.

Составление текста на заданную тему.

57

СОКР – 7 Сочинение

Однородные члены предложения.

58

§46. Однородные члены предложения.

Повторение и систематизация материала по теме.

Комплексный анализ текста.

59

§47. Однородные члены предложения.

Сочинение-описание.

Сочинение.

Обращение. Вводные слова и предложения. Междометия. Слова – предложения.

60

§48. Обращение

Систематизация изученного ранее материала. Знаки препинания при обращении.

61

§49. Обращение.

Способы выражения обращения.

Формирование навыков культурного общения.

62

§50. Вводные слова и словосочетания.

Знаки препинания при вводных словах.

Конструирование предложений.

63

§51. Вводные слова и словосочетания.

Знаки препинания при вводных словах.

64

§52. Значение вводных слов.

Определение значения вводных слов. Формирование навыков отличия вводных слов от членов предложения.

Развитие культуры устной речи

65

§53. Значения вводных слов.

Определение значения вводных слов. Формирование навыков отличия вводных слов от членов предложения.

Конструирование предложений.

66

§54. Вводные предложения.

Формирование понятия о вводном предложении. Пунктуация в предложениях с вводными предложениями.

67

§55. Вводные предложения.

Повторение и систематизация материала по теме.

Развитие культуры устной речи

68 -69

СОКР – 8

Изложение

Вводные слова и предложения. Проверка уровня знаний учащихся.

Изложение повествовательного текста с элементами описания или рассуждения.

70

§56. Слова – предложения. Междометия.

Формирование понятия о словах-предложениях. Выделение междометий и слов-предложений на письме.

Употребление междометий в устной и письменной речи.

Обособленные члены предложения.

71

§57 Понятие об обособлении

второстепенных членов предложения.

Дать понятие об обособленных членах предложения. Общие условия об обособлении определений.

Интонационное выделение обособленных членов предложений.

72

§58 Обособление определений и приложений.

Объяснение условий обособления определений и приложений.

Способы выражения определений.

Развитие культуры устной речи

73

§59 Обособление определений.

Обособление согласованных и несогласованных определений. Знаки препинания при обособлении.

Конструирование предложений, в которых определяемые слова выражены личными местоимениями.

74

§60 Обособление приложений.

Условия обособления приложений. Знаки препинания при обособлении.

Конструирование предложений с распространёнными приложениями.

75

§61 Обособление определений и приложений.

Условия обособления определений и приложений, стоящих после определяемого слова. Знаки препинания при обособлении.

Конструирование предложений.

76

§62 Обособление приложений с союзом как.

Обособление определений и приложений с обстоятельственным оттенком.

77

СОКР – 9 Диктант

Проверка уровня знаний учащихся.

78

Обособление определений и приложений. (Обобщение по теме).

Закрепление навыков обособления определений и приложений при разных условиях.

Формирование навыков употребления в устной речи осложненных конструкций простых предложений

Таблица подсчёта стандартного рейтингового балла

3 четверть

СОКР - 7

СОКР - 8

СОКР -9

Итого

Срок проведения СОКРа

57

68 - 69

77

Форма проведения СОКРа

Сочинение

Изложение

Диктант

Отводимое на работу время

40

40 + 40

40 минут

Количество элементов ЗУНов

6

7

5

18

Стандартный балл (СРБ)

5

5

5

15

СОКР – 7

Вид работы: сочинение «Кем я хочу стать».

Цель: проверка умений письменно излагать свои мысли.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. раскрытие темы;

2. умение составлять устный рассказ;

3. использование в речи элементов характеристики;

4. единство стиля;

5. грамотность.

СОКР – 8

Вид работы: изложение с элементами сочинения.

Цель: проверить умение учащихся выражать свои мысли, а также письменно излагать составленный пересказ текста; воспитательное значение текста.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. анализ содержания;

2. составление плана;

3. раскрытие темы;

4. передача основной мысли;

5. умение самостоятельно и аргументировано излагать свою точку зрению на проблему;

6. богатство словарного запаса;

7. ответ на поставленный проблемный вопрос: «Что нужно делать человеку для того, чтобы быть умным?»

Умные продукты.

Если верить выводам учёных, то первенство принадлежит лесным ягодам, овощам и только потом идет рыба. Причем все эти продукты полезны как для мозга, так и для сердца.

Умнее всего, полагают исследователи, люди становятся от клюквы. В ней содержится большое количество антиоксидантов.

Второе место занимает черника. Там содержатся вещества, улучшающие зрение и слух.

Третье место поделили между собой крупнолистная свекла и капуста. Вещества, содержащиеся в этих овощах, разрушают ферменты, которые в большом количестве приводят к развитию некоторых опасных болезней.

Шпинат, как установили ученые, улучшает работу нервной системы и способствует активизации познавательных способностей.

Замыкает список "умной" еды жирная рыба. Тем, кто хочет стать сообразительнее, бесполезно поглощать кильку в томате: только такие сорта рыбы, как лосось, тунец, сардины и жирная сельдь, содержат жирные кислоты, способные расщеплять вредные ферменты.

Кроме того, как все мы знаем, в такой рыбе много фосфора, питающего мозг.

Многие виды сырых овощей, ягоды и свежие фрукты, особенно те, где содержится много витамина С и сахарозы, очень полезны для мозговой деятельности. Однако питаться только ими, надеясь, что вы станете умнее, ни в коем случае нельзя. Это вызовет ряд нарушений в работе пищеварительной системы. Иначе говоря, питание должно быть разнообразным. Важно только знать меру.

Есть мнение, что повышает интеллектуальную активность шоколад.

Действительно, содержащиеся в нем какао-бобы и какао-масло богаты растительным белком и очень полезны для мозга.

Установлено, что 50 граммов такого шоколада в день снижают общее старение организма. Однако речь идет только о черном горьком шоколаде. Сладкий молочный шоколад содержит много сахара, и злоупотребление им грозит множеством неприятностей.

Стоит человеку переесть, как он сразу становится сонливым, медлительным, апатичным.

Переел и отупел. В рационе должны быть свежие овощи, бобы, много жидкости, но не пиво и крепкий чай, а минералка без газа.

Настоящей пищей для ума можно назвать глюкозу. Именно ее в огромных количествах поглощают клетки мозга. Искать ее следует в зерновых продуктах, картофеле, фасоли из сладкого лучше съесть не торт, а мёд или сладкий фрукт: персик, банан или грушу.

Сама еда не развивает интеллект, но помогает ускорить мыслительные процессы, которые содержат витамины группы В: мясо, рыба, орехи, каши и ржаной хлеб.

Возможный вывод. Вообще важно помнить, что умнее человек становится, прежде всего, не от еды и витаминов. Чтобы развить свой интеллект, надо учиться, читать хорошие книги, общаться с умными людьми, не бояться даже тяжелых умственных усилий.

Мозг, лишенный интеллектуальной тренировки, слабеет, как и тело, обреченное на неподвижный образ жизни.

Иначе говоря, если ума нет, то никакая диета не поможет. Мозг омолаживают еще и головоломки: кроссворды, шарады и другие умственные упражнения.

СОКР - 9

1 вариант.

Вид работы: диктант

Цель: проверка знаний и умений по теме «Обособление второстепенных членов предложений»

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. постановка тире в неполном предложении;

2. постановка знаком препинания при обособленных членах предложения;

3. личные окончания глаголов;

4. обособление причастных оборотов;

5. синтаксический разбор указанного предложения.

I вариант Диктант

Дождевые слова

Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами и водами, с перелётом птиц и с каждым цветком. Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето (это было в лесистой и луговой стороне Средней России).

Тогда я заново узнал много слов. Начну с «дождевых».

Я, конечно, знал о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых.

Но одно дело – знать, умозрительно, а другое – испытать эти дожди на себе. Тогда эти слова оживают. А знаешь ли ты, читатель, чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает быстрый, скорый. Он льётся отвесно, сильно, а мелкий грибной – сонно сыплется из низких туч.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Действительно, сверкающие на солнце капли похожи на крупные слёзы.

(По К.Г. Паустовскому) ( ≈140 слов)

II вариант. Диктант

Сон.

Сонный небосвод исчезал. Весь морозный мир одевало синим шёлком. Очень давно погасли огни. Все спали и видели разные сны: тревожные, беспокойные и пророческие.

Петька был маленький, проблемы его были детские. И сон ему привиделся простой и радостный, как солнечный шар.

Будто бы шёл Петька по зеленому большому лугу, а на лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут, мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, лёгкие и радостные сны, а сверчок всё пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.

Последняя ночь расцвела. Во второй половине её вся тяжёлая синева покрылась звёздами. В неизмеримой высоте зажигались огоньки. По М.А. Булгакову) (≈147 слов)

2 – вариант: СОКР – 9

Тестирование. Вводные конструкции. Обособленные члены предложения.

1. Определите причину обособления в предложении: Трамвай летел, позванивая, к самому морю. (А.Толстой)

А. определение, выраженное причастным оборотом;

В. приложение;

С. обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

Д. обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

2. Укажите обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знаки препинания опущены).

А. Запах белой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны. (Паустовский)

В. За кормою вся в пене быстро мчится река. (М.Горький)

С. Тогда двадцать лет назад мы об этом не думали.

Д. Подумав я решил заночевать здесь

3. Укажите обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием (знаки препинания опущены)

А. Серый дым лениво пачкал прозрачность воздуха.

В. Птицы замолчали с заходом солнца.

С. Она оглянувшись увидела бегущего спортсмена.

Д. Ветер дувший с севера пронизывал до костей.

4. Определите причину обособления в предложении: Потом пришла весна, яркая, солнечная.

А. причастный оборот после определяемого слова;

В. деепричастный оборот;

С. нераспространённые определения, стоящие после определяемого слова;

Д. приложение.

5. Определите причину обособления в предложении: Усталая, она замолчала и присела на лавку.

А. причастный оборот после определяемого слова;

В. определение относится к личному местоимению;

С. приложение;

Д. прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

6. Определите причину обособления в предложении: Я, увы, не понял его.

А. прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

В. определение относится к личному местоимению;

С. приложение;

Д. междометие.

7. Определите причину обособления в предложении: Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе (А.С.Пушкин)

А. имя собственное, стоящее после нарицательного, служит для уточнения;

В. причастный оборот после определяемого слова;

С. деепричастный оборот;

Д. прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

8. Определите причину постановки дефиса в предложении: Ходил Стенька в Астрахань–город (Пушкин).

А. деепричастие;

В. нарицательное существительное, стоящее после имени собственного, сливается в одно слово;

С. междометие;

Д. вводное слово.

9. Определите, почему не обосабливается обстоятельство в следующем предложении: До двух часов занятия должны идти не прерываясь.

А. приложение, стоящее перед именем собственным;

В. причастный оборот, стоящий перед определяемым словом;

С. деепричастия никогда не обосабливаются;

Д. деепричастие перешло в наречие.

10. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон.

В. Мальчик, глядя в окно вагона, улыбался.

С. Молча глядя мимо он слушал вполуха.

Д. Собака бежала впереди, помахивая хвостом.

11. Укажите, где должны стоять запятые в следующем отрывке (знаки препинания опущены):

Повеселясь1 на буйном пире2

Вернулся поздно я домой;

Ночь3 тихо бродит по квартире4

Храня уютный угол мой. (А.Блок)

А. 2,3;

В. 1,3;

С. 2,4;

Д. 1,2.

12. Укажите предложение, где нет обращения:

А. Где был ты, сын? В. Я вас, пожалуй, в избу проведу.

С. Куда ты скачешь, гордый конь? Д. О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов)

13. Установите причину обособления несогласованного определения в предложении: Через две минуты он, в недорогом костюме цвета небесной лазури, бесшумно проскользнул в кабинет (Г.Гребнев).

А. определение относится к имени собственному;

В. определение относится к личному местоимению;

С. определение относится к имени существительному со значением профессии;

Д. определение отделено от определяемого слова другими членами предложения.

14. Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в следующем предложении: Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В.Железников)

А. оборот имеет значение «в качестве»;

В. оборот имеет значение образа действия;

С. оборот имеет значение уточнения;

Д. оборот является устойчивым сочетанием.

15. Укажите причину, по которой отсутствуют знаки препинания в предложении, имеющем оборот с союзом как: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу (К.Федин).

А. оборот имеет значение причины;

В. оборот имеет дополнительное значение;

С. оборот имеет значение «в качестве»;

Д. оборот выступает в роли сказуемого.

16. Особый вид определения, выраженного именем существительным, называется

А. приложением;

В. причастным оборотом;

С. обстоятельством уступки;

Д. сравнительным оборотом.

17. Обособление - это

А. интонационное выделение членов предложения;

В. смысловое выделение членов предложения, придающее им большую значимость;

С. произвольное выделение членов предложения;

Д. правильные ответы А и В.

18. Слова, служащие для выражения различных чувств, переживаний, побуждений называются

А. обращениями;

В. междометиями;

С. причастными оборотами;

Д. вводными словами.

19. Укажите неверное утверждение:

А. не обосабливается причастный оборот, стоящий перед определяемым словом;

В. не обосабливается одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения;

С. не обосабливается оборот с союзом как в значении «в качестве»;

Д. не обосабливается определение, относящееся к личному местоимению.

20. Сколько запятых должно быть поставлено в следующем предложении (знаки препинания опущены):

Стрелой вонзаясь в города

свистя в полях гремя над бездной

летят немолчно поезда

вперёд по полосе железной. (В.Брюсов).

А. 2;

В. 4;

С. 3;

Д. 1.

IV четверть 24 часа

Дата

п/п

Тема

Выполнение ГОСа (результаты обучения)

Развитие речи

79

§63. Обособление обстоятельств

Повторить понятие о способах выражения обстоятельства. Случаи обособления обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Работа с синтаксическими синонимами.

80

§64. Обособление обстоятельств

Выражения обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием. Развитие пунктуационных навыков.

Конструирование предложений с обособленными и необособленными деепричастиями.

81

§65. Обособление обстоятельств

Обособление обстоятельств, выраженных именем существительным с предлогом.

Повторение правил употребления и правописания производных предлогов.

Развитие культуры речи.

82

§66. Обособление определений и обстоятельств.

Повторение и систематизация изученного материал: все случаи

обособления обстоятельств.

Конструирование предложений.

83

§ 67. Обособление уточняющих второстепенных членов предложения

Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. Повторение употребления местоимений и наречий.

84

§68. Обособление пояснительных и присоединительных оборотов.

Лексическое значение и синтаксическая роль пояснительных и присоединительных оборотов.

Конструирование предложений.

85

§69. Обособление дополнений

Дать понятие о случаях обособления дополнений. Повторение определения лексического значения производных предлогов.

86

§70. Обособленные и уточняющие члены предложения.

Повторение и систематизация материала. Условия обособления второстепенных членов предложения и выделения на письме пояснительных и присоединительных оборотов

Комплексный анализ текста.

87-88

СОКР - 10 Изложение

Изложение с элементами сочинения.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

89

§71. Прямая речь.

Дать понятие о способах передачи чужой речи. Систематизировать знания о прямой речи.

Определение лексического значения глаголов.

90

§72. Прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи. Рассмотреть случаи, когда авторская речь находится внутри прямой речи.

91

§73. Косвенная речь

Понятие о косвенной речи. Способы передачи косвенной речи (простое и сложное предложение)

Замена предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью.

92

§74. Замена прямой речи косвенной.

Рассмотреть способы замены прямой речи косвенной. Отработать пунктуационные навыки.

Вопросительные предложения в прямой речи. Замена их косвенной речью.

Уметь перестраивать предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

93

§75. Диалог

Систематизация знаний по оформлению диалогической речи. Повторение неполных предложений и слов предложений.

Интервью.

94

§76. Цитата

Общее понятие о цитате. Постановка знаков препинания в цитатах. Использование цитат к в качестве эпиграфа.

Устное сочинение с использованием цитат из прочитанных произведений.

95

§77. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

Повторение и обобщение материала по теме.

Комплексный анализ текста.

96

СОКР- 11 Диктант

Повторение изученного в VIII классе

97

§78. Синтаксис простого предложения.

Повторить предложения по цели высказывания, по наличию второстепенных членов предложения.

Комплексный анализ текста

98

§79. Главные члены предложения.

Повторить типы и способы выражения главных членов предложений. Тире между подлежащим и сказуемом в простом предложении.

Комплексный анализ текста

99

§80. Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены, синтаксическая роль второстепенных членов предложения.

Комплексный анализ текста

100

§81. Однородные члены предложения.

Отличительные особенности однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения.

Комплексный анализ текста

101

§82. Вводные слова, обращения, междометия. Предложения с прямой речью.

Повторение структуры простого предложения. Знаки препинания при обращении, вводных словах, междометиях, словах-предложениях.

Комплексный анализ текста

102

§83. Обособленные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Комплексный анализ текста

Таблица подсчёта стандартного рейтингового балла

4 четверть

СОКР-10

СОКР - 11

Итого

Срок проведения СОКРа

87 -88

96

Форма проведения СОКРа

Изложение

Диктант

Отводимое на работу время

40 + 40

40 минут

Количество элементов ЗУНов

6

5

11

Стандартный балл (СРБ)

5

5

10

СОКР- 10

Вид работы: изложение с элементами сочинения.

Тема: обособленные члены предложения.

Цель: проверка умения выражать свои мысли; воспитательное значение текста.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. умение передавать основную мысль;

2. умение выражать свою точку зрения;

3. богатство словарного запаса;

4. знаки препинания при прямой речи;

5. использование в письменной речи сложных синтаксических конструкций.

Обыкновенный человек.

Притча

В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца - изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, положил ведро в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- И это ещё не человек, ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал его верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный, - ответил дед. (По В. Сухомлинскому)

Творческое задание к изложению:

  1. Дать оценку поступкам всех трёх проезжих.

  2. Охарактеризовать их.

  3. Сделать вывод, чему учит этот рассказ-притча.

СОКР – 11

Вид работы: диктант

Тема: знаки препинания при прямой речи.

Цель: проверка знаний, повторение изученного.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. обособление обстоятельств;

2. знаки препинания при прямой речи;

3. орфография;

4. сложные синтаксические конструкции;

5. безударные гласные в корнях.

Диктант

I вариант

Икар

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.

Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?» Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.

Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».

Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал вниз и скоро исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха. (≈132 слова)

II вариант.

Диктант

Андерсен

Чему посвятил свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен? Почему его имя и сказки живут до сих пор? На эти вопросы прекрасно отвечает одна из лучших сказок Андерсена «Улитка и розовый куст», в которой в образе улитки показано самодовольное существо. Оно ничего полезного не делает, а только критикует других. Под видом розового куста писатель изобразил самого себя. На все злобные выпадки улитки розовый куст скромно замечает: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас! Я мог дать миру только розы! А что вы дали?»

Розы Андерсена – это сказки и истории. В них писатель воспевал справедливость, добро, любовь, чувство человеческого достоинства.

Андерсен любил свою Данию, свой народ и ненавидел войны, которые приносили его соотечественникам одни страдания. «Пусть голубь мира летает над странами!» - призывал он.

По-разному входят сказки Андерсена в нашу жизнь, но чаще всего они смело и весело врываются в мир нашего детства. Самая первая из знаменитых сказок «Огниво» начинается так: «Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два!» Вот так же, как этот солдат, бодро и весело шагают с нами по жизни, все истории Андерсена (По Л.Ю. Брауде); [145 слов]

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование по русскому языку для 9 класс

    Урок
    Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге
  2. Тематическое планирование по русскому языку для 6 класс

    Тематическое планирование
    Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Устное сочинение-описание с элементами повествования. По натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»
  3. Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе

    Тематическое планирование
    1 13 Употребление прописных букв. 1 14 Буквы ь и ъ. 1 15 Р.р. Типы речи. Текст. 1 1 Орфограммы корня. 17 18 Правописание окончаний слов 19 0 Контрольная работа № – диктант.
  4. Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (2)

    Тематическое планирование
    Лексика и фразеология 1 Что изучает лексика и фразеология Таблица деликатный Безуд.гласн.,непро- износим.
  5. Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (3)

    Тематическое планирование
    Связь слов в словосочетании 1 10 Синтаксический разбор словосочетаний. 1 11 Строение и грамматическое значение предложений.

Другие похожие документы..